Методические разработки
методическая разработка по русскому языку по теме

Методические разработки

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Ты улыбкой, как солнышком брызни, Выходя по утру из ворот. Понимаешь, у каждого в жизни Предостаточно бед и забот. Разве любы нам хмурые лица Или чья-то сердитая речь? Ты улыбкой сумей поделиться И ответную искру зажечь. Подарите улыбку друг другу…

Слайд 2

Настоящий богач среди частей речи, имеет лицо, время. Хороший работник всегда при деле. По частоте употребления занимает второе место после существительного. Величество Глагол

Слайд 6

зад и рать нос важничать зарубить на носу запомнить кл е вать носом дремать в о дить за нос обманывать п о весить нос опечалиться

Слайд 7

Научилась (научился)... Было интересно.... Было трудно... Я понял (а), что....

Слайд 8

- о – ч – л д- л - г-л - й -м-л-! Кончил дело, гуляй смело!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:



Предварительный просмотр:

Шабельникова Татьяна Юрьевна

учитель начальных классов

урок русского языка 4 класс

План урока

Тема урока: Имена собственные.

Задачи урока:

  1. Познакомить учащихся с понятием «имена собственные», формировать навык правописания имён собственных.
  2. Развивать наглядно-образного мышление, зрительное восприятие и навык самоконтроля.
  3. Воспитывать дисциплинированность, понимание и выполнение инструкций учителя при работе на компьютере.

Необходимое оборудование и материалы для урока: интерактивный комплекс, загадки для словарного диктанта, письмо дяди Фёдора, карточки № 1, карточки № 2.

Ход урока

I. Орг. момент.

СЛАЙД № 1.

                - Прозвенел звонок, внимание,

Хорошо, что все без опоздания.

Сядьте по удобнее, начинаем урок русского языка.

Я прошу вас быть внимательными и активными.

                                                                     

II. Сообщение темы и задач урока. 

СЛАЙД № 2.

- Тема сегодняшнего урока «Имена собственные», а проведём мы его вместе с героями мультипликационного фильма «Трое из Простоквашино», снятого режиссёром Владимиром Поповым по сценариям известного детского писателя Эдуарда Успенского.

Герои мультфильма помогут нам разобраться, какие слова в русском языке являются именами собственными и как они пишутся. А сейчас запишите число и тему урока в тетрадь.

III. Словарный диктант.

СЛАЙД № 3.

        - Первое задание – словарный диктант нам предлагает выполнить галчонок по прозвищу Хватайка. Я буду зачитывать загадки, которые приготовил для вас галчонок, а вы будете записывать отгадки.

А чтобы правильно, красиво

Вы записали всё в тетрадь.

Вам пальчики необходимо

Как следует, как следует размять.

Пальчиковая гимнастика.

Чтоб здоров был пальчик наш

Сделаем ему массаж.

Посильнее разотрём

И к другому перейдём.

             Дети поочередно растирают    

             пальчики на правой и левой руках.

Загадки.

Рыжий молокозавод

День жуёт и ночь жуёт.

Ведь траву не так легко

Переделать в молоко. (Корова)

С подругами и сестрами

Она приходит к нам,

Рассказы, вести новые

Приносит по утрам. (Газета)

Хочешь бегать далеко,

Хочешь прыгать высоко,

Пей почаще …..(молоко)

Не ботинки, не сапожки,

Но их тоже носят ножки.

В них мы бегаем зимой:

Утром — в школу,

Днём — домой. (Валенки)

Ушки чуткие торчком,

Хвост взлохмаченный крючком

В дом чужого не пущу,

Без хозяина грущу. (Собака)

Там у дороги стоят стога,

Петух на заборе поёт с утра,

Пастух собирает в стадо коров,

У каждого дома поленица дров. (Деревня)

- Возьмите красный карандаш и проверьте работу. (Проверка на экране). 

СЛАЙДЫ № 4-9.

- Подумайте, каким из записанных слов можно дать имя?

IV. Объяснение нового материала. 

СЛАЙД № 10.

- Однажды пёс Шарик спросил у почтальона Печкина: «Зачем люди называют меня дважды: один раз – собакой, а другой – Шариком?»

- Как вы думаете, что ответил на это почтальон Печкин? (Дети высказывают свои предположения).

СЛАЙД № 11.

- А почтальон Печкин ему ответил: «Если мы хотим отличить собаку от других животных, например от кота или коровы, то мы используем название – собака. 

СЛАЙД № 12.

А если среди многих собак нам нужна только одна, то мы называем её по имени, например Шарик».

СЛАЙД № 13.

Шарик: «Значит, кличка Шарик – это моё собственное имя?»

Печкин: «Верно».

СЛАЙД № 14.

- Свои собственные имена имеют и другие предметы.

- Прочитайте слова на экране.

- Скажите, в каком столбике даны названия предметов, а в каком – имена этих предметов?

- Задание от собаки Шарика (щелчок левой кнопкой мыши): «Каждому названию предмета подберите его имя. (Дети называют сочетания слов, а на экране по щелчку мыши происходит соответствующее перемещение).

- Назовите клички животных. (После того, как дети правильно перечислят все клички на экране, по щелчку мыши изменяется цвет соответствующих слов, появляется изображение предметов со звуковым сопровождением).

- Назовите имена и фамилии людей. (Аналогичные действия).

- Назовите названия деревни и речки. (Аналогичные действия).

- Матроскин, Мурка, Фёдор, Простоквашино, Гаврюша, Хватайка, Печкин, Простоквашка – это имена собственные. С какой буквы пишутся имена собственные?

СЛАЙД № 15.

- Итак, нам необходимо запомнить правило (щелчок левой кнопкой мыши):

Имена, отчества, фамилии людей, клички животных, названия городов, деревень, сёл, улиц – это имена собственные (щелчок левой кнопкой мыши).

Имена собственные пишутся с большой буквы.

V. Физминутка. 

СЛАЙД № 16 (с музыкальным сопровождением).

Встанем смирно, без движенья.

Начинаем упражненье:

Руки вверх подняли – раз,

Выше носа, выше глаз.

Упражнение второе –

Положенье рук иное.

Будем делать повороты,

Выполнять с большой охотой.

А третье у нас упражнение –

Руки к плечам – круговые движения,

Вперёд-вперёд, назад-назад,

Это полезно для наших ребят.

А теперь их сгибаем без труда,

Чтобы сила богатырская была.

Затем приступим к туловищу мы –

Наклонов восемь сделать мы должны.

Сначала два раза вперёд наклонитесь,

Затем два раза назад – не ленитесь!

Вправо и влево вы наклоняйтесь,

Вправо и влево – не ошибайтесь.

На ноги свои обратите вниманье,

Делайте глубокие приседанья!

Теперь попрыгать очень нужно,

Пружиня вверх, скачите дружно!

Руки поднять вверх.

Руки на пояс.

Повороты туловища в стороны.

Кисти рук поднять к плечам.

Круговые движения согнутыми руками.

Разогнуть руки в стороны, снова кисти к плечам. Руки опустить.

Наклоны вперёд, руки вниз.

Наклоны назад, руки на пояс.

Наклоны вправо-влево, руки на пояс.

Приседания.

Прыжки на месте.

VI. Закрепление.

1. Письмо дяди Фёдора.

СЛАЙД № 17.

- Помните, ребята, мальчик, которого все звали дядя Фёдор, поселился со своими друзьями в заброшенном доме в деревне Простоквашино. А, чтобы родители не волновались за него, он написал им письмо. Это письмо сохранилось. (Показывает письмо на листе бумаги). Да вот беда, часть букв подтёрлась. Помогите восстановить письмо дяди Фёдора. Для того чтобы вы смогли поработать самостоятельно, я размножила это письмо. Откройте конверт, который лежит у вас на парте.

- Внимательно прочтите письмо.

СЛАЙД № 18.

(На экране письмо с пропущенными буквами).

        - Давайте вместе разберём задание. (Дети называют букву, которую необходимо вставить – строчную или заглавную,  по щелчку буква появляется в нужном месте).

- Назовите имена собственные.

- С какой буквы пишутся имена собственные?

- Перепишите письмо в тетрадь, вставляя пропущенные буквы.

Дети, правильно выполнившие задание, получают призы – золотые монеты.

        2. Задание от мамы и папы дяди Фёдора.

СЛАЙД № 19.

- Скажите, ребята, как вы обращаетесь к взрослым людям?

- Обращаясь к взрослому человеку, вы называете его полное имя и отчество. Отчество образуется от полного имени отца.

- Возьмите у себя на столе карточку № 1. Это задание от мамы дяди Фёдора.

СЛАЙД № 20.

Мама с экрана: «Измените слова по образцу».

Люда – Людмила.

Галя – … .

Вася – … .  

Коля – … .

- Как называются слова первого столбика?

- Как называются слова второго столбика?  (Щелчок левой кнопкой мыши)

Мама с экрана: «Запишите слова парами. Помните, что имена людей пишутся с большой буквы».

        - Возьмите у себя на столе карточку № 2. Это задание от папы дяди Фёдора.

СЛАЙД № 21.

 Папа с экрана: «Назовите слова парами по образцу».

        Пётр – Петрович.

        Иван – … .

        Павел – … .

        Михаил – … .

- Как называются слова второго столбика? (Щелчок левой кнопкой мыши)

Папа с экрана: «Запишите слова парами. Помните, что отчества пишутся с большой буквы.

        Детям, правильно выполнившим задание, учитель выдаёт призы – золотые монеты.

VII. Релаксация. 

СЛАЙД № 22 (с музыкальным сопровождением).

- Сядьте удобно, закройте глаза и прикройте их сверху ладонями.

- Отдохнём одну минутку,

Восстановим зоркость глаз

И почувствуем всем телом,

Как тепло согрело нас.

Как уютно в нашем классе,

Нет печали, нет тревог.

Потрудились славно дети,

Завершается урок.

VIII. Итог урока. Обсуждение результатов работы.

        - Итак, дорогие мои, наш урок подошёл к концу. Что нового вы сегодня узнали?

        - Интересно ли вам было работать на уроке?

        - Мои помощники, герои мультфильма прощаются с вами.

СЛАЙД № 23.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка "Формирование орфографической зорокости у первоклассников по учебно-методическому комплекту "Гармония" "К тайнам нашего языка" М.С.Соловейчик

Данные рекомендации предназначены для того, чтобы помочь  в период обучения грамоте подготовить детей к работе над языком и речью по учебнику «К тайнам нашего языка» М.С.Соловейчик....

"Развитие графомоторных навыков у дошкольника и младшего школьника". Методическая разработка урока №1:"Письмо букв 1-й группы и ш й И Ш Й". Методическая разработка урока №2: "Письмо строчных букв п т р г"

   Содержание методической разработки занятий нацелено на понимание обучающимися того, что язык это основное средство человеческого общения, формированию правильной устной и пись...

"Развитие графомоторных навыков у дошкольника и младшего школьника". Методическая разработка урока №3:"Письмо строчных и заглавных букв". Методическая разработка урока №4: "Письмо строчной буквы "я" и Заглавных "А Я""

Содержание методической раработки занятий нацелено на формирование навыка скорого, каллиграфического письма и выстроения взаимосвязи между звуковым восприятием, моторным навыком и графическим изображе...

2016 г. Конкурс "Авторские методические разработки" Методическая разработка "Можно жить без ссор"

Детские конфликты – это не просто негативные явления в детской жизни, это особые, значимые ситуации общения. И от того, насколько взрослые (педагоги и родители) будут готовы к правильному руково...

Аналитическая записка Номинация № 3 "Лучшая авторская разработка комплекта учебно-методических материалов / методических рекомендаций": Методическая разработка «Олимпиадные задания по трудовому обучению для учащихся 2 – 3 классов (легкая умственная отс

      Программа трудовой подготовки во 2-ом классе направлена на осуществление умственного, физического, эмоционально - волевого развития и эстетического воспитания детей с огран...

Методическая разработка МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ ОВЗ И ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ: МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА.

Аннотация: Учитель начальных классов, МОБУ СОШ №18г.СОЧИ им. Героя Советского Союза Мачуленко А.С.    Кормянкова Е.В.В настоящее время количество детей с врожденными и наследственными з...