Конспект урока Упражнение в умении находить корень в группе однокоренных слов
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) по теме

Артман Светлана Дмитриевна

Конспект урока русского языка во 2 классе по программе "Школа 2100"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Русский язык

ЧАСТИ СЛОВА. КОРЕНЬ

Тема:  Упражнение в умении находить корень в группе однокоренных слов.

 Урок комплексного применения знаний и умений (урок закрепления).

Цель: создать условия  для формирования умений находить корень в группе однокоренных слов

Предметные:

  1. Научить находить корень в слове;
  2.  Научить находить корень в группе однокоренных слов;
  3. Отличать однокоренные слова от слов с похожим корнем;

Метапредметные (регулятивные, познавательные, коммуникативные)

  1. Развивать умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.
  2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей
  3. Проговаривать последовательность действий при выполнении заданий;
  4. Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
  5. Выявлять сущность, особенности объектов;
  6. Развиваем умение слушать и понимать других;
  7. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

Личностные:

  1. Формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;
  2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

Ход урока

  1. Организационный этап. Мотивация учебной деятельности учащихся.

- Здравствуйте ребята

-Посмотрите, как много гостей сегодня у нас на уроке, поздоровайтесь с ними.

- Улыбнитесь друг другу и кивком головы пожелайте хорошего настроения.                 Садитесь        Садятся за столы

- Проверьте посадку.

- Ребята, какой сейчас идет месяц?

- К нам приближается радостное чудесное событие.

- Догадались какое?       (Новый год)

- Сколько дней осталось до Нового года?  (19 дней)

- А какой праздник без новогодней елочки?

- Нашу елочку нужно украсить. За каждое правильно выполненное задание на уроке на елочке будет появляться игрушка.

Поставить елочку, приготовить игрушки

- Открываем тетради. Записываем число.  Классная работа

- Обратите внимание на орфограммы, запишите без ошибок.

- Начнем с минутки чистописания

- Потренируемся писать сочетание букв, живущее в словах ворона, сорока, воробей.

- оро-     ДОСКА

Обратите внимание. У букв верхнее соединение.                 

- Запишите на ладошке сочетание.      Запишите 4 раза это соединение

Продолжаем урок

На слайде написаны слова

-К нам на урок пришли новогодние слова   (Слайд) Прочитайте их

Скор.., гор.д, м..роз, в..село,  к..нфета, к..ньки

–Какое задание мы будем выполнять?

(Вставлять пропущенные буквы.).

– Что общего  в словах? (словарные слова)

- Какая в них орфограмма? (непроверяемая безударная гласная)


- Запишите слова  на следующей строке

Проверка   по слайду                   ИГРУШКА НА ЕЛКУ

- Расшифруйте главное слово урока. Вам помогут подчеркнутые буквы. (Если их соединить, то получится слово. Корень)  

- Что вы знаете о корне?

(Главная часть слова, общая однокор слов в которой заключен смысл)

-Кто дополнит?  (если не все).

– Какие значения имеет это слово?

Корень                                                               

1) подземная часть растения,

2) часть волоса, ногтя, зуба,

3)начало, источник чего-либо.

 4) часть слова

- Как называются слова, у которых несколько значений? (многозначные)                ИГРУШКА НА ЕЛКУ

- Запишите слово корень на следующей чистой строке.

Самопроверка

- Слово корень   зовет  родственников: слово- предмет, слово-признак, слово-действие.  

Обсудите   в   парах.   Подберите их.    Запишите в тетради, выделите корень.    Посадка      

 2 мин

- Помните, время ограничено и что у вас есть партнер

 (кореш-ок, корн-евище, коренья, корен-ной, корен-астый, корн-евой, укорен-иться, закорен-елый, корн-е-плод)

- Кто прочитает  однокоренные слова?          

- Кто хочет дополнить?

-Как написали   корень в  однокоренных словах? (Корень пишется одинаково)

- какие слова часто звучат на уроке?        (корень, однокоренные слова)

- Сформулируйте тему урока находить подбирать распознавать однокоренные слова

-Какие задачи поставим на урок?        

                

ИГРУШКА НА ЕЛКУ

Проблемная ситуация (по учебнику в упр. 118). Написать слова на доске

Следующее украшение для елочки мы найдем в упражнении 118, стр. 86

  1.   Откройте учебник. Прочитай задание
  2. Что нужно сделать?
  3. Запиши однокоренные слова в столбик.           На доске 2 чел
  4. Прочитайте 1 группу. Назовите корень.

 Какую орфограмму заметили? (звонкий парный согласный)

  1. Прочитайте 2 группу. 

Одинаковый ли корень в словах: бережок, побережье, бережет. (Да

Какой?   (береж)  

( Если слово бережет, не напишут, то почему не все слова написали?)

  1. Но можно ли их считать однокоренными?  (Нет)
  2. Почему?  (разное значение)

- Сколько мнений в классе. Кто прав? Какой возникает вопрос?

(Как найти корень в группе однокоренных слов)

- Так какие слова называются однокоренными?  

   

   (в которых есть общая часть и похожий смысл)

- Какую задачу будем решать на уроке?

(Сегодня задача находить однокоренные слова)

Можно ли назвать слова однокоренными, потому что у них общий корень)

- Чему будем  учиться на уроке?    

  1. Находить корень в словах
  2. Находить корень в группе однокоренных слов;
  3. Отличать однокоренные слова от слов с похожим корнем ;

ИГРУШКА НА ЕЛКУ

Физминутка

Снежинки в небе кружатся,           (Машем руками в воздухе)

На землю тихо ложатся.                (Присесть на корточки)

Вот и зайка проскакал,                        (Попрыгать)

От лисы он убежал.                        (Бег на месте)

Это серый волк рыщет,                        (Скрестный шаг)

Он себе добычу ищет!                        (Руки на лоб, смотрим)

Гуси серые летели, на полянку тихо сели.  (машем руками, сели)

  1. Первичное закрепление

Итак, продолжаем работать над корнем

Чтобы на елочке появилась ещё игрушка, потренируемся,  выполним упражнение

 упр. 119.              Работаем в    В ПАРАХ

1  Прочитайте слова.     Что у них общего?              (Общая часть –кол-)

2  Можно ли сказать, что они однокоренные, потому что у них есть общая часть?                (Нет)

3 Почему?        (Разный смысл)

4 Объясните значение слов КОЛОКОЛ (полый конус с языком), КОЛОКОЛЬЧИК (маленький колокол, цветок, муз. инструмент), КОЛОТИТЬ (сильно бить), КОЛОТЬ (рассекать или касаться острым, причиняя боль)

5 У каких слов общий смысл? Назовите орфограммы. Запишите их в тетрадь. Найдите корень.

На доске пишет 1 ребенок

Вопросы к отвечающему ученику:

– Что тебе нужно было сделать?

– Удалось тебе выполнить задание?

– Ты сделал всё правильно или были недочёты?

– Ты составил всё сам или с помощью товарища?

– Сейчас мы вместе с … (имя ученика) учились оценивать свою работу

6 Что нужно делать, когда ищешь корень и подбираешь однокоренные слова?

(Вдумываться в смысл слова)

 7  Прочитайте текст в рамке стр. 87 и сравните со своими выводами.

 8 Давайте выработаем памятку, для определения корня в слове Напечатать

  1. Подобрать однокоренные слова
  2. Определить значение, то есть можно ли объяснить с помощью одного и того же слова?
  3. Выделить общую часть

– Прочитайте текст в рамке и сравните со своими выводами. Стр. 87

ИГРУШКУ НА ЕЛКУ

ΙΙI. Развитие умений – применение знания.     Работа в группах

Мы повесим на елку новые игрушки, если вы правильно найдете Корень в однокоренных словах, а лишние вычеркните. У каждой команды задание на карточках. (Придумайте еще свое слово)

  1. ЛЕДНИК, ХОЛОДНЫЙ,  ЛЕДОВЫЙ, ЗАЛЕДЕНЕТЬ, ЛЕДОКОЛ, ЛЕДИ
  2. СНЕГОВИК, ЗАСНЕЖЕННЫЙ, ЗИМА, ХОЛОД, СНЕЖИНКА
  3. ХОЛОД, ХОЛМИК, ХОЛОДОК, ХАЛВА, ХОЛОДИТ, ХОЛОДНЫЙ
  4. ЕЛКА, ЕЛ, ЕЛОВЫЙ, ЕЛЬ, ЕЛЕНА, ЕЛЬНИК, ЕЛОЧКА
  5. МОРОЗ, МОРОЗНЫЙ, ЗАМОРОЗКИ, МОРЖ, МОРОЗИЛЬНИК
  6. ВОДА, ВОДИЧКА, ВОДНЫЙ, ВОДИТЕЛЬ, ВОДЯНОЙ
  7. ДОБРЕНЬКИЙ, ДОБРЫЙ, ДОБРОТА, ДОБРАТЬСЯ

Ответ с самооценкой        

- Однокоренные слова…(прочитать)

-В них корень ……

- Зачеркнули……Почему

Самооценка работы

Легко ли было работать?

Все ли участвовали в работе? Кто старался лучше всех

Смогли придумать своё слово?

ПОСЛЕ КАЖДОЙ ГРУППЫ ИГРУШКУ ПОВЕСИТЬ НА ЕЛКУ

 

Итог урока.

- В чем сегодня упражнялись?

– Что у вас получалось сегодня лучше всего?

– В чём испытали затруднения?

- Поднимите руку те, кто справлялся сам с заданием

- Те у кого были затруднения?

- Посмотрите на нашу елочку. Какая она красивая и нарядная.

Домашнее задание. Дид. Мат. 103

Упр. 101 («Дидактический материал»).

. Дополнительно

- Какие правила работы мы должны учитывать работая в группе?

- Повернуться друг к другу в пол оборота.

- Разговаривать негромкими голосами.

- Слушать друг друга, не перебивая.

- Исправлять ошибки, не обижая товарища.

- Помогать друг другу

Игра «Редактор»    (группы)

Подготовка к Новому году продолжается. В газете скоро напечатают рассказ о елочке. Но случилась неприятность, некоторые слова потерялись. Помогите восстановить текст.

В  густом  лесу  росла  маленькая __________.

 – Почему, - спрашивала ________ у старой _________, - к тебе в гости часто прилетают дятлы и клесты?

 – Они прилетают за семенами, которых много в _____________ шишках.

 – Ребята, почему птицы прилетают к елочке?

Слова для справок: елочка, елка, еловые,   ель  

(Группа, которая раньше закончит, выступает первой)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие умения находить корень в группе однокоренных слов

Русский языкЧАСТИ СЛОВА. КОРЕНЬ Урок 68.Тема:  Развитие умения находить корень в группе однокоренных слов.Цель: – развитие умений находить корень в слове, распознавать групп...

Конспект урока по русскому языку, 2 класс на тему "Однокоренные слова"

Предлагаю вам конспект урока по предмету «Русский язык». Данный материал предназначен для учителей начальных классов, при изучении темы «Однокоренные слова», 2 класс. На данном уроке используются приё...

Конспект урока по русскому языку, 2 класс на тему "Однокоренные слова"

Предлагаю вам конспект урока по предмету «Русский язык». Данный материал предназначен для учителей начальных классов, при изучении темы «Однокоренные слова», 2 класс. На данном уроке используются приё...

Конспект урока по рускому языку, 3 класс, Школа России, "Однокоренные слова, обобщение, уточнение, представление об однокоренных (родственных) словах, о корне слова."

Конспект урока по рускому языку, 3 класс, Школа России, "Однокоренные слова, обобщение, уточнение, представление об однокоренных (родственных) словах, о корне слова."...

План – конспект урока русского языка в 3 классе по теме: Однокоренные слова

План – конспект урока русского языка в 3 классе по теме: Однокоренные слова...