Технологическая карта по русскому языку 2 класс по теме "Корень слова"
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)
Технологическая карта по русскому языку 2 класс по теме "Корень слова"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta_uroka_po_russkomu_yazyku_2_klass_po_teme_koren_slova.doc | 101 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока русского языка
УМК «Школа России»
Класс: 2
Учитель: Соломина Н.В
Тема урока: «Корень слова»
Тип урока: урок открытия нового знания
Цель: создание условий для ознакомления учащихся с понятиями «корень слова», «однокоренные слова» в процессе изучения новой темы «Корень слова. Однокоренные слова»
Задачи:
Образовательные:
- закрепить знания понятия «антоним», правил: правописания безударных гласных в слове,
- познакомить детей с понятием «корень слова», «однокоренные слова»; понимать лексическое значение однокоренных слов и корня в них;
- формировать умения: находить корень в словах, однокоренные слова при выполнении упражнений;
- закрепить у детей умение находить корень в словах, умение находить однокоренные слова и включить их в общую систему знаний и умений;
- формировать умение планировать свою деятельность.
Развивающие: развивать устную и письменную речь, внимание, умение устанавливать причинно - следственные связи, контроль и самоконтроль.
Воспитательные: воспитывать ценностное отношение к письму как виду речевой деятельности, уважительное отношение друг к другу; стремление к познанию нового.
Планируемые результаты:
1.Регулятивные: принимать и сохранять учебную цель, планировать собственную деятельность по ее достижению, отбирать средства и способы ее выполнения, осуществлять самоконтроль и самооценку своей деятельности.
2.Коммуникативные: взаимодействовать и сотрудничать со сверстниками и преподавателем в процессе решения учебных задач и проблем, формулировать и аргументировать собственную позицию
3.Познавательные: осуществлять поиск и анализ информации по заданным правилам грамматики, ориентироваться в различных источниках информации (словарь)
4.Личностные: самостоятельно оценивать и принимать решения, оценивать результаты учебной деятельности.
Дидактическое и техническое оснащение: презентация, проектор, компьютер, карточки для работы в парах, рисунки домиков , карточки со словами для работы в группе , материалы для рефлексии (домики).
Длительность: 4о минут
Литература, использованная при подготовке к уроку:
- Русский язык. 2 класс: учебник для общеобразовательных учреждений: в 2 ч. / В. П. Канакина,В. Г. Горецкий. – М.: Просвещение, 2019
- Инфоурок [Электронный ресурс]: ведущий образовательный портал России. Разработка урока русского языка во 2 классе «Корень как часть слова» УМК «Начальная школа XXI века»/. -
- Doc4Web [Электронный ресурс]: хостинг документов ученикам и учителям./ Конспект урока по русскому языку во 2 классе "Корень как общая часть родственных слов". – Электрон. дан. – М.: Хостинг документов, 2014 – 2017, - Режим доступа: https://doc4web.ru свободный. - Загл. с экрана
Характеристика этапов урока
Этап урока, время | Задачи | Методы и приемы работы | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Форма организации учебной деятельности | Дидактические средства, интерактивное оборудование | Планируемые результаты | ||
Предметные | Метапредметные | Личностные | |||||||
1. Ценностно-мотивационный 1 мин. | Создать мотивационную установку на предстоящую деятельность | Словесный метод (художественное слово) | -Здравствуйте, ребята! Прозвенел для нас звонок Начинается урок. К нам без опоздания Приходи, старание. Помоги нам потрудиться: Мы пришли сюда учиться. | Учащиеся приветствуют учителя стоя, друг друга, настраиваются на работу. | Фронтальная | Слово педагога | - | Р -самоконтроль К - слушать учителя и других учащихся. | Возникновение учебной мотивации. |
2. Минутка чистописания 5 мин | Закрепит. умения каллиграфически верно писать буквы Д, д. Упражнять в написании безударной гласной буквы в слове с помощью подбора проверочных слов | Словесный метод (объяснение), метод языкового анализа (устное проговаривание); практический метод (упражнение); Выделение и объяснение орфограмм | - Запишите число , классная работа На доске: дерево, радуга, , дым, город (слайд 2) - Прочитайте слова. - Сегодня на минутке чистописания мы будем писать букву, которая есть во всех данных словах. Определите, какая это буква. (д) - Дайте рекомендации друг другу по написанию строчной и заглавной буквы Д (слайд 3, 4) - Пропишите Буквы Дд. Послушайте загадку Не паровоз, не пароход, а из трубы дым идет, Из бруса деревянный, Уютный, теплый, славный - Напишите три раза слово Дом. Сегодня вы будете оценивать себя и друг друга домиками. Если у вас все хорошо и нет ошибок, вы рисуете домик напротив задания с красной крышей, если не справились, то домик с синей крышей - а теперь прочитайте пословицу Дом не велик, а л.жать не велит. - Объясните смысл пословицы. - запишите пословицу в тетрадь вставляя пропущенные орфограммы. А теперь проверьте, как вы записали. | Учащиеся записывают число, классная работа в тетрадь читают слова, определяют букву Д, вспоминают правила написания букв Д,д Прописывают буквы Д, д Отгадывают загадку (Дом) Прописывают слово Дом Слушают учителя Читают пословицу, объясняют смысл пословицы, записывают пословицу себе в тетрадь, вставляя орфограммы Дом не велик, а лежать не велит. Проверяют, объясняют орфограммы. Оценивают себя | Фронтальная, парная, | Презентация к уроку, слово педагога | Закрепление умений написания строчной и прописной букв Д, д Упражнение в написании безударной гласной буквы в слове с помощью подбора проверочных слов | Р -самоконтроль К - слушать учителя и других учащихся. | учебная мотивация. - положительное отношение к предмету; - умение оценивать собственную деятельность; |
2. Актуализация знаний 5 мин. | Упражнять в применении знаний о противоположных по смыслу слов (антонимах) | Словесный метод (объяснение), метод языкового анализа (устное проговаривание); практический метод (упражнение); взаимоанализ и взаимооценка, взаимопроверка | - Ребята, у вас на столах конверты с пословицами, но слова разделены. Ваша задача собрать пословицы, работаете в паре. - Давайте проверим, что у вас получилось? Прочитайте (Слайд) Ученье – свет, а не ученье – тьма. Добро всегда побеждает зло. Глупый осудит, а умный рассудит. - А теперь посмотрите внимательно на пословицы, какие слова есть в каждой пословице? - Что такое антонимы? - выпишите из пословицы пары противоположных слов (слайд) Свет – тьма, ученье – не ученье, добро - зло, глупый – умный - Поменяйтесь тетрадями, проверьте, оцените - У кого домики с красной крышей? С синей крышей? | Учащиеся собирают пословицы, Проверяют правильность выполнения задания Отвечают на вопросы ( в каждой пословице, есть антонимы, антонимы – это противоположные по смыслу слова) Выполняют задание, Меняются тетрадями, проверяют, оценивают друг друга | Фронтальная, парная, индивидуальная | Презентация, компьютер, доска, проектор, карточки с разобранными пословицами на каждую парту | Закрепление знаний о правилах правописания имён существительных овладение первоначальными представлениями о грамматических нормах русского языка | К-взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и преподавателем осознанное построение речевого высказывания - поиск и анализ информации по заданным правилам грамматики -постановка проблемы | Л- положительное отношение к предмету; -умение оценивать успехи; -умение признавать ошибки. -оценка результатов учебной деятельности |
3. Определение темы и целей урока 4 мин | Совместное целеполагание и планирование Формировать понятие «корень слова» | Словесный (объяснение, беседа) метод | (Слайд) - А теперь прочитайте слова , какое слово будет лишим? - почему? Дом, домашний, домик, домовой, изба. - Проверьте (слайд), оцените себя - от какого слова образованы данные слова? - Ребята вспомните и назовите, из каких частей состоит дерево. - А без какой самой главной части растения не смогли бы выжить, эта часть питает растение удерживает его в земле? - Так и в словах есть часть, без которой они не могут обойтись. И как же она называется? Где мы можем об этом узнать? -Как называется главная часть слова? - Назовите тему урока? Ребята, а как вы думаете, какие вопросы можно рассмотреть в этой теме? | Учащиеся читают, находят лишнее слово (изба) Корень, ствол, крона: ветви с листьями. -Без корня. - В учебнике (дети открывают страницу 61 учебника), читают правило - Корень слова -Что такое корень слова? - Роль корня в слове? - Как выделить корень в слове? | Фронтальная | Презентация (тема и цели) | - Овладение понятием «корень слова» | К -взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и преподавателем в процессе решения учебной задачи, Р-принятие и сохранение учебной цели, планирование собственной деятельности по ее достижению | Л-- положительное отношение к предмету; |
5. формирование новых знаний 5 мин. | Формировать знания о понятиях «корень слова», «однокоренные слова». | Словесный (объяснение, беседа), метод зрительного запоминания (выделение орфограмм) | - Давайте с вами теперь поподробнее узнаем, что такое корень слова. У вас на столах лежат толковые словари. Поработайте в парах и найдите значение этого слова в словаре. Но будьте внимательны. Ведь слово «корень» имеет много значений, а нам нужно только то значение, которое относится к русскому языку. - Верно. Давайте теперь вернёмся к нашей оставшейся группе слов. Какую одинаковую часть слова вы видите во всех этих словах? - Правильно. «Дом» во всех этих словах будет являться корнем. - Ребята, как вы думаете, как же можно назвать эти оставшиеся слова, у которых одинаковый корень и похожее значение? Кто они друг другу? - Правильно. У нас у всех есть мама, папа, братья, сёстры. В семье родственники похожи друг на друга. Семьи бывают разные: большие и маленькие. В одной семье три человека, у кого - то шесть. А есть и большие семьи, где десять и более человек. В русском языке тоже есть родственники. Это родственные слова. Их еще называют однокоренными. Эти слова похожи друг на друга. – Сформулируйте определение родственных (однокоренных) слов. - Выделите корень в словах (показываю как) ( слайд) | - Корень – это главная значимая часть слова, в которой заключено общее лексическое значение слов. - дом- -Лишнее слово – изба. - Потому что все остальные слова близкие по значению, а это – нет. - Родственники, родные. - Родственными (однокоренными) называют слова, которые близки по смыслу и имеют одинаковый корень. Выделяют корень | Фронтальная, парная | Доска. Презентация | Овладение понятием «корень слова», «однокоренные слова» | П - - нахождение и исправление ошибок; - извлечение информации, представленной в разных формах; - осуществление анализа однокоренных слов; К - высказывание и обоснование своей точки зрения. | Л-- умение оценивать успехи; - умение признавать ошибки. |
6. Физминутка 2 мин. | Смена видов деятельности, снятие интеллектуального напряжения | Словесный (объяснение)метод, наглядный метод (показ) | - Давайте с вами немного отдохнём. А для этого поиграем в игру «Руки – ноги». Я буду ведущим. Если я говорю ноги, вы встаёте, если руки – вы поднимаете руки вверх. Если вы уже стоите, и я говорю ноги, то вы садитесь, если у вас руки уже вверху, а я говорю руки, то вы их опускаете. - Руки поставили на пояс, посмотрели на окно, на дверь. – Зацепились за свои ушки и потянули их вниз несколько раз. | Дети выполняют упражнение | Фронтальная | Видеозапись физкультурной минутки | - | Р - осуществление самоконтроля и оценки своей деятельности | -ценностное отношение к своему здоровью |
7. Первичное закрепление нового знания. 5 мин. | Формировать у детей умение находить корень в словах, умение находить однокоренные слова | Словесный (объяснение, беседа), практический метод (упражнение), самооценка. | А теперь я предлагаю вам выполнить такое задание. Запишите родственные слова 1-й ряд – с корнем «лес», 2-й ряд – с корнем «сад», 3-й ряд – с корнем «вода». - Проверяем и оцениваем себя. Эталон правильных ответов вы видите на слайде. У кого результаты совпали с эталоном, поставьте плюс. Скажите у кого есть другие слова? - выделите корень - Оцените себя | Учащиеся выполняют задание Сверяют с эталоном Лесной, лесник, лесничий, лесовичок, перелесок. Сад, садик, садовый, садовник, посадил. Вода, водный, водолаз, водичка, водяной. Проверяют, выделяют корень, оценивают себя) | Фронтальная, индивидуальная | Доска, Презентация к уроку | - овладение умением находить корень в словах, умением находить однокоренные слова | - рефлексия процесса и результатов деятельности. | Самостоятельно оценивать и принимать решения, оценивать результаты учебной деятельности. - осознанность учения. -самооценка |
8. Самостоятельная работа и проверка по эталону. 3 мин. | Закрепить у детей умение находить корень в словах, умение находить однокоренные слова | Словесный (объяснение, беседа), Практический метод (упражнение) | - Молодцы. А теперь выполним с вами задание в учебнике упр 87, стр 62 Теперь проверим по эталону на слайде. - Молодцы. Все справились с этим заданием. Что нужно сделать, чтобы правильно определить корень в слове? - Оцените себя | Учащиеся выполняют задание Сверяют с эталоном Оцениваю себя подобрать как можно больше однокоренных слов, та часть, которая не изменяется и будет корнем слова. | Фронтальная, групповая | Презентация, | - овладение умением находить корень в словах, умением находить однокоренные слова | Р- использование новых знаний при выполнении упражнений | Л – осуществление анализа результатов учебной деятельности – |
9. Закрепление полученных знаний 5 мин | Закрепить у детей умение находить корень в словах, умение находить однокоренные слова | Практический метод (упражнение) Временная работа в малых группах. | - поработаем в группах (3 группы) - Каждой группе выдается рисунок пустого домика, клей и карточки со словами. - И так ваша задача - 1 группа заселяет свой домик словами с конем РЫБ - 2 группа заселяет свой домик словами с корнем ВОРОН - 3 группа заселяет свой домик словами с корнем ГРИБ - готовые домики вывешиваются и проверяются по эталону. - Так же каждой группе выдан маленький домик, закрасьте крышу домика в соответствующий цвет (красный или синий) | Учащиеся делятся на три группы, выполняют задания Проверяют выполнение задания, оценивают | Групповая Фронтальная | Рисунки домиков, карточки со словами, презентация к уроку | П –извлечение информации, представленной в разных формах; -анализ и обобщение учебной информации высказывание и обоснование своей точки зрения; | ||
9. Подведение итога урока 2 мин. | Включить полученные знания о корне слова и однокоренных словах в общую систему знаний и умений | Словесный (объяснение) метод | - Итак, ребята, вот наш урок подходит к концу. Как вы думаете, мы выполнили те задачи, которые ставили в начале урока? - Что мы узнали сегодня нового? | - Да, выполнили. - Мы узнали, что такое корень слова и однокоренные слова, какова роль корня в слове, как выделить корень в слове. | Фронтальная | Презентация | - | П - рефлексия процесса и результатов деятельности. | - самооценка; - осознание важности изучения данной темы |
10. Рефлексия 2 мин. | Анализ и оценка образовательных результатов, учебной деятельности | Словесный (объяснение) Самооценка | - Продолжите фразу, которая на слайде. - Я узнал… - Я научился… - Мне понравилось… - Покажите, пользуясь светофориками, как бы вы оценили свою работу. - Синий цвет – если вы довольны своей работой, вам было интересно. - Зеленый цвет – если вы затруднялись в выполнении заданий, что-то осталось непонятным. - Красный цвет – если вам на уроке многое не удавалось, затруднения возникли при выполнении многих заданий. | Продолжают фразы Оценивают собственную деятельность | Фронтальная | Презентация | - | Р- самоконтроль П - рефлексия процесса и результатов деятельности. | самооценка; - осознанность учения. |
11. Домашнее задание 1 мин. | Словесный (объяснение)метод | - Выучить правило с. 61. Упр. 87. - Вы хорошо работали на уроке. Молодцы! Спасибо! | Учащиеся записывают домашнее задание | Фронтальная | Презентация | - | Р - самоконтроль |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАЗРАБОТКА УРОКА Предмет: русский язык Класс: 2 Тема: Корень слова. Однокоренные слова.
РАЗРАБОТКА УРОКАучителя начальных классов МОУ гимназии № 35 г. о. Тольятти Цветковой Ирины Юрьевны.Предмет: русский языкКласс: 2Тема: Корень слова. Однокоренные слова. ...
Технологическая карта урока русского языка "Чередование согласных в корне слова" 2 класс УМК НШ 21 века
В данной разаботке содержится технологическая карта урока русского языка во 2 классе по теме "Чередование согласных в корне слова"...
Технологическая карта урока русского языка Класс: 3 Тема: «Проверяемые парные по звонкости-глухости согласные в корне слова»
Актуальность проекта Федеральный государственный образовательный стандарт предъявляет новые требования в структуре с...
Технологическая карта урока русского языка "Безударные гласные в корне слова" (УМК "Перспектива", 3 класс)
Цель урока: расширение и обобщение знаний учащихся о безударных гласных в корне слова.Задачи урокаДидактические:Закрепить понятия «ударные» и «безударные» гласные;Соверше...
Технологическая карта урока русского языка "Проверка орфограммы в окончании слов, называющих действие" (УМК "Система Эльконина-Давыдова", 3 класс)
Цель урока: формирование знаний о правописании личных окончаний глаголов.Задачи урокаДидактические:закрепление знаний о правописании личных окончаний глаголов;закрепление умения определять спряжение г...
Технологическая карта урока русского языка «Как можно объяснить значение слова» ( УМК " Школа России", 2 класс)
Тема урока «Как можно объяснить значение слова»Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование условий для знакомства обучающихся с понятием «лексическое знач...
Технологическая карта урока русского языка "Чередование звуков в суффиксах слов видимое на письме. Е и О - бедные гласные" (УМК "Перспективная начальная школа", 3 класс, Н.А. Чуракова)
Тип урока: «открытия» нового знания. Цель урока: углубление и расширение знаний и умений учащихся о беглых гласных звуках в словах. Задачи урока:Дидактические:1.Вспомни...