Знакомство с буквой Ф
план-конспект занятия по русскому языку (1 класс) по теме
Урок построен в соответствии с программными требованиями. На уроке прослеживается чёткость всех этапов урока. Все этапы урока соответствовали характеру познавательной деятельности учащихся. Предложенные задания носили развивающий характер.На протяжении всего урока у ребят формировались следующие УУД: мотивационная готовность к учебной деятельности(на этапе мотивации к деятельности), умение классифицировать, выбирать критерии для классификации, принимать и сохранять учебную задачу (на этапе актуализации знаний), умение формулировать учебную задачу, планировать учебные действия ( на этапе введения в новую тему), умение использовать знаково - символические средства, в том числе модели и схемы, моделировать, учитывать позицию партнера, организовывать и осуществлять сотрудничество со сверстниками, контролировать действия партнера, проводить классификацию по заданному критерию (на этапе знакомства с буквой)., умение проводить классификацию по заданным критериям, контролировать и оценивать свои действия, организовывать и осуществлять сотрудничество со сверстниками (на этапе закрепления), умение осуществлять рефлексию собственной деятельности (на этапе рефлексии).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok.docx | 233.72 КБ |
prezentatsiya_bukva_f.pptx | 2.65 МБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока на тему:
Знакомство с буквой Ф,ф. Чтение слогов и слов.
Предмет, класс: Литературное чтение, 1 класс
Программа: «Начальная школа 21 века», УМК Н.Ф.Виноградовой
Учебник, автор: Л.Е.Журова, А.О.Евдокимова «Букварь»
Тип урока: Открытие новых знаний
Учитель начальных классов:.Симченко Ольга Юрьевна
Место работы: МБОУ «НОШ №63» г.Кемерово
Электронный адрес: olg-simchenko@yandex.ru
Тема: Знакомство с буквой Ф,ф. Чтение слогов и слов.
Цель: Изучение и первичное закрепление новых знаний
Задачи:
• предметные: формировать умение проводить звуковой анализ слова, характеризовать гласные и согласные звуки; развивать фонематический слух; познакомить с новой буквой; учить читать слоги и слова с пройденными буквами;
• метапредметные: способствовать овладению способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности; формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия;
• личностные: развитие мотивов учебной деятельности; развитие навыков конструктивного сотрудничества со сверстниками и учителем.
Формы организации познавательной деятельности: парная, групповая, индивидуальная, фронтальная.
Методы обучения:
• по источнику знаний: словесные, практические;
• по уровню познавательной активности: проблемный;
• по принципу расчленения или соединения знаний: аналитический, сравнительный.
Оборудование для учителя:
• презентация на мультимедиа - проекторе
• учебник «Букварь»
Оборудование для учащихся:
• фишки
• учебник «Букварь»
• карточки для групповой и самостоятельной работы
Ход урока.
1. Мотивация к деятельности.
- Внимание! Проверь, дружок,
Готов ли ты начать урок!
Всё ль на месте? Всё ль в порядке:
Книжки, ручки и тетрадки?
- Есть у нас девиз такой:
Всё, что надо под рукой!
- Чтобы наша работа была успешной на уроке, вспомним законы урока: не выкрикивать, быть терпеливым, дать возможность высказаться своим товарищам, уважать друг друга.
2. Актуализация знаний
Работа по «ленте букв»
- Для чего на уроке мы используем «ленту букв»?
- Помогает обобщать, сравнивать и классифицировать буквы и звуки.
- Определите, на какие группы делятся все звуки и буквы русского языка.
- Все звуки и буквы русского языка делятся на гласные и согласные.
-На какие группы можно разделить гласные звуки? Назовите гласные, назовите признаки гласных.(Дети называют гласные, их отличительные признаки; классифицируют гласные.)
- На какие группы можно разделить согласные звуки, назовите признак классификации согласных. Назовите согласные буквы, назовите признаки согласных.(Классифицируют согласные, называют признаки классификации)
- Назовите согласные буквы, с которыми уже знакомы.(Называют буквы)
3. Введение в тему урока. Постановка учебной задачи.
- Как вы думаете, какова тема сегодняшнего урока?
- Знакомство с буквой «Ф,ф».
- Почему вы так решили?
- На прошлом уроке знакомились с буквой «В, в» «Ф,ф» – её пара.
- Что значит парные согласные?
- Способ произношения одинаковый, только звонкие произносятся с голосом, а глухие без голоса.
- Какую учебную задачу поставим на уроке?
- Познакомиться с новой буквой, классифицировать звуки, научиться читать слоги и слова с этой буквой.
4. Физкультминутка
5. Открытие новых знаний
а) Звукобуквенный анализ слов (работа в парах)
Загадки
Днём сидит, как слепой,
Только вечер — за разбой.
Ловит по лесу мышей,
Сероухих малышей. (Филин)
Перед работой его надевают,
И чаще, чем платье, стирают,
В нем дворники двор
Иногда подметают (фартук)
(С использованием фишек составляют звуковую модель слов. Интонационно выделяют звуки в словах. Моделируют звуковой состав слов. Проверяют своего партнёра.) слайд 2
- А сейчас поиграем в игру «Живые звуки»( Идёт работа со словом "Филин". Выходят к доске дети, которых я назвала, и со стола учителя берут цветную фишку, согласно своего звука. Одновременно выполняется самопроверка взаимопроверка, оценка своей работы и работы одноклассников, которые у доски.)
- Разделите слово "филин" на слоги. (хором произносят слово по слогам, "живые звуки " в данный момент делятся на 2 группы.)
- Произнесите слово "филин" с выделением ударного звука.( хором произносят слово, ударный "живой звук" приседает.) (На этом игра заканчивается, дети садятся на свои места)
- Продолжаем работу со словом "фартук"(аналогично)
-Что общего заметили в данных словах ?
- Оба слова состоят из 2 слогов.(Сравнивают модели слов и доказывают, что оба слова состоят из двух слогов. Формулируют правило.)
б) Сравнение новых звуков слайд 3
- Из модели слова "филин" уберите слог – [лин]
Из модели слова"фартук" уберите слог – [тук]
Назовите оставшийся слог слова "филин".
- "Фи".
- Назовите оставшийся слог слова "фартук".
-"фар"
- Фишка какого цвета в начале каждого слога?( зелёная и синяя)
Почему звуки разные?(Сравнивают звуки в слогах. Доказывают)
- Зелёная фишка - мягкий согласный звук, т.к. за ним стоит [и], который командует читать мягко. Синяя фишка - твёрдый согласный звук, т.к. за ним идёт[ а], который командует читать твёрдо. (слайд 4)
- Докажите звонкий или глухой [ф]. ( закрывают ладонями уши и произносят)
- Звук[ф] глухой.
- Является ли он парой для звука [в]?
- Да, т.к. способ их произношения одинаковый, только звук [в] произносится с голосом, а [ф]- без голоса.
- Какую учебную задачу вы выполнили?
в) - Классификация звуков.
г) Знакомство с буквой Ф, ф. (слайд 5)
- На что похожа буква Ф? ( работа по слайду с образом буквы Ф)
-А теперь посмотрите на доску и назовите звуки, которые дружат с колокольчиком. Слайд 6
6. Электронная физкультминутка для глаз (слайд7)
7.Первичное закрепление. Работа с учебником.
а) Жужжащее чтение слогов. (Выборочное чтение по учебнику (стр.119)) (слайд8,9)
чтение слогов, в которых буква ф обозначает твердый согласный звук [ф] – первая строка;
чтение слогов,в которых буква ф обозначает мягкий согласный звук [ф’] – вторая строка.( читают хором )
б) Чтение слов( стр.119) (слайд10,11)
Жужжащее чтение (выборочное чтение)
чтение слов, в которых один слог;
чтение слов, в которых два слога;
чтение слов, в которых буква ф обозначает мягкий согласный звук [ф’];
чтение слов, в которых буква ф обозначает твердый согласный звук [ф];
в) Чтение рассказа «Волк» (стр.121)Проверка осознанности чтения.
ответьте на поставленные вопросы.
- Кто герои?
- Чему учит этот рассказ?
г) Групповая работа (Каждой группе предлагается подобрать к схеме слово. Слова и схемы написаны на карточках..)
Фронтальная проверка.
(Группа детей, первая выполнившая работу, выходит к доске и показывает свой вариант, остальные выполняют само- и взаимопроверку, самооценку и взаимооценку.) слайд 12
-Какую учебную задачу выполнили?
-Читали слоги , слова и предложения с новой буквой.(слайд - план урока)
-Молодцы, ребята. Вы справились со всеми поставленными задачами.
8. Самостоятельная работа с последующей самопроверкой .
- А теперь вас ждёт самостоятельная работа. На карточках напечатаны слоги и слова с новой буквой. Ваше задание: подчеркните зелёным карандашом букву ф, которая обозначает мягкий согласный звук [ф’]; подчеркните синим карандашом букву ф, которая обозначает твердый согласный звук [ф].
фа фе фо фи
фиалка фара слайд 13
(Выполняют работу самостоятельно.)
-Сейчас вы сами проверите свою работу , для этого нужно сравнить её с образцом на экране. Нужно быть внимательными.(Вспоминают алгоритм самопроверки. Проверяют работу по образцу.) слайд 14
- Встаньте те дети, которые выполнили работу без ошибок.(Оценивают результат своей деятельности.)
А теперь все вместе разгадаем ребусы. Слайд15
9.Итог урока. Рефлексия. Слайд 16
Какую учебную задачу поставили перед собой на уроке?
- Мы достигли её?
Оцените свою работу на уроке:
Если на уроке было всё понятно, со всеми заданиями справлялся уверенно - весёлый смайлик;
Если затруднялся при выполнении заданий -подмигивающий;
Если было трудно работать – грустный.
(Анализируют собственную деятельность на уроке. Поднимают смайлик)
- Кому было трудно?
- Что не получилось? Что нужно сделать, чтобы в дальнейшем избежать ошибок?
(Ставят цели на будущие уроки.)
- Спасибо за урок.(слайд)
Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3
Список литературы:
Смайлики http://cs10348.vk.me/u71012887/106789402/x_b7eaae53.jpg
колокольчикhttp://allforchildren.ru/pictures/school.php
листья физминуткаhttp://nsportal.ru/detskii-sad/okruzhayushchii-mir/elektronnye-fizminutki-dlya-glaz
Методическая литература:
Евдокимова А.О., Журова Л.Е. Букварь. 1 класс. Часть 1
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Знакомство с буквой У у, звуком [у]. Письмо заглавной и строчной букв У у.
урок по обучению грамоте и письму по УМК Перспектива...
Знакомство с буквой В (в). Состав числа 10. Письмо печатными буквами.
Интегрированный урок грамоты по программе "Начальная школа XXI века" под редакцией Н.Ф. Виноградовой. Цели урока: ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ -познакомиться с новой согласной буквой; - учить звуковому ана...
ЗНАКОМСТВО С БУКВОЙ К (к). РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ. СОСТАВЛЕНИЕ И ПИСЬМО СЛОВ ПЕЧАТНЫМИ БУКВАМИ – интегрированный урок чтения и письма.
Дифференцированное обучение позволяет раскрыть внутренний мир ребенка и предполагает сочетание фронтальных, групповых и индивидуальных заданий для повышения качества обучения и развития каждого ученик...
Урок по предмету литературное чтение в период обучения грамоте (1 класс) «Знакомство с буквой Ю. Обозначение звуков [Й], [У] буквой Ю»
На этом уроке дети побывают на Дне рождения новой буквы Алфавита.Познакомятся с новыми звуками и узнают что они обозначаются хитрой буквой. Дети работают с лентой букв, слоговой таблицей, словами и те...
Интегрированный урок обучения грамоте и письму в 1 классе на тему «Знакомство с буквой Ш (ш). Письмо заглавной и строчной буквы Ш (ш), слов и предложений»
Цель урока:познакомить с новой буквой.Задачи:-научить находить место звука в словах; писать заглавную и строчную букву Ш (ш); -развивать моторику руки, логическое мышление, внимание,...
Знакомство с буквой «В, в». Письмо заглавной и строчной буквы «В, в».
Урок проходил в 1 А классе по образовательной модели «Начальная школа XXI века», учебник «Букварь» Л. Е. Журовой ...
Интегрированный урок чтения и письма. Знакомство с буквой Зз.Письмо букв Зз.
Урок по программе "Начальная школа 21 века"....