Урок русского языка по теме "Орфограммы" 2 класс
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) по теме
Технологическая карта урока русского языка по теме: "Орфограммы. Проверяемые и непроверяемые орфограммы" 2 класс. УМК "Школа России"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Урок русского языка по теме "Орфограммы". 2 класс | 193.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Задачи:
Личностная: содействовать осознанию ценности изучаемого материала, формирования внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к предмету, самооценки на основе заданных критериев успешности учебной деятельности, понимания чувств одноклассников.
Регулятивная: воспитывать потребность принимать роль в учебном сотрудничестве, выполнять учебные действия в устной, письменной речи, во внутреннем плане при этом контролировать и оценивать свои действия
Познавательная: совершенствовать умение анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков;
Коммуникативная: совершенствовать умение договариваться, приходить к общему решению при работе в группе, в паре;
Предметная: создать условия для применения правила правописания проверяемой безударной гласной в корне слова , формирования разных способов проверки правописания слов: изменение формы слова, подбор однокоренных слов, повторить разбор слов по составу.
Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями);
научатся: правильно писать заглавную букву «М»; выполнять виды соединений букв в слове;
получат возможность научиться: анализировать слово, предложение, соотносить их со схемами и моделями; перекодировать звукофонемную форму слова в буквенную и наоборот; анализировать предложение и составлять схему предложений;
Метапредметные (компоненты культурно компетентностного опыта/приобретенная компетентность):
Познавательные - овладение способностью понимать учебную задачу урока и стремятся ее выполнять; отвечать на вопросы; анализировать, сравнивать, группировать и обобщать при решении логических заданий с буквами; соотносить изученные понятия с примерами из реальной жизни;
Коммуникативные - развивать способности слушать собеседника и вести диалог, владеть диалогической формой речи;
регулятивные – оценивать свои достижения на уроке.
Личностные: формирование уважительного отношения к иному мнению; принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения
Технологическая карта урока
Этап | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД |
Организационный момент. Самоопределение к деятельности. | Учитель приветствует детей. Ну-ка посмотри, дружок, Ты готов начать урок? Всё ль на месте, Всё ль в порядке, Ручка, книжки и тетрадки? Все ли правильно сидят? Все ль внимательно глядят? - Готовы? Тогда начинаем урок. | Дети приветствуют учителя, проверяют готовность к уроку. | Развитие «Я - концепции» (Л6) Развитие познавательных интересов, учебных мотивов (Л9) Поиск разнообразных способов решения задач (П 4) Формулирование проблемы (П18) |
Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности. | - Перед вами на доске записаны слова: Род..на, стр..на. - Определите лексическое значение слова «Родина». - Каждый человек любит свою Родину. Что значит «любить Родину»? - Каждый русский человек изучает свой родной – русский язык. Любить Родину – это значит любить и знать свой язык. - Что значит знать русский язык? - Какие цели мы ставим перед собой на каждом уроке русского языка, в том числе и на сегодняшнем? - Вернемся к нашим словам. - Какое задание содержится в записи этих слов? - Вставьте буквы, объясните свой выбор. - Почему безударную гласную в корне слова мы называем опасным местом? - Чем отличалась работа при выборе безударной гласной в словах? | Дети читают слова. Ученики определяют значение слова. Объясняют, что любить Родину – это значит защищать ее, содержать в чистоте, беречь природу, хорошо работать и учиться. Ответы детей. Дети определяют цели: учиться грамотно писать и правильно, красиво говорить. Определяют задание – вставить пропущенные буквы. Дети вставляют безударные гласные, объясняют их написание. Дети объясняют «опасность» в написании слов с безударными гласными в корне слова. Ответы детей: первое слово – словарное. Его нужно запомнить. Безударную гласную в слове страна можно проверить. | Принятие и сохранение учебной задачи (Р1) Использование знаково-символических средств, в том числе моделей и схем для решение задач (П 2) Поиск необходимой информации для выполнения учебных с использованием учебной литературы (П1) Структурирование знаний (П5) Использование речи для регуляции своего действия (К10) Умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности (К6) Структурирование знаний (П5) Поиск необходимой информации для выполнения учебных с использованием учебной литературы (П1) Владение диалогической формой речи (К 13) |
Постановка учебной задачи. | - Написанные вами с словах буквы и и а помогают определить тему сегодняшнего урока. - Безударные гласные в корне слова мы называем опасные места. Сегодня мы узнаем, как в русском языке называются опасные для написания места. | Дети определяют тему: безударные проверяемые и непроверяемые гласные в корне слова. | Самооценка личности (Л7) |
Построение проекта выходя из затруднения. | - За ответом на данный вопрос обратимся к учебнику. - Прочитайте тест рубрики «Обрати внимание!» и скажите, как в русском называются буквы в словах, которые нужно запомнить или проверить? - Дадим определение: что называется орфограммой? (буква, которую нужно запомнить или проверить). -Слово «Орфограмма» пришло к нам из греческого языка. Прочитайте об этом на «Страничке для любознательных». - Значит, безударная гласная в корне слова – это орфограмма. - А тема нашего урока звучит так: «Орфограмма. Проверяемые и непроверяемые орфограммы». В русском языке много слов с буквами, написание которых надо проверить или запомнить. Какие другие опасные места – орфограммы вы знаете? - Каждая орфограмма имеет свое имя. Повторите имя орфограммы – героини нашего урока. - Чему будем учиться на уроке? | Ученики самостоятельно читают текст рубрики и находят слово «орфограмма». Дети хором проговаривают определение. Читают статью в учебнике на с. 110. Ученики называют изученные орфограммы. Дети называют: безударные проверяемые и непроверяемые гласные в корне слова. Определяют задачи урока. | |
Первичное закрепление. Физкультминутка | -Для письменной работы проведем разминку для рук. - Сделайте в тетрадях запись числа. Что можете сказать о слове ноября? - Закрепить навыки правописания слов с изученной орфограммой помогут задания учебника. Это задание вам предстоит выполнить в парах. Также на уроке вас ждет групповое задание. Чтобы совместная работа с соседом по парте, с одноклассниками в группе была успешной, повторим правила дружной работы. - Посмотрите на задание упр. 172. Перед вами орфографическая задача. В чем она заключается? - На какие две группы и по какому признаку можно разделить эти слова? - Вспомнить, как правильно подобрать безударную гласную в корне слова нам поможет таблица. - Чем проверяем безударную гласную? - Запишите слова в два столбика, подчеркните буквы, которые вы выбрали. - Сверьте свою работу с образцом на экране. - Вы работали с безударными гласными, которые можно проверить или проверить нельзя. Прочитайте, что говорится об этих орфограммах в рубрике «Обрати внимание!». Сделайте вывод о словах каждого столбика. - Не слышно пение дроздов, улетели они в теплые края; не слышно жужжание пчел над цветами, облетели последние листья с деревьев. - Ноябрь – последний месяц осени, да и он уж на исходе. Скоро в свои права вступит волшебница зима. Ее любят и ждут дети и взрослые. За что вы любите зиму? - Любимый праздник нам приносит зима – Новый год. -Какое дерево является символом Нового года? - Правильно, елочка. Сегодня она предлагает вам вместе отдохнуть. Повторяйте за ней движения. | Дети за учителем повторяют упражнения. Учащиеся выделяют безударную непроверяемую гласную о. На доске плакат «Правила дружной работы». Дети хором читают правила. Ученики знакомятся с заданием, определяют орфографическую задачу: выбрать правильно пропущенную букву. Учащиеся: - На слова с проверяемой и непроверяемой гласной в корне слова. На экране – таблица «Безударные гласные в корне слова». Дети повторяют правило проверки безударной гласной в корне слова. Самостоятельная работа в парах. Дети читают статью (с.109). Делают вывод: в 1-ом столбике слова с непроверяемой орфограммой, во 2-ом – с проверяемой. Ответы детей. Дети повторяют движения (электронная физкультминутка) | |
Включение в систему знаний и повторение | - Продолжаем учиться правильно писать слова с изученной орфограммой. - Знания этого правила помогут нам выполнить задание упр. 174. Посмотрите на слова. Какая орфографическая задача перед вами стоит? - Какая орфограмма в этих словах? - Повторим алгоритм проверки безударной гласной в корне слова. - Слова первой строки запишем коллективно с объяснением выбора буквы. - Со словами второй строки работаем самостоятельно. - Проверим нашу работу. - Со словами третьей строки работаем устно. Выбранную букву покажите с помощью веера. Учитель читает слова третьей строки. - Чай из ягод шиповника очень полезен. Витамины шиповника помогут уберечь нас от простуды, чтобы она не помешала нам наслаждаться красотой предстоящей зимы и тех забав, которые зима нам подарит. - Вспомните правило проверки безударной гласной в корне слова. Холодный ноябрьский ветер сорвал с деревьев последние листочки и принес к нам в класс. Посмотрите на листочки – на них задание. - Вернемся к заданию, которое приготовил нам на прощанье ноябрь. Посмотрите внимательно на слова. Определите задание. Что объединяет эти слова? | Дети определяют орфографическую задачу. Дети с помощью записи на экране повторяют алгоритм проверки безударной гласной. Ученики поочередно выходят к доске. Проговаривая алгоритм, вставляют пропущенные буквы. Один ученик работает на закрытой доске. Дети анализируют работу ученика у доски. Дети с помощью веера показывают выбранную букву. Называют проверочное слово. | |
Самостоятельная работа с проверкой по эталону. | - Перед вами на доске стихотворение «Снежная сказка» Проплясали по сн…гам У засн…женной реки - Кто знает, что такое снегурки? (коньки, которые привязываются к обуви) Если вам интересно узнать, когда появились первые коньки, и с какого материала они были сделаны, как выглядели – можете узнать об этом в Интернете или в «Энциклопедическом словаре», а потом расскажите об этом в классе и обменяетесь впечатлениями. - А сейчас вернемся к стихотворению. Найдите в нем и выпишите однокоренные слова. Вставьте пропущенные буквы. Выделите корень. Обозначьте ударение. Подчеркните проверочные слова. - Назовите проверочные слова. Почему они проверочные? Творческое задание - Зима уже стоит на пороге. Любуясь зимней природой, композиторы в честь нее сочиняют красивую музыку. Художники рисуют прекрасные картины с зимними пейзажами, поэты рисуют с помощью слов зимние картины в своих стихотворениях. Сегодня мы попробуем себя в роли поэтов. Сочиним стихи, посвященные зиме. Стихи эти будут белыми, как сама снежная зима, т.е. без рифмы. Стихотворение будет состоять из 5 строк: 1-ая строка – слово – тема стихотворения; 2-ая строка – описание темы, 2 слова, отвечающие на вопрос какая? 3-ья строка – описание действия в рамках темы, 3 слова, отвечающие на вопрос что делает? 4-ая строка – предложение из 3-4 слов, показывающее отношение, чувство к теме; 5-ая строка – выражение чувства к теме одним словом. - Из ваших работ мы оформим «Газету юного поэта». Чтение получившихся стихотворений. | Читают стихотворение. Дети выполняют задание. Дети работают в группах. На листочках в форме снежинок записывают стихотворение. Размещают их на соответствующе оформленной доске. | |
Рефлексия деятельности (итог урока) | - Подходит к завершению наш урок. - Чему очень важному учились на уроке? - Как в русском языке называется буква, обозначающая безударный гласный в корне слова? - Что вам особенно понравилось? - Кого и за что вы хотели бы похвалить? - За что вы пожжете похвалить себя? - На следующих уроках вы продолжите изучать наш великий, богатый, красивый русский язык. "Учите русский - годы к ряду, С душой, с усердием, с Умом! Вас ждёт великая награда. И та награда - в нем самом". - Спасибо за работу! | Дети отвечают на вопросы учителя. |
Resource id #5832
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
урок русского языка в 4 классе по учебнику "Русский язык" Т.Г. Рамзаевой
Моя методичекая тема: "Использование НИТ на уроках в начальной школе как средство повышения качества образования". Применеие ИКТ на уроках усиливает положительную мотивацию обучения, активизирует позн...
Урок русского языка в 1 классе по программе «Гармония» "Звуки русского языка. Звуковой анализ слов с мягким знаком"
Тема урока:Звуки русского языка. Звуковой анализ слов с мягким знаком. Цели урока: Воспитательная: Воспитывать интерес к учению, дружбе;Воспитывать эстетические чувства;Общеобразовательная:...
Урок русского языка для 3 класса - Знатоки русского языка.
Папка содержит конспект урока и презентацию, используется, как урок обобщения знаний....
Урок русского языка в 4 классе по теме "Местоимение. Общее понятие" ( автор учебника «Русский язык 4 класс» А.В. Полякова, система развивающего обучения Л.В. Занкова)
Урок русского языка в 4 классе по теме "Местоимение. Общее понятие" ( автор учебника «Русский язык 4 класс» А.В. Полякова, система развивающего обучения Л.В. Занкова) по ФГОС...
ОС «Школа 2100»Проект урока русского языка во 2 классе «Закрепление знаний об изученных орфограммах» (авт. Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева, О.В.Пронина «Русский язык» 2 класс.)
На данноу уроке учащиеся имеют возможность повторить и систематизировать знания об изученных орфограммах; разработать и создать тренировочное пособие по теме «Орфограммы в корне»; развивать внимание, ...
Урок русского языка в 3 классе по программе "Планета знаний. Русский язык в 3 классе Л.Я. Желтовской, О.Б. Калининой"
Тема урока: "Устойчивые сочетания слов"...
Урок русского языка по теме " Построение системы оценивания на уроке русского языка в первом классе"
На уроке выполняется построение системы оценивания знаний, полученных в процессе изучения фонетического состава слова....