Открытый урок по русскому языку во втором классе по системе Л.В. Занкова
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) по теме
Написание слов с сочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tema_napisanie_slov_s_zhi-shi_cha-shcha_chu-shchu.doc | 68 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Написание слов с сочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу
Цели: развитие умения правильно писать слова с сочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу; воспитывать любовь и бережное отношение к животным
Оборудование: компьютер и мультимедийная презентация.
Ход урока
I. Организационный момент
- Здравствуйте, ребята. Вы меня узнали? Я первая снежинка.
- Как ты оказалась здесь, Снежинка, на дворе ведь еще осень?
- Я очень спешила, чтобы успеть к вам на урок. Ведь учиться так интересно. Я тоже учусь, только в школе для снежинок.
- Хорошо. Оставайся с нами. Посмотри, как учатся дети.
II. Чистописание
- Давайте покажем снежинке, как мы красиво пишем. Урок начнем с минутки чистописания. Вам надо красиво написать С с ….
- Назовите словарные слова, которые начинаются с этой буквы. Запишите слова, в которых надо запомнить безударную гласную е. Пиши и проговаривай.
Сеанс, сегодня, сейчас, секрет, секунда, снегирь, стрекоза;
(салат, стакан, сторож, строка, скользко, словарик, смородина).
- Познакомимся еще с одним словом из словаря. Отгадай, что это за слово, прослушав загадку:
«Вертится, стрекочет,
весь день хлопочет». (Сорока)
- Прочитаем хором.
- Что обозначает это слово? (Птица семейства вороновых, с белыми перьями на крыльях, издающая характерный крик - стрекотание).
- Запишите в словари новое слово.
- Посмотрите, как сорока выглядит.
- Когда так говорят?
Сорока на хвосте принесла - об известии, сведениях, неизвестно откуда полученных, взятых.
Трещит как сорока - говорит быстро, громко.
- Как называются эти выражения? (Фразеологизмы)
III. Упражнения в написании слов с сочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу
1) Разгадаем кроссворд. Ты, Снежинка, тоже разгадывай.
По горизонтали
1. Пьет бензин, как молоко,
Может бегать далеко.
Возит грузы и людей,
Ты знаком, конечно, с ней. (Машина)
По вертикали
2. В ясный день сидим мы дома.
Дождь идет - у нас работа!
Топать, шлепать по болотам. (Калоши)
3. До чего она легка,
Легче крыльев мотылька.
Бросишь - вновь вернется,
Дунешь - унесется. (Пушинка)
4. Он ходит, голову задрав,
Не потому, что важный граф,
Не потому, что гордый нрав,
А потому, что он … (Жираф)
Снежинка: - А можно последнюю загадку я детям загадаю?
5. Что за звездочки сквозные
На пальто и на платке?
Все сквозные, вырезные,
А возьмешь - вода в руке. (Снежинка)
- Какие орфограммы содержатся в словах?
- Почему эти сочетания нужно запомнить?
2) Послушайте и запомните стихотворения
В сочетаньях ЩА и ЧА
В словах: пища и свеча,
куча, гуща, каланча,
туча, роща, саранча,
чаща, дача и печать -
Нужно букву А писать.
Плавником бьет Чудо-Щука:
«Буква У нужна! А ну-ка!»
И шумит лесная чаща:
«В правило смотри почаще,
Там волшебные слова:
ча и ща пишите с А!»
- Назовите тему нашего урока. (Написание слов с сочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу)
3) - Посмотрите на доску. Чтобы получились слова, надо вставить в пустые клетки буквы. Проведем соревнование между первым и вторым вариантами.
ч | а | ||||
ч | а | ||||
ч | а | ||||
ч | а |
ч | у | |||
ч | у | |||
ч | у | |||
ч | у |
4) - Ребята, Снежинка принесла нам задания от своих подруг - снежинок. Они на карточках-снежинках. Рассмотрите внимательно снежинки. На них написаны слова в которых … (пропущены гласные).
- Сегодня будут такие сигналы: и - зеленый цвет, ы - желтый, а - красный, я - белый, у - синий, ю - коричневый. Начали работать.
- Покажите снежинки (проверяю).
- Положите их на угол парты.
IV. Творческая работа
- Ребята, рассмотрите картину на экране.
- Как вы думаете, какое время года изображено на картине? (На картине изображена осень).
- Какие приметы осени нарисовал художник? (С деревьев и кустарников облетели листья. Трава засохла. Небо стало серым.)
- Что вам нравится в этой картине? (Нравится лес. Он красив в любое время года.)
- Многие животные живут в лесу. Как надо вести себя в лесу, чтобы их увидеть?
- Составим из слов предложения и узнаем, о каких животных идет речь.
- Запишем их. Проговаривать будет…
сороки, чаще, в, стрекочут
дятлы, стучат, пестрые
траве, в, мыши, прячутся
В чаще стрекочут сороки. Стучат пестрые дятлы. Прячутся в траве мыши.
- Найдем основу в первом предложении.
Физминутка
- Если назову слово с сочетанием ча или ща поднимите руки вверх, если с сочетанием чу или щу - руки в стороны, если с сочетание жи или ши надо сесть на корточки.
Слова: чайка, чудо, жизнь, щука, роща, широкий, час, чужой, животное, часто.
V. Работа по учебнику
- Откройте учебник на с 90 и найдите №172. Здесь надо списать слова, вставляя пропущенные буквы.
Проверка - Объясните орфограммы на месте пропущенных букв.
- Что общего у слов 1-й группы? (Это имена прилагательные).
- Что общего у слов 2-й группы? (Это глаголы).
- Найдите лишнее слово в 3-ей группе слов. (Тысяча)
- Почему? (Это незнакомая часть речи, а остальные слова имена существительные). Тысяча – это имя числительное. С этой частью речи мы будем знакомиться позже.
VI. Поэтическая страничка
- Стихотворная речь отличается особой выразительностью и красотой. Давайте послушаем несколько отрывков из стихотворений, которые вы должны были приготовить дома.
- Кто хочет прочитать? Назови слова с сочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу.
VII. Тест (дополнительно)
- Вы хорошо работали. У нас осталось время, и мы выполним тест. Возьмите листы.
- I варианту надо найти и подчеркнуть слова с буквами, обозначающими мягкие шипящие звуки, а II варианту – твердые шипящие звуки.
VIII. Итог урока
- Что мы на уроке повторили и узнали нового? (Повторили словарные слова, узнали новое словарное слово; повторили правописание слов с сочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу; составили из слов предложения, нашли основу в предложении).
IX. Домашнее задание: №169 с.88 (списать стихотворный текст и выделить знакомые орфограммы)
- Скажи нам, Снежинка, понравилось тебе на уроке?
- Очень понравилось.
- Придешь к нам еще?
- Конечно приду. Ведь скоро зима. А сейчас мне пора уходить, а то растаю. До свидания!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по русскому языку для 2 класса по системе развивающего обучения Л.В. Занкова «Имя прилагательное».
Материал к уроку подобран в соответствии с программными требованиями к урокам русского языка. Цели урока: Образовательные: 1. познакомить учащихся с новой частью речи; 2. научить выделять прил...
Открытый урок по русскому языку во 2 классе " Однокоренные слова" , система РО Л.В. Занкова
Открытый урок по русскому языку во 2 классе " Однокоренные слова" , система РО Л.В. Занкова...
Открытый урок по русскому языку во втором классе по системе Л.В. Занкова
Написание слов с сочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу...
конспект открытого урока по русскому языку в 3 классе (система Занкова)
Конспект открытого урока по русскому языку 3 класс. УМК "Развивиющее обучение по системе Занкова". Тема "Учимся писать письмо"....
План урока по русскому языку в 3 классе по системе Л.В.Занкова
Урок по русскому языку в 3 классе по системе Л.В.Занкова (учебник Н.В.Нечаевой, 2012) на тему "Глаголы в прямом и переносном значении"....
Урок русского языка во втором классе по СРО Л.В. Занкова Правописание мягкого знака на конце существительных после шипящих
цель:формирование у обучающихся представления о правописании ь на конце существительных после шипящих.отрабатывать навык каллиграфии, правописания словарных слов, умения определять род существит...