Конспект урока русского языка в 3 классе УМК Гармония "Падеж"
план-конспект урока (русский язык, 3 класс) на тему

Мукина Надежда Александровна

Тема: Знакомство с изменением имен существительных по падежам, наблюдение за изменением по падежам имен существительных и местоимений («Как  могут изменяться слова?»)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_mukina_n.a.docx36.35 КБ
Файл prezentatsiya_mukina_n.a.pptx760.17 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока  по русскому языку,

проведенного   в  3 - Б  классе бюджетной муниципальной Палехской средней общеобразовательной школы

   07. 11. 2014  (УМК «Гармония»)

Учитель: Мукина Надежда Александровна

Тема: Знакомство с изменением имен существительных по падежам, наблюдение за изменением по падежам имен существительных и местоимений («Как  могут изменяться слова?»)

Цель:  Дать первоначальное  представление об изменении существительного по падежам.

Задачи:

1.   Знакомить учащихся с понятием падеж, количеством падежей в русском языке.

2.   Уточнить представление учащихся о начальной форме имени существительного.

3.   Познакомить учащихся с формой  Им. падежа.

4.   Дать представление об изменении местоимений по падежам.

5.   Продолжить работу над орфографической зоркостью учащихся.

УУД:

личностные:

- внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»;

- учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;

- способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;

регулятивные:

- принимать и сохранять учебную задачу;

учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;

- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата.

познавательные:

- использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения задач;

- строить сообщения в устной и письменной форме;

- осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

- осуществлять синтез как составление целого из частей;

- строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;

- обобщать, т. е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи;

- устанавливать аналогии.

коммуникативные:

- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;

- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

- формулировать собственное мнение и позицию;

- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

- строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет;

- задавать вопросы;

- контролировать действия партнёра;

- использовать речь для регуляции своего действия;

- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

Оборудование: учебник, тетрадь-задачник, тетрадь «Потренируйся!»,  компьютер, интерактивная доска, демонстрационные таблицы.

Ход урока:

Деятельность учителя

Деятельность ученика

  1. Организационный момент и самоопределение  к  деятельности

Приветствие, проверка готовности к уроку.

Итак, друзья, внимание!

Ведь прозвенел звонок.

Садитесь поудобнее.

Начнем скорей урок!

Отправляемся мы снова

В мир родного языка.                              (На слайде №2)

Мы разгадывать готовы,

Его тайны до звонка.

-  Как называется наш учебник?   (К тайнам нашего языка)

- Готовы разгадывать тайны русского языка?

- Что для этого надо?

-  Значит, отправляемся в путь, но прежде проверим ваш багаж знаний.

Готовность рабочего места ученика.

Отвечают на вопросы. Настраиваются на работу.

  1. Актуализация знаний и фиксация затруднений

- Выпишите из стихотворения имена существительные в столбик, выделяя окончания и основы.

Отправляемся мы снова

В мир родного языка.

Мы разгадывать готовы,

Его тайны до звонка.           Проверка по слайду №3 (1 столбик)

- Прочитайте им сущ, докажите, что это так (используйте опору).

- Есть ли сущ в нач форме? Докажите.

-  Какое может быть задание дальше?

- Измените и запишите рядом слова в начальной форме.

Проверка по слайду №3 (2 столбик)

- Что изменилось?

Взаимооценка. Если все 4 сущ найдены правильно, поставьте +.

Проверьте индивидуальную работу ученика на доске.

-     Что вам известно об имени существительном? Как оно изменяется?

-     В начальной форме имена существительные называют предметы, но в речи они вступают во взаимодействие друг с другом. Проследим на примере  № 189:

      ученик  учитель  ответить  вопрос   на

-Это предложение? Почему нет?

Работа в парах:

- 1в.   Составьте и запишите предложение об учителе.  

- 2в.   Составьте и запишите предложение об ученике.

 Формы слов можно изменять. Окончания выделяйте. (Предложения обсуждают в парах)  Возможно, записать и оба предложения по желанию.

- Поменяйтесь тетрадями. Проверьте. Прочитайте получившиеся пр-я. Укажите товарищу на ошибки, если заметите их.

- Какие слова изменили окончания? К какой части речи они принадлежат? Если изменилось окончание, то изменилась и форма слова. Кто-то знает, как, по какому основанию изменились слова?  (по команде вопроса)

-   Как в русском языке  называют такое изменение?

Индивидуальная работа: поставь в нач ф

Листику, на листы, золотые,  под листочком  ( 1 уч-ся на доске)

Взаимопроверяют.

По  опоре отвечают, что обозначают, на какие вопросы отвечают им сущ.

Доказывают (нет мысли, слова не связаны по смыслу)

Работают в парах

Выдвигают  предположения.

  1. Постановка учебной задачи

- Поставьте цели урока.   Слайд № 4

 - Задайте вопросы к теме нашего урока, постарайтесь их запомнить.

- Сегодня мы раскроим еще одну тайну русского языка об изменении имени существительного, мы будем выяснять, как еще могут изменяться имена существительные.  Прочитайте тему урока в учебнике.

Слайд № 5   ПАДЕЖ

- Какие у вас есть ассоциации с этим словом? Какие гипотезы, предложения?

Ставят цель: узнаем…, научимся…

Дети отвечают на вопросы.

Дети высказывают предположения.

Хотят узнать, что такое  падеж.  

  1. Построение  проекта выхода из затруднения («открытие детьми нового знания)

Проблемное объяснение нового знания

-  Для того,  чтобы ответить на ваши поставленные вопросы мы понаблюдаем,  как будет изменяться слово сестра, река. Для этого откройте задачники  № 190, 191и измените в предложениях слово сестра, река. (Работа по вариантам).

- Поменяйтесь задачниками. Прочитайте, получились ли предложения понятными, нет  ли ошибок? Поставьте «+» за безошибочную работу. Верните тетради друг другу. У кого не оказалось ошибок?

-     Какая часть слова изменилась? Если изменилось окончание то,  что изменяется?    (Форма слова). Почему изменилась форма слова?

-  Какие вопросы командовали при изменении слов сестра, река.

- Учёные их расположили по-особому.

Слайд № 5

-  Как расположились вопросы? (Лесенкой)  С каким словом можно связать слово падеж? (Падать). Слово будто бы «скакало», «падало» со ступеньки на ступеньку.

Работа  с  научной  информацией.

- Что ученые говорят об изменении слов по вопросам.   На  с. 77 учебника  вы найдете этот ответ.

- Теперь мы нашли ответ на главный вопрос урока  (Что такое падеж?)

- Пользуясь сообщением, ответь на вопрос. Сколько пар вопросов – изменений? Сколько «ступенек?»

- Возникает вопрос: «Почему в русском языке 6 падежей?» (6 раз менялась форма слов: сестра, река)  

- Какие вопросы занимают самую верхнюю почетную ступень? В какой форме стоят имена существительные? Начальная форма дает имя предмету, называет его.  Прочитайте об этом информацию на странице 77,78  в учебнике.

-   Как же называют главный падеж?    Слайд №5

- Главный падеж – именительный.  А почему его так назвали?

Вписывают слова, изменяя  форму.

Взаимопроверка.

Ответы детей.

Работа с учебником, читают по цепочке.

Работа с учебником

Физминутка

  1. Первичное закрепление во внешней речи

- Вернитесь к № 190, 191. Как будем называть изменение этих слов? В каких предложениях слова сестра, река  употребляются  именительном падеже? Подпишите им. п.    (показ учителем образца на доске)

- Прочитайте, о чём авторы советуют поговорить дома. (Сообщение в желтой рамке)

Взаимопроверка

        Читают сообщение, ставят цель.

  1. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

№ 61 в пособии «Потренируйся!».

- Вставим пропущенные буквы, объясняя орфограммы.

-  Наблюдайте, как изменяются слова. Самостоятельно (по вариантам) дописывайте слова щенок, огурец, изменяя их форму. Для этого отмечайте Х слово-командир,  устно задавайте вопрос от него.

Проверяем по образцу.   Слайд №64

-  Взаимооценка. Поставьте «+» за безошибочную работу.

 -  У кого нет  ошибок?  Кто ошибся?

Выполнение упражнения по заданию.

Выполняют самопроверку, оценивают  работы.

  1. Включение в систему знаний и повторение

Внесём новые знания в таблицу-опору.

- Найдите в учебнике № 194 .

- Прочитайте задание. Какая часть речи поможет избавиться от повторения?

- Может ли местоимение изменяться по падежам?

- Запишите предложение в исправленном виде.

- Какой вывод вы сделали? Проверь его, прочитав информацию в учебнике  в №195.

Работа с таблицей.

Выполняют задание.

Отвечают на вопросы.

  1. Рефлексия деятельности.    Итог урока

- Какие задачи стояли перед нами на уроке?

- Как же еще изменяются имена существительные?

- Сколько падежей в русском языке?

- Какой падеж главный? Почему?

- Действительно, падежей 6, но мы знаем название только самого главного.

- На какие вопросы отвечает существительное в именительном языке?

- Как вы думаете, мы достигли своей цели?

- Какие задачи мы можем поставить перед собой на следующий урок?

- Оцени свою работу на уроке по «Шкале успеха».    Слайд № 7

Отвечают на вопросы.

Самооценка работы в «Листах самооценки»

Домашнее задание:   С. 77 - 79 правила, № 196


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

1 Урок русского языка 7 ноября 2013 г. Учитель: Мукина Надежда Александровна

Слайд 2

Отправляемся мы снова В мир родного языка. Мы разгадывать готовы Е го тайны до звонка. 2

Слайд 3

в мир - я зыка - тайны - до звонка - мир язык тайна звонок 3

Слайд 4

К тайнам нашего языка 4 Узнаем … Научимся … Будем наблюдать …

Слайд 5

к то? что? к ого? чего? к ому? ч ему? к ого? что? к ем? чем? о ком? о чём? Именительный падеж 5 Тема урока « Падеж»

Слайд 6

6 растёт щенок, огурец стоял у щенка, у огурца удивлялся щенку, огурцу принёс щенка, огурец вернулся со щенком, с огурцом мечтал о щенке, об огурце

Слайд 7

Самооценка Я совсем не старался. Ничего не узнал. Я очень старался. Узнал новое. Всё понял Хорошо. 7


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка 2 класс УМК "Школа России". Урок-сказка.

Цели и задачи урока:Образовательные:- закрепить знания, умения, навыки учащихся о проверяемых и непроверяемых безударных гласных в корне слова.     2. Развивающие:- развивать...

План-конспект урока (русский язык, 4 класс) по теме: Русский язык 4 класс "О словарях разнообразных, поучительных и важных"

" 4 класс  Русский язык «О словарях разнообразных, поучительных и важных»Соколова Е.Я.Урок направлен на актуализацию  и расширение знаний учащихся о словарях русского языка. Основ...

Конспект урока русского языка 2 класс Тема : «Звуки буквы родного языка. Природа весной.»

Урок развития речи. На уроке формируются умения рассматривать и анализировать картины, фиксировать свои наблюдения, находить нужный материал для раскрытия темы, пробуждение творческой активности и фан...

Конспект урока русского языка 1 класс и презентация к уроку

Надеюсь, что составленный мною конспект урока покажется интересным и может быть, кто-то его частично использует в своей работе...

Конспект урока русского языка 2 класс Тема урока: «Правописание суффиксов –онок-, -енок- »

Конспект урока русского языка  2 классТема урока:  "Правописание суффиксов –онок-, -енок-" Образовательная система  “Начальная школа XXI века”....

Конспект урока русского языка 2 класс по теме "Русский алфавит или азбука".

Урок русского языка 2 класс по теме "Русский алфавит или азбука".Цель: создать условия для обобщения и расширения знаний обучающихся о русском алфавите (азбуке); создать условия дл...