Конспекты уроков
план-конспект занятия по русскому языку по теме
1)Конспект урока литературного чтения "А.С. Пушкин "Сказка о рыбаке и рыбке"
2) Конспект урока истории "Москва златоглавая" 3класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_po_literaturnomu_chteniyu_po_teme.doc | 59 КБ |
moskva_zlatglavaya.doc | 46 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока литературного чтения по теме:
« А.С. Пушкин « Сказка о рыбаке и рыбке».
Цели: - формирование навыка осознанного выразительного чтения
- формирование навыка анализа художественного текста
- развитие познавательной активности учащихся
- обогащение словарного запаса, развитие умения выражать свои мысли в устной
форме
- воспитание интереса к чтению, обогащение нравственного опыта младших
школьников
Ход урока;
- Орг. момент.
- Проверка домашнего задания
-Ребята, мы продолжаем работу над сказкой А.С. Пушкина « Сказка о рыбаке и рыбке».
Ещё на первом уроке мы говорили, что это произведение – сказка, так определил жанр и сам Пушкин. Давайте найдём все « сказочные приметы» в ней.
(Зачин, сказочные герои, язык сказки, волшебные события, повторы)
- Прочитайте зачин сказки. А можем ли мы приблизительно узнать, когда жили старик со старухой, сколько им было лет? Вспомним , какие устаревшие слова встретились нам в этой сказке, отгадайте кроссворд.
1 Короткая кофта со сборками сзади, отделанная собольим мехом. ( Душегрейка)
2. Праздничный женский головной убор (Кичка)
3 .Большая рыболовная сеть, которой старик поймал рыбку. ( Невод)
4. Вещь, около которой так и осталась сидеть старуха. (Корыто)
5.Жилище старика и старухи . (Землянка)
6. Деревянный крестьянский дом, второе желание старухи (Изба)
7. Чуб, хохол.
- Мы можем приблизительно установить , когда жили старик со старухой. Слово «кичка» -историзм, т. Е. появилось и исчезло в определённый исторический момент, а именно в 16- 17 вв. Значит действие происходит примерно 500 лет назад.
1 | |||||||||
7 |
|
|
|
|
| ||||
| |||||||||
3 |
|
|
|
| |||||
| |||||||||
| |||||||||
5 |
|
|
|
|
|
|
| ||
| |||||||||
2 |
|
| 4 |
| |||||
6 |
|
|
|
| |||||
| |||||||||
| |||||||||
| |||||||||
|
3. Работа над анализом произведения.
-Кто же герои сказки? ( Старик, старуха).
-Как жили старик со старухой, почему вы так думаете?
- Как отреагировал старик на свой улов? Прочитайте ( Удивился, испугался) . А почему он испугался?
- Как отреагировала старуха на рассказ старика . ( Обругала)
- По своей воле отправляется старик к морю?
- Успокоилась ли старуха, после приобретения нового корыта?
-Как меняется её поведение дальше?
Ещё пуще бранится
Ругает мужа на чём свет стоит
Вздурилась
Бьёт
Прикрикнула
Ударила по щеке
Бунтует
- Как ведёт себя старик? ( испугался, не осмелился перечить)
-А было ли желание, которое возмутило старика? ( Стать царицей)
- Почему это произошло? ( «Не ступить , не молвить не умеешь»
-Чтение по ролям отрывка
- Фразеологизм « Белены объелась», почему старик так сказал?
-Что сделала старуха? ( По щеке ударила мужа, пригрозила)
Обратите внимание на то, как меняется поведение старухи от её положения( Всё агрессивнее становится)
- Становится ли она счастливее от всех жизненных изменений, которые происходят в её жизни? Перечислим черты её характера. (Алчная, завистливая, жадная, грубая, властная, ограниченная)
Физкультминутка: Рыбу я тащу, тащу, рыбу я не отпущу, рыбку не простую, рыбку золотую.
- Рассмотрим поведение старика
-Как старик общается с рыбкой? ( С уважением, он её «кличет»)
-Какой вопрос задаёт ему рыбка? (Чего тебе надобно , старче?)
-А есть ли у него своё желание? (Покой)
-Что можно сказать о старике? ( Нерешительный, боится брать на себя ответственность)
-Какое желание не исполнила рыбка? Почему? ( Потому, что это желание лишает её свободы)
-Почему старик долго ждёт ответа у моря? (Он боится возвращаться)
- В сказке есть ещё один объект, который реагирует на всё происходящее. Это море. Посмотрим, как море меняет свой характер. Выполним задание на интерактивной доске. Соотнесите картинки и предложения
1Море слегка разыгралось
2.Море помутилось
3.Неспокойно синее море
4. Почернело синее море
5.На море чёрная буря
-Как вы думаете, какова главная мысль этой сказки? (Если ты жадный , завистливый, ты никогда не будешь счастливым)
-А что бы вы попросили у золотой рыбки? ( Ребята записывают свои желания)
Домашнее задание
- Мы уже говорили с вами, что Пушкин позаимствовал свой сюжет из сказки Братьев Гримм «Сказка о рыбаке и его жене» Прочитайте эту сказку к следующему уроку.
Итог
-
Предварительный просмотр:
Цели урока:
- формирование у учащихся образов Московского Кремля и Красной площади как уникального комплекса архитектурных и исторических памятников времён Московского государства
- формирование образа царя Ивана Грозного и его правления
- познакомить детей с пословицами,поговорками, фразеологизмами, возникшими во времена правления Ивана Грозного
- формировать навыки осознанного чтения
Оборудование:
Учебник, портрет Ивана Грозного, иллюстрации с видом Кремля, карточки с пословицами, поговорками, фразеологизмами, карта Московского государства.
I.Организационный момент, д/з с. 15-19.
II. Проверка домашнего задания.
Дети работают в группах. Заполнение таблицы: отметить знаком «+» верные утверждения.
1. | Московское государство было создано в XIV-XV веках на месте разрозненных русских княжеств | |
2. | Русские войска одержали победу на Куликовском поле под предводительством князя Дмитрия Ивановича | |
3. | Сразу после Куликовской битвы произошло окончательное объединение большинства русских земель в единое Московское государство и избавление Руси от ордынского ига | |
4. | Иван III – правнук Дмитрия Донского объединил под властью Москвы большинство русских земель и избавил от ордынской зависимости | |
5. | Иван III стал именовать себя Московским князем | |
6. | Иван III стал именовать себя Великим государем всея Руси | |
7. | Боярин – так называли человека, который жил в деревне, пахал землю, выращивал скот | |
8. | Дворянин – так называли человека, который служил в конном войске Великого государя и получал за это землю |
III.Новый материал
- Беседа. Как вы понимаете выражение: « Москва не сразу строилась?».
- Сообщение темы урока:
- Московское государство крепнет. Москва объединяет русские земли. Она становится символом могучей русской силы и величия. Эти исторические события влияют не только на трудовую деятельность, быт людей, но и на формирование языка, культуры.
3. Совместное открытие нового знания.
- Рассмотрите иллюстрации на странице 15. Обратите внимание на то, как Кремль менял свой облик. Чтение текста учебника с. 16.
- Почему Кремль называют «сердцем Москвы»?
4. Актуализация знаний
Задание: выберите из данных пословиц и поговорок те, которые говорят о красоте и величии Москвы. (Обсуждение в группах)
- На строительстве Москвы работают лучшие мастера: псковичи, ростовчане, тверичи. Они работают рядом с приглашёнными из Италии инженерами, архитекторами. Здесь стояли самые красивые дворцы и храмы, жили великие государи.
Эта архитектура не только прекрасна, но и является следами прошлого в настоящем.
- –Обратите внимание на эту высокую белокаменную башню. Это колокольня Ивана Великого (высота 81метр, 1600 год)
- Чтение статьи учебника с. 17.
- Этот памятник архитектуры подарил нам крылатое выражение « На всю Ивановскую».
Сообщение ученика: «Что значит выражение «кричать на всю Ивановскую».
Сообщение: « Что значит выражение «сирота казанская».
3)В Знакомство с новым словом «фразеологизм». Целостное значение возникает не у одного слова, а сразу у сочетания из нескольких слов.
2) На с.16 изображён Успенский собор, он был главным собором Москвы. В нём венчался на царство внук Ивана III – Иван IV или Иван Грозный.( Посмотрите на портрет царя, рассмотрите шапку Мономаха). В начале своего царствования царь Иван Грозный окружил себя умными сподвижниками, им был составлен судебник, расширил границы государства.
- Работа с контурной картой.
После присоединения Казани Иваном Грозным в русском языке появилось выражение «Сирота казанская», которое мы используем и в наши дни.
честь взятия Казани был построен Покровский собор или Храм Василия Блаженного. Иностранцы назвали его «сказочным гигантским цветком». Вокруг центральной башни стоят 8 храмов .
4) Рассмотрите иллюстрацию на с.17. Это опричники, личная гвардия Ивана Грозного, наделённая огромной властью. Митрополит Филипп не мог примириться с разгулом опричников. В своих многочисленных посланиях- грамотах- он стремился убедить Грозного отказаться от проводимой им политики террора, распустить опричнину. Непослушного митрополита Грозный презрительно называл Филькой, а его грамоты – филькины грамоты.. В наше время выражение « филькина грамота» означает документ, не имеющий юридической силы.
5) Архангельский собор – место захоронения Ивана Грозного.
IV. Первичное закрепление, расширение нового знания.
- Работа в группах.
Задание №1.
Из данных пословиц выбери те , которые связаны с правлением Ивана Грозного.
Задание №2.
Что означают эти выражения в наши дни?
- Кричать на всю Ивановскую.
- Сирота казанская.
- Филькина грамота.
Задание№3.
Перечислите положительные и отрицательные стороны политики Ивана IV.
V. Итог урока.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект урока по русскому языку 4 класс " Имя прилагательное", конспект урока по математике 4 класс "Деление многозначного числа на однозначное"
Конспект урока по русскому языку ( 4 класс). Автор учебника - Рамзаева. Тема урока - " Имя прилагательное". Тип урока - открытие новых знаний. Конспект урока по математике ( 4 класс). Автор -...
Конспект урока окружающий мир на тему "Равнины и горы". В конспекте указаны этапы урока и виды деятельности учителя и учащихся.
В конспекте урока расписаны этапы урока и виды деятельности учащихся на каждом из них. Знакомство с новым материалом подводится через решение проблемной ситуации. На уроке дети работают в парах, групп...
План-конспект урока по физической культуре для 4 класса. Конспект - урока: Использование современных танцевальных фитнес программ на уроке физической культуры
Цель: Повысить интерес к занятиям физическими упражнениями, через музыкально - двигательную деятельность учащихся, содействовать поддержанию и развитию их активности.Задачи:1.Формировать двигате...
План-конспект урока по чтению (1 класс) по теме: Конспект урока литературного чтения в 1 классе ."Школа 2100"
Урок литературного чтения в 1 классе «Школа 2100»Тема: Недолгая красота весны.( Николай Иванович Сладков «Бегство цветов» )Цель: формирование читательской компетенции учащихсяЗадачи: - форм...
Конспект интегрированного урока для 1 класса (окружающий мир - математика). Конспект урока по математике для 4 класса
Урок можно проводить как в классе так и в условиях выездной школы.Тема: Как появилась наука геометрия.Ожидаемый результат: ученик, который умеет отличать кривую линию от прямой. Ребенок, у котор...
План-конспект урока математики по теме "Сложение вида 61+7 и соответствующие случаи вычитания; план-конспект урока чтения по теме "Е. Пермяк. Случай с кошельком"
Возможно, урок в помощь начинающему педегогу коррекционной школы....