Урок русского языка 3 класс. "Состав слова. Закрепление знаний и умений"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)
Урок русского языка 3 класс "Состав слова. Закрепление знаний и умений".Цель урока: Совершенствовать знания об однокоренных словах и значимых частях слова.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_russkogo_yazyka_v_3_klasse_sostav_slova.docx | 24.16 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока русского языка в 3 классе
по теме
«Состав слова. Закрепление знаний и умений»
Матвеевская Елена Геннадьевна
Бурятия, Оёрская СОШ, филиал Тохойская ООШ.
Тема. Состав слова. Закрепление знаний и умений
Цель урока: Совершенствовать знания об однокоренных словах и значимых частях слова.
Основные цели:
1) формирование умения разбирать на основе алгоритма слова по составу;
2) повторение понятий “окончание”, “основа” слова, “корень”, “приставка”, “суффикс”;
3) тренинг по определению частей слова.
Универсальные учебные действия, формирующиеся на уроке:
регулятивные (волевая саморегуляция, прогнозирование, целеполагание как постановка учебной задачи, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном, оценивание качества и уровня усвоения, того, что усвоено и что еще подлежит усвоению);
личностные (действие смыслообразования);
познавательные (общеучебные: умение структурировать знания, знаково-символическое – моделирование, контроль и оценка процесса и результата деятельности; логические: анализ, синтез, выбор оснований для сравнения; постановка и формулирования проблемы, построение логической цепи рассуждений), коммуникативные (управление поведением партнера, умение выражать свои мысли, планирование учебного сотрудничества со сверстниками).
Оборудование: мультимедийный проектор, экран, компьютер, ИКТ презентация, карточки-сигналы, карточки для групповой и индивидуальной работы, карточки с домашним заданием, оценочные листы, учебник “Русский язык. 3 класс» В.Г.Горецкий, В.П.Канакина, «Просвещение», 2013.
Ход урока
1. Организационный момент
Урок начинают дети:
Проверь, дружок,
Готов ли ты начать урок?
Всё ль на месте, всё ль в порядке?
Книжка, ручка и тетрадка?
Тихо все за парты сели,
На учителя все посмотрели.
- Здравствуйте, ребята. Начинаем урок русского языка.
2. Минутка чистописания. (слайд № 1)
- Внимательно посмотрите на данную запись:
На доске написаны слова: день друг правда
н в ?
Определите , какую букву мы будем писать на минутке чистописания.(Противоположное слово по значению к существительному день – слово ночь, поэтому написана буква н. противоположное по смыслу к существительному друг –слово враг, отсюда буква в. Антоним к существительному правда- ложь, значит, надо написать вместо вопроса букву л. Её и будем мы писать на минутке чистописания.)
Лла Ллб Ллв…
- определите порядок написания букв в цепочках и продолжите строчку до конца. (Прописная и строчная буквы чередуются с буквами, начиная с первых букв алфавита)
3. Словарная работа.
Учитель называет слова с непроверяемыми гласными: дорога, малина, земляника, молоко. мороз, урожай, осина. Учащиеся подбирают однокоренные прилагательные и пишут словосочетания, например: дорожные знаки, малиновый компот, земляничное варенье, молочный магазин, морозное утро, урожайный год, осиновая роща.
4. Определение темы урока. Постановка целей.
- Из далёкой страны Словарии пришла телеграмма от её жителей с заданием, только разгадав кроссворд, вы сможете узнать тему сегодняшнего урока. Между жителями страны завязался спор, давайте послушаем, о чём они говорят.
- Я стою перед корнем и могу образовывать слова.
- И я тоже могу образовывать слова, только стою после корня.
- А я без окончания проживу, удалите его от меня!
- А я самый главный среди вас, ни одно слово без меня не может существовать.
- Между прочим, без меня из слов невозможно составить предложение.
- Корень, суффикс, окончание, приставка – это …?
(Части слова, из них состоят слова)
- Кто может сказать , о чём мы будем говорить сегодня на уроке?
( О составе слова) Слайд 2.
- Сформулируйте тему урока.
(Состав слова)
- Что надо сделать, чтобы найти части слова?
( Надо разобрать его по составу)
Давайте теперь по цепочке разберём в словосочетаниях прилагательное по составу.
Ребята, слово состав имеет несколько лексических значений. Попробуйте назвать значения этого слова?(лекарственный, поезда, состав команды и др.)
- Мы на уроке русского языка. Состав чего нас будет интересовать? (только состав слова)
- Значит какая тема урока? А какая цель у нас?
-На уроке мы с вами повторим все что знаем о частях слова, закрепим умение правильно разбирать слова по составу, выполним много интересных заданий.
- О каких частях слова мы говорим?(о корне, суффиксе, приставке, окончании)
- Что называется корнем слова?
- Что называется приставкой?
- Что называется суффиксом?
- Что называется окончанием?
А что такое основа слова?
-Молодцы, ребята, я вижу что вы не только дружные, но и сообразительные. 5. Применение знаний. Разбор слов по составу
А теперь попробуем применить эти знания на практике.
На доске написаны цепочки слов. Прочитайте. Исключите из цепочек лишние слова. Напишите оставшиеся слова, разберите по составу.( Один ученик работает у доски остальные в тетрадях)
Рыбка, дубок, горка, норка;
тракторист, пианист, танкист, печник;
полюшко, солнышко, шуточка, зёрнышко;
хвостище, глазоньки, усище, когтище.
Проверка.
А теперь, работаем по карточкам на столе у вас лежат карточки со словами разберите их по составу.
«Разбор слова по составу» (работа по карточкам)
Подводный, устный, золотое, записка, выход, книга, походный, ночная, быстрый, нагрузка, разбег, вода, подлёдный, длинная, храбрый, наклейка, перелет, окно.
( Какие слова у вас вызвали затруднения)
Мы устали не на шутку
Нужно сделать физминутку.
- Физминутка.
Мы капусту рубим, рубим.
Мы морковку трём, трём.
Мы капусту солим, солим.
Мы капусту жмём, жмём.
- Самостоятельная работа по учебнику в парах Упр.237-238.
- Творческое (проблемные задания).
На доске записан текст Слайд 3. (Придумайте заголовок к тексту и напишите конец текста) В подчёркнутых словах подберите однокоренные слова , выделите корень)
Мы ночевали у лесника. Он угостил нас грибами и проводил к сеновалу. Под крышей сарая лепилось гнездо. Пять прожорливых птенцов просили еды.
Проверка.
Дети называют заголовок и зачитывают конец рассказа.
Ребята у всех рассказ получился очень интересный, вы все очень хорошо сегодня потрудились.
9.Итог урока.
Учитель: О чем мы сегодня говорили на уроке?
-Все ли было понятно?
-Может кто–то испытывал трудности, чувствовал себя не совсем уверенно?
-Ребята, попробуйте сами оценить свою работу.
На доске нарисовано дерево. Детям раздаются нарисованные листочки двух цветов – желтые и зелёные. Они приклеивают листочки на дерево: зелёные – я считаю, что сделал всё на отлично, у меня хорошее настроение; желтые – не справился с заданием, у меня грустное настроение.
Выставление оценок.
Рефлексия
- Перед вами лесенка. На какой ступеньке знаний, по вашему мнению, вы сейчас находитесь?
Дети рисуют себя на нужной ступеньке.
Домашнее задание. Слайд 4
- Ребята, я хочу предложить на выбор три задания для домашней работы:
1. Придумайте и запишите сказку или рассказ о том, как образовалось слово;
2. Придумайте и запишите 7–10 слов к схеме, где присутствуют все части слова
3. Разберите слова по составу: понёс, перелётные, переезд, погрузили, снежинка, лесники, разговор.
- Спасибо за урок.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка в 3 классе. "Закрепление знаний о суффиксах и приставка.х
Урок позволяет повторить и закрепить знания и умения разбирать слова по составу. Развивает орфографическую зоркость, речь, мышление....
Урок русского языка в 3 классе "Закрепление знаний о местоимении"
Урок русского языка, 3А классТема урока: Закрепление знаний о местоименииЦели урокаМинимум и максимум6ЛР: развитие умений определять признаки местоимений,формирование алгоритма разбора местоиме...
Урок русского языка в 1 классе "закрепление знаний об алфавите". ПНШ.
Разработка урока русского языка с презентацией....
ОС «Школа 2100»Проект урока русского языка во 2 классе «Закрепление знаний об изученных орфограммах» (авт. Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева, О.В.Пронина «Русский язык» 2 класс.)
На данноу уроке учащиеся имеют возможность повторить и систематизировать знания об изученных орфограммах; разработать и создать тренировочное пособие по теме «Орфограммы в корне»; развивать внимание, ...
Презентация к уроку русского языка во 2 классе "Закрепление знаний по теме "Предложение".
Данный урок проводится как урок с использованием ИКТ. Целесообразность этого состоит в том, что подача материала подобным образом более интересна, чем использование одного учебник...
технологическая карта урока русского языка в 4 классе "Закрепление знаний о глаголе"
Закрепление знаний о глаголе....
Презентация к уроку русского языка в 4 классе "Закрепление знаний о глаголе"
презентация к уроку "Закрепление знаний о глаголе"...