Приемы и формы работы над словами с непроверяемыми и труднопроверяемыми написаниями в начальной школе.
статья по русскому языку на тему

Морщинина Лариса Николаевна

В начальной школе программой по русскому языку предусмотрено обязательное изучение слов, правописание которых правилами не проверяется. Одной из главных задач, стоящих перед учителем, является задача научить ребенка писать эти слова без ошибок. Сделать процесс усвоения трудных слов более эффективным – задача сложная, требующая от современного учителя большой творческой работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_morshchininoy.doc62.5 КБ

Предварительный просмотр:

Приемы и формы работы над словами с непроверяемыми и труднопроверяемыми написаниями в начальной школе.

В начальной школе программой по русскому языку предусмотрено обязательное изучение слов, правописание которых правилами не проверяется. Одной из главных задач, стоящих перед учителем, является задача научить ребенка писать эти слова без ошибок. Сделать процесс усвоения трудных слов более эффективным – задача сложная, требующая от современного учителя большой творческой работы.

Проблема усвоения слов с непроверяемыми и труднопроверяемыми написаниями близка всем учителям начальных классов. Специальные упражнения для работы с такими словами приходится готовить практически к каждому уроку.

Программа каждого класса по русскому языку включает список слов, написание которых учащиеся должны запомнить. С орфографической точки зрения состав этих слов неоднороден. Орфографические различия дают основания разделить все слова на три группы.

В первую группу можно включить слова с непроверяемыми написаниями. Среди них есть слова с безударными гласными (молоко, малина),с двойными согласными (суббота, класс), со звонкими и глухими согласными (вокзал), с непроизносимыми согласными (лестница)

При помощи запоминания младшие школьники должны усваивать и написание ряда слов, подчиняющихся правилам, которые изучаются только в средней школе (вторая группа). Это относится, во-первых, к словам с чередованием гласных в корне (растение, гореть),во- вторых, к сложным словам с соединительными  гласными о или е (самолет, путешествие); в-третьих, к некоторым наречиям (наречия, которые пишутся слитно: сверху, снизу; наречия с приставками с-и на-и суффиксами –а и –о на конце: слева, справа, налево, направо)4 в четвертых, к словам с гласными после шипящих в корне (желтый, черный, шофер).

К третьей группе следует отнести слова, которые являются проверяемыми, но подбор проверочного слова может оказаться сложным для младших школьников. Например, для проверки буквы, обозначающей непроизносимый согласный в слове праздник, вполне подходит празден, но оно может быть незнакомым для учащихся начальной школы.

Достаточно часто на уроках в начальной школе слова из программных списков называют словарными. Это название нельзя считать удачным, потому что, во-первых, оно не носит терминологического характера (как известно, все слова русского языка находятся в каких-то словарях). Во-вторых, оно не проясняет для ученика сущность того орфографического явления, с которым он сталкивается в процессе усвоения «словарного слова», так как не названа сама орфограмма. Следовательно, о необходимости запоминать написание подобных слов ребенок узнает только из дополнительных пояснений учителя, но не из названия «словарные».

В языке все стороны взаимосвязаны, поэтому и процесс обучения школьников целесообразно организовать так, чтобы в определенной взаимосвязи проводилась работа по фонетике, орфографии, словообразованию, морфологии, лексике и синтаксису, чтобы все стороны слова рассматривались в единстве. Таким образом создаются условия, при которых у учащихся развивается разносторонний подход к слову.

В результате этого можно проклассифицировать виды упражнений над словами с непроверяемым написанием  по направлениям, традиционно составляющим систему языка.

При помощи упражнений не только закрепляются, но и уточняются знания детей, формируются навыки самостоятельной работы, укрепляются навыки мыслительной деятельности. Детям непрерывно приходится заниматься анализом, сравнением, составлять словосочетания и предложения, абстрагировать и обобщать. Посредством упражнений знания систематизируются и автоматизируются.

Основной  смысл фонетических упражнений состоит в том, чтобы дети научились легко слышать звучащее слово, каждый звук в отдельности и позицию этого звука, умели производить анализ этого звука, умели производить анализ звуковой формы слов при внутреннем их проговаривании. Все это способствует формированию фонематического слуха и речедвигательных навыков.

Приведу примеры упражнений для формирования фонетических понятий.

  1. Выпишите слова, в которых есть мягкие согласные: бер.г, в.кзал, з.мл.ника, ж.лезо, г.рох, .сина. пл.ток, с.пог, уч.ник, с.рень, к.пуста.
  2. Выпишите слова в два столбика: в первый столбик – со звонкими согласными на конце слова, во-второй, с глухими согласными на конце слова: адрес, портрет, завтрак, народ, рисунок, морковь, багаж. карандаш, салют, овес, билет, язык.
  3. Запишите слова, начинающиеся на букву с (а, п, л и т.д.).
  4. Запишите слова, располагая их в алфавитном порядке. Вставьте пропущенные буквы, поставьте знак ударения: г.рой, ур.жай, р.кета, ябл.к., п.нал, т.пор, б.лот., адр.с.
  5. Запишите слова с мягким знаком в середине слова, на конце слова.
  6. Запишите слова, имеющие ударение на первом, втором, третьем слоге.
  7. Игра «Догадайся, что это за слово»

  1. Игра «Угадай слово».

Учитель показывает карточку , на которой написан первый слог нужного слова. Учащиеся записывают составленные слова.

ГО  (город, горох, гореть, горизонт)

И наоборот, можно дать конец слова, а учащиеся придумывают начало.

Слова спокойно жили в книжке,

Но книжку вдруг погрызли мышки.

От слов начала откусили,

Из книжки в норку утащили.

…вод (завод),…мон (лимон), …вер (север).

  1. Игра «Собери слово».

пус, ка, та; сяц. ме; гу. о. рец; же, ин, нер.

  1.  Выпишите из словаря в алфавитном порядке слова на заданную тему: «Птицы», «Одежда», «Животные», «Посуда» и т.д.
  2.  Игра «Кто больше придумает слов.»

Дано несколько букв. Нужно составить с этими буквами как можно больше слов.

 

                                                                                                               

  1. Игра «Расшифруй слово».

Замените цифры буквами алфавита и прочитайте слово.

2      10     13     6    20                                                26   16   22   7     18

      (билет)                                                                          (шофер)

  1. Выборочный диктант.

Дети записывают только слова  с непроверяемой безударной гласной.

  1. Крепкий орешек сразу не раскусишь.
  2.  Москва, Москва! Люблю тебя как сын,

Как русский, - сильно, пламенно и нежно!

  1. Вот и лето подоспело -

Земляника покраснела.

  1. Найдите словарные слова на данную букву алфавита, запомните их написание и запишите по памяти в тетрадь.

И это далеко не все упражнения, которые можно использовать на уроках русского языка по фонетике.

В результате  дети начинают понимать, что звуки и буквы не одно и то же, что иногда слово пишется не так, как слышится.

        Большой интерес у учащихся вызывает работа над составом слова.

В результате повторения морфемного состава слова совершенствуется умение распознавать и подбирать однокоренные слова, углубляется представление детей о словообразовательной роли приставки и суффиксов, формируется умение разбирать слова по составу, развивается умение точно употреблять в письменной речи словарные слова с приставками и суффиксами. Эти умения вырабатываются путем разнообразных упражнений.

  1. От слов сахар, завод, береза, картина образуйте родственные слова. Укажите, при помощи чего они образовались.
  2. Подберите слова к данным схемам:

  1. От слов газета, железо, картина образуйте новые слова с суффиксом –к-.
  2. Игра «Найди лишнее слово»  - помогает научиться различать однокоренные слова и формы одного и того же слова.

Праздник, праздничный, праздники, праздновать.

  1. Составьте словосочетания, вставляя в имена прилагательные нужные окончания.

Ребята радостн…

Улица многолюдн…

Календарь перекидн…

Пальто нов…

  1. Составьте слова по схемам. Какие словарные слова зашифрованы в схемах?

7.Шарада. Узнайте слово однокоренное со словом красивый. Приставка в нем такая же, как в слове превращаться, суффикс, как в слове цветной, окончание, как в слове морковный. А в целом слово является прилагательным.

8. Составьте словосочетания. Запишите их. Укажите, как в связи с изменением окончания меняется падеж имени существительного.

подарил                                           люблю

дружил          девочка                     думаю           собака

говорил                                            горжусь

9. Работа над деформированным предложением.

Восстановите предложения, связав слова между собой. Какая часть слова поможет этому?

Мой папа дал объявление в (газета).

На( горизонт) вспыхивали голубые зарницы.

10. Найдите в тексте однокоренные слова.

Проплясали по снегам

Снежные метели.

Снегири снеговикам

Песни просвистели.

У заснеженной реки,

В снежном переулке

Звонко носятся снежинки,

Режут снег снегурки.

Морфологические упражнения имеют своей целью осознание учащимися морфологического строя русского языка.

        При изучении частей речи разнообразные виды практических упражнений помогают объединить отдельные слова в определенные группы; разграничить и определить формы частей речи: склонение, падеж, время. Лицо, число, для того чтобы осознанно употреблять слова с непроверяемым написанием в устной и письменной речи в правильной форме.

  1. Подберите словарные слова, обозначающие предметы, признаки предметов, действия предметов.
  2. Выпишите из словаря по пять слов 1-го склонения, 2-го склонения, 3-го склонения.
  3. Составьте словосочетания. Определите падеж прилагательных.

Воробей (какой?)….

Газета (какая?)…..

Молоко (какое?)…..

  1. Выпишите в три столбика слова из словаря: в первый столбик – слова женского рода, во второй – слова мужского рода, в третий – слова среднего рода.
  2. Спишите предложения, вставляя нужные по смыслу слова из словаря, отвечающие на вопрос кто?

…. на ухо наступил. Слово-не…, вылетит-не поймаешь.

  1. Составьте предложения, правильно подбирая предлоги. Запишите. Подчеркните предлоги. Определите падеж существительного.

Машина остановилась…(дом).

Дети читали книги….(космонавт).

Заяц быстро несся…(лес).

      7.Подберите к словарным словам однокоренные слова разных частей речи. Например: ветер (ветерок, ветреный, обветрить)

      8. Составьте предложения с данными словосочетаниями. Определите склонения существительных.

Интересный случай

Аккуратный ученик

Березовая аллея.

9. Ответьте на вопросы одним словарным словом. Измените это слово по падежам.

Кто живет в лесу?

В чем хранятся ручки и карандаши?

Какой овощ растет на огороде?

(З..ц, п…л, о….ц)

Синтаксические упражнения ставят перед собой задачу закрепить те теоретические сведения, которые дети получили по синтаксису, показывают школьникам роль языковых единиц в речи, в общении между людьми, помогают разобраться в структуре несложных по своему построению и составу словосочетаний и предложений, сознательно составлять словосочетания и предложения.

        С синтаксическими упражнениями обычно объединяются и пунктуационные. Вот некоторые упражнения, которые можно использовать на уроке при изучении словарных слов.

  1. Составьте предложение с данными словами: ветер, осина, товарищ.
  2. Составьте предложения с данными словосочетаниями: веселый праздник, красивая одежда, детский рисунок, узкая лестница.
  3. 3амените предложение одним словарным словом. Составьте с этим словом свое предложение.

Дорога с высаженным по обеим сторонам деревьями, кустарником.

Край земли у водной поверхности.

Комната для занятий в школе.

  1. Вставьте вместо точек нужные по смыслу слова. Составьте с этими словами свои словосочетания.

Рисунок в книге - …(картинка).

Килограмм – это тысяча…(грамм)

Мать родимая - …любимая.(Родина)

  1. Из слов составьте предложение

Огород, растет, в, картофель.

  1. Выделите из предложений словосочетания со словарным словом. Определите, какое слово от какого зависит. Поставьте вопрос.

Андрюша вынул из кармана носовой платок.

Весной Славик снова перебрал отобранные семена и посадил их на свое маленькое поле.

  1. Смоделируйте предложение по схеме.

Что?...что делают?...в какие?...как?...во что?...

Ребенок, пришедший в школу учиться, уже умеет говорить. Но его речевой арсенал недостаточен для выражения новых мыслей понятий, чувств. Которые получает в школе с первых дней обучения. Ему не хватает ,прежде всего слов для этого. Перед учителем стоит задача – активизировать словарь детей.

        В связи с изучением  грамматики проводятся лексические упражнения ,т.е. дети объясняют значения слов как прямые, так и переносные, выясняют многозначность слов. Разбираются в отношениях между синонимами и антонимами, составляют с ними словосочетания и предложения.

На практике можно использовать следующие виды выражений:

  1. Выпишите из словаря слова на заданную тему: «Птицы», «Овощи», «Одежда», и т. д.
  2. Найдите в каждой строке лишнее слово. Подчеркните его. По какому принципу отобраны слова?

Автомобиль, урожай, трамвай, самолет, капуста, помидор, солома, морковь.

  1. Дополните предложения подходящими словами из правого столбика.

На  берегу возвышается старинный…….         стоит

Квартира была закрыта на……                          стоит

Билет в театр…..десять рублей.                          замок

Телефон….на тумбочке.                                      замок

  1. Сгруппируйте слова по темам.

Малина, лисица, земляника, заяц, тетрадь, пенал, корова, карандаш.

  1. К словам багаж, вместе, дорога подберите синонимы.
  2. К словам весело, девочка, хороший поберите антонимы.
  3. Назовите одним словом:

Сентябрь, октябрь, ноябрь и т.д.

Понедельник, вторник, среда и т.д.

Руководитель школы (директор)

  1. Выберите наиболее подходящее слово.Запишите.

Из (ветхого, старого, древнего) ж.леза мы сделали ведро.

  1. Учащиеся подводятся к пониманию переносного значения слова и к умению употреблять эти слова в собственной речи.

Ребята идут в парк.- Часы правильно идут.

  1. Помогает в выработке умения подбирать подходящие по смыслу слова работа над сравнениями. Дается текст, а сравнения должны подыскать сами учащиеся:

На солнце засверкали ягоды земляники, словно…..

В работе над словом существует проблема, которая состоит в том, что учащиеся, не зная правописания многих слов, которые им следовало употреблять в своей письменной речи, избегают их, так как и умеют пользоваться орфографическим словарем.

        Большим помощником для учащихся школы стал  «Орфографический словарь» Д.Н. Ушакова.

        Систематическая и направленная работа над трудными словами вызывает у учащихся интерес к изучению этих слов и способствует их прочному и успешному запоминанию. Необходимо, чтобы ребенок использовал одно и то же слово пять – семь раз в разнообразных вариантах упражнений, о которых я рассказала. Это приводит к тому, что ученик свободно овладевает словарным материалом и безошибочно применяет его на практике.

         В заключении хотелось бы отметить, что на основе личного опыта использования разнообразных методов, приемов, форм и средств обучения в работе над трудными словами активизируется деятельность детей, повышается интерес к овладению богатствами воспитывается внимание к слову, обогащается словарный запас родного языка.

                       

     

                                                                                                                                                                                             


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Системный подход к изучению непроверяемых и труднопроверяемых написаний в начальной школе

Одной из трудных тем при изучении орфографии в начальной школе является тема «Безударные гласные в корне слова, непроверяемые ударением». Данная работа помогает лучше объяснить детям написание словарн...

Система работы над непроверяемыми и труднопроверяемыми написаниями в начальной школе

         Один из важных этапов урока русского языка – словарно-орфографическая работа. Моя цель как учителя – пробудить интерес ученика к слову, создать условия д...

Изучение непроверяемых и труднопроверяемых написаний слов

Из опыта работы учителя МБОУ"Песчанинская НОШ".Выступление на августовском семинаре учителей начальных классов....

Системный подход к изучению непроверяемых и труднопроверяемых написаний в начальной школе

Реферат  знакомит с методикой работы со словами с непроверяемыми написаниями, способом их запоминания и выявления вида памяти уч-ся....

Методы, приемы, формы работы при формирование УУД на уроках литературного чтения в начальной школе.

В данном файле представлена разработка выступления на педагогическом совете, посвященном теме формирования УУД в урочное и внеурочное время. Презентация содержит как теоретический материал, так и прак...

Работа над словами с непроверяемыми и труднопроверяемыми орфограммами – звено в формировании читательской компетентности у младших школьников.

Работа над словами с непроверяемыми и труднопроверяемыми орфограммами – звено в формировании читательской компетентности у младших школьников....

Формы работы с одарёнными детьми в рамках внеурочной деятельности в начальной школе

Данная статья посвящена чрезвычайно   актуальной проблеме выявления, развития и поддержке одаренных детей в рамках начальной школы....