"Мягкий знак после шипящих в именах существительных женского рода" (3 класс)
презентация к уроку по русскому языку (3 класс)
Открытый урок и презентация в 3 классе по программе "Перспектива" на тему: "Мягкий знак после шипящих в именах существительных женского рода" (3 класс)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_myagkiy_znak_posle_shipyashchih.docx | 29.48 КБ |
prezentatsiya_myagkiy_znak_posle_shipyashchih.ppt | 1.49 МБ |
Предварительный просмотр:
План-конспект урока русского языка в классе 3.4
УМК «Перспектива»
Учитель: Филатова Е.А.
Дата проведения: 29.01.2021
Тема: «Мягкий знак после шипящих на конце существительных женского рода»
Целевые установки:
Предметные:
- формировать представление о грамматической функции мягкого знака как показателя женского рода путем исследовательской работы учащихся;
- познакомить с правилами написания мягкого знака в именах существительных с шипящим звуком на конце слова;
- выработать алгоритм правописания мягкого знака в именах существительных после шипящих звуков.
Метапредметные:
- развивать умения наблюдать, сравнивать, делать выводы, соотносить информацию, представленную в разных формах, умения изучающего чтения (задавать вопросы, составлять план, пересказывать с опорой на план и т.д.)
Личностные:
- Понимать значимость умения вести диалог в различных жизненных ситуациях,
- Уметь применять полученные навыки сотрудничества с одноклассниками.
Регулятивные:
- умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.
- оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
- прогнозировать предстоящую работу (составлять план)
Коммуникативные:
- уметь работать в парах;
- внимательно слушать друг друга;
- уметь выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
- формировать умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.
Методы работы:
- объяснительно-иллюстративный;
- метод проблемного изучения нового материала;
- практические упражнения
Формы работы: фронтальные, индивидуальные, в парах
Тип урока: объяснение нового материала.
Оборудование: мультимедийный проектор, интерактивная доска, компьютер, карточки с заданиями.
Ход урока:
- Организационный момент
Мы пришли сюда …….(учиться)
Не лениться, а ……(трудиться)
Только тот, кто много ……(знает)
В жизни что-то ……(достигает).
К нам пришли гости. Давайте поприветствуем гостей и друг друга. Садитесь.
Откройте тетради запишите двадцать девятое января, классная работа.
- Актуализация опорных знаний. «Мозговой штурм»
Какой раздел мы сейчас изучаем? "Имя существительное".
- Что узнали об этой части речи? (Имя существительное отвечает на вопросы КТО? (одуш.) или ЧТО? (неодуш.);изменяется по числам: единственное и множественное; изменяется по падежам (склоняется); имена существительные бывают: мужского, женского и среднего рода.)
3. Минутка чистописания
Посмотрите на наше чистописание, что вы заметили?
Догадываетесь, о чем мы будем сегодня разговаривать на уроке?
В гостях у нас шипящие,
Звуки настоящие.
Мягкий знак после шипящих
Просит знаний настоящих.
Тема нашего урока «Мягкий знак после шипящих на конце существительных женского рода». Какие задачи мы перед собой ставим? (узнать в каких случаях после шипящих ставится/не ставится ь).
4. Работа над новым материалом.
На доске записаны слова: ночь, меч, мяч, вещь, лещ, уж, помощь, дочь, речь, нож, ложь.
- Что общего вы заметили в словах? (Прочитайте слова, послушайте – все звучи в словах шипящие). Чем же они отличаются? (родом, написанием ь/отсутствием ь)
У доски работают 2 ученика. Давайте попробуем сформулировать правило: в именах существительных женского рода единственного числа после шипящего пишется Ь, на конце имен существительных мужского рода после шипящего (ж, ш, щ, ч) Ь не пишется.
Так запомним — род мужской
Гонит Мягкий Знак метлой.
Женский род — наоборот,
Мягкий Знак в друзья берёт.
Давайте откроем учебник на стр. 13 и прочитаем правило. Верно ли, мы вывели правило? (да, верно). Это будет одним из вашего домашнего задания.
5. Первичное усвоение новых знаний.
А теперь давайте поиграем, я буду задавать вопрос, а вы отвечать и объяснять мне написание Ь: (на экране картинка с ответом, слово и род)
- Предмет, на котором ездил Емеля. (Печь)
- Без него не откроешь замок. (Ключ)
- Его надевают в дождь. (Плащ)
- Маленький ребёнок. (Малыш)
- Середина ночи. (Полночь)
Обьясните, написание каждого слова. Что мы поставим после шипящего в мужском роде? В женском роде?
- Зрительная физминутка.
- Первичная проверка понимания. Работа по учебнику.
Откройте учебник на стр. 13 упр. 20 (1 ученик с места с комментированием). Читаем задание – найти «третий лишний». Чтобы найти 3 лишний, что необходимо сделать? (узнать род и сделать вывод о правописании Ь после шипящих).
Какой вывод мы можем сделать?
8.Физминутка (1 минута с проектором).
9. Закрепление изученного материала.
Изучать и усваивать новый материал и знания нам помогают не только книги. Учебники, но и пословицы.
На экране пословицы:
Хорошую речь хорошо и слушать.
Ученье - луч света, а неученье - тьма.
- Что общего в этих пословицах? (Они об учебе. В обеих встречаются шипящие. В обеих пословицах встречаются слова с мягким знаком).
1 ученик у доски выписывает слова и комментирует.
- Для мягкости - какое слово из пословиц мы запишем? – слушать, тьма (указать количество звуков и букв).
- Разделительный Ь - Ученье, неученье (указать количество звуков и букв).
- Остались два слова: речь, луч – к какой группе мы отнесем? (мужском роде после шипящих – Ь не пишется, в женском роде – пишется после шипящих).
Обобщение: ь знак может выполнять в словах 2 работы:
- указывать на мягкость предыдущего согласного;
- разделять согласный и гласный.
- указывать на род.
10. Замечательно! Сейчас мы будем отгадывать загадки, у вас на столах сигнальные знаки, называете слово и показываете пишется оно с Ь или без.
1. Маленькое, сдобное,
Колесо съедобное.
Я один тебя не съем,
Разделю ребятам всем. (калач)
2. Сидит дитя на дороге, сидит и говорит:
- У меня есть отец и мать, а я им не сын.
(дочь)
3.Зимой дрова ест, а летом спит. (Печь).
4. Под полом таится, кошки боится. (Мышь).
Учитель записывает на доске слова – отгадки: дочь, калач, печь, мышь.
Составьте и запишите 2 предложения из данных слов дочь, калач, печь, мышь. У доски работает 2 ученика. Записывает предложение, находит грамматическую основу и указывает род.
11.Первичный контроль. Тест.
Какие открытия мы сегодня с вами сделали?
Давайте закрепим наши знания. Возьмите карточку – тест и отметьте ответы на вопросы сегодняшнего урока. Обменяйтесь с соседом и проверьте карточку.
Тест:
1.На конце существительных мужского рода после шипящих мягкий знак
А) пишется Б) не пишется
2.На конце существительных женского рода после шипящих мягкий знак
А) пишется Б) не пишется
3.Мягкий знак на конце существительных после шипящих показывает, что это имена существительные
А) мужского рода
Б) женского рода
4. В какой строчке во всех существительных
надо поставить ь знак ?
А) ключ(?), камыш(?), сторож(?), плащ(?)
Б) калач(?), мелоч(?), багаж(?), печ(?)
В) ноч(?), помощ(?), вещ(?), лож(?)
5. В какой строчке допущены ошибки?
А) моржь, молодеж, кирпичь,
Б) брошь, чертеж, дичь
Ответы: 1)-Б, 2)- А, 3)-Б, 4)-В, 5)- А
На экране на каждом слайде вопрос с ответом для проверки.
12. Рефлексия:
- С какой темой мы познакомились на уроке?
- Какое правило мы сформулировали?
- О какой роли мягкого знака в русском языке узнали?
13. Домашнее задание.
Выучить правило стр.13. Учебник упр. 19 стр. 13. (Объяснение домашнего задания)
Спасибо за активную работу на уроке, все молодцы!
Индивидуальные карточки:
Игра «Четвертый лишний».
а) Карандаш, плащ, мышь, шалаш.
б) Кирпич, мелочь, ночь, дочь.
в) Тушь, ключ, вещь, печь.
г) Грач, помощь, палач, калач.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
ь Ж.Р.
Ключ М.Р.
Плащ М.Р.
Малыш М.Р.
Полночь Ж.Р.
Хорошую речь хорошо и слушать. Ученье - луч света, а неученье - тьма.
Дочь испекла калач
Мышь несет горшок в печь.
1. На конце существительных мужского рода после шипящих мягкий знак А) пишется Б) не пишется
2. На конце существительных женского рода после шипящих мягкий знак А) пишется Б) не пишется
3 .Мягкий знак на конце существительных после шипящих показывает, что это имена существительные А) мужского рода Б) женского рода
4. В какой строчке во всех существительных надо поставить ь знак ? А) ключ(?), камыш(?), сторож(?), плащ(?) Б) калач(?), мелоч(?), багаж(?), печ(?) В) ноч(?), помощ(?), вещ(?), лож(?)
5. В какой строчке допущены ошибки? А) моржь, молодеж, кирпичь, Б) брошь, чертеж, дичь
С какой темой мы познакомились на уроке? Какое правило мы сформулировали? О какой роли мягкого знака в русском языке узнали?
Домашнее задание: Выучить правило стр.13. Учебник упр 19 стр 13.
Спасибо, все молодцы!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка в 4 классе «Мягкий знак после шипящих на конце существительных женского рода».
Урок русского языка в 4 классе "Мягкий знак после шипящих на конце существительных женского рода" ("Школа 2100")....
Конспект урока по русскому языку: "Мягкий знак после шипящих на конце существительных женского рода" 4 класс (учебник Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В.)
Урок выполнен с применением деятельностного подхода в обучении....
Презентация к уроку по русскому языку "Мягкий знак после шипящих на конце существительных женского рода" 4 класс (учебник Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В.)
Презентация соответствует размещенному по данной теме уроку...
Русский язык 4 класс,тема урока: "Мягкий знак после шипящих на конце существительных женского рода".
Конспек урока русского языка в 4 классе по программе "Школа 2100",авторы учебника Р.Н. Бунеев, Е.В.Бунеева,О.В.Пронина на тему "Мягкий знак после шипящих на конце существительных женского ...
Урок русского языка по УМК «Планета Знаний», 3 класс Тема: Употребление мягкого знака после шипящих на конце существительных женского рода (в именительном падеже)
Урок получения новых знаний. Отрабатывается умение работать с алгоритмами. К конспекту урока есть презентация....
Презентация к уроку русского языка 3 класс УМК «Планета Знаний»Тема: Употребление мягкого знака после шипящих на конце существительных женского рода (в именительном падеже)
Эта презентация поможет систематизировать подачу нового материала по теме: Употребление мягкого знака после шипящих на конце существительных женского рода (в именительном падеже)...
Конспект урока русского языка "Употребление мягкого знака после шипящих в конце существительных женского рода" (УМК "Перспектива", 3 класс)
Тема: «Употребление мягкого знака после шипящих в конце существительных женского рода» Цели деятельности учителя расширение умений в правописании Ь знака на конце имен существительны...