Открытый урок по русскому языку во втором классе по системе Л.В. Занкова
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) по теме

Ренева Наталья Леонидовна

Написание слов с сочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tema_napisanie_slov_s_zhi-shi_cha-shcha_chu-shchu.doc68 КБ

Предварительный просмотр:

Тема:         Написание слов с сочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу

Цели:         развитие умения правильно писать слова с сочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу; воспитывать любовь и бережное отношение к животным

Оборудование: компьютер и мультимедийная презентация.

Ход урока

I. Организационный момент

  1. Здравствуйте, ребята. Вы меня узнали? Я первая снежинка.
  2. Как ты оказалась здесь, Снежинка, на дворе ведь еще осень?
  3. Я очень спешила, чтобы успеть к вам на урок. Ведь учиться так интересно. Я тоже учусь, только в школе для снежинок.
  4. Хорошо. Оставайся с нами. Посмотри, как учатся дети.

II. Чистописание

  1. Давайте покажем снежинке, как мы красиво пишем. Урок начнем с минутки чистописания. Вам надо красиво написать С с ….
  2. Назовите словарные слова, которые начинаются с этой буквы. Запишите слова, в которых надо запомнить безударную гласную е. Пиши и проговаривай.

Сеанс, сегодня, сейчас, секрет, секунда, снегирь, стрекоза;

(салат, стакан, сторож, строка, скользко, словарик, смородина).

  1. Познакомимся еще с одним словом из словаря. Отгадай, что это за слово, прослушав загадку:

«Вертится, стрекочет,

весь день хлопочет».   (Сорока)

  1. Прочитаем хором.
  2. Что обозначает это слово? (Птица семейства вороновых, с белыми перьями на крыльях, издающая характерный крик - стрекотание).
  3. Запишите в словари новое слово.
  4. Посмотрите, как сорока выглядит.
  5. Когда так говорят?

Сорока на хвосте принесла - об известии, сведениях, неизвестно откуда полученных, взятых.

Трещит как сорока - говорит быстро, громко.

  1. Как называются эти выражения? (Фразеологизмы)

III. Упражнения в написании слов с сочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу

1) Разгадаем кроссворд. Ты, Снежинка, тоже разгадывай.

По горизонтали

1. Пьет бензин, как молоко,

Может бегать далеко.

Возит грузы и людей,

Ты знаком, конечно, с ней.  (Машина)

По вертикали

2. В ясный день сидим мы дома.

Дождь идет - у нас работа!

Топать, шлепать по болотам. (Калоши)

3. До чего она легка,

Легче крыльев мотылька.

Бросишь - вновь вернется,

Дунешь - унесется. (Пушинка)

4. Он ходит, голову задрав,

Не потому, что важный граф,

Не потому, что гордый нрав,

А потому, что он … (Жираф)

Снежинка: - А можно последнюю загадку я детям загадаю?

5. Что за звездочки сквозные

На пальто и на платке?

Все сквозные, вырезные,

А возьмешь - вода в руке.  (Снежинка)

  1. Какие орфограммы содержатся в словах?
  2. Почему эти сочетания нужно запомнить?

2) Послушайте и запомните стихотворения

В сочетаньях ЩА и ЧА

В словах: пища и свеча,

куча, гуща, каланча,

туча, роща, саранча,

чаща, дача и печать -

Нужно букву А писать.

Плавником бьет Чудо-Щука:

«Буква У нужна! А ну-ка!»

И шумит лесная чаща:

«В правило смотри почаще,

Там волшебные слова:

ча и ща пишите с А!»

  1. Назовите тему нашего урока. (Написание слов с сочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу)

3) - Посмотрите на доску. Чтобы получились слова, надо вставить в пустые клетки буквы. Проведем соревнование между первым и вторым вариантами.

ч

а

ч

а

ч

а

ч

а

ч

у

ч

у

ч

у

ч

у

4) - Ребята, Снежинка принесла нам задания от своих подруг - снежинок. Они на карточках-снежинках. Рассмотрите внимательно снежинки. На них написаны слова в которых … (пропущены гласные).

  1. Сегодня будут такие сигналы: и - зеленый цвет, ы - желтый, а - красный, я - белый, у - синий, ю - коричневый. Начали работать.
  2. Покажите снежинки (проверяю).
  3. Положите их на угол парты.

IV. Творческая работа

  1. Ребята, рассмотрите картину на экране.
  2. Как вы думаете, какое время года изображено на картине? (На картине изображена осень).
  3. Какие приметы осени нарисовал художник? (С деревьев и кустарников облетели листья. Трава засохла. Небо стало серым.)
  4. Что вам нравится в этой картине? (Нравится лес. Он красив в любое время года.)
  5. Многие животные живут в лесу. Как надо вести себя в лесу, чтобы их увидеть?
  6. Составим из слов предложения и узнаем, о каких животных идет речь.
  7. Запишем их. Проговаривать будет…

сороки, чаще, в, стрекочут

дятлы, стучат, пестрые

траве, в, мыши, прячутся

В чаще стрекочут сороки. Стучат пестрые дятлы. Прячутся в траве мыши.

  1. Найдем основу в первом предложении.

Физминутка

  1. Если назову слово с сочетанием ча или ща поднимите руки вверх, если с сочетанием чу или щу - руки в стороны, если с сочетание жи или ши надо сесть на корточки.

Слова: чайка, чудо, жизнь, щука, роща, широкий, час, чужой, животное, часто.

V. Работа по учебнику

  1. Откройте учебник на  с 90  и найдите  №172. Здесь надо списать слова, вставляя пропущенные буквы.

Проверка  - Объясните орфограммы на месте пропущенных букв.

- Что общего у слов 1-й группы? (Это имена прилагательные).

- Что общего у слов 2-й группы? (Это глаголы).

- Найдите лишнее слово в 3-ей группе слов. (Тысяча)

- Почему? (Это незнакомая часть речи, а остальные слова имена существительные). Тысяча – это имя числительное. С этой частью речи мы будем знакомиться позже.

VI.  Поэтическая страничка

  1. Стихотворная речь отличается особой выразительностью и красотой. Давайте послушаем несколько отрывков из стихотворений, которые вы должны были приготовить дома.
  2. Кто хочет прочитать? Назови слова с сочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу.

VII. Тест (дополнительно)

  1. Вы хорошо работали. У нас осталось время, и мы выполним тест. Возьмите листы.
  2. I варианту надо найти и подчеркнуть слова с буквами, обозначающими мягкие шипящие звуки, а II варианту – твердые шипящие звуки.

VIII. Итог урока

  1. Что мы на уроке повторили и узнали нового? (Повторили словарные слова, узнали новое словарное слово; повторили правописание слов с сочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу; составили из слов предложения, нашли основу в предложении).

IX. Домашнее задание: №169 с.88 (списать стихотворный текст и выделить знакомые орфограммы)

  1. Скажи нам, Снежинка, понравилось тебе на уроке?
  2. Очень понравилось.
  3. Придешь к нам еще?
  4. Конечно приду. Ведь скоро зима. А сейчас мне пора уходить, а то растаю. До свидания!

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку для 2 класса по системе развивающего обучения Л.В. Занкова «Имя прилагательное».

Материал к уроку подобран в соответствии с программными требованиями к урокам русского языка. Цели урока: Образовательные: 1. познакомить учащихся с новой частью речи; 2. научить выделять прил...

Открытый урок по русскому языку во 2 классе " Однокоренные слова" , система РО Л.В. Занкова

Открытый урок по русскому языку во 2 классе " Однокоренные слова" , система РО  Л.В. Занкова...

Открытый урок по русскому языку во втором классе по системе Л.В. Занкова

Написание слов с сочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу...

конспект открытого урока по русскому языку в 3 классе (система Занкова)

Конспект открытого урока по русскому языку 3 класс. УМК "Развивиющее обучение по системе Занкова". Тема "Учимся писать письмо"....

План урока по русскому языку в 3 классе по системе Л.В.Занкова

Урок по русскому языку в 3 классе по системе Л.В.Занкова (учебник Н.В.Нечаевой, 2012) на тему "Глаголы в прямом и переносном значении"....

Урок русского языка во втором классе по СРО Л.В. Занкова Правописание мягкого знака на конце существительных после шипящих

цель:формирование у обучающихся представления о правописании ь на конце существительных после шипящих.отрабатывать навык  каллиграфии, правописания словарных слов, умения определять род существит...