Урок русского языка. 4 класс. "Правописание безударных окончаний имен существительных"
методическая разработка по русскому языку (4 класс) по теме
урок закрепления
Скачать:
Предварительный просмотр:
Урок русского языка, 4 класс.
Тема: «Правописание безударных окончаний имен существительных».
Цель: закрепление алгоритма работы по написанию безударного окончания имени существительного.
Задачи:
предметные
- совершенствовать навык правописания безударных окончаний имён существительных;
- обогащать словарь учащихся.
метапредметные
- развитие познавательных УУД (анализ, синтез).
- развитие регулятивных УУД (оценивание и контроль).
- развитие коммуникативных УУД (умения строить речевое высказывание, взаимодействовать в паре при решении учебной задачи).
Ход урока
Организационный момент.
(Актуализация знаний)
На доске карточки со словами (выделенные буквы закрыты):
тишина,территория, труд, ловкость, окрестность, шляпка, весёлый.
У: Сформулируйте задание к этим словам.
Д: Вставить пропущенные буквы и объяснить, почему .
Задание выполняется устно, пропущенные буквы открываются.
У: Посмотрите на вставленные буквы. Элементами нашего чистописания сегодня будут буквы не звонких и не глухих согласных звуков, не мягких и не твёрдых согласных звуков. Какие это буквы?
Д: Буквы гласных звуков: е, и.
На доске элементы чистописания: еиеиееииеееиии
У: Посмотрите на карточки, какое слово лишнее? Почему?
Д: Слово весёлый, т.к. это имя прилагательное.
Карточка со словом убирается.
У: На второй строке чистописания напишите оставшиеся выделенные буквы, заменяя их заглавными, по одному разу.
Подумайте, что могут обозначать эти буквы?
Д: Это первые буквы названия падежей.
У: Установите взаимосвязь падежей с буквами первой строки чистописания.
Д: Они являются окончаниями существительных в различных падежах.
(Проблематизация)
У: А кто догадался, что будет сегодня в центре нашего внимания?
Д: Окончание. (после ответа появляется значок лупа и окончание)
У: Какие окончания у существительных вызывают у нас трудности?
Д: Безударные окончания имён существительных.
У: Почему?
Д: Это «ошибкоопасные» места, орфограммы, требуется тщательная проверка.
У. А кто хотел бы преодолеть эту трудность? Поднимите руку.
В таком случае вы без труда сформулируйте цель нашего урока.
Вставьте пропущенные слова и назовите цель урока.
На доске написана цель:
Научиться определять верное_________ имени существительного по _________.
(Научиться определять верное окончание имени существительного по алгоритму.)
У: Сегодня для достижения нашей цели мы будем работать по следующему плану (план записан на доске или вывешивается). Итак, нам нужно:
- Вспомнить алгоритм определения безударного окончания существительного.
2.Закрепить его на тренировочных упражнениях.
- Проверить, что получилось после тренировки.
- Подвести итоги.
- Определить, над чем работать дальше.
(Основная часть. Реализация плана)
У: Приступим к работе по нашему плану. Ребята, давайте вспомним алгоритм определения безударного окончания имен существительных.
Д: Чтобы определить безударное окончание имен существительных нужно…
- Определить склонение (выделяем исключения)
- Определить падеж
- Вспомнить вспомогательное (опорное) слово (перечисляются слова для каждого склонения)
- Записать окончание
Педагог кратко записывает алгоритм на доске.
У: Ребята, давайте проверим, хорошо ли вы помните алгоритм.
На экране появляется список слов с пропусками.
- мечтаю о друг_
2.словно в сказк_
3.с ветк_ на ветк_
- рад встреч_
5.норка мыш_
У: Что необходимо делать, чтобы научиться грамотно писать окончания существительных?
Д: Нужно тренироваться.
У. Приступаем ко второму заданию. У каждого из вас на партах карточки со словосочетаниями. Ваша задача – заполнить пропуски. Работа самостоятельная.
Задание 2
|
После выполнения работы фронтальная проверка.
У. Мы с вами хорошо потренировались, пришло время проверить, что у нас получилось в ходе тренировки. Переверните, пожалуйста, карточку с задание 2. Сейчас мы с вами напишем небольшую проверочную работу- это будет наше третье задание. В работе будут встречаться словосочетания из второго задания.
Записывайте под диктовку.
Текст проверочной работы
Однажды в лесу на пушистой сосенке я увидел белку.
Среди ветвей было видно дупло запасливой хозяйки.
Я подошёл ближе к рыженькой малышке.
Она прыгала с ветки на ветку.
Я часто вспоминаю о лесной красавице.
У. Озаглавьте текст. Запишите заголовок на пропущенной строке.
У: Самостоятельно проверьте написание выделенных красным цветом слов. Фронтальная проверка (слайд). Сравните с тем, как вы записали эти слова на карточке. У кого повторились ошибки? Кто смог исправиться и верно написать эти словосочетания? Что вам помогло в этом? У кого появились ошибки в написаниях безударных окончаний? Почему?
С какими словами не было необходимости применять алгоритм ?
Д: Со словом белку, встречу, окончания этих слов не вызывает сомнений.
Физминутка.
Релаксационная музыка, слайд-шоу о белках.
(Оценка работы и подведение итогов. Рефлексия.)
У: Давайте подведем итоги. Какую цель мы поставили сегодня на нашем уроке?
Д.: Научиться определять верное окончание имен существительных по алгоритму.
У: Итак, когда нужно применять алгоритм ?
Д: Когда окончание находится в безударной позиции.
У: Как это делать?
Ребята проговаривают весь алгоритм.
У.: Как определить, достиг ли каждый из вас цели урока? Что поможет нам ответить на этот вопрос?
Давайте попробуем определить причины наших ошибок. Перед вами табличка (на доске), в ней перечислены некоторые причины ( учитель читает причины)
Ошибаюсь в определении падежей | Путаюсь в определении склонения | Забываю слова- помощники | Не заполнил алгоритм | Все помню, но не уверен в себе, выполняю все медленно | Другое |
(Перспектива)
- У.: Давайте посмотрим, какая причина чаще всего мешала нам верно определять безударное окончание. Предложите, что можно сделать, чтобы этого избежать?
Дети высказывают идеи, педагог записывает их под столбцом с причиной.
У: Важно понять, где сделали ошибку, на каком этапе и найти пути, как этого исправить.
У: Домашнее задание.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
т … шина те … итория тру … ло … кость окрес … ность шля … ка в … сёлый
т и шина те … итория тру … ло … кость окрес … ность шля … ка в … сёлый
т и шина те рр итория тру … ло … кость окрес … ность шля … ка в … сёлый
т и шина те рр итория тру д ло … кость окрес … ность шля … ка в … сёлый
т и шина те рр итория тру д ло в кость окрес … ность шля … ка в … сёлый
т и шина те рр итория тру д ло в кость окрес т ность шля … ка в … сёлый
т и шина те рр итория тру д ло в кость окрес т ность шля п ка в … сёлый
т и шина те рр итория тру д ло в кость окрес т ность шля п ка в е сёлый
т и шина те рр итория тру д ло в кость окрес т ность шля п ка
еиееииеееиии
РДВТП
1. Определить склонение 2. Определить падеж 3. Вспомнить вспомогательное (опорное) слово 4. Записать окончание
мечтаю о друг_ словно в сказк_ с ветк_ на ветк_ рад встреч_ норка мыш_
мечтаю о друг е словно в сказк е с ветк и на ветк у рад встреч е норка мыш и
Задание. Вставить окончание. 1. у рыженькой малышки 2. на пушистой сосенке 3. о лесной красавице 4. от забавной белочки 5. к запасливой хозяйке 6. с ветки на ветку 7. об огромной радости 8. к волшебной осени
Однажды в лесу на пушистой сосенке я увидел белку. Среди ветвей было видно дупло запасливой хозяйки . Я подошёл ближе к рыженькой малышке. Она прыгала с ветки на ветку. Я часто вспоминаю о лесной красавице.
Ошибаюсь в определении падежей Путаюсь в определении склонения Забываю слова- помощники Все помню, но не уверен в себе, выполняю все медленно Не запомнил алгоритм Другое
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка по теме " Безударные окончания имён существительных в единственном числе"
Урок русского языка по теме "Безударные окончания имен существительных в единственном числе" для 3 класса по программе Перспективная начальная школа....
Открытый урок по Русскому языку, 3 класс, "Безударные окончания имен существительных 1-го склонения" c использованием технологии проблемного обучения.
Конспект открытого урока с презентацией: Безударные окончания имен существительных 1 склонения...
технологическая карта урока с презентацией по русскому языку "Повторение правописания безударных окончаний имен существительных 1,2,3 склонения
урок комплексного применения ЗУН учащихся по рускоому языку 3 класс Начальная школа 21 века...
Проверочная работа по русскому языку по теме "Безударные окончания имен существительных и прилагательных"
Данная проверочная работа позволяет оценить усвоение правописания безударных окончаний имен существительных и прилагательных, умение определять падеж и тип склонения существительных и род, падеж прила...
Презентация по русскому языку по теме "Безударные окончания имен существительных"
Презентация разработана для учащихся 4 класса к УМК "Школа России". В презентации содержатся игровые, занимательные материалы....
конспект урока по русскому языку 4 класс "Безударное окончание имен существительных в единственном числе"
Технологическая карта урока...
Технологическая карта урока русского языка "Повторяем правописание безударных окончаний имён существительных. Имя прилагательное" (3 класс), УМК "Начальная школа XXI века"
Тип урока: урок общеметодологической направленностиЦель урока: создание условий для отработки написания падежных окончаний имён существительных и наблюдения за использованием имени прилагательного в п...