Урок русского языка по теме "Орфограммы" 2 класс
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) по теме

Кутергина Ирина Павловна

Технологическая карта урока русского языка по теме: "Орфограммы. Проверяемые и непроверяемые орфограммы" 2 класс. УМК "Школа России"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Задачи:

Личностная: содействовать осознанию ценности изучаемого материала, формирования внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к предмету, самооценки на основе заданных критериев успешности учебной деятельности, понимания чувств одноклассников.

Регулятивная: воспитывать потребность принимать роль в учебном сотрудничестве, выполнять учебные действия в устной, письменной речи, во внутреннем плане при этом контролировать и оценивать свои действия

Познавательная: совершенствовать умение анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков;

Коммуникативная: совершенствовать умение договариваться, приходить к общему решению при работе в группе, в паре;

Предметная: создать условия для применения правила правописания проверяемой  безударной   гласной   в   корне   слова , формирования разных способов проверки правописания слов: изменение формы слова, подбор однокоренных слов, повторить разбор слов по составу.

Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями);

научатся: правильно писать заглавную букву «М»; выполнять виды соединений букв в слове;

получат возможность научиться: анализировать слово, предложение, соотносить их со схемами и моделями; перекодировать звукофонемную форму слова в буквенную и наоборот; анализировать предложение и составлять схему предложений;

Метапредметные (компоненты культурно компетентностного опыта/приобретенная компетентность):

Познавательные - овладение способностью понимать учебную задачу урока и стремятся ее выполнять; отвечать на вопросы; анализировать, сравнивать, группировать и обобщать при решении логических заданий с буквами; соотносить изученные понятия с примерами из реальной жизни;

Коммуникативные - развивать способности слушать собеседника и вести диалог, владеть диалогической формой речи;

регулятивные – оценивать свои достижения на уроке.

Личностные: формирование уважительного отношения к иному мнению; принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения

Технологическая карта урока

Этап

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

Организационный момент. Самоопределение к деятельности.

Учитель приветствует детей.

Ну-ка посмотри, дружок,

   Ты готов начать урок?

Всё ль на месте,

Всё ль в порядке,

Ручка, книжки и тетрадки?

Все ли правильно сидят?

Все ль внимательно глядят?

- Готовы? Тогда начинаем  урок.

Дети приветствуют учителя,  проверяют готовность к уроку.

Развитие «Я - концепции» (Л6)

Развитие познавательных интересов, учебных мотивов (Л9)
Развитие познавательных интересов, учебных мотивов (Л9)

Поиск разнообразных способов решения задач (П 4)

Формулирование проблемы (П18)

Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.

- Перед вами на доске записаны слова:

Род..на, стр..на.

- Определите лексическое значение слова «Родина».

- Каждый человек любит свою Родину. Что значит «любить Родину»?

- Каждый русский человек изучает свой родной – русский язык.  Любить Родину – это значит любить и знать свой язык.

- Что значит знать русский  язык?

- Какие цели мы ставим перед собой на каждом уроке русского языка, в том числе и на сегодняшнем?

- Вернемся к нашим словам.

- Какое задание содержится в записи этих слов?

- Вставьте буквы, объясните свой выбор.

- Почему безударную гласную в корне слова мы называем опасным местом?

- Чем отличалась работа при выборе безударной гласной в словах?

Дети читают слова.

Ученики определяют значение слова.

Объясняют, что любить Родину – это значит защищать ее, содержать в чистоте, беречь природу, хорошо работать и учиться.

Ответы детей.

Дети определяют цели: учиться грамотно писать и правильно, красиво говорить.

Определяют задание – вставить пропущенные буквы.

Дети вставляют безударные гласные, объясняют их написание.

Дети объясняют «опасность» в написании слов с безударными гласными в корне слова.

Ответы детей: первое слово – словарное. Его нужно запомнить. Безударную гласную в слове страна можно проверить.

Принятие и сохранение учебной задачи  (Р1)

Использование знаково-символических средств, в том числе моделей и схем для решение задач (П 2)

Поиск необходимой информации для выполнения учебных с использованием учебной литературы (П1)


Структурирование знаний (П5)

Использование речи для регуляции своего действия (К10)

Умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности (К6)

Структурирование знаний (П5)

Поиск необходимой информации для выполнения учебных с использованием учебной литературы (П1)

Владение диалогической формой речи (К 13)
Писк разнообразных способов решения задач (П4)
Структурирование знания (П 5)

Постановка учебной задачи.

- Написанные вами с словах буквы и и а помогают  определить тему сегодняшнего урока.

- Безударные гласные в корне слова мы называем опасные места. Сегодня мы узнаем, как в русском языке называются опасные для написания места.

Дети определяют тему: безударные проверяемые и непроверяемые гласные в корне слова.

Самооценка личности (Л7)

Построение проекта выходя из затруднения.

- За ответом на данный вопрос обратимся к учебнику.

- Прочитайте тест рубрики «Обрати внимание!»  и скажите, как в русском называются буквы в словах, которые нужно запомнить или проверить?

- Дадим определение: что называется орфограммой? (буква, которую нужно запомнить или проверить).

-Слово «Орфограмма» пришло к нам из греческого языка. Прочитайте об этом на «Страничке для любознательных».

- Значит, безударная гласная в корне слова – это орфограмма.

- А тема нашего урока звучит так: «Орфограмма. Проверяемые и непроверяемые орфограммы».  В русском языке много слов с буквами, написание которых надо проверить или запомнить. Какие другие опасные места – орфограммы вы знаете?

- Каждая орфограмма имеет свое имя. Повторите имя орфограммы – героини нашего урока.

- Чему будем учиться на уроке?

Ученики самостоятельно читают текст рубрики и находят слово «орфограмма».

Дети хором проговаривают определение.

Читают статью в учебнике на с. 110.

Ученики называют изученные орфограммы.

Дети называют: безударные проверяемые и непроверяемые гласные в корне слова.

Определяют задачи урока.

Первичное закрепление.

Физкультминутка

-Для письменной работы проведем разминку для рук.

- Сделайте в тетрадях запись числа. Что можете сказать о слове ноября?

- Закрепить навыки правописания слов с изученной орфограммой помогут задания учебника.

Это задание вам предстоит выполнить в парах. Также на уроке вас ждет групповое задание. Чтобы совместная работа с соседом по парте, с одноклассниками в группе была успешной, повторим правила дружной работы.

- Посмотрите на задание упр. 172. Перед вами орфографическая задача. В чем она заключается?

- На какие две группы и по какому признаку можно разделить эти слова?

- Вспомнить, как правильно подобрать безударную гласную в корне слова нам поможет таблица.

- Чем проверяем безударную гласную?

- Запишите слова в два столбика, подчеркните буквы, которые вы выбрали.

- Сверьте свою работу с образцом на экране.

- Вы работали  с безударными гласными, которые можно проверить или проверить нельзя. Прочитайте, что говорится об этих орфограммах в рубрике «Обрати внимание!». Сделайте вывод о словах каждого столбика.

- Не слышно пение дроздов, улетели они в теплые края; не слышно жужжание пчел над цветами, облетели последние листья с деревьев.

- Ноябрь – последний месяц осени, да и он уж на исходе. Скоро в свои права вступит волшебница зима. Ее любят и ждут дети и взрослые. За что вы любите зиму?

- Любимый праздник нам приносит зима – Новый год.

-Какое дерево является символом Нового года?

- Правильно, елочка. Сегодня она предлагает вам вместе отдохнуть. Повторяйте за ней движения.

Дети за учителем повторяют упражнения.

Учащиеся выделяют безударную непроверяемую гласную о.

На доске плакат «Правила дружной работы». Дети хором читают правила.

Ученики знакомятся с заданием, определяют орфографическую задачу: выбрать правильно пропущенную букву.

Учащиеся: - На слова с проверяемой и непроверяемой гласной в корне слова.

На экране – таблица «Безударные гласные в корне слова». Дети повторяют правило проверки безударной гласной в корне слова.

Самостоятельная работа в парах.

Дети читают статью (с.109). Делают вывод: в 1-ом столбике слова с непроверяемой орфограммой, во 2-ом – с проверяемой.

Ответы детей.

Дети повторяют движения (электронная физкультминутка)

Включение в систему знаний и повторение

- Продолжаем учиться правильно писать слова с изученной орфограммой.

- Знания этого правила помогут нам выполнить задание упр. 174. Посмотрите на слова. Какая орфографическая задача перед вами стоит?

- Какая орфограмма в этих словах?

- Повторим алгоритм проверки безударной гласной в корне слова.

- Слова первой строки запишем коллективно с объяснением выбора буквы.

- Со словами второй строки работаем самостоятельно.

- Проверим нашу работу.

- Со словами третьей строки работаем устно. Выбранную букву покажите с помощью веера.

Учитель читает слова третьей строки.

- Чай из ягод шиповника очень полезен. Витамины шиповника помогут уберечь нас от простуды, чтобы она не помешала нам наслаждаться красотой предстоящей зимы и тех забав, которые зима нам подарит.

- Вспомните правило проверки безударной гласной в корне слова.  Холодный ноябрьский ветер сорвал с деревьев последние листочки и принес к нам в класс. Посмотрите на листочки – на них задание.

- Вернемся к заданию, которое приготовил нам на прощанье ноябрь. Посмотрите внимательно на слова. Определите задание. Что объединяет эти слова?

Дети определяют орфографическую задачу.

Дети с помощью записи на экране повторяют алгоритм проверки безударной гласной.

Ученики поочередно выходят к доске. Проговаривая алгоритм, вставляют пропущенные буквы.

Один ученик работает на закрытой доске.

Дети анализируют работу ученика у доски.

Дети с помощью веера показывают выбранную букву. Называют проверочное слово.

Самостоятельная работа с проверкой по эталону.

- Перед вами на доске стихотворение  «Снежная сказка»

Проплясали по сн…гам
Сн…жные метели.
Сн…гири сн…говикам
Песню просвистели.

У засн…женной реки
В белом переулке
Звонки носятся сн…жки,
Режут лёд сн…гурки.

- Кто знает, что такое снегурки? (коньки, которые привязываются к обуви)

Если вам интересно узнать, когда появились первые коньки, и с какого материала они были сделаны, как выглядели – можете узнать об этом в Интернете или в «Энциклопедическом словаре», а потом расскажите об этом в классе и обменяетесь впечатлениями.

- А сейчас вернемся к стихотворению. Найдите в нем и выпишите однокоренные слова. Вставьте пропущенные буквы. Выделите корень. Обозначьте ударение. Подчеркните проверочные слова.

- Назовите проверочные слова. Почему они проверочные?

Творческое задание

- Зима уже стоит на пороге. Любуясь зимней природой, композиторы в честь нее сочиняют красивую музыку. Художники рисуют прекрасные картины с зимними пейзажами, поэты рисуют с помощью слов зимние картины в своих стихотворениях. Сегодня мы попробуем себя в роли поэтов. Сочиним стихи, посвященные зиме. Стихи эти будут белыми, как сама снежная зима, т.е. без рифмы. Стихотворение будет состоять из 5 строк:

1-ая строка – слово – тема стихотворения;

2-ая строка – описание темы, 2 слова, отвечающие на вопрос какая?

3-ья строка – описание действия в рамках темы, 3 слова, отвечающие на вопрос что делает?

4-ая строка – предложение из 3-4 слов, показывающее отношение, чувство к теме;

5-ая строка – выражение чувства к теме одним словом.

- Из ваших работ мы оформим «Газету юного поэта».

Чтение получившихся стихотворений.

Читают стихотворение.

Дети выполняют задание.

Дети работают в группах. На листочках в форме снежинок записывают стихотворение.

Размещают их на соответствующе оформленной доске.

Рефлексия деятельности (итог урока)

- Подходит к завершению наш урок.

- Чему очень важному учились на уроке?

- Как в русском языке называется буква, обозначающая безударный гласный в корне слова?

- Что вам особенно понравилось?

- Кого и за что вы хотели бы похвалить?

- За что вы пожжете похвалить себя?

- На следующих уроках вы продолжите изучать наш великий, богатый, красивый русский язык.

"Учите русский - годы к ряду,

С душой, с усердием, с Умом!

Вас ждёт великая награда.

И та награда - в нем самом".

- Спасибо за работу!

Дети отвечают на вопросы учителя.

Resource id #5832

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок русского языка в 4 классе по учебнику "Русский язык" Т.Г. Рамзаевой

Моя методичекая тема: "Использование НИТ на уроках в начальной школе как средство повышения качества образования". Применеие ИКТ на уроках усиливает положительную мотивацию обучения, активизирует позн...

Урок русского языка в 1 классе по программе «Гармония» "Звуки русского языка. Звуковой анализ слов с мягким знаком"

Тема урока:Звуки русского языка. Звуковой анализ слов с мягким знаком. Цели урока: Воспитательная: Воспитывать интерес к учению, дружбе;Воспитывать эстетические чувства;Общеобразовательная:...

Урок русского языка в 4 классе по теме "Местоимение. Общее понятие" ( автор учебника «Русский язык 4 класс» А.В. Полякова, система развивающего обучения Л.В. Занкова)

Урок русского языка в 4 классе по теме "Местоимение. Общее понятие"  ( автор учебника «Русский язык 4 класс»  А.В. Полякова, система развивающего  обучения Л.В. Занкова) по ФГОС...

ОС «Школа 2100»Проект урока русского языка во 2 классе «Закрепление знаний об изученных орфограммах» (авт. Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева, О.В.Пронина «Русский язык» 2 класс.)

На данноу уроке учащиеся имеют возможность повторить и систематизировать знания об изученных орфограммах; разработать и создать тренировочное пособие по теме «Орфограммы в корне»; развивать внимание, ...

Урок русского языка по теме " Построение системы оценивания на уроке русского языка в первом классе"

На уроке выполняется построение системы оценивания знаний, полученных в процессе изучения фонетического состава слова....