Урок – исследование. Русский язык, 2класс. Род имён существительных. Система Л.В. Занкова.
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) по теме
Урок построен в форме исследования. Формы организации учебной деятельности на уроке способствуют развитию умений у учащихся вести исследовательскую деятельность, самостоятельно «открывать» новые знания, решать практические задачи, работать в паре, общаться и сотрудничать.
Цели урока: на основе учебного исследования подвести учеников к осознанию понятия «род имён существительных», формировать умения распознавать род имени существительного.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_-_issledovanie_russkiy_yazyk_2_klass_sistema_zankova.doc | 53 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок – исследование. Русский язык, 2класс. Система Л.В. Занкова
Автор учебника А.В. Полякова.
Учитель Захаркина Г.Ю.
Тема: Род имён существительных.
Тип урока: Открытие нового знания.
Цели: на основе учебного исследования подвести учеников к осознанию понятия «род имён существительных», формировать умения распознавать род имени существительного.
Задачи:
предметные
- создать условия для обучения умениям распознавать род имен существительных;
- развивать орфографическую зоркость и познавательный интерес;
метапредметные
- понимать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале; вносить необходимые коррективы в действия в сотрудничестве с одноклассниками (регулятивные);
-развивать умения самостоятельно «открывать» новые знания, классифицировать объекты по заданным параметрам; осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; осуществлять подведение под понятие на основе распознавания существенных признаков объектов на основе наблюдений (познавательные);
-учить учебному сотрудничеству при работе в группе (коммуникативные).
Оборудование: Полякова А.В. Русский язык. Учебник для 2 класса. 2011, карточки - помощница (алгоритмы работы) для каждой группы, памятки, таблица «Род имён существительных».
Интерактивная доска.
Ход урока.
- Организационный момент.
Мы смекалистые дети—
Все хотим узнать на свете.
Будем русский изучать
И пятерки получать.
(На доске карточки с этапами урока. Учащиеся выбирают нужные этапы.)
- Актуализация знаний.
- Словарная работа.
Запишите лишнее слово.
Прыгать, сорока, стрекотать, летать.
Черёмуха, заяц, пшеница, рябина.
Пальто, волшебный, серебряный, тёплый.
Пассажир, ученик, Москва, художник.
Я, мы, забор, они.
(Запись слов на доске и в тетрадях с комментированием и объяснением.)
Учитель. Прочитайте запись на доске.
Сорока, заяц, пальто, Москва, забор.
Учитель. Что вы заметили?
Дети. - Это словарные слова.
- Нужно знать их написание.
- Слова с непроверяемой орфограммой.
- Это имена существительные.
Учитель: Какое слово из данных может быть «лишним» и почему?
Дети: - «Лишнее» слово – заяц. В этом слове ударение падает на первый слог, а в остальных на второй;
- «лишнее» слово-ворона, т.к. в нём 3 гласных, значит 3 слога, а в других словах-2;
- «лишнее» слово - Москва, т.к. это имя собственное, пишем с заглавной буквы;
- «лишнее» слово – пальто, т.к. в этом слове пишется буква ь, а в других словах нет.
Учитель: Почему я предложила вам слова этой части речи?
Люба: Изучаем тему «Имя существительное».
Учитель: Что уже узнали на уроках об этой части речи? Чтобы быстрее вспомнить, предлагаю объединиться в группы.
2. Обобщение знаний об имени существительном.
Задание группам.
- Составьте словесный портрет Имени Существительного по плану (карточка с алгоритмом):
1. Что такое имя существительное?
2. Что обозначает имя существительное?
3. На какие вопросы отвечает имя существительное?
4. Каким членом предложения может быть?
5. Перечисли несколько признаков имени существительного.
(В течение 1-2 минут дети в группах повторяют известные сведения, распределяют вопросы. Заслушивается та группа, которая была готова первой, остальные дети при необходимости дополняют или задают вопросы.)
Учитель: Составьте устно предложения с записанными словарными словами. (Фронтальная проверка.) Молодцы, вы хорошо справились с заданием.
Спасибо.
Учитель. Предложите, какие задания ещё можно выполнить, используя эти слова.
Слава: Можно разделить на две группы: одушевлённые и неодушевлённые имена существительные.
Учитель. Дети, а вы согласны?
Дети: Да.
Учитель. Приступайте к работе.
- Самостоятельная работа.
Учитель: Как можно проверить правильность выполнения задания?
Юля: Одушевлённые имена существительные отвечают на вопрос кто?, а неодушевлённые - на вопрос что? .
1. Проверка на доске (два ученика).
ворона пальто
заяц Москва
забор
2. Фиксация затруднения в индивидуальной деятельности
Учитель: Теперь я вам предложу задание: укажите число и род имен существительных.
Вадим: Все слова в форме единственного числа.
Учитель: Верно подметил, молодец. Правильно, мы сегодня на уроке работаем не со всеми именами существительными, а только с существительными в форме единственного числа.
(Дети в замешательстве. Они смогли выполнить задание частично.)
- Выявление коллизии и постановка учебной задачи урока
Учитель: Почему вы не смогли выполнить задание полностью?
Рита: - Мы не знаем, что такое род имен существительных.
Миша: - Мы такое задание ещё не выполняли.
Учитель. Какую задачу мы должны поставить перед собой?
Юля. Научиться определять род имён существительных.
Учитель. Дети, вы согласны?
Дети. Да.
- Сообщение темы и цели урока.
Учитель: Как определить род имен существительных? Ответить на этот вопрос нам предстоит сегодня. Это тема нашего урока. Я вам предлагаю провести исследование. Думаю, что умение работать в группе вам поможет.
VI. Открытие нового знания.
1. Грамматическая сказка.
- Прослушайте сказку:
Как у слов-существительных род появился
Cначала все существительные были очень и очень похожими. Да такими похожими, что сама королева их путала.
И вот однажды она издала приказ: «Кто придумает для моих слов – существительных знаки различия, тот будет награждён».
А жили в другом королевстве муж и жена. Жадные они были. Услышали про королевский указ и прибыли в королевство. С жаром принялись они за работу. Но для начала решили все слова между собой поделить.
Слов много, а жизнь коротка. Делили, делили слова, да так и не разделили их до конца. Смерть помешала. Пришла королева и сказала: «Те слова, которые забрал себе муж, пусть будут мужского рода. (Туда попали слова стул, и стол, и дом и много других.) Те слова, которые оказались у жены, будут женского рода. (Туда попали земля, луна, весна и многие другие.) А те, что остались неопределёнными, пусть останутся среднего рода». (Так и стали солнце, море, яблоко и другие существительные среднего рода.)
Вот так роду существительных появился. Но она знала секрет различия рода существительных, а вам сейчас предстоит его открыть.
2. Исследование (работа в группах) по алгоритму (для каждой группы карточка – помощница).
1) Прочитайте слова.
2) Подставьте к именам существительным слова ЭТОТ, МОЙ, ОН,
ЭТА ,МОЯ, ОНА,
ЭТО, ОНО, МОЁ.
3) Определите род имён существительных.
4)Сформулируйте вывод-отчёт.
(В ходе отчета групп на доске составляем таблицу «Род имён существительных».)
3) Вывод-отчёт группы.
3. Обобщение проделанной работы:
Учитель. С какими словами вы работали?
Дети : - Мы работали со словами (называют…)
Учитель. Что нового вы узнали об именах существительных?
Дети: - Имена существительные бывают мужского, женского и среднего
рода.
Учитель. Как определить род имени существительного?
Дети:
- в мужском роде подставляем слова ЭТОТ, ОН, МОЙ;
- в женском роде подставляем слова ЭТА, ОНА, МОЯ;
- в среднем роде подставляем слова ЭТО, ОНО, МОЁ .
(Подписывают род вверху над словами.)
Учитель. Посмотрите, пожалуйста, ещё раз на столбики слов. Что интересного в группировке можно отметить?
Алёша: В обоих столбиках есть слова мужского и женского рода. А вот среднего только во втором.
Учитель: Какой сделаем вывод?
Дети: Среднего рода бывают только неодушевлённые имена существительные.
VII. Первичное закрепление во внешней речи.
Памятка – стихотворение.
Учитель. Дети, вы сейчас открыли секрет узнавания рода имени существительного, который знала королева. Чтобы его запомнить, я предлагаю вам заучить стихотворение – памятку (учитель раздаёт детям памятки).
Женский род запомню я
И скажу: «Она моя».
И запомню род мужской
И опять скажу: «Он мой».
Средний род – «Оно моё!»
Это правило твоё!
Физкультминутка
(работа с интерактивной доской).
- Я буду показывать имена существительные разного рода. Если покажу имя существительное мужского рода, надо присесть. Если покажу имя существительное женского рода, надо встать. Если среднего рода – надо подпрыгнуть.
Слова: дождь, трава, небо, ком, девочка, солнце, стол, яблоко, ученица, книга, труд, огурец, урожай, ветер.
(Работа с тренажёром по русскому языку. Проверка осуществляется путём прикосновения к доске. При правильном ответе меняется цвет слова.)
VIII. Закрепление изученного. Работа с учебником.
1. Чтение правил (стр. 126-127), работа с таблицей на доске.
Учитель: Откройте учебник на странице 126 - 127. Прочитайте правило.
Внимательно читайте. Возможно, что – то пропустили? (Вывешивается таблица «Род имен существительных».)
Учитель. Посмотрите, пожалуйста, на эту таблицу и найдите в правилах учебника ответ на указанный мной в таблице пример. (Зачитывают ответ по правилу.)
- Работа с иллюстрацией на стр. 126.
Учитель. Распределите имена существительные по родам (устно).
- Самостоятельная работа (упр.238).
Учитель. Девочки выписывают слова женского рода, мальчики – мужского рода. Придумать ещё два своих слова и дополнить список.
- Игра «Добрый волшебник».
Учитель. Измените одну букву в слове так, чтобы получилось неодушевлённое имя существительное.
Вопрос кто? лиса (липа), кот (рот), коза (коса), цапля (капля), щука (рука).
Учитель. Подпишите род имён существительных. Что заметили?
Дети: Нет существительных среднего рода, так как все слова получались из одушевлённых имён существительных.
IX. Рефлексия учебной деятельности.
Обращаемся к плану урока, отмечаем, что выполнили.
Учитель: - Что узнали нового на уроке?
Дети: - Как определить род имен существительных.
Учитель: Назовите слова – подсказки.
Артём: А я запомнил стихотворение (рассказывает).
Дети: - Род можно определить только у существительных единственного числа.
- Средний род бывает только у неодушевлённых имён существительных.
Учитель. Спасибо, ребята, за работу.
X. Домашнее задание. Стр. 128, правило; упр. №239.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый проблемный урок по русскому языку "Три склонения имён существительных"
Открытый урок по русскому языку в 4 классе с применением технологии проблемного обучения...
Открытый урок по русскому языку во втором классе по системе Л.В. Занкова
Написание слов с сочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу...
Открытый урок по русскому языку во втором классе по системе Л.В. Занкова
Написание слов с сочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу...
План урока по русскому языку в 3 классе по системе Л.В.Занкова
Урок по русскому языку в 3 классе по системе Л.В.Занкова (учебник Н.В.Нечаевой, 2012) на тему "Глаголы в прямом и переносном значении"....
Конспект урока по русскому языку « Первое склонение имён существительных. Падежные окончания имён существительных 1-го склонения». 4 класс
Конспект урока по русскому языку « Первое склонение имён существительных. Падежные окончания имён существительных 1-го склонения». 4 класс...
Конспект урока по русскому языку « Первое склонение имён существительных. Падежные окончания имён существительных 1-го склонения». 4 класс
КОНСПЕКТ УРОКА по русскому языкуТема: « Первое склонение имён существительных. Падежные окончания имён существительных 1-го склонения».Цели деятельности учителя: познакомит...