Технологическая карта урока русского языка на тему "Состав слова.Закрепление"
учебно-методический материал по русскому языку (3 класс)
Технологическая карта урока русского языка на тему "Состав слова.Закрепление" для ученика индивидуального обучения с ОВЗ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 30.59 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта к уроку русского языка по теме «Состав слова». Закрепление
Класс: 3 класс
Программа: Школа России.
Предмет: русский язык
Тема: Состав слова. Закрепление.
Цель: 1) формирование умения разбирать на основе алгоритма слова по составу;
2) повторение понятий “окончание”, “основа” слова, “корень”, “приставка”, “суффикс”;
3) тренинг по определению частей слова.
Для ученика индивидуального обучения с ОВЗ ( дается краткая характеристика: инвалидность, диагноз, на что обратить внимание)
Методическая информация | |
Тип урока | Систематизации и обобщения знаний и умений. |
Базовая технология | Проблемно-диалогическая |
Межпредметные связи | Русский язык Литературное чтение Окружающий мир |
Формы работы | Фронтальная Работа в парах. Индивидуальная |
Цели урока | Обобщить знания уч-ся о частях слова (морфемах) |
Задачи урока |
|
Ресурсы | Учебник «Русский язык», ч. 1, авторы В.П.Канакина, В.Г.Горецкий ПК, проектор, презентация, раздаточный материал, учебник «Русский язык» (В.П. Канакина, В.Г. Горецкий |
Подробное объяснение места медиа-, мультимедиа компонента в структуре и содержании урока и пояснения по методике их использования в образовательном процессе. | Данный урок разработан с учетом уровня обученности учащегося, требований стандарта второго поколения. Использование ИКТ на уроке целесообразно для повышения мотивации учащихся через создание "ситуации успеха». Использование мультимедийного оборудования и интерактивной доски позволяет расширить рамки учебника, продуктивно организовать работу и проверку заданий, выполненных учащимися. |
Планируемые результаты | ||
Предметные | Метапредметные УУД | Личностные УУД |
Формировать представление о сходстве и различии состава однокоренных слов и разных форм одного и того же слова Различать и выделять основные части слова; формулировать словообразующую роль каждой части слова; объяснять причины изменения формы слова; конструировать алгоритм разбора слова по составу и использовать его при необходимости. | Метапредметные: Познавательные УУД: - развитие умение логической постановки и решение проблем, способность делать умозаключения; развивать умение навык а грамотного письма; Регулятивные УУД: - формировать умение принимать и сохранять учебную задачу, контролировать и оценивать учебные действия, действовать по алгоритму; Коммуникативные УУД: - развивать навыки сотрудничества при работе в парах, в группах, при взаимодействии с учителем, формировать умение слушать и слышать. . | Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки; развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками; наличие мотивации к творческому труду, работе на результат. |
Этапы урока Цель этапа | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1.Мотивационный Цель: внутренняя готовность на личностно значимом уровне к выполнению учебной деятельности | Прежде чем начать урок, создадим себе и окружающим хорошее настроение. А хорошее настроение начинается с улыбки. Улыбнемся друг другу. Подарим улыбки нашим гостям. | Эмоционально настраиваются на урок |
2.Актуализация знаний Цель: актуализация изученного; мотивация к пробному учебному действию; фиксация учащимися индивидуальных затруднений в выполнении пробного учебного действия | 1. Запись числа 2. Минутка чистописания -Выписать каллиграфическим почерком - Что это за буквосочетания? Догадался?
- Значит какая тема урока? А какая цель у нас? -На уроке мы повторим все что знаем о частях слова, закрепим умение правильно разбирать слова по составу, выполним много интересных заданий. | Комментированная запись числа На доске записаны буквы, буквосочетания: Пере- -еньк- -а -игр- за- -иск- -ый погод- Включаются в работу по чистописанию. Определяют главный критерий – красивое письмо (такое же, как на образце). Прописывают буквосочетания, соблюдая правила красивого письма. Проверяют себя по образцу на доске, оценивают красивое письмо. Ставят отметку простым карандашом на полях тетради. |
3. Актуализация знаний по теме «Состав слова» Познавательная мотивация Обобщение усвоенного материала Цель: закрепить изученный материал; сделать вывод о полученных знаниях Словарная работа | Картинный словарный диктант на интерактивной доске | Прописывает слова на доске, разбирает слова на слоги, ударение, непроверяемые гласные. Проверяет себя по образцу на слайде, оценивает. Отметку ставит на полях тетради. |
4.Зрительный диктант Цель:Проведение зрительных диктантов по методике И.Т.Федоренко способствует формированию навыка беглого чтения, развитию у детей внимания, зрительной и оперативной памяти, формированию орфографической зоркости. | - Проведу зрительный диктант «День - ночь» | Письмо коротких предложений, запомнив за 4 сек: Стоят сильные морозы. На улице туман. Надо тепло одеваться. |
5. Определение темы урока. Цель: Подготовка мышления и осознания внутренней потребности к построению учебных действий 6. Упражнения в определении способов образования слов Цель: учить детей самостоятельно формулировать правило и образовывать родственные слова | Отгадай загадки : Сможешь сказать , о чём мы будем говорить сегодня на уроке? - Что надо сделать, чтобы найти части слова? - О каких частях слова мы говорим? (о корне, суффиксе, приставке, окончании) Применение знаний. Разбор слов по составу А теперь попробуем применить эти знания на практике. ( ученик работает у доски ) | Формулирует тему урока Ответы на вопрос (Учиться находить и правильно выделять части слова) Предположения учеников Работа со словарём Ответы: 1 приставка. 2 суффикс. 3 основа 4 корень. 5 окончание Постановка цели урока (Определять, как образованы слова, изучать законы образования слов) (Части слова, из них состоят слова ( О составе слова - лекарственный, поезда, состав команды и др) .
|
7. Физминутка Цель: снятие утомления на уроке | Мы устали не на шутку Нужно сделать физминутку.
Точечная гимнастика для лица, ушей, рук. 2.«Пилим дрова», массаж друг друга Мы | |
Повторение | Игра «Угадай слово» Определи количество букв и звуков | На полоске (на голове) записано слово: медведь, пенал, елка |
Игра «Что за фрукт?» на ощупь | Составить словосочетание и записать в тетради | |
8 Итог урока. | Учитель: О чем мы сегодня говорили на уроке? -Все ли было понятно? -Может испытывал трудности, чувствовал себя не совсем уверенно? - Сам оцени свою работу. | Ученик оценивает себя. - Какие части служат для образования новых слов? (Приставка, суффикс). |
9. Рефлексия Цель: сформировать личную ответственность за результаты своего труда | - По светофорчику, каким цветом оценишь свои знания, по твоему мнению | Показывает пальцем цвет: зеленый «5», желтый «4», красный «3» |
10.Домашнее задание. Цель: объяснить выполнения домашнего задания | ТЕСТ: Выбери один из ответов на каждый вопрос. Обведите букву, соответствующую ответу. 1 Часть, без которой слово не может существовать? Д) суффикс; З) корень; О) окончание. 2 Родственные слова это: У) слова разные по смыслу; Н) слова, которые имеют общую часть и сходны по смыслу. 3 Окончание служит для связи слов в предложении Е) нет; А) да. 4 Суффикс служит для образования новых слов М) нет; Т) да. 5 Корень – это: О) общая часть родственных слов; И) общая часть слов. 6 Разбор слова по составу надо начинать с : С) корня; П) приставки; К) окончания. 7 Приставка служит для образования новых слов. И) да; Н) нет. Запиши все обведенные буквы по порядку. - Спасибо за урок. | Какое слово получилось? __________________ (ЗНАТОКИ) |
Так как дети с ОВЗ все разные, то моей задачей является отбор содержания к каждому занятию. Наиболее приемлемыми методами в практической работе с обучающимися, имеющими ОВЗ, считаю объяснительно - иллюстративный, репродуктивный, частично поисковый, коммуникативный, информационно-коммуникационный; методы контроля, самоконтроля и взаимоконтроля.
Чтобы сформировать у обучающихся интерес к учению использую метод стимулирования и мотивации деятельности, а именно создание ситуаций успеха. Если сегодня что-то не получилось, то получится в следующий раз.
Мотивация становится положительной только в том случае, если эта деятельность успешна, а способности ребёнка оцениваются объективно и позитивно. Требуется постоянная похвала ребенка, даже если что – то получилось не так как требовалось. Вместе исправим, получится обязательно!
В связи с этим, важное значение приобретает создание на занятии специальных ситуаций, способствующих достижению детей даже незначительных успехов в различных видах деятельности. Такая работа позволяет обеспечить постепенное продвижение и развитие каждого ребёнка в зависимости от его индивидуальных особенностей.
Проведение зрительных диктантов по методике И.Т.Федоренко способствует формированию навыка беглого чтения, развитию у детей внимания, зрительной и оперативной памяти, формированию орфографической зоркости.
Методы и приемы создания ситуации успеха:
- Доступность понимания изучаемого материала
- Доступное объяснение материала
- Обязательное использование наглядности
- Личностно ориентированный подход
- Поощрение за любые достижения
- Создание благоприятной среды
- Словесная поддержка
- Установка на позитивное решение проблемы
Из всего этого можно сделать вывод о том, что создание ситуации успеха – это эффективное средство формирования положительного отношения к процессу обучения.
Главным считаю:
- Индивидуальный подход к каждому ученику.
- Предотвращение наступления утомления, используя для этого разнообразные средства (физкультминутки, просмотр презентаций, разговор на отведенные темы, прослушивание музыки и т.д.)
- Проявление педагогического такта (общаться с ребенком на позитивных нотах, никогда не повышать на него голос, быть сдержанным, вежливым, доброжелательным)
Вывод: Поэтому поиск и использование активных форм, методов и приёмов обучения является одним из необходимых средств повышения эффективности образовательного процесса в моей работе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект урока русского языка "Правописание частей слова. Закрепление" 2 класс
Урок русского языка 2 класс "Правописание частей слова. Закрепление"Цель: обобщить и систематизировать знания по правописанию частей слова.Задачи урока:·...
![](/sites/default/files/pictures/2012/10/01/picture-108069-1349114911.jpg)
Технологическая карта урока русского языка по теме "Буквы русского языка. Алфавит"
Технологическая карта урока русского языка в 1 классе по теме "Буквы русского языка. Алфавит". УМК "Школа России....
Технологическая карта урока русского языка. Урок - игра "Знатоки русского языка" (VIII вид)
Урок - игра "Знатоки русского языка" проводился в рамках методической недели Русского языка в 3Г классе для детей с лёгкими интеллектуальными нарушениями,в ГБОУ школа 487 Выборгского ра...
Технологическая карта урока русского языка «Сравнение как одно из выразительных средств русского языка» (УМК "Школа России", 2 класс)
Цель урока: формирования представлений о сравнении, как о средстве выразительности речи.Задачи урока Дидактические:1.Дать представление о средствах сравнения в речи;2.Научить составлять пред...
![](/sites/default/files/pictures/2023/01/29/picture-1453834-1675001677.jpg)
Технологическая карта урока русского языка «Делу время, потехе час» (Родной русский язык, 2 класс).
Цель урока: создание условий для формирования знаний обучающихся о игрушках прошлого.Задачи урокаДидактические:1. Актуализировать знания о связи между предложениями в тексте посредством индивидуальной...
![](/sites/default/files/pictures/2023/09/17/picture-1485004-1694962549.jpg)
Технологическая карта урока русского языка по теме «Корень слова. Однокоренные слова.» Предмет: Русский язык Класс: 3 , УМК «Школа России». В.П. Канакина, В.Г. Горецкий
Технологическая карта урока русского языка в 3 классе УМК "Школа России" по теме "Корень слова. Однокоренные слова"...
![](/sites/default/files/pictures/2024/01/13/picture-1505526-1705155366.jpg)
Технологическая карта урока русского языка по теме "Какие предложения бывают в русском языке", УМК «Система Эльконина-Давыдова», 4 класс.
Тип урока: «Открытие» нового знанияЦель урока: Формирование понятия о повествовательных, вопросительных, восклицательных и невосклицательных предложениях. Зад...