Урок русского языка в 3 классе по теме "Правописание предлгов и приставок"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме
Конспект урока русского языка по теме "Правописание предлгов и приставок"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_russkogo_yazyka_soloveva1.docx | 54.43 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка в 3-м классе по теме
«Правописание предлогов и приставок»
с элементами технологии эвристического обучения
Учитель Соловьева Светлана Александровна
ГБОУ СОШ №883 г.Москвы
Цели.
1. Научить распознавать предлоги и приставки; правильно употреблять их в речи и писать.
2. Продолжать работу над развитием речевой деятельности; развитием познавательной активности учащихся
• развивать память, мышление, внимание;
• воспитывать чувство товарищества, умение работать в коллективе;
3. Воспитывать бережное отношение к родному языку, интерес к предмету.
Ход урока
I.Организационный момент
1.Эмоциональный настрой на урок
-Какое у вас настроение?
-Давайте создадим хорошее настроение на нашем уроке.
-Представьте себе, что вы надуваете воздушный шарик: медленный вдох через нос, надуваем щеки, выдох.
-Теперь представьте и изобразите, что вы как будто завязываете шарик. Завязывайте крепко.
-А теперь подарите свой шарик друг другу.
2.Оформление тетрадей
Запишите в тетрадях число, «Классная работа»
3.Чистописание
Чистописание: Написание буквы Оо с верхним и нижним соединением, на второй строчке сочетания букв от-ото-по-около-со-подо
Мы начнем сейчас урок
С этих строк.
Вы на строчки посмотрите,
Что заметили, скажите?
-Посмотрите внимательно на вторую строку. Что написано? (предлоги и приставки).
-Так приставки или предлоги?
Кто сможет поспорить с….? ( уч-ся в активное восприятие речи одноклассников).
- Где приставка? Где предлог?
Кто бы нам ПОНЯТЬ ПОМОГ!!!
4. Постановка темы урока:
- Чему будем учиться на уроке ,какие цели ставим перед собой,? (Ответы детей)
- Если есть одинаковые предлоги и приставки, то как их различать? Давайте искать ответ на этот вопрос.
Вот задача, которая стоит перед нами: научиться различать предлоги и приставки, то есть понять, когда нужно писать предлог, а когда слово употребляется с приставкой.
II.Работа по теме урока.
- Словарно-орфографическая работа.
На доске записаны словосочетания, прочитайте их:
(до)ехал (до)деревни
(по)бежал (по)дороге
(про)читал (про)завод
(под)полз (под)стол
(на)кричал (на)товарища
–На какие группы можно разделить слова ?
1) На глаголы и существительные.
2) На слова с приставками и слова с предлогами.
Беседа по вопросам:
– Еще раз прочитайте словосочетания. Назовите слова с приставками.
– Что такое приставка и для чего она служит? (Приставка – это часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов.)
– Как пишется приставка в слове? (Приставка пишется слитно.)
– Как найти приставку в слове? Обоснуйте свой ответ. (Надо подобрать однокоренное слово без приставки или с другой приставкой: доехал – ехал, приехал; побежал – бежал, подбежал и т. д.)
– Прочитайте в словосочетаниях слова с предлогами.
(До деревни, по дороге, про завод, под машину, на собаку.)
– Что такое предлог? Для чего он служит? (Предлог – это слово, которое служит для связи слов в предложении.)
– Как пишется предлог с другими словами? (Предлог с другими словами пишется раздельно.)
– Попытайтесь между предлогом и следующим за ним, словом вставить вопрос или другое слово.
(До (чего?) деревни, до нашей деревни
По (чему?) дороге, по узкой дороге
Про (что?) завод, про тракторный завод и т. д.)
– Что же надо сделать, чтобы не ошибиться в написании предлога? (Надо между предлогом и словом поставить вопрос или другое слово.)
-Ребята, посмотрите внимательно на словосочетания. Какие еще орфограммы «спрятались» в словах с приставками? (безударный гласный звук в приставке и в корне)
-А как написать такие слова без ошибок, что для этого нужно знать? (Если орфограмма в приставке, нужно вспомнить как пишется приставка, а если в корне, то подобрать однокоренное с ударным гласным).
-Спишите словосочетания, раскрывая скобки и вставляя пропущенные буквы.
-Подчеркните предлог и выделите приставку.
2.Работа с учебником
Давайте проверим, верни ли мы сформулировали правила. Откройте учебники на с.145. (Проверяем, верно ли мы «открыли»
-Прочитайте правила
-Кто напомнит, чему мы учимся сегодня на уроке? (Различать предлоги и приставки).
3. Упр. 341
1.Ребята весело скатились с горки.
2.Девочки побежали по узкой тропинке.
3.Все гости уже вошли во дворец.
Физминутка
Давайте проверим, всё ли вы усвоили. Я называю слова, частью которых является приставка и слова с предлогами. Если в слове есть приставка – хлопаете 1 раз, если слова с предлогом – 2 раза.
Учитель называет слова: нарисовать, на берег, по траве, посвистел, подбежал, пронёс, про кота, слетел, сорвал с дерева, со двора, на правую, за горой, забежал, свернула, с крыши, на бумаге, нарезать, на листе, начертили.
Продолжение работы по теме урока.
Работа в парах.
-У вас на столах лежат листочки с заданиями. Выполните задание письменно в тетрадях.
Найдите в тексте слова с приставками, выделите приставки. Найдите в тексте слова с предлогами и с приставками, подчеркните предлог, выделите приставки.
На стройке.
Нашему классу(об)ъявили (об)экскурсии (на)стройку. Мы стояли
(у)(под)ъезда жилого дома и смотрели, кака идёт строительство нового (об)ъекта. (К)дому всё время (под)ъезжали грузовики. Они (при)возили готовые детали: стены, потолки. (На)площадке стояли (под)ъёмные краны. (На)наших глазах (вы)рос целый этаж.
Проверка
Дифференцированная работа (работа с индивидуальными карточками)
-Выберите себе задание, с которым справитесь.
1 уровень
-Подчеркните предлоги. Выделите приставки.
- Лодка (от)плыла (от)берега.
- Мальчик (на)шел (на)дороге монетку.
- Солнце (за)шло (за)тучу.
- Всадник (с)лез (с)коня.
- (По)дорожкам сада (по)бежали ручейки.
- (До)лагеря мы(до)брались только ночью.
- Весной снег (с)брасывают (с)крыш.
2 уровень.
-Вставьте подходящие по смыслу предлоги.
Воробей забился … крышу.
Ваза сделана … стекла.
Лось спрятался … деревом.
Грачи разгуливали … полю.
3 уровень.
Найди слова с приставками и выделите их. Подчеркни главные члены.
На поляну приземлился вертолёт. Он доставил грузы для геологов. Геологи нашли нефть в тайге.
Проверка заданий и выводы.
Работа в группах. Слова , одинаково звучащие, но имеющие различное значение, зависящее от написания.
1.Решили лисы кролика (за)печь,
А кролик из духовки прыг (за)печь.
2.Зависело б (от)мыла,
Веснушки я б я (от)мыла.
3.Сугробы снега вьюги (на)мели,
И грузовик, как баржа (на)мели.
4.Я правило бубня (под)нос,
в альбоме рисовал (под)нос
5.Вот (до)сада, я не дошла (до)сада.
Проверка заданий.
IV.Итог урока:
Составление памятки.
На доске находятся опоры:
- часть слова
- отдельное слово
- отдельно
- слитно
- для связи слов в предложении
- для образования новых слов
Указать опоры, которые относятся к приставке и предлогу.
написал | на доске |
1. приставка | 1. предлог |
2. часть слова | 2. отдельное слово |
3. слитно | 3. отдельно |
4. для образования новых слов | 4. для связи слов в предложении |
Между приставкой и корнем нельзя поставить вопрос или другое слово.
Между предлогом и словом можно поставить вопрос или другое слово.
- Какое задание вас заинтересовало?
Рефлексия.
Возьмите в руки мордочки, которые лежат на ваших столах.
- Теперь дорисуем нос:
! – если вы хорошо поняли тему и самостоятельно справитесь с заданием,
? – если вы не совсем хорошо поняли тему и у вас есть вопросы.
Теперь дорисуем рот:
- урок понравился, и я доволен своей работой,
- урок не понравился, я не очень доволен своей работой.
Что затруднило в новой теме?
-Сегодня я разглядела в ваших глазах огонёк любознательности. Хочу пожелать вам, чтобы этот огонёк не угасал, а открытия, которые вы совершаете день за днём, помогли бы вам преодолеть все трудности учёбы.
Список литературы
- Рамзаева Т.Г. Русский язык. 3-й класс.Учебник. М.: Дрофа, 2012.
- Гуркова И.В.«Русский язык». 3 класс. Тесты.М., Дрофа,2012.
- Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Нетрадиционные уроки в начальной школе. – Воронеж: Издательство «Учитель», 2004.
- Лебедев В.А., Мишуринская Г.И. Поурочные разработки к учебнику Т. Г. Рамзаевой «Русский язык. 3 класс».Методическое пособие. М., Дрофа,2013.
- Нечаева Н. В., Яковлева С. Г. Русский язык: Учебник для 3 класса: в 2 частях. – 2-е изд., пересмотр. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Фёдоров», 2007.
- Развивающие задания 3 класс /сост. Е.В. Языканова – М.:Издательство «Экзамен», 2010.
- Рамзаева Т.Г., Щеголева Г. С .Русский язык. 3 класс. Книга для учителя.Методическое пособие. М., Дрофа,2003.
- Шклярова Т.В. Справочник для начальных классов. – Москва: Издательство «Грамотей», 2012.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока русского языка 2 класс. Тема "Образование слов с помощью приставок".
Урок русского языка во 2 классе УМК "Начальная школа 21 век" по теме "Образование слов с помощью приставок" разработан в соответствии с требованиями ФГОС....
презентация к уроку русского языка. 3 класс. УМК«Начальная школа XXI века» Тема урока: правописание приставок на –з и -с
Данная презентация поможет учителям подготовиться к уроку русского языка в 3 классе по теме "Праописание приставок на з- и с-...
Презентация к уроку русского языка 3 класс "Приставка, ее роль в слове. Различение приставок и предлогов".
Презентация к уроку русского языка 3 класс "Приставка, ее роль в слове. Различение приставок и предлогов"....
урок русского языка по теме: " Образование слов с помощью приставок" (Перспективная начальная школа)
Распознавание родственных слов с приставками и овладение умений составлять слова с помощью приставок...
Урок русского языка 3 класс "Правописание приставок и предлогов".
Ценностное отношение к культуре русского языка (Формирование умения различать и правильно писать предлоги и приставки)....
Урок русского языка 3 класс "Правописание суффиксов и приставок"
Урок русского языка с технологической картой в 3 классе по программе "Школа России"...
Урок русского языка, 3 класс, тема:«Правописание приставок и предлогов.»
Познакомить учащихся с правилом написания приставок и предлогов; развитие умения различать предлоги и приставки; правильно употреблять их в речи и писать; учить сравнивать, классифицировать....