Рабочая программа по русскому языку. 3 класс. УМК "Школа2100"
рабочая программа по русскому языку (3 класс) по теме

Дютина Елена Сергеевна

Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального  государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе :Примерной основной образовательной программы по русскому языку и авторской программы ­для учащихся 3-го класса Е.В. Бунеевой, Р.Н. Бунеева, О.В. Прониной (М. : Баласс 2012) и обеспечена учебно-методическим комплектом для 3-го класса.                                                                                                                                                      

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 3_klass_rabochaya_programma_russkiiy_yazyk.doc484 КБ

Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ Г.БРАТСКА

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 13»

РАССМОТРЕНО

на заседании ШМО

МБОУ «СОШ№13»

Протокол №1

от «_» сентября 2013 года

_______        

РЕКОМЕНДОВАНО

на заседании  МС

МБОУ «СОШ№13»

Протокол №1

От «» сентября 2013 года

_______Грибанова Н.А,

УТВЕРЖДАЮ

Приказ № 222

От « » сентября 2013 г

Директор МБОУ «СОШ№13»

_______ Чайко В.И.

Рабочая программа

«Русский язык»

для учащихся 3 А класса

УМК «Школа 2100»

Образовательная область: филология

Разработала: Дютина Е.С.

учитель начальных классов,

первой квалификационной категории.  

г. Братск 2013

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО КУРСУ «РУССКИЙ ЯЗЫК»

3А класс УМК «Школа 2100»

I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального  государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе :Примерной основной образовательной программы по русскому языку и авторской программы для учащихся 3-го класса Е.В. Бунеевой, Р.Н. Бунеева, О.В. Прониной (М. : Баласс 2012) и обеспечена учебно-методическим комплектом для 3-го класса.                                                                                                                                                      Курс русского языка в начальной школе - часть единого непрерывного курса обучения,  поэтому он ориентирован на предмет и цели обучения русскому языку в основной школе. Предметом обучения в основной школе является современный русский литературный : в его реальном функционировании. Цели обучения русскому языку в основной школе — развитие и совершенствование всех видов речевой деятельности: чтения, письма, слушания, говорения; формирование элементарной лингвистической компетенции. Исходя из этого назначение курса «Русский язык» в начальной школе состоит в том, заложить основу формирования функционально грамотной личности, обеспечить языковое и речевое развитие ребёнка, помочь ему осознать себя носителем языка. Цель определяется как развитие личности ребёнка средствами курса «Русский язык», а именно:

  • нормирование у учащихся представления о языке как составляющей целостной

научной картины мира; знаково-символического и логического мышления на базе основных положений науки о языке (познавательная цель);

  • формирование коммуникативной компетенции .                                                                                               В соответствии с этой целью ставятся задачи:

1) развитие у детей патриотического чувства по отношению  к родному языку: любви и интереса к нему, осознания его красоты и эстетической ценности, гордости, уважения к языку как части русской национальной культуры;

    2)помощь в осознании себя носителем языка, языковой личностью, которая находится  постоянном диалоге (через язык и созданные на нём тексты) с миром и с самим собой;

3) формирование у детей чувства языка;

4) воспитание потребности пользоваться всем языковым богатством (а значит, и познавать его), совершенствовать свою устную и письменную речь, делать её правильной, точной, богатой;

5) сообщение необходимых знаний и формирование учебно-языковых, речевых и правописных умений и навыков, необходимых для того, чтобы правильно, точно и выразительно говорить, читать и писать на родном языке.

Программа курса «Русский язык» рассчитана на  170 часов  (5 часов в неделю), в том числе на уроки контроля отводится 14 часов (весь урок или его часть).

Содержание программы направлено на освоение учащимися базовых знаний и формирование базовых компетентностей, что соответствует основной образовательной программе начального общего образования. Она включает все темы, предусмотренные Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования по русскому языку и авторской программой учебного курса.

                     II.Общая характеристика учебного примера.

    В курсе русского языка реализуются следующие сквозные линии развития учащихся средствами предмета.

   Линии общие с курсом литературного чтения:

  1. овладение функциональной грамотностью на уровне предмета;
  2. овладение техникой чтения, приёмами понимания и анализа текстов;
  3. овладение умениями, навыками различных видов устной и письменной речи.

Линии специфические для курса «Русский язык»:

  1. приобретение и систематизация знаний о языке;
  2. овладение орфографией и пунктуацией;
  3. раскрытие воспитательного потенциала русского языка;
  4. развитие чувства языка.

Для достижения целей обучения  и решения поставленных задач используется УМК по русскому языку «Русский язык», «Проверочные и контрольные работы по русскому языку», «Дидактический материал»

     

Разделы « Предложение»  и «Текст».

    В курсе русского языка в начальной школе ведущим направлением учебной деятельности детей является овладение письменной речью, культурой письменного общения.  В 3 классе расширяется понятие о предложении : дети знакомятся с повествовательными , вопросительными, побудительными, восклицательным и невосклицательными предложениями. Вводится понятие о главных и второстепенных членах предложения. Дети знакомятся с однородными членами предложения, с интонацией перечисления. Формируется умение ставить запятые в предложениях с однородными членами. Внимание детей обращается на смысловую роль знаков препинания: они помогают правильно выразить мысль и понять написанное, то есть помогают письменному общению.

Раздел «Слово»

 Слово рассматривается с четырёх точек зрения:

 1.звукового состава и обозначения звуков буквами;

2.морфемного состава и словообразования;

3.грамматического значения.

4.лексического значения.

В 3 классе продолжается развитие умений писать слова с ь и ъ разделительными знаками, с ь знаком для обозначения мягкости согласных.

. Дети учатся переносить слова с ь и ъ. Изучается правописание слов с удвоенной буквой согласного в корне типа ссора, аллея, жужжит и правило их переноса. Отрабатывается умение писать слова с проверяемой и непроверяемой буквой безударного гласного в корне (на материале трёхсложных слов – с двумя безударными гласными в корне или в словах с приставками), а также проверяемыми буквами согласных в корне, с удвоенной буквой согласного на стыке приставки и корня типа рассказрассвет. Дети учатся пользоваться двумя способами проверки: подбором однокоренных слов и изменением формы слова. Заучиваются группы слов с непроверяемыми написаниями. Развивается умение пользоваться орфографическим словарём. Вводится новая орфограмма–обозначение буквой на письме непроизносимого согласного звука в корне слова. Параллельно заучиваются слова, в которых нет непроизносимых согласных (вкусныйчудесный и др.). Одновременно целеноправленно проводятся наблюдения над лексическим значением слова и его сочетаемостью. Второй аспект в рассмотрении слова в курсе русского языка начальной школы – это его морфемный состав.                                                                                         В 3-м классе дети знакомятся с окончанием и его функциями, усваивают определение окончания, основы слова, а также на практике постигают различие между изменением слова и образованием новых слов. Происходит знакомство с явлением чередования согласных в корне слова, на этом материале продолжается работа с группами однокоренных слов (наблюдение над лексическим значением однокоренных слов с чередованием согласных в корне типа дорога – дорожка – дорожный; подбор однокоренных слов). Эта работа связана с развитием орфографических умений, она ведётся регулярно в течение всего учебного года. Кроме того, дети знакомятся с другими суффиксами и приставками, тренируются в образовании слов, в различении предлогов и приставок, в разборе по составу доступных слов, знакомятся со сложными словами.                                                                                                                                    Изучение предполагает сформированность определённых мыслительных операций, способности к обобщению, к абстрагированию. Изучение частей речи требует знаний о составе слова и словообразовании, а также знаний из области лексики (значение слова), синтаксиса (функционирование слов в предложении). Нужно также иметь в виду, что морфология изучается как средство развития мышления детей, представления о языке как Третий аспект рассмотрения слова – лексический. Он связан с называнием предметов и явлений окружающего мира. Лексическая работа пронизывает весь курс: регулярно ведётся наблюдение над значением слов, в том числе однокоренных; объясняются и уточняются значения слов (в том числе с помощью толкового словаря). Дети наблюдают над сочетаемостью слов, над словоупотреблением, практически знакомятся с синонимией, антонимией, омонимией, с многозначностью, с переносным значением слова. Четвёртый аспект рассмотрения слова – морфологический. Морфология – самый сложный для ребёнка раздел, так как системе и повышения орфографической грамотности.                                                           В 3-м классе части речи становятся главным предметом изучения, т.к. для этого есть необходимые базовые знания и умения, накоплен определённый языковой опыт в результате наблюдений за функционированием слов в речи. Изучаются сведения об именах существительных, именах прилагательных, глаголах и личных местоимениях, об их роли в предложении. Параллельно вводятся соответствующие орфограммы и сведения об отдельных особенностях словообразования и словоизменения этих частей речи. При изучении частей речи особое внимание уделяется наблюдению за их ролью в предложении, тексте, за особенностями употребления существительных, прилагательных, глаголов и личных местоимений, синонимией и антонимией; а также упражнениям в подборе синонимов и антонимов, тематических групп слов. В курсе русского языка дети получают первоначальное представление о системе языка, т.к. знакомятся на элементарном уровне со всеми единицами языка: звуком, морфемой, словом, словосочетанием, предложением и текстом, наблюдают соотношения между этими языковыми единицами.

 Помимо разделов «Слово»«Предложение» и «Текст» в курс русского языка входят разделы «Развитие речи» и «Совершенствование навыков каллиграфии». Два последних не выделены в качестве специальных разделов для изучения, но являются ведущими направлениями работы по русскому языку в курсе начальной школы.                                                                           Основные направления работы по развитию речи:

1.Количественное и качественное обогащение активного, пассивного и потенциального словаря детей в ходе наблюдения за лексическим значением слов, подбора групп однокоренных слов, тематических групп слов, синонимических рядов и т.д., а также в ходе работы со словарными статьями из толкового словаря, словаря синонимов.

2.Развитие и совершенствование грамматического строя речи: наблюдение над связью слов в предложении, над построением простых и сложных предложений, предложений с прямой речью, с однородными членами; над правильностью употребления форм слов, их грамматической сочетаемостью. Самостоятельное конструирование словосочетаний, предложений, продуцирование текстов.

3.Развитие связной устной и письменной речи: овладение продуктивными навыками и умениями устной и письменной разговорной речи, устной учебно-научной речи; навыками и умениями понимания и элементарного анализа художественного и учебно-научного текста.

4.Развитие орфоэпических навыков, а также умения говорить и читать с правильной интонацией.  Обучение по данной программе предполагает одновременную работу с детьми по курсу риторики. Этот курс имеет целью обучение умелому, успешному, эффективному общению и носит сугубо практический характер: центральное место в нём занимают коммуникативные умения.

Таким образом, курс русского языка, имеющий практическую направленность, показывает значимость всех единиц языка для успешного общения, сообщает необходимые знания об этих единицах языка, формирует учебно-языковые, речевые, коммуникативные и правописные умения и навыки, необходимые для успешного общения. Курс риторики учит, как пользоваться этими знаниями и умениями на практике – в различных речевых ситуациях, учит владеть различными речевыми жанрами. Сочетание курсов русского языка и риторики создаёт условия для максимально успешного формирования функционально грамотной личности, получения нового образовательного результата как совокупности предметных умений, универсальных учебных действий и личностных результатов.

Отличие данной программы заключается в том, что:

1.Определены  основные линии развития учащихся средствами  предмета «Русский язык», на которых строится непрерывный курс (общие с курсом «Литературное  чтение» и  специфические для курса «Русский язык»): овладение функциональной грамотностью; навыками и умениями различных видов устной и письменной речи; орфографией и пунктуацией; навыками и умениями понимания и анализа текстов; приобретение и систематизация знаний о языке; раскрытие его воспитательного потенциала; формирование у детей чувства языка.

2.Предложен путь формирования у детей орфографической зоркости на основе целенаправленной систематической работы над составом и лексическим значением слова в сочетании с его звуко-буквенным анализом; развития на этой основе языкового чутья детей.

3.Названы опознавательные признаки изучаемых орфограмм, по которым дети учатся обнаруживать орфограммы в словах и между словами.

4.Сведения о частях слова вводятся раньше – с первых шагов обучения грамоте, в ходе регулярного наблюдения над словами.

5.Усилено внимание к синтаксису и пунктуации – основе письменной речи, средству выражения собственных мыслей и чувств и понимания чужих. Увеличен объём изучаемого материала по синтаксису и пунктуации.

6.Выдержан единый методический подход к работе с текстом на уроках литературного чтения и русского языка – формирование у детей типа правильной читательской деятельности. Дети осваивают систему приёмов чтения и понимания художественного и учебно-научного текста.

III. Описание места учебного предмета в учебном   плане

В соответствии с федеральным базисным учебным планом и примерными программами начального общего образования предмет «Русский язык» изучается с 1 по 4 класс. Общий объём учебного времени составляет 578 часов (5 часов в неделю, 170 часов в год).

IV.Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета

Одним из результатов обучения русскому языку является осмысление   учащимися системы ценностей.

Ценность добра – осознание себя как части мира, в котором люди соединены бесчисленными связями, в том числе с помощью языка; осознание постулатов нравственной жизни (будь милосерден, поступай так, как ты хотел бы, чтобы поступали с тобой).

Ценность общения – понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества, как одного из основополагающих элементов культуры.

Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира. Любовь к природе – это и бережное отношение к ней как среде обитания человека, и переживание чувства её красоты, гармонии, совершенства. Воспитание любви и бережного отношения к природе через тексты художественных и научно-популярных произведений литературы.

Ценность красоты и гармонии – осознание красоты и гармоничности русского языка, его выразительных возможностей.                                                                 Ценность истины – осознание ценности научного познания как части культуры человечества, проникновения в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе социальных явлений; приоритетности знания, установления истины, самого познания как ценности.

 Ценность семьи. Понимание важности семьи в жизни человека; осознание своих корней; формирование эмоционально-позитивного отношения к семье, близким, взаимной ответственности, уважение к старшим, их нравственным идеалам.

Ценность труда и творчества – осознание роли труда в жизни человека, развитие организованности, целеустремлённости, ответственности, самостоятельности, ценностного отношения к труду в целом и к литературному труду, творчеству.

Ценность гражданственности и патриотизма – осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своего языка; интерес к своей стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу.

Ценность человечества – осознание себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур и языков.

                         V.Содержание программы

170 ч (5 часов в неделю)

 Вводный урок (1 ч)

Повторение. (10 )

Слово. ( 116 ч)1. Совершенствование умений звуко-буквенного анализа слов, постановки ударения в словах, различения ударных и безударных слогов; написания ь для обозначения мягкости согласных,   ь и ъ разделительных. Знакомство с явлением чередования согласных звуков в корнях слов (снег – снежок).Развитие умений видеть опасные места в написанном и звучащем слове, писать слова с орфограммами, изученными во 2-м классе; слова с ь и ъ разделительными, переносить слова с ь и ъ. Написание слов с двойными буквами согласных в корне, например классжужжитссора, с двойными буквами согласных на стыке приставки и корня (рассказрассвет), перенос этих слов. Правописание буквы безударного гласного в корне (в двусложных словах, в трёхсложных словах с двумя безударными гласными в корне). Правописание слов со звонкими и глухими согласными в середине и на конце слова. Освоение разных способов проверки: подбор однокоренных слов, изменение формы слова. Знакомство с орфограммой «Обозначение буквами непроизносимых согласных звуков в корне слова», правописание слов с этой орфограммой. Выведение общего правила правописания проверяемых букв согласных. Освоение написания слов типа вкусныйчудесный. Правописание слов с непроверяемыми написаниями по программе данного года обучения.

2. Закрепление понятий «корень слова», «однокоренные слова», «приставка», «суффикс», развитие умения видеть корень в однокоренных словах, в том числе с чередующимися согласными; находить в слове корень путём подбора и сопоставления однокоренных слов, видеть в словах знакомые приставки и суффиксы, образовывать с их помощью новые слова. Знакомство с суффиксами -к--оньк--оват--еват--ишк--ышк-, их значением; образование слов с помощью этих суффиксов. Развитие умения писать слова с буквами безударных гласных в приставках. Знакомство со сложными словами.

Окончание (определение). Роль окончания в слове, в предложении. Основа слова (определение).

3. Развитие внимания к значению слова. Наблюдение над словами, имеющими несколько значений. Составление предложений, в которых чётко проявляется каждое из значений слова. Наблюдение над явлением синонимии, осмысление роли этого явления в речи. Самостоятельный подбор 1–2 синонимов к данному слову. Наблюдение над особенностями употребления синонимов в речи. Практическое знакомство с антонимами (на примере имён прилагательных).

4. Развитие умения ставить вопросы к словам, различать и группировать слова в зависимости от значения (называют предмет, признак, действие) и вопроса; отличать предлоги от других слов.

Понятие об имени существительном. Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые. Род, число имён существительных. Образование имён существительных с помощью суффиксов -онк--оньк--еньк--ок--ек--ик--очк--ечк--ушк--юшк--ышк--к--чик--тель--ник-.

Понятие о местоимении. Личные местоимения 1, 2 и 3-го лица единственного и множественного числа. Раздельное написание местоимений с предлогами. Наблюдение за ролью местоимений в речи. Редактирование: замена в тексте повторяющихся существительных личными местоимениями и наоборот.

Понятие об имени прилагательном. Изменение имён прилагательных по родам и числам, связь с именами существительными. Правописание безударных гласных в окончаниях имён прилагательных. Суффиксы имён прилагательных -н--еньк--оват--еват-.

Понятие о глаголе. Настоящее, прошедшее и будущее время глагола. Изменение глаголов по временам. Суффикс -л- в глаголах прошедшего времени. Изменение глаголов по числам. Правописание частицы не с глаголами. Неопределённая форма глагола. Правописание ь послеч в глаголах неопределённой формы Понятие о наречии. Наречие как часть речи.

Предложение и текст. (25 )

Расширение понятия о предложении. Предложения повествовательные, вопросительные, побудительные; восклицательные и невосклицательные; особенности интонации; оформление этих предложений на письме, использование в различных речевых ситуациях. Логическое ударение, его роль в речи.

Подлежащее и сказуемое – главные члены предложения. Второстепенные члены предложения, их роль. Наблюдение за второстепенными членами предложения. Умение находить в предложении главные члены и второстепенные; определять, какие второстепенные члены относятся к подлежащему, какие к сказуемому, распространять предложение. Предложения распространённые и нераспространённые.

Понятие об однородных членах предложения, их роли в речи. Интонация перечисления. Главные и второстепенные однородные члены предложения. Однородные члены, связанные без помощи союзов и при помощи одиночного союза и. Постановка запятой в предложениях с однородными членами, роль этого знака препинания в понимании смысла предложения.

Понятие о сложном предложении (на примере конструкции из двух частей без союзов). Развитие умения находить в предложении главные члены и определять количество частей, ставить запятую между двумя частями сложного предложения. Смысловая роль этого знака препинания (разделительная функция): запятая разделяет два предложения, две мысли. Развитие внимания к структуре предложения, к знакам препинания.

Развитие читательских умений на материале текстов учебника. Формирование типа правильной читательской деятельности. Введение понятия «абзац».

 Развитие умения делить текст на части с опорой на абзацы, озаглавливать части, составлять простой план, пересказывать текст по плану.

Повторение. (5 ч)

Развитие речи – одно из направлений работы на всех уроках русского языка. Продолжение обогащения словарного запаса учащихся в ходе лексической работы и анализа состава слова, работы с текстом. Обогащение грамматического строя речи конструкциями с однородными членами, сложными предложениями. Развитие связной устной речи в ходе работы с языковым материалом, чтения текстов и т.д. Развитие связной письменной речи (написание свободных диктантов, изложений, небольших сочинений по картинкам и опорным словам). Развитие орфоэпических навыков.

Каллиграфия. Закрепление навыка начертания букв, способов соединений. Работа по совершенствованию почерка, устранению недочётов графического характера.

Резерв. (13 )

 

VI..Планируемые результаты.

Личностными результатами изучения предмета «Русский язык» являются следующие умения и качества:

  • эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;
  • эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;
  • чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
  • любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
  • интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
  • интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;
  • интерес к изучению языка;
  • осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.
  • Средством достижения этих результатов служат тексты учебников, вопросы и задания к ним, проблемно-диалогическая технология, технология продуктивного чтения.
  • Метапредметными результатами изучения курса «Русский язык» является формирование универсальных учебных действий (УУД).

  • Регулятивные УУД:
  • самостоятельно формулировать тему и цели урока;
  • составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
  • работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
  • в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
  • Средством формирования регулятивных УУД служит технология продуктивного чтения и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

Познавательные УУД:

  • вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную;
  • пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;
  • извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; не сплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);
  • перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
  • пользоваться словарями, справочниками;
  • осуществлять анализ и синтез;
  • устанавливать причинно-следственные связи;
  • строить рассуждения;

Средством развития познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат; технология продуктивного чтения.

Коммуникативные УУД:

  • оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;
  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.
  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.
  • слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
  • задавать вопросы

Предметными результатами изучения курса «Русский язык» является сформированность следующих умений:

  • воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся;
  • осознанно, правильно, выразительно читать вслух;
  • самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, ключевым словам;
  • производить звуко-буквенный анализ доступных слов;
  • видеть в  словах изученные орфограммы по их опознавательным признакам (без введения этого понятия), правильно писать слова с буквами безударных гласных в корне, буквами проверяемых и непроизносимых согласных, с удвоенными буквами согласных в корне, с  ь для обозначения мягкости, ь разделительным; владеть способами проверки букв гласных и согласных в корне; писать слова с непроверяемыми написаниями по программе; сложные слова с соединительной буквой о и е; частицу не с глаголами; буквы безударных гласных в окончаниях имён прилагательных; графически обозначать изученные орфограммы и условия их выбора (без использования термина «условия выбора орфограммы»);находить и исправлять ошибки в словах с изученными орфограммами;
  • правильно списывать слова, предложения, текст, проверять написанное; писать под диктовку текст с изученными орфограммами и пунктограммами (объёмом 55–60 слов), правильно переносить слова с удвоенными буквами согласных в корне, на стыке приставки и корня, с ь;
  • находить в слове окончание и основу, составлять предложения из слов в начальной форме (ставить слова в нужную форму), образовывать слова с помощью суффиксов и приставок; подбирать однокоренные слова, в том числе с чередующимися согласными в корне; разбирать по составу доступные слова; выделять два корня в сложных словах;
  • распознавать имена существительные, имена прилагательные, личные местоимения, глаголы; производить морфологический разбор этих частей речи в объёме программы;
  • определять вид предложения по цели высказывания и интонации, правильно произносить предложения с восклицательной и невосклицательной интонацией, с интонацией перечисления;
  • разбирать предложения по членам, выделять подлежащее и сказуемое, ставить вопросы к второстепенным членам, определять, какие из них относятся к подлежащему, какие к сказуемому; выделять из предложения сочетания слов, связанных между собой;
  • видеть в предложении однородные члены, ставить запятую в предложениях с однородными членами (без союзов, c одиночным союзом и);
  • составлять предложения с однородными членами, употреблять их в речи;
  • осознавать важность орфографически грамотного письма и роль знаков препинания в письменном общении;
  • читать художественные тексты учебника, осмысливая их до чтения, во время чтения и после чтения (с помощью учителя), делить текст на части с опорой на абзацы, озаглавливать части текста, составлять простой план, пересказывать текст по плану;
  • читать и понимать учебно-научные тексты (определять количество частей, задавать вопрос к каждой части, составлять план, пересказывать по плану);
  • письменно пересказывать текст (писать подробное изложение доступного текста).

Учащиеся должны осмысленно относиться к изучению родного языка, сознательно наблюдать за своей речью, стремиться к употреблению в собственной речи изученных конструкций, слов, к совершенствованию своей речи.


VII.Календарно- тематическое планирование уроков по курсу «Русский язык»

170 часов, 5 часов в неделю.

Условные обозначения типов урока:

ОНЗ - урок открытия новых знаний;          РУ — урок развития умений;                    РР - урок развития речи                                                                                                      

ВУ — вводный урок;                                    ИУ -   итоговый урок;                              

ОУ - обобщающий 

УК - урок контроля

  • - повышенный уровень

 №    п/п

Раздел

     Тема урока

Тип урока

Деятельность учащихся

Кол.-во

Дата

Предметные результаты                               УУД

1

Вводный урок. Знакомство с новым учебником «Русский язык». Что мы знаем о слове

ВУ

Знакомиться с новым учебником, вычитывать информацию из иллюстраций, с обложки, из оглавления; прогнозировать содержание и виды работы по учебнику.

Регулятивные УУД:

  • самостоятельно формулировать тему и цели урока;

- составлять план решения учебной проблемы совместно

 с учителем;

1

2

Что мы знаем о тексте

РУ

Называть отличительные признаки слова, предложения, текста.

корректировать свою деятельность;

--работать по плану, сверяя свои действия с целью,

-корректировать свою деятельность;

1

3

Что мы знаем о тексте

РУ

Отличать текст от набора предложений,

самостоятельно формулиро-вать тему и цели урока;

1

4

Повторение (11 ч.)

Что мы знаем о слове, предложении, тексте

РУ

Знание отличительных признаков предложения, словосочетания, текста

-в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями

1

5

По каким признакам можно обнаружить орфограммы в словах и между словами

РУ

Составлять устный рассказ «Что я знаю о тексте»; сопоставлять содержание своего рассказа и рассказов одноклассников.

-составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;

1

6

Повторяем изученные орфограммы, их графическое обозначение

РУ

Классифицировать изученные   орфограммы (буквенные —

небуквенные;

 буквы гласных,

видеть в  словах изученные орфограммы по их опознавательным признакам ,

правильно писать слова с буквами безударных гласных в корне.

Коммуникативные УУД:

-оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;

-адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;

1

7

Повторяем изученные орфограммы, их графическое обозначение

РУ

Находить в словах изученные орфограммы, составлять и писать самодиктанты.

-владеть монологической и диалогической формами речи;

1

8

Развитие умения писать слова с изученными орфограммами, графически обозначать орфограммы

РУ

Группировать слова с изученными орфограммами. Графически обозначать выбор написания, писать графические диктанты.

-высказывать и обосновывать свою точку зрения;

-слушать и понимать других, быть готовым корректировать свою точку зрения;

1

9

Развитие умения писать заглавную букву в словах. Проверочное списывание

РУ

Находить и исправлять орфографические ошибки, работать по алгоритму

- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

1

10

Правописание большой буквы в словах. Повторение алфавита

ОУ

Обнаруживать чередующиеся согласные звуки в корне одно- коренных слов, выделять эти корни

Познавательные УУД:

  • вычитывать все виды текстовой информации:

-фактуальную,  подтекстовую, к пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;

1

11

Контрольный диктант № 1

УК

Находить корень в группе однокоренных слов, аргументировать правильность выбора

-извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; не сплошной текст - иллюстрация, таблица, схема);

1

12

Пишу правильно. Работа над ошибками.

РУ

Производить звуко-буквенный анализ доступных слов

-перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую(составлять план, таблицу, схему).

1

13

Части слова. Корень. Чередование согласных в корне. (5 ч.)

Повторение понятий «корень слова», «однокоренные слова». Понятие о чередовании согласных звуков в корне

Производить звуко-буквенный анализ доступных слов;видеть в  словах изученные орфограммы.

1

14

Однокоренные слова с чередующимися согласными звуками в корне

Видеть в  словах изученные орфограммы по их опознавательным признакам , буквами проверяемых согласных в корне

-пользоваться словарями, справочниками

1

15

Творческая работа. Составление связного текста из деформированных

Владеть способами проверки букв  согласных в корне; 

-осуществлять анализ и синтез;

-устанавливать причинно- следственные связи.

1

16

Правописание проверяемых букв согласных в корнеслова.

Самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, ключевым словам.

  • строить рассуждения, извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; не сплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);

1

17

Правописание проверяемых букв согласных в корне слова.

Владеть способами проверки букв  согласных в корне; 

1

18

Развитие умений видеть изученную орфограмму в слове, правильно писать слова и графически обозначать орфограмму.

РУ

Находить в словах изученные орфограммы по их опознавательным признакам.

Личностные результаты:

-эмоциональность; умение осознавать и определять свои эмоции;

1

19

Удвоенные буквы согласных  в корне слова (4ч.)

Обучающая проверочная работа

РУ

Правильно писать слова, графически объяснять выбор написаний, находить и исправлять орфографические ошибки

-эмпатия - умение осознавать и определять эмоции других людей;

- сочувствовать другим людям, сопереживать;

1

20

Понятие об удвоенных согласных

РУ

Находить в словах изученные орфограммы по их опознавательным признакам, правильно писать слова, графически объяснять выбор написаний.

-чувство прекрасного- умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи

;-любовь и уважение к Отечеству,его языку, культуре.

1

21

Правописание слов с удвоенными согласными в корне.Р/р Творческая работа.

РУ

Осознавать, что удвоенная буква согласного обозначает один долгий звук, отражать это при фонетическом разборе

-интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста

1

22

Правописание слов с удвоенными согласными в корне.

РУ

Формулировать обобщённое правило правописания букв с удвоенными согласными, писать слова с непроверяемыми написаниями по программе;

- интерес к письму

-интерес к изучению языка.                      

1

23

Повторение.

Обучающая проверочная работа..

РУ

Регулятивные УУД:

1

24

Наблюдение за словами с непроизносимым согласным звуком в корне

ОНЗ

Знать все изученные орфограммы, владеть 

способами проверки букв гласных и согласных в корне по программе;

-самостоятельно формулировать тему и цели урока;

-составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;

1

Правило правописания непроизн.соглас ных.

РУ

Умение производить звуко - буквенный анализ     доступных слов.

-работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать 

свою деятельность.

1

26

Буквы непроизносимых согласных в корне слова (10ч.)

Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне. Творческая работа ( сочинение по опорным словам)

РУ

видеть в  словах изученные орфограммы по их опознавательным признакам , правильно писать слова с буквами непроизносимых согласных, с удвоенными буквами .

-в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

1

27

Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне. Творческая работа ( сочинение по опорным словам)

РУ

Познавательные УУД:

1

28

Формулирование обобщённого правила правописания проверяемых букв согласных в корне слова

РУ

-вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную;

  1

29

Повторение.

Обучающая проверочная работа №3

РУ

-пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;

1

30

Повторение.

Обучающая проверочная работа №3

ОУ

-извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; не сплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);

1

31

Контрольная работа №2

УК

перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);

1

32

Работа над ошибками.

РУ

-пользоваться словарями, справочниками;

-осуществлять анализ и синтез;

1

33

Правописание букв безударных гласных в корне слова. Подбор проверочных слов к словам с двумя безударными гласными в корне.

ОУ

Умение правильно писать слова с буквами безударных гласных в корне, графически обозначать орфограммы

-устанавливать причинно-следственные связи;

-строить рассуждения;

1

34

Безударные гласные в корне слова. (8 ч.)

Развитие умения видеть в словах орфограммы – буквы безударных гласных.

РУ

 Графически обозначать изученные орфограммы и условия их выбора ;находить и исправлять ошибки в словах с изученными орфограммами;

Коммуникативные УУД:

-оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;

1

35

Упражнения в написании слов с буквами безударных гласных в корне

.Свободный диктант.

РУ

Умение правильно писать слова с буквами безударных гласных в корне, графически обозначать орфограммы

-адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.

1

36

Упражнения в написании слов с буквами безударных гласных в корне

РР

-адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;

1

37

Повторение .Обучающая  

проверочная работа №4

РУ

-слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;

1

38

Сочинение по опорным словам

РУ

-договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

-задавать вопросы

1

39

Контрольный диктант

№3  

Безударные гласные в корне.

УК

1

40

Работа над ошибками

Уметь  правильно  списывать  слова,

предложения,  текст,  проверять  написанное;

писать под диктовку текст с изученными орфограммами и пунктограммами

-эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;

1

41

Знакомство с понятием «сложные слова»

УНО

Находить в предложении сложные слова путём выделения двух корней и соединительной буквы (о,е)

эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; 

1

42

Соединительные буквы  О и Е в сложных словах

ОНЗ

Осознать лексическое значение сложного слова, которое складывается из значения двух корней.,

-чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;

1

43

Сложные слова и их правописание (7 ч,)

Образование сложных слов

РУ

Умение разбирать по составу доступные слова; выделять два корня в сложных словах; умение находить сложные слова в тексте

-любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;

1

44

Сложные слова – имена существительные и имена прилагательные, их использование в речи для характеристики людей.

РУ

Использовать в речи и правильно писать сложные слова разных тематических групп,

в том числе характеризующих человека (внешность, характер)

-интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;

1

45

Употребление в речи и правописание сложных слов. Свободный диктант.

РР

Осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.

-интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;

1

46

Повторение . Проверочная работа №5.

РУ

-интерес к изучению языка;

1

47

Работа над ошибками.

РУ

Знать и находить в словах изученные орфограммы, составлять и писать самодиктанты

-осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.

1

48

Безударные гласные в приставках (3 ч.)

Приставка, её роль в слове. Различие приставок и предлогов. Развитие умения находить в словах приставки.

РУ

Мотивировать  слитное - раздельное  написание ( по –это приставка , так как…)

Различать приставки по- и па-, про- и пра-.

Личностные результаты: 

-эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;

1

49

Правописание букв безударных гласных в приставках

ОНЗ

Находить в словах корень, суффиксы, приставки, различать омонимичные приставки и предлоги.

-эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других.

1

50

Правописание букв безударных гласных в приставках

РУ

Умение образовывать слова с помощью суффиксов и приставок; подбирать однокоренные слова

-сочувствовать другим людям, сопереживать;

1

51

Приставка про- и пра-, по- и па-,их правописание

ОНЗ

Знать и находить в словах изученные орфограммы, составлять и писать самодиктанты.

-чувство прекрасного – умение чувствовать 

красоту и выразительность речи, 

1

52

 Удвоенная буква согласного на стыке приставки и корня

ОНЗ

Различать и правильно писать слова с удвоенной буквой согласного в корне.

1

53

Различение и правописание слов с удвоенной буквой согласного в корне и на стыке приставки и корня

РУ

Знать правила равописания слов с удвоенными согласными. Умение разбирать слова по составу

-любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;

1

54

Разделительный твёрдый и мягкий знак (6 ч.)

Звук [й'] и его обозначение на письме. Правила правописания разделительных ъ и ь

РУ

Видеть в словах орфограммы с  ь для обозначения мягкости,

 ь разделительным;

-интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;

1

55

Правописание слов с разделительными ъ и ь

РУ

Анализировать состав слова, осознанно выбирать разделительный ь или ь, исходя из состава слова и фонетических опознавательных признаков.

-интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;

1

56

Повторение. Обучающая проверочная работа N 6

РУ

Выделять в слове окончание и основу, действовать по алгоритму.

-интерес к изучению языка;

-осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.

1

57

Упражнения в правописании слов с разделительными

 ъ и ь. Свободный диктант

РУ

Участвовать в открытии нового знания о составе слова,

 работать в группе, участвовать в учебном диалоге, сотрудничать с одноклассниками

1

58

Контрольный диктант №4

УК

Писать под диктовку текст с изученными орфограммами  (объёмом 55–60 слов),

1

59

Пишу правильно

РУ

1

61

Окончание и основа слова. (4 ч.)

Понятие об окончании и основе слова

ОНЗ

  • Систематизировать знания о

составе слова в виде схемы, таблицы.

Участвовать в открытии нового знания о составе слова,

Регулятивные УУД:

-самостоятельно

 формулировать тему и цели урока;

1

61

Развитие умения находить в слове окончание

РУ

Находить в слове окончание и основу, составлять 

предложения из слов в начальной форме (ставить слова в нужную форму),

-составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;

1

62

Как найти в слове основу

РУ

-работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;

1

63

Развитие умения находить  окончание и основу

РУ

-в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять

 степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

1

64

Суффикс. (2Ч.)

Суффикс и его роль в слове

ОУ

Образовывать слова с помощью суффиксов и приставок; подбирать однокоренные слова, в том числе с чередующимися согласными в корне; разбирать по составу доступные слова; 

65

Развитие умения

ходить в слове суффикс.

Обобщение и систематизация знаний о частях слова

ОУ

Познавательные УУД:

-вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную;

1

66

Разбор по составу (4 ч.)

Составление слов по схемам. Порядок разбора слова по составу

РУ

Уметь образовывать слова с помощью суффиксов и приставок;  разбирать по составу доступные слова.

-пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;

1

67

Контрольное списывание №1

УК

Подбирать однокоренные слова, в том числе с чередующимися согласными в корне

-извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; не сплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);

1

68

Упражнения в разборе слов по составу

ОУ

Уметь образовывать слова с помощью суффиксов и приставок;  разбирать по составу доступные слова.

-перерабатывать

 и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);

1

69

Повторение. Обучающая проверочная работа № 7

РУ

\УК

пользоваться словарями, справочниками;

1

70

Части речи в русском языке.

Выделять в предложении самостоятельные и служебные части речи.

Составлять в группе обобщённую схему «Части речи», сопоставлять свой вариант с вариантом учебника.

-осуществлять анализ и синтез;

1

71

Имя существ. часть речи (2 ч.)

Определение имени существительного.

Открывать, участвуя в проблемном диалоге, признаки имени существительного как части речи.

-устанавливать причинно-следственные связи;

строить рассуждения

1

72

Роль имён существительных в речи. Творческая работа: составление текста.

  • Определять грамматические признаки имён существительных Определять начальную форму имени существительного.. Употреблять имена существительные в речи: выполнять творческую работу - составление текста-описания с помощью имён существительных.

Коммуникативные УУД:

-оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;

1

73

Имена  существительные  одушевлённые и неодушевлённые.(3 ч.)

Понятие об одушевлённых и неодушевлённых именах существительных

ОНЗ

Анализировать имена существительные: называть их грамматические признаки в определённой последовательности (выполнять морфологический разбор).

- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.

1

74

Имена существительные в речи

РУ

Образовывать с помощью суффиксов и употреблять в речи имена существительные (с уменьшительно-ласкательным значением и др.), осознавать значимость использования таких слов для успешного общения.

-адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.

1

75

Урок-обобщение. Что мы знаем об именах существительных

ОУ

Разбирать имена существительные ло составу, соотносить слово со схемой. Продуцировать связное высказывание на грамматическую тему («Что я знаю об именах существительных», «Опираясь на знания об именах существительных, я умею...»).

-слушать и слышать

 других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;

1

76

Имена существительные мужского, женского и среднего рода

ОНЗ

-договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

-задавать вопросы

77

Род имён существительных (2 ч.)

Род - постоянный признак имён существительных

ОНЗ

Распознавать имена существительные.

1

78

Окончания имён существительных мужского, женского и среднего рода

ОУ

Производить морфологи-ческий разбор этой части речи в объёме программы;

- Личностные результаты: 

-эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;

1

79

Число имён существительных. (4 ч.)

Изменение имён существительных по числам

ОНЗ

Разбирать имена существительные по составу, соотносить слово со схемой.

- эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;

1

80

Образование множественного числа имён существительных

РУ

Продуцировать связное высказывание на грамматическую тему («Что я знаю об именах существительных», «Опираясь на знания об именах существительных, я умею...»).

-чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;

1

81

Окончания имён существительных в единственном и во множественном числе

РУ

-любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;

1

82

Разбор имени существительного как часть речи.

ОУ

-интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;

1

83

Словообразование имён существительных. (8 ч.)

Образование имён существительных с уменьшительно-ласкательным значением

РУ

-интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;

1

84

Уменьшительно-ласкательные формы мужских и женских имён в русском языке

РУ

-интерес к изучению языка;

-осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.

1

85

Образование имён существительных от основ существительных и глаголов

РУ

1

86

Сочинение сказки с использованием имён существительных с разными суффиксами

РР

Владеть способами проверки букв гласных и согласных в корне; писать слова с непроверяемыми написаниями по программе; сложные слова с соединительной буквой о и е;

Регулятивные УУД:

-самостоятельно формулировать тему и цели уроков;

1

87

Разбор имён существительных по составу

РУ

-составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;

1

88

Обучающее изложение «Мурлыка

РР

Самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, ключевым словам;

-работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;

1

89

Работа над ошибками. Употребление имён существительных в речи.

РР

Видеть в  словах изученные орфограммы по их опознавательным признакам. 

-в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки  и определять степень успешности своей работы;

1

90

Повторение. Обучающая проверочная работа №8.

РУ

1

91

Понятие о местоимении. Личные местоимения

ОНЗ

Отличать местоимения от слов других частей речи. Заменять в тексте местоимения именами существительными и наоборот (элементы редактирования).

Познавательные УУД:

-вычитывать все виды текстовой информации;

1

92

                   Местоимение как часть речи. (7 ч.)

Местоимения 1, 2, 3-го лица. Правописание предлогов с местоимениями

РУ  

Писать предлоги с местоимениями раздельно. Осознавать роль личных местоимений в речи

-пользоваться разными видами чтения;

1

93

Разбор местоимения как части речи

ОУ

Группировать слова по частям речи.

Личностные УУД:

-умение осознавать и определять эмоции других людей;

1

94

Роль личных местоимений в речи. Обучающее сочинение

«О себе»

РУ

РР

.

Продуцировать текст с использованием местоимений (сочинение «О себе»).

- умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию речи;

1

95

Закрепление знаний о местоимении. Свободный диктант «Паучок»

РУ

-любовь и уважение к Родине, родному языку;

1

96

Повторение. Обучающая проверочная работа № 9

РУ

Графически обозначать изученные орфограммы и условия их выбора (без использования термина «условия выбора орфограммы»)

-интерес к письму, к созданию своих собственных текстов;

1

97

Повторение.  Работать над ошибками.

РУ

-осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.

1

98

Имя прилагательное как часть речи (4ч.)

Определение имени прилагательного

ОНЗ

Находить в тексте имена прилагательные по вопросу. Наблюдать за ролью имён прилагательных в речи.

1

99

Роль имён прилагательных в речи. Связь имён прилагательных с именами существительными

РУ

Группировать слова по частям речи.

Коммуникативные УУД:

-оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;

1

100

Роль имён прилагательных в речи

РУ

Выделять в предложении словосочетания прил.  сущ., ставить вопрос от имени существительного к имени прилагательному.

-адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;

1

101

Разбор имени прилагательного как части речи

РУ

  • Анализировать текст с  употреблением имён прилагательных

-владеть монологической и диалогической формами речи;

1

102

Окончания имён прилагательных в мужском, женском, среднем роде и во множественном числе

ОНЗ

Называть признаки имени прилагательного (морфологический разбор).

-высказывать и обосновывать свою точку зрения;

1

103

Как проверить правописание букв безударных гласных в окончаниях имён прилагательных

ОНЗ

-договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

1

104

Развитие умения писать буквы безударных гласных в окончаниях имён прилагательных. Знакомство с антонимами

ОНЗ

Продуцировать текст-описание по опорным словам. Проверять написание безударного окончания имени прилагательного с помощью вопроса.

-слушать и слышать других,  принимать иную точку зрения.

1

105

Закрепление правописания слов с изученными орфограммами.

ОУ

Разбирать по составу имена прилагательные

1

106

Разбор имён прилагательных по составу. (4 ч.)

Словообразование имён прилагательных.

Сочинение по опорным сочетаниям слов

РУ

Коммуникативные УУД:

1

107

Обучающая проверочная работа № 10

РУ

-оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;

1

108

Работа над ошибками.

Разбор имён прилагательных по составу

РУ

-адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;

1

109

Контрольный диктант № 5

Работа над ошибками.

УК

-владеть монологической и диалогической формами речи.

1

110

Работа над ошибками. Пишу правильно.а

РУ

-адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.

1

111

Глагол – часть речи. (4 ч.)

Определение глагола как части речи

ОУ

Наблюдать за ролью глаголов в речи.

Участвовать в проблемном диалоге, открывать новые знания о грамматических признаках глаголов.

-адекватно использовать  речевые средства для решения различных коммуникативных задач;

1

112

Изменение глаголов по временам

ОНЗ

- владеть монологической и диалогической формами речи.

1

113

Суффикс -л- в глаголах прошедшего времени. Изменение глаголов прошедшего времени по родам

ОНЗ

Выделять суффикс –л- в форме глагола прошедшего времени.

-слушать и слышать 

других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;

1

114

Изменение глаголов по числам.

РУ

Образовывать и употреблять в речи глаголы в различных формах времени.

договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

-задавать вопросы

1

115

Правописание  не  с глаголами. ( 2ч)

Употребление частицы не с глаголами. Правило правописания частицы не с глаголами

РУ

Определять изученные орфографические признаки глагола.

1

116

Развитие умения писать частицу не с глаголами.

Свободный диктант

РР

Определять изученные грамматические признаки глагола.

1

117

Понятие о неопределённой форме глагола

ОНЗ

Накапливать опыт употребления в речи различных глагольных форм.

Регулятивные УУД:

-самостоятельно  формулировать тему и цели урока;

1

118

Контрольное жение № 1

изложение.

РР

- составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;

1

119

Работа над ошибками

РУ

-работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;

1

120

Неопределённая форма глагола. Правописание ь в глаголах неопределённой формы

РУ

Совместно составлять алгоритм разбора глагола как часть речи.

- в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы

1

121

Образование форм времени от неопределённой формы глагола

РУ

Графически обозначать изученные орфограммы .

1

122

Контрольный диктант №6

КЗ

1

123

Работа над ошибками.

РУ

Находить и исправлять ошибки в словах с изученными орфограммами;

Познавательные УУД:

вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную;

1

124

Разбор глагола как части речи

РУ

-пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;

1

125

Повторение. Обучающая проверочная работа №11.

КЗ

Составлять предложения из слов в начальной форме (ставить слова в нужную форму),

-извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; не сплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);

1

126

Работа над ошибками.

РУ

-перерабатывать и  преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);

1

127

   Наречие (2ч)

Понятие о наречии как части речи

ОНЗ

-пользоваться словарями, справочниками;

1

128

Понятие о наречии как части речи

РУ

-осуществлять анализ и синтез;

1

129

Виды предл. по цели высказывания

Виды предложений по цели высказывания

ОНЗ

Различать виды предложений по цели высказывания.

-устанавливать причинно-следственные связи;

-строить рассуждения;

1

130

Интонация в предложениях, различных по цели высказывания. Логическое ударение

РУ

Произносить с соответствующей интонацией предложения повеств;вопросит;побудительные, воскл, невосклицательные.

1

131

Восклицательные и невосклицательные  предложения

РУ

Накапливать опыт постановки логических ударений.

1

132

                       Главные и второстепенные члены предложения (6ч.)

Грамматическая основа предложения. Подлежащее и сказуемое

ОНЗ

Различать слово, словосочетание и предложние.

Коммуникативные УУД:

-оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;

1

133

Развитие умения находить в предложении подлежащее и сказуемое

РУ

Находить в предложении грамматическую основу, обозначать её графически.

- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;

1

134

Понятие о второстепенных членах предложения

ОНЗ

Различать грамматическую основу и второстепенные члены предложения.

- владеть монологической и диалогической формами речи.

1

135

Составление схем предложений и предложений по схемам

РУ

Устанавливать грамматические связи в словосочетании с помощью вопросов.

адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;

1

136

Предложения распространённые и нераспространённые

РУ

Разделять непунктированный текст на предложения.

-владеть монологической и диалогической формами речи.

1

137

Разбор предложений. Контрольный словарный диктант

ОУ

Оценивать правильность работы

-слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения.

1

138

Однородные подлежащее и сказуемое.

ОНЗ

Распространять и сокращать предложения до основы, сравнивать смысл.

-договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

-задавать вопросы

1

139

                           Предложения с однородными членами (8ч.)

Упражнение в нахождении однородных членов предложения и их графическом обозначении.

РУ

Находить однородные члены в простом предложении с двумя главными.

1

140

Роль знаков препинания в письменной речи. Запятая в предложениях с однородными членами.

РУ

Объяснять постановку знаков препинания.

1

141

Развитие умения ставить запятую в предложениях с однородными членами

РУ

Конструировать предложения с однородными членами.

1

142

Главные и второстепенные однородные члены предложения. Определение однородных членов предложения

РУ

  • Накапливать опыт постановки запятой и употребления в речи сложных предложений из двух частей с бессоюзной связью.

1

143

Запятая в предложениях с однородными членами (урок-практикум)

РУ

Уметь разбирать предложения по членам, выделять подлежащее и сказуемое, ставить вопросы к второстепенным членам,

1

144

Контрольный диктант №7

УК

проверять написанное; писать под диктовку текст с изученными орфограммами и пунктограммами (объёмом 55–60 слов), ,

1

145

Работа над ошибками. Пишу правильно.

РУ

Определять вид предложения по цели высказывания и интонации

1

146

                      Простое и сложное предложение .( 9ч.)

Понятие о простом и сложном предложениях

ОНЗ

147

Запятая в сложном предложении без союзов. Схема сложного предложения

РУ

148

Развитие умения различать сложные предложения и простые предложения с однородными членами и ставить в них запятые

РУ

Правильно произносить предложения с восклицательной и невосклицательной интонацией, с интонацией перечисления;

149

Запятая в простом предложении с однородными членами и в сложном предложении. Свободный диктант

РУ

РР

Видеть в предложении однородные члены, ставить запятую в предложениях с однородными членами (без союзов, c одиночным союзом и);

150

Разбор простого и сложного предложений

ОУ

Составлять предложения с однородными членами, употреблять их в речи;

151

Повторение. Обучающая проверочная работа № 12

РУ

152

Анализ проверочной работы по теме

« Предложение»

РУ

Осознавать важность орфографически грамотного письма и роль знаков препинания в письменном общении;

153

Закрепление по теме «Предложение». Запятая в сложном и простом предложении с однородными членами предложениями.

РУ

1

154

Контрольное списывание №3

КЗ

1

155

Повторение знаний о предложении, тексте, частях речи.

РУ

-выделять из предложения сочетания слов, связанных между собой

Регулятивные УУД:

-самостоятельно

 формулировать тему и цели урока;

1

156

Повторение изученных орфограмм и состава слова

РУ

- составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;

1

157

Контрольный диктант №8

КЗ

- работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;

1

158

.Работа над ошибками.

 «Пиши правильно»

РУ

-в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять  степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

1

159

  Повторение.

Чередование согласных звуков в корне.

1

160

Повторение.

Орфография. Буквы непроизносимых согласных в корне.

РУ

Познавательные УУД:

-вычитывать все виды текстовой информации:

1

161

Повторение. Орфография. Буквы безударных гласных в корне.

РУ

 фактуальную, подтекстовую, концептуальную;

1

162

Итоговая контрольная работа.

КЗ

-пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;

1

163

Работа над ошибками.

Пишу правильно.

РУ

-извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; не сплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);

1

164-165

Повторение изученного Виды предложения по цели высказывания. Повторение изученных орфограмм.

РУ

-перерабатывать

 и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);

1

166-167

Повторение.

Главные и второстепенные члены предложения. Повторение изученных орфограмм.

РУ

-пользоваться словарями, справочниками;

-осуществлять анализ и синтез;

1

168

Простые и сложные предложения.

РУ

-устанавливать причинно-следственные связи;

-строить рассуждения;

1

169-170

Обучающее сочинение «Здравствуй, лето»

РУ

2

VIII. Материально-техническое обеспечение образовательного процесса, осуществляемого по курсу «Русский язык»

Для реализации цели и задач обучения русскому языку по данной программе используется УМК по русскому языку издательства «Баласс».

Обучение русскому языку обеспечивается учебниками и пособиями:

  • Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В. Пронина «Руский язык». Учебники. 2, 3, 4-й классы;
  • Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, Л.А. Фролова «Орфографическая тетрадь по русскому языку», 2-й класс;
  • Л.Ю. Комиссарова «Дидактический материал» к учебникам «Русский язык» для 2, 3, 4-го классов;
  • Е.В. Бунеева «Проверочные и контрольные работы по русскому языку» (вар. 1 и 2) для 2, 3, 4-го классов;
  • Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева (составители) «Слова с непроверяемыми написаниями». Пособие в виде карточек к учебникам «Русский язык» для 1–4-го классов;
  • М.А. Яковлева «Тетрадь по чистописанию» для 2, 3, 4-го классов;
  • Е.В. Бунеева, Л.Ю. Комиссарова, М.А. Яковлева. «Русский язык», 1–2 классы. Методические рекомендации для учителя.
  • Е.В. Бунеева, М.А. Яковлева. «Русский язык», 3 класс. Методические рекомендации для учителя.
  • Е.В. Бунеева, М.А. Яковлева. «Русский язык», 4 класс. Методические рекомендации для учителя.

К техническим средствам обучения, которые могут эффективно использоваться на уроках русского языка, относятся:

  • DVD-плеер, (видеомагнитофон), телевизор;
  • компьютеры.

Приведём примеры работ при использовании компьютера:

  • орфографический и пунктуационный тренинг;
  • редактирование (взаиморедактирование);
  • создание текста, его коллективное обсуждение;
  • создание мультимедийных презентаций (текстов с рисунками, фотографиями и т.д.), в том числе для представления результатов проектной деятельности.

При использовании компьютера учащиеся применяют полученные на уроках информатики инструментальные знания (например, умения работать с текстовыми, графическами редакторами и т.д.), тем самым у них формируется готовность и привычка к практическому применению новых информационных технологий.

Технические средства на уроках русского языка широко привлекаются также при создании классных газет и журналов (компьютер).

Наверх


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по русскому языку составлена на основе авторской программы «Русский язык», 2 класс, авторы Л.Я.Желтовская, Т.М.Андрианова, В.Л. Илюхина – М.: «АСТ» и «Астрель», 2011.

    Рабочая программа по русскому языку составлена на основе авторской программы «Русский язык», 2 класс, авторы Л.Я.Желтовская, Т.М.Андрианова, В.Л. Илюхина – М.: «АСТ» и  ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ Класс 1 Б

В системе предметов общеобразовательной школы курс «Русский язык» реализует познавательную и социокультурную цель.Познавательная цель предполагает ознакомление учащихся с основными положениями науки о...

Рабочая программа по русскому языку На основе авторской программы М.С.Соловейчик, Н. С.Кузьменко ( к курсу Русский язык для 1-4 классов общеобразовательных учреждений, 2-е изд. Смоленск: Ассоциация ХХ/ век, 2011 год.) (УМК «Гармония»)для 2 класса

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА     Рабочая программа по русскому языку  разработана в  соответствии   с программой к курсу  « Русский язык» для 1-4 классов общеобра...

Рабочая программа по русскому языку (4 класс) на тему: "Рабочая программа по русскому языку 4 коррекционный класс (8 вида).

   Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...

Рабочая программа по русскому языку (3 класс) на тему: "Рабочая программа по русскому языку 3 коррекционный класс (8 вида).

Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издание - М.: Просвещение...

Рабочая программа по русскому языку. Класс: 3

Рабочая программа по русскому языку. Класс: 3 «А»...