Учебно – методический материал по разделу «Орфоэпия»
методическая разработка по русскому языку на тему

ЗАВГОРОДНЯЯ СВЕТЛАНА  АЛЕКСАНДРОВНА

Название: «ФОРМИРОВАНИЕ ПРАВИЛЬНОЙ УСТНОЙ РЕЧИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ОРФОЭПИЧЕСКИХ СЛОВАРЕЙ»

Предметная область: русский язык

Возраст детей, класс: 8-9 лет, 2класс

Задача учителя: вызвать у детей интерес к собственной устной речи и к речи окружающих людей, потребность к постоянному её совершенствованию, показать роль словарей в улучшении речи.

Цель достигается за счёт последовательного решения следующих задач:

  • провести проблемный анализ педагогической, психологической, лингвистической и методической литературы, а также действующих программ и учебников начальной школы по русскому языку;
  • разработать систему заданий орфоэпической направленности;
  • включить задания в работу с орфоэпическим словарем:
  • проверить эффективность методики формирования правильной устной речи младших школьников. 

Описание: введение понятия - орфоэпия, значимость словарей, анкетирование среди учителей, проведение диагностики среди учащихся

Информационные технологии: электронные тренажёры, электронные технологии, электронный словарь

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБОУ СОШ № 7

МО Староминский район

 

«Формирование правильной устной речи младших школьников посредством орфоэпических словарей», включающий диагностику достижения результатов и дидактические задания

(учебно – методический материал по разделу «Орфоэпия»)

Материал подготовила:

 учитель начальных  классов

 МБОУ СОШ №7, ст. Канеловской

Завгородняя

 Светлана Александровна

 

2013год

Аннотация

Название: «ФОРМИРОВАНИЕ ПРАВИЛЬНОЙ УСТНОЙ РЕЧИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ОРФОЭПИЧЕСКИХ СЛОВАРЕЙ»

Предметная область: русский язык

Возраст детей, класс: 8-9 лет, 2класс

Задача учителя: вызвать у детей интерес к собственной устной речи и к речи окружающих людей, потребность к постоянному её совершенствованию, показать роль словарей в улучшении речи.

Цель достигается за счёт последовательного решения следующих задач:

  • провести проблемный анализ педагогической, психологической, лингвистической и методической литературы, а также действующих программ и учебников начальной школы по русскому языку;
  • разработать систему заданий орфоэпической направленности;
  • включить задания в работу с орфоэпическим словарем:
  • проверить эффективность методики формирования правильной устной речи младших школьников.  

Описание: введение понятия - орфоэпия, значимость словарей, анкетирование среди учителей, проведение диагностики среди учащихся

Информационные технологии: электронные тренажёры, электронные технологии, электронный словарь

Описание работы:

  Наше время – время свободы слова как одного из неотъемлемых прав человека. Но это право требует умения пользоваться тем ценнейшим даром, которым наделён человек, - даром слова, умением передавать словами чувства, мысли, знания, убеждать, доказывать, утешать. Вопросами культуры речи занимаются  выдающиеся ученые нашего времени: И.Б. Голуб, Л.К. Граудина, Н.А. Ипполитова, О.Ю. Князева, Т.А. Ладыженская, М.Р. Львов,  М.Р. Саввова, Е.Н. Ширяев. Многие из них рекомендуют начинать приближение к современному речевому идеалу  как можно раньше.

        Правильная речь младшего школьника – одна из центральных проблем в современной методике начального обучения. Надо, чтобы на уроках дети осваивали то, что очень важно в жизни каждого человека – свободное владение языковыми нормами. Чем речь точнее, образнее выражает мысль, тем значительнее человек как личность и тем ценнее он для общества. Начинать орфоэпическую  работу как составляющую часть работы над культурой речи младших школьников  нужно в период обучения грамоте и в ходе изучения фонетики.

        К сожалению, практика показывает, что далеко не все учителя начальных классов ведут непрерывную, целенаправленную систематическую орфоэпическую работу с использованием орфоэпических словарей.

        Задача учителя – вызвать у детей интерес к собственной устной речи и к речи окружающих людей, потребность к постоянному её совершенствованию, показать роль словарей в улучшении речи. Значение словарей в жизни современного человека велико, так как ежедневно возникают вопросы типа,  как сказать, что это такое,  как написать то или иное слово, как поставить ударение в слове и т.п. Можно самостоятельно решить эти вопросы, поработав со словарями разных типов. Выдающийся русский  лингвист  И.И. Соболевский писал  о том, что словарь отечественного языка есть одна из самых необходимых настольных книг для всякого образованного человека. Именно  школа  должна  подготовить такого образованного человека, способного решать любые  задачи, в том числе и лингвистические.

Цель достигается за счёт последовательного решения следующих задач - провести проблемный анализ педагогической, психологической, лингвистической и методической литературы, а также действующих программ и учебников начальной школы по русскому языку;

- разработать систему заданий орфоэпической направленности;

-включить задания в работу с орфоэпическим словарем:

-проверить эффективность методики формирования правильной устной речи младших школьников.  

Практическая значимость заключается в том, что разработанные методические материалы могут быть использованы учителями начальных классов при планировании, подготовке и проведении уроков, предусматривающих формирование правильной устной речи младших школьников.  

Орфоэпия – раздел науки о языке, изучающий правила произношения звуков, сочетания звуков, иноязычных слов. Под орфоэпией понимается устойчивая совокупность правил, устанавливающих единообразное произношение, свойственное литературному языку. Нормативность (правильность) речи является важнейшим условием ее эффективности. Всякое отклонение от литературной нормы препятствует восприятию содержания речи. Важная роль отводится нормативному произношению и ударению. Отклонение от орфоэпических норм становится помехой в общении: отвлекает внимание от содержания выступления, снижает впечатление о человеке.

Орфоэпическая норма – единственно возможный или предпочитаемый вариант правильного, образцового произношения и правильной постановки ударения. Современные орфоэпические нормы представляют собой последовательную систему, развивающуюся и совершенствующуюся. В формировании литературного произношения  огромную роль играют театр, радиовещание, телевидение, которые служат средством распространения орфоэпических норм и поддержания их единства.         

Соблюдение орфоэпических норм – признак культурной, грамотной речи. Среди орфоэпических норм различают правила произношения гласных, согласных звуков, сочетаний согласных звуков. Нарушение соответствующих норм и правил приводит к недопониманию между участниками коммуникации, к искажению смысла сказанного, к подрыву авторитета говорящего.

Орфоэпические словари являются основой формирования правильной устной речи младших школьников. Специфическая особенность орфоэпических словарей – отражать произношение и ударение не только в начальной форме (традиционной для большинства типов словарей), но и в разных грамматических формах.

 Знания об орфоэпическом  словаре и знание словаря, его структуры, системы помет, понимание значимости словаря для усвоения орфоэпических норм необходимо не только учителю, но и любому образованному человеку, т.к. словари расширяют кругозор, дают ответы на многие вопросы, повышают интеллектуальный уровень человека.

Речь лишь тогда воздействует на слушателя или читателя, когда она выразительна, то есть ярка, красива, убедительна. Устная речь воздействует на  слушателя интонациями; и устная и письменная  речь – общим настроением рассказа, отбором фактов, выбором слов, их эмоциональными окрасками, употреблением  функциональных типов предложений: повествовательных, вопросительных, побудительных.

На первом  этапе  мною было проведено анкетирование среди учителей начальных классов. Анкета включала следующие вопросы:

  1. Ф.И.О. учителя.
  2. Стаж работы.
  3. Обращали ли Вы внимание на орфоэпические ошибки в речи учащихся?
  4. Какие ошибки наиболее часто встречаются в речи детей? (Приведите примеры)
  5. Какие формы и методы считаете наиболее эффективными для предупреждения орфоэпических ошибок в речи младших школьников?
  6. Какие упражнения приносят наибольшую пользу?
  7. Используете ли Вы в своей работе названные упражнения?
  8. На каких уроках нужно проводить эту работу?
  9. Помогают ли Вам родители?
  10. Считаете ли вы необходимым использование словарей в данной работе? Каких?

Анализ проведенного анкетирования, в котором приняли участие 8 учителей МБОУ СОШ № 7 показал, что проблема орфоэпических ошибок в речи учащихся волнует всех учителей. Это связано, в первую очередь, с тем, что мы живем в условиях диалекта, который широко используется в быту, в общении с родственниками, в кругу друзей и влияет на формирование правильной литературной речи.  

В ходе определения уровня орфоэпической подготовленности учащихся 2-го класса я предложила два задания: 1) Поставить ударение в словах (арбуз, документ, заголовок, звонит, квартал, километр, красивее, магазин, поняла, щавель); 2)Прочитать текст, содержащий «трудные» слова с точки зрения произношения: «Моя мама работает в ателье. Она создала новую модель свитера. Конечно, я люблю свою маму».

В экспериментальном классе было 25 человек. В первом задании допустили одну ошибку, но в разных словах 9 человек, 12 учащихся ошиблись при постановке ударения в 2-3 словах, остальные второклассники (4 чел.) допустили более трех ошибок. Трудности вызвали слова звонит, красивее, щавель, которые традиционно являются проблемными с точки зрения ударения, поскольку в разговорной речи допускается вариант постановки ударения:  звонит, красивее, щавель. Со вторым заданием учащиеся справились лучше, потому что слов и по количеству, и по трудностям произношения было меньше.

 Количественные показатели результатов работы отражены в таблице №1.

1 ошибка

2-3 ошибки

3 и более ошибок

1 задание

9чел.(36%)

12чел.(48%)

4чел.(16%)

2 задание

15чел.(60%)

6чел.(24%)

4чел.(16%)

 

Все в целом показало, что орфоэпическая подготовка младших школьников важна на начальном этапе обучения в школе и ее расширение за счет специальных заданий и соответствующего дидактического материала, предполагающего использование орфоэпического словаря,  повысит уровень владения культурой речи младшими школьниками.

СИСТЕМА ОРФОЭПИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ,

для выполнения,  которых, предполагается  использование орфоэпического

словаря для начальной школы.

№1. Прочтите несколько раз следующие слова.

Перепишите слова, выделяя гласную, на которую падает ударение, цветные карандашом.

Понять — понял — поняли — поняла 

снять — снял — сняли — сняла 

спать — спал — спали — спала 

Запомните ударение в этих словах!

№2. Прочтите, употребив слова понял, поняла, поняли. Следите за ударением.  

Учительница объясняла урок, а потом спросила: «Все ...?»

Одна девочка сказала: «Я не...». «А ты, Вася,...?»  «Да, ...»,— ответил он. «Объясни, как ты ...». Вася объяснил. «Вот теперь все ...», — сказала учительница.

 №3. Прочтите вслух слова, правильно произносите звук ф: Футбол, флаг, фабрика, фотография, фарфор, фильм.

№4.Прочтите вслух слова: Хворост, фарфор, хвоя, фасоль, хвост, форма, хвалить, фамилия.

Отчетливо произнесите первый звук каждого слова.

№5. Сантиметр — километр

Назовите вместо точек пропущенные слова:

От деревни до леса три ....  Мы отрезали полоску в пять … .

№6. Занять — занял — заняли — заняла.

Составьте предложения с этими словами.

№7. Прочитайте!

Пароход

Отойдет

Через две минуты,

Чемоданами народ

Занял все каюты.  С. Маршак

№8. Запомните ударение в этих глаголах:

брать — брал — брала

гнать — гнал — гнала

ждать — ждал — ждала

Прочтите несколько раз данные слова. Перепишите слова, выделяя гласную, на которую падает ударение, цветным карандашом.

№9. Прочитайте предложения, вставляя пропущенные слова.

Таня …  хворостину,... гусей на озеро, сидела на берегу и ... их.

№10. Лениться — ленится

Запомните: ленишься ленимся.

Придумайте предложения со словами ленитесь, ленятся.

№11. Прочтите несколько раз следующие слова, перепишите их. Гласную, на которую падает ударение, выделите цветным карандашом.

жить — жил — жила 

звать — звал — звала 

Запомните ударение в этих словах. Составьте предложения со словами жила, звала.

№12 ГОВОРИТЕ ПРАВИЛЬНО!

Звонит, звонишь, звоните

Телефон опять звонит!

От него в ушах звенит!    А. Барто

Вместо точек вставьте нужные по смыслу слова.

Мальчик ... по телефону. Почему ты ... так поздно? Ученица ... в школу. Не забывайте больного товарища, ... ему!

Подумайте, изменяется ли ударение в словах  позвонит, позвонишь, позвоните.

№13. ГОВОРИТЕ ПРАВИЛЬНО!

Дремота — зевота — ломота

Бродили по дороге Дремота и Зевота.

Дремота забегала в калитки и ворота.   С. Маршак

№14. Прочитайте отрывки из стихотворений. Проверьте, правильно ли вы ставите ударение в словах.

Есть душистое втиранье

От укусов комаров,

Есть микстура от чиханья, —

Проглотил — и ты здоров!

Клейкий пластырь от мозолей

И настойка на траве

От ломоты и от болей

В животе и в голове.    С. Михалков

№15. Прочтите отрывки из стихотворений. Проверьте, правильно ли мы произносите слово квартал.

В мартенах плавится металл

Уже не только за квартал —

Уже за целый год

Стране свою работу сдал

Прославленный завод.  А. Барто

Увезли забор и доски.

Дом стоит на перекрестке,

Дом на солнце заблистал,

Украшает весь квартал.   А. Барто

Какие слова в этих отрывках подсказывают ударение в слове квартал?

Какое значение имеет слово квартал в первом отрывке и какое — во втором?

Как называются такие слова?

№16. Запомните ударение в словах: Искpa (ед.ч) —искры(мн.ч.)

Из искры возгорится пламя. Ф. Одоевский

Солнца луч золотой

Бросил искру свою...   С. Есенин

Документ

Придумайте несколько предложений со словами искра и документ.

№17.На месте звука в в конце слов произносится твердый или мягкий звук ф. Правильно прочтите вслух следующие слова: здоров, домов, годов, кружков, кровь, любовь.

№18. Согласные буквы, после которых в словах идет гласная буква е, обозначают мягкие согласные звуки.

Проверьте, правильно ли вы произносите слова пионер, академия, шинель, кофе, депо, тема, одеколон, бухгалтер.

Но в некоторых по происхождению нерусских словах согласная перед гласной е произносится твердо, т. е. так, как произносится согласная перед э, например: сэр, мэр.

Прочтите и запомните слова, в которых выделенные бyквы, обозначают твердые согласные звуки: модель, теннис термос, партер, метрополитен, интернационал, свитер, кашне, пюре, шоссе.

№19. Прочтите, обратив внимание на произношение звука в в слове вишни.

Окапывали вишни.

Сергей сказал: «Я — лишний.

Пять деревьев, пять ребят —

Я напрасно вышел в сад».

А как поспели вишни,

Сергей выходит в сад.

«Ну нет, теперь ты лишний!» —

Ребята говорят.  А. Барто

Сравните произношение в в словах вышел и вишни

№20. Верба        

Мы из школы номер восемь,

Там, где верба у крыльца.

Мы вам птицу преподносим,

Говорящего скворца.  А. Барто

Облака бегут быстрей,

Небо стало выше.

Зачирикал воробей

Веселей на крыше.

Все чернее с каждым днем

Стежки и дорожки,

И на вербах серебром

Светятся сережки.    С, Маршак

№21. Коклюш.    

За стеклом стоят в порядке

Склянки, банки и горшки.

В них пилюли и облатки,

Кайли, мази, порошки.

От коклюша, от ангины,

От веснушек на лице

Рыбий жир, таблетки хины

И, конечно, витамины —

Витамины: А, В, С.  С. Михалков

Прочтите, вместо точек вставьте слова коклюш, коклюшем, коклюша. Следите за ударением.

Мальчик начал сильно кашлять. «У тебя наверное, ..., — сказала мама. — Надо вызвать врача». Пришел врач, осмотрел больного и говорит: «Ваш сын болен ... . Из-за ... ему нельзя высходить, встречаться с друзьями. ... — болезнь заразная».

№22. Арбуз

Вот какой у нас арбуз —

Замечательный на вкус.

Даже нос и щеки

Все в арбузном соке.    3. Александрова

На какой слог падает ударение в слове арбуз? Составьте предложение с этим словом.  

 №23.Чихать

У меня печальный вид —

Голова с утра болит,

Я чихаю, я охрип.

Что такое?

Это — грипп!

Не румяный гриб в лесу,

А поганый грипп в носу!    С. Михалков

Младший брат чихнул спросонок,

Радуются сестры: —

Вот уже растет ребенок —

Он чихнул, как взрослый.   А. Барто

На какой слог падает ударение в словах: чихаю, чихнул?

№24. Обратите внимание на ударение в следующих словах:

прожить — прожил — прожили — прожила 

принять — принял — приняли — приняла !

задать — задал — задали — задала

отдать — отдал — отдали — отдала

Прочтите. В выделенных словах поставьте ударение.

Аист с нами прожил лето,

А зимой гостил он где-то.   С. Маршак

И царевна к ним сошла,

Честь хозяям отдала.

В тот же день царица злая,

Доброй вести ожидая,

Втайне зеркальце взяла —

И вопрос свой задала.    А. Пушкин

№25. Баловать,  баловаться, балованный

Мишка топал,  баловался,

Легкий мостик зашатался,

По воде идут круги...

Шарик, Шарик, помоги!  3. Александрова

Звери Ванюшу так ласково любят,

Звери балуют его и голубят.    К. Чуковский

Какая разница в значении слов баловать и баловство?  Вставьте в предложения нужные по смыслу слова: не балуйся,  балованный, баловаться, балуется. Следите за ударением.

Какая разница в значении слов баловать и баловство?  Вставьте в предложения нужные по смыслу слова: не балуйся,  балованный, баловаться, балуется. Следите за ударением.

№26. Слесарь — слесари                Шофёр — шофёры

Инженер — инженеры

Закончите предложения: За рулем сидят .... На заводе работают ....

№27. Принять — принял — приняли — приняла 

Продать — продал — продали — продала 

Создать — создал — создали — создала

Придумайте предложения с этими словами.

№28. Избаловать — избаловаться

Придумайте предложения со словами избаловал, избаловали, избаловался. Следите за ударением в этих словах.

№29. В литературном языке буква г обозначает взрывной звук г. Звук г нельзя произносить протяжно, тянуть.

Прочтите слова. Следите за правильным произношением согласного звука г:

Галерея, глобус, глагол, география, героизм, гигант, говорить,

громкоговоритель, год, греметь, гусеница.

№30.Сколько килограммов?

Скольких килограммов?

Скольким килограммам?

О скольких килограммах?

Какие вопросительные слова нужно вставить вместо точек?

Следите за ударением в этих словах. 1. ... ребят пришло на соревнование? 2. ... товарищам ты помог?

№31.Прочтите отрывок из стихотворения, обратите внимание на слова мозоль, чернила.

Золотые руки у парнишки,

Что живет квартире номер пять.

К мастеру приходят понаслышке

Сделать ключ, кофейник запаять.

Золотые руки все в мозолях,

В ссадинах и пятнах от чернил —

Глобус он вчера подклеил в школе,

Радио соседке починил.  3. Александрова

Следите за ударением в этом слове: мозоль -  мозолью, мозоли мозолей мозолями.

№32. Начать — начаться.

Запомните ударение в словах начал — начало — начали -  начала;

начался началось начались началась.

Стоит девочкам начать,

Дай им только волю —  

Будут целый день качать

И баюкать Лёлю.  А. Барто

А потом позвонил медведь

Да как начал, как начал реветь.   К. Чуковский

№34. Прочтите четверостишия. Поставьте ударение в словах воротами, предметы.

Ворота    

А в доме за воротами

С утра играют гаммы,

Смешной мальчишка с нотами

Всегда приходит с мамой.    А. Барто

Предмет

Он в воздух бросает

Любые предметы,

Мячи и ракеты,

Флажки и букеты.     А. Барто

№35. Прочтите стихотворение. Следите за правильным произношением звука г.

По узкой тропинке

Гусиным шажком

Гусиное войско

Шагает гуськом.

Гусиное войско

В гусином строю

В атаку идет

Под команду мою:

— Эй, войско, смелее:

 Вперед на врага!

А войско мое

Отвечает: «Га-га!»   А. Санин

№36. Петля

Прочтите вслух: спустилась петля, накинуть петлю, метать петли, несколько петель, вязать большими петлями.

Придумайте предложения со словами петля, петлю, петель, петлями.

№37. Гусеница

С утра девчонки на посту,

Приносят гусениц кроту.

Он открывает рот —

Он очень умный крот.   А. Барто

№38. Каучук, комбайнер и комбайнёр

Придумайте предложения со словами каучук, комбайнер.

№39. Позвонить — позвоню — позвонишь

Динь-ди-лень,

Динь-ди-лень,

Динь-ди-лень,

То тюлень позвонит, то олень.

А недавно две газели

Позвонили и запели:

Неужели

В самом деле

Все сгорели

Карусели?    К. Чуковский

Вставьте нужное по смыслу слово в данные предложения.

Мне должны сегодня ....

Вы ... в школу?

Мы ... в больницу.

№40.Скажите, на какой гласный падает ударение в словах фарфор, статуя.

Под звонким объявлением:

«Стекло, хрусталь, фарфор»

 Большое оживление —

Идет горячий спор...    С. Михалков

Вот слон индийский гастролер,

Канатоходец и жонглер.

Подбрасывает сразу

И ловит он шутя

Фарфоровую   вазу,

Две лампы и дитя.    С. Маршак

Цапля важная, носатая,

Целый день стоит, как статуя.

Придумайте 3-4 предложения со словами фарфор, фарфоровый, статуя.

№41.Различайте ударения в словах.

Домовой — вымышленное существо, сказочный персонаж.

Домовый — принадлежащий какому-либо дому. Например, в каждом доме есть домовая книга, в которую записывают всех,  кто в этом доме живет. В больших домах создаются домовые комитеты. В некоторых домах имеются домовые кухни, прачечные.

№42.Атлас — атлас

Отца спросила дочка:

Не знаю, как прочесть...

Есть слово «проволочка»,

И «проволочка» есть.

А что такое «атлас»?

 Его приносят в класс?

Я прочитала «атлас»,

Но есть ведь и «атлас».   А. Барто

Объясните, почему слова проволочка, атлас заинтересовали девочку. Какое значение имеют эти слова? От чего зависит их значение?

№43.ГОВОРИТЕ ПРАВИЛЬНО!

Столяр — столяры

Вот и стал я столяром,

Заработал топором.

Я по этой части

Знаменитый мастер.    С. Маршак

Инструмент — инструменты

У Пети в школьной мастерской

 Все инструменты под рукой.    А. Барто

Придумайте небольшой рассказ, используя слова столяр, инструменты.

№44. Ремень

Прочтите стихотворение и определите, где стоит ударение   в слове ремень.

Толстый ранец с книжками

На спине,

А коньки под мышками

На ремне.   С. Маршак

В складку форменные брюки,

Он в шинели под ремнем,

В шерстяных перчатках руки,

 Якоря блестят на нем.    С. Михалков

№45. Прочтите вслух, следите за произношением слов порог, мог.

Домик с круглым оконцем,

Возле дома порог,

Чтобы, греясь на солнце,

Петь бы скворушка мог!  А, Барто

№46. Заучите скороговорку. Обращайте внимание на произношение звука г.

Собирала Маргарита маргаритки на горе, растеряла Маргарита маргаритки во  дворе.

В конце слов буква г передает звук к.

Произнесите слова флаг, стяг, пирог, рог, снег, враг, стог, четверг, творог.

Назовите 10 слов с буквой г на конце слова, следите за произношением.       '

№47. Прочтите вслух отрывки из стихотворений. Следите за правильным произношением звука г.

Есть границы разливу рек,

Есть границы вершинам гор,

Ограничен весною снег,

Рассечен границей простор.

Есть границы полету птиц,

Но у мужества нет границ.  Б. Дубровин

Домик над рекою,

В окнах огонек,

Светлой полосою

На воду он лег.     А. Плещеев

№48.ГОВОРИТЕ ПРАВИЛЬНО! Кроить — крою — кроит — кроишь

А сапожник в мастерской

Тянет дратву день-деньской,

Шьет, кроит и ставит латку.

С. Маршак

Придумайте Предложения со словом крою.

№49. Крапива

Тихо-тихо сидят снегири на снегу  

Меж стеблей прошлогодней крапивы;

Я тебе до конца описать не могу,

Как они и бедны и красивы!

Тихо-тихо клюют на крапиве зерно,

Без кормежки прожить не шутки!

Пусть крапивы зерно, хоть не сытно оно,

Да хоть что-нибудь будет в желудке.    Я. Асеев

№50. Прочтите стихотворение и определите, где стоит ударение в слове шофер.

Кондуктору хорошо, а шоферу —лучше,

Я б шофером пошел —  

Пусть меня научат,

Быть шофером хорошо,  а летчиком — лучше.

В. Маяковский

№51.Прочтите стихотворение вслух. Правильно произнесите конечный звук в словах пирог, порог, ног, мог.

Перемена

«Перемена, перемена!»-

Заливается звонок,

Первый Вова непременно

Вылетает за порог.

Вылетает за порог,

Семерых сбивает с ног.

Неужели это Вова,

Продремавший весь урок?

Неужели этот Вова

Пять минут назад ни слова

У доски сказать не мог?

Если он, то несомненно

С ним большая перемена.  Б. Заходер.

В каком значении употребляется слово перемена в этом стихотворении?

№52. Урод.   

На воеводство был в лесу посажен Слон.

Хоть, кажется, слонов и умная порода,

 Однако же в семье не без урода.     И. Крылов

№53.Прочтите вслух слова ноготь — ногти (кт),  коготь когтя (кт), деготь дегтя (кт). Запомните произношение выделенных сочетание букв.

Внимательно прочтите и проследите, правильно ли вы произносите слова: я лягу ты ляжешь он ляжет мы ляжем вы ляжете они лягут ляг лягте!

№54. Прочтите слова и придумайте с ними предложения:

Инженер — инженеры, шофёр — шофёры, договор — договоры, торт—торты.

№55. Красивее,

И как отрадно было видеть нам,

Когда наш лен на всем своем массиве

Приподнятый, выравнивался сам

И день за днем все делался красивей.   М. Исаковский

Придумайте предложения со словом красивее. Следите за ударением.

№56. Запыхаться — запыхаюсь — запыхаешься — запыхавшись.

 Придумайте предложения со словом запыхаться.

№57. Проверьте, на каком гласном должно стоять ударение в слове планер.

Все обычное: дым, заборы,

Окна, грядки и петухи.

Детвора мастерит планеры,

Учит пушкинские стихи.   Я. Комаров

№58. Прочтите слова. Помните, что сочетание букв гк в данных словах произносится как хк.

Легкий, налегке, нелегкая, мягкий, мягко, мягкость.

Вспомните!

На какой слог падает ударение в словах балованный, избалованный, баловаться, балуется?

№59. Запер — заперли — заперла

В детский сад ребятам

Ослика прислали.                 -

До утра подарок

Заперли в гараж.    3. Александрова

ЩЕЛКА

Ключ потер он рукой — блестит.

 Дунул в дырочку — ключ свистит.

А замок отомкнулся и щелкнул.     С. Маршак

Какое слово в четверостишии подсказывает ударение в слове щелку?

Какое еще значение слова ключ вы знаете?

№60. Щавель

На болоте журавель

Собирал с утра щавель.

Насбирал себе на борщ,

Стал варить, да хлынул дождь.

Унесла щавель водица —

Без борща осталась птица!

С той поры наш журавель

Всухомятку ест щавель.     М. Стельмах

Сыплет — сыплем — сыплют

Сыплет, сыплет снег охапками.

На полях зима.

До бровей накрылись шапками

Низкие дома.    С. Маршак

№61. Вспомните!

На какой слог падает ударение в словах арбуз, верба, дремота, начали?

Прочтите стихотворение. Проверьте, правильно ли вы ответили на вопрос.

Ребята-станичники в кузов

Грузили арбузы в жару,

 Недаром погрузка арбузов

Похожа,  скорей на игру.   Ю. Яковлев

В речке пошли подо льдом пузыри,

Начали снега искать снегири.

 Глянула верба из почки тугой:

 «Что это? Что это? Месяц какой?»    В. Инбер

Заря сквозит оттенком алым,

Подернут блеском небывалым

Покрытый снегом косогор;

Еще леса стоят вдремоте,

Но тем слышнее в каждой ноте

Пернатых радость и задор.   А. Фет

№62. Верблюд — верблюда — верблюды — верблюдица

Вот желтая страница —

Пустынная страна.

Песок по ней кружится,          

Несется, как волна.

Неведомо откуда,

Неведомо куда, —

Бредут по ней верблюды,

Степные поезда.    С. Маршак

№63. Как надо правильно произносить слово алфавит?

Буквы-значки, как бойцы на парад,

В строгом порядке построены в ряд.

 Каждый в условленном месте стоит,

 И называется все...?

№ 64.  Свёкла

Сторожа давали свеклу

Двум задумчивым слонам.

А в бассейне

Это был гиппопотам С. Маршак

Видят — девочка стоит,

Очень странная на вид:

Нос распух, что свекла,

Платье все промокло.  А. Барто

Как по-другому называется гиппопотам?

№65. Цемент

Всю ночь из дальних городов

В Москву идут составы,

Всю ночь в Москву они везут

Цемент, железо и мазут,

Чугун и алюминий,

Металл для тысячи станков

И для станочных линий.  А. Барто

№66. Вспомните!

Придумайте предложения со словами кладет, сыплет, ляг.  лягте.

№67. Прочтите вслух рассказ. Поставьте ударение в выделенных словах.

Я ждала маму. Мне было скучно, и я начала делать уроки. Сначала решила задачу. Она была трудная и никак не получалась, но вскоре я поняла, как ее надо решить. Потом повторила алфавит. Вдруг слышу — звонит телефон. Это мама! Она сказала, что скоро придет домой.

№68.Поставьте ударение в следующих словах. В случае затруднения справьтесь в словаре ударений.

Документ, засуха, инструмент, километр, компас, магазин, молодежь, чулки, портфель, предмет, ремень, шофер, столяр, алфавит, свекла, сирота, кухонный, ломоть, мельком, случай, квартал, удить, цыган, взяла, ждала, спала, арбуз, гусеница, статуя.

№69. Прочтите вслух рассказ. Обратите внимание на ударение в выделенных словах.

Мы пошли на экскурсию. Шли долго и очень устали. Вдруг едет грузовик: мы попросили шофера подвезти нас к речке. На берегу реки росло много деревьев. Мы с девочками побежали за хворостом для костра.  Вдруг Валя вскрикнула: «Ой, крапива!  Жжется!» Когда мы возвращались с вязанкой хвороста, то увидели вербу. Она была очень красивая. Ее ветви свисали к самой воде. Я сказала: «Наверное, нет красивее  этой вербы».

№70. В русском языке орфоэпия тесно связана с ударением. «Орфоэпия» – значит «правильное произношение», правильная речь.

А что такое «ударение»? (ударение – это выделение слога в слове при произношении.

Ударение всегда падает на гласный звук).

№ 71 Игра «Ударение – волшебное превращение» - Нередко одно слово может иметь два значения, если изменить ударение, например: замок – замок. Задания – упражнения: правильно расставить ударение в предложенных стихотворных строчках:

Белки прыгают по веткам,

Принесли орешки деткам!

Взбей яичные белки,

И печенье испеки.

Ставь козлы посреди двора,

Дрова пилить начнём с утра.

Козлы сердиты и рогаты,

Вы не сердите их ребята.

В дом войти никто не мог:

На двери висел замок.

Я песок руками рою,

Королевский замок строю.

(одновременно с ребятами в зале выполняются следующее задание)

Загадка для мудрёнышей – как зовут у свиньи детёнышей? (поросята). А у гуся? (гусята). Лошадь – жеребята. Лев – львята. Овца – ягнята. Курица – цыплята. Медведь – медвежата. Волк – волчата. Собака – щенята. А у стрекозы?…

№ 72. Как правильно говорить: «Я на надел пальто» или «Я на себя одел пальто»? (Мы одеваем, – переодеваемся каждый день. Вероятно, кого-то «одеваем». На себя – «надеваем»!)

Надо расставить по местам слова «одеть» и «надеть».

Я в желтые штанишки

Сейчас ____дену Мишку.

Я а ___дену майку

И теплую фуфайку.

Я буду куклу ___девать.

Давно пора идти гулять.

Она всегда копается,

Так долго ___девается,

А чтобы на не         ___деть,

Ведь кукла это не медведь.

___дену платье новое,

Вот это – васильковое.

И крикну маме я своей:

«Мамуль, ___день меня скорей!»

Для остальных задание: «Слово спрятано в слове»:

Хлев (лев), уточка (точка), столб (стол), щель (ель), полк (пол), зубр (зуб), коса (оса), мрак (рак), удочка (дочка), драма (рама).

На заключительном этапе работы, в ходе проверки усвоения орфоэпических норм мы предложили учащимся 2-го класса  два задания:

1) Поставить ударение в словах (включит, договор, досуг, задала, заняла, повторим, свекла, средства, статуя, шофер);

2)Прочитать текст, содержащий «трудные» слова с точки зрения произношения: «Сегодня на уроке труда мы делали скворечник. Для этого взяли фанеру и гвозди. Птицам не будет скучно в нем».

Количественные показатели результатов работы отражены в таблице №2.

Не допустили ошибок

1 ошибка

2-3 ошибки

3 и более ошибок

1 задание

8чел.(32%)

7чел.(28%)

10чел.(40%)

2 задание

13чел.(52%)

7чел.(28%)

3чел.(12%)

2чел.(8%)

        

Мы видим, что появились дети, которые вообще не допустили ошибок: при выполнении 1-го задания – 5 человек, при выполнении 2-го задания с меньшим количеством слов  - 13 человек. Анализ выполнения первого задания показывает, что одну ошибку допустили 7 человек (на 8% меньше, чем в начале опытного обучения),  2-3 ошибки допустили 10 человек (на 8% меньше, чем в начале опытного обучения),  3 и более ошибок  никто не сделал. При выполнении второго задания показатели тоже улучшились: не допустили ошибок 13 человек, 1 ошибку допустили 7 человек (показатель повысился на 32%), 2-3 ошибки допустили 3 человека (показатель снизился на 12%, т.е. меньшее количество детей стали допускать ошибки при произношении слов), 3 и более ошибок сделали 2 человека (снижение количества данных ошибок на 8%).  Данные показатели об уменьшении количества орфоэпических ошибок или их полном исчезновении в речи младших школьников говорит о повышении обшей культуры речи.

             Таким образом, предлагаемая нами методика дала положительные результаты, гипотеза о том, что  создание системы заданий орфоэпической направленности, соотнесенной с материалом орфоэпических словарей, будет способствовать эффективному   формированию правильной устной речи младших школьников, подтвердилась.

Учебники и учебные пособия

  1. Демидова К.И. , Зуева Т.А. Современный русский литературный язык: учебное пособие. М.: Флинта, 2007.
  2. Елина Е. Г., Полищук Г.Г. Учусь правильно произносить слова  (Орфоэпический словарик): пособие для учащихся начальной школы. Изд.2-е, стереотип.- М.: Дрофа, 2003.
  3. Иванова Т.Ф. Новый орфоэпический словарь русского языка. – М., 2006.
  4. Касаткин Л.Л., Крысин Л.П., Клобуков Е.В. и др. Русский язык / Под ред. Л.Л.Касаткина.  М.: Высшая школа, 2001.
  5. Лёвушкина О.Н. Словарная работа в начальных классах. М., 2004.
  6. Львов М. Р. Методика развития речи младших школьников. М.: АСТ, Астрель, 2003.
  7. Орфоэпический    словарь    русского    языка:    произношение,    ударение, грамматические формы.  Под ред. Р.И.Аванесова. - М.,2001.
  8. Рамзаева Т. Г. Русский язык: Книга для учителя. М.: Дрофа, 1999.
  9. Рамзаева Т. Г., Львов М. Р. Методика обучению русскому языку в начальной школе. М., 1989.
  10. Рамзаева Т.Г. Русский язык:  Учебник для 2-го класса четырехлетней начальной школы. М.: Дрофа, 2003.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

учебно - методический материал

методические рекомендации по теме" Использование графического моделирования при решении задач повышенной трудности....

"Я родом из тундры", учебно - методический материал

Внедрение в воспитательный процесс национально - регионального компонента: знакомство  вопитанников с  коренными  жителями ЯНАО; воспитание толерантного отношения к окружающим людям; ра...

Учебно-методический материал :"Особенности работы над задачами"

в работе представлены особенности анализа простых и составных задач...

Учебно-методический материал. Психологическое сопровождение воспитательного процесса в 1 классе.

Учебно-методический материал. Психологическое сопровождение воспитательного процесса в 1 классе....

Учебно-методический материал.Конспект урока по теме: "Деление с остатком. Закрепление."

Конспект урока математики: "Деление с остатком. Закрепление." УМК по системе развивающего обучения л.В.Занкова.  Обобщение знаний и умений алгоритма выполнения деления числа с остатком.Разв...

Учебно-методический материал по окружающему миру

,Данный материал представляет собой отдельные моменты для различных тем по окружающему миру. Например, при прохождении темы :"круговорот воды в природе" сочинила сказку "Королева вода", в которой в ск...