урок русского языка в 4 классе "Правописание безударных окончаний имен существительных в родительном, дательном и предложном падежах"
методическая разработка по русскому языку (4 класс) по теме

Кофанова Нина Ярославна

Урок русского языка по программе "Школа России"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_r.ya_.doc51 КБ

Предварительный просмотр:

по теме "Правописание безударных окончаний имен существительных в родительном, дательном и предложном падежах"

Цели: Образовательные:

  • Закреплять знания о существенных признаках, по которым распознаются родительный, дательный и предложный падежи.
  • Сформировать общий приём умственных действий при написании безударных падежных окончаний имён существительных.

Развивающие:

  • Развивать умение правильно писать окончания имён существительных 1, 2, 3 склонения.
  • Развитие умения учащихся определять падеж имен существительных по вопросам.
  • Развивать орфографическую зоркость, логическое мышление учащихся, связную речь; обогащать и активизировать словарный запас, творческое воображение.

Развитие познавательных процессов, повышение работоспособности учащихся.

3) Прививать интерес к предмету.

                                                 

                                                      Ход урока

Орг. момент.

Чистописание.

От   Ст   Теп   Кап    сол

            Отшумела  злая вьюга.  Стала ночь короче дня.

Орфографическая минутка.

Вон радуга. Весело жить,

И весело думать о небе,

О солнце, о зреющем хлебе,

И счастьем простым дорожить.

            Найдите существительные, определите падеж и склонение.

Как определить склонение?

СЛОВАРНАЯ РАБОТА

Один ученик у доски. Ставим ударение. ПОДЧЕРКИВАЕМ БЕЗУДАРНЫЕ ГЛАСНЫЕ.

Загадки

Вет..р, ин..й, к..ньки, сн..г..вик, с..сулька, м..роз, к..ток,

1. Бывает он в холод,

Бывает он в зной,

Бывает он добрый,

Бывает он злой.

То по лесу кружит,

То в поле свистит,

Но мы не видали,

Каков он на вид.                (Ветер)

2. Кто без кисти и белил

Крыши города белил?        (Иней)

3. Мчусь, как пуля, я вперёд -

Лишь поскрипывает лёд

Да мелькают огоньки.

Кто несёт меня?                (Коньки)

4. Стоит в мороз разут, раздет

Среди двора весёлый дед.        (Снеговик)

5. Висит за окошком

Кулёк ледяной.

Он полон капели

И пахнет весной.                (Сосулька)

6. Без рук рисует,

Без зубов кусает.                (Мороз)

7. Вот серебряный лужок,

Не видать барашка,

Не мычит на нём бычок,

Не цветёт ромашка.

Наш лужок зимой хорош,

А весною не найдёшь.        (Каток)

Составить предложение

Записать и разобрать по главным членам.

Актуализация знаний.

Определите о каком падеже идет речь?

1) Кого же нет?
Я очень беспокоюсь,
Чего же нет?
Отправлюсь я на поиск.
Прошу, друзья, скорее помогите!
И как зовут меня, скажите.

2) Я работаю старательно.
Кому отдать? К чему призвать?
Лишь только я могу сказать.
С предлогом "к" порой дружу,
Но и один гулять хожу.

3) Мне без предлогов свет не мил.
Пусть будет "в", и "о", и "при" -
Ты их случайно не сотри!
Тогда смогу я рассказать,
О чём мечтать и в чём гулять.

Мы сегодня будем говорить о Р.п., Д.п., П.п.

Работа в книге упр. 88.

Сравните падежные окончания.

А сейчас заполним таблицу на стр.113.

Прочитаем правило.

Закрепление упр. 90.

На доске.

Списать текст, дописать пропущенные окончания существительных. Определить склонение и падеж у существительных в ед. ч..

К  деревн… по тропинк… бежит хохлатый жаворонок. С первым снег… появляется он на деревенской улиц… . Весь день жаворонок проводит в поисках пищ… на окраин… деревн… На мороз… жаворонок не зябнет.

ИТОГ УРОКА

  1. Какие существительные относятся к 1, 2, 3 - му склонениям?
  2. Как проверить безударное окончание имён существительных?
  3. Как определить падеж существительных в предложении?
  4. Сколько падежей в русском языке?

Д.з.

Безударные окончания имён существительных проверяй по таблице

Падежи

Вопросы

1-е скл.

2-е скл.

3-е скл.

Р.

кого? чего?

-ы (-и)

Д.

кому? чему?

Т.

кем? чем?

- ой (-ей)

-ом (-ем)

П.

о ком? о чём?

ВТОРОЕ ПРАВИЛО

Правописание безударных падежных окончаний имён существительных

БЕЗУДАРНЫЕ ОКОНЧАНИЯ

имён существительных

ПРОВЕРЯЙ УДАРНЫМИ

в этом же склонении

Например:

          1-е скл                               1-е скл

      по дорожке –             по земле, по траве

          2-е скл.                               2-е скл.

      с детством  -         с окном, селом, столом

          3-е скл.                               3-е скл.

     для молодёжи              для степи, для печи,

Как «работают» слова-ключи

в каждом склонении

1-е скл.

2-е скл.

3-е скл.

земля

стол

степь

трава

село

печь

Resource id #5814

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Правописание безударных окончаний имен существительных в родительном, дательном и предложном падежах единственного числа.

Урок проводится в 4-м классе по программе "Школа Россия". Он закрепляет знания учащихся о правописании безударных окончаний имен существительных единственного числа в родительном, дательном, предложны...

Презентация "Правописание безударных окончаний имён существительных в родительном, дательном и предложном падежах"

Презентация к уроку русского языка в 4 классе по теме:"Правописание безударных окончаний имён существительных в родительном, дательном и предложном падежах".Тупицына Т.А....

Конспект урока русского языка по теме: «Правописание безударных окончаний имен существительных трех склонений"

Конспект урока по русскому языку для 4 класса по УМК "Школа России". Тема: «Правописание безударных окончаний имен существительных трех  склонений". Цели:1) Отработка навыков правописания бе...

Урок русского языка на тему: «Правописание безударных падежных окончаний имен существительных в родительном, дательном и предложном падежах в единственном числе»

Цель:  формирование  умения правильно писать безударные падежные окончания имён существительных в косвенных падежах  Задачи: развитие орфографической зоркости, речи учащихся,...

Урок русского языка в 4 классе по теме «Правописание безударных окончаний имён существительных в родительном, дательном и предложном падежах»

Данный урок является не первым при изучении безударных падежных окончаний имён существительных. Поэтому цель данного урока состояла в том, чтобы, опираясь на знания учащихся, полученные ранее, закрепи...

Урок русского языка по теме «Правописание безударных окончаний имен существительных в разных падежах». 4-й класс

Цель : систематизировать и обобщить знания по правописанию безударных падежных окончаний имён существительных во всех падежах. Задачи: Образовательные закрепление знаний о склонении, падежах и...