Урок русского языка 3 класс "Правописание суффиксов и приставок"
методическая разработка по русскому языку (3 класс)

Урок русского языка с технологической картой в 3 классе по программе "Школа России"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rya_3kl.docx25.4 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕМА. ПРАВОПИСАНИЕ СУФФИКСОВ И ПРИСТАВОК

Педагогические
цели

Создать условия для совершенствования навыка правописания суффиксов в словах, ознакомления с правописанием суффикса -ок- после шипящих

Тип урока

Решение частной задачи

Планируемые
результаты
(предметные)

Восстанавливают последовательность предложений в тексте, разбирают слова по составу, овладевают изучаемыми нормами языка; осознают значения, вносимые в слово суффиксами

Личностные
результаты

Проявляют способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности, интерес к познанию русского языка

Универсальные учебные действия
(метапредметные)

Познавательные: осознанно строят речевое высказывание в устной и письменной форме; осуществляют синтез как составление целого из частей, анализ, сравнение языкового материала по самостоятельно выделенным критериям; строят несложные рассуждения, делают выводы; составляют простейшие инструкции, определяющие последовательность действий при решении лингвистической задачи.

Регулятивные: адекватно воспринимают оценку своей работы учителем, товарищами; принимают и сохраняют цель и учебную задачу; учитывают правило (алгоритм) в контроле способа решения; выполняют действия по намеченному плану, а также по инструкциям, содержащимся в заданиях учебника.

Коммуникативные: участвуют в диалоге, общей беседе; учитывают разные мнения, высказывают свою позицию и аргументируют ее; ориентируются на позицию партнера в общении и взаимодействии

Основное содержание темы, понятия
и термины

Части слова, суффикс, приставка; однокоренные слова; орфограмма, правило «Правописание суффиксов -ок-,
-ек-», разбор слова по составу; тема текста, тип текста

Образовательные
ресурсы

1. Учебник, рабочая тетрадь.

2. Таблица «Правописание суффиксов»

Ход урока

Этапы урока

Формы,
методы
методические
приемы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Приемы
контроля

осуществляемые
действия

формируемые умения

I. Мотивирование к учебной
деятельности
(организационный момент)

Фронтальный. Словесный. Слово учителя

Приветствует учащихся.

– Вы любите преодолевать трудности?

– Поднимите руки, кто уверен, что справится со всеми труд-
ностями.

– Трудность всегда преодолевается, если человек всё делает с хорошим настроением, с хорошими мыслями.

– Какое настроение у вас сейчас? Покажите солнышко или тучку.

– Позволит ли ваше настроение преодолеть все трудности на нашем уроке?

– Проверим готовность к уроку

Приветствуют учи-
теля. Организуют
свое рабочее место.

Выбирают изображение солнышка или тучки (в соответствии с настроением) и показывают

Л – проявляют готовность к работе на уроке, эмоциональную отзывчивость
на слова учителя

II. Чистописание

Фронтальная, индивидуальная. Практический. Письмо

– Прочитайте пословицу.
Объясните смысл. Спишите.

На доске:

Глаза боятся, а руки делают

Выполняют письмо
по образцу

Пр. – вырабатывают
каллиграфический почерк

Правильное напи-
сание

 III. Проверка
домашнего
задания

Фронтальная, индивидуальная. Словесный. Беседа. Чтение

Проверка домашнего упражнения (учебник, упр. 244). Выборочная проверка творческого задания
(упр. 241 учебника).

– Прочитайте составленные предложения.

– Составляют ли данные предложения текст? Докажите свое
мнение.

– Какие подобрали заголовки
к данному тексту?

– Какие слова с сочетанием -ик- вы нашли? Смогли ли разобраться, в каких словах -ик- является суффиксом (дождик, зайчик, ёжик), а в каких – частью корня
(рябчик, зяблик)?

Читают составленные предложения,
доказывают возможность составления
из них текста.

Предлагают заглавия и объясняют их; находят слова с заданными параметрами, выполняют морфемное членение

Пр. – восстанавливают
последовательность пред-ложений в тексте, разбирают слова по составу.

П – осознанно строят
речевое высказывание
в устной и письменной
форме, осуществляют синтез как составление целого из их частей.

Р – адекватно воспринимают оценку своей работы учителем, товарищами.

К – участвуют в диалоге, общей беседе; учитывают разные мнения, высказывают свою позицию и аргументируют ее.

Л – проявляют способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности

Индивидуальный
(творческое задание – упр. 241 учебника).

Коллек-
тивный
(упр. 241 учебника)

IV. Актуализация знаний.

Создание
проблемной
ситуации

Коллективная. Словесный.

Беседа

– Понаблюдайте над предложенными словами и попробуйте объяснить их написание.

На доске: быч_к, стульч_к,
совоч_к, друж_к.

Анализируют пред-ложенные для наблюдения слова; определяют части слова,

в которых находятся

П – осуществляют анализ, сравнение языкового материала по самостоятельно выделенным критериям; строят несложные рассуж-

Фронтальный (ответы на вопросы). Инди-видуаль-

 

– Достаточно ли у вас знаний для объяснения написания гласной
в суффиксах данных слов? Какие слова вызвали затруднения?
(Быч_к, друж_к.)

орфограммы, встав-ляют пропущенные буквы, объясняют условия выбора на-писания; понимают недостаточность знаний для решения
поставленных орфо-графических задач

дения, делают выводы.

Р – принимают и сохраняют цель и учебную задачу, учитывают правило (алгоритм) в контроле способа решения.

Л – проявляют интерес
к познанию русского языка

ный (фор-мулировка правила «Правопи-сание суффиксов
-
ок-, -ек-»

V. Постановка учебной задачи

Фронтальная. Словесный. Слово учителя

– Итак, как бы хорошо вы ни работали на прошлом уроке, имеющихся у вас знаний о правописании суффиксов пока недостаточно
для решения учебных задач.

Поэтому сегодня мы продолжим работу с этой частью слова

Слушают учителя, настраиваются
на плодотворную
работу, понимая
недостаточность
имеющихся знаний

Р – принимают учебную
задачу, сформулированную учителем.

Л – проявляют интерес
к познанию русского языка

VI. Усвоение
новых знаний

и способов действий.

1. Наблюдение над правописанием ударной гласной в суффиксе -ок- после шипящих.

Фронтальная. Словесный, проблемный, практический. Чтение, беседа, письмо

 Рассмотрите загадки, предло-женные в упражнении 245 учеб-ника. Попробуйте сформулировать правило о написании
суффикса
-ок- после шипящих.

– Прочитайте правило на с. 127
и сравните его с вашими предположениями.

– Выполните упражнение 246. Объясните написание гласной

Наблюдают над предложенным в упраж-нении 245 языковым материалом.

Самостоятельно формулируют орфографическое правило, после этого знакомятся
с формулировкой, данной в учебнике.

Пр. – овладевают изучае-мыми нормами языка;
осознают значения, вносимые в слово суффиксами.

П – анализируют изучаемые языковые объекты
с выделением их сущест-венных и несущественных признаков; составляют простейшие инструкции,

Коллективный (ответы на во-просы, правильное выполнение письменного упражнения в тетрадях), инди-

 Воспроизведение знаний
о чередующихся согласных в корне
(лук – лучок)

в суффиксе. Попробуйте определить, какое значение вносит
суффикс -
ок-.

– Обратите внимание на череду-ющиеся согласные в корне (лук

лучок). Вспомните, что такое чере-дование

Письменно выполняют упр. 246, комментируя свои действия по цепочке.

Определяют, какое значение вносит суффикс -ок- в лексическое значение слова

определяющие последовательность действий при
решении лингвистической задачи.

Р – выполняют действия по намеченному плану,
а также по инструкциям,
содержащимся в заданиях учебника

видуальный (монологические
ответы)

2. Наблюдение над словами
с суффиксами
-оньк- и -еньк-

Фронтальная. Работа в парах. Словесный, наглядный, практический. Чтение, беседа, письмо

– Посмотрите на слова, предложенные в упражнении 247. Попробуйте сформулировать правило, регулирующее написание суффиксов -оньк- и -еньк-. (После твердых согласных (за исключением шипящих) пишется -оньк-, после мягких и шипящих – -еньк-.)

Выполните данное упражнение письменно, работая в паре со своим соседом по парте

Наблюдают над предложенным в упр. 247 языковым материалом. Самостоятельно формулируют орфографическое правило. Письменно выполня-ют упр. 247, работают в паре

Пр. – овладевают изучае-мыми нормами языка.

П – анализируют изучаемые языковые объекты
с выделением их сущест-венных и несущественных признаков; составляют простейшие инструкции, определяющие последовательность действий при
решении лингвистической задачи.

К – ориентируются на позицию партнера в общении
и взаимодействии

Коллективный (ответы на вопросы, правильное выполнение письменного упражне-ния в тетрадях), индивидуальный (монологические ответы)

Физкультминутка

Коллективная. Практический.

Мы ладошкой потрясем,

Каждый пальчик разомнем.

Выполняют дви-
жения по тексту

Л – осуществляют профилактику утомления, актив-

Правильное выпол-

 

Пальчиковая гимнастика

Раз, два, три, четыре, пять –

Мы начнем опять писать

под руководством учителя

но участвуют в физкульт-минутке

нение движений

VII. Закрепление знаний
и способов действий.

Выполнение упражнений 172, 169 в рабочей тетради

Практический, словесный.

Беседа, письмо

Организует работу с упражне-
ниями 172, 169, контролирует их выполнение

Выполняют упраж-
нение 172 (распределяют данные слова
в зависимости от суффикса), 169 (образуют от данных слов
новые при помощи суффиксов)

Пр. – овладевают изучае-мыми нормами языка.

П – анализируют изучаемые языковые объекты
с выделением их сущест-венных и несущественных признаков

Фронтальный, индивидуальный (правильное выполнение упражнения в тетрадях, устные ответы)

VIII. Рефлексия учебной
деятельности на уроке (итог)

Фронтальная.

Словесный.

Беседа,
упражнение

– Найдите у себя на парте изо-
бражения солнышка и тучки.

Поднимите ту картинку, которая теперь соответствует вашему
настроению.

– Молодцы. У вас у всех хорошее настроение. Благодаря дружбе вы справились со всеми трудностями на уроке. И мое настроение
от вашей хорошей работы я тоже могу показать солнышком

Выполняют задание. Внимательно
слушают

Р – открыто осмысливают и оценивают свою деятельность на уроке

Беседа
по вопросам. Само-регуляция

Домашнее
задание
 (рабочая тетрадь,
упр. 173)

Фронтальная. Словесный. Объяснение учителя

Объясняет содержание и способы выполнения домашнего задания. Проверяет соответствующие записи

Слушают объяснение учителя. Делают соответствующие
записи

Р – принимают учебное
задание в соответствии
с уровнем своего развития


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Русский язык "Анализ правописания предлогов и приставок" 2 класс

Данный урок разработан на основе прекрасного поэтического произведения Георгия Тверитина "Песнь о Козы Корпеше и Баян Сулу", которое мы с большим удовольствием изучали на уроках внеклассного чтения. У...

Конспект урока по русскому языку. Тема: Правописание суффиксов –ик/-ек.

Структура конспекта урока русского языка.Тема: Правописание суффиксов –ик/-ек.Класс:3 класс,2 четверть.Программа: программа «Школа России» русский язык 3 класс....

Технологическая карта к уроку русский язык в 3 классе Правописание суффиксов и приставок

Технологическая карта к уроку русский язык в 3 классе Правописание суффиксов и приставок...

Конспект урока русского языка. Тема: "Правописание безударного суффикса в глаголах прошедшего времени" (УМК "Школа России", 4 класс)

Конспект урока по русскому языкуТема урока: «Правописание безударного суффикса в глаголах прошедшего времени» Цели деятельности учителя:формирование умений определять безударный суффи...

конспект урока русского языка 3кл. «Правописание суффиксов –ик, -ек»

Содействовать формированию грамотно писать слова с суффиксами -ик-, -ек- (организовать наблюдение над словами, подвести детей к открытию способа проверки), содействовать развитию навыка каллиграфическ...

Технологическая карта урока русского языка "Вспоминаем правописание суффиксов" (УМК ""Начальная школа 21 века", 3 класс)

ЦЕЛЬ: обобщение знаний у обучающихся о правописании суффиксов -онок-/-ёнок-, -ик-/-ек-, -ость-.  ЗАДАЧИ:Дидактические:1. Обобщить и систематизировать знания о правописании суффиксов -он...