Развитие умения находить корень в группе однокоренных слов
методическая разработка по русскому языку (2 класс) по теме

Мульдиярова Наталья Николаевна

Урок русского языка

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urokkoren.docx19.81 КБ

Предварительный просмотр:

                                               Урок русского языка во 2 классе.

                                  Тема: « Развитие умения находить корень в группе однокоренных слов».

    Цели: формирование общеучебных умений и навыков самостоятельной работы, работы с учебником, фронтально, индивидуально; формировать интерес к слову; развивать умение находить корень в группе однокоренных слов; продолжить работу в распознавании однокоренных слов; воспитывать любовь к родному языку, потребность в совершенствовании своей устной речи.

    Оборудование: мультимедийный проектор, слайды к уроку; карточки с родственными словами; празднично оформленный плакат с текстом для нахождения родственных слов; тест с бланком для ответов (для каждого ученика).

     Ход урока.

  1. Орг.момент.
  1. Приветствие. (слайд)

Учитель: Всё начинается со школьного звонка:

                 Дорога к звёздам, тайны океана.

                 Всё это будет поздно или рано.

                 Всё это будет впереди, ребята, а пока…

                 В нашей школе стало тихо.

                 Прозвенел уже звонок.

                 Вижу, дети, вы готовы.

                 Начинаем точно в срок.

                 На места все тихо сядем,

                 Не нарушим тишину.

                 Приготовились все слушать,

                 Я урок сейчас начну.

  1. Мотивация.

Учитель: Вы- талантливые дети! Когда- нибудь вы сами поймёте, как много умеете, если будете постоянно работать над собой, ставить новые цели и стремиться к их достижению.

  1. – Начнём наш урок с пословицы, которую соберём из слов: (слайд)

            умение                       идут                 труд                       рядом              и

                                  ( Умение и труд рядом идут.)

- Как понимаете смысл этой пословицы?

- Какие ещё пословицы о труде знаете?

  II. Подведение к теме урока.

           Учитель:- Вы любите разгадывать кроссворды? Предлагаю вам один из них. (слайд)

  1. Человечек, слепленный из комков снега. (снеговик)
  2. Мелкий снег.(снежок)
  3. Внучка Деда Мороза. (Снегурочка)
  4. Атмосферные осадки- белые пушинки, хлопья, представляющие собой кристаллики льда. (снег)
  5. Тонкий слой ледяных кристаллов на ветвях деревьев. (иней)
  6. Небольшая певчая птичка с красной грудкой.

- Запишите слова из кроссворда через запятую в тетрадь.

- Какое слово по вертикали получилось? (корень)

-Почему, как вы думаете? (предположения детей)

   III. Сообщение темы урока.

           - Сегодня мы будем работать с родственными словами и находить корень в группе однокоренных слов.

   IV. Упражнения в распознавании однокоренных слов и нахождении корня в группе однокоренных слов.

      1.   - Что такое корень? (главная часть слова)

         - А почему главная? ( в нём заключён смысл слова, корень есть у всех слов)

        - Посмотрите на кроссворд и назовите лишнее слово. (иней)

        - Почему оно лишнее? (оно не является однокоренным)

        - А какие слова мы называем однокоренными? ( Это слова, имеющие одинаковый корень и близкие по значению)

        - Выделите корень у однокоренных слов.

        У какого слова не выделили? (иней)

    2. Работа с учебником.

            Выполнение упражнения №118, стр.75. (один ученик работает у доски)    

   3.- А сейчас я хочу показать вам письмо, которое приготовил для вас Снеговик.( на доске вывешивается  плакат с текстом, в виде празднично оформленного свитка.

        « Начинается новый трудовой день. Ты идёшь в школу. Твой главный труд- учёба. Помни: никакие трудности не страшны, если научишься хорошо работать, трудиться.

                                                                                                                                Ваш друг Снеговик.»

    Учитель:- Снеговик надеется, что вы без труда найдёте в тексте однокоренные слова и выделите в них корень.

   Физминутка.

Стул сломали мы вчера.

Мы ребята- мастера.

Молотком тук-тук стучали,

Гвозди ровно забивали.

Получилось как-то криво.

Отпилили мы красиво.

Шкуркой долго зачищали,

Стойким лаком покрывали,

Верх узором украшали,

Маму посмотреть позвали.

  1. Игра «Рассели жильцов».

- На доске два домика. В первом живут родственники с корнем –лёд-, а во втором с корнем –винт-. Дома стоят рядом, и в оба дома одновременно приехали родственники. Они потерялись и очень ждут от вас помощи.

                  (на доске вывешиваются карточки со словами: ледник, винтик, заледенеть, завинтил, винтовой, ледокол, леди, обвинить.)

- Какие слова остались на улице? Почему?

         5.Работа с тестом. (самостоятельно с последующей проверкой)

            Слайд.

       V. Итог урока.

       -Что нужно уметь, чтобы правильно выделить корень в словах?

      -Как думаете, кто хорошо поработал на уроке?

     - А как поработал ты?

       VI. Домашнее задание.

                 Упражнение 119, стр.76.

А1 В каком ряду все слова являются однокоренными?                                

  1. мед, медок, сладкий
  2. корм, крошки, кормушка
  3. дом, домик, домашний

А2 В каком предложении имеются однокоренные слова?

  1. Много сказок создал наш народ.
  2. Рыбаки наловили много рыбы.
  3. Денис и Митя живут.

В3 Выпиши лишнее слово:

Хрусталь, хрустальный, хрустеть

В4 Найди и запиши слово, состоящее только из корня:

Лесок, хлеб, лисёнок

     А1                             А2

1

2

3

В3

В4


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого урока по русскому языку в 3 классе по теме: Развитие умения находить в словах окончание и основу.

Урок по русскому языку в 3 классе по УМК "ШКОЛА 2100" по теме "Развитие  умения находить в слове основу и окончание"...

Развитие умения находить в словах суффиксы

Цель: развитие умение образовывать новые слова, понимание их значения. Обогащение словарного запаса детей с помощью словообразования, обучение правильному сочетанию слов в словосочетаниях....

урок русского языка 1 класс "развитие умения находить однокоренные слова, выделять корень

технологическая карта  к уроку по программе "Школа 2100" Урок-сказка "Путешествие с Русалочкой"...

Развитие умения находить корень в группе однокоренных слов

Русский языкЧАСТИ СЛОВА. КОРЕНЬ Урок 68.Тема:  Развитие умения находить корень в группе однокоренных слов.Цель: – развитие умений находить корень в слове, распознавать групп...

Конспект урока Упражнение в умении находить корень в группе однокоренных слов

Конспект урока русского языка во 2 классе по программе "Школа 2100"...

Урок русского языка в 1 классе. "Развитие умения находить однокоренные слова, выделять в них корень". ОС "Школа 2100"

Цель:- развитие умения находить корень слова, подбирать и группировать однокоренные слова.- развитие умений чтения и понимания текста (вычитывание фактуальной информации).Оборудование: учебник, тетрад...

Умение находить корень слова в родственных словах как важный компонент при проверки безударной гласной в корне слова у детей с речевыми нарушениями

Один из важных элементов проверки безударных гласных в корне слова - это умение подбирать родственные слова. В этом компоненте дети с речевыми нарушениями испытывают большие трудности. Они с огромным ...