Конспект урока по русскому языку в 4 классе УМК "Планета знаний". Тема: "Правописание Ь после шипящих в глаголах и существительных женского рода"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) по теме
Используя разнообразные задания на примере пословиц обучающиеся закрепляют знания о грамматической роли Ь в глаголах после шипящих и существительных женского рода.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_po_russkomu_yazyku_v_4_klasse_po_teme.docx | 35.26 КБ |
Предварительный просмотр:
Цели урока:
Предметные:
- проверить уровень усвоения теоретического материала и
практических умений по сопоставлению употребления мягкого знака после
шипящих в глаголах и именах существительных;
- сформировать умение применять правила на практике;
- развивать орфографическую зоркость детей
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ: формирование универсальных учебных действий
регулятивные : определять цель деятельности, развивать умение анализировать, сравнивать, устанавливать закономерность, составлять алгоритм, работать по алгоритму
личностные: развивать умение аргументировать свою точку зрения
познавательные: преобразование информации, выделение главного, выделение ключевых слов
коммуникативные: оформление мыслей в устной форме, овладение монологической и диалогической формами речи.
Методы: беседа, проблемное изложение, решение познавательных задач.
Оборудование: учебник Л.Я.Желтовской «Русский язык», часть I.
(УМК «Планета знаний»).
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся (УУД) |
СЛАЙД 1. 1. Организационный момент Приветствие учащихся СЛАЙД 2. На экране записаны слова: Радовать и радоваться Учитель: - В чём разница этих слов по смыслу? Порадуем сегодня на уроке наших гостей и товарищей хорошими знаниями и активной работой. Порадуемся своим успехам! | Мотивирует и контролирует быструю готовность к уроку, точность приветствия. Настраивает на учение, заставляет подумать, обобщает ответы | Проявляют уровень самоорганизации и умения приветствовать учителя (К) Высказывают свои мысли |
СЛАЙД 3. 2. Оформление классной работы | Контролирует правильность оформления классной работы в тетрадях | Оформляют классную работу в соответствии с нормами и требованиями |
3. Чистописание Расписка руки: 1 строчка: ешь, ете, ем, ет 2 строчка ишь, ите, им, ит - Что вы можете сказать об этих соединениях? Как называются эти окончания? (Личные) – Почему? (Глаголы изменяются по лицам.) - В каких случаях пишутся окончания 1 строки? (когда глагол 1 спр. ) - А второй? (когда глагол 2 спр) -Договоритесь в своей паре, кто какую строчку будет писать (повторить 2 раза) | Мотивирует к упражнениям по технике письма Побуждает к орфографическому анализу личных окончаний глаголов Организует выполнение в парах упражнение по чистописанию. | Осознают практическую значимость упражнений по чистописанию, отработки соединений, которое при скорописи часто искажается(Р) Вдумываются в суть вопроса, ищут варианты ответа, аргументируют выбор, используя сведения, полученные на предыдущих уроках. (М) Записывают в тетрадях. Учатся договариваться, вырабатывать общее решение. |
4. Ввод в тему урока 1. - Внимательно прочитайте предложение (на экране) СЛАЙД 4. Чему смолоду не научишься, того и под старость не будешь знать. - Это просто предложение или что-то иное? (пословица). В ней содержится народная мудрость! - Как вы её понимаете? - Эта пословица и будет девизом нашего урока, чтобы вы до самой старости знали то, о чём мы сегодня будем говорить. А многие другие русские пословицы будут нам сегодня помогать! 2. Прочитайте следующие пословицы: СЛАЙД 5. За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь. Тише едешь – дальше будешь. Без теста пирога не испечёшь. Стричь всех под одну гребенку. Семь раз отмерь, один раз отрежь. - Как вы их понимаете? - Что общего в выделенных словах? (В них после шипящих пишется Ь) - Какое правило вы знаете об этом? (После шипящих в конце глагола всегда пишется Ь, который сохраняется и перед –ся, -те) 3. Запишите выделенные слова и определите их форму (с комментированием) погонишься – ед.ч., б.в., 2 л. Поймаешь - ед.ч., б.в., 2 л Едешь - ед.ч., н.в., 2 л Будешь - ед.ч., б.в., 2 л Испечёшь - ед.ч., б.в., 2 л. Стричь – н.ф. Отрежь – ед. ч., пов.ф., 2 л -В каких же формах глаголов после шипящих пишется Ь? СЛАЙД 6. (н.ф., 2 л, ед.ч., пов.ф) - Какую роль выполняет здесь Ь? (грамматическую) 4. Работа по вариантам. 1) Фонетический разбор «беречь» 2) Разбор по составу слова «погонишься», «испечёшь» - Какую роль выполняет в данных случаях мягкий знак? (Грамматическую) 5. Прочитайте пословицу: СЛАЙД 7. Маленькая речь, а может метко сечь. - Одинаковы ли орфограммы в выделенных словах пословицы? Запишите пословицу, укажи известные тебе части речи. При изучении какой ещё части речи Ь используется для распознавания грамматической формы? (Подсказка есть в пословице: И мышь в свою норку тащит корку. - О чём пойдёт речь на уроке? 5. Формулирование темы урока. - Попробуйте сформулировать тему урока. СЛАЙД 9. «Употребление Ь после шипящих в глаголах и именах существительных» 1. Распределите слова в два столбика по отмеченному выше признаку. - Какие орфографические задачи будешь решать? На экране: Тиш_, рассмотриш_, ноч_, учиш_ся, мыш_, придёш_, реч_, стереч_, нареж_, рож_. -Какой глагол дан в неопределённой форме? (стеречь) 2. Взаимопроверка. | Организует наблюдение над предложением. На примере пословиц закрепляет ранее изученный материал. Побуждает к анализу языкового материала. Побуждает к воспроизведению изученного правила Организует работу с комментированием Организует работу по вариантам по разбору слов. Организует наблюдение над решением орфографической задачи Подводит детей к определению темы урока | Постигают народную мудрость, выраженную в краткой и образной речи пословиц Учатся анализировать, находить общее, решают орфографическую задачу Воспроизводят изученное ранее правило. Определяют формы глаголов Определяют формы глаголов. Выполняют фонетический разбор и разбор слова по составу. Развивают орфографическую зоркость. Определяют роль мягкого знака. Решают орфографическую задачу путём сравнения слов, нахождения различий. Развивают визуальную орфографическую зоркость. Распределяют слова по орфограммам в 2 столбика Осуществляют взаимопроверку. |
6. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА Если слово является именем существительным женского рода, то встают девочки, если – глаголом, то встают мальчики. Брошь, растёшь, беречь, вещь, отрежь, дочь, спишь, думаешь, рожь, печь, луч. Вывод о написании мягкого знака после шипящих в глаголах и именах существительных | Организует работу по решению орфографической задачи с помощью двигательной активности. Организует обсуждение и подводит к выводу | Решают орфографическую задачу. Дают аргументированное объяснение своим действиям. |
7. Работа по теме урока. 1. Самостоятельная работа. Самостоятельная работа. -А теперь снова обратимся к мудрости народа. СЛАЙД 10. 1. Собрать пословицы. Постарайтесь их запомнить. Запишите по памяти. Обозначить орфограмму ь в глаголах.
2. Проверка по экрану. | Организует работу по запоминанию пословиц и развитию визуальной орфографической зоркости | Восстанавливают пословицы, запоминают их, записывают в тетрадь. |
3. Минутка отдыха. Некоторые ребята приготовили пантомиму на пословицы. Давайте посмотрим, попробуем отгадать. Надулся, как мышь на крупу. Стричь всех под одну гребёнку. -Какие слова в этих пословицах относятся к теме нашего урока? В какой форме они стоят? (Мышь – суш., ж. р., стричь – н.ф.) | Стимулирует поиск слов, относящихся к теме урока | Пантомимой изображают пословицы, Угадывают. Анализируют, делают вывод. |
4. СЛАЙД 11. Определи, в каких случаях по правилам русского языка на конце имён существительных после шипящих необходимо писать мягкий знак:
тугая угрюж* | Развивает чувство грамматической формы на примере закодированных слов | Выдвигают версии выбора Ь. |
5. Угадай пословицу. Вам было дано задание нарисовать любую пословицу. Внимание на экран. СЛАЙД 12. Угадайте, какую пословицу изобразила Люба, Даша, Алина. | По рисункам угадывают пословицы, объясняют их. | |
6. Работа в группе. Расположи пословицы в правильном порядке:
своё, погонишься , потеряешь, за чужим дороже, помощь, золота, дружеская - Объясните смысл этих пословиц. (проживёшь – гл., ед. ч., 2 л.,буд.вр; погонишься - гл., ед. ч., 2 л.,буд.вр., потеряешь - гл., ед. ч., 2 л.,буд.вр., помощь – сущ., ж. р.) - Какая орфограмма в этих словах? | Организует работу в группах | Учатся соблюдать правила работы в группе: выслушивать мнение партнёров. |
7. ИТОГ УРОКА СЛАЙД 13.
2. Тест. 1. Мягкий знак в словах бежишь, молчишь, беречь, брошь: а) разделительный; б) выполняет грамматическую функцию; в) показатель мягкости. 2.Мягкий знак у сущ. ж.р. 3 скл. указывает: а) на число; б) на род. | ||
8. РЕФЛЕКСИЯ - Какие пословицы запомнили? СЛАЙД 14. 9. Домашнее задание. Уч. с. 67, упр. 146, 147. | Диагностирует по ответам детей и их комментариям, как они усвоили материал. | Осмысливают, чему учились на уроке, как поняты приёмы, |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по русскому языку в 4 классе УМК "Планета знаний". Тема: "Правописание Ь после шипящих в глаголах и существительных женского рода"
На примере разнообразных заданий по пословицам обучающиеся закрепляют материал о грамматической роли Ь в глаголах после шипящих и существительных женского рода....
Конспект открытого урока по русскому языку УМК "Школа 2100" по теме "Правописание ь после шипящих на конце имён существительных"
Конспект данного урока разработан для учащихся 4 класса и соответствует требованиям ФГОС НОО....
Конспект урока по русскому языку 4 класс "Обобщение знаний о глаголе"
Материал подобранный для данного урока позволяет повторить и закрепить знания о глаголе как самостоятельной части речи. Рассматриваются все морфологические признаки глагола....
Конспект урока по русскому языку 4 класс "Школа России" Тема: Правописание окончаний имен существительных в творительном падеже.
Предмет: Русский языкПрограмма: Школа РоссииКласс: 4 классТип урока: ознакомление с новым материаломТема урока: Правописание окончаний имен существительных в Т.п.Цель урока: познакомить с окончаниями ...
Конспект урока по русскому языку, 3 класс, Школа России, тема: "Правописание слов с разделительным твёрдым знаком"
Урок по русскому языку по программе Школа России...
Конспект урока по русскому языку 3 класс "Обобщение знаний о глаголе. (урок 1)"
Конспект урока по русскому языку 3 класс "Обобщение знаний о глаголе. (урок 1)"...
Конспект урока по русскому языку 3 класс "Обобщение знаний о глаголе. (урок 2)"
Конспект урока по русскому языку 3 класс "Обобщение знаний о глаголе. (урок 2)"...