Конспект урока русского языка в 3 классе УМК Гармония "Падеж"
план-конспект урока (русский язык, 3 класс) на тему
Тема: Знакомство с изменением имен существительных по падежам, наблюдение за изменением по падежам имен существительных и местоимений («Как могут изменяться слова?»)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_mukina_n.a.docx | 36.35 КБ |
prezentatsiya_mukina_n.a.pptx | 760.17 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока по русскому языку,
проведенного в 3 - Б классе бюджетной муниципальной Палехской средней общеобразовательной школы
07. 11. 2014 (УМК «Гармония»)
Учитель: Мукина Надежда Александровна
Тема: Знакомство с изменением имен существительных по падежам, наблюдение за изменением по падежам имен существительных и местоимений («Как могут изменяться слова?»)
Цель: Дать первоначальное представление об изменении существительного по падежам.
Задачи:
1. Знакомить учащихся с понятием падеж, количеством падежей в русском языке.
2. Уточнить представление учащихся о начальной форме имени существительного.
3. Познакомить учащихся с формой Им. падежа.
4. Дать представление об изменении местоимений по падежам.
5. Продолжить работу над орфографической зоркостью учащихся.
УУД:
личностные:
- внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»;
- учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
- способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;
регулятивные:
- принимать и сохранять учебную задачу;
учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;
- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата.
познавательные:
- использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения задач;
- строить сообщения в устной и письменной форме;
- осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
- осуществлять синтез как составление целого из частей;
- строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
- обобщать, т. е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи;
- устанавливать аналогии.
коммуникативные:
- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
- строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет;
- задавать вопросы;
- контролировать действия партнёра;
- использовать речь для регуляции своего действия;
- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
Оборудование: учебник, тетрадь-задачник, тетрадь «Потренируйся!», компьютер, интерактивная доска, демонстрационные таблицы.
Ход урока:
Деятельность учителя | Деятельность ученика |
| |
Приветствие, проверка готовности к уроку. Итак, друзья, внимание! Ведь прозвенел звонок. Садитесь поудобнее. Начнем скорей урок! Отправляемся мы снова В мир родного языка. (На слайде №2) Мы разгадывать готовы, Его тайны до звонка. - Как называется наш учебник? (К тайнам нашего языка) - Готовы разгадывать тайны русского языка? - Что для этого надо? - Значит, отправляемся в путь, но прежде проверим ваш багаж знаний. | Готовность рабочего места ученика. Отвечают на вопросы. Настраиваются на работу. |
| |
- Выпишите из стихотворения имена существительные в столбик, выделяя окончания и основы. Отправляемся мы снова В мир родного языка. Мы разгадывать готовы, Его тайны до звонка. Проверка по слайду №3 (1 столбик) - Прочитайте им сущ, докажите, что это так (используйте опору). - Есть ли сущ в нач форме? Докажите. - Какое может быть задание дальше? - Измените и запишите рядом слова в начальной форме. Проверка по слайду №3 (2 столбик) - Что изменилось? Взаимооценка. Если все 4 сущ найдены правильно, поставьте +. Проверьте индивидуальную работу ученика на доске. - Что вам известно об имени существительном? Как оно изменяется? - В начальной форме имена существительные называют предметы, но в речи они вступают во взаимодействие друг с другом. Проследим на примере № 189: ученик учитель ответить вопрос на -Это предложение? Почему нет? Работа в парах: - 1в. Составьте и запишите предложение об учителе. - 2в. Составьте и запишите предложение об ученике. Формы слов можно изменять. Окончания выделяйте. (Предложения обсуждают в парах) Возможно, записать и оба предложения по желанию. - Поменяйтесь тетрадями. Проверьте. Прочитайте получившиеся пр-я. Укажите товарищу на ошибки, если заметите их. - Какие слова изменили окончания? К какой части речи они принадлежат? Если изменилось окончание, то изменилась и форма слова. Кто-то знает, как, по какому основанию изменились слова? (по команде вопроса) - Как в русском языке называют такое изменение? | Индивидуальная работа: поставь в нач ф Листику, на листы, золотые, под листочком ( 1 уч-ся на доске) Взаимопроверяют. По опоре отвечают, что обозначают, на какие вопросы отвечают им сущ. Доказывают (нет мысли, слова не связаны по смыслу) Работают в парах Выдвигают предположения. |
| |
- Поставьте цели урока. Слайд № 4 - Задайте вопросы к теме нашего урока, постарайтесь их запомнить. - Сегодня мы раскроим еще одну тайну русского языка об изменении имени существительного, мы будем выяснять, как еще могут изменяться имена существительные. Прочитайте тему урока в учебнике. Слайд № 5 ПАДЕЖ - Какие у вас есть ассоциации с этим словом? Какие гипотезы, предложения? | Ставят цель: узнаем…, научимся… Дети отвечают на вопросы. Дети высказывают предположения. Хотят узнать, что такое падеж. |
Проблемное объяснение нового знания | |
- Для того, чтобы ответить на ваши поставленные вопросы мы понаблюдаем, как будет изменяться слово сестра, река. Для этого откройте задачники № 190, 191и измените в предложениях слово сестра, река. (Работа по вариантам). - Поменяйтесь задачниками. Прочитайте, получились ли предложения понятными, нет ли ошибок? Поставьте «+» за безошибочную работу. Верните тетради друг другу. У кого не оказалось ошибок? - Какая часть слова изменилась? Если изменилось окончание то, что изменяется? (Форма слова). Почему изменилась форма слова? - Какие вопросы командовали при изменении слов сестра, река. - Учёные их расположили по-особому. Слайд № 5 - Как расположились вопросы? (Лесенкой) С каким словом можно связать слово падеж? (Падать). Слово будто бы «скакало», «падало» со ступеньки на ступеньку. Работа с научной информацией. - Что ученые говорят об изменении слов по вопросам. На с. 77 учебника вы найдете этот ответ. - Теперь мы нашли ответ на главный вопрос урока (Что такое падеж?) - Пользуясь сообщением, ответь на вопрос. Сколько пар вопросов – изменений? Сколько «ступенек?» - Возникает вопрос: «Почему в русском языке 6 падежей?» (6 раз менялась форма слов: сестра, река) - Какие вопросы занимают самую верхнюю почетную ступень? В какой форме стоят имена существительные? Начальная форма дает имя предмету, называет его. Прочитайте об этом информацию на странице 77,78 в учебнике. - Как же называют главный падеж? Слайд №5 - Главный падеж – именительный. А почему его так назвали? | Вписывают слова, изменяя форму. Взаимопроверка. Ответы детей. Работа с учебником, читают по цепочке. Работа с учебником |
Физминутка | |
| |
- Вернитесь к № 190, 191. Как будем называть изменение этих слов? В каких предложениях слова сестра, река употребляются именительном падеже? Подпишите им. п. (показ учителем образца на доске) - Прочитайте, о чём авторы советуют поговорить дома. (Сообщение в желтой рамке) | Взаимопроверка Читают сообщение, ставят цель. |
| |
№ 61 в пособии «Потренируйся!». - Вставим пропущенные буквы, объясняя орфограммы. - Наблюдайте, как изменяются слова. Самостоятельно (по вариантам) дописывайте слова щенок, огурец, изменяя их форму. Для этого отмечайте Х слово-командир, устно задавайте вопрос от него. Проверяем по образцу. Слайд №64 - Взаимооценка. Поставьте «+» за безошибочную работу. - У кого нет ошибок? Кто ошибся? | Выполнение упражнения по заданию. Выполняют самопроверку, оценивают работы. |
| |
Внесём новые знания в таблицу-опору. - Найдите в учебнике № 194 . - Прочитайте задание. Какая часть речи поможет избавиться от повторения? - Может ли местоимение изменяться по падежам? - Запишите предложение в исправленном виде. - Какой вывод вы сделали? Проверь его, прочитав информацию в учебнике в №195. | Работа с таблицей. Выполняют задание. Отвечают на вопросы. |
| |
- Какие задачи стояли перед нами на уроке? - Как же еще изменяются имена существительные? - Сколько падежей в русском языке? - Какой падеж главный? Почему? - Действительно, падежей 6, но мы знаем название только самого главного. - На какие вопросы отвечает существительное в именительном языке? - Как вы думаете, мы достигли своей цели? - Какие задачи мы можем поставить перед собой на следующий урок? - Оцени свою работу на уроке по «Шкале успеха». Слайд № 7 | Самооценка работы в «Листах самооценки» |
Домашнее задание: С. 77 - 79 правила, № 196 |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Отправляемся мы снова В мир родного языка. Мы разгадывать готовы Е го тайны до звонка. 2
в мир - я зыка - тайны - до звонка - мир язык тайна звонок 3
К тайнам нашего языка 4 Узнаем … Научимся … Будем наблюдать …
к то? что? к ого? чего? к ому? ч ему? к ого? что? к ем? чем? о ком? о чём? Именительный падеж 5 Тема урока « Падеж»
6 растёт щенок, огурец стоял у щенка, у огурца удивлялся щенку, огурцу принёс щенка, огурец вернулся со щенком, с огурцом мечтал о щенке, об огурце
Самооценка Я совсем не старался. Ничего не узнал. Я очень старался. Узнал новое. Всё понял Хорошо. 7
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока русского языка 2 класс УМК "Школа России". Урок-сказка.
Цели и задачи урока:Образовательные:- закрепить знания, умения, навыки учащихся о проверяемых и непроверяемых безударных гласных в корне слова. 2. Развивающие:- развивать...
План-конспект урока (русский язык, 4 класс) по теме: Русский язык 4 класс "О словарях разнообразных, поучительных и важных"
" 4 класс Русский язык «О словарях разнообразных, поучительных и важных»Соколова Е.Я.Урок направлен на актуализацию и расширение знаний учащихся о словарях русского языка. Основ...
Конспект урока русского языка 2 класс Тема : «Звуки буквы родного языка. Природа весной.»
Урок развития речи. На уроке формируются умения рассматривать и анализировать картины, фиксировать свои наблюдения, находить нужный материал для раскрытия темы, пробуждение творческой активности и фан...
Конспект урока русского языка 1 класс и презентация к уроку
Надеюсь, что составленный мною конспект урока покажется интересным и может быть, кто-то его частично использует в своей работе...
Конспект урока русского языка 2 класс Тема урока: «Правописание суффиксов –онок-, -енок- »
Конспект урока русского языка 2 классТема урока: "Правописание суффиксов –онок-, -енок-" Образовательная система “Начальная школа XXI века”....
Конспект урока русского языка 2 класс по теме "Русский алфавит или азбука".
Урок русского языка 2 класс по теме "Русский алфавит или азбука".Цель: создать условия для обобщения и расширения знаний обучающихся о русском алфавите (азбуке); создать условия дл...