Программа по русскому языку для 4 класса
рабочая программа по русскому языку (4 класс) по теме
Данную программу можно использовать на факультативных занятиях, платных образовательных услугах.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_po_rus.4_kl.platnye_uslugi.docx | 22.61 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Язык – духовная, культурно-историческая ценность народа, и образование младших школьников в области родного русского языка представляет собой определяющее условие личностного, духовно-нравственного, эмоционального, интеллектуального развития младшего школьника, формирование индивидуальности ребенка.
Мировой практикой доказано, что родной язык в начальных классах – главный предмет. Через овладение языком: его лексикой, содержащей десятки, сотни общеупотребительных слов, его фразеологией – меткой, образной, поэтичной, его грамматикой формируется собственная языковая способность человека, происходит становление личности. Постоянные занятия языком обогащают интеллект.
Данный факультатив разработан для способных детей, которые нуждаются в специальных условиях организации обучения и развития, так как характеризуются более высоким уровнем любознательности, оригинальности мышления. Факультатив посвящен лексике и фразеологии. В нем рассматриваются основные единицы языка – слово и фразеологизм. Через слово и фразеологизм язык соотнесен с действительностью непосредственно, так как эти единицы служат наименованиями реалий, эмоций, отношений.
Факультатив по лексике и фразеологии имеет большое познавательное и воспитательное значение. Изучение слов и фразеологизмов расширяет знания учащихся о языке, формирует эстетический вкус, желание обогатить свой словарно-фразеологический запас. Факультатив имеет практическое значение: повышает культуру речи, развивает умение пользоваться дополнительной литературой. Программа ориентирована на языковое, эмоциональное и интеллектуальное развитие учащихся.
Цель: создать педагогические условия для реализации интеллектуального и творческого потенциала учащихся.
Задачи:1.Расширить знания учащихся о лексике и фразеологии русского языка.
2.Обучить учащихся работе с различными источниками информации.
3.Познакомить с основами научно-исследовательской деятельности.
4.Расширить и обогатить активный словарь детей.
По завершении программы учащиеся должны знать:
1.Специфику слова как единицы языка.
2.Лексическое значение слова, группы слов по разным основаниям (многозначные слова, омонимы, синонимы, антонимы).
3.Лингвистические словари.
4.Основные признаки фразеологизмов.
5.Основные фразеологические словари.
Уметь:
1.Определять в несложных случаях лексическое значение слова, правильно употреблять их в речи.
2.Находить в тексте многозначные слова, омонимы, синонимы, антонимы.
3.Выделять в тексте фразеологизмы, использовать их в речи.
4.Формулировать учебную задачу, возможные варианты решения
5. Осуществлять сбор необходимой информации, делать выводы.
6. Пользоваться различными словарями.
7.Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Данный курс «Грамматик» осуществляется в третьих классах и рассчитан на 32 часа. Программа состоит из 6 разделов.:
РАЗДЕЛ | ТЕМЫ | Количество часов |
Раздел 1. | ЗВУКИ И БУКВЫ | 7 |
Раздел 2. | Текст | 3 |
Раздел 3. | Из истории письма | 3 |
Раздел 4. | Состав слова и написание морфем | 8 |
Раздел 5. | Части речи | 8 |
Раздел 6. | Приставки-труженицы | 3 |
Итого | 32 |
Раздел 1. Звуки и буквы (7ч). Знакомство с программой курса. Слог и слогоделение. Сильные и слабые позиции гласных. Сонорные согласные. Сильная и слабая позиция парных согласных. Приставки и предлоги. Конкурс «Знаток».
Раздел 2. Текст ( 3ч). Закончи рассказ. Виды текста.. Чем план лучше? «Чей план лучше?».
Раздел 3. Из истории письма( 3ч). Картинное письмо. Рисунки и буквы. Конкурс «Напиши письмо».
Раздел 4. Состав слова и написание морфем (8ч). Из чего строят слова? Строительная работа морфем. Где хранятся слова? Основа и окончание. Непроизносимые согласные. Чередование звуков. Сложные слова. Конкурс «Грамотеев».
Раздел 5. Части речи (8ч). Несклоняемые существительные. Имя существительное в словосочетании. Сходство и различие между прилагательными и существительными. Имя прилагательное в словосочетании. Возвратные глаголы. Склонение числительных.. Междометие и звуко- подражающие слова. Когда и кому так говорят?
Раздел 6. Приставки-труженицы (3ч). Поговорим о всех приставках сразу. Самые трудные! Тренируемся на всё вместе.
№ | Тема | Кол. часов | Дата | ||
план | факт | ||||
Лексика | 4 часа | ||||
1. | В мире слов. | 1 | 05.10 | ||
2. | Лексикология – наука о языке. | 1 | 12.10 | ||
3. | Слово как предмет изучения. | 1 | 19.10 | ||
4. | Толковые словари. | 1 | 26.10 | ||
Многозначные слова | 3часа | ||||
5. | Многозначные слова. Однозначные слова. | 1 | 02.11 | ||
6. | Прямое и переносное значение слов. | 1 | 19.11 | ||
7. | Путешествие на «Берег Многозначных слов». | 1 | 16.11 | ||
Омонимы | 4 часа | ||||
8. | Слова-близнецы или в гостях у омонимов. | 1 | 23.11 | ||
9. | Омонимы и многозначные слова. | 1 | 30.12 | ||
10. | Словари омонимов. | 1 | 07.12 | ||
11. | Путешествие по «Озеру омонимов». | 1 | 14.12 | ||
Синонимы | 4часа | ||||
12 | Когда много общего или как дружат слова. | 1 | 21.12 | ||
13. | Синонимичные ряды. | 1 | 28.12 | ||
14. | Словари синонимов. | 1 | 11.01 | ||
15. | Путешествие по реке Синонимов. | 1 | 18.01 | ||
Антонимы | 3 часа | ||||
16. | Упрямые барашки или кое-что об антонимах. | 1 | 25.01 | ||
17. | Словари антонимов. | 1 | 01.02 | ||
18. | Экскурсия в «Ущелье Антонимов». | 1 | 08.02 | ||
Профессионализмы | 2часа | ||||
19. | Все ли слова для всех? Профессионализмы. | 1 | 15.02 | ||
20. | Слова-термины. | 1 | 22.02 | ||
Диалектные слова | 2часа | ||||
21. | Сокровища живой народной речи. Диалектные слова. | 1 | 01.03 | ||
22. | Кубанский говор. | 1 | 15.03 | ||
Устаревшие слова | 2часа | ||||
23. | Когда старость бывает в радость? (Устаревшие слова). | 1 | 22.03 | ||
24. | Архаизмы в произведениях детских писателей. | 1 | 29.03 | ||
Неологизмы | 1час | ||||
25. | Салют новичкам! Неологизмы. | 1 | 05.04 | ||
Фразеологизмы | 7часов | ||||
26. | Фразеологизмы. | 1 | 12.04 | ||
27. | Откуда они пришли? | 1 | 19.04 | ||
28. | Крылатые слова. | 1 | 26.04 | ||
29. | Пословицы и поговорки. | 1 | 03.05 | ||
30. | Знают ли люди фразеологизмы. | 1 | 10.05 | ||
31. | Фразеологизмы в картинках. | 1 | 17.05 | ||
32. | Проект «Фразеологизмы – это интересно!» | 1 | 24.05 |
Содержание программы (32 часа)
1.Лексика (4ч). Что такое лексика. Лексикология – раздел науки о языке. Слово как предмет изучения. Толковые словари.
2.Многозначные слова (3ч). Многозначность и однозначность слова. Прямое и переносное значение многозначного слова. Путешествие на «Берег Многозначных слов».
3.Омонимы (4ч). Омонимы. Омонимы и многозначные слова. Словари омонимов. Путешествие по «Озеру Омонимов»
4.Синонимы (4ч). Синонимы. Синонимические ряды. Словари синонимов. Путешествие по реке Синонимов.
5.Антонимы (3ч). Антонимы. Словари антонимов. Экскурсия в «Ущелье Антонимов».
6.Устаревшие слова (2ч). Особенности употребления. Архаизмы в произведениях детских писателей.
7.Новые слова – неологизмы (1ч).
8.Диалектная лексика (2ч). Особенности употребления. Кубанский говор.
9.Профессионализмы (2 ч). Слова-термины.
10.Фразеологизмы (7ч). Фразеологизмы. Особенности употребления. Крылатые слова. Пословицы и поговорки. Знают ли люди фразеологизмы? Откуда и как появились фразеологизмы? Фразеологизмы в картинках.
Использованная учебно-методическая литература
1.Александрова ,З.Е. Словарь синонимов русского языка/ З.Е.Александрова. – М., 1975.
2.Введенская, Л.А. Словарь антонимов русского языка / Л.А.Введенская.– Ростов, 1971.
3.Лапатухин ,М.С. Школьный толковый словарь русского языка/ М.С.Лапатухин, Е.В.Скорлуповская; под ред. Ф.П.Филина. – М., 1981.
4.Львов,М.Р. Школьный словарь антонимов русского языка/ М.Р.Львов.– М., 1980.
5.Баранов, М.Т. Русский язык : справочные материалы/ М.Т.Баранов, Т.Д.Косталев.– М.: Просвещение, 2000.
6.Баранов, М.Т. Методика лексики и фразеологии на уроках русского языка/М.Т.Баранов. – М.: Просвещение, 1988.
7.Панов,Б.Т. Внеклассная работа по русскому языку/– М.: Просвещение, 1980.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программа по русскому языку 2 класс по программе школы России
Рабочая программа по русскому языку для 2 «А» класса ГСКОУ 3-4 вида г. Петровск-Забайкальска на 2011-2012 учебный год разработана на основе Программы Министерства образования РФ: Начальное общее...
Рабочая программа по русскому языку 2 класс. Программа разработана на основе государственной образовательной системы «Школа 2100»
В связи с тем, что количество часов в учебном плане образовательного учреждения не совпадает с количеством часов в примерной учебной программе, появилась необходимость в создании рабочей програм...
Рабочая программа по русскому языку для4 класса по программе " начальная школа 21в."
В рабочую программу включены такие разделы: пояснительная записка ,основные содержательные линии,средства обучения, ...
Рабочая программа по русскому языку 3 класса авторской программы Л.Ф. Климанова «Русский язык»
Рабочая программа разработана на основе авторской программы Л.Ф. Климанова «Русский язык» утвержденной в соответствие с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начал...
Рабочая программа по русскому языку (4 класс) на тему: "Рабочая программа по русскому языку 4 коррекционный класс (8 вида).
Рабочая программа составлена на основе авторской программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...
Рабочая программа по русскому языку (3 класс) на тему: "Рабочая программа по русскому языку 3 коррекционный класс (8 вида).
Рабочая программа составлена на основе авторской программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издание - М.: Просвещение...
Рабочая программа по русскому языку 1 класс "Школа России" и календарно–тематическое планирование уроков русского языка
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по русскому языку для 1 класса составлена на основе авторской программы Канакиной В.П., Горецкого В.Г, Бойкиной М.В. УМК &laqu...