Развитие умения находить корень в группе однокоренных слов
презентация урока для интерактивной доски по русскому языку (2 класс) по теме
Русский язык
ЧАСТИ СЛОВА. КОРЕНЬ
Урок 68.
Тема: Развитие умения находить корень в группе однокоренных слов.
Цель:
– развитие умений находить корень в слове, распознавать группы однокоренных слов, отличать однокоренные слова от слов с похожим корнем.
Формирование УУД
Познавательные УУД
Выявлять сущность, особенности объектов.
Обобщать и классифицировать по признакам.
На основе анализа объектов делать выводы.
Регулятивные УУД
Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.
Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).
Коммуникативные УУД
Развиваем умение слушать и понимать других.
Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. Оформлять свои мысли в устной форме.
Личностные результаты
Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
Ход урока
Ι. Актуализация знаний.
1. – Раскройте тетрадь.
-Что надо записать? (Дату.)
Комментированная запись числа.
-Какую запись должны сделать дальше?
- Напишите слова «Классная работа».
2. Чистописание.
-Написание, какой буквы повторяем?
-Вспомним, какие звуки она обозначает?
-Из каких элементов состоит Буква М?
-Какое соединение в буквосочетаниях? Мл Мн Мр
-Запишите предложение. Найдите грамматическую основу предложения.
3. - Что такое корень слова?
- Что такое однокоренные слова?
-Сколько действий надо выполнить, чтобы найти корень слова (вспомни правило в учебнике)?
4. - Прочитайте группы однокоренных слов в упр. 102, «Дидактический материал».
Вопросы к отвечающему ученику:
– Что тебе нужно было сделать?
– Удалось тебе выполнить задание?
– Ты сделал всё правильно или были недочёты?
– Ты составил всё сам или с помощью товарища?
– Сейчас мы вместе с … (имя ученика) учились оценивать свою работу.
II. Формулирование проблемы, планирование деятельности. Открытие нового знания
– А теперь послушайте стихотворение.
Учитель читает стихотворение, предварительно дав установку на внимательное слушание: «Кто больше всего запомнит пар слов?»
У меня друзей немало,
Но я всех нарисовала:
Коля колет,
Поля полет,
Паша пашет,
Варя варит,
Валя валит... (Г. Комаровский, Г. Ладонщиков)
– Будут ли однокоренными слова Коля и колет? Почему? У них же один корень -кол-. (Разное значение, нельзя объяснить через какое-то одно из них.)
– А другие такие же пары слов? Кто их запомнил? (Поля полет, Паша пашет, Варя варит, Валя валит.)
5. Прочитайте слова на доске. Какое слово лишнее? Почему? Запишите однокоренные слова, отметьте корень.
– Чем будем заниматься на уроке? (Находить корень, отличать однокоренные слова от слов с похожими корнями.)
– Составим план урока.
1. Учиться выделять группы однокоренных слов.
2. Наблюдение над правильным произношением слов.
3. Учиться определять корень слова.
– Что мы сейчас делали? (Планировали свою деятельность.)
ΙΙI. Развитие умений – применение знания.
1. Работа по учебнику.
Упр. 120 – развивается умение выделять группы однокоренных слов.
2. Словарная работа
Алфавит, арбуз, ворона, собака, овощи, воробей, карандаш, звонит.
3.Развиваем умение находить однокоренные слова.
Прочитайте текст, найдите и выпишите однокоренные слова, отметьте корень.
1. В тайге растёт кедр. Кедровник -любимое место многих животных и птиц. Осенью в нем созревают кедровые шишки. Кедровки успевают
делать свои запасы.
2. Работа в Рабочей тетради.
3. Дополнительный материал: игра «Третий лишний».
Упр. 103 («Дидактический материал»). Устно.
– Что мы сейчас делали?
– Какие умения формировали? (Умение работать с информацией.)
4. Самостоятельная работа.
Запишите слова. Подчеркните лишнее слово. Отметьте тетрадь.
Добрый, чуткий, доброта.
Учитель, школьник, ученик, учение.
Шиповник, шипеть, шипы.
Водный, вода, водитель
ΙV. Итог урока. Рефлексия.
– Назовите два условия (признака), которые должны быть у слов, чтобы они были однокоренными (одинаковые (сходные) корни и близкое (сходное) значение.
– Что у вас получалось сегодня лучше всего?
– В чём испытали затруднения?
V. Домашнее задание.
1. Задание № 10, тема 9 в Рабочей тетради.
2. Упр. 122
Деятельность учеников:
– Наблюдать над однокоренными словами.
– Анализировать однокоренные слова: называть общее лексическое значение корня.
– Выделять корень в слове, в группе однокоренных слов, подбирать однокоренные слова.
– Отличать однокоренные слова от слов с похожим корнем
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_umeniya_nahodit_koren_v_gruppe_odnokorennyh_slov11.rar | 1.75 МБ |
Предварительный просмотр:
Русский язык
ЧАСТИ СЛОВА. КОРЕНЬ
Урок 68.
Тема: Развитие умения находить корень в группе однокоренных слов.
Цель:
– развитие умений находить корень в слове, распознавать группы однокоренных слов, развитие умения находить корень в слове, отличать однокоренные слова от слов с похожим корнем.
Формирование УУД
Познавательные УУД
Выявлять сущность, особенности объектов.
Обобщать и классифицировать по признакам.
На основе анализа объектов делать выводы.
Регулятивные УУД
Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.
Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).
Коммуникативные УУД
Развиваем умение слушать и понимать других.
Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. Оформлять свои мысли в устной форме.
Личностные результаты
Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
Ход урока
Ι. Актуализация знаний.
1. – Раскройте тетрадь.
-Что надо записать? (Дату.)
Комментированная запись числа.
-Какую запись должны сделать дальше?
- Напишите слова «Классная работа».
2. Чистописание.
-Написание, какой буквы повторяем?
-Вспомним, какие звуки она обозначает?
-Из каких элементов состоит Буква М?
-Какое соединение в буквосочетаниях? Мл Мн Мр
-Запишите предложение. Найдите грамматическую основу предложения.
3. - Что такое корень слова?
- Что такое однокоренные слова?
-Сколько действий надо выполнить, чтобы найти корень слова (вспомни правило в учебнике)?
4. - Прочитайте группы однокоренных слов в упр. 102, «Дидактический материал».
Вопросы к отвечающему ученику:
– Что тебе нужно было сделать?
– Удалось тебе выполнить задание?
– Ты сделал всё правильно или были недочёты?
– Ты составил всё сам или с помощью товарища?
– Сейчас мы вместе с … (имя ученика) учились оценивать свою работу.
II. Формулирование проблемы, планирование деятельности. Открытие нового знания
– А теперь послушайте стихотворение.
Учитель читает стихотворение, предварительно дав установку на внимательное слушание: «Кто больше всего запомнит пар слов?»
У меня друзей немало,
Но я всех нарисовала:
Коля колет,
Поля полет,
Паша пашет,
Варя варит,
Валя валит... (Г. Комаровский, Г. Ладонщиков)
– Будут ли однокоренными слова Коля и колет? Почему? У них же один корень -кол-. (Разное значение, нельзя объяснить через какое-то одно из них.)
– А другие такие же пары слов? Кто их запомнил? (Поля полет, Паша пашет, Варя варит, Валя валит.)
5. Прочитайте слова на доске. Какое слово лишнее? Почему? Запишите однокоренные слова, отметьте корень.
– Чем будем заниматься на уроке? (Находить корень, отличать однокоренные слова от слов с похожими корнями.)
– Составим план урока.
- Учиться выделять группы однокоренных слов.
- Наблюдение над правильным произношением слов.
- Учиться определять корень слова.
– Что мы сейчас делали? (Планировали свою деятельность.)
ΙΙI. Развитие умений – применение знания.
1. Работа по учебнику.
Упр. 120 – развивается умение выделять группы однокоренных слов.
2. Словарная работа
Алфавит, арбуз, ворона, собака, овощи, воробей, карандаш, звонит.
3.Развиваем умение находить однокоренные слова.
Прочитайте текст, найдите и выпишите однокоренные слова, отметьте корень.
1. В тайге растёт кедр. Кедровник -любимое место многих животных и птиц. Осенью в нем созревают кедровые шишки. Кедровки успевают
делать свои запасы.
2. Работа в Рабочей тетради.
3. Дополнительный материал: игра «Третий лишний».
Упр. 103 («Дидактический материал»). Устно.
– Что мы сейчас делали?
– Какие умения формировали? (Умение работать с информацией.)
- Самостоятельная работа.
Запишите слова. Подчеркните лишнее слово. Отметьте тетрадь.
Добрый, чуткий, доброта.
Учитель, школьник, ученик, учение.
Шиповник, шипеть, шипы.
Водный, вода, водитель
ΙV. Итог урока. Рефлексия.
– Назовите два условия (признака), которые должны быть у слов, чтобы они были однокоренными (одинаковые (сходные) корни и близкое (сходное) значение.
– Что у вас получалось сегодня лучше всего?
– В чём испытали затруднения?
V. Домашнее задание.
1. Задание № 10, тема 9 в Рабочей тетради.
2. Упр. 122
Деятельность учеников:
– Наблюдать над однокоренными словами.
– Анализировать однокоренные слова: называть общее лексическое значение корня.
– Выделять корень в слове, в группе однокоренных слов, подбирать однокоренные слова.
– Отличать однокоренные слова от слов с похожим корнем
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого урока по русскому языку в 3 классе по теме: Развитие умения находить в словах окончание и основу.
Урок по русскому языку в 3 классе по УМК "ШКОЛА 2100" по теме "Развитие умения находить в слове основу и окончание"...
Развитие умения находить в словах суффиксы
Цель: развитие умение образовывать новые слова, понимание их значения. Обогащение словарного запаса детей с помощью словообразования, обучение правильному сочетанию слов в словосочетаниях....
Развитие умения находить корень в группе однокоренных слов
Урок русского языка...
урок русского языка 1 класс "развитие умения находить однокоренные слова, выделять корень
технологическая карта к уроку по программе "Школа 2100" Урок-сказка "Путешествие с Русалочкой"...
Конспект урока Упражнение в умении находить корень в группе однокоренных слов
Конспект урока русского языка во 2 классе по программе "Школа 2100"...
Урок русского языка в 1 классе. "Развитие умения находить однокоренные слова, выделять в них корень". ОС "Школа 2100"
Цель:- развитие умения находить корень слова, подбирать и группировать однокоренные слова.- развитие умений чтения и понимания текста (вычитывание фактуальной информации).Оборудование: учебник, тетрад...
Умение находить корень слова в родственных словах как важный компонент при проверки безударной гласной в корне слова у детей с речевыми нарушениями
Один из важных элементов проверки безударных гласных в корне слова - это умение подбирать родственные слова. В этом компоненте дети с речевыми нарушениями испытывают большие трудности. Они с огромным ...