Урок русского языка по теме "Состав слова. закрепление" 2 класс УМК "Школа России"
методическая разработка по русскому языку (2 класс)

Урок русского языка по теме "Состав слова.  закрепление"  2 класс УМК "Школа России"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sostav_slova_zakreplenie.doc47.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Состав слова (закрепление)

Цель. Развитие умения образовывать новые слова с помощью приставок и суффиксов, правильно писать корни и приставки.

Оборудование.  Плакат «Состав слова», таблица с текстом, карточки.

Ход урока

1.  Постановка задач

- Сегодня у нас урок-конкурс, который определит знатоков изученного нами раздела «Состав слова». В лингвистике этот раздел называют «Словообразование». Как вы думаете, почему так назвали этот раздел? Что он изучает?  (Он изучает образование новых слов)

- Какие части слова «словообразование»  помогли вам ответить на данный вопрос?  (Слово и образование)

- Из чего же состоят слова?  (Из корня, приставки, суффикса и окончания)

- А какая часть слова самая главная?  (Корень)

- Почему?  (Это обязательная часть слова, которая сохраняется во всех родственных словах)

- Вот мы и попали в гости к главной части слова.

На доске плакат «Состав слова»

- А теперь откройте тетради, запишите в них сегодняшнее число и тему урока.

2. Упражнение в различении КОРНЯ слова и подборе однокоренных слов.

  • Определение значения слова КОРЕНЬ. Упражнение в подборе однокоренных слов

- Какое основное лексическое значение в речи слова КОРЕНЬ?  (Корень – это то,

 Без чего растение не может жить. Корень – подземная часть растения, но она очень нужна растению, без неё оно погибнет)

- А почему учёные использовали это слово для названия главной части слова?  (Из корня появляются слова. Без корня нет слова)

- Прочитайте текст  на доске. Вставьте подходящие по смыслу однокоренные слова с корнем – снег- (-снеж-)

На доске:

Скоро зима. Замелькают в воздухе первые ______________ . Тёплым одеялом укроет _______ землю.  ______________ метели заметут лесные тропы. А детям радость. Будут лепить ________________, строить крепости.

- Запишите текст в тетрадь. (5-7 мин. Победителем становится тот, кто справился с работой первый)

- Прочитайте получившийся текст. Назовите однокоренные имена существительные и прилагательные.

  • Упражнение в различении корня слова.

- Как найти в слове корень? (Нужно подобрать родственные, однокоренные слова и выделить в них общую часть, которая и будет являться корнем)

- Запишите под диктовку предложение и сами выделите в словах корень.

Ребятишки любят мастерить разные игрушки.

Проверяется и оценивается правильность написания слов и выделения в них корня.

  • Упражнение в различении и подборе однокоренных слов.

- Послушайте рассказ.

Родственники.

        - Вы кто такие?

       - Я – Гусь, это- Гусыня, это – наши Гусята. А ты кто?

      - А я ваша тётя – Гусеница.

- .Есть ли этом рассказе однокоренные слова? (Есть)

- Назовите их. (Гусь, Гусыня, Гусята)

- А слово «Гусеница»?  (Это не однокоренное слово со словом «гусь».)

- Молодцы! А теперь поиграем.

  • Игра «Найди  «лишнее» слово»

- Из каждого ряда слов вы должны убрать «лишнее», а остальные слова записать.

Борьба, борец, бороться, воевать;

Смешной, смешать, смешить;

Учить, изучать, зубрить;

Сосна, дерево, деревянный;

Ветер, вихрь, безветренный;

Вражда, враг, противник, вражеский.

3. Упражнение в различении ПРИСТАВОК, их смысла и в подборе слов с различными приставками.

- Приготовьтесь рассказать, что вы знаете о приставке как части слова. Какую работу выполняют в языке приставки?  (Приставка – часть слова, которая стоит перед корнем. При помощи приставок образуются новые слова)

- Проведём конкурс-задание «Все ли приставки вы знаете? Кто больше?»  Вспомните и напишите  приставки, которые вы знаете.

За 1-2 мин дети записывают знакомые им приставки. Побеждает тот, кто за это время написал большее количество приставок.

- Оказывается, что знать и вспомнить – это не совсем одно и то же. Вы прекрасно знаете и понимаете слова с приставками…..., свободно говорите с их помощью. Но когда начинаете специально вспоминать приставки, они «приходят» в голову с большим трудом. В русском языке белее сорока приставок, с ними вы будете знакомиться и  следующих классах, и ещё многое о них узнаете. А сейчас назовите одним словом:

- присоединить с помощью верёвки  (привязать)

- присоединить с помощью иголки с ниткой  (пришить)

- очень добрый  (предобрый)

- Как называли Кащея в русских сказках?  (Бессмертный)

- А царевну Елену?  (Прекрасной)

4. Упражнение в образовании слов с различными СУФФИКСАМИ

- Расскажите, сто вы знаете о суффиксах. ?  (Суффикс – часть слова, которая стоит после корнем. При помощи суффиксов  образуются новы работа,е слова)

- Посмотрите на доску, образуйте слова и запишите их.

-ник- → работа, корова, сапоги

-еньк- →сладкий, красный, тёплый

-ов- → клён, ель, гроза

- Назовите детёнышей КОЗЫ, УТКИ, ЛОСЯ, ОЛЕНЯ, ТИГРА, ЛЬВА, ГУСЯ, КОШКИ, КУРИЦЫ, СЛОНА, СОБАКИ, АИСТА  при помощи суффикса – ок-.

5. Упражнение в определении роли ОКОНЧАНИЯ в слове.

- Посмотрите на доску и выберите правильное утверждение.

Окончание служит для связи слов в предложении.

Окончание служит для образования новых слов..

Окончание изменяемая часть слова

Окончание неизменяемая часть слова.

(Окончание изменяемая часть слова. Окончание служит для связи слов в предложении.)

6. Заключение.

- Мы повторили всё, что вы знаете о частях слова. А сейчас, в завершение, попробуем сами составить слова из частей разных слов.

Детям раздаются карточки со словами.

Приставку из слова -  ЗАЛЕЗ

Корень из слова - ПРИГОТОВИТЬ

Суффикс из слова - НОЧКА

Окончание из слова - КОСА

Приставку из слова -  РАСПИСКА

Корень из слова - САДИК

Окончание из слова – ЗВЕЗДА

Приставку из слова - ПОЛЁТ

Корень из слова - КРАСКИ

Суффикс из слова - ДОЧКА

Окончание из слова - ЛАПА

Приставку из слова -  ЗАНОС

Корень из слова - МОРОЗЕЦ

Суффикс из слова - ГОРКА

Окончание из слова - ЛИСТОЧКИ

Корень из слова - ЗОРИ

Суффикс из слова - ГОЛЕНЬКИЙ

Окончание из слова - НОГА

Приставку из слова -  ПОДЧИСТКА

Корень из слова - ХОДИТЬ

Приставку из слова - ПОНЁС

Корень из слова - СЛОВО

Суффикс из слова - КУРИЦА

Окончание из слова - КРАПИВА

Приставку из слова - БЕССОННИЦА

Корень из слова - СМЕРТНЫЙ

Суффикс из слова - ЛЕСНОЙ

Окончание из слова - ОСИНОВЫЙ

 

- Ну кто же сейчас получит то, что вы услышите в стихотворении?

Корень мой находится в цене.

В очерке найди приставку мне.

Суффикс мой в тетрадке все встречали,

Вся же – в дневнике я и в журнале. (оценка)

7.Выставление оценок

8. Домашнее задание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка "Всё о глаголе"3 класс "Школа России"

Обобщающий урок русского языка в 3 классе по теме:" Глагол"....

конспект урока русского языка "Правописание частей слова. Закрепление" 2 класс

Урок русского языка 2 класс "Правописание частей слова. Закрепление"Цель: обобщить и систематизировать знания по правописанию частей слова.Задачи урока:·...

Презентация у уроку русского языка по теме "Местоимение"2 класс Школа России ФГОС

Данный материал содержит словарную работу, подготовительные упражнения к ведению понятия "местоимение", упражнение к запреплению первичного знания и физминутку....

Урок русского языка "Неопределённая форма глагола" 3 класс "Школа России"

Урок русского языка по теме "Неопределённая форма глагола" ФГОС (открытие новых знаний) 3 класс "Школа России" (технологическая карта урока, презентация для мультимедийной доски, дополнительный матери...

Урок русского языка по теме "Наречие" 4 класс "Школа России"

Папка содержит карту урока, карточки для работы на уроке и домашнего задания...