Рабочая программа по русскому языку. 3 класс. УМК "Школа2100"
рабочая программа по русскому языку (3 класс) по теме
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе :Примерной основной образовательной программы по русскому языку и авторской программы для учащихся 3-го класса Е.В. Бунеевой, Р.Н. Бунеева, О.В. Прониной (М. : Баласс 2012) и обеспечена учебно-методическим комплектом для 3-го класса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
3_klass_rabochaya_programma_russkiiy_yazyk.doc | 484 КБ |
Предварительный просмотр:
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ Г.БРАТСКА
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 13»
РАССМОТРЕНО на заседании ШМО МБОУ «СОШ№13» Протокол №1 от «_» сентября 2013 года _______ | РЕКОМЕНДОВАНО на заседании МС МБОУ «СОШ№13» Протокол №1 От «» сентября 2013 года _______Грибанова Н.А, | УТВЕРЖДАЮ Приказ № 222 От « » сентября 2013 г Директор МБОУ «СОШ№13» _______ Чайко В.И. |
Рабочая программа
«Русский язык»
для учащихся 3 А класса
УМК «Школа 2100»
Образовательная область: филология
Разработала: Дютина Е.С.
учитель начальных классов,
первой квалификационной категории.
г. Братск 2013
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО КУРСУ «РУССКИЙ ЯЗЫК»
I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе :Примерной основной образовательной программы по русскому языку и авторской программы для учащихся 3-го класса Е.В. Бунеевой, Р.Н. Бунеева, О.В. Прониной (М. : Баласс 2012) и обеспечена учебно-методическим комплектом для 3-го класса. Курс русского языка в начальной школе - часть единого непрерывного курса обучения, поэтому он ориентирован на предмет и цели обучения русскому языку в основной школе. Предметом обучения в основной школе является современный русский литературный : в его реальном функционировании. Цели обучения русскому языку в основной школе — развитие и совершенствование всех видов речевой деятельности: чтения, письма, слушания, говорения; формирование элементарной лингвистической компетенции. Исходя из этого назначение курса «Русский язык» в начальной школе состоит в том, заложить основу формирования функционально грамотной личности, обеспечить языковое и речевое развитие ребёнка, помочь ему осознать себя носителем языка. Цель определяется как развитие личности ребёнка средствами курса «Русский язык», а именно:
- нормирование у учащихся представления о языке как составляющей целостной
научной картины мира; знаково-символического и логического мышления на базе основных положений науки о языке (познавательная цель);
- формирование коммуникативной компетенции . В соответствии с этой целью ставятся задачи:
1) развитие у детей патриотического чувства по отношению к родному языку: любви и интереса к нему, осознания его красоты и эстетической ценности, гордости, уважения к языку как части русской национальной культуры;
2)помощь в осознании себя носителем языка, языковой личностью, которая находится постоянном диалоге (через язык и созданные на нём тексты) с миром и с самим собой;
3) формирование у детей чувства языка;
4) воспитание потребности пользоваться всем языковым богатством (а значит, и познавать его), совершенствовать свою устную и письменную речь, делать её правильной, точной, богатой;
5) сообщение необходимых знаний и формирование учебно-языковых, речевых и правописных умений и навыков, необходимых для того, чтобы правильно, точно и выразительно говорить, читать и писать на родном языке.
Программа курса «Русский язык» рассчитана на 170 часов (5 часов в неделю), в том числе на уроки контроля отводится 14 часов (весь урок или его часть).
Содержание программы направлено на освоение учащимися базовых знаний и формирование базовых компетентностей, что соответствует основной образовательной программе начального общего образования. Она включает все темы, предусмотренные Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования по русскому языку и авторской программой учебного курса.
II.Общая характеристика учебного примера.
В курсе русского языка реализуются следующие сквозные линии развития учащихся средствами предмета.
Линии общие с курсом литературного чтения:
- овладение функциональной грамотностью на уровне предмета;
- овладение техникой чтения, приёмами понимания и анализа текстов;
- овладение умениями, навыками различных видов устной и письменной речи.
Линии специфические для курса «Русский язык»:
- приобретение и систематизация знаний о языке;
- овладение орфографией и пунктуацией;
- раскрытие воспитательного потенциала русского языка;
- развитие чувства языка.
Для достижения целей обучения и решения поставленных задач используется УМК по русскому языку «Русский язык», «Проверочные и контрольные работы по русскому языку», «Дидактический материал»
Разделы « Предложение» и «Текст».
В курсе русского языка в начальной школе ведущим направлением учебной деятельности детей является овладение письменной речью, культурой письменного общения. В 3 классе расширяется понятие о предложении : дети знакомятся с повествовательными , вопросительными, побудительными, восклицательным и невосклицательными предложениями. Вводится понятие о главных и второстепенных членах предложения. Дети знакомятся с однородными членами предложения, с интонацией перечисления. Формируется умение ставить запятые в предложениях с однородными членами. Внимание детей обращается на смысловую роль знаков препинания: они помогают правильно выразить мысль и понять написанное, то есть помогают письменному общению.
Раздел «Слово»
Слово рассматривается с четырёх точек зрения:
1.звукового состава и обозначения звуков буквами;
2.морфемного состава и словообразования;
3.грамматического значения.
4.лексического значения.
В 3 классе продолжается развитие умений писать слова с ь и ъ разделительными знаками, с ь знаком для обозначения мягкости согласных.
. Дети учатся переносить слова с ь и ъ. Изучается правописание слов с удвоенной буквой согласного в корне типа ссора, аллея, жужжит и правило их переноса. Отрабатывается умение писать слова с проверяемой и непроверяемой буквой безударного гласного в корне (на материале трёхсложных слов – с двумя безударными гласными в корне или в словах с приставками), а также проверяемыми буквами согласных в корне, с удвоенной буквой согласного на стыке приставки и корня типа рассказ, рассвет. Дети учатся пользоваться двумя способами проверки: подбором однокоренных слов и изменением формы слова. Заучиваются группы слов с непроверяемыми написаниями. Развивается умение пользоваться орфографическим словарём. Вводится новая орфограмма–обозначение буквой на письме непроизносимого согласного звука в корне слова. Параллельно заучиваются слова, в которых нет непроизносимых согласных (вкусный, чудесный и др.). Одновременно целеноправленно проводятся наблюдения над лексическим значением слова и его сочетаемостью. Второй аспект в рассмотрении слова в курсе русского языка начальной школы – это его морфемный состав. В 3-м классе дети знакомятся с окончанием и его функциями, усваивают определение окончания, основы слова, а также на практике постигают различие между изменением слова и образованием новых слов. Происходит знакомство с явлением чередования согласных в корне слова, на этом материале продолжается работа с группами однокоренных слов (наблюдение над лексическим значением однокоренных слов с чередованием согласных в корне типа дорога – дорожка – дорожный; подбор однокоренных слов). Эта работа связана с развитием орфографических умений, она ведётся регулярно в течение всего учебного года. Кроме того, дети знакомятся с другими суффиксами и приставками, тренируются в образовании слов, в различении предлогов и приставок, в разборе по составу доступных слов, знакомятся со сложными словами. Изучение предполагает сформированность определённых мыслительных операций, способности к обобщению, к абстрагированию. Изучение частей речи требует знаний о составе слова и словообразовании, а также знаний из области лексики (значение слова), синтаксиса (функционирование слов в предложении). Нужно также иметь в виду, что морфология изучается как средство развития мышления детей, представления о языке как Третий аспект рассмотрения слова – лексический. Он связан с называнием предметов и явлений окружающего мира. Лексическая работа пронизывает весь курс: регулярно ведётся наблюдение над значением слов, в том числе однокоренных; объясняются и уточняются значения слов (в том числе с помощью толкового словаря). Дети наблюдают над сочетаемостью слов, над словоупотреблением, практически знакомятся с синонимией, антонимией, омонимией, с многозначностью, с переносным значением слова. Четвёртый аспект рассмотрения слова – морфологический. Морфология – самый сложный для ребёнка раздел, так как системе и повышения орфографической грамотности. В 3-м классе части речи становятся главным предметом изучения, т.к. для этого есть необходимые базовые знания и умения, накоплен определённый языковой опыт в результате наблюдений за функционированием слов в речи. Изучаются сведения об именах существительных, именах прилагательных, глаголах и личных местоимениях, об их роли в предложении. Параллельно вводятся соответствующие орфограммы и сведения об отдельных особенностях словообразования и словоизменения этих частей речи. При изучении частей речи особое внимание уделяется наблюдению за их ролью в предложении, тексте, за особенностями употребления существительных, прилагательных, глаголов и личных местоимений, синонимией и антонимией; а также упражнениям в подборе синонимов и антонимов, тематических групп слов. В курсе русского языка дети получают первоначальное представление о системе языка, т.к. знакомятся на элементарном уровне со всеми единицами языка: звуком, морфемой, словом, словосочетанием, предложением и текстом, наблюдают соотношения между этими языковыми единицами.
Помимо разделов «Слово», «Предложение» и «Текст» в курс русского языка входят разделы «Развитие речи» и «Совершенствование навыков каллиграфии». Два последних не выделены в качестве специальных разделов для изучения, но являются ведущими направлениями работы по русскому языку в курсе начальной школы. Основные направления работы по развитию речи:
1.Количественное и качественное обогащение активного, пассивного и потенциального словаря детей в ходе наблюдения за лексическим значением слов, подбора групп однокоренных слов, тематических групп слов, синонимических рядов и т.д., а также в ходе работы со словарными статьями из толкового словаря, словаря синонимов.
2.Развитие и совершенствование грамматического строя речи: наблюдение над связью слов в предложении, над построением простых и сложных предложений, предложений с прямой речью, с однородными членами; над правильностью употребления форм слов, их грамматической сочетаемостью. Самостоятельное конструирование словосочетаний, предложений, продуцирование текстов.
3.Развитие связной устной и письменной речи: овладение продуктивными навыками и умениями устной и письменной разговорной речи, устной учебно-научной речи; навыками и умениями понимания и элементарного анализа художественного и учебно-научного текста.
4.Развитие орфоэпических навыков, а также умения говорить и читать с правильной интонацией. Обучение по данной программе предполагает одновременную работу с детьми по курсу риторики. Этот курс имеет целью обучение умелому, успешному, эффективному общению и носит сугубо практический характер: центральное место в нём занимают коммуникативные умения.
Таким образом, курс русского языка, имеющий практическую направленность, показывает значимость всех единиц языка для успешного общения, сообщает необходимые знания об этих единицах языка, формирует учебно-языковые, речевые, коммуникативные и правописные умения и навыки, необходимые для успешного общения. Курс риторики учит, как пользоваться этими знаниями и умениями на практике – в различных речевых ситуациях, учит владеть различными речевыми жанрами. Сочетание курсов русского языка и риторики создаёт условия для максимально успешного формирования функционально грамотной личности, получения нового образовательного результата как совокупности предметных умений, универсальных учебных действий и личностных результатов.
Отличие данной программы заключается в том, что:
1.Определены основные линии развития учащихся средствами предмета «Русский язык», на которых строится непрерывный курс (общие с курсом «Литературное чтение» и специфические для курса «Русский язык»): овладение функциональной грамотностью; навыками и умениями различных видов устной и письменной речи; орфографией и пунктуацией; навыками и умениями понимания и анализа текстов; приобретение и систематизация знаний о языке; раскрытие его воспитательного потенциала; формирование у детей чувства языка.
2.Предложен путь формирования у детей орфографической зоркости на основе целенаправленной систематической работы над составом и лексическим значением слова в сочетании с его звуко-буквенным анализом; развития на этой основе языкового чутья детей.
3.Названы опознавательные признаки изучаемых орфограмм, по которым дети учатся обнаруживать орфограммы в словах и между словами.
4.Сведения о частях слова вводятся раньше – с первых шагов обучения грамоте, в ходе регулярного наблюдения над словами.
5.Усилено внимание к синтаксису и пунктуации – основе письменной речи, средству выражения собственных мыслей и чувств и понимания чужих. Увеличен объём изучаемого материала по синтаксису и пунктуации.
6.Выдержан единый методический подход к работе с текстом на уроках литературного чтения и русского языка – формирование у детей типа правильной читательской деятельности. Дети осваивают систему приёмов чтения и понимания художественного и учебно-научного текста.
III. Описание места учебного предмета в учебном плане
В соответствии с федеральным базисным учебным планом и примерными программами начального общего образования предмет «Русский язык» изучается с 1 по 4 класс. Общий объём учебного времени составляет 578 часов (5 часов в неделю, 170 часов в год).
IV.Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
Одним из результатов обучения русскому языку является осмысление учащимися системы ценностей.
Ценность добра – осознание себя как части мира, в котором люди соединены бесчисленными связями, в том числе с помощью языка; осознание постулатов нравственной жизни (будь милосерден, поступай так, как ты хотел бы, чтобы поступали с тобой).
Ценность общения – понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества, как одного из основополагающих элементов культуры.
Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира. Любовь к природе – это и бережное отношение к ней как среде обитания человека, и переживание чувства её красоты, гармонии, совершенства. Воспитание любви и бережного отношения к природе через тексты художественных и научно-популярных произведений литературы.
Ценность красоты и гармонии – осознание красоты и гармоничности русского языка, его выразительных возможностей. Ценность истины – осознание ценности научного познания как части культуры человечества, проникновения в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе социальных явлений; приоритетности знания, установления истины, самого познания как ценности.
Ценность семьи. Понимание важности семьи в жизни человека; осознание своих корней; формирование эмоционально-позитивного отношения к семье, близким, взаимной ответственности, уважение к старшим, их нравственным идеалам.
Ценность труда и творчества – осознание роли труда в жизни человека, развитие организованности, целеустремлённости, ответственности, самостоятельности, ценностного отношения к труду в целом и к литературному труду, творчеству.
Ценность гражданственности и патриотизма – осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своего языка; интерес к своей стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу.
Ценность человечества – осознание себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур и языков.
V.Содержание программы
170 ч (5 часов в неделю)
Вводный урок (1 ч)
Повторение. (10 )
Слово. ( 116 ч)1. Совершенствование умений звуко-буквенного анализа слов, постановки ударения в словах, различения ударных и безударных слогов; написания ь для обозначения мягкости согласных, ь и ъ разделительных. Знакомство с явлением чередования согласных звуков в корнях слов (снег – снежок).Развитие умений видеть опасные места в написанном и звучащем слове, писать слова с орфограммами, изученными во 2-м классе; слова с ь и ъ разделительными, переносить слова с ь и ъ. Написание слов с двойными буквами согласных в корне, например класс, жужжит, ссора, с двойными буквами согласных на стыке приставки и корня (рассказ, рассвет), перенос этих слов. Правописание буквы безударного гласного в корне (в двусложных словах, в трёхсложных словах с двумя безударными гласными в корне). Правописание слов со звонкими и глухими согласными в середине и на конце слова. Освоение разных способов проверки: подбор однокоренных слов, изменение формы слова. Знакомство с орфограммой «Обозначение буквами непроизносимых согласных звуков в корне слова», правописание слов с этой орфограммой. Выведение общего правила правописания проверяемых букв согласных. Освоение написания слов типа вкусный, чудесный. Правописание слов с непроверяемыми написаниями по программе данного года обучения.
2. Закрепление понятий «корень слова», «однокоренные слова», «приставка», «суффикс», развитие умения видеть корень в однокоренных словах, в том числе с чередующимися согласными; находить в слове корень путём подбора и сопоставления однокоренных слов, видеть в словах знакомые приставки и суффиксы, образовывать с их помощью новые слова. Знакомство с суффиксами -к-, -оньк-, -оват-, -еват-, -ишк-, -ышк-, их значением; образование слов с помощью этих суффиксов. Развитие умения писать слова с буквами безударных гласных в приставках. Знакомство со сложными словами.
Окончание (определение). Роль окончания в слове, в предложении. Основа слова (определение).
3. Развитие внимания к значению слова. Наблюдение над словами, имеющими несколько значений. Составление предложений, в которых чётко проявляется каждое из значений слова. Наблюдение над явлением синонимии, осмысление роли этого явления в речи. Самостоятельный подбор 1–2 синонимов к данному слову. Наблюдение над особенностями употребления синонимов в речи. Практическое знакомство с антонимами (на примере имён прилагательных).
4. Развитие умения ставить вопросы к словам, различать и группировать слова в зависимости от значения (называют предмет, признак, действие) и вопроса; отличать предлоги от других слов.
Понятие об имени существительном. Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые. Род, число имён существительных. Образование имён существительных с помощью суффиксов -онк-, -оньк-, -еньк-, -ок-, -ек-, -ик-, -очк-, -ечк-, -ушк-, -юшк-, -ышк-, -к-, -чик-, -тель-, -ник-.
Понятие о местоимении. Личные местоимения 1, 2 и 3-го лица единственного и множественного числа. Раздельное написание местоимений с предлогами. Наблюдение за ролью местоимений в речи. Редактирование: замена в тексте повторяющихся существительных личными местоимениями и наоборот.
Понятие об имени прилагательном. Изменение имён прилагательных по родам и числам, связь с именами существительными. Правописание безударных гласных в окончаниях имён прилагательных. Суффиксы имён прилагательных -н-, -еньк-, -оват-, -еват-.
Понятие о глаголе. Настоящее, прошедшее и будущее время глагола. Изменение глаголов по временам. Суффикс -л- в глаголах прошедшего времени. Изменение глаголов по числам. Правописание частицы не с глаголами. Неопределённая форма глагола. Правописание ь послеч в глаголах неопределённой формы Понятие о наречии. Наречие как часть речи.
Предложение и текст. (25 )
Расширение понятия о предложении. Предложения повествовательные, вопросительные, побудительные; восклицательные и невосклицательные; особенности интонации; оформление этих предложений на письме, использование в различных речевых ситуациях. Логическое ударение, его роль в речи.
Подлежащее и сказуемое – главные члены предложения. Второстепенные члены предложения, их роль. Наблюдение за второстепенными членами предложения. Умение находить в предложении главные члены и второстепенные; определять, какие второстепенные члены относятся к подлежащему, какие к сказуемому, распространять предложение. Предложения распространённые и нераспространённые.
Понятие об однородных членах предложения, их роли в речи. Интонация перечисления. Главные и второстепенные однородные члены предложения. Однородные члены, связанные без помощи союзов и при помощи одиночного союза и. Постановка запятой в предложениях с однородными членами, роль этого знака препинания в понимании смысла предложения.
Понятие о сложном предложении (на примере конструкции из двух частей без союзов). Развитие умения находить в предложении главные члены и определять количество частей, ставить запятую между двумя частями сложного предложения. Смысловая роль этого знака препинания (разделительная функция): запятая разделяет два предложения, две мысли. Развитие внимания к структуре предложения, к знакам препинания.
Развитие читательских умений на материале текстов учебника. Формирование типа правильной читательской деятельности. Введение понятия «абзац».
Развитие умения делить текст на части с опорой на абзацы, озаглавливать части, составлять простой план, пересказывать текст по плану.
Повторение. (5 ч)
Развитие речи – одно из направлений работы на всех уроках русского языка. Продолжение обогащения словарного запаса учащихся в ходе лексической работы и анализа состава слова, работы с текстом. Обогащение грамматического строя речи конструкциями с однородными членами, сложными предложениями. Развитие связной устной речи в ходе работы с языковым материалом, чтения текстов и т.д. Развитие связной письменной речи (написание свободных диктантов, изложений, небольших сочинений по картинкам и опорным словам). Развитие орфоэпических навыков.
Каллиграфия. Закрепление навыка начертания букв, способов соединений. Работа по совершенствованию почерка, устранению недочётов графического характера.
Резерв. (13 )
VI..Планируемые результаты.
Личностными результатами изучения предмета «Русский язык» являются следующие умения и качества:
- эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;
- эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;
- чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
- любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
- интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
- интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;
- интерес к изучению языка;
- осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.
- Средством достижения этих результатов служат тексты учебников, вопросы и задания к ним, проблемно-диалогическая технология, технология продуктивного чтения.
- Метапредметными результатами изучения курса «Русский язык» является формирование универсальных учебных действий (УУД).
- Регулятивные УУД:
- самостоятельно формулировать тему и цели урока;
- составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
- работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
- в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
- Средством формирования регулятивных УУД служит технология продуктивного чтения и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Познавательные УУД:
- вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную;
- пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;
- извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; не сплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);
- перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
- пользоваться словарями, справочниками;
- осуществлять анализ и синтез;
- устанавливать причинно-следственные связи;
- строить рассуждения;
Средством развития познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат; технология продуктивного чтения.
Коммуникативные УУД:
- оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;
- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.
- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.
- слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
- задавать вопросы
Предметными результатами изучения курса «Русский язык» является сформированность следующих умений:
- воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся;
- осознанно, правильно, выразительно читать вслух;
- самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, ключевым словам;
- производить звуко-буквенный анализ доступных слов;
- видеть в словах изученные орфограммы по их опознавательным признакам (без введения этого понятия), правильно писать слова с буквами безударных гласных в корне, буквами проверяемых и непроизносимых согласных, с удвоенными буквами согласных в корне, с ь для обозначения мягкости, ь разделительным; владеть способами проверки букв гласных и согласных в корне; писать слова с непроверяемыми написаниями по программе; сложные слова с соединительной буквой о и е; частицу не с глаголами; буквы безударных гласных в окончаниях имён прилагательных; графически обозначать изученные орфограммы и условия их выбора (без использования термина «условия выбора орфограммы»);находить и исправлять ошибки в словах с изученными орфограммами;
- правильно списывать слова, предложения, текст, проверять написанное; писать под диктовку текст с изученными орфограммами и пунктограммами (объёмом 55–60 слов), правильно переносить слова с удвоенными буквами согласных в корне, на стыке приставки и корня, с ь;
- находить в слове окончание и основу, составлять предложения из слов в начальной форме (ставить слова в нужную форму), образовывать слова с помощью суффиксов и приставок; подбирать однокоренные слова, в том числе с чередующимися согласными в корне; разбирать по составу доступные слова; выделять два корня в сложных словах;
- распознавать имена существительные, имена прилагательные, личные местоимения, глаголы; производить морфологический разбор этих частей речи в объёме программы;
- определять вид предложения по цели высказывания и интонации, правильно произносить предложения с восклицательной и невосклицательной интонацией, с интонацией перечисления;
- разбирать предложения по членам, выделять подлежащее и сказуемое, ставить вопросы к второстепенным членам, определять, какие из них относятся к подлежащему, какие к сказуемому; выделять из предложения сочетания слов, связанных между собой;
- видеть в предложении однородные члены, ставить запятую в предложениях с однородными членами (без союзов, c одиночным союзом и);
- составлять предложения с однородными членами, употреблять их в речи;
- осознавать важность орфографически грамотного письма и роль знаков препинания в письменном общении;
- читать художественные тексты учебника, осмысливая их до чтения, во время чтения и после чтения (с помощью учителя), делить текст на части с опорой на абзацы, озаглавливать части текста, составлять простой план, пересказывать текст по плану;
- читать и понимать учебно-научные тексты (определять количество частей, задавать вопрос к каждой части, составлять план, пересказывать по плану);
- письменно пересказывать текст (писать подробное изложение доступного текста).
Учащиеся должны осмысленно относиться к изучению родного языка, сознательно наблюдать за своей речью, стремиться к употреблению в собственной речи изученных конструкций, слов, к совершенствованию своей речи.
VII.Календарно- тематическое планирование уроков по курсу «Русский язык»
170 часов, 5 часов в неделю.
Условные обозначения типов урока:
ОНЗ - урок открытия новых знаний; РУ — урок развития умений; РР - урок развития речи
ВУ — вводный урок; ИУ - итоговый урок;
УК - урок контроля
- - повышенный уровень
№ п/п | Раздел | Тема урока | Тип урока | Деятельность учащихся | Кол.-во | Дата | |
Предметные результаты УУД | |||||||
1 | Вводный урок. Знакомство с новым учебником «Русский язык». Что мы знаем о слове | ВУ | Знакомиться с новым учебником, вычитывать информацию из иллюстраций, с обложки, из оглавления; прогнозировать содержание и виды работы по учебнику. | Регулятивные УУД:
- составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем; | 1 | ||
2 | Что мы знаем о тексте | РУ | Называть отличительные признаки слова, предложения, текста. корректировать свою деятельность; | --работать по плану, сверяя свои действия с целью, -корректировать свою деятельность; | 1 | ||
3 | Что мы знаем о тексте | РУ | Отличать текст от набора предложений, | самостоятельно формулиро-вать тему и цели урока; | 1 | ||
4 | Повторение (11 ч.) | Что мы знаем о слове, предложении, тексте | РУ | Знание отличительных признаков предложения, словосочетания, текста | -в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями | 1 | |
5 | По каким признакам можно обнаружить орфограммы в словах и между словами | РУ | Составлять устный рассказ «Что я знаю о тексте»; сопоставлять содержание своего рассказа и рассказов одноклассников. | -составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем; | 1 | ||
6 | Повторяем изученные орфограммы, их графическое обозначение | РУ | Классифицировать изученные орфограммы (буквенные — небуквенные; буквы гласных, видеть в словах изученные орфограммы по их опознавательным признакам , правильно писать слова с буквами безударных гласных в корне. | Коммуникативные УУД: -оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации; -адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; | 1 | ||
7 | Повторяем изученные орфограммы, их графическое обозначение | РУ | Находить в словах изученные орфограммы, составлять и писать самодиктанты. | -владеть монологической и диалогической формами речи; | 1 | ||
8 | Развитие умения писать слова с изученными орфограммами, графически обозначать орфограммы | РУ | Группировать слова с изученными орфограммами. Графически обозначать выбор написания, писать графические диктанты. | -высказывать и обосновывать свою точку зрения; -слушать и понимать других, быть готовым корректировать свою точку зрения; | 1 | ||
9 | Развитие умения писать заглавную букву в словах. Проверочное списывание | РУ | Находить и исправлять орфографические ошибки, работать по алгоритму | - договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности. | 1 | ||
10 | Правописание большой буквы в словах. Повторение алфавита | ОУ | Обнаруживать чередующиеся согласные звуки в корне одно- коренных слов, выделять эти корни | Познавательные УУД:
-фактуальную, подтекстовую, к пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным; | 1 | ||
11 | Контрольный диктант № 1 | УК | Находить корень в группе однокоренных слов, аргументировать правильность выбора | -извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; не сплошной текст - иллюстрация, таблица, схема); | 1 | ||
12 | Пишу правильно. Работа над ошибками. | РУ | Производить звуко-буквенный анализ доступных слов | -перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую(составлять план, таблицу, схему). | 1 | ||
13 | Части слова. Корень. Чередование согласных в корне. (5 ч.) | Повторение понятий «корень слова», «однокоренные слова». Понятие о чередовании согласных звуков в корне | Производить звуко-буквенный анализ доступных слов;видеть в словах изученные орфограммы. | 1 | |||
14 | Однокоренные слова с чередующимися согласными звуками в корне | Видеть в словах изученные орфограммы по их опознавательным признакам , буквами проверяемых согласных в корне | -пользоваться словарями, справочниками | 1 | |||
15 | Творческая работа. Составление связного текста из деформированных | Владеть способами проверки букв согласных в корне; | -осуществлять анализ и синтез; -устанавливать причинно- следственные связи. | 1 | |||
16 | Правописание проверяемых букв согласных в корнеслова. | Самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, ключевым словам. |
| 1 | |||
17 | Правописание проверяемых букв согласных в корне слова. | Владеть способами проверки букв согласных в корне; | 1 | ||||
18 | Развитие умений видеть изученную орфограмму в слове, правильно писать слова и графически обозначать орфограмму. | РУ | Находить в словах изученные орфограммы по их опознавательным признакам. | Личностные результаты: -эмоциональность; умение осознавать и определять свои эмоции; | 1 | ||
19 | Удвоенные буквы согласных в корне слова (4ч.) | Обучающая проверочная работа | РУ | Правильно писать слова, графически объяснять выбор написаний, находить и исправлять орфографические ошибки | -эмпатия - умение осознавать и определять эмоции других людей; - сочувствовать другим людям, сопереживать; | 1 | |
20 | Понятие об удвоенных согласных | РУ | Находить в словах изученные орфограммы по их опознавательным признакам, правильно писать слова, графически объяснять выбор написаний. | -чувство прекрасного- умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи ;-любовь и уважение к Отечеству,его языку, культуре. | 1 | ||
21 | Правописание слов с удвоенными согласными в корне.Р/р Творческая работа. | РУ | Осознавать, что удвоенная буква согласного обозначает один долгий звук, отражать это при фонетическом разборе | -интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста | 1 | ||
22 | Правописание слов с удвоенными согласными в корне. | РУ | Формулировать обобщённое правило правописания букв с удвоенными согласными, писать слова с непроверяемыми написаниями по программе; | - интерес к письму -интерес к изучению языка. | 1 | ||
23 | Повторение. Обучающая проверочная работа.. | РУ | Регулятивные УУД: | 1 | |||
24 | Наблюдение за словами с непроизносимым согласным звуком в корне | ОНЗ | Знать все изученные орфограммы, владеть способами проверки букв гласных и согласных в корне по программе; | -самостоятельно формулировать тему и цели урока; -составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем; | 1 | ||
Правило правописания непроизн.соглас ных. | РУ | Умение производить звуко - буквенный анализ доступных слов. | -работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность. | 1 | |||
26 | Буквы непроизносимых согласных в корне слова (10ч.) | Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне. Творческая работа ( сочинение по опорным словам) | РУ | видеть в словах изученные орфограммы по их опознавательным признакам , правильно писать слова с буквами непроизносимых согласных, с удвоенными буквами . | -в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями. | 1 | |
27 | Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне. Творческая работа ( сочинение по опорным словам) | РУ | Познавательные УУД: | 1 | |||
28 | Формулирование обобщённого правила правописания проверяемых букв согласных в корне слова | РУ | -вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную; | 1 | |||
29 | Повторение. Обучающая проверочная работа №3 | РУ | -пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным; | 1 | |||
30 | Повторение. Обучающая проверочная работа №3 | ОУ | -извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; не сплошной текст – иллюстрация, таблица, схема); | 1 | |||
31 | Контрольная работа №2 | УК | перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему); | 1 | |||
32 | Работа над ошибками. | РУ | -пользоваться словарями, справочниками; -осуществлять анализ и синтез; | 1 | |||
33 | Правописание букв безударных гласных в корне слова. Подбор проверочных слов к словам с двумя безударными гласными в корне. | ОУ | Умение правильно писать слова с буквами безударных гласных в корне, графически обозначать орфограммы | -устанавливать причинно-следственные связи; -строить рассуждения; | 1 | ||
34 | Безударные гласные в корне слова. (8 ч.) | Развитие умения видеть в словах орфограммы – буквы безударных гласных. | РУ | Графически обозначать изученные орфограммы и условия их выбора ;находить и исправлять ошибки в словах с изученными орфограммами; | Коммуникативные УУД: -оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации; | 1 | |
35 | Упражнения в написании слов с буквами безударных гласных в корне .Свободный диктант. | РУ | Умение правильно писать слова с буквами безударных гласных в корне, графически обозначать орфограммы | -адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи. | 1 | ||
36 | Упражнения в написании слов с буквами безударных гласных в корне | РР | -адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; | 1 | |||
37 | Повторение .Обучающая проверочная работа №4 | РУ | -слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения; | 1 | |||
38 | Сочинение по опорным словам | РУ | -договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; -задавать вопросы | 1 | |||
39 | Контрольный диктант №3 Безударные гласные в корне. | УК | 1 | ||||
40 | Работа над ошибками | Уметь правильно списывать слова, предложения, текст, проверять написанное; писать под диктовку текст с изученными орфограммами и пунктограммами | -эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции; | 1 | |||
41 | Знакомство с понятием «сложные слова» | УНО | Находить в предложении сложные слова путём выделения двух корней и соединительной буквы (о,е) | эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; | 1 | ||
42 | Соединительные буквы О и Е в сложных словах | ОНЗ | Осознать лексическое значение сложного слова, которое складывается из значения двух корней., | -чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи; | 1 | ||
43 | Сложные слова и их правописание (7 ч,) | Образование сложных слов | РУ | Умение разбирать по составу доступные слова; выделять два корня в сложных словах; умение находить сложные слова в тексте | -любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре; | 1 | |
44 | Сложные слова – имена существительные и имена прилагательные, их использование в речи для характеристики людей. | РУ | Использовать в речи и правильно писать сложные слова разных тематических групп, в том числе характеризующих человека (внешность, характер) | -интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении; | 1 | ||
45 | Употребление в речи и правописание сложных слов. Свободный диктант. | РР | Осознание ответственности за произнесённое и написанное слово. | -интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения; | 1 | ||
46 | Повторение . Проверочная работа №5. | РУ | -интерес к изучению языка; | 1 | |||
47 | Работа над ошибками. | РУ | Знать и находить в словах изученные орфограммы, составлять и писать самодиктанты | -осознание ответственности за произнесённое и написанное слово. | 1 | ||
48 | Безударные гласные в приставках (3 ч.) | Приставка, её роль в слове. Различие приставок и предлогов. Развитие умения находить в словах приставки. | РУ | Мотивировать слитное - раздельное написание ( по –это приставка , так как…) Различать приставки по- и па-, про- и пра-. | Личностные результаты: -эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции; | 1 | |
49 | Правописание букв безударных гласных в приставках | ОНЗ | Находить в словах корень, суффиксы, приставки, различать омонимичные приставки и предлоги. | -эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других. | 1 | ||
50 | Правописание букв безударных гласных в приставках | РУ | Умение образовывать слова с помощью суффиксов и приставок; подбирать однокоренные слова | -сочувствовать другим людям, сопереживать; | 1 | ||
51 | Приставка про- и пра-, по- и па-,их правописание | ОНЗ | Знать и находить в словах изученные орфограммы, составлять и писать самодиктанты. | -чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, | 1 | ||
52 | Удвоенная буква согласного на стыке приставки и корня | ОНЗ | Различать и правильно писать слова с удвоенной буквой согласного в корне. | 1 | |||
53 | Различение и правописание слов с удвоенной буквой согласного в корне и на стыке приставки и корня | РУ | Знать правила равописания слов с удвоенными согласными. Умение разбирать слова по составу | -любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре; | 1 | ||
54 | Разделительный твёрдый и мягкий знак (6 ч.) | Звук [й'] и его обозначение на письме. Правила правописания разделительных ъ и ь | РУ | Видеть в словах орфограммы с ь для обозначения мягкости, ь разделительным; | -интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении; | 1 | |
55 | Правописание слов с разделительными ъ и ь | РУ | Анализировать состав слова, осознанно выбирать разделительный ь или ь, исходя из состава слова и фонетических опознавательных признаков. | -интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения; | 1 | ||
56 | Повторение. Обучающая проверочная работа N 6 | РУ | Выделять в слове окончание и основу, действовать по алгоритму. | -интерес к изучению языка; -осознание ответственности за произнесённое и написанное слово. | 1 | ||
57 | Упражнения в правописании слов с разделительными ъ и ь. Свободный диктант | РУ | Участвовать в открытии нового знания о составе слова, работать в группе, участвовать в учебном диалоге, сотрудничать с одноклассниками | 1 | |||
58 | Контрольный диктант №4 | УК | Писать под диктовку текст с изученными орфограммами (объёмом 55–60 слов), | 1 | |||
59 | Пишу правильно | РУ | 1 | ||||
61 | Окончание и основа слова. (4 ч.) | Понятие об окончании и основе слова | ОНЗ |
составе слова в виде схемы, таблицы. Участвовать в открытии нового знания о составе слова, | Регулятивные УУД: -самостоятельно формулировать тему и цели урока; | 1 | |
61 | Развитие умения находить в слове окончание | РУ | Находить в слове окончание и основу, составлять предложения из слов в начальной форме (ставить слова в нужную форму), | -составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем; | 1 | ||
62 | Как найти в слове основу | РУ | -работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность; | 1 | |||
63 | Развитие умения находить окончание и основу | РУ | -в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями. | 1 | |||
64 | Суффикс. (2Ч.) | Суффикс и его роль в слове | ОУ | Образовывать слова с помощью суффиксов и приставок; подбирать однокоренные слова, в том числе с чередующимися согласными в корне; разбирать по составу доступные слова; | |||
65 | Развитие умения ходить в слове суффикс. Обобщение и систематизация знаний о частях слова | ОУ | Познавательные УУД: -вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную; | 1 | |||
66 | Разбор по составу (4 ч.) | Составление слов по схемам. Порядок разбора слова по составу | РУ | Уметь образовывать слова с помощью суффиксов и приставок; разбирать по составу доступные слова. | -пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным; | 1 | |
67 | Контрольное списывание №1 | УК | Подбирать однокоренные слова, в том числе с чередующимися согласными в корне | -извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; не сплошной текст – иллюстрация, таблица, схема); | 1 | ||
68 | Упражнения в разборе слов по составу | ОУ | Уметь образовывать слова с помощью суффиксов и приставок; разбирать по составу доступные слова. | -перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему); | 1 | ||
69 | Повторение. Обучающая проверочная работа № 7 РУ | \УК | пользоваться словарями, справочниками; | 1 | |||
70 | Части речи в русском языке. | Выделять в предложении самостоятельные и служебные части речи. Составлять в группе обобщённую схему «Части речи», сопоставлять свой вариант с вариантом учебника. | -осуществлять анализ и синтез; | 1 | |||
71 | Имя существ. часть речи (2 ч.) | Определение имени существительного. | Открывать, участвуя в проблемном диалоге, признаки имени существительного как части речи. | -устанавливать причинно-следственные связи; строить рассуждения | 1 | ||
72 | Роль имён существительных в речи. Творческая работа: составление текста. |
| Коммуникативные УУД: -оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации; | 1 | |||
73 | Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые.(3 ч.) | Понятие об одушевлённых и неодушевлённых именах существительных | ОНЗ | Анализировать имена существительные: называть их грамматические признаки в определённой последовательности (выполнять морфологический разбор). | - адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи. | 1 | |
74 | Имена существительные в речи | РУ | Образовывать с помощью суффиксов и употреблять в речи имена существительные (с уменьшительно-ласкательным значением и др.), осознавать значимость использования таких слов для успешного общения. | -адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи. | 1 | ||
75 | Урок-обобщение. Что мы знаем об именах существительных | ОУ | Разбирать имена существительные ло составу, соотносить слово со схемой. Продуцировать связное высказывание на грамматическую тему («Что я знаю об именах существительных», «Опираясь на знания об именах существительных, я умею...»). | -слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения; | 1 | ||
76 | Имена существительные мужского, женского и среднего рода | ОНЗ | -договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; -задавать вопросы | ||||
77 | Род имён существительных (2 ч.) | Род - постоянный признак имён существительных | ОНЗ | Распознавать имена существительные. | 1 | ||
78 | Окончания имён существительных мужского, женского и среднего рода | ОУ | Производить морфологи-ческий разбор этой части речи в объёме программы; | - Личностные результаты: -эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции; | 1 | ||
79 | Число имён существительных. (4 ч.) | Изменение имён существительных по числам | ОНЗ | Разбирать имена существительные по составу, соотносить слово со схемой. | - эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать; | 1 | |
80 | Образование множественного числа имён существительных | РУ | Продуцировать связное высказывание на грамматическую тему («Что я знаю об именах существительных», «Опираясь на знания об именах существительных, я умею...»). | -чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи; | 1 | ||
81 | Окончания имён существительных в единственном и во множественном числе | РУ | -любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре; | 1 | |||
82 | Разбор имени существительного как часть речи. | ОУ | -интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении; | 1 | |||
83 | Словообразование имён существительных. (8 ч.) | Образование имён существительных с уменьшительно-ласкательным значением | РУ | -интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения; | 1 | ||
84 | Уменьшительно-ласкательные формы мужских и женских имён в русском языке | РУ | -интерес к изучению языка; -осознание ответственности за произнесённое и написанное слово. | 1 | |||
85 | Образование имён существительных от основ существительных и глаголов | РУ | 1 | ||||
86 | Сочинение сказки с использованием имён существительных с разными суффиксами | РР | Владеть способами проверки букв гласных и согласных в корне; писать слова с непроверяемыми написаниями по программе; сложные слова с соединительной буквой о и е; | Регулятивные УУД: -самостоятельно формулировать тему и цели уроков; | 1 | ||
87 | Разбор имён существительных по составу | РУ | -составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем; | 1 | |||
88 | Обучающее изложение «Мурлыка | РР | Самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, ключевым словам; | -работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность; | 1 | ||
89 | Работа над ошибками. Употребление имён существительных в речи. | РР | Видеть в словах изученные орфограммы по их опознавательным признакам. | -в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы; | 1 | ||
90 | Повторение. Обучающая проверочная работа №8. | РУ | 1 | ||||
91 | Понятие о местоимении. Личные местоимения | ОНЗ | Отличать местоимения от слов других частей речи. Заменять в тексте местоимения именами существительными и наоборот (элементы редактирования). | Познавательные УУД: -вычитывать все виды текстовой информации; | 1 | ||
92 | Местоимение как часть речи. (7 ч.) | Местоимения 1, 2, 3-го лица. Правописание предлогов с местоимениями | РУ | Писать предлоги с местоимениями раздельно. Осознавать роль личных местоимений в речи | -пользоваться разными видами чтения; | 1 | |
93 | Разбор местоимения как части речи | ОУ | Группировать слова по частям речи. | Личностные УУД: -умение осознавать и определять эмоции других людей; | 1 | ||
94 | Роль личных местоимений в речи. Обучающее сочинение «О себе» РУ | РР | . Продуцировать текст с использованием местоимений (сочинение «О себе»). | - умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию речи; | 1 | ||
95 | Закрепление знаний о местоимении. Свободный диктант «Паучок» | РУ | -любовь и уважение к Родине, родному языку; | 1 | |||
96 | Повторение. Обучающая проверочная работа № 9 | РУ | Графически обозначать изученные орфограммы и условия их выбора (без использования термина «условия выбора орфограммы») | -интерес к письму, к созданию своих собственных текстов; | 1 | ||
97 | Повторение. Работать над ошибками. | РУ | -осознание ответственности за произнесённое и написанное слово. | 1 | |||
98 | Имя прилагательное как часть речи (4ч.) | Определение имени прилагательного | ОНЗ | Находить в тексте имена прилагательные по вопросу. Наблюдать за ролью имён прилагательных в речи. | 1 | ||
99 | Роль имён прилагательных в речи. Связь имён прилагательных с именами существительными | РУ | Группировать слова по частям речи. | Коммуникативные УУД: -оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации; | 1 | ||
100 | Роль имён прилагательных в речи | РУ | Выделять в предложении словосочетания прил. сущ., ставить вопрос от имени существительного к имени прилагательному. | -адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; | 1 | ||
101 | Разбор имени прилагательного как части речи | РУ |
| -владеть монологической и диалогической формами речи; | 1 | ||
102 | Окончания имён прилагательных в мужском, женском, среднем роде и во множественном числе | ОНЗ | Называть признаки имени прилагательного (морфологический разбор). | -высказывать и обосновывать свою точку зрения; | 1 | ||
103 | Как проверить правописание букв безударных гласных в окончаниях имён прилагательных | ОНЗ | -договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности. | 1 | |||
104 | Развитие умения писать буквы безударных гласных в окончаниях имён прилагательных. Знакомство с антонимами | ОНЗ | Продуцировать текст-описание по опорным словам. Проверять написание безударного окончания имени прилагательного с помощью вопроса. | -слушать и слышать других, принимать иную точку зрения. | 1 | ||
105 | Закрепление правописания слов с изученными орфограммами. | ОУ | Разбирать по составу имена прилагательные | 1 | |||
106 | Разбор имён прилагательных по составу. (4 ч.) | Словообразование имён прилагательных. Сочинение по опорным сочетаниям слов | РУ | Коммуникативные УУД: | 1 | ||
107 | Обучающая проверочная работа № 10 | РУ | -оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации; | 1 | |||
108 | Работа над ошибками. Разбор имён прилагательных по составу | РУ | -адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; | 1 | |||
109 | Контрольный диктант № 5 Работа над ошибками. | УК | -владеть монологической и диалогической формами речи. | 1 | |||
110 | Работа над ошибками. Пишу правильно.а | РУ | -адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи. | 1 | |||
111 | Глагол – часть речи. (4 ч.) | Определение глагола как части речи | ОУ | Наблюдать за ролью глаголов в речи. Участвовать в проблемном диалоге, открывать новые знания о грамматических признаках глаголов. | -адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; | 1 | |
112 | Изменение глаголов по временам | ОНЗ | - владеть монологической и диалогической формами речи. | 1 | |||
113 | Суффикс -л- в глаголах прошедшего времени. Изменение глаголов прошедшего времени по родам | ОНЗ | Выделять суффикс –л- в форме глагола прошедшего времени. | -слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения; | 1 | ||
114 | Изменение глаголов по числам. | РУ | Образовывать и употреблять в речи глаголы в различных формах времени. | договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; -задавать вопросы | 1 | ||
115 | Правописание не с глаголами. ( 2ч) | Употребление частицы не с глаголами. Правило правописания частицы не с глаголами | РУ | Определять изученные орфографические признаки глагола. | 1 | ||
116 | Развитие умения писать частицу не с глаголами. Свободный диктант | РР | Определять изученные грамматические признаки глагола. | 1 | |||
117 | Понятие о неопределённой форме глагола | ОНЗ | Накапливать опыт употребления в речи различных глагольных форм. | Регулятивные УУД: -самостоятельно формулировать тему и цели урока; | 1 | ||
118 | Контрольное жение № 1 изложение. | РР | - составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем; | 1 | |||
119 | Работа над ошибками | РУ | -работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность; | 1 | |||
120 | Неопределённая форма глагола. Правописание ь в глаголах неопределённой формы | РУ | Совместно составлять алгоритм разбора глагола как часть речи. | - в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы | 1 | ||
121 | Образование форм времени от неопределённой формы глагола | РУ | Графически обозначать изученные орфограммы . | 1 | |||
122 | Контрольный диктант №6 | КЗ | 1 | ||||
123 | Работа над ошибками. | РУ | Находить и исправлять ошибки в словах с изученными орфограммами; | Познавательные УУД: вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную; | 1 | ||
124 | Разбор глагола как части речи | РУ | -пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным; | 1 | |||
125 | Повторение. Обучающая проверочная работа №11. | КЗ | Составлять предложения из слов в начальной форме (ставить слова в нужную форму), | -извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; не сплошной текст – иллюстрация, таблица, схема); | 1 | ||
126 | Работа над ошибками. | РУ | -перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему); | 1 | |||
127 | Наречие (2ч) | Понятие о наречии как части речи | ОНЗ | -пользоваться словарями, справочниками; | 1 | ||
128 | Понятие о наречии как части речи | РУ | -осуществлять анализ и синтез; | 1 | |||
129 | Виды предл. по цели высказывания | Виды предложений по цели высказывания | ОНЗ | Различать виды предложений по цели высказывания. | -устанавливать причинно-следственные связи; -строить рассуждения; | 1 | |
130 | Интонация в предложениях, различных по цели высказывания. Логическое ударение | РУ | Произносить с соответствующей интонацией предложения повеств;вопросит;побудительные, воскл, невосклицательные. | 1 | |||
131 | Восклицательные и невосклицательные предложения | РУ | Накапливать опыт постановки логических ударений. | 1 | |||
132 | Главные и второстепенные члены предложения (6ч.) | Грамматическая основа предложения. Подлежащее и сказуемое | ОНЗ | Различать слово, словосочетание и предложние. | Коммуникативные УУД: -оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации; | 1 | |
133 | Развитие умения находить в предложении подлежащее и сказуемое | РУ | Находить в предложении грамматическую основу, обозначать её графически. | - адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; | 1 | ||
134 | Понятие о второстепенных членах предложения | ОНЗ | Различать грамматическую основу и второстепенные члены предложения. | - владеть монологической и диалогической формами речи. | 1 | ||
135 | Составление схем предложений и предложений по схемам | РУ | Устанавливать грамматические связи в словосочетании с помощью вопросов. | адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; | 1 | ||
136 | Предложения распространённые и нераспространённые | РУ | Разделять непунктированный текст на предложения. | -владеть монологической и диалогической формами речи. | 1 | ||
137 | Разбор предложений. Контрольный словарный диктант | ОУ | Оценивать правильность работы | -слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения. | 1 | ||
138 | Однородные подлежащее и сказуемое. | ОНЗ | Распространять и сокращать предложения до основы, сравнивать смысл. | -договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; -задавать вопросы | 1 | ||
139 | Предложения с однородными членами (8ч.) | Упражнение в нахождении однородных членов предложения и их графическом обозначении. | РУ | Находить однородные члены в простом предложении с двумя главными. | 1 | ||
140 | Роль знаков препинания в письменной речи. Запятая в предложениях с однородными членами. | РУ | Объяснять постановку знаков препинания. | 1 | |||
141 | Развитие умения ставить запятую в предложениях с однородными членами | РУ | Конструировать предложения с однородными членами. | 1 | |||
142 | Главные и второстепенные однородные члены предложения. Определение однородных членов предложения | РУ |
| 1 | |||
143 | Запятая в предложениях с однородными членами (урок-практикум) | РУ | Уметь разбирать предложения по членам, выделять подлежащее и сказуемое, ставить вопросы к второстепенным членам, | 1 | |||
144 | Контрольный диктант №7 | УК | проверять написанное; писать под диктовку текст с изученными орфограммами и пунктограммами (объёмом 55–60 слов), , | 1 | |||
145 | Работа над ошибками. Пишу правильно. | РУ | Определять вид предложения по цели высказывания и интонации | 1 | |||
146 | Простое и сложное предложение .( 9ч.) | Понятие о простом и сложном предложениях | ОНЗ | ||||
147 | Запятая в сложном предложении без союзов. Схема сложного предложения | РУ | |||||
148 | Развитие умения различать сложные предложения и простые предложения с однородными членами и ставить в них запятые | РУ | Правильно произносить предложения с восклицательной и невосклицательной интонацией, с интонацией перечисления; | ||||
149 | Запятая в простом предложении с однородными членами и в сложном предложении. Свободный диктант | РУ РР | Видеть в предложении однородные члены, ставить запятую в предложениях с однородными членами (без союзов, c одиночным союзом и); | ||||
150 | Разбор простого и сложного предложений | ОУ | Составлять предложения с однородными членами, употреблять их в речи; | ||||
151 | Повторение. Обучающая проверочная работа № 12 | РУ | |||||
152 | Анализ проверочной работы по теме « Предложение» | РУ | Осознавать важность орфографически грамотного письма и роль знаков препинания в письменном общении; | ||||
153 | Закрепление по теме «Предложение». Запятая в сложном и простом предложении с однородными членами предложениями. | РУ | 1 | ||||
154 | Контрольное списывание №3 | КЗ | 1 | ||||
155 | Повторение знаний о предложении, тексте, частях речи. | РУ | -выделять из предложения сочетания слов, связанных между собой | Регулятивные УУД: -самостоятельно формулировать тему и цели урока; | 1 | ||
156 | Повторение изученных орфограмм и состава слова | РУ | - составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем; | 1 | |||
157 | Контрольный диктант №8 | КЗ | - работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность; | 1 | |||
158 | .Работа над ошибками. «Пиши правильно» | РУ | -в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями. | 1 | |||
159 | Повторение. Чередование согласных звуков в корне. | 1 | |||||
160 | Повторение. Орфография. Буквы непроизносимых согласных в корне. | РУ | Познавательные УУД: -вычитывать все виды текстовой информации: | 1 | |||
161 | Повторение. Орфография. Буквы безударных гласных в корне. | РУ | фактуальную, подтекстовую, концептуальную; | 1 | |||
162 | Итоговая контрольная работа. | КЗ | -пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным; | 1 | |||
163 | Работа над ошибками. Пишу правильно. | РУ | -извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; не сплошной текст – иллюстрация, таблица, схема); | 1 | |||
164-165 | Повторение изученного Виды предложения по цели высказывания. Повторение изученных орфограмм. | РУ | -перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему); | 1 | |||
166-167 | Повторение. Главные и второстепенные члены предложения. Повторение изученных орфограмм. | РУ | -пользоваться словарями, справочниками; -осуществлять анализ и синтез; | 1 | |||
168 | Простые и сложные предложения. | РУ | -устанавливать причинно-следственные связи; -строить рассуждения; | 1 | |||
169-170 | Обучающее сочинение «Здравствуй, лето» | РУ | 2 |
VIII. Материально-техническое обеспечение образовательного процесса, осуществляемого по курсу «Русский язык»
Для реализации цели и задач обучения русскому языку по данной программе используется УМК по русскому языку издательства «Баласс».
Обучение русскому языку обеспечивается учебниками и пособиями:
- Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В. Пронина «Руский язык». Учебники. 2, 3, 4-й классы;
- Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, Л.А. Фролова «Орфографическая тетрадь по русскому языку», 2-й класс;
- Л.Ю. Комиссарова «Дидактический материал» к учебникам «Русский язык» для 2, 3, 4-го классов;
- Е.В. Бунеева «Проверочные и контрольные работы по русскому языку» (вар. 1 и 2) для 2, 3, 4-го классов;
- Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева (составители) «Слова с непроверяемыми написаниями». Пособие в виде карточек к учебникам «Русский язык» для 1–4-го классов;
- М.А. Яковлева «Тетрадь по чистописанию» для 2, 3, 4-го классов;
- Е.В. Бунеева, Л.Ю. Комиссарова, М.А. Яковлева. «Русский язык», 1–2 классы. Методические рекомендации для учителя.
- Е.В. Бунеева, М.А. Яковлева. «Русский язык», 3 класс. Методические рекомендации для учителя.
- Е.В. Бунеева, М.А. Яковлева. «Русский язык», 4 класс. Методические рекомендации для учителя.
К техническим средствам обучения, которые могут эффективно использоваться на уроках русского языка, относятся:
- DVD-плеер, (видеомагнитофон), телевизор;
- компьютеры.
Приведём примеры работ при использовании компьютера:
- орфографический и пунктуационный тренинг;
- редактирование (взаиморедактирование);
- создание текста, его коллективное обсуждение;
- создание мультимедийных презентаций (текстов с рисунками, фотографиями и т.д.), в том числе для представления результатов проектной деятельности.
При использовании компьютера учащиеся применяют полученные на уроках информатики инструментальные знания (например, умения работать с текстовыми, графическами редакторами и т.д.), тем самым у них формируется готовность и привычка к практическому применению новых информационных технологий.
Технические средства на уроках русского языка широко привлекаются также при создании классных газет и журналов (компьютер).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по русскому языку составлена на основе авторской программы «Русский язык», 2 класс, авторы Л.Я.Желтовская, Т.М.Андрианова, В.Л. Илюхина – М.: «АСТ» и «Астрель», 2011.
Рабочая программа по русскому языку составлена на основе авторской программы «Русский язык», 2 класс, авторы Л.Я.Желтовская, Т.М.Андрианова, В.Л. Илюхина – М.: «АСТ» и ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ Класс 1 Б
В системе предметов общеобразовательной школы курс «Русский язык» реализует познавательную и социокультурную цель.Познавательная цель предполагает ознакомление учащихся с основными положениями науки о...
Рабочая программа по русскому языку На основе авторской программы М.С.Соловейчик, Н. С.Кузьменко ( к курсу Русский язык для 1-4 классов общеобразовательных учреждений, 2-е изд. Смоленск: Ассоциация ХХ/ век, 2011 год.) (УМК «Гармония»)для 2 класса
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа по русскому языку разработана в соответствии с программой к курсу « Русский язык» для 1-4 классов общеобра...
Рабочая программа по русскому языку по образовательной системе «Школа России» Русский язык 2 класс. Канакина В. П. , Горецкий В. Г. Русский язык.
Рабочая прогр...
Рабочая программа по русскому языку (4 класс) на тему: "Рабочая программа по русскому языку 4 коррекционный класс (8 вида).
Рабочая программа составлена на основе авторской программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...
Рабочая программа по русскому языку (3 класс) на тему: "Рабочая программа по русскому языку 3 коррекционный класс (8 вида).
Рабочая программа составлена на основе авторской программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издание - М.: Просвещение...
Рабочая программа по русскому языку. Класс: 3
Рабочая программа по русскому языку. Класс: 3 «А»...