Урок русского языка 3 класс "Правописание суффиксов и приставок"
методическая разработка по русскому языку (3 класс)
Урок русского языка с технологической картой в 3 классе по программе "Школа России"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rya_3kl.docx | 25.4 КБ |
Предварительный просмотр:
ТЕМА. ПРАВОПИСАНИЕ СУФФИКСОВ И ПРИСТАВОК
Педагогические | Создать условия для совершенствования навыка правописания суффиксов в словах, ознакомления с правописанием суффикса -ок- после шипящих |
Тип урока | Решение частной задачи |
Планируемые | Восстанавливают последовательность предложений в тексте, разбирают слова по составу, овладевают изучаемыми нормами языка; осознают значения, вносимые в слово суффиксами |
Личностные | Проявляют способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности, интерес к познанию русского языка |
Универсальные учебные действия | Познавательные: осознанно строят речевое высказывание в устной и письменной форме; осуществляют синтез как составление целого из частей, анализ, сравнение языкового материала по самостоятельно выделенным критериям; строят несложные рассуждения, делают выводы; составляют простейшие инструкции, определяющие последовательность действий при решении лингвистической задачи. Регулятивные: адекватно воспринимают оценку своей работы учителем, товарищами; принимают и сохраняют цель и учебную задачу; учитывают правило (алгоритм) в контроле способа решения; выполняют действия по намеченному плану, а также по инструкциям, содержащимся в заданиях учебника. Коммуникативные: участвуют в диалоге, общей беседе; учитывают разные мнения, высказывают свою позицию и аргументируют ее; ориентируются на позицию партнера в общении и взаимодействии |
Основное содержание темы, понятия | Части слова, суффикс, приставка; однокоренные слова; орфограмма, правило «Правописание суффиксов -ок-, |
Образовательные | 1. Учебник, рабочая тетрадь. 2. Таблица «Правописание суффиксов» |
Ход урока
Этапы урока | Формы, | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Приемы | ||
осуществляемые | формируемые умения | |||||
I. Мотивирование к учебной | Фронтальный. Словесный. Слово учителя | Приветствует учащихся. – Вы любите преодолевать трудности? – Поднимите руки, кто уверен, что справится со всеми труд- – Трудность всегда преодолевается, если человек всё делает с хорошим настроением, с хорошими мыслями. – Какое настроение у вас сейчас? Покажите солнышко или тучку. – Позволит ли ваше настроение преодолеть все трудности на нашем уроке? – Проверим готовность к уроку | Приветствуют учи- Выбирают изображение солнышка или тучки (в соответствии с настроением) и показывают | Л – проявляют готовность к работе на уроке, эмоциональную отзывчивость | ||
II. Чистописание | Фронтальная, индивидуальная. Практический. Письмо | – Прочитайте пословицу. На доске: Глаза боятся, а руки делают | Выполняют письмо | Пр. – вырабатывают | Правильное напи- | |
III. Проверка | Фронтальная, индивидуальная. Словесный. Беседа. Чтение | Проверка домашнего упражнения (учебник, упр. 244). Выборочная проверка творческого задания – Прочитайте составленные предложения. – Составляют ли данные предложения текст? Докажите свое – Какие подобрали заголовки – Какие слова с сочетанием -ик- вы нашли? Смогли ли разобраться, в каких словах -ик- является суффиксом (дождик, зайчик, ёжик), а в каких – частью корня | Читают составленные предложения, Предлагают заглавия и объясняют их; находят слова с заданными параметрами, выполняют морфемное членение | Пр. – восстанавливают П – осознанно строят Р – адекватно воспринимают оценку своей работы учителем, товарищами. К – участвуют в диалоге, общей беседе; учитывают разные мнения, высказывают свою позицию и аргументируют ее. Л – проявляют способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности | Индивидуальный Коллек- | |
IV. Актуализация знаний. Создание | Коллективная. Словесный. Беседа | – Понаблюдайте над предложенными словами и попробуйте объяснить их написание. На доске: быч_к, стульч_к, | Анализируют пред-ложенные для наблюдения слова; определяют части слова, в которых находятся | П – осуществляют анализ, сравнение языкового материала по самостоятельно выделенным критериям; строят несложные рассуж- | Фронтальный (ответы на вопросы). Инди-видуаль- | |
| – Достаточно ли у вас знаний для объяснения написания гласной | орфограммы, встав-ляют пропущенные буквы, объясняют условия выбора на-писания; понимают недостаточность знаний для решения | дения, делают выводы. Р – принимают и сохраняют цель и учебную задачу, учитывают правило (алгоритм) в контроле способа решения. Л – проявляют интерес | ный (фор-мулировка правила «Правопи-сание суффиксов | ||
V. Постановка учебной задачи | Фронтальная. Словесный. Слово учителя | – Итак, как бы хорошо вы ни работали на прошлом уроке, имеющихся у вас знаний о правописании суффиксов пока недостаточно Поэтому сегодня мы продолжим работу с этой частью слова | Слушают учителя, настраиваются | Р – принимают учебную Л – проявляют интерес | ||
VI. Усвоение и способов действий. 1. Наблюдение над правописанием ударной гласной в суффиксе -ок- после шипящих. | Фронтальная. Словесный, проблемный, практический. Чтение, беседа, письмо | – Рассмотрите загадки, предло-женные в упражнении 245 учеб-ника. Попробуйте сформулировать правило о написании – Прочитайте правило на с. 127 – Выполните упражнение 246. Объясните написание гласной | Наблюдают над предложенным в упраж-нении 245 языковым материалом. Самостоятельно формулируют орфографическое правило, после этого знакомятся | Пр. – овладевают изучае-мыми нормами языка; П – анализируют изучаемые языковые объекты | Коллективный (ответы на во-просы, правильное выполнение письменного упражнения в тетрадях), инди- | |
Воспроизведение знаний | в суффиксе. Попробуйте определить, какое значение вносит – Обратите внимание на череду-ющиеся согласные в корне (лук – лучок). Вспомните, что такое чере-дование | Письменно выполняют упр. 246, комментируя свои действия по цепочке. Определяют, какое значение вносит суффикс -ок- в лексическое значение слова | определяющие последовательность действий при Р – выполняют действия по намеченному плану, | видуальный (монологические | ||
2. Наблюдение над словами | Фронтальная. Работа в парах. Словесный, наглядный, практический. Чтение, беседа, письмо | – Посмотрите на слова, предложенные в упражнении 247. Попробуйте сформулировать правило, регулирующее написание суффиксов -оньк- и -еньк-. (После твердых согласных (за исключением шипящих) пишется -оньк-, после мягких и шипящих – -еньк-.) – Выполните данное упражнение письменно, работая в паре со своим соседом по парте | Наблюдают над предложенным в упр. 247 языковым материалом. Самостоятельно формулируют орфографическое правило. Письменно выполня-ют упр. 247, работают в паре | Пр. – овладевают изучае-мыми нормами языка. П – анализируют изучаемые языковые объекты К – ориентируются на позицию партнера в общении | Коллективный (ответы на вопросы, правильное выполнение письменного упражне-ния в тетрадях), индивидуальный (монологические ответы) | |
Физкультминутка | Коллективная. Практический. | Мы ладошкой потрясем, Каждый пальчик разомнем. | Выполняют дви- | Л – осуществляют профилактику утомления, актив- | Правильное выпол- | |
| Пальчиковая гимнастика | Раз, два, три, четыре, пять – Мы начнем опять писать | под руководством учителя | но участвуют в физкульт-минутке | нение движений | |
VII. Закрепление знаний Выполнение упражнений 172, 169 в рабочей тетради | Практический, словесный. Беседа, письмо | Организует работу с упражне- | Выполняют упраж- | Пр. – овладевают изучае-мыми нормами языка. П – анализируют изучаемые языковые объекты | Фронтальный, индивидуальный (правильное выполнение упражнения в тетрадях, устные ответы) | |
VIII. Рефлексия учебной | Фронтальная. Словесный. Беседа, | – Найдите у себя на парте изо- Поднимите ту картинку, которая теперь соответствует вашему – Молодцы. У вас у всех хорошее настроение. Благодаря дружбе вы справились со всеми трудностями на уроке. И мое настроение | Выполняют задание. Внимательно | Р – открыто осмысливают и оценивают свою деятельность на уроке | Беседа | |
Домашнее | Фронтальная. Словесный. Объяснение учителя | Объясняет содержание и способы выполнения домашнего задания. Проверяет соответствующие записи | Слушают объяснение учителя. Делают соответствующие | Р – принимают учебное |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Русский язык "Анализ правописания предлогов и приставок" 2 класс
Данный урок разработан на основе прекрасного поэтического произведения Георгия Тверитина "Песнь о Козы Корпеше и Баян Сулу", которое мы с большим удовольствием изучали на уроках внеклассного чтения. У...
Технологическая карта открытого урока по русскому языку 3 класс "Правописание суффиксов и приставок"
Конспект урока разработан в соответствии с требованиями ФГОС...
Конспект урока по русскому языку. Тема: Правописание суффиксов –ик/-ек.
Структура конспекта урока русского языка.Тема: Правописание суффиксов –ик/-ек.Класс:3 класс,2 четверть.Программа: программа «Школа России» русский язык 3 класс....
Технологическая карта к уроку русский язык в 3 классе Правописание суффиксов и приставок
Технологическая карта к уроку русский язык в 3 классе Правописание суффиксов и приставок...
Конспект урока русского языка. Тема: "Правописание безударного суффикса в глаголах прошедшего времени" (УМК "Школа России", 4 класс)
Конспект урока по русскому языкуТема урока: «Правописание безударного суффикса в глаголах прошедшего времени» Цели деятельности учителя:формирование умений определять безударный суффи...
конспект урока русского языка 3кл. «Правописание суффиксов –ик, -ек»
Содействовать формированию грамотно писать слова с суффиксами -ик-, -ек- (организовать наблюдение над словами, подвести детей к открытию способа проверки), содействовать развитию навыка каллиграфическ...
Технологическая карта урока русского языка "Вспоминаем правописание суффиксов" (УМК ""Начальная школа 21 века", 3 класс)
ЦЕЛЬ: обобщение знаний у обучающихся о правописании суффиксов -онок-/-ёнок-, -ик-/-ек-, -ость-. ЗАДАЧИ:Дидактические:1. Обобщить и систематизировать знания о правописании суффиксов -он...