Сценарий урока русского языка во 2 классе
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Русский язык. 2 класс.
«Начальная школа ХХI века»
Тема: «Правописание суффиксов
-ёнок-, -онок-»
Учитель начальных классов
МБОУ«Фёдоровская средняя
общеобразовательная школа №2
с углублённым изучением
отдельных предметов»
Миниахметова Л.М.
2013 год
Предмет: Русский язык.
Класс: 2.
Тема: Правописание суффиксов -ёнок-, -онок-.
Учебно-методическое обеспечение: Русский язык, часть первая, 2 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / С.В. Иванов, А.О. Евдокимова, М.И. Кузнецова– М.: «Вентана-Граф», 2012.Рабочие тетради на печатной основе «Пишем грамотно» №1. М.И.Кузнецова. М.: «Вентана-Граф», 2012.
Дидактическая цель: создать условия для открытия новых знаний по данной теме.
Тип урока: открытие нового знания.
- Форма урока: урок-исследование.
Цель: ознакомить с правописанием суффиксов -ёнок-, -онок-;
Задачи урока:
- Образовательные:
- Закрепить знания об имени существительном как о части речи.
- Научить грамотно писать суффиксы –ёнок,- онок-
- Развивающие:
Способствовать развитию орфографической зоркости, логического мышления; совершенствовать навык самостоятельной работы и работы в парах.
- Воспитательные:
1.Способствовать воспитанию культуры учебного труда, интереса к предмету через ситуацию успеха и взаимодоверия.
2.Содействовать воспитанию товарищества, взаимовыручки, дисциплинированности, ответственности через вовлечение детей в парную и групповую работу.
Формы обучения: фронтальная, самостоятельная, парная, групповая работа.
Методы: частично - поисковый, проблемный, креативный (метод конструирования правила).
Средства обучения: компьютер, мультимедийный проектор, презентация.
Технологическая карта урока
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | У У Д |
I.Самоопределение к деятельности | Организационный момент. «Психологическая установка на работу» . Начинается урок, Он пойдет ребятам впрок, Постарайтесь все понять, Учитесь тайны открывать, Ответы полные давать, Чтоб за работу получать Только лишь оценку «пять»! А девиз у нас такой: «С малой удачи начинается успех большой!» | Дети настраиваются на активную работу на уроке. | Личностные:самоопределение; регулятивные:целеполагание; коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. |
II.Мотивация учебной деятельности.Сообщение темы, цели, задач урока. | Оформление тетрадей. Сядьте ровно. Всё в порядке? Открывайте-ка тетрадки, И какой сегодня день Все запишут… Нам не лень! Словарный диктант. Пишем в первый столбик названия животных, которых вы видите на слайде ( слайд № 1. ) (лиса, заяц, медведь). -Что общего у данных слов? А теперь во второй столбик напишите названия детёнышей этих животных.( слайд №2.) -А теперь обозначьте окончания, корни слов.
- А какая часть осталась? -Что это такое? -Где находится эта часть слова? -Для чего служит эта часть слова? ( Ставится проблемный вопрос). ( слайд №3.) - Может быть кто- то догадался или знает заранее, как называется эта часть слова? -Определите тему нашего урока.(слайд№4.) -Сформулируйте задачи урока. | Дети пишут число. Словарный диктант. Дети делят рабочий лист тетради на 2 столбика. -Имена существительные, одушевлённые. -Дети пишут названия детёнышей животных: зайчонок, лисёнок, медвежонок. -Дети выделяют окончания и корни слов. -Часть слова –онок,- ёнок. -Новая часть слова. -Часть слова находится после корня, перед окончанием. -Образует новое слово. -Высказывания детей. Тема нашего урока: суффиксы –онок,- ёнок-. Дети ставят перед собой задачи, чему должны научиться на уроке. | Личностные:самоопределение; регулятивные:целеполагание; коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. |
III.Актуализация знаний. | Работа по учебнику.(слайд№5.) - Открываем учебники. Упражнение 1, стр.107 ( письменно).Организация работы в паре. - Какие слова у вас получились? -Какие суффиксы помогли образовать эти новые слова? На что они указывают? Какое значение придают к слову? – Обозначьте в словах корень, окончание, суффикс. | 1 ученик читает задание. Ученики работают в паре. -Мы образовали новые слова. -Суффиксы -онок –, -ёнок-. - Ответы детей. Дети находят в словах окончание, корень, суффикс. | Регулятивные: целеполагание; коммуникативные: постановка вопросов; познавательные: формулирование познавательной цели; проблемы |
- Назовите в словах, обозначающих детёнышей, ту часть, которая помогла образовать эти слова? Где она находится? После работы идет подведение итогов. -О какой части слова мы вели речь на уроке? - Что вы узнали о суффиксе? (слайд №6.) | -Суффикс. Он находится после корня. Дети называют полученные ими сведения о суффиксе и графически оформляют в виде грозди (кластера) -Дети отвечают на вопрос учителя. |
IV. « Открытие нового знания» (построение проекта выхода из затруднения) | Решение проблемного вопроса. -Знаем ли мы, когда пишутся суффиксы -ёнок-, -онок-? Как мы можем узнать об этом? (прочитать правило в учебнике или самим вывести это правило) Какой путь выбираете? Как нужно работать, чтобы понять тему урока? Первичное закрепление. -Организация групповой работы. - А теперь попробуйте сформулировать правило о суффиксе, не заглядывая в учебник. Учитель просит вывести алгоритм действий, который поможет правильно писать суффиксы: - Попробуйте выяснить, как определить, когда в слове пишется суффикс –онок–, а когда суффикс –ёнок–. Групповая работа. Сравнение алгоритмов. - Обратимся к научному источнику. Откройте рубрику «Тайны языка» на странице 108. Прочитайте правило. Какое открытие вы для себя сделали? -Правило. (слайд№7.)
Физкультминутка. « Барсучонок» ( слайд №8.) Динамическая пауза направлена на сохранение здоровья детей. -Учимся применять правило. (слайд№9.) Когда какой суффикс написать? – Давайте вернёмся к словарному диктанту, с которого мы начали открытие этой темы. Так какое же написание будет верным? (зайчонок). - Давайте, попробуем вывести алгоритм действий, который поможет нам правильно писать эти суффиксы. Какие этапы работы вы предлагаете? Сравните свои алгоритмы с алгоритмом на слайде. (слайд №9.) Что заметили? | Дети рассаживаются по группам. В результате появляются варианты решений. Каждая группа предлагает свои варианты ребятам. Идет обсуждение детьми, и делаются выводы. -Дети формулируют правило о правописании суффиксов, затем сравнивают его с правилом в учебнике. Составление алгоритма. Идет осмысление новой информации детьми. Высказывания детей. Дети сравнивают алгоритмы. Учащиеся проговаривают правило правописания суффиксов –онок-, -ёнок-. Ученики читают правило по слайду. Дети выполняют движения под музыку. Дети исправляют свои ошибки, если кто-то написал слово неправильно (зайчёнок). Дети предлагают свои варианты. -Ответы детей. | |
V.Систематизация и обобщение изученного материала. VI. Физкультминутка для глаз. | Закрепление нового материала. Выполнение практических заданий на основе изученной информации. Учитель проводит дифференцированную работу. Задание для слабоуспевающих детей составлено на слайде. (слайд №10.) Задание выполняется с коммен-тированием под руководством учителя: слон…нок, еж…нок, ут…нок, лягуш…нок, зайч…нок, орл…нок. 2 и 3 группы выполняют задание на карточках. Карточка для 1 варианта. Раздели слова на 2 группы. Сделай вывод. Лосёнок, медвежонок, телёнок, мышонок. Карточка для 2 варианта. Сделай вывод. Лисёнок, гальчонок, тигрёнок, бельчонок. -Какой вывод сделаем? Зарядка для глаз.(слайд №11. ) Проведём, друзья, сейчас Упражнения для глаз.
| Ребята учатся применять правило на письме. Дети делают выводы. Проверяют написание каждого слова и доказывают правильность своих суждений. После работы делают выводы. -Дети выполняют работу на карточках. Делают выводы. - Дети слушают музыку и выполняют упражнения для глаз. | |
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Пользуясь полученными знаниями, выполняем работу по таблице. Проверка детьми уровня своих знаний по данной теме.(слайд№12.) Работа по таблице. В задании заложены реакции на верные и на неверные ответы учащихся, поэтому сразу видны слова, в которых допущены ошибки. Проводится работа над ошибками. | Ученики работают в тетрадях. Объясняют написание суффиксов -ёнок-, -онок-. Работают по таблице. Делают выводы: по какой причине допустили ошибку, какие трудности встретились? | ||
VII. Подведение итогов. VIII.Рефлексия деятельности. | В заключение урока учитель предлагает определить ценность урока, его полезность. -Пришла пора подводить итоги. Какова была тема урока? А проблема? (слайд№13.) -Что нового вы сегодня узнали? Для чего мы учимся правильно писать суффиксы –онок–,–ёнок–? Оценивание работы учащихся на уроке. Детям предлагается домашнее задание: (слайд№14.) 1) правило на стр. 108, упр. 2; 2) правило на стр.108, упр. 3. - Прочитаем задание. Какие вопросы у вас возникли? -Рефлексия.(слайд №15.) - Спасибо вам за хорошую работу и за радость, которую мы друг другу доставили. | Называют тему и проблему урока. Ученики делают выводы. Ученики разбирают домашнее задание. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий урока русского языка 3 класс (УМК "Школа России") "Изменение по числам имен существительных, имен прилагательных, глаголов"
К уроку прилагается презентация. В приложении даются дифференцированные задания. Урок составлен по требованиям ФГОС....

Сценарий урока русского языка Тема: «Уменьшительно-ласкательные формы мужских и женских имён в русском языке. Образование имён существительных от основ существительных»
Предмет: «Русский язык»Авторы учебника: Р.Н.Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В.ПронинаКласс:3Тема: «Уменьшительно-ласкательные формы мужских и женских имён в русском языке. Образование имён существительных от ...

Сценарий урока русского языка 3 класс "Школа РОССИИ", тема "Корень слова"
На уроке у учащихся сформируются умения распознавать однокоренные слова и выделять корень слова....

Сценарий урока., русский язык, 2 класс. Закрепление пройденного, безударные гласные, проверяемые ударением, парные согласные. Деловая игра " Редакция.
Урок представлен в виде деловой игры " Редакция". Цель нестандартности урока - создать положительную мотивацию к урокам русского языка. Используется групповая форма р...