Занимательные формы работы с непроверяемыми написаниями
учебно-методический материал по русскому языку по теме

Кадочникова Надежда Михайловна

Дидактические материалы с методическими рекомендациями по русскому языку

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotkadoc_avtosokhranennyy.docx48.43 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«средняя общеобразовательная школа №6»

станицы Курджипской Майкопского района Республики Адыгея

«Занимательные

 формы работы

 с непроверяемыми написаниями»

Дидактические материалы с методическими рекомендациями по русскому языку.

                                         

                                           Разработка

                                           учителя начальных классов

I  квалификационной категории

                                                   МБОУ СОШ №6

                          Кадочниковой Н. М.

 

2011-2012 учебный год.

Вступление.

   Слова с непроверяемыми написаниями – это словарные слова, правописание которых не проверяется правилами. Усвоение таких слов даётся младшим школьникам особенно трудно. В разработке содержится материал, который значительно облегчит запоминание словарных слов. Эта разработка поможет организовать повседневную практическую работу с непроверяемыми написаниями в занимательной форме. Личный опыт работы с непроверяемыми написаниями подтверждает эффективность использования данного материала.

  1. Группировка словарных слов по темам на основе мнемонических связей.

      Мнемоника- (с греческого - «искусство запоминания») – это система различных приёмов, облегчающих запоминание слов и увеличивающих объём памяти путём образования искусственных ассоциаций.

      К мнемоническим приёмам можно отнести группировки слов, небольшие стихотворения, рассказы, рисунки, ребусы.

  1. Группировка слов.

Словарные слова распределяются на группы, каждая из которых имеет свой сюжет. Где возможно, используются схематические рисунки.

1.рабочий

   работа

   сапоги

   пальто

   машина

   завод

2.         однажды

осина

орех

3.     хорошо

быстро

весело

скоро

4.   погода            

дорога

огород

овощи

горох              

морковь

огурец

помидор

  1. Рабочий собирается на работу, надевает сапоги, пальто, садится в машину, едет на завод.

  1. Однажды на осине вырос орех.

  1.  Как кататься на велосипеде? Хорошо, быстро, весело, скоро!

  1.  Стояла хорошая погода, мы ехали по дороге на огород сажать овощи: горох, морковь, огурцы, помидоры.

( Семена у них круглые или овальные, они напоминают букву о). «Неправильные овощи» - капуста, картофель.

сорока       1.

ворона

молоко

корова

город

мороз

воробей

деревня   2.

ребята

ученик

дежурный

          тетрадь        

   месяц     3.

   заяц

   язык

   земляника

    класс    4.                суббота          

русский        

             

  1. Сорока-ворона кашку варила, кашку на молоке от коровы. В городе был сильный мороз, прилетел голодный воробей и всю кашу съел.

  1. В деревне стоит школа. В первом классе учатся ребята. Дежурный ученик проверяет тетради и пенал.                          

                       

  1. Был месяц июнь. Заяц положил на язык землянику.

  1. В нашем классе в субботу был русский язык.

             

вчера

везде

беседа

интересный

путешествие

инженер

сегодня

телефон

прекрасный

семена

пассажир

аккуратно

аллея

расстояние

отец

обед

молоток

топор

  1. Вчера везде была беседа об интересном путешествии инженера, сегодня по телефону говорили о прекрасных семенах.

  1. Пассажир аккуратно прошёл по аллее большое расстояние.

  1. Наступило время обеда, отец отложил молоток, топор и пошёл домой.

2.Ассоциативные связи в работе с непроверяемыми написаниями.

 1.Метод ярких ассоциаций заключается в том, что трудная орфограмма связывается с ярким ассоциативным образом, который вспоминается при написании данного словарного слова, помогая правильно написать эту орфограмму.

Требования:

А) обязательная связь со словарным словом каким – то общим признаком. (цвет, форма, действие, материал, количество, место расположения, звучание, вкус и т.д.)

Б) ассоциативный образ должен иметь в своём написании не вызывающую сомнений букву, которая в словарном слове является сомнительной.

Не навязывать ученику свои ассоциации!

Примеры слов и ассоциативных образов:

гАзета – бумАга

дИректОр – крИк, рОт

зАвод – трубА

инЕй – бЕлый, снЕг

кАпуста – зАяц

кАрАндад – грАнь, бумАга

пОгода – дОждь

Обед – лОжка

кАрман – дырА

кОнцерт – нОта, хОр

кОрабль – вОлны, бОцман, кОк

лАдонь – лАпа

мАшина – шинА

сОбака – хвОст

мОрковь – кОрень

  1. Метод графических ассоциаций.

Требования:

  1. Назвать слово, которое необходимо запомнить.
  2. Выяснить, понятен ли смысл.
  3. Дать установку на запоминание.
  4. Отметить буквы, которые могут вызвать трудность при написании.
  5. Записать слово печатными буквами.
  6. Предложить детям сделать рисунки на «трудных» буквах, опираясь на смысл слова.

Например:

Помидор – О-помидор, и- ножи

Крапива – А -человечек кричит от боли: « А-а-а!»

Банан  - А- раскрытый банан

Карандаш – А – превратить в карандаш

Фантазия – А – в форме звёздочки

Восход –О - солнышко

Однажды – О – шарик.  Однажды мы купили шарик.

Огород – О – в форме овощей

Хозяйство - О – хрюшки

Рисунок только там, где непроверяемое написание. Он должен соответствовать смыслу слова.

На уроке даётся не более 2 таких слов.

  1. Метод звуковых (фонетических) ассоциаций строится на удачном созвучии фразы и словарного слова:

1)На завтрак рак. Кричи ура.

2)Дед в деревне.

3) Завтра на завод.

4) Дети дежурные.

5) Машина у Маши.

6) Пенал моют пеной.

7) Ребята копают репу.

8) Дом у дороги.

9) Коля на коньках.

10) На полке посуда.

11) Костя в костюме, а Павел в пальто.

В этом случае слова являются не проверочными, а словами-подсказками.

Использование в работе с непроверяемыми написаниями различных видов ассоциативных образов способствует активизации мыслительной деятельности, а, следовательно, прочному запоминанию материала.

3.Предъявление нового слова с помощью кроссвордов и ребусов.

г

о

р

о

х

м

а

л

и

н

а

о

в

ё

с

к

а

п

у

с

т

а

б

е

р

ё

з

а

о

с

и

н

а

п

о

м

и

д

о

р

о

г

у

р

е

ц

Кроссворды и ребусы – это своеобразные загадки, поэтому вызывают у детей неослабевающий интерес. В процессе разгадывания кроссвордов и ребусов учащиеся повторяют слова с ранее изученными орфограммами, а также неординарно знакомятся с новым словом. Используя этот вид работы, подбирается материал таким образом, что повторяются изученные словарные слова и происходит знакомство с новым словарным словом. На примере слова растение покажу, как использовать кроссворд для предъявления нового слова.

Предлагаются загадки:

  1. Дом зелёный тесноват:

Узкий, длинный, гладкий.

В доме рядышком сидят

Круглые ребятки.

Осенью пришла беда:

Треснул домик гладкий.

Поскакали кто куда

Круглые ребятки. (горох)

2.Красненькая матрёшка, беленькое сердечко. (малина)

3.В поле серёжки на маленькой ножке. (овёс)

4. На одной ноге стоит.

Срежут, засолят – хрустит.

Приготовят салат,

С постным маслицем едят. (капуста)

5.Дерево – символ России. (берёза)

6.Никто её не пугает, а она вся дрожит.

7.На огороде вырастаю.

А когда я созреваю,

Варят из меня томат, в щи кладут и так едят. (помидор)

8.Без окон, без дверей

Полна горница людей.

Внимание учащихся обращается на новое слово растение. Далее идёт поэтапная работа по усвоению данного слова.

1) Выясняется значение этого слова.

2) Слово проговаривается орфоэпически и орфографически. Выясняется, что в данном случае совпадает.

3) Слово записывается, ставится ударение, подчёркивается орфограмма.

4) Со словом растение составляется 1-2 предложения.

Аналогичная работа ведётся и с ребусами.

                  ,

мо

мороз

40А

сорока  

     

Ворона

Примеры кроссвордов и ребусов, которые можно использовать в работе.

м

е

с

я

ц

и

н

е

й

в

е

т

е

р

с

а

п

о

г

и

м

о

р

о

з

к

о

н

ь

к

и

1.Когда я молод был –

Светло светил,

Под старость стал –

Меркнуть стал. (месяц)

  1. В белом бархате деревня

И заборы и деревья.

А как ветер нападёт, этот бархат опадёт. (иней)

  1. Неизвестно, где живёт.

Налетит – деревья гнёт.

Засвистит – по речке дрожь.

Озорник, а не уймёшь. (ветер)

  1. Два братца не могут расстаться.

Утром в дорогу, ночью к порогу. (сапоги)

  1. У избы побывал – все окна разрисовал.

У реки погостил – во всю реку мост мостил. (мороз)

  1. Есть, ребятки, у меня два серебряных коня.

Езжу сразу на обоих. Что за кони у меня? (коньки)

р

а

с

т

е

н

и

е

р

и

с

у

н

о

к

б

е

р

ё

з

а

     а

л

л

е

я

п

р

а

з

д

н

и

к

а

п

р

е

л

ь

  1. …-земли украшение.

…тянутся к свету, а народы к миру.

  1. Изображение предмета, сделанное карандашом, красками.
  2. Зелена, а не луг, бела, а не снег, кудрява, а не голова.
  3. Дорога, обсаженная по обеим сторонам деревьями, кустарниками, или дорожка в парке.
  4. У ленивого всегда…  .
  5. Яростно ревёт и разламывает лёд.

В домик свой скворец вернулся, а в лесу медведь проснулся,

В небе жаворонка трель,

Кто же к нам пришёл? (апрель)

д

е

ж

у

р

н

ы

й

м

е

ч

т

а

т

е

т

р

а

д

ь

п

е

н

а

л

р

у

с

с

к

и

й

к

л

а

с

с

  1. Исполняющий в порядке очереди какие – нибудь обязанности.
  2. Нечто, созданное воображением, предмет желаний.
  3. Развернули дети голубые сети, но за партой, а не в речке, не на рыб, а на словечки.
  4. В этой узенькой коробке ты найдёшь карандаши, ручки, перья, скрепки, кнопки – что угодно для души.
  5. … солдат не знает преград: в словах горд, в делах твёрд.
  6. Вставайте дружно каждый раз, когда учитель входит в …

Ребусы.

   Ц

             Заяц

А

           Корова

            Ворота

О+

          Овощи

  1. Упражнения, способствующие закреплению словарных слов в памяти учащихся.

Для закрепления правописания слов с непроверяемыми орфограммами можно использовать различные приёмы и упражнения. Наиболее распространённым видом словарно-орфографических упражнений остаются диктанты. Можно использовать разные виды диктантов, но некоторые из видов диктантов вызывают больший интерес у младших школьников. Например:

1.Картинный диктант.

Капуста        морковь      огурец       картофель     помидор       овощи

  1. Диктант с использованием загадок.

На загадку дай отгадку!

На школьной перемене                                Буквы знать, уметь читать

Выходит в коридор                                      Честным быть, трудолюбивым.

С красною повязкой                                     Кто же это учит вас

Кто это такой?                                               Быть и умным, и счастливым

       (дежурный)                                                     (учитель)

Летом бродит без дороги                             Кто меня на плечи взял?

Между сосен и берёз                                    Кто меня с земли поднял?

А зимой он спит в берлоге,                          И сказал мне «молодец»!

От мороза прячет нос.                                  Разумеется…

едведь)                                                                   (отец)

Он и жёлтый, и сыпучий                              В лесу под щебет, звон и свист

Во дворе насыпан кучей                              Стучит лесной телеграфист:

Если хочешь, можешь взять                        «Здорово, дрозд-приятель!»

С ребятишками играть.                                И ставит подпись…

     (песок)                                                               (дятел)

  Живут коровы далеко,                                 Эта вещь – товарищ наш –

Дают всем детям…(молоко)                          Синий, красный…(карандаш)

Есть у неё четыре шины,                               Нас от школы до порога

А называется…(машина)  

                             Ведёт длинная… (дорога)

3.Диктант по памяти.

1) Записать по памяти слова, обозначающие:

А) инструменты (молоток, лопата, топор)

Б) названия птиц (сорока, ворона, воробей, соловей, петух)

В) учебные  вещи (тетрадь, пенал, дневник)

Г) названия животных (медведь, заяц, лисица, корова)

2) Записать по памяти слова с безударной гласной –е-

(берёза, ученик, медведь, учитель, тетрадь и тд.)

4 .Творческий диктант.

Учащимся предлагается заменить развёрнутое определение одним словом

  1. Четвёртый день недели (четверг)
  2. Приём пищи в середине дня (обед)
  3. Плод яблони  (яблоко)
  4. Помещение для торговли чем – нибудь (магазин)
  5. Второй месяц осени (октябрь)
  1.  Зрительный диктант.

Это карточки в виде тестов.

Например:

Карточка1

Выбери правильный ответ

слова

ответы

1

2

3

4

Б…тон

а

о

а

о

Г…зета

о

а

а

о

Г…рох

о

а

о

о

Закреплению правописания словарных слов способствуют и следующие упражнения:

Упражнение 1.

Спиши слова (с доски) в алфавитном порядке. Подчеркни в словах непроверяемые безударные гласные.

Бутерброд, аквариум, океан, материал, диван, дежурный, коридор, мандарин, магазин, километр, документ, картофель.

Упражнение 2.

Спиши, вставляя пропущенную букву и располагая в алфавитном порядке.

Г…рой, адр…с, ур…жай, р…кета, п…нал, т…пор, п…суда, б…лото.

Упражнение 3.

Спишите, вставляя одну или две согласных буквы.

К – кк                      р – рр                     л – лл

А…орд                 ко…идор                га…ерея  

Ре…орд                те…итория             арти…ерия

А…уратно            ди…ектор              кава…ерия  

Заключение.

Личный опыт работы с непроверяемыми написаниями подтверждает эффективность использования данного материала. Разработка предназначена для учителей начальной школы.

Литература:

1. Гордеев Э.В.,Творческий подход к изучению слов с непроверяемыми написаниями/Э.В. Гордеев, М.В.Дмитрюк//Начальная школа. – 1995.-№1

2. Копылова Л.П.,Учитьсловарные слова легко и интересно/Л.П.Копылова//Начальная школа. – 2000. –№2

3. Полтавцева Н.М.,Загадки на уроках русского языка/Н.М. Полтавцева//Начальная школа. -2005. -№7

4. Ераткина В.В., Приёмы обучения непроверяемым написаниям/В.В. Ераткина// Начальная школа. – 1992.-№7-8

5. Серикова О.С.,Образные и звуковые ассоциации для запоминания словарных слов/О.С.Серикова//Начальная школа. – 1999. - №12


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа с непроверяемыми написаниями

Это научно-исследовательская работа по работе с непроверяемыми написаниями. Акцент сделан на использовании этимологического анализа при работе со словами из словаря. Прикладываю так же образец урока в...

Виды и формы работы над усвоением слов с непроверяемыми написаниями.

Описаны виды и формы работы над усвоением слов с непроизносимым написанием, а также приведены фрагменты уроков по данной теме....

Приёмы оригинальной педагогической техники. Использование этимологического прогнозирования на уроках русского языка в работе над непроверяемыми написаниями

В данной  статье  представлен материал из опыта работы. В ней раскрывается эффективный приём этимологического прогнозирования в работе над непроверяемыми написаниями на уроках русского языка...

Работа над непроверяемыми написаниями.

Материал для упражнений в написании непроверяемых гласных и удвоенных согласных в корне слова....

Работа с непроверяемыми написаниями на уроках русского языка как средство интеллектуального развития

Методический материал по работе с непроверяемыми написаниями на уроках русского языка....

Приемы и формы работы над словами с непроверяемыми и труднопроверяемыми написаниями в начальной школе.

В начальной школе программой по русскому языку предусмотрено обязательное изучение слов, правописание которых правилами не проверяется. Одной из главных задач, стоящих перед учителем, является задача ...

статья "Занимательные формы работы на уроках немецкого языка в начальной школе"

Статья предназначена для учителей инстранного языка, работающих в начальной школе...