Ь после шипящих в именах существительных
методическая разработка по русскому языку (2 класс) по теме
Коспект урока по русскому языку. Программа М.С. Соловейчик. Учебник М.С. Соловейчик и Н.С. Кузьменко "К тайнам нашего языка". Технологии развития критического мышления, проблемный подход и опережающее обучение с комментированием и использованием схем.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
_posle_shipyashchikh_v_imenakh_sushchestvitelnykh.docx | 23.67 КБ |
Предварительный просмотр:
Ь после шипящих в именах существительных
Вибе Наталия Георгиевна,
учитель начальных классов МОУ школа №8
Г.о. Жуковский Московской области.
Цели:
- познакомить с новой орфограммой «Правописание мягкого знака после шипящих на конце существительных женского рода, а также с написанием существительных мужского рода с шипящим на конце;
- проверить сформированность понятий «Мягкий знак обозначает мягкость согласного на письме», «Разделительный мягкий знак»;
- выявить грамматическую функцию мягкого знака как показателя женского рода путем исследовательской работы учащихся;
- обозначить вид орфограммы для дальнейшей работы с другими частями речи;
- развивать память, мышление, внимание;
- воспитывать культуру общения, умение работать индивидуально и коллективно;
- воспитывать уважение к родному языку.
Оборудование:
ЭОР учителя
Ход урока
- Каллиграфия.
- Актуализация знаний.
Чем похожи все слова:
Стриж, ночь, вечер, помощь, стричь, вскачь, горяч, молодежь, задач, споришь, крыша, врач, товарищ, дочь, точка, малыш, роскошь?
(Есть шипящие согласные)
- Постановка проблемы.
Выпишите только те слова, в которых шипящий оказывается в конце слова.
(…)
Что получилось?
Соотнесите слова с одинаковыми буквами шипящих согласных, обозначающими одинаковые звуки в конце слов.
Стриж – молодежь
Ночь – стричь, вскачь, горяч, задач, врач, дочь
Помощь – товарищ
Малыш – роскошь
Ничего странного не замечаете? Почему в одних случаях один и тот же звук обозначается с помощью буквы согласного, а в другом – пишется еще и мягкий знак?
Будем разбираться.
- Поиск решения.
Для начала определим, какую роль в данном случае выполняет мягкий знак. Разбейте слова на 2 группы:
Пеньки, вьюга, обезьяна, льется, медведь, гость.
Что получилось?
Пеньки вьюга
медведь обезьяна
гость льется
Какой признак оказался в основе классификации? (Роль мягкого знака: в 1 столбике – показатель мягкости, во 2 – разделительный)
А в какой из этих столбиков можно включить наши слова – пусть с мягким знаком?
(Ни в какой) Почему? (Не обозначает мягкость согласного, не является разделительным) Получается, что у мягкого знака есть еще какая-то работа – верно?
Проверим свой вывод по учебнику. (Читаем)
Получается, какую роль выполняет мягкий знак в нашем случае? (Показатель грамматической формы) Как понимаете, о чем идет речь? (…) Значит, мягкий знак должен обозначать, каким признаком наделено слово. Только что это за признак?
Чтобы разобраться, обратим внимание на слово «туш…». Что это такое? Оказывается у этого слова есть 2 значения:
- Краска
- Музыкальное произведение.
А в каком случае оно имеет одно значение, а в каком – другое? Попробуем разобраться. Проведите звуко-буквенный анализ слова. Что получается? А вы проводили анализ какого значения слова? Выходит, что звуковой состав у обоих значений слова абсолютно одинаковый?
А чем они тогда различаются? (???)
- Вывод решения.
Я из словаря выписала словосочетания с этим словом – может, они нам помогут:
громкий туш яркая тушь
Сможете догадаться, о каком значении идет речь? А как поняли? (По лексическому значению) Получается, что «туш» в значении «музыкальное произведение» какого рода? А в значении «краска»? А если теперь я уберу слова подсказки, сможете определить, где какое слово?
туш тушь
А как вы догадались?
Кто вам помог? Мягкий знак! Может быть, сможете сформулировать, какой грамматический признак будет обозначать мягкий знак? (Род существительных; в женском роде он есть, а в мужском его нет)
Как сформулируем новый секрет языка, который только что открыли? Проверим себя по учебнику.
- Первичное закрепление знаний.
Может быть, теперь сможете ответить на вопрос, почему в тех словах, с которыми мы работали в начале урока, то появляется мягкий знак, то пропадает? А все ли слова можете объяснить? Почему? Тогда выводим алгоритм.
- Услышать шипящий в конце слова
- Определить часть речи
Сущ. Гл. ? ?
- Определить
число
ед мн
- Опред. род Вероятно, ь
м.р ж.р.
ь ь
Так в какой части речи мы с вами научились решать эту орфографическую задачу? (В именах существительных единственного числа) А она встречается только в них? (Нет) Что будем делать в остальных случаях? (Определять часть речи, видеть орфографическую задачу, но пока оставлять ее без решения – с дыркой)
- Рефлексия.
А что нужно уметь хорошо делать, чтоюы не ошибаться при решении такой орфографической задачи?
А) слышать шипящий в конце слова.
Зачем? А мы умеем? Проверим. Хлопните, если шипящий оказывается последним в слове.
(Набор слов с шипящими в разном месте в слове)
Справляемся? Тогда что еще нужно уметь делать?
Б) Вычленять из всех слов имена существительные. Зачем? Умеем? Присядьте, если слышите существительное с шипящим в конце.
(Набор слов – разных частей речи с шипящими в конце + включить существительные с шипящими в середине слова или в начале)
А с этим заданием справляемся? Тогда проверяем дальше. Что еще нужно уметь делать?
В) Определять число имен существительных. Зачем? У нас получится?
Прыгните, если существительное с шипящим в конце окажется единственного числа.
(Набор слов – разных частей речи с шипящими в конце + включить существительные с шипящими в середине слова или в начале, в т.ч. множественного числа)
Ну как? Все получается? Что последнее мы должны точно уметь делать?
Г) Использовать мягкий знак или обходиться без него. Справимся?
Тогда попробуйте правильно решить все задания теста:
- В каком слове на месте пропуска пишется мягкий знак?
- Доч…
- Много пастбищ…
- Ловкач..
- Летуч…
- В каком слове на месте пропуска пишется мягкий знак?
- До новых встреч…
- У афиш…
- Бородач…
- Дрож…
- В каком слове не пишется мягкий знак?
- Кроеш..
- Роскош…
- Ландыш…
- Печ…
- В каком ряду оба слова пишутся с мягким знаком?
- Леч…, малыш…
- Пустош…, врач…
- Грач…, дич…
- Мыш…, ноч…
Со всеми ли заданиями точно получалось справиться? Почему? (Встречается другая часть речи с этой орфограммой) Значит, всему мы с вами уже научились? Что будем делать на следующем уроке? (Продолжать открывать новые знания)
- Творческая работа
Подберите нужные слова, чтобы получилось стихотворение. Только помните о новой орфограмме и не допустите ошибок.
Наступила как-то …,
Из избушки вышли…
Мать, отец и с ними ….,
Чтобы бабушке …..
Тут же выбежал….,
А ему: «Чего не …?»
«С вами вовсе не… ,
Ни на ….. не отдох….!»
(Ночь, прочь, дочь, помочь, малыш, спишь, заснешь, грош, отдохнешь)
Все ли слова получается правильно проверять? Почему? (Не все знания открыты) Докажите правильность написания.
(По цепочке ведут сами)
- Итого урока.
Так чем мы с вами сегодня занимались? Как сформулируете тему урока? Какой новый секрет языка открыли? Что пока осталось непонятным?
Домашнее задание – составить тест для проверки знаний
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Правописание мягкого знака после шипящих на конце существительных.
Урок (4кл. программа "Школа 2100") проходит на интерактивной доске. Ребята на уроке знакомятся с новой орфограммой и выводят орфографическое правило....
УМК "Начальная школа 21 века". Урок русского языка "Правописание мягкого знака после шипящих у имён существительных"
Учителям начальной школы, работающим по УМК "Начальная школа XXI века" (3 класс)...
"Мягкий знак после шипящих на конце существительных женского рода"
План - конспект открытого урока по русскому языку на тему "Мягкий знак после шипящих на конце существительных женского рода". 4 класс. УМК "Школа 2100"...
правописание ь после шипящих в именах существительных. 3 класс
проблемное обучение, работа в парах, частично поисковый метод...
Урок по русскому языку "Мягкий знак после шипящих в именах существительных"
Урок составлен с использованием ИКТ....
"Мягкий знак после шипящих в именах существительных женского рода" (3 класс)
Открытый урок и презентация в 3 классе по программе "Перспектива" на тему: "Мягкий знак после шипящих в именах существительных женского рода" (3 класс)...