Урок русского языка по теме "Состав слова. закрепление" 2 класс УМК "Школа России"
методическая разработка по русскому языку (2 класс)
Урок русского языка по теме "Состав слова. закрепление" 2 класс УМК "Школа России"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sostav_slova_zakreplenie.doc | 47.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Состав слова (закрепление)
Цель. Развитие умения образовывать новые слова с помощью приставок и суффиксов, правильно писать корни и приставки.
Оборудование. Плакат «Состав слова», таблица с текстом, карточки.
Ход урока
1. Постановка задач
- Сегодня у нас урок-конкурс, который определит знатоков изученного нами раздела «Состав слова». В лингвистике этот раздел называют «Словообразование». Как вы думаете, почему так назвали этот раздел? Что он изучает? (Он изучает образование новых слов)
- Какие части слова «словообразование» помогли вам ответить на данный вопрос? (Слово и образование)
- Из чего же состоят слова? (Из корня, приставки, суффикса и окончания)
- А какая часть слова самая главная? (Корень)
- Почему? (Это обязательная часть слова, которая сохраняется во всех родственных словах)
- Вот мы и попали в гости к главной части слова.
На доске плакат «Состав слова»
- А теперь откройте тетради, запишите в них сегодняшнее число и тему урока.
2. Упражнение в различении КОРНЯ слова и подборе однокоренных слов.
- Определение значения слова КОРЕНЬ. Упражнение в подборе однокоренных слов
- Какое основное лексическое значение в речи слова КОРЕНЬ? (Корень – это то,
Без чего растение не может жить. Корень – подземная часть растения, но она очень нужна растению, без неё оно погибнет)
- А почему учёные использовали это слово для названия главной части слова? (Из корня появляются слова. Без корня нет слова)
- Прочитайте текст на доске. Вставьте подходящие по смыслу однокоренные слова с корнем – снег- (-снеж-)
На доске:
Скоро зима. Замелькают в воздухе первые ______________ . Тёплым одеялом укроет _______ землю. ______________ метели заметут лесные тропы. А детям радость. Будут лепить ________________, строить крепости.
- Запишите текст в тетрадь. (5-7 мин. Победителем становится тот, кто справился с работой первый)
- Прочитайте получившийся текст. Назовите однокоренные имена существительные и прилагательные.
- Упражнение в различении корня слова.
- Как найти в слове корень? (Нужно подобрать родственные, однокоренные слова и выделить в них общую часть, которая и будет являться корнем)
- Запишите под диктовку предложение и сами выделите в словах корень.
Ребятишки любят мастерить разные игрушки.
Проверяется и оценивается правильность написания слов и выделения в них корня.
- Упражнение в различении и подборе однокоренных слов.
- Послушайте рассказ.
Родственники.
- Вы кто такие?
- Я – Гусь, это- Гусыня, это – наши Гусята. А ты кто?
- А я ваша тётя – Гусеница.
- .Есть ли этом рассказе однокоренные слова? (Есть)
- Назовите их. (Гусь, Гусыня, Гусята)
- А слово «Гусеница»? (Это не однокоренное слово со словом «гусь».)
- Молодцы! А теперь поиграем.
- Игра «Найди «лишнее» слово»
- Из каждого ряда слов вы должны убрать «лишнее», а остальные слова записать.
Борьба, борец, бороться, воевать;
Смешной, смешать, смешить;
Учить, изучать, зубрить;
Сосна, дерево, деревянный;
Ветер, вихрь, безветренный;
Вражда, враг, противник, вражеский.
3. Упражнение в различении ПРИСТАВОК, их смысла и в подборе слов с различными приставками.
- Приготовьтесь рассказать, что вы знаете о приставке как части слова. Какую работу выполняют в языке приставки? (Приставка – часть слова, которая стоит перед корнем. При помощи приставок образуются новые слова)
- Проведём конкурс-задание «Все ли приставки вы знаете? Кто больше?» Вспомните и напишите приставки, которые вы знаете.
За 1-2 мин дети записывают знакомые им приставки. Побеждает тот, кто за это время написал большее количество приставок.
- Оказывается, что знать и вспомнить – это не совсем одно и то же. Вы прекрасно знаете и понимаете слова с приставками…..., свободно говорите с их помощью. Но когда начинаете специально вспоминать приставки, они «приходят» в голову с большим трудом. В русском языке белее сорока приставок, с ними вы будете знакомиться и следующих классах, и ещё многое о них узнаете. А сейчас назовите одним словом:
- присоединить с помощью верёвки (привязать)
- присоединить с помощью иголки с ниткой (пришить)
- очень добрый (предобрый)
- Как называли Кащея в русских сказках? (Бессмертный)
- А царевну Елену? (Прекрасной)
4. Упражнение в образовании слов с различными СУФФИКСАМИ
- Расскажите, сто вы знаете о суффиксах. ? (Суффикс – часть слова, которая стоит после корнем. При помощи суффиксов образуются новы работа,е слова)
- Посмотрите на доску, образуйте слова и запишите их.
-ник- → работа, корова, сапоги
-еньк- →сладкий, красный, тёплый
-ов- → клён, ель, гроза
- Назовите детёнышей КОЗЫ, УТКИ, ЛОСЯ, ОЛЕНЯ, ТИГРА, ЛЬВА, ГУСЯ, КОШКИ, КУРИЦЫ, СЛОНА, СОБАКИ, АИСТА при помощи суффикса – ок-.
5. Упражнение в определении роли ОКОНЧАНИЯ в слове.
- Посмотрите на доску и выберите правильное утверждение.
Окончание служит для связи слов в предложении.
Окончание служит для образования новых слов..
Окончание изменяемая часть слова
Окончание неизменяемая часть слова.
(Окончание изменяемая часть слова. Окончание служит для связи слов в предложении.)
6. Заключение.
- Мы повторили всё, что вы знаете о частях слова. А сейчас, в завершение, попробуем сами составить слова из частей разных слов.
Детям раздаются карточки со словами.
Приставку из слова - ЗАЛЕЗ Корень из слова - ПРИГОТОВИТЬ Суффикс из слова - НОЧКА Окончание из слова - КОСА | Приставку из слова - РАСПИСКА Корень из слова - САДИК Окончание из слова – ЗВЕЗДА | |
Приставку из слова - ПОЛЁТ Корень из слова - КРАСКИ Суффикс из слова - ДОЧКА Окончание из слова - ЛАПА | Приставку из слова - ЗАНОС Корень из слова - МОРОЗЕЦ Суффикс из слова - ГОРКА Окончание из слова - ЛИСТОЧКИ | |
Корень из слова - ЗОРИ Суффикс из слова - ГОЛЕНЬКИЙ Окончание из слова - НОГА | Приставку из слова - ПОДЧИСТКА Корень из слова - ХОДИТЬ | |
Приставку из слова - ПОНЁС Корень из слова - СЛОВО Суффикс из слова - КУРИЦА Окончание из слова - КРАПИВА | Приставку из слова - БЕССОННИЦА Корень из слова - СМЕРТНЫЙ Суффикс из слова - ЛЕСНОЙ Окончание из слова - ОСИНОВЫЙ |
- Ну кто же сейчас получит то, что вы услышите в стихотворении?
Корень мой находится в цене.
В очерке найди приставку мне.
Суффикс мой в тетрадке все встречали,
Вся же – в дневнике я и в журнале. (оценка)
7.Выставление оценок
8. Домашнее задание
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка "Всё о глаголе"3 класс "Школа России"
Обобщающий урок русского языка в 3 классе по теме:" Глагол"....
Урок русского языка "Склонение личных местоимений" 4 класс Школа России
ОС "Школа России"...
конспект урока русского языка "Правописание частей слова. Закрепление" 2 класс
Урок русского языка 2 класс "Правописание частей слова. Закрепление"Цель: обобщить и систематизировать знания по правописанию частей слова.Задачи урока:·...
Презентация у уроку русского языка по теме "Местоимение"2 класс Школа России ФГОС
Данный материал содержит словарную работу, подготовительные упражнения к ведению понятия "местоимение", упражнение к запреплению первичного знания и физминутку....
Урок русского языка "Неопределённая форма глагола" 3 класс "Школа России"
Урок русского языка по теме "Неопределённая форма глагола" ФГОС (открытие новых знаний) 3 класс "Школа России" (технологическая карта урока, презентация для мультимедийной доски, дополнительный матери...
Урок русского языка по теме "Наречие" 4 класс "Школа России"
Папка содержит карту урока, карточки для работы на уроке и домашнего задания...
Конспект урока русского языка "Неопределённая форма глагола" (2 класс, Школа России)
Неопределённая форма глагола...