Развитие умения находить корень в группе однокоренных слов
методическая разработка по русскому языку (2 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Урок русского языка во 2 классе.
Тема: « Развитие умения находить корень в группе однокоренных слов».
Цели: формирование общеучебных умений и навыков самостоятельной работы, работы с учебником, фронтально, индивидуально; формировать интерес к слову; развивать умение находить корень в группе однокоренных слов; продолжить работу в распознавании однокоренных слов; воспитывать любовь к родному языку, потребность в совершенствовании своей устной речи.
Оборудование: мультимедийный проектор, слайды к уроку; карточки с родственными словами; празднично оформленный плакат с текстом для нахождения родственных слов; тест с бланком для ответов (для каждого ученика).
Ход урока.
- Орг.момент.
- Приветствие. (слайд)
Учитель: Всё начинается со школьного звонка:
Дорога к звёздам, тайны океана.
Всё это будет поздно или рано.
Всё это будет впереди, ребята, а пока…
В нашей школе стало тихо.
Прозвенел уже звонок.
Вижу, дети, вы готовы.
Начинаем точно в срок.
На места все тихо сядем,
Не нарушим тишину.
Приготовились все слушать,
Я урок сейчас начну.
- Мотивация.
Учитель: Вы- талантливые дети! Когда- нибудь вы сами поймёте, как много умеете, если будете постоянно работать над собой, ставить новые цели и стремиться к их достижению.
- – Начнём наш урок с пословицы, которую соберём из слов: (слайд)
умение идут труд рядом и
( Умение и труд рядом идут.)
- Как понимаете смысл этой пословицы?
- Какие ещё пословицы о труде знаете?
II. Подведение к теме урока.
Учитель:- Вы любите разгадывать кроссворды? Предлагаю вам один из них. (слайд)
- Человечек, слепленный из комков снега. (снеговик)
- Мелкий снег.(снежок)
- Внучка Деда Мороза. (Снегурочка)
- Атмосферные осадки- белые пушинки, хлопья, представляющие собой кристаллики льда. (снег)
- Тонкий слой ледяных кристаллов на ветвях деревьев. (иней)
- Небольшая певчая птичка с красной грудкой.
- Запишите слова из кроссворда через запятую в тетрадь.
- Какое слово по вертикали получилось? (корень)
-Почему, как вы думаете? (предположения детей)
III. Сообщение темы урока.
- Сегодня мы будем работать с родственными словами и находить корень в группе однокоренных слов.
IV. Упражнения в распознавании однокоренных слов и нахождении корня в группе однокоренных слов.
1. - Что такое корень? (главная часть слова)
- А почему главная? ( в нём заключён смысл слова, корень есть у всех слов)
- Посмотрите на кроссворд и назовите лишнее слово. (иней)
- Почему оно лишнее? (оно не является однокоренным)
- А какие слова мы называем однокоренными? ( Это слова, имеющие одинаковый корень и близкие по значению)
- Выделите корень у однокоренных слов.
У какого слова не выделили? (иней)
2. Работа с учебником.
Выполнение упражнения №118, стр.75. (один ученик работает у доски)
3.- А сейчас я хочу показать вам письмо, которое приготовил для вас Снеговик.( на доске вывешивается плакат с текстом, в виде празднично оформленного свитка.
« Начинается новый трудовой день. Ты идёшь в школу. Твой главный труд- учёба. Помни: никакие трудности не страшны, если научишься хорошо работать, трудиться.
Ваш друг Снеговик.»
Учитель:- Снеговик надеется, что вы без труда найдёте в тексте однокоренные слова и выделите в них корень.
Физминутка.
Стул сломали мы вчера.
Мы ребята- мастера.
Молотком тук-тук стучали,
Гвозди ровно забивали.
Получилось как-то криво.
Отпилили мы красиво.
Шкуркой долго зачищали,
Стойким лаком покрывали,
Верх узором украшали,
Маму посмотреть позвали.
- Игра «Рассели жильцов».
- На доске два домика. В первом живут родственники с корнем –лёд-, а во втором с корнем –винт-. Дома стоят рядом, и в оба дома одновременно приехали родственники. Они потерялись и очень ждут от вас помощи.
(на доске вывешиваются карточки со словами: ледник, винтик, заледенеть, завинтил, винтовой, ледокол, леди, обвинить.)
- Какие слова остались на улице? Почему?
5.Работа с тестом. (самостоятельно с последующей проверкой)
Слайд.
V. Итог урока.
-Что нужно уметь, чтобы правильно выделить корень в словах?
-Как думаете, кто хорошо поработал на уроке?
- А как поработал ты?
VI. Домашнее задание.
Упражнение 119, стр.76.
А1 В каком ряду все слова являются однокоренными?
- мед, медок, сладкий
- корм, крошки, кормушка
- дом, домик, домашний
А2 В каком предложении имеются однокоренные слова?
- Много сказок создал наш народ.
- Рыбаки наловили много рыбы.
- Денис и Митя живут.
В3 Выпиши лишнее слово:
Хрусталь, хрустальный, хрустеть
В4 Найди и запиши слово, состоящее только из корня:
Лесок, хлеб, лисёнок
А1 А2
1
2
3
В3
В4
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого урока по русскому языку в 3 классе по теме: Развитие умения находить в словах окончание и основу.
Урок по русскому языку в 3 классе по УМК "ШКОЛА 2100" по теме "Развитие умения находить в слове основу и окончание"...
Развитие умения находить в словах суффиксы
Цель: развитие умение образовывать новые слова, понимание их значения. Обогащение словарного запаса детей с помощью словообразования, обучение правильному сочетанию слов в словосочетаниях....
урок русского языка 1 класс "развитие умения находить однокоренные слова, выделять корень
технологическая карта к уроку по программе "Школа 2100" Урок-сказка "Путешествие с Русалочкой"...
Развитие умения находить корень в группе однокоренных слов
Русский языкЧАСТИ СЛОВА. КОРЕНЬ Урок 68.Тема: Развитие умения находить корень в группе однокоренных слов.Цель: – развитие умений находить корень в слове, распознавать групп...
Конспект урока Упражнение в умении находить корень в группе однокоренных слов
Конспект урока русского языка во 2 классе по программе "Школа 2100"...
Урок русского языка в 1 классе. "Развитие умения находить однокоренные слова, выделять в них корень". ОС "Школа 2100"
Цель:- развитие умения находить корень слова, подбирать и группировать однокоренные слова.- развитие умений чтения и понимания текста (вычитывание фактуальной информации).Оборудование: учебник, тетрад...
Умение находить корень слова в родственных словах как важный компонент при проверки безударной гласной в корне слова у детей с речевыми нарушениями
Один из важных элементов проверки безударных гласных в корне слова - это умение подбирать родственные слова. В этом компоненте дети с речевыми нарушениями испытывают большие трудности. Они с огромным ...