Разработка урока русского языка 3 класс "Правописание удвоенных согласных на стыке корня и суффикса"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме
Урок открытия нового знания по указанной теме проведён в 3 классе по системе развивающего обучения Л.В. Занкова с использованием компьютерных технологий. Урок разработан в соответствии с ФГОС, направлен на реализацию системно-деятельностного подхода в обучении младших школьников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_v_sbornik_basarab_s.n._gimnaziya_no12_s_literaturoy.doc | 227.5 КБ |
Предварительный просмотр:
РАЗРАБОТКА УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИКТ «ПРАВОПИСАНИЕ УДВОЕННЫХ СОГЛАСНЫХ НА СТЫКЕ КОРНЯ И СУФФИКСА»
Бассараб С.Н.
МБОУ «Гимназия №12» г. Белгорода
Урок открытия нового знания по указанной теме проведён в 3 классе по системе развивающего обучения Л.В. Занкова с использованием компьютерных технологий. Урок разработан в соответствии с ФГОС, направлен на реализацию системно-деятельностного подхода в обучении младших школьников. Предлагаемый урок с использованием ИКТ не только расширяет полученные знания, но и в большей степени повышает интеллектуальный потенциал учащихся.
Цель урока: содействовать формированию умения находить и писать орфограмму «удвоенная согласная на стыке суффикса и корня».
Задачи:
- Формировать умения учащихся находить в словах орфограмму « удвоенные согласные» и грамотно писать слова с этой орфограммой на примере словообразовательного анализа слов с основой на -Н и с суффиксом -НИК---НИЦ -Н
- Содействовать развитию умения учащихся разбирать слова по составу
- Расширить словарный запас слов с удвоенными согласными
- Способствовать воспитанию здорового образа жизни
УУД:
предметные | личностные | регулятивные | коммуникативные |
умение находить орфограммы в указанных словах, разбирать слова по составу | формирование внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к занятиям русским языком, к школе | умение принимать и сохранять учебную задачу в течение урока, развитие умения целеполагания, анализа информации | умение принимать роль в учебном сотрудничестве с одноклассниками и учителем |
Оборудование: учебник, листы самооценки, индивидуальные схемы состава слов, раздаточные картинки, задания для работы в группах, составляющие «Алгоритма»для групп, электронная энциклопедия, мультимедийный учебник «Уроки Кирилла и Мефодия», мультимедийная презентация.
1. Мотивация к учебной деятельности
- Девиз урока: ВСЁ РАЗВЕДАТЬ, ВСЁ УЗНАТЬ,
СВОИХ ОШИБОК НЕ СКРЫВАТЬ! (Слайд 1)
Вы согласны с этими словами? Сегодня на уроке мы с вами попытаемся открыть ещё одну маленькую тайну русского языка.
Чистописание: пп рр нн сс бб лл гг
-Что это написано на доске? (Согласные буквы) Какое задание вы можете предложить? (Разделить на группы)
(- На звонкие и глухие, парные и непарные) -Лишнее? (гг). Как можно сказать, одним словом все эти согласные? (Двойные согласные)
Тема урока: Слова с двойными согласными ( появляется на доске)
Ребята, вы оценивать свою работу будете сами на отдельных листах по 3 бальной системе, ФИКСИРУЯ свои ошибки в отдельную колонку. (Слайд 2)
2. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии Игра «Плюс, минус» (Слайд №3 ) 1. Корень - часть слова, без которой слово не может существовать?. (да) 2.Чтобы найти корень, нужно подобрать родственные слова (да) 3. Суффикс служит для связи слов в предложении (нет) 4. Верно, выполнен перенос слов: рас-свет, то-нна, грам-м (нет) 5.Удвоенная согласная может быть только в корне (нет)Обсуждение.Сверка с эталоном на экране. Самооценка.-Соберите предложение, вставьте пропущенные буквы. Обсудите варианты в паре: иммунитет падиржи - вот наш ценый совет
Поддержи иммунитет - вот наш ценный совет. Что такое иммунитет? Поиск определения в толковом словаре. В написании какого слове вы испытали большее затруднение? (ценный)
3.Постановка цели и задач урока. Так над чем вы хотели бы поработать сегодня? Попробуйте сформулировать тему нашего урока (тема урока появляется на доске). Тема урока: Слова с двойными согласными на стыке корня и суффикса- А какие цели мы должны перед собой поставить? (Учиться писать слова с двойными согласными на стыке корня и суффикса слова)- Что нужно уметь хорошо делать для написания слов с удвоенной согласной. Хорошо уметь разбирать слова по составу. Сформулируйте вывод. Мы его поместим в корзину мыслей (на доске) Вывод 1: Знать состав слова.
- Давайте вспомним, как нужно разобрать слово по составу? ФИЗМИНУТКА. ( Карточки с частями слова развешены по классу)Найдите глазками окончание, основу, корень, приставку, суффикс.
4. Выявление места и причины затруднения Следующее задание «Мы - исследователи» (Слайд 4)Даны слова. Какое задание можете предложить? ( Разделить на группы.) Как вы думаете, по какому признаку можно это сделать? ( В первый столбик – слова с одной буквой –Н, а во второй – с двумя буквами –НН). Сильный синий барабанный лунный дальний сменный
5. Построение проекта выхода из затруднения Какую цель ставим перед собой? (Узнать, почему одни прилагательные пишутся с одной буквой –Н, а другие с двумя буквами –НН. Повторим правила работы в группе ) Обсудите в группах составление алгоритма: как написать правильно слово с двойной согласной.
Сбор алгоритма в группах (4-ках) в виде лимона, мяча, солнце, улыбки.) Чем связаны слово иммунитет и эти предметы?
Вывод 2 :Знать алгоритм.
Если корень оканчивается на букву Н, суффикс начинается на букву Н, то пишется две буквы Н.
Запиши слово с транскрипцией. [бл’иный’э] БЛИННЫЕ [старон’ица] СТОРОННИЦА
Вывод 3: На месте удвоенной согласной мы слышим долгий звук
6. Первичное закрепление во внешней речи в парах. Работа с учебником.
Образуйте от основ данных слов при помощи суффикса НИК однокоренные существительные.Проговорите написание слова по алгоритму друг другу. Взаимопрверка Выделяем окончание и основу слова
Малина – малинник Осина – осинник Двор – дворник Цветы – цветник.
малин/ + -ник- + □ = малин/ник/ осин + ник=осинник
Далее дети объясняют (с помощью электронной энциклопедии), что означают другие слова: конник, сторонник,сонник.) Оценка товарища.
7. Физминутка: «Слова в движении»» Эмма, Инна, Алла, класс, телеграмма и рассказ, русский, касса, масса, тонна, пассажир, шоссе, колонна.
8. Индивидуальная работа с учебником :упражнение №158.
Вставить пропущенные суффиксы. Самооценка (Слайд 5).С помощью каких суффиксов образованы слова с двойными согласными? (ник, н, енн)
Вывод 4: Слова с двойными согласными имеют суффиксы н, ник, енн, ниц
9. Самостоятельная работа с самопроверкой по образцу РАБОТА ПО КАРТОЧКАМ (Слайд 7) РАЗНОУРОВНЕВЫЕ ЗАДАНИЯ Выписать слова с пропущенными буквами, поставив в начальную форму. Разобрать по составу.
1,2 группа: Нам здоровья не купить, | Против грипп..а нам полезна всегда витамин..ая еда. Кон. ый спорт, хо..кей, ба..сейн- я сторон. ик таких идей. |
У здоровья есть враги, | 3,4 группа: Работа с предметными карточками - раздаточным материалом |
10. Включение в систему знаний и повторение 1) Игра «Без слов»: Учитель произносит слова с двойными согласными в корне, на стыке приставки, суффикса, а учащиеся с помощью индивидуальных карточек показывают ту часть слова, в которой имеется орфограмма 2) Написать текст без ошибок, обозначить корень:1 вариант Ра(н,нн)ее (о,а)се(н,нн)ее утро. Уже р(о,а)(сс,с)вело. Гл(е,и,я)жу сквозь (о,а)ко(н,нн)ое ст(и,е)кло в тума(н,нн)ую дал(ь). 2 вариант Я з(о,а)ву с собой без(з))заботную с(о)баку (С,с)трелку. Мы идём в с(а,о)с(н,нн)овую рощ(у,ю). Мы любим утре(нн)ие крос(с)ы. Проверка (Слайд 8)
11. Рефлексия учебной деятельности. Анализ своих ошибок, подсчёт баллов.
12. Домашнее дифференцированное задание. Сочинить рассказ о спорте с использованием слов с двойными согласными или написать 10 слов с суффиксами н, ник, ниц, разобрать их по составу.
Список использованных источников:
1. Полякова, А. В. Русский язык. Учебник для 3 класса в 2-х частях. – М.: Просвещение, 2010.
2. Полякова, А. В. Творческие учебные задания по русскому языку – М.: Просвещение, 2008
3. Мультимедийный учебник «Уроки Кирилла и Мефодия. Русский язык 3 класс»
АЛГОРИТМ
- Выдели корень
- Выдели суффикс
- Сравни согласные буквы корня и суффикса
- Сделай вывод.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока русского языка по теме6 "Безударные гласные в корне слова"
Данный конспект урока включает в себя не только информацию о этапах и содержании учебного материала, но и показывает натрадиционные формы работы на уроке, работу с использованием здоровьесберега...
Презентация урока русского языка 3 класс "Правописание удвоенных согласных на стыке корня и суффикса"
Программа А.В.Поляковой 3 класс. Урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС, включает различные виды работы: в группах, парах, индивидуально, предполагает ведение листа самооценки с фиксацией ...
Методическая разработка урока русского языка в 4 классе на тему "Написание безударных суффиксов глагола в форме прошедшего времени"
Методический материал опубликован в региональном сборнике статей "Учитель - учителю. Из опыта работы учителей начальных классов Белгородской области" в соавторстве с учителем начальных классов Л.А. Фу...
Правописание удвоенных согласных на стыке корня и суффикса.
Конспект урока русского языка 3 класс....
Технологическая карта открытого урока русского языка "Правописание удвоенных согласных", 2 класс, УМК "Планета Знаний"
Образовательная цель данного урока: Формирование языковой культуры. Развитие теретического мышления второклассников на основе осмысления правил правописания удвоенных согласных в корне слова.Урок разр...
Урок русского языка. Тема: Непроизносимые согласные. Орфограмма в корне слова. 2 класс УМК "Перспектива"
Урок русского языкаТема: Непроизносимые согласные. Орфограмма в корне слова.2 классУМК "Перспектива"...
Урок русского языка "Правописание удвоенных согласных"
Урок русского языка "Правописание удвоенных согласных" направлен на закрепление изученной темы...
Комментарии
Данный урок с использованием
Данный урок с использованием ИКТ не только расширяет полученные знания, но и в большей степени повышает интеллектуальный потенциал учащихся.