Конспект открытого урока по русскому языку во 2 классе" Родственные или однокоренные слова"
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) по теме
Урок по теме "Родственные или однокоренные слова" проводится с учётом здоровьясбережения. К уроку идёт презентация "Почему надо пить молоко?"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Урок "Родственные или однокоренные слова.Почему надо пить молоко?" | 30.64 КБ |
Предварительный просмотр:
I.Организационный момент.
II. Объявление темы и совместное определение целей урока.
--- Прочитайте тему урока и подумайте, пожалуйста, о чём мы будем говорить и что должны для себя понять?
---Да, сегодня мы должны будем уяснить, что такое родственные слова, что такое однокоренные слова; научиться их подбирать; научиться их видеть среди других слов. Но не только о словах мы будем вести разговор. Понять тему урока нам поможет…
---Дети отгадывают загадку ,которую читает учитель.
Белое а не снег, жидкое, а не вода.
--- Да, верно, это молоко. Сегодня мы будем говорить не только о родственных словах ,но и попробуем с помощью этих слов разобраться, полезно ли молоко, почему детям важно пить молоко? Слайд №1
---Работать будем не в тетрадях, а на отдельных рабочих листах с заданиями.
---Улыбнулись , и в путь! Я желаю нам удачи! Запишем дату.
III .Чистописание.
--- Чтобы руку развивать, надо буквы прописать. А перед письмом- упражнения для пальчиков(дети делают упражнения, развивающие мелкую моторику)
Раз,два,три,четыре,пять
Вышли пальцы погулять.
Этот пальчик самый сильный
Самый толстый и большой…
(образец для чистописания дан на доске).
---Молодцы, а теперь найдите на листе задание №1. Прежде чем начать прописывать, повторим правила сохранения хорошей осанки:( используется специальная таблица). Пропишите образец до конца строки. Следим за осанкой.
---Молодцы, хорошо справились с заданием.
IV.Повторение изученных правил правописания. 1
---Знакомую загадку надо записать , вставив пропущенные буквы.
Белое, а не сне. , ж.дкое , а не в.да. Это задание №2 на листе. Слайд№2
(Дети выполняют задание самостоятельно. После обязательно идёт проверка с объяснением.) Слайд №3
V. Физкультминутка. Упражнение «Потягушечки». Дети выполняют 2-3 упражнения на расслабление позвоночника и для мышц плечевого пояса.
VI. Изучение новых понятий.
1)Вводная беседа. --- Жили-были ребята-второклассники. Хорошие ребята. Любили конфеты, печенье, котлеты. Но вот в особенные школьные дни отказывались пить… . Как вы думаете ,что? Да, верно, МОЛОКО.
---А поднимите руку, ребята, кто из вас любит пить молоко. Видите, как вас мало. Я надеюсь, что после нашего разговора ваше отношение к этому исключительному продукту изменится.
2)Знакомство с родственными словами. --- Найдите задание №3 и запишите грамотно это слово. Проверим.( Один ученик работает у доски).
---А как сказать ласково? ( молочко).
---А если суп сварим, как его назовём?( молочный).
---Все слова записаны. А теперь скажите, что-то похожее есть в этих словах?
( Дети высказывают свои мысли. В ходе этих рассуждений повторяется понятие «КОРЕНЬ СЛОВА».)
3)Вывод. ---Итак, делаем вывод. Какие слова перед нами и почему?(Перед нами родственные или однокоренные слова. Потому что:
1)Родственные слова имеют общее значение, поэтому мы называем их «родственными».
2)Родственные слова имеют общую часть в написании, поэтому мы ещё называем их «однокоренными».
4) Фиксирование полученных сведений. --- Продолжим выполнять задание №3. Давайте запишем, что же общего имеют родственные слова:
2
1) общий корень; 2) общее значение.( На доске появляется карточка- помогайка на бумаге жёлтого цвета.)
VII. Физкультимнутка. Дети, стоя, выполняют упражнения под весёлое стихотворение «Купил Матроскин себе курочку…» и делают движения, имитирующие движения животных.
VIII. Дополнительная информация. Сообщение ученика.
---А кто из вас знает,ребята, почему молоко называют исключительным продуктом? Давайте послушаем Катю.(Ученица рассказывает заранее подготовленный материал о том, из каких веществ состоит молоко.) Слайды № 4-6
---Делаем вывод. Почему же молоко такой замечательный продукт? Слайд №7
IX. Первичное закрепление.
1) Составление кластера « Цветок» на разноцветных лепестках. ---Отдохнули, улыбнулись, продолжаем работать.
---Так какое же оно, молоко? Найдите задание №4. Слова какой части речи мы будем подбирать, чтобы ответить на этот вопрос?(Прилагательные). ---Записываем их в столбик, будьте внимательны:( дети называют слова и помещают лепесток со словом на доску)
полезное вкусное
МОЛОКО
жирное сладкое Слайд №8
2) «Найди пару». --- А теперь, зная признаки родственных слов, попробуйте подобрать их к каждому слову на лепестке. ( Дети самостоятельно подбирают однокоренные слова).
Попробуйте выделить в них корень. Получилось? Проверяем.(Дети читают пары слов, называя корень , проговаривая понятия «ОДНОКОРЕННЫЕ», «РОДСТВЕННЫЕ»)
Полезное-польза , вкусное-вкус , жирное- жир , сладкое-сладость Слайд 9
( Учитель поправляет детей, если они вместо родственного слова изменяют форму слова, обращает внимание на корень « польз» или « полез»).
---Молодцы! ( Если дети устали, можно сделать упражнения для глаз.) 3
X. Дополнительная информация. Сообщение ученика.
1) Сообщение. --- Вспомните, кого купил себе герой знаменитого мультфильма кот Матроскин? А для чего он приобрёл себе корову?
---Но только ли корова даёт людям молоко? Что вы знаете об этом?
---А вот, что расскажет нам Алёна.( Подготовленный ученик делает небольшое сообщение о животных, чьё молоко очень полезно для человека). Слайды 10-16.
2)Игра «Найди лишнее». --- Ребята, найдите на листе задание под №5. Попробуем найти родственные слова. По каким признакам будем искать? (Дети соединяют пары слов из каждого столбика, находят родственные слова. Первую пару делают вместе, а следующие – самостоятельно.)
Корова козье
Коза верблюжье
Лось коровье
Буйвол лосиное Слайды № 17-18
---У какого слова нет пары? ( у слова « буйвол»)
3)Хитрый вопрос. --- А как вы думаете, маленьких буйволят чем выкармливают их мамы- буйволицы?
--- Гимнастика- «потягушечки» для позвоночника и для мышц ног.
Дети выполняют 3-4 упражнения на потягивание, на расслабление мышц плечевого пояса, на изменение положения ног.
XI. Закрепление материала.
1) Беседа .---Ребята, а как быть, если молоко пить нельзя, ведь такое тоже бывает?
--- Да, нужно употреблять продукты, сделанные из молока, потому что молочный белок в них легче усваивается организмом, чем в самом молоке.
2)Игра на внимание. --- Девочки называют молочный продукт, отгадывая загадку, а мальчики – родственное слово к этому названию. 4
---Кому труднее? Будьте внимательны! Слайды № 19-23
3)Составление предложения.---Составьте и запишите красивое предложение, используя название какого-либо молочного продукта. Это задание №6.
---Читаем, что у вас получилось.
---Молодцы! XII.Итог урока.
1) Вопросы. 1.С какими новыми понятиями познакомились на уроке?
2. Чему учились?
3. С какими трудностями столкнулись?
3. А почему всё же детям надо пить молоко?
4. Что предлагаете?
---Давайте с сегодняшнего дня будем дружно пить молоко или кефир. Ведь это совсем не трудно, а даже полезно. Тем более, что у нас в классе есть дети, которые любят молоко и мало болеют.(Дети ещё раз поднимают руки)
---В какие дни в школе ребятам дают молоко?
X III .Домашнее задание. Написать в рабочей тетрадке 4 предложения о нашем сегодняшнем уроке: что понравилось, что запомнилось.
---Все сегодня молодцы, но особенно хочется отметить …..
XIV. Релаксация.
---Вам в награду за работу стаканчик вкуснейшего молочка!
Пока дети пьют молоко, звучит песня « На лугу». Слайд №24
5
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №1»
План-конспект урока по русскому языку
на тему: «Родственные или однокоренные слова.
Почему детям надо пить молоко?».
2 класс по программе «Школа России».
Учитель: Ягодкина Н.Н.
2013 год.
Тема урока: «Родственные или однокоренные слова. Почему детям надо пить молоко?»
Цели урока:
1)образовательные: уяснить значение понятий «родственное слово», «однокоренное слово», учить подбирать родственные ( однокоренные) слова; учить отличать их в потоке слов. Дать полезные сведения о молоке и молочных продуктах.
2)развивающие: развивать умение ставить перед собой цель и достигать её; учить самоконтролю и самопроверке работы; учить анализировать, сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи; развивать устную и письменную речь; развивать первичные ораторские умения детей; развивать умение искать нужную информацию и выделять главное.
3)воспитательные: воспитывать правильное отношение к полезным продуктам- привитие культуры здорового питания; воспитывать умение слушать своих товарищей; уважать чужое мнение.
План урока:
1.Организационный момент.
2.Объявление темы и целей урока.
3.Чистописание.
4.Повторение изученных правил правописания.
5.Физпауза.
6.Изучение новых понятий.
7.Физкультминутка.
8.Сообщение ученика №1
9.Первичное закрепление.
10.Сообщение ученика №2.
11. Закрепление материала.
СПИСОК ПРИЛОЖЕНИЙ.
1.Материал для сообщений детей на уроке «Из чего состоит молоко»,
«Привычное и непривычное молоко».
2.Лист для письменной работы на уроке.
3. Презентация к уроку «Почему детям надо пить молоко?»
Использованная литература.
1.Журнал «Начальная школа» Издательский дом «1сентября» №1 за 2011год
2. Интернет ресурс.
6
Лист для письменной работы ученика(цы)______________
___________________________________
_____________________________________________________________
Тема: Однокоренные или родственные слова.
1)____________________________________________________________
2)____________________________________________________________
3)____________________________________________________________
Однокоренные или родственные слова имеют общее:
1.______________________2.____________________________
4) Молоко (какое?)
_____________________________________________________________
_____________________________________________________________
_____________________________________________________________
_____________________________________________________________
5) Найди пару.
Корова козье
Коза верблюжье
Лось коровье
Буйвол лосиное
6)Предложение.
______________________________________________________________________________________________________________________
ПЕЙТЕ ДЕТИ МОЛОКО, БУДЕТЕ ЗДОРОВЫ!!! 7
Материал для сообщений детей.
1. Из чего состоит молоко?
Многие люди считают молоко едва ли не самым лучшим продуктом. Они так думают, потому что в нём содержится много полезных веществ.
В молоке содержится сахар или углевод-лактоза-- это важный источник энергии, работоспособности.
Много в молоке кальция, фосфора. Они нужны для укрепления костей и производства свежей крови.
В молоке много молочного жира—источника энергии.
Большую часть в составе молока занимает вода-важнейший растворитель. С ней из нашего организма выходят вредные вещества.
Самой главной частью молока является белок- необходимый для укрепления мышц и роста детского организма.
В нём много и витаминов—В2,А,В1,С,Д. Они нужны для сохранения здоровья.
А ещё в молоке есть железо, медь, йод, цинк и другие микроэлементы.
Вот почему детям надо пить молоко!.
2. Привычное и непривычное молоко.
Самое привычное для нас коровье молоко. Оно близко к нашему, человеческому, поэтому дети могут его пить и расти.
Очень полезно для малышей козье молоко. От него у детей нет аллергии и в нём больше всего витаминов.
Очень полезно кобылье молоко- кумыс.
Самое жирное молоко лосиное, поэтому лосята растут , как на дрожжах. 8
Овечье молоко любят в Испании. Из него делают овечий сыр.
А в Египте молоко берут у буйволиц. Оно очень сладкое.
Неважно, чьё молоко пьют люди. Важно, что с ним они получают важные для жизни вещества.
9
12.Домашнее задание. Оценивание работы детей.
13.Релаксация.
.
Оборудование к уроку: мультимедийный проектор, ноутбук, диск с песней «На лугу…» , листы с заданиями , разноцветные листы со словами, презентация к уроку, порционное молоко или йогурт.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок по русскому языку во 2 классе " Однокоренные слова" , система РО Л.В. Занкова
Открытый урок по русскому языку во 2 классе " Однокоренные слова" , система РО Л.В. Занкова...
конспект открытого урока по русскому языку во 2 классе "Корень .Однокоренные слова"
Предмет: Русский язык.Учебник: Л.М Зеленена , Т.Е. Хохлова Русский язык. Учебник для учащихся 2 класса. – Москва «Просвещение»2006Класс: 2.Тема урока: Корень. Однокоренные словаТип урока: ...
Конспект урока по русскому языку «Распознавание и подбор однокоренных слов».
Данный урок по ФГОС. На уроке закреплялась работа с однокоренными словами....
Открытый урок по русскому языку в 3 классе "Однокоренные слова и формы слов"
Открытый урок по русскому языку в 3 классе "Однокоренные слова и формы слов"...
Конспект открытого урока по русскому языку в 3 классе " Тема: Корень слова.Однокоренные слова
Цель: актуализировать знания о корне и однокоренных словах. Выявить уровень знаний детей по данной теме.Задачи:1.повторить общие сведения о родственных словах, наличии в них общей смысловой част...
Конспект открытого урока по русскому языку во 2 классе по Теме "Корень слова. Однокоренные (родственные) слова"
конспект открытого урока по русскому языку во 2 классе по теме "Корень слова. Однокоренные слова"...
Конспект открытого урока по русскому языку в 3 классе по теме « Корень слова. Однокоренные слова»
Это первый урок в теме «Состав слова».Во 3 классе отводится на эту тему 16 часов.Начинается урок с эмоционального настроя, дети настраиваются на исследовательскую работу, уточняют по...