Урок русского языка на тему: «Правописание безударных падежных окончаний имен существительных в родительном, дательном и предложном падежах в единственном числе»
методическая разработка по русскому языку (4 класс) на тему

Паршина Татьяна Петровна

 

Цель:  формирование  умения правильно писать безударные падежные окончания имён существительных в косвенных падежах

 

 

Задачи: развитие орфографической зоркости, речи учащихся,  эмоциональной сферы ребёнка, самостоятельности  в получении и использовании полученных знаний (через деятельность учителя); умения работать в группах; воспитание  аккуратности, дисциплинированности.

 

Форма проведения: КВН

 

 

Оборудование:

1.Презентация

2. Плакат: « Склонение имен существительных»;

3.Магнитофон с записью песен: «Мы начинаем КВН…», «Капитаны КВН»;

4. Карточки с заданиями для участников команд;

5. Желтые карточки с заданиями для капитанов команд;

6. Таблички с названиями команд;

7. Разлинованные листы для жюри для выставления оценок за   конкурсы.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_russkogo_yazyka_v_4_klasse_v_forme_kvn.doc63.5 КБ

Предварительный просмотр:

МАОУ СОШ №24 города Тамбова

4 класс «Д»

Урок русского языка на тему:

«Правописание безударных падежных окончаний

имен существительных

в родительном, дательном и предложном падежах

в единственном числе»

Цель:  формирование  умения правильно писать безударные падежные окончания имён существительных в косвенных падежах

Задачи: развитие орфографической зоркости, речи учащихся,  эмоциональной сферы ребёнка, самостоятельности  в получении и использовании полученных знаний (через деятельность учителя); умения работать в группах; воспитание  аккуратности, дисциплинированности.

Форма проведения: КВН

Оборудование:

1.Презентация

2. Плакат: « Склонение имен существительных»;

3.Магнитофон с записью песен: «Мы начинаем КВН…», «Капитаны КВН»;

4. Карточки с заданиями для участников команд;

5. Желтые карточки с заданиями для капитанов команд;

6. Таблички с названиями команд;

7. Разлинованные листы для жюри для выставления оценок за   конкурсы.

2015год

Ход урока:

  1. Вводное слово:

Ребята, сегодня у нас с вами урок русского  языка проходит в необычной форме- форме  КВН.

Наш КВН посвящен теме, над которой мы работаем уже несколько  уроков: «Правописание безударных падежных окончаний имен

существительных», стоящих в косвенных  падежах.

У нас в игре  участвуют 3 команды,  которые  называются следующим образом:

- «1 склонение»;

- «2 склонение»;

- «3 склонение».

Каждый конкурс оценивается по четырёх - бальной системе:

- 3 балла - очень хорошо;

- 2 балла - хорошо, но есть ошибки;

- 1 балл - много ошибок.

- 0 баллов – нет ответа

 

Ребята, вы должны продемонстрировать свои знания, умения, навыки, проявить смекалку и эрудицию.

Итак, мы начинаем КВН!

( Звучит песня «Мы начинаем КВН…»)

2) КОНКУРСЫ

1 конкурс «Представление команд»

( Каждая команда загадывает загадки о себе  другим  командам):

1 команда

Капитан команды –  Седнина Юлия

-  В названии нашей команды содержатся имена существительные двух родов с одинаковыми  окончаниями.

1 склонение

/\

                                        мужской род       женский род

\/

- а - , - я –

 Докажите, что в  содержании  загадки  отражено  название  команды.         

2 команда

Капитан команды -  Романов Вадим

-  А в названии нашей команды  содержатся имена существительные  двух родов с разными окончаниями.

2 склонение

/\

                                         мужской род     средний род

\/

                                      □,  - о - , - е –

Ребята,  докажите, что в  содержании   загадки отражено название  команды.         

3 команда

Капитан команды  -  Тарасова Вера

-  А в названии нашей команды  содержатся имена существительные только одного  рода  с  мягким  знаком на конце слова и с нулевым окончанием.

3 склонение

/\

Ь

\/

женский род

 Докажите,  что в  содержании  загадки отражено название  команды.         

2 конкурс « Разминка»

                  

стен

а

Это задание будет выполняться на карточках.  Посмотрите на них.

Карточка разделена на две части.  В первой части записано слово.

- Какое слово у 1 команды?

- Какое слово у 2 команды?

- Какое слово у 3 команды?

         

 

 

окн

о

степь

- Почему вторая половина  карточки разделена на 6 частей?

- Значит, что надо сделать?  (просклонять)

- Что такое склонение?

- Вставьте  окончания во 2 столбике.

Работаем в группе.  

Капитаны расскажут о проделанной работе.

- В чём особенность этих трёх слов?

(Это слова с ударными окончаниями)

Нужно проверять ударные окончания?

- А теперь вспомните,  что надо сделать, чтобы правильно написать безударные окончания имён существительных?

 Правильно, поэтому  следующий  конкурс и называется «Не подведи свою команду»

3 конкурс «Не подведи свою команду»

Если вы будете следовать алгоритму, то справитесь с заданием.  Работа по цепочке с комментированием.  Вставьте пропущенные безударные окончания в имена существительные.

В деревн.,  на ветк.,

на запад.,  к  площадк.,

на площад.,  о ноч.,

из окн.,  по берег.,

из сирен..

Проверка.  Чтение по цепочке слов,  называя выделенное окончание,   указывая  склонение  и падеж).

( По 3 слова на каждую команду;  за каждое слово по 1 баллу)  

Вопросы к каждой команде:

- Какие окончания  имеют имена существительные 1 (2) (3)  склонения в родительном, дательном и предложном падежах?

- Какие вспомогательные слова у каждого склонения? (страна; окно; степь)

 

 4 конкурс «Будь внимателен»

Дана группа слов. Что их объединяет?

Какие буквы пропущены?  

 (Коллективная работа)

Адр. с,  бер.г,  меб.ль,  б.рёза,  в.гон,

т.традь,  в.рона,  г.зета,  площ.дь

А теперь каждое из этих слов вы должны изменить по соответствующим падежам, соблюдая условие:

- слова 1 склонения поставить в Р. п.,

- слова 2 склонения  поставить в Д. п.,

- слова 3 склонения поставить в П. п.

Работа в группах. Все выполняют задание в тетрадях,  а капитаны на карточках.

Проверка. На доску вывешиваются карточки с выполненными заданиями.

 

  1. Физкультминутка для глаз

5 конкурс «Конкурс капитанов»

У вас в каждой команде есть капитан, которого вы выбирали сами по тем качествам, которыми должен обладать капитан команды: ЧЕСТНОСТЬЮ, УМОМ, ЭРУДИЦИЕЙ, СМЕКАЛКОЙ, БЫСТРОТОЙ РЕАКЦИИ. И сейчас мы проверим,  как наши капитаны справятся со своим заданием. Перед вами желтые карточки с заданиями:

 

Среди кустов з□лёных,

У речк□  сер□бристой,

Гуляет ол□нёнок –

Телёночек  п□тнистый.

Он ходит  по опушк□

В л□сной св□ей ст□ронк□  .

И у него в□снушки –

Совсем как  у д□вчонк□ .

Вставьте пропущенные буквы.  

Капитаны могут приступать к работе.

А мы в это время поработаем по учебнику.  

Откройте страницу 120, упражнение 236.

- Что необходимо сделать?

Прочитаем текст.

- К каким сказкам относятся данные предложения?

- Кто автор этих сказок?

- Почему?

( «Колобок», «Снегурочка». «Сестрица Аленушка и братец Иванушка». Автор – народ.)

Необходимо вставить окончания, указать склонение и падеж. Выполняем самостоятельно.  (Команд- 3, 3 предложения)  - по одному предложению на каждую команду.

 (Выборочная проверка после проверки работ капитанов)

- Какие вы вставили пропущенные окончания и почему?

Проверка. Капитаны проверят  правильность выполнения задания по образцу (самопроверка).

- Кто выполнил без ошибок?  

- Кто допустил 1-2 ошибки?

- Кто допустил  3 и более ошибок?

Молодцы!

  1. Итог урока

Пока жюри будет подводить итоги, мы с вами подведём итог урока.

Итак,  над  чем мы сегодня с вами работали?

Мы с вами  отрабатывали умения  по формированию навыка правописания безударных падежных окончаний имён существительных в косвенных падежах.

- Давайте ещё раз вспомним алгоритм определения  безударных гласных в окончаниях имён существительных.

- А что делать, если забыл окончание?

  1. Домашнее задание

            Упражнение 235

  1. Оценки жюри

 

 

Жюри, пожалуйста, оценки за конкурс!

 

 

 

 

 

 

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Правописание безударных окончаний имен существительных в родительном, дательном и предложном падежах единственного числа.

Урок проводится в 4-м классе по программе "Школа Россия". Он закрепляет знания учащихся о правописании безударных окончаний имен существительных единственного числа в родительном, дательном, предложны...

Конспект урока русского языка по теме "Правописание безударных падежных окончаний имён существительных"

Урок открытия новых знаний. Через проблемную ситуацию,  исследуя языковой материал, ученики делают вывод о способе проверке безударных гласных в падежных окончаниях имён существительных....

Урок русского языка по теме: "Правописание безударных падежных окончаний имён существительных 1-го, 2-го, 3-го склонения в единственном числе"

Конспект урока  русского языка по теме: "Правописание безударных падежных окончаний имён существительных 1-го, 2-го, 3-го склонения в единственном числе"...

Презентация к уроку русского языка по теме:«Правописание безударных падежных окончаний имён существительных во множественном числе».

Презентация к уроку русского языка по теме:«Правописание безударных падежных окончаний имён существительных во множественном числе»....

Урок русского языка в 4 классе по теме «Правописание безударных окончаний имён существительных в родительном, дательном и предложном падежах»

Данный урок является не первым при изучении безударных падежных окончаний имён существительных. Поэтому цель данного урока состояла в том, чтобы, опираясь на знания учащихся, полученные ранее, закрепи...