Открытый урок по русскому языку в четвертом классе по системе Л.В. Занкова
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) по теме
Предварительный просмотр:
ТЕМА: НАРЕЧИЕ
Цели: развитие умения находить наречия в предложениях и правильно писать их; повторить правописание безударных гласных в корне слова, в окончаниях существительных и глаголов; воспитывать гуманное отношение к природе, высокие нравственные качества (дружба, взаимопомощь).
Оборудование: перфокарты, сигналы, плакаты, картина «Зимний лес» художника Усанова, ТСО.
Ход урока.
I. Организационный момент.
II. - Ребята, каждый урок мы с вами путешествуем по стране знаний. Сегодня мы будем путешествовать пешком, пойдем в зимний лес. По пути будем останавливаться и выполнять разные задания. Итак, отправляемся.
Чистописание.
1 -е задание. Вам надо красиво написать. ...(П п - учащийся дает характеристику звука и буквы).
- Назовите словарные слова, которые начинаются с этой буквы. Пиши и проговаривай.
- Познакомимся еще с одним словом из словаря. Отгадайте, что это за слово: «Оно родня слову «привет», что это за слово, найдите ответ».
- Родственников у этого слова немало, но здесь было спрятано слово приветливо.
- Прочитаем его хором.
- Что обозначает это слово? (Радушное; благожелательное, доброе, ласковое отношение к окружающим). Запишите это слово.
- Запишем однокоренные слова к слову приветливо. (Приветливый, привет, приветствие, приветливость, приветствовать, поприветствовать).
- Какой корень у этих слов? (привет - ).
- Разберите слова по составу. I вариант - 1,2,3,4 слова; II вариант - 5,6,7 слова.
- Проверим. Работа двух учащихся у доски.
Ш. Правописание безударных гласных в корне слова.
- Нам встретился первый лесной житель-белочка, да не с пустыми лапками, а с корзиной. Она уже услела вас угостить своим любимым лакомством - шишками.
- Рассмотрите внимательно каждый свою шишку. На них написаны слова, в которых ... (пропущены безударные гласные в корне).
- Что надо сделать, чтобы правильно написать безударную гласную в корне?
- Сегодня будут такие сигналы (показываю). Начали работать.
- Покажите шишки (проверяю). А теперь положите шишки на угол парты.
IV. Правописание безударных окончаний глаголов и имен существительных.
- Дорога у нас впереди длинная. Чтобы было веселее в пути, давайте поотгадываем загадки. Послушайте.
Гуляет в поле, да не конь, летает на воле, да не птица. (Ветер).
Кто всю ночь по крыше бьет да постукивает, и бормочет и поет, убаюкивает. (Вьюга).
Светит, сверкает, всех согревает. (Солнце).
- Эти загадки написаны на доске. Спишем предложения, вставляя пропущенные орфограммы. Проговаривать будет... (вызываю учащегося).
V. Наречие.
- Мы с вами незаметно подошли к зимнему лесу.
- Каких животных можно встретить зимой в лесу? А как нужно вести себя в лесу, чтобы увидеть их? (Тихо, осторожно ходить по лесу, не пугать зверей и птиц громкими криками).
- Но чтобы сказать о животных точно, выразительно и красиво, нужно использовать слова, которые поясняют чаще всего глаголы и прилагательные. Что это за слова? (Наречия). Сегодня мы повторим с вами все, что знаем о наречиях.
- Какие слова называются наречиями? На какие вопросы они отвечают?
- Как образуются наречия? Назовите разряды наречий по значению.
1) Самостоятельная работа: правописание суффиксов наречий.
- На доске написан текст, который называется: « В зимнем лесу». Запишите его в тетради, правильно написав пропущенные суффиксы наречий и что каждое наречие обозначает. Но прежде вспомним, как узнать, какой суффикс пишется в наречиях после шипящих согласных. (На конце наречий после шипящих согласных под ударением пишется - о, без ударения - е).
- Каким приставкам соответствует буква а на конце наречий, каким буква o? (В наречиях с приставками с -, из -, до- на конце пишется а. В наречиях с приставками в-, на-, за- на конце пишется о). Начали работать.
В зимнем лесу.
Свежо и хорошо зимой в лесу. Неуклюже ворочается в берлоге медведь. Издалека угрожающе зарычал волк Справа и слева стоят заснеженные деревья. Засветло вышла на охоту лисица. Заяц метнулся от нее вправо и скрылся. Певуче доносится голосок какой-то птицы.
- Проверим, правильно ли вы написали суффиксы наречий.
- Разберем 4-е предложение. К доске пойдет.... Дай характеристику предложения. (повествовательное, невосклицательное, простое, распространенное, осложнено однородными обстоятельствами).
- Какие трудности испытывают животные зимой в лесу? (Им холодно и голодно). Какие птицы из леса прилетают в города и поселки, поближе к людям? (Синицы, сороки, снегири). Как мы можем помочь им? (Повесить кормушки и постоянно сыпать в них корм).
Физминутка
- Зимой в лесу холодно. Нужно немного размяться.
- Если услышите наречие, которое обозначает м.д. — поднимите руки вверх; в.д. - в стороны; об.д. - вперед; с.к. - опустите голову.
2) Письмо по памяти.
- На доске стихотворный текст. В нем говорится о вашем настроении во время прогулки. Послушайте его.
Радостно и весело
На душе у нас
Дружно в зимний лес пришел
Весь наш третий класс
- Разберем правописание некоторых слов. Обратите внимание на знаки препинания.
- Перечитайте еще раз текст и постарайтесь запомнить.
- Проверьте, правильно ли вы написали текст. Поставьте себе оценку.
- Найдите наречия, напишите, что они обозначают.
- Так какие наречия вы нашли? Что они обозначают? (Об.д.)
3) Поэтическая страничка.
- Стихотворная речь отличается особой выразительностью и красотой. Давайте послушаем несколько отрывков из стихотворений о зиме, которые вы должны были приготовить дома.
- Кто хочет прочитать? Назовите наречия, которые использует поэт (4-5 учащихся).
- Какова же роль наречий в поэтической речи и любой другой речи? (Наречия делают речь более точной и выразительной, поясняя глаголы и прилагательные, эмоционально окрашивая их.)
4) Творческое задание.
- Мы говорили словами о том, каков зимний лес. Давайте посмотрим, как художник его изображает. Внимательно рассмотрите картину, все ее детали. Составьте небольшой рассказ по картине, употребляя наречия, и озаглавьте его.
У дома лесника.
На картине изображена река. Она крепко скованна льдом. Приветливо смотрят на нас белоствольные березки. Одиноко и сиротливо стоит маленькая елочка. Среди деревьев виднеется дом лесника. Вдалеке стоят могучие ели. Чувствуется приближение вечера. Очень красиво зимой в лесу!
- Карточки для слабых учащихся: крепко скована, приветливо смотрят, сиротливо стоит, вдалеке видны.
- Давайте послушаем ваши рассказы по картине. Художник сумел показать красоту щступающего вечера А как это получилось у вас?
- Назови наречия, которые ты использовал. Дополнительно: найти наречия, подчеркнуть их и написать, что они обозначают.
5) Игра « Все наоборот».
- Ребята, я для вас приготовила игру. Давайте поиграем.
- Я назову наречие, а вы другое, противоположное по смыслу.
Вверх-вниз, налево-направо, вдали-вблизи, темно-светло, быстро-мекдленно, устно-письменнос, шумно-тихо, сладко-горько, пасмурно-ясно, глубоко-мелко, вредно-полезно.
6) Мини-кроссворд.
Посмотрите на плакат. Если вы правильно впишете буквы, то получите три наречия.
о | т | к | у | д | а |
о | т | с | ю | д | а |
о | т | т | у | д | а |
7) Заключение.
- Вот и закончилась наша прогулка. Мне кажется, она была, как в песне. Послушайте.
Вместе весело шагать по просторам
И, конечно, припевать лучше хором.
- Какие наречия вы услышали в песне? Правильно, Молодцы!
VI. Итог. — Что мы на уроке повторили и узнали нового?
VII. Выставление оценок.
VIII. Д/з: упражнение 215 с. 90.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по русскому языку для 2 класса по системе развивающего обучения Л.В. Занкова «Имя прилагательное».
Материал к уроку подобран в соответствии с программными требованиями к урокам русского языка. Цели урока: Образовательные: 1. познакомить учащихся с новой частью речи; 2. научить выделять прил...
Урок русского языка в 4 классе по системе Л.В.Занкова
Урок русского языка в 4 классе по системе Л.В.Занкова провела учитель начальных классов МБОУ "СОШ №20" г.Альметьевск РТ Ризатдинова Л.Д....
Открытый урок по русскому языку во 2 классе " Однокоренные слова" , система РО Л.В. Занкова
Открытый урок по русскому языку во 2 классе " Однокоренные слова" , система РО Л.В. Занкова...
Открытый урок по русскому языку во втором классе по системе Л.В. Занкова
Написание слов с сочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу...
Открытый урок по русскому языку во втором классе по системе Л.В. Занкова
Написание слов с сочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу...
конспект открытого урока по русскому языку в 3 классе (система Занкова)
Конспект открытого урока по русскому языку 3 класс. УМК "Развивиющее обучение по системе Занкова". Тема "Учимся писать письмо"....
План урока по русскому языку в 3 классе по системе Л.В.Занкова
Урок по русскому языку в 3 классе по системе Л.В.Занкова (учебник Н.В.Нечаевой, 2012) на тему "Глаголы в прямом и переносном значении"....