Работа с непроверяемыми написаниями на уроках русского языка как средство интеллектуального развития
методическая разработка по русскому языку по теме
Методический материал по работе с непроверяемыми написаниями на уроках русского языка.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Работа с непроверяемыми написаниями на уроках русского языка как средство интеллектуального развития
Учитель начальных классов: Паршина Н.В.
Программой по русскому языку в начальной школе предусмотрено обязательное изучение слов, правописание которых правилами не проверяются. Наблюдения показывают что учащиеся, оканчивающие начальную школу, допускают ошибки в написании большого количества употребительных слов с непроверяемыми орфограммами.
Современные психолого-педагогические исследования показывают важность самостоятельного овладения знаниями, как залога успешного обучения младших школьников. Интеллектуальное развитие школьника направленно на достижение высокого уровня самостоятельной творческой активности, на мобилизацию его интеллектуальных возможностей, с целью повышения эффективности обучения. Данную проблему в своих трудах рассматривали Богоявленская Д.Б., Выготский Л.С., Зак А.З., Доман Л.М. и д.р.
Данная работа даёт возможность развивать интеллектуальные способности: память, мышление, воображение
В результате учебной деятельности, с помощью новых подходов и приёмов у учащихся развивается орфографический навык. Наблюдается развитие интеллектуальных составляющих (памяти, мышления, воображения). Вырабатывается способность и умение применять полученные знания на практике. Развивается устная речь детей
Под интеллектуальными компонентами понимают развитие мышления, памяти, воображения, внимания, речи. Для нашего исследования важным является то, что многие компоненты интеллекта: мышления, памяти, воображения взаимосвязаны и взаимообусловлены, т.е. мы осуществляем комплексное развитие нескольких сторон интеллекта при высокой степени осознанности и активности учащихся при организации нашей работы.
Для успешного запоминания слов с непроверяемыми написаниями необходимо выполнять следующие условия
Мы распределили эти условия на две группы: для учителя и для ученика
Для учителя:
- чёткое планирование слов подлежащих изучению
- сочетание словарной работы с изучением основных программных тем
- различные тренировочные упражнения
- систематичность и разносторонний характер работы
- постоянный контроль за усвоением правописанием трудных слов
Для ученика:
- установка на запоминание
- заинтересованность (легче запомнить то, что интересно)
- яркость восприятия
- образность запечатления (опора на образы, а не на механическое запоминание)
- повтор и ритмичность слов
В ходе работы за основу были взяты традиционные и не традиционные методы приемы
По мнению учёных, методистов, педагогов-практиков (Гин С.И., Бакулина Г.А., Канакина В.П., Росланова О.В., Рыжикова Г.И. и д.р.) традиционные методы недостаточны для успешного запоминания. Их необходимо сочетать с нетрадиционными приёмами.
- Метод языкового анализа - приемы звукобуквенного анализа, фонетического разбора, орфографического комментирования.
- Зрительное запоминание вместе с кинестезическим, приемы зрительного диктанта, списывание с различными заданиями и т.д.
- Сопоставление и противопоставление тематических групп заучиваемых слов (например: сопоставление названий домашних животных; однокоренных слов; противопоставлений).
- Сопоставление зрительного и слухового образов, различные виды слуховых диктантов.
- Составление словосочетаний и предложений с трудными словами.
- Творческие формы работы: включение трудных слов в словесные игры, кроссворды, ребусы, загадки. Составление стихотворений с этими словами, проведение викторин и т.п.
К нетрадиционным методам относятся:
1.Метод графических ассоциаций (для визуалов) например: «б.нан» из бананов легко составить букву О ,но не А
2. Метод звуковых (фонетических) ассоциаций (для аудивизуалов). Используется при удачном созвучии фразы и словарного слова. Например: Костя в костюме, а Павел в пальто.
ученик - учение и мучение
3. Комбинированный метод (используется два предыдущих, если в слове несколько непроверяемых букв, например: «майонез» букву А – «майка» ,букву О- рисуем пятно на майке.
4. Мнемоника или мнемотехника - это приёмы облегчающие запоминания
- ассоциативные перекрёстки
Россия или Россия Россия
р и м
д л е
е а л
н о
с
т
ь
- рифмовки, стихотворные строки
Рифмовки Пальто, завод, ракета,
Магазин, базар, батон,
Пассажир, багаж, вагон,
Кастрюля, капуста, арбуз и банан
Картина, квартира, карандаш и карман.
Стихотворные строки Петуха назвали «Петя»
Петь он любит на рассвете
А медведь, наоборот,
Петь не любит, любит мёд.
- запоминание на основе одинаковых гласных (молоко - три «О», дисциплина-
три «И»)
- представление предмета или явления («палатка» - три «А» или «А» - похожа на туристическую палатку; «иней» похож на «снег» (гласная «Е» одна в слове)
В основу работы положено представление об интеллекте как о совокупности определённых качеств индивида, обеспечивающих его способность к мыслительной деятельности. К ним относятся способность к анализу, к синтезу, обобщению и абстрагированию, наличие которого означает, что интеллект обладает гибкостью мышления и творческим потенциалом. Так же в этом помогает восприятие, память и воображение. Существует ряд предпосылок способных обеспечить высокий результат развитие сторон интеллекта при взаимодействии с благоприятными педагогическими условиями и систематичной организованной работой учителя.
Для эффективности усвоения трудных слов все виды упражнений над словарными словами можно классифицировать по направлениям.
Упражнения, направленные на развитие мышления, памяти, воображения, памяти и мышления, воображения и мышления, памяти мышления и воображения.
Для мышления:
- группировка по орфографическим признакам;
- группировка по морфологическим признакам;
- осуществление группировки, исключение лишнего, построение умозаключения;
- сравнение нескольких близких по смыслу слов с целью нахождение общего начала;
- работа со словарём (орфографическим, этимологическим);
- запись предложений;
Для памяти:
- письмо по памяти;
- введение новых слов в активный словарь детей, на основе слов не связанных между собой по смыслу;
Для воображения:
- создание описательных оборотов;
- запись предложений и сочинений по опорным словам;
- составление загадок и стихотворных строк;
- создание ассоциаций (звуковых, графических, комбинированных);
Для памяти и мышления:
- выборочный ответ (элементами программирования)
Учащимся предлагается задание, которое сопровождается несколькими ответами. Только один из ответов правильный, а остальные неправильные. Учащиеся должны выбрать правильный ответ.
- упражнения по разграничению пословиц (поговорок) и фразеологических оборотов
- объяснительный, предупредительный, комментированный и другие виды диктантов
Для воображения и мышления:
- запись синонимов, антонимов
- работа над деформированными словами
Для памяти, мышления, воображения:
- работа с ребусами, кроссвордами
- работа с ассоциацией
Подходить к изучению слов с непроверяемыми написаниями нужно последовательно и системно: в первую очередь учащихся целесообразно знакомить со словами, часто употребляемыми в речи. Использовать разнообразные приемы в работе над словарными словами в течение всего учебного года дает высокий результат и способствует интеллектуальному развитию. Учащиеся хорошо усваивают слова, повышается интерес к учебному процессу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Работа со словами с непроверяемыми написаниями на уроках русского языка в начальных классах. УМК «Школа России» (Из опыта работы)
Учителей начальной школы постоянно волнует проблема: как научить каждого ребенка писать словарные слова без ошибок?Сделать процесс усвоения трудных слов более эффективным задача сложная, требующая о...
Опыт работы "Интеллектуальное развитие младших школьников в процессе изучения слов с непроверяемыми написаниями на уроках русского языка"
Любого учителя начальной школы глубоко волнует вопрос, как помочь учащимся стать грамотными, как усвоить написание непроверяемых слов, именуемыми в школьной практике «словарными». Многолетний оп...
Система работы со словами с непроверяемыми правописаниями на уроках русского языка (из опыта работы)
Система работы со словарными словами в 4 классе. Каждый день недели посвящён определённому виду работы....
Работа со словарными словами на уроках русского языка как средство развития речи школьников и обогащение словарного запаса.
ВСТУПЛЕНИЕ. (Слайд 1) Добрый день, уважаемые коллеги, меня зовут Овчарова Елена Олеговна. Я работаю учителем начальных классов в школе №6.Береза и собака, капуста и воробей, иней и ко...
Работа над словами с непроверяемым написанием на уроках русского языка в начальной школе
В статье описаны этапы работы над словарными словами, приемы и методы, используемые для лучшего их усвоения....
Обобщение опыта учителя начальных классов по теме: Система изучения слов с непроверяемыми написаниями на уроках русского языка в начальной школе.
Ведущая педагогическая идея опыта: показать возможности использования педагогических приёмов, облегчающих запоминание слов с непроверяемыми написаниями в начальной школе, для обогащения словарного зап...
«Организация словарной работы со словами с непроверяемыми написаниями на уроках русского языка в 1-2 классах»
В методической разработке описаны особенности работы над словами с непроверяемыми написаниями....