Работа с непроверяемыми написаниями на уроках русского языка как средство интеллектуального развития
методическая разработка по русскому языку по теме

Методический материал по работе с непроверяемыми написаниями на уроках русского языка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Работа с непроверяемыми написаниями на уроках русского языка как средство  интеллектуального развития

Учитель начальных классов: Паршина Н.В.

Программой по русскому языку в начальной школе предусмотрено обязательное изучение слов, правописание которых правилами не проверяются. Наблюдения показывают что учащиеся, оканчивающие начальную школу, допускают ошибки в написании большого количества употребительных слов с непроверяемыми орфограммами.

Современные психолого-педагогические исследования показывают важность самостоятельного овладения знаниями, как залога успешного обучения младших школьников. Интеллектуальное развитие школьника направленно на достижение высокого уровня самостоятельной творческой активности, на мобилизацию его интеллектуальных возможностей, с целью повышения эффективности обучения. Данную проблему в своих трудах рассматривали Богоявленская Д.Б., Выготский Л.С., Зак А.З., Доман Л.М. и д.р.

Данная работа даёт возможность развивать интеллектуальные  способности: память, мышление, воображение

В результате учебной деятельности, с помощью новых подходов и приёмов у учащихся развивается орфографический навык. Наблюдается развитие интеллектуальных составляющих (памяти, мышления, воображения). Вырабатывается способность и умение применять полученные знания на практике. Развивается устная речь детей

Под интеллектуальными компонентами понимают развитие мышления, памяти, воображения, внимания, речи. Для нашего исследования важным  является то, что многие компоненты интеллекта: мышления, памяти, воображения взаимосвязаны и взаимообусловлены, т.е. мы осуществляем комплексное развитие нескольких сторон интеллекта при высокой степени осознанности и активности учащихся при организации нашей работы.

  Для успешного запоминания слов с непроверяемыми написаниями необходимо выполнять следующие условия

Мы распределили эти условия на две группы: для учителя и для ученика

          Для учителя:

          - чёткое планирование слов подлежащих изучению

            - сочетание словарной работы с изучением основных программных тем

- различные тренировочные упражнения

- систематичность и разносторонний характер работы

- постоянный контроль за усвоением  правописанием трудных слов

Для ученика:

- установка на запоминание

- заинтересованность (легче запомнить то, что интересно)

- яркость восприятия

- образность запечатления (опора на образы, а не на механическое запоминание)

- повтор и ритмичность слов

В ходе работы за основу были взяты традиционные и не традиционные методы приемы

По мнению учёных, методистов, педагогов-практиков (Гин С.И., Бакулина Г.А., Канакина В.П., Росланова О.В., Рыжикова Г.И. и д.р.) традиционные методы недостаточны для успешного запоминания. Их необходимо сочетать с нетрадиционными приёмами.

  1. Метод языкового анализа - приемы звукобуквенного анализа, фонетического разбора, орфографического комментирования.
  2. Зрительное запоминание вместе с кинестезическим, приемы зрительного диктанта, списывание с различными заданиями и т.д.
  3. Сопоставление и противопоставление тематических групп заучиваемых слов (например: сопоставление названий домашних животных; однокоренных слов; противопоставлений).
  4. Сопоставление зрительного и слухового образов, различные виды слуховых диктантов.
  5. Составление словосочетаний и предложений с трудными словами.
  6. Творческие формы работы: включение трудных слов в словесные игры, кроссворды, ребусы, загадки. Составление стихотворений с этими словами, проведение викторин и т.п.

К нетрадиционным методам относятся:

1.Метод графических ассоциаций (для визуалов) например: «б.нан» из бананов легко составить букву О ,но не  А

2. Метод звуковых (фонетических)  ассоциаций (для аудивизуалов). Используется при удачном созвучии фразы и словарного слова. Например: Костя в костюме, а Павел в пальто. 

ученик - учение и мучение

3. Комбинированный метод (используется два предыдущих, если в слове несколько непроверяемых букв, например: «майонез» букву А – «майка» ,букву О- рисуем пятно на майке.

4. Мнемоника или мнемотехника - это приёмы облегчающие запоминания

- ассоциативные перекрёстки

       

Россия     или    Россия       Россия               

  р                           и                   м

  д                           л                    е

  е                           а                    л

  н                                                о

                                                    с

                                                    т

                                                    ь

- рифмовки, стихотворные строки

Рифмовки    Пальто, завод, ракета,

                      Магазин, базар, батон,

                     Пассажир, багаж, вагон,

                     Кастрюля, капуста, арбуз и банан

                     Картина, квартира, карандаш и карман.

Стихотворные строки      Петуха назвали «Петя»

                                              Петь он любит на рассвете

                                                  А медведь, наоборот,

                                                  Петь не любит, любит мёд.

    - запоминание на основе одинаковых гласных (молоко - три «О», дисциплина-

три «И»)

- представление предмета или явления («палатка» - три «А» или «А» - похожа на туристическую палатку; «иней» похож на «снег» (гласная «Е» одна в слове)

В основу работы положено представление об интеллекте как о совокупности определённых качеств индивида, обеспечивающих его способность к мыслительной деятельности. К ним относятся способность к анализу, к синтезу, обобщению и абстрагированию, наличие которого означает, что интеллект обладает гибкостью мышления и творческим потенциалом. Так же в этом помогает восприятие, память и воображение. Существует ряд предпосылок способных обеспечить высокий результат развитие сторон интеллекта при взаимодействии с благоприятными педагогическими условиями и систематичной организованной работой учителя.

Для эффективности усвоения трудных слов все виды упражнений над словарными словами можно классифицировать по направлениям.

Упражнения, направленные на развитие мышления, памяти, воображения, памяти и мышления, воображения и мышления, памяти мышления и воображения.

Для мышления:

-  группировка по орфографическим признакам;

- группировка по морфологическим признакам;

- осуществление группировки, исключение лишнего, построение умозаключения;

- сравнение нескольких близких по смыслу слов с целью нахождение общего начала;

- работа со словарём (орфографическим, этимологическим);

- запись предложений;

Для памяти:

- письмо по памяти;

- введение новых слов в активный словарь детей, на основе слов не связанных между собой    по смыслу;

Для воображения:

- создание описательных оборотов;

- запись предложений и сочинений по опорным словам;

- составление загадок и стихотворных строк;

- создание ассоциаций (звуковых, графических, комбинированных);

Для памяти и мышления:

- выборочный ответ (элементами программирования)

   Учащимся предлагается задание, которое сопровождается несколькими ответами. Только один из ответов правильный, а остальные неправильные. Учащиеся должны выбрать правильный ответ.

- упражнения по разграничению пословиц (поговорок) и фразеологических оборотов

- объяснительный, предупредительный, комментированный и другие виды диктантов

Для воображения и мышления:

- запись синонимов, антонимов

- работа над деформированными словами

Для памяти, мышления, воображения:

- работа с ребусами, кроссвордами

- работа с ассоциацией

Подходить к изучению слов с непроверяемыми написаниями нужно последовательно и системно: в первую очередь учащихся целесообразно знакомить со словами, часто употребляемыми в речи. Использовать разнообразные приемы в работе над словарными словами в течение всего учебного года дает высокий результат и способствует интеллектуальному развитию. Учащиеся хорошо усваивают слова, повышается интерес к учебному процессу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа со словами с непроверяемыми написаниями на уроках русского языка в начальных классах. УМК «Школа России» (Из опыта работы)

Учителей начальной школы постоянно волнует проблема: как научить каждого ребенка писать словарные слова без оши­бок?Сделать процесс усвоения трудных слов более эффективным ­задача сложная, требующая о...

Опыт работы "Интеллектуальное развитие младших школьников в процессе изучения слов с непроверяемыми написаниями на уроках русского языка"

Любого учителя начальной школы глубоко волнует вопрос, как помочь учащимся стать грамотными, как усвоить написание непроверяемых слов, именуемыми в школьной практике «словарными». Многолетний оп...

Система работы со словами с непроверяемыми правописаниями на уроках русского языка (из опыта работы)

Система работы со словарными словами в 4 классе. Каждый день недели посвящён определённому виду работы....

Работа со словарными словами на уроках русского языка как средство развития речи школьников и обогащение словарного запаса.

ВСТУПЛЕНИЕ.   (Слайд 1) Добрый день, уважаемые коллеги, меня зовут Овчарова Елена Олеговна. Я работаю учителем начальных классов в школе №6.Береза и собака, капуста и воробей, иней и ко...

Работа над словами с непроверяемым написанием на уроках русского языка в начальной школе

В статье описаны этапы работы над словарными словами, приемы и методы, используемые для лучшего их усвоения....

Обобщение опыта учителя начальных классов по теме: Система изучения слов с непроверяемыми написаниями на уроках русского языка в начальной школе.

Ведущая педагогическая идея опыта: показать возможности использования педагогических приёмов, облегчающих запоминание слов с непроверяемыми написаниями в начальной школе, для обогащения словарного зап...

«Организация словарной работы со словами с непроверяемыми написаниями на уроках русского языка в 1-2 классах»

В методической разработке описаны особенности работы над словами с непроверяемыми написаниями....