Методическая разработка урока по русскому языку для 3 класса «Состав слова (закрепление)»
методическая разработка по русскому языку (3 класс) на тему
Данная методическая разработка урока содержит конспект урока , в котором используются следующие методы обучения: наглядный, словесный, исследовательский, проблемно-поисковый, а также презентацию к уроку.
Я надеюсь, что данная разработка будет полезна моим коллегам.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
russkiy_yazyk_3klass.doc | 57.5 КБ |
prezentatsiya_uroka.pptx | 915.72 КБ |
Предварительный просмотр:
Русский язык 3 класс
Тема: Состав слова (закрепление)
Цели: Обучающий аспект
Систематизировать и обобщить знания и умения по теме: «Состав слова», оценить их, выявить пробелы для дальнейшей работы по самокоррекции, закрепить навыки разбора слова по составу.
Развивающий аспект:
Развивать самостоятельные навыки учащихся; письменную речь, умения применять правила на письме; развивать орфографическую зоркость, внимание, память, способствовать развитию речи, делать выводы, анализировать.
Воспитательный аспект:
Воспитывать культуру межличностных отношений, культуру поведения на уроке, соблюдение гигиенических норм; прививать внимание, аккуратность.
Задачи: Систематизировать представления учащихся о понятиях корень, приставка, суффикс, окончание, основа, однокоренные слова.
Оборудование: Мультимедийное устройство, ноутбук, проектор, картинки, учебник.
- Мотивационный этап
- Начинается урок
Он пойдёт ребятам впрок
Чётко, смело говорим
И тихонечко сидим
Постарайтесь всё понять
Ответы полные давать
Чтоб за работу получать
Только лишь отметку пять!
- Сегодня у нас необычный урок. У вас будет возможность показать как вы научились решать орфографические задачи и будет возможность применять свои знания на практике.
Будьте терпеливы и доброжелательны друг к другу. Определите для себя учебную цель и задачи.
Сегодня у нас гости. Вот этот мячик тоже гость.
Мой весёлый звонкий мяч!
Ты куда помчался вскачь?
Мой мячик покатился под первое задание.
- Орфографическая разминка 1 слайд
Первое задание. Прочитайте про себя. Догадайтесь, какие буквы пропущены в этих словах?
м.чи - …, г.лы - ….
(в этих словах пропущены безударные гласные)
- О чём надо помнить, чтобы правильно написать слова с безударной гласной в корне?
(надо изменить слово так, чтобы безударный гласный стоял под ударением)
- Вспомните алгоритм 2 слайд
(один – много, много – один, назови ласково, найди корень подбери другую часть речи)
- Запишите слова, рядом напишите проверочные слова.
Проверка: мячи – мяч, голы – гол. 3 слайд
Мой мячик катится дальше и подкатился под второе задание урока.
4 слайд
- Что вам напоминает изображённое на доске?
(веточка мимозы, рассыпанные бусы, камешки на берегу моря и т.д.)
- Я очень довольна вашими ответами. У вас отличное воображение и много фантазии. А мне, кажется, «рассыпалась буква». Догадайтесь, какая?
(Буква Ф)
- Молодцы! А сколько звуков она обозначает?
(Два звука {ф}, {фь})
- Запишите букву в тетрадь.
- Ребята, а как называется человек с богатым воображением и фантазией?
(Фантазёр) 5 слайд
- Допишите строчку словом фантазёр
- А теперь назовите слова, содержащие звуки [ф] [фь]
(зефир, шофёр, фикус, фея, портфель, фотография, фокус, телефон, асфальт и т.д.
- Молодцы! Вы назвали много слов.
- А знаете ли вы, что почти все слова, содержащие звуки [ф] [фь], это нерусские слова, а слова «пришельцы), пришедшие к нам из других языков. Например, слово футбол пришло к нам из английского языка.
(игра в мяч двумя ногами)
Эта буква будет сегодня хозяйничать во многих словах.
Мой мячик покатился дальше и остановился около букв: Р,С, М, Л, О, С, Ц, Т, А, Н, В - на доске
- Мысленно уберите непарные согласные и прочитайте главное слово нашего урока – СОСТАВ –
Это слово имеет несколько значений. Попробуйте назвать значения этого слова
(состав вещества, офицерский состав, состав команды, грузовой состав, пассажирский, количество чего – либо, входящего в целое (состав числа 12)
- Мы на уроке русского языка. Состав чего нас будет интересовать? (только состав слова)
- Значит какая тема урока? А какая цель у нас?
Для реализации цели начнём работать. 6 слайд
- Систематизация знаний
- Сегодня на уроке будем говорить о составе слова, постараемся систематизировать имеющиеся знания о составе слова, закрепим их.
- О каких частях слова мы говорим?
(о корне, суффиксе, приставке, окончании) (стихи и правила)
- Давайте послушаем ребят.
1. Корень в домике живет,
Главный смысл в себе несет
Как и все его родные
Слова однокоренные.
2. Перед корнем есть приставка,
Слитно пишется она
Ведь при помощи приставки
Образуются слова.
3. У любого слова в речи есть
Окончание и основа
Окончание меняет форму слова,
Помогает в предложении ему встать,
Чтобы смысл нам понять.
Если звука мы не слышим,
Если букву мы не пишем,
То окончание немое,
То есть просто нулевое.
Окончание отделяем –
Основу – домик получаем
4. За корнем суффикс проживает
Он уменьшает и ласкает
Специальность скажет нам
Деток назовет зверям 7 слайд
- А теперь давайте составим лицо грамматического человечка. Перед тем, как лицо этого человечка «примет» выражение проведем игру «Бeй ответом как мячом, прямо в цель».
- Я буду отмечать мячиками правильные ответы на доске
- Итак, внимание, слушаем вопросы:
1. Что такое основа слова?
2. Что называется корнем слова?
3. Какие слова называются однокоренными?
4. Что такое суффикс?
5. Что такое приставка?
6. Что такое окончание?
- Из ваших ответов получаем лицо грамматического человечка. Он получился немного грустным, но он весело улыбнется в конце урока, потому что мы обязательно справимся со всеми заданиями, на которые будет указывать мяч. 8 слайд
- Посмотрите на доску. Будем работать с предложениями.
1. ф.т..л – п.п.л.рн.. .гр.. 9 слайд
2. чалНася ныйбольфут сезон
3. юные, готовятся, к, футболисты, матч
- Прочитайте первое предложение. Чего не хватает?
(гласных)
- Сколько слов в этом предложении? Попробуйте прочитать. Второе слово – популярное. Подберите близкие по значению слова
(известная, любимая) 10 слайд
Проговорите орфографически и запишите 1предложение.
Пишем красиво, чисто.
- Во 2 предложении работаем со словами – «перевертышами»
Какое из них нельзя так назвать? (сезон) 11 слайд
На каком месте в предложении оно стоит?
Знаете ли вы, что означает это слово?
Сезон – время года, когда проводятся соревнования среди футбольных команд.
Запишите его.
- Можно ли сказать, что под цифрой 3 предложение?
(это набор слов) 12 слайд
- Предложение выражает законченную мысль. Чтобы получилось предложение надо все слова связать грамматически. Запишите его самостоятельно. Выделите орфограммы.
- А теперь пришла пора отдохнуть.
Глазки, пальчики устали
Мы их двигаться заставим!
(побросайте друг другу воображаемые мячики, старайтесь каждый раз его поймать)
13 слайд
- А сейчас внимание. Мячик предлагает вам провести игру в футбол.
Если штангой сделать г
Если штангой сделать л
И забить в ворота о
Будет… гол!
- Давайте найдём родственные слова
футбол, футболист, футбольный 14 слайд
- Разберите слова по составу. Лицо грамматического человечка поможет вам выполнить эту работу.
Вспомните алгоритм. 15 слайд
Изменю слово – найду изменяемую часть – выделю окончание -
выделю основу – подберу родственное слово – найду общую часть – выделю корень – найду приставку – найду суффикс
Проверка. 16 слайд
- Познавательная игра
Давайте отдохнём и поиграем. Игра заключается в том, что вам необходимо отгадать загадки и шарады.
1.Шарады. Прочитайте, составьте слово, а затем разберите его по составу.
Корень тот же, что и в слове сказка,
Суффикс тот же, что и в слове извозчик,
Приставка та же, что и в слове расход
Рассказчик 17 слайд
Корень мой находится в цене
В очерке найди приставку мне
Суффикс мой в тетрадке все встречаем
Вся же – в дневнике я и в журнале.
Оценка 18 слайд
2. Загадки
Золотое решето чёрных домиков полно
Сколько чёрненьких домков
Столько беленьких жильцов
Подсолнечник 19 слайд
Вот по кругу друг за дружкой
Ходят дружно две подружки
Не толкаясь, не мешая
Быстро движется большая
Стрелки 20 слайд
Покружилась звёздочка в воздухе немножко
Села и растаяла на моей ладошке
Снежинка 21 слайд
Вы хорошо справились с заданиями, а теперь послушаем сказку, которую я сочинила сама. Называется она «Неразлучные друзья».
Какое слово получилось? Кто догадался?
Нагрузка 22 слайд
Да, у футболистов во время игры большая нагрузка: надо не только бегать, прыгать, забивать голы, но и думать. Они сильно устают. Мы тоже устаём, но пришло время проанализировать свои знания и оценивать их.
В листке самооценки прочитайте критерии, по которым вы будете оценивать свои знания. Оцените их и вставьте в колонку «самооценка». А для того, чтобы оценила их я, возьмите рабочий лист и выполните задания.
Со всеми заданиями, на которые указывал наш мячик – наш друг и весёлый путешественник, вы справились. 23 слайд
Посмотрите: доволен грамматический человечек. Он весело улыбается, радуясь вместе с нами. Вы сегодня хорошо работали. Проанализируйте свою деятельность на уроке. Достигли ли вы своей цели? Какие цели ставили?
- Рефлексия
- Какое задание было трудным?
- Посмотрите, на доске круги-мячики.
красн. - все получилось отлично
желт. – все получилось хорошо
синий – не все получилось так, как хотелось
зелен. – только часть заданий получилась 24 слайд
- Выберете тот кружок-мячик, который, вы считаете, вам подходит.
- А вот так я оценила вашу работу 25 слайд
- Пришла пора прощаться с нашим мячиком.
Д/з. Попробуйте дома дописать стихотворение:
«Убежал мой мяч…
Догони его! Не плачь!» 26 слайд
- Несколько слов из своего стихотворения разберите по составу
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
М ч и – … , л ы – … г
Алгоритм Один – много, много – один, назови ласково, найди корень, подбери другую часть речи.
Мячи – мяч, голы – гол.
Фантазёр
Состав слова
СОСТАВ СЛОВА
СОСТАВ СЛОВА
1. Ф. т.. л - п. п. л. р н.. . .гр. . Футбол - популярная игра. 2. чалНася ныйбольфут сезон. Начался футбольный сезон. 3. юные, готовятся, к, футболисты, матчу. Юные футболисты готовятся к матчу.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
Футбол Футболисты Футбольный
Алгоритм Изменю слово , найду изменяемую часть, выделю окончание . Выделю основу, подберу однокоренные слова , найду общую часть . Выделю корень , найду приставку, найду суффикс.
Корень тот же, что и в слове сказка , Суффикс тот же, что и в слове извозчик , Приставка та же, что и в слове расход .
Рассказчик
Корень мой находится в цене , В очерке найди приставку мне, Суффикс мой в тетрадке вы встречали. Вся же в дневнике я и в журнале .
ОЦЕНКА
Золотое решето чёрных домиков полно: Сколько чёрненьких домков, Столько беленьких жильцов. Подсолнечник
Вот по кругу друг за дружкой ходят дружно две подружки. Не толкаясь, не мешая, быстро движется большая. Стрелки
Покружилась звёздочка в воздухе немножко, Села и растаяла на моей ладошке. Снежинка
НАГРУЗКА
СОСТАВ СЛОВА
Домашнее задание Убежал мой мяч… Догони его! Не плачь! Несколько слов из своего стихотворения разбери по составу
Я справился отлично Я справился хорошо Мне ещё надо работать Мне нужна помощь
5
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка 4 класс "Состав слова.Однокоренные слова"
Конспект урока по русскому языку с презентацией...
Учебно-методический комплект по русскому языку на тему "Состав слова. Как собрать и разобрать слово"
Предмет: русский языкКласс: 2Тема урока: состав слова: как собрать и разобрать словоЦели урока: дать общее представление о морфемном составе слова, о единообразном написании морфемПланируемые результа...
Русский язык 4 класс. Состав слова. Распознавание значимых частей слова.
Закрепление материала. Состав слова. Распознавание значимых частей слова. 4 класс. ФГОС...
Конспект урока русский язык по теме "Состав слова. Закрепление"
Представлен конспект урока для 4 класса по УМК "Перспектива"...
Урок русского языка 3 класс. "Состав слова. Закрепление знаний и умений"
Урок русского языка 3 класс "Состав слова. Закрепление знаний и умений".Цель урока: Совершенствовать знания об однокоренных словах и значимых частях слова....
Технологическая карта урока русского языка на тему "Состав слова.Закрепление"
Технологическая карта урока русского языка на тему "Состав слова.Закрепление" для ученика индивидуального обучения с ОВЗ...
Урок русского языка по теме "Состав слова. закрепление" 2 класс УМК "Школа России"
Урок русского языка по теме "Состав слова. закрепление" 2 класс УМК "Школа России"...