Урок русского языка, 3 класс, тема:«Правописание приставок и предлогов.»
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)
Познакомить учащихся с правилом написания приставок и предлогов; развитие умения различать предлоги и приставки; правильно употреблять их в речи и писать; учить сравнивать, классифицировать.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
3_k_russ_yaz_tehn_karta_1.docx | 37.63 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Улейская средняя общеобразовательная школа»
Урок русского языка
Тема: «Правописание приставок и предлогов.»
Подготовила: Шаданова Лариса Ефимовна
План-конспект урока по русскому языку
Тема: Правописание приставок и предлогов.
Учебник: Русский язык. УМК «Школа России», 3 класс.
Цели урока:
познакомить учащихся с правилом написания приставок и предлогов; развитие умения различать предлоги и приставки; правильно употреблять их в речи и писать; учить сравнивать, классифицировать.
Задачи урока:
Планируемые результаты:
Метапредметные:
Познавательные: уметь ориентироваться в своей системе знаний: находить ответ на вопрос.
Регулятивные: уметь анализировать, сравнивать.
Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли вслух, умение слушать и понимать речь других.
Личностные:
Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
Понимать значение границ собственного знания и «незнания».
Развитие доброжелательности, доверия и внимательности к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе.
Предметные:
Систематизировать и уточнить знания учащихся о различии предлогов и приставок.
Правильно писать и употреблять предлоги и приставки в речи.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Форма организации деятельности учащихся: индивидуальная, групповая, фронтальная.
Методы обучения: частично-поисковый, словесно-наглядно-практический с использованием ЭОР, объяснение с элементами беседы с использованием ЭОР.
- Оборудование урока: компьютер, мультимедийный проектор, экран; презентация к уроку.
Структура и ход урока:
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД | ||
I.Организационный момент (1 мин.) | Снег всю землю покрывает И деревья одевает. Что- то он сказать хотел К нам к окошку подлетел. Он решил нам подсказать, Что урок пора начать. | Настроились на работу на уроке. | Личностные УУД | ||
Мотивация к учебной деятельности ( 1 мин.) | Задаёт вопросы: - Какой сейчас у нас будет урок? -Что пожелаем сегодня на уроке себе, своим одноклассникам? - Оцените своё желание учиться сегодня. Покажите свою оценку знаком. На доске: Очень хочу учиться. Хочу учиться. Немного хочу учиться. Мне очень приятно, что у всех оценка «Очень хочу учиться» («Хочу учиться») (помечается на доске – прогностическая оценка). -А теперь покажите знаком на «волшебных» линеечках, какими вы будете сегодня на уроке. На доске: Буду очень активным. Буду активным. Буду малоактивным. (Учитель выносит на доску общую прогностическую оценку). | Слушают и отвечают на вопросы. - Русский язык. -Активности, здоровья, радости, успехов, … Дети показывают своё место на шкале. Дети показывают своё место на шкале. | Личностные УУД - способность к самооценке - самоопределение - нравственно-этическое оценивание | ||
II.Актуализация знаний (5 мин.) | 1.Минутка чистописания. - Что вы знаете о приставках и предлогах из прошлых уроков? 2. Я читаю вам предложение, а вы на слух определяете, что там есть: предлог или приставка. Если вы слышите слово с предлогом, то поднимаете карточку «предлог», если слышите в слове приставку, то карточку – «приставка». Упал с берёзы, катился на коньках, записал в тетрадь, варенье из малины, зашёл за сестрой, вырос под сосной, посмотрел на восток. | Отвечают на вопросы: - Предлоги и приставки. -Предлог – это слово. Дети поднимают карточки «предлог», «приставка» | Коммуникативные УУД - уметь оформлять свои мысли вслух - умение слушать и понимать речь других Познавательные УУД - Уметь ориентироваться в своей системе знаний: находить ответ на вопрос | ||
Самоопределение к деятельности | - Спишите, раскройте скобки. Подчеркните предлоги, выделите приставки. На доске: (От)тащил (от)лужи, (с)лез (с)дерева, (за)шло (за)тучу, (по)ехали (по)дороге, (до)топали (до)города, (под)прыгнул (под)потолок, (во)шёл (во)двор, (на)брёл (на)избушку. -Как отличить предлог от приставки? -Взаимопроверка в парах. Я проверю ваши работы, когда буду проверять тетради. - Какова же тема сегодняшнего урока? | - Между предлогом и словом, перед которым оно стоит, можно поставить другое слово. - Правописание предлогов и приставок. | Познавательные УУД - Уметь ориентироваться в своей системе знаний: находить ответ на вопрос Регулятивные УУД - Уметь анализировать, сравнивать Личностные УУД - Развитие доброжелательности, доверия и внимательности к людям, готовности к сотрудничеству | ||
Физкультминутка «Ленивые восьмерки», «Шапка для размышлений», «Зоркие глазки», «Стрельба глазами». | |||||
III. Изучение нового материала (20 мин.). | Наблюдение за ролью приставок в слове. А теперь понаблюдаем за ролью приставок в слове. -Я буду называть приставку, а вы попробуйте догадаться к какому слову их нужно приставить. Представьте, что вы сидите перед телевизором. Какие действия вы сделаете с телевизором, используя предлог. в- пере- вы- (включить, переключить, выключить) Представьте, что вы сидите на стуле около стола. Что вы можете сделать со стулом? подо- пододвинуть ото- отодвинуть -Какой вывод можно сделать из этих примеров? (Каждая приставка имеет свой смысл) | Каждая приставка имеет свой смысл. | Коммуникативные УУД - уметь оформлять свои мысли вслух - умение слушать и понимать речь других Познавательные УУД - Уметь ориентироваться в своей системе знаний: находить ответ на вопрос | ||
IV. Закрепление полученных знаний (10 мин.). Работа в парах. | Обобщение знаний о приставках и предлогах. Образуйте слово с корнем и приставкой. Составьте предложение с этим словом употребив, используя предлог: -кат-с с- скатился с высокой горы 1 ряд -бег- по- по побежал по широкой дороге 2 ряд -лет- в- в влетел в открытое окно 3 ряд Предлагаю потренироваться в различении приставок и предлогов. Работаем в парах. Прочитайте стихотворение и скажите из какой это сказки? («Сестрица Аленушка и братец Иванушка»).Найдите приставки и предлоги. Налетели на мальчика гуси Унесли у сестрицы братца Заплакала Аленушка от горя Побежала по чистому полю Добежала до речки студеной Про дорогу у реки спросила | ||||
Рефлексия Итог | - Кому было трудно работать на уроке? - Кому при выполнении заданий нужна помощь учителя или товарищей? - Что вызвало особые затруднения? - Возвращаемся к нашим «волшебным» линеечкам. (Самооценка). - Кого бы вы поблагодарили за урок? За что? Ответьте на вопросы в таблице «Вопросы к ученику» | Личностные УУД - способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности - понимать значение границ собственного знания и «незнания» | |||
Домашнее задание | Упр. 20 стр. 133 |
Отзыв открытого урока «Правописание приставок и предлогов» по русскому языку.
3 класс
Тема урока: Правописание приставок и предлогов.
Тип урока: комбинированный (урок изучения нового материала)
Выбор целесообразен в виду того, что необходимо было закрепить пройденный материал и дать новые сведения о различии написании одинаковых приставок и предлогов. Данный урок в системе уроков «Приставки» (второй в данной теме «Предлоги и приставки», первый в «Правописании приставок и предлогов»)
Этапы урока и их последовательность соответствовали типу урока.
Планируемые результаты:
Предметные:
Систематизировать и уточнить знания учащихся о различии приставок и предлогов.
Правильно писать и употреблять предлоги и приставки в речи.
Метапредметные:
- Познавательные: уметь ориентироваться в своей системе знаний: находить ответ на вопрос.
- Регулятивные: уметь анализировать, сравнивать.
- Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли вслух, умение слушать и понимать речь других.
Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
Понимать значение границ собственного знания и «незнания».
Развитие доброжелательности, доверия и внимательности к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе.
Все цели и задачи учителем были реализованы.
Урок начался со стихотворения – приветствия, что позволило настроиться на позитивную работу.
1.Организация учителем повторения пройденного материала.
Повторение темы «Предлоги и приставки»
1.Организационный этап.
Цель: организовать начало урока, мотивировать детей на работу. Готовность к деятельности, мобилизация внимания учащихся. Создание положительной эмоциональной направленности на учебную деятельность. Урок начат своевременно. Первый этап урока был направлен на психологический настрой и мотивацию учащихся к предстоящей деятельности.
2. Оптимальность типа и структуры урока.
Учителем выбран следующий тип урока: комбинированный со следующей структурой:
1 . Организационный момент.
А) Мотивация учебной деятельности
2. Актуализация знаний.
А) самоопределение к деятельности.
3. Физкульминутка.
4. Изучение нового материала
5. Закрепление полученных знаний
А) работа в парах
6. Рефлексия
Домашнее задание (дифференцированное)
Урок показал, что были выбраны оптимальные тип и структура.
- Соблюдение требований к содержанию уроков.
Урок соответствует учебной программе. Реализуются все дидактические требования к изложению материала. Выбраны необходимые средства обучения. В ходе проведения урока царила атмосфера сотрудничества.
Отбор материала и методов обучения учитель осуществлял с учетом особенностей учащихся. Были отобраны методы: по источнику знаний – словесные методы. К наглядным методам относятся использование ИКТ. Практические методы – чистописание, упражнения из учебника, индивидуальные карточки с уровневыми заданиями – отрабатывали умения и навыки учащихся в написании предлогов и приставок, что позволило не только повторить, но и обобщить изученный материал. Главный акцент был направлен на проверку знаний учащихся по данной теме.
Все упражнения, подобранные Ларисой Ефимовной, были нацелены на формирование новых знаний и закрепление умений и навыков различать предлоги и приставки, постоянно внимание учащихся было направлено на повторение данной темы. Это и упражнение на дифференциацию предлогов и приставок, упражнение показало, что дети научились распознавать и отличать их, а также могут грамотно объяснить и привести доказательства правильного написания. Итогом этого этапа было дано задание на закрепление предлогов и приставок, которые одинаково слышатся и пишутся. Дети самостоятельно делают открытия и выводы. При таком подходе присутствует момент «неожиданности при ожидании», что позволяет учащимся сосредотачиваться, а не расслабляться. Упражнение в учебнике подобрано с учётом возможности применить ранее полученные знания, а также для лучшего повторения и закрепления изученной темы.
Для снятия напряжения проведена физкультминутка. Упражнения нацелены, прежде всего, для снятия усталости глаз.
- Выбор методов, приёмов и средств обучения.
Форма организации деятельности учащихся: индивидуальная, групповая, фронтальная.
Методы обучения: частично-поисковй, словесно-наглядно-практический с использованием ЭОР, объяснение с элементами беседы с элементами ЭОР.
Средства обучения: учебники, индивидуальные задания, проектор, интерактивная доска.
- Характер взаимоотношений учителя и учащихся.
На уроке Шадановой Л.Е. создала благоприятный психологический климат. Создана образовательная среда «Учитель-ученик»
6.Организация закрепления изученного учебного материала.
В игровой форме проводится диагностическая коррекция знаний с использованием ИКТ. Итог урока показал, что дети тему усвоили хорошо, поняли, умеют доказывать и объяснять правописание предлогов и приставок, называть их отличительные признаки.
Учебное время на уроке использовалось эффективно, запланированный объём урока выполнен, заявленной цели и постановки задач проведённый урок достиг. Дети усвоили алгоритм работы по данной теме и умело применили его на практике. Интенсивность урока была оптимальной с учётом физических и психологических возможностей учащихся. Применялась интерактивная познавательная система для стимулирования интеллектуального развития учащихся, формировалось дивергентное мышление.
Доброжелательная обстановка, позитивный настрой на урок, подбор современных активных методов и приёмов помог каждому ребёнку продвинуться в своём индивидуальном развитии. Учащиеся показали довольно высокий уровень усвоения знаний, познавательную активность на уроке, к оценке учителя относились доброжелательно. Эффективно реализован воспитательный аспект урока.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока русского языка по теме "Правописание приставок" для 3 класса
Конспект урока русского языка по теме "Правописание приставок"...
Урок русского языка по теме "Правописание приставок и предлогов" 3 класс
Данный урок – это сочетание трёх факторов: обучения, развития, воспитания, с приоритетом развивающих форм обучения. Использовались инновационные приемы и техники Технология личностно - деятельностн...
Технологическая карта урока русского языка по теме "Правописание приставок и предлогов"
Технологическая карта урока русского языка для з класса по теме:"Правописание приставок и предлогов". УМК "Школа России". Конспект урока разработан в соответствии с требованиями ФГОС....
Методическая разработка к уроку русского языка по теме: "Правописание приставок и суффиксов. Суффиксы -ик, -ек" (презентация)
Презентация к уроку русского языка, 3 класс, УМК "Школа России"...
Презентация к уроку русского языка по теме "Правописание приставок и предлогов"
: фФормировать умения различать предлоги и приставки, правильно писать их и употреблять в речи,За учить различать приставку и предлог на письме; группировать орфограммы по типу орфограммы.РаРазвивать ...
конспект урока русского языка по теме "Правописание суффиксов и приставок"
конспект урока русского языка на тему " Правописание суффиксов и приставок" школа РоссииЦели: Создать условия для развития умений осознанного написания слов с безударной гласной ...