"Я родом из тундры", учебно - методический материал
учебно-методический материал по окружающему миру (3 класс)

Внедрение в воспитательный процесс национально - регионального компонента: знакомство  вопитанников с  коренными  жителями ЯНАО; воспитание толерантного отношения к окружающим людям; развитие  у подрастающего  поколения кругозора о родном коае в начальной школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ya_rodom_iz_tundry.doc30 КБ

Предварительный просмотр:

«Я родом из тундры. Ненцы».

Цель:

Познакомиться с историей народов, проживающих на территории ЯНАО.

Рассмотреть быт, занятие (хозяйство), верование ненцев, одних из представителей коренных жителей нашего региона.

Развивать умение слушать и отвечать на вопросы.

Воспитывать уважение и любовь к родному краю, традициям, культуре.

Оборудование:

Карта ЯНАО, плакаты «Герб, флаг ЯНАО»

Выставка материалов, посвященная ненцам, одним из представителей коренных народов севера.

Видеокассеты № 1, 2.

Ход занятия:

Вступительное слово.

Сегодня на нашем занятии мы будем говорить о коренных жителях нашего края. Остановимся на одном из самых крупных по численности из самодийских по языку народов – ненцах. Ненцы живут в 3 автономных округах: Ненецком Архангельской области, Ямало-Ненецком Тюменской области  и Таймырском (Долгано-Ненецкого) Красноярского края. Ненцы живут также в Ханты-Мансийском авт. Округе Тюменской области, Мезенском районе Архангельской области и на Севере Коми (так называемые колвинцы или яранцы).

Рассказ о ненцах. ((Выступление подготовленных воспитанников).

А) Историческая справка (видеокассета № 1)

Б) Одежда

В) Средства передвижения

Г) Жилище

Д) Хозяйство, занятость

Е) Праздники (видеокассета № 2 «День оленевода»)

З) Верование

3.    Беседа. Вопросы.

Какие коренные народы проживают на территории ЯНАО? (ханты, ненцы, манси, селькупы, энцы)

Каков их численный состав на территории ЯНАО? (ненцы – 35 тыс. человек, ханты – 8000 человек, манси – единицы, селькупы – 2000 человек).

Что является средством передвижения? (оленья упряжка, нарта), Из чего изготавливают нарты? (Чаще из ели или березы).

Что является жилищем для ненцев? (конический чум (мя)).

Что входит в состав мужской и женской одежды? (мужской верхней одеждой является малица – глухая одежда с пришитым капюшоном, обувью служат торбаса или пимы – высокие меховые сапоги. Женской верхней одеждой являлась – шуба, головной убор – капор из оленьего меха с опушкой из песцовых хвостов).

Основное занятие ненцев? (охота, выделка шкур, рыболовство, оленеводство).

Чем питаются ненцы? ( основным продуктом питания ненцев является – мясо домашнего оленя, оно составляет 85% всей пищи, нерпичий жир и оленье сало).

Что является основным атрибутом шаманов? (бубен).

Кто является покровительницей у женщин? (Я – Небя – «мать земля»).

     4.   Вывод.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

учебно - методический материал

методические рекомендации по теме" Использование графического моделирования при решении задач повышенной трудности....

Учебно-методический материал :"Особенности работы над задачами"

в работе представлены особенности анализа простых и составных задач...

Учебно-методический материал. Психологическое сопровождение воспитательного процесса в 1 классе.

Учебно-методический материал. Психологическое сопровождение воспитательного процесса в 1 классе....

Учебно-методический материал.Конспект урока по теме: "Деление с остатком. Закрепление."

Конспект урока математики: "Деление с остатком. Закрепление." УМК по системе развивающего обучения л.В.Занкова.  Обобщение знаний и умений алгоритма выполнения деления числа с остатком.Разв...

Учебно-методический материал по окружающему миру

,Данный материал представляет собой отдельные моменты для различных тем по окружающему миру. Например, при прохождении темы :"круговорот воды в природе" сочинила сказку "Королева вода", в которой в ск...

Учебно-методический материал "Образование числа 3" для детей с умеренной умственной отсталостью.

На уроках по формированию элементарных математических представлений особое внимание обращается на практическую направленность знаний, умений и навыков, которые формируют­ся у учащегося с умеренной...