"Мягкий знак после шипящих на конце существительных женского рода"
методическая разработка по русскому языку (4 класс) по теме
План - конспект открытого урока по русскому языку на тему "Мягкий знак после шипящих на конце существительных женского рода". 4 класс. УМК "Школа 2100"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
arhiv_zip_-_winrar.zip | 2.29 МБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Мягкий знак после шипящих на конце существительных женского рода
Цели:
Обучающая: познакомить учащихся с правописанием мягкого знака на конце имён существительных после шипящих, определить алгоритм написания мягкого знака в именах существительных после шипящих
Развивающая: развитие общеучебных умений и навыков: внимания, мышления, речи, фонематического слуха, умения работать по алгоритму
Воспитывающая: способствовать воспитанию позитивного отношения к изучению русского языка, уважению к мнению друг друга, умения слушать и высказывать свою точку зрения, заботливого отношения к зимующим птицам.
Оборудование: компьютер, ноутбуки, экран, раздаточный материал для создания алгоритма, образец выделения орфограммы, ключевые слова
Медиапродукт: презентация и тест (среда Power Point)
Тип урока: открытие новых знаний
Ход урока
- Орг.момент
Сегодня урок необычный у нас.
Готов к нему, вижу, каждый из вас.
Улыбки, уверенность. Что ж: «Так держать!»
За парты садитесь, пора начинать.
- Актуализация знаний и создание проблемной ситуации
1.Чистописание.
Догадайтесь, какую букву мы будем писать.
Мягкий голос, мягкий шаг…
Это буква - …(мягкий знак).
- Что вы знаете об этой букве? Что можете рассказать? (Буква ь не обозначает звука).
- Пропишите её одиночной 5 раз, а также в соединении с тремя буквами.
- Какую роль играет мягкий знак в словах?(Разделительный, отделяет мягкий согласный от гласного звука, смягчает согласные).
- Разделите слова согласно роли ь знака в словах. На первой строчке выпишите слова с разд. Ь, на второй – смягчающий.
- Что случилось? В чем проблема? С чем столкнулись?
Давайте проверим. Какие слова вы не смогли определить в группы?
- Что вы можете сказать о звуке и букве Ч, Ш?
?!
- Открытие новых знаний
- Определение темы и целей урока
- Оказывается, существует третья роль (профессия) мягкого знака. Попробуем решить эту проблему. Итак , что можно определить у этих слов? (Часть речи), что ещё (род), обратите внимание на выделенные буквы. Какие звуки они обозначают? Что в них общего (шипящие)?
(ключевые слова)
- Определим тему урока
- Какие цели поставим перед собой?
- Упр.173 с.4. Ознакомьтесь с заданием. Что нужно сделать? (Записать слова в 2 столбика: 1 – слова без мягкого знака, во 2 – слова с ь)
- Что общего у слов 1-го столбика? Что общего у слов 2-го столбика? Какой вывод вы можете сделать? Сравните его с выводом, который дали нам авторы учебника.
- Какова же 3-я роль мягкого знака?
Физкультминутка
Мы устали, засиделись,
Нам размяться захотелось.
Отложили мы тетрадки,
Приступили мы к зарядке.
Раз - подняться, потянуться,
Два - нагнуться, разогнуться,
Три - в ладоши, три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре - руки шире,
Пять - руками помахать,
Шесть - работать захотели.
Тихо все на место сели.
3. Составление алгоритма работы.
- Я предлагаю поработать с алгоритмом определения написания мягкого знака на конце существительных после шипящих.
Но перед этим вспомним, что такое алгоритм (порядок действий для решения проблемы).
- Работаем в парах, задания будут разными. Одни ребята составят алгоритм из предложенных пунктов, другие - будут дополнять алгоритм, восстанавливая пропущенные этапы работы. Вспомните ключевые слова нашего урока. Они вам помогут.
Проверка с опорой на слайд (по эталону). Кто смог выполнить работу верно?
- Для чего нужен алгоритм?
- Первичное закрепление
Работа с текстом
- Познакомьтесь с текстом (Приложение 1). Читает 1 ученик.
Всё чаще в городе мы можем увидеть стайки суетливых синиц, красногрудых снегирей, хохлатых свиристелей. В поисках пищи они вынуждены прилетать к жилью человека… Зимой птицы погибают прежде всего от голода, а не от холода. Как мы можем им помочь?
- Беседа по теме текста.
- Задание: подумайте, что мы будем делать в этом упражнении. Опираясь на алгоритм, запишите текст в тетрадь. Вместо многоточий нужно вставить ь, если это нужно. (возможно с комментированием, затем самостоятельно). ИЛИ выписать слова с пропущенными буквами, вставить буквы, обозначить изучаемую орфограмму
4.Проверка
V. Итог урока:
Мы с вами хорошо потрудились. Вспомните, чему вы научились на уроке, что нового узнали? Какие задания вы выполняли с удовольствием?
Напомните мне алгоритм наших действий при написании существительных с шипящей на конце слова
А теперь выполните небольшой тест по теме урока (Приложение 2)
- Домашнее задание:
Чтобы хорошо научиться правильно писать имена существительные с шипящей на конце, запомните правило на с. 4 и выполните упр.5 с.12. (Закрепить умение правильно употреблять Ь на конце существительных после шипящих при выполнении упр.5 с.12)
- Рефлексия
Ребята, сейчас каждый возьмёт магнитик. Если вам урок понравился, и всё было понятно, то установите магнит рядом с мягким знаком зелёного цвета. Если вам урок понравился, но вы считаете, что были трудности и сомнения, то установите магнит рядом с мягким знаком зелёного цвета. Если вам было очень сложно, непонятно, то установите магнит около красного мягкого знака.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка в 4 классе «Мягкий знак после шипящих на конце существительных женского рода».
Урок русского языка в 4 классе "Мягкий знак после шипящих на конце существительных женского рода" ("Школа 2100")....
Конспект урока по русскому языку "Мягкий знак после шипящих на конце существительных женского рода".
Конспект урока-сказки по русскому языку для 4 класса по теме "Мягкий знак после шипящих на конце существительных женского рода". Злюка-Зюзюка перессорила всех хителей страны Имя существительное. Ребят...
Конспект урока по русскому языку: "Мягкий знак после шипящих на конце существительных женского рода" 4 класс (учебник Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В.)
Урок выполнен с применением деятельностного подхода в обучении....
Презентация к уроку по русскому языку "Мягкий знак после шипящих на конце существительных женского рода" 4 класс (учебник Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В.)
Презентация соответствует размещенному по данной теме уроку...
Мягкий знак после шипящих на конце существительных женского рода.
Познакомить учащихся 4 класса с правописанием мягкого знака на конце существительных женского рода 3 склонения. Закреплять и развивать умения и навыки в определении склонения имен существительных, пра...