Рабочая программа по русскому языку 3класс "Перспектива"
рабочая программа по русскому языку (3 класс) на тему

Силантьева Елена Владимировна

Рабочая программа по русскому языку 3класс "Перспектива"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programm1.doc479.5 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Цели обучения:

Программа направлена на достижение следующих целей:

 

  • формирование  специальных умений и навыков по разделам программы;
  • развитие речи, мышления, воображения, способности выбирать средства языка в соответствии с условиями общения, развитие интуиции и чувства языка;
  • освоение  первоначальных знаний по лексике, фонетике, грамматике русского языка, овладение элементарными способами анализа изучаемых явлений русского языка;
  • овладение  умениями правильно писать и читать; участвовать в диалогах, составлять несложные монологические высказывания;

воспитание  позитивного эмоционально-ценностного отношения к родному языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты, пробуждение познавательного интереса к родному слову, стремления совершенствовать свою речь. 

Основные задачи: 

  • развивать все виды речевой деятельности (умения писать, читать, слушать и говорить), а также речевое мышление учащихся;
  • обеспечивать усвоение программного материала по языку (по фонетике, графике, лексике, грамматике, орфографии); стимулировать развитие коммуникативно-речевых умений и навыков;
  • пользоваться формулами речевого этикета в различных ситуациях общения;
  • формировать представление о языке как о жизненно важном средстве общения, которое предоставляет учащимся широкие возможности для выражения собственных мыслей в общении с другими людьми и для познания окружающего мира;
  • обеспечивать развитие функциональной грамотности учащихся на основе интеграции в изучении языка и речи учащихся;
  • развивать интерес к изучению русского языка, воспитывать чувство любви и уважения к языку как величайшей культурной ценности народа;
  • развивать творческие способности детей, их стремление к созданию собственных текстов.

Нормативные правовые документы:

Рабочая программа по предмету «Русский язык» 3 класс  разработана на основе:

  •  Федерального Закона от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  • Федерального  государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373 ( далее - ФГОС  начального общего образования);
  • Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 №1015.
  • Приказом Министерства образования и науки РФ от 31.03.2014 № 253 « Об утверждении федеральных  перечней учебников, рекомендованы ( допущенных)  к использованию в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2014/2015 учебный год»;
  • Распоряжением Комитета по образованию от 24.04.2014 № 1826-р « О формировании учебных планов образовательных учреждений (организаций) Санкт – Петербурга , реализующих основные общеобразовательные программы, на 2014/2015 учебный год»;
  • Сан Пи Н 2.4.2.2821-10 « Санитарно-эпидемиологических требований к условиям и организацией обучения в общеобразовательных учреждениях», и предусматривает в соответствии с ФБУП-2004 и Типовым положением об общеобразовательном учреждении, утвержденным постановлением Главного государственного врача Российской Федерации от 29.12.2010 № 189.

             

             Сведения о программе, на основании которой разработана рабочая программа:

Данная  программа разработана на основе рабочей программы предметной линии « Перспектива». 1-4 классы. Авторы: Л.Ф.Климанова, Т. В. Бабушкина. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений. Москва.  «Просвещение». 2011.

Учебно-методический  комплект  курса  «Русский язык»:

1.Климанова Г.Ф., Бабушкина Т.В.  Учебник «Русский язык» 3 класс, в двух частях, часть 1. М., «Просвещение», 2013 год.

2. Климанова Л.Ф., Бабушкина Т.В.  Учебник «Русский язык» 3 класс, в двух частях, часть 2. М., «Просвещение», 2013 год.

3. Климанова Л.Ф., Бабушкина Т.В. « Рабочая тетрадь №1»  по русскому  языку, 3 класс  М., «Просвещение», 2014год.

4. Климанова Л.Ф., Бабушкина Т.В. «Рабочая тетрадь №2»  по русскому  языку, 3 класс.  М., «Просвещение», 2014 год.

5.Климанова Л.Ф., Бабушкина Т.В. Методическое пособие к учебнику «Русский язык». М., «Просвещение», 2013 год.

6. «Перспектива»: Программы для начальной школы. — М.: Просвещение, 2013.

Обоснованный выбор  авторской программы для разработки рабочей программы:

Логика изложения и содержание авторской программы полностью соответствуют требованиям федерального компонента государственного стандарта начального образования, поэтому в программу не внесено изменений, при этом учтено, что учебные темы, которые не входят в обязательный минимум содержания основных образовательных программ, отнесены к элементам дополнительного содержания.

Виды и формы текущего, тематического, промежуточного, итогового контроля: 

Текущий контроль проходит на каждом уроке в виде индивидуального или фронтального опроса. Письменные работы: словарные работы, письмо по памяти, работы по развитию речи: изложения, сочинения. Целесообразно для этого использовать и тестовые задания.

 Тематический контроль проводится после изучения определенной темы и может проходить как в устной, так и в письменной форме. Письменная работа также может быть проведена в виде тестовых заданий.

 Итоговый контроль: диагностические, контрольные работы, диктанты, изложения.  

Проверочные задания направлены на закрепление и проверку знаний учащихся, сформированности у них общеучебных умений и навыков в соответствии с требованиями государственного стандарта. Проектная деятельность обеспечивает развитие познавательных навыков, умений: самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, самостоятельно планировать свою деятельность, самостоятельно приобретать новые знания для решения новых познавательных и практических задач; способствует практической реализации познавательной деятельности ребенка и развивает его индивидуальные интересы. .Проекты выполняются учащимися на добровольной основе.

Привычная форма письменной контрольной работы теперь дополняется такими новыми формами контроля результатов, как:

- целенаправленное наблюдение (фиксация проявляемых учениками действий и качеств по заданным параметрам,

 - самооценка ученика по принятым формам (например, лист с вопросами по саморефлексии конкретной деятельности),

 Формы представления образовательных результатов:

 - устная оценка  успешности результатов, формулировка причин неудач и рекомендаций по устранению пробелов в обученности по предмету;

 - табель успеваемости по предмету ( с указанием требований, предъявляемых к выставлению отметок);

 - тесты итоговых диагностических контрольных работ, диктантов и анализ их выполнения обучающимися. (информация об элементах и уровнях проверяемого знания – знания, понимания, применения, систематизация(;

 - портфолио

 

Форма учета достижений: анализ динамики текущей успеваемости.  

Практическая часть рабочей программы

  • Контрольная работа – 11 (1 полугодие – 7,  2 полугодие – 4)
  • Изложение – 8  (1 полугодие – 5,  2 полугодие – 3)
  • Сочинение – 7 (1 полугодие – 1,  2 полугодие – 6)
  • Списывание – 2 (1 полугодие – 1,  2 полугодие – 1) 
  • Проверочный диктант– 2
  • Словарная работа – 15 (1 полугодие – 6,  2 полугодие – 9)
  • Письмо по памяти – 15 (1 полугодие – 7,  2 полугодие – 8)

Формы организации образовательного процесса:

Технологии  обучения:

-технология развивающего обучения;

- технология проблемного обучения;

- игровая технология;

- здоровьесберегающие технологии;

- технология разноуровнего обучения;

- технология опорных конспектов;

- информационные технологии.

Технологии, основанные на активизации и интенсификации деятельности обучающихся; групповые технологии разных видов: индивидуальные, коллективные формы выполнения заданий, группы по 4-5 человек, работа в парах, презентация творческой работы, выставка.

Механизм формирования ключевых компетенций обучающихся:

- практическая деятельность (работа в парах,)

- обобщающая беседа по изученному материалу;

- различные виды работ (дифференцированные задания ),

- виды работ, способствующие развитию речи и интеллекта;

               -составление учащимися авторской творческой работы, выполнение творческих заданий.

Общая характеристика учебного предмет

 Рабочая программа по русскому языку разработана в целях конкретизации содержания образовательного стандарта с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса и возрастных особенностей младших школьников.
        В  содержании курса раскрываются основные функции языка — быть средством общения, познания мира и воздействия на него. Понятие «общение» становится предметом изучения и придает всему курсу коммуникативную направленность. Общение — это не просто передача и восприятие информации. Это процесс взаимодействия двух (или более) партнеров (собеседников). В общении выделяются: определенные условия общения, конкретная цель и результат коммуникации (материальный, духовный и др.).    

Собеседник-слушатель и собеседник-читатель должны уметь анализировать речь партнера, осмысливать ее, выделять главное. Собеседникам необходимо взаимопонимание и получение общего, итогового результата общения. Осмысление ситуаций общения делает актуальным вопрос об отборе языковых средств для лучшего взаимопонимания партнеров. Подобная коммуникативная направленность курса предполагает активное развитие всех видов речевой деятельности: умения читать и писать, слушать и говорить.

Языковые понятия в новой системе не даются в готовом виде на  иллюстративно-объяснительной основе. Их усвоение начинается с коммуникативно-речевых ситуаций, обеспечивающих главный переход от наблюдений за языковыми фактами к их систематизации, к обобщению с тем, чтобы опять вернуть их в речь и осмыслить, как они работают в текстах различной стилистической направленности.

Текст в новой системе рассматривается как результат (продукт) речевой деятельности. Такой подход к тексту позволяет объединить изучение грамматики и лексики с развитием речевых умений учащихся, стимулирует детей на создание

собственных текстов.

Учебный предмет «Русский язык». Познавательная направленность курса обеспечивает усвоение языка как важнейшего инструмента познавательной деятельности человека, как средства познания и развития речевого мышления. Мы познаем мир через родной язык, его знаковую систему, т. е. через языковой знак, который является символическим «заместителем» реальности (языковой знак имеет план содержания — семантическая сторона и план выражения — фонетическая и формально-грамматическая сторона).

Место предмета в учебном плане

В соответствии с федеральным базисным учебным планом  рабочая программа составлена по  программе автора Л.Ф. Климановой, из расчета  5 часов в неделю, 170 часов в год.  Программа состоит из разделов курса,  темы различных учебных занятий. Каждый раздел темы имеет свою комплексно - дидактическую цель, в которой заложены специальные знания и умения. Принцип построения рабочей программы предполагает целостность и завершенность, полноту и логичность построения единиц учебного материала в виде разделов, внутри которых учебный материал распределен по темам. Из разделов формируется учебный курс по предмету.

Планируемые результаты обучения  по курсу «Русский язык» 3 класс

(авт. Л. Ф. Климанова, Т. В. Бабушкина)

Личностные результаты

Обучающийся научится:

  • испытывать  чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России при работе с текстами об истории и культуре нашей страны, древних и современных городах, известных людях;
  • осознавать свою этническую и национальную принадлежность;
  • относиться с уважением к представителям других народов;
  • уважительно относиться к иному мнению;
  • понимать практическую значимость получаемых знаний по русскому языку;
  • соблюдать правила поведения на уроке и в классе;
  • развивать навыки сотрудничества с одноклассниками и со взрослыми;
  • конструктивно разрешать проблемные ситуации;
  • оценивать свои успехи в освоении языка.

Обучающийся получит возможность:

  • сформировать целостный социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий; воспринимать окружающий мир как единый «мир общения»;
  • эффективно общаться с окружающим миром (людьми, природой, культурой) для успешной адаптации в обществе;
  • сформировать  и использовать свои коммуникативные и литературно-творческие способности;
  • осваивать духовно-нравственные ценности при работе с текстами о мире, обществе, нравственных проблемах;
  • стремиться совершенствовать свою речь и общую культуру;
  •  сформировать эстетические чувства при работе с поэтическими и прозаическими произведениями.

Метапредметные результаты

Обучающийся научится:

  • ориентироваться в пространстве учебника с помощью знаков навигации;
  • понимать цели и задачи учебной деятельности;
  • находить ответы на  проблемные вопросы;  
  • пользоваться различными алгоритмами, предлагаемыми в учебнике (рубрики «Шаги к умению», «Узелки на память»);
  • самостоятельно оценивать свои достижения или промахи;
  • пользоваться знаково-символическими средствами в учебных целях (схема речевого общения, рисунок-схема состава слова, рисунок-схема частей речи);
  • пользоваться справочной литературой (словарями);
  • развивать логическое мышление при сравнении различных языковых единиц (слово, словосочетание, предложение; корневые и аффиксальные морфемы; главные и второстепенные члены предложения и др.) и при классификации языковых единиц по различным критериям;
  • развивать речь при анализе художественных и научных текстов и при составлении собственных текстов различных видов.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • делать самостоятельные выводы;
  • находить выход из проблемных ситуаций;
  • определять цель и дидактическую значимость предлагаемых учебных заданий;
  • выступать в разных ролевых функциях (учитель — ученик), предусмотренных заданиями;

Предметные результаты

Развитие речи. Речевое общение

Обучающийся научится:

  • понимать, что язык является главным средством общения людей, помогающее выразить мысли и чувства;
  • относиться к русскому языку как к великой ценности и культурному достоянию народа;
  • анализировать речевую модель общения: речь партнера (собеседника) по общению, цель и тему общения, его результат;
  •  понимать речевые задачи общения: что-то сообщить (проинформировать, известить), одобрить (поддержать, похвалить, согласиться, подтвердить), возразить (оспорить, покритиковать, убедить), объяснить (уточнить, побудить, доказать, посоветовать, воодушевить);
  • выбирать языковые средства в зависимости от ситуации общения;
  • контролировать и корректировать своё высказывание в зависимости от ситуации общения;

правильно использовать в общении вспомогательные средства: мимику, жесты, выразительные движения, интонацию, логические ударения, паузы в соответствии с культурными нормами;

  • различать диалогическую и монологическую речь;
  • составлять диалоги, основанные на известных правилах продуктивного общения;
  • составлять устные тексты различных типов: повествование, описание, рассуждение;
  •  пересказывать текст с помощью опорных слов, с ориентировкой на главную мысль высказывания;
  • писать изложения по составленному плану;
  • составлять рассказы по серии картинок, на предложенную тему, по личным впечатлениям.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • совершенствовать свою устную речь на фонетическом, лексическом и синтаксическом уровнях;
  • говорить выразительно, понятно, логично, чётко формулируя мысль в словесной форме; говорить связно в нормальном темпе, соблюдая необходимые нормы орфоэпии;
  • делать полный и краткий пересказ текста;
  • устранять в текстах шаблонные фразы и выражения, передавать своё отношение к высказанному;
  • исключать из речи слова со значением неодобрения («кривляка», «худосочный», «здоровенный» и др.);
  • совершенствовать культуру речевого общения: соблюдать нормы речевого этикета, уметь выразить просьбу, пожелание, благодарность, извинение; уметь поздравить или пригласить друзей, вести разговор по телефону, правильно обратиться к собеседнику;
  • соблюдать культуру письменного общения: писать буквы, предложения в соответствии с правилами русской графики и орфографии, соблюдать аккуратность в ведении записей, чёткость и аккуратность выполнения письменных работ.

Главный помощник в общении — родной язык

Фонетика, графика, орфография

Обучающийся научится:

  • проводить звукобуквенный анализ слов;
  • определять ударение в словах;
  • делить слова на слоги и на части для переноса;
  • находить в тексте слова с девятью изученными ранее основными орфограммами (употребление прописной буквы, безударные гласные, звонкие и глухие согласные звуки в корнях слов, буквосочетания жи—ши, ча—ща, чу—щу, чк, чн, щн; непроверяемые написания; разделительные мягкий и твёрдый знаки, непроизносимые согласные звуки, удвоенные согласные в корне, перенос слов), применять нужный алгоритм для написания этих орфограмм;
  • верно употреблять мягкий знак на конце имен существительных после шипящих с учётом рода имен существительных;
  • правильно писать «не» с глаголами;
  • использовать нужный алгоритм проверки всех изученных орфограмм;
  • писать под диктовку тексты (55—65 слов), включающие слова с изученными орфограммами.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • верно произносить слова с «проблемным» ударением, с особенностями произношения, определяемым по орфоэпическому словарю;
  • формировать представление о единообразии написания слова, морфем;
  • писать мягкий знак на конце глаголов неопределенной формы после буквы ч.

Лексика

Обучающийся научится:

  • различать лексическое значение и звукобуквенную форму слова;
  • сравнивать слова по значению и по форме (синонимы, антонимы, омонимы);
  • распознавать в тексте синонимы и антонимы;
  • находить необходимую информацию о значении слова в лингвистических словарях;
  • сопоставлять значения слов на основе их двусторонних моделей;
  • объяснять прямое и переносное значение слова, понимать причины появления многозначности.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • понимать различие основной функции имён и личных местоимений;
  • объяснять устройство и назначение толкового словаря, словаря синонимов и антонимов;
  • различать мотивированные и немотивированные названия.

Состав слова (морфемика)

Обучающийся научится:

  • разбирать слова по составу, выделяя в них приставку, корень, суффикс, окончание;
  • выделять в слове основу и окончание;
  • составлять с помощью условных обозначений схему состава слова;
  • различать однокоренные слова и разные формы одного слова;
  • объяснять значение, которое привносят в слово приставка и суффикс;
  • образовывать новые слова с предложенными приставками и суффиксами;
  • правильно писать приставки, формировать представление о единообразии их написания;
  • понимать роль окончания для связи слов в предложении и словосочетании.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • находить в корнях слов исторические фонетические чередования согласных звуков (река — реченька, снег — снежок, бег — бежать);
  • образовывать сложные слова на базе предложенных сочетаний слов, разбирать сложные слова по составу.

Морфология

Обучающийся научится:

  • определять части речи (имя существительное, имя прилагательное, глагол) по обобщённому значению предметности, действия, признака и по вопросам;
  • правильно употреблять слова разных частей речи в собственных высказываниях.

Имя существительное

Обучающийся научится:

  • различать одушевлённые и неодушевлённые, собственные и нарицательные имена существительные;
  • определять число имён существительных;
  • определять род имён существительных, согласовывать с ними слова других частей речи;
  • определять падеж имени существительного по предложенному алгоритму;
  • изменять имена существительные по падежам.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • верно употреблять в речи имена существительные с «проблемным» определением рода;
  • сопоставлять написание имён существительных женского и мужского рода с шипящими согласными на конце;
  • образовывать формы множественного числа имён существительных при наличии вариантных окончаний;
  • разбирать имя существительное как часть речи (начальная форма, собственное или нарицательное, одушевлённое или неодушевлённое, род, число, падеж).

Местоимение

Обучающийся научится:

  • сравнивать по значению и по функции имена существительные и личные местоимения;
  • употреблять личные местоимения в речи.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • устранять повторы слов в предложении, используя личные местоимения.

Глагол

Обучающийся научится:

  • распознавать глаголы в тексте на основе их значения и грамматических признаков;
  • определять времена глаголов;
  • образовывать глагольные формы настоящего, прошедшего и будущего времени;
  • определять число глаголов;
  • верно писать частицу «не» с глаголами;
  • писать мягкий знак в глаголах неопределенной формы.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • обоснованно применять нужные формы глаголов в собственных устных высказываниях и в письменной речи.

Имя прилагательное

Обучающийся научится:

  • находить имена прилагательные в тексте на основе их значения и грамматических признаков;
  • определять связь имени прилагательного с именем существительным;
  • верно писать безударные окончания имён прилагательных, используя предложенный алгоритм.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • делать разбор имени прилагательного как части речи: определять род, число и падеж имени прилагательного;
  • объяснять роль имён прилагательных в речи;
  • использовать имена прилагательные в собственных речевых произведениях.

Синтаксис

Словосочетание

Обучающийся научится:

  • объяснять различия слова, предложения и словосочетания на основе их главной функции — быть средством номинации или средством выражения законченной мысли;
  • составлять словосочетания по заданным моделям;
  • находить словосочетания в предложении.

Предложение

Обучающийся научится:

  • определять тип предложения по цели высказывания и по интонации;
  • находить главные члены предложения — подлежащее и сказуемое;
  • находить второстепенные члены предложения (без их разграничения);
  • устанавливать связь между членами предложения по вопросам;
  • находить в предложении однородные члены.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • верно ставить знаки препинания при однородных членах предложения.

Текст

Обучающийся научится:

  • отличать текст от простого набора предложений;
  • устанавливать связь между предложениями в тексте;
  • определять тему и основную мысль текста;
  •  озаглавливать текст;
  • выделять в тексте вступление, основную часть и заключение;
  • составлять план текста;
  • распознавать типы текстов (описание, повествование, рассуждение).

Обучающийся получит возможность научиться:

  • различать художественные и научные тексты;
  • составлять тексты разных типов.

Основные требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся

Учащиеся должны иметь представление о том, что русский язык является культурным достоянием, великой ценностью русского народа; понимать, что язык (слова, предложения, тексты) — главное средство общения людей, средство, помогающее выразить мысль; обращать внимание на вспомогательные средства общения: мимику, жесты, выразительные движения, интонацию, паузы, осознавать их роль в общении культурных людей; понимать суть речевой модели общения: партнера по речевому общению, цель и тему общения, его результат.

Учащиеся должны знать:

  - предложения по цели высказывания и интонации (повествовательные, вопросительные, побудительные и восклицательные);

 -  главные члены предложения (подлежащее и сказуемое), второстепенные члены предложения;

 -  однородные члены предложения;

 - состав слова (корень, приставку, суффикс, окончание);

 - правописание парных согласных в корне;

 - правописание непроизносимых согласных;

 -  правописание слов с двойными согласными;  

 -  изменение имен существительных по падежам (названия падежей и падежные вопросы), начальную форму имен существительных, три склонения имен существительных, падежные окончания;

 - правописание имен существительных мужского и женского рода с шипящими на конце (рожь, вещь, сторож, плащ);

 - имя числительное, правописание количественных числительных.

  Учащиеся должны уметь:

  - распознавать виды предложений по цели высказывания и интонации,

  - ставить в конце предложения нужные знаки препинания;

  - устанавливать связь слов в предложении; распознавать предложения с однородными членами;

  - выделять главные и второстепенные члены предложения (без деления на виды);

  - производить разбор предложения по членам предложения и частям речи (производить разбор слова как части речи в пределах изучаемого материала);

  - производить разбор слова по составу;

  - обозначать парные согласные в корне;

  - писать слова с непроизносимыми согласными;

  - писать слова с двойными согласными;

  - изменять имена существительные по падежам;

  - склонять существительные, писать падежные окончания существительных в форме единственного и множественного числа;

  - писать имена существительные мужского и женского рода с шипящими на конце;

  - писать диктанты различных видов (слуховые, зрительные, зрительно-слуховые, выборочные и т.п.);

  - использовать интонацию, темп высказывания, голос, мимику, жесты в соответствии с конкретной ситуацией общения;

  - пользоваться словарями и справочной литературой.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

- адекватно воспринимать звучащую речь – рассказ учителя, высказывания сверстников, детские радиопередачи, аудиозаписи и др.;

- создавать несложные монологические тексты на доступные детям темы в форме повествования и описания;

- соблюдать орфоэпические нормы;

- передавать в письменной форме несложные тексты по интересующей младшего школьника тематике;

- владеть нормами русского речевого этикета в ситуациях повседневного и учебного общения (приветствие, прощание, благодарность.).         

Содержание учебного предмета

Языковой материал представлен на основе федерального компонента государственного стандарта начального общего образования. Курс данной программы включает следующие содержательные линии: систему грамматических понятий, относящихся к предложению (предложение, виды предложений, составные части предложений), к слову (состав слова, части речи в их соотношении с членами предложений), к фонетике (звуки, разряды звуков, сильная и слабая позиция звуков, анализ звучащего звука и буквы, обозначение звуков буквами и т.д.), а также совокупность правил, определяющих написание слов (орфографию).

Речевое общение. Текст

Коммуникативно-речевые умения и навыки. Практическое представление о ситуации общения с использованием образно-символических моделей: партнеры по речевому общению (собеседники), тема, цель и результат общения.

Речевой и неречевой способы общения: наблюдения за ролью языка в общении людей, несловесные средства (интонация, жесты, мимика, выразительные движения), их значение в речевом общении.

Общее представление об устной и письменной речи как формах общения. Из истории письменной речи. Составление высказываний с учетом цели общения,

обстановки и ролевых отношений партнеров, реальных или воображаемых — героев произведений (по аналогии или по образцу).

Умение воспринимать речь партнера: понимать смысл высказывания, уточнять его с помощью вопросов, находить в высказывании опорные слова (с помощью учителя), чувствовать интонацию конца предложения, конца смысловой части

высказывания (текста).

Умение строить высказывание в устной и письменной форме: обдумывать предстоящий ответ; отбирать необходимые языковые средства, понимать цель общения: что-то сообщить, объяснить, описать; проверять и контролировать себя (с помощью учителя).

Совершенствование звуковой стороны речи, устранение недочетов в произношении. Развитие интереса к произносительной стороне речи на основе игр со звуками речи, чтения скороговорок и чистоговорок и наблюдения за звукописью в

стихотворениях.

Практическое овладение приемами интонационно-выразительной речи (громкость, темп и др.), умение использовать их в зависимости от ситуации и цели общения.

Текст. Общее представление о тексте (текст состоит из предложений, которые связаны по смыслу). Тема текста. Роль заглавия. Наблюдение за особенностями текстов (описание, рассуждение, повествование), их жанровым разнообразием (загадка, сказка, рассказ, стихотворение).

Наблюдение за ролью слова в художественном тексте. Умение находить в тексте главную мысль (с помощью учителя), подбирать заглавие к тексту. Самостоятельное изложение повествовательного (или описательного) текста по заданным вопросам. Составление и запись текста по предложенному началу, серии картинок на определенную тему из жизни детей, о любимой игрушке, о летних или зимних каникулах и др.

Составление текста делового стиля: письма, записки, объявления (с помощью учителя).

Речевой этикет. Использование формул речевого этикета

в процессе ведения диалога. Изменение форм речевого этикета в зависимости от ситуации и цели общения (здравствуйте, привет, рады приветствовать вас и др.).

Культура речевого общения (со взрослыми; со сверстниками при работе в парах, в коллективно-распределенной деятельности), умение слушать партнера, поддерживать диалог вопросами и репликами.

        Концептуальной основой нового учебника является его коммуникативно-познавательная направленность. В новой системе изучения языка, его основных понятий и правил происходит в тесной взаимосвязи с коммуникативно-речевыми умениями и навыками, которые придают изучению языка практическую, функциональную направленность.

        Новая система, базирующаяся на системно-функциональном подходе, обеспечивает интеграцию языка и речи в обучении. В различных коммуникативно-речевых ситуациях, в процессе чтения художественных, познавательных и деловых текстов ученики наблюдают, как основные единицы языка функционируют в речи. Школьники начинают осознавать русский язык, «добывая его из речи», учатся применять полученные знания о языке в своей речевой практике.

        Обучение русскому языку строится по схеме: речь – язык – речь. Вопросы и задания учебника побуждают детей к осмыслению собственной речи. Школьники знакомятся с образцами использования родного языка, его выразительных средств в литературных произведениях русских писателей и поэтов (рубрика «Словесное творчество»).

        Коммуникативная направленность обучения позволяет детям постепенно накапливать необходимые представления о языке как средстве общения, помогает ориентироваться в ситуации общения, обдумывать свой ответ, корректировать его в зависимости от цели общения и т.д. Новые принципы открывают возможности обучать детей письму не только как речевому навыку, но и как письменной речи и как письменной форме общения, стимулируют развитие творческих способностей детей, их стремление к созданию собственных текстов, которые практически являются своеобразной интеграцией всех речевых умений и навыков.

        Познавательная направленность обучения создаёт предпосылки того, что ребёнок начинает накапливать представления о языке как средстве познания, как своеобразной знаковой системе, в которой знаком считаются только двусторонние единицы языка, такие, как слово и морфема.

        Познавательная направленность обучения предполагает развитие не только логического мышления, но и образного мышления и воображения учащихся, без которых невозможна их творческая деятельность. С этой целью в учебнике используются художественные тексты.

        Большое внимание уделяется развитию речевого мышления. В учебнике много заданий на сравнение слов (его формы и значения), на классификацию слов по разным основаниям (тематическая классификация, связанная с лексическим значением слова, классификация слов по грамматическим признакам, выделение группы слов с общим значением предметности, признака, действия).

        Таким образом, коммуникативно-познавательная направленность курса позволяет эффективно решать задачи обучения русскому языку на начальном этапе:

  • развивать все виды речевой деятельности (умения писать, читать, слушать и говорить), а также речевое мышление учащихся;
  • обеспечивать усвоение программного материала по языку (по фонетике, графике, лексике, грамматике, орфографии); стимулировать развитие коммуникативно-речевых умений и навыков;
  • пользоваться формулами речевого этикета в различных ситуациях общения;
  • формировать представление о языке как о жизненно важном средстве общения, которое предоставляет учащимся широкие возможности для выражения собственных мыслей в общении с другими людьми и для познания окружающего мира;
  • обеспечивать развитие функциональной грамотности учащихся на основе интеграции в изучении языка и речи учащихся;
  • развивать интерес к изучению русского языка, воспитывать чувство любви и уважения к языку как величайшей культурной ценности народа;
  • развивать творческие способности детей, их стремление к созданию собственных текстов.

Информация о количестве учебных часов, на которое рассчитана учебная программа:

В 3 классе на изучение русского языка отводится 170 часов (5 часов в неделю 34 учебных недели).

 Учебный материал распределён по разделам.

Тематическое планирование

№ п/п

Раздел

Количество часов

1.

Речевое общение. Повторяем – узнаём новое.

16 часов

2.

Язык – главный помощник в общении

39 часов

3.

Состав слова.

18 часов

4.

Части речи.

87 часов

5.

Повторение.

10 часов

Итого

170 часов

Календарно — поурочное планирование

Дата (плановая)                            

Дата (фактическая )

Тема урока

 Контроль

Характеристика деятельности учащихся

Страница учебника

Страница тетради (другого доп.источника)

1.09

1

Собеседники. Диалог

Рассказ о летних путешествиях

Анализировать речевую модель общения: речь партнера (собеседника) по речевому общению, цель и тему общения, его результат.

Контролировать и корректировать свое высказывание в зависимости от ситуации общения подготовленности партнера к беседе.

Использовать в общении в соответствии с культурными нормами вспомогательные средства: мимику, жесты, выразительные движения, интонацию, логические ударения, паузы.

Говорить выразительно, понятно, логично, четко формулировать мысль в словесной форме говорить связно и в нормальном темпе.

4-5

4-7

2.09

2

Собеседники. Диалог

Письмо другу

Анализировать речевую модель общения: речь партнера (собеседника) по речевому общению, цель и тему общения, его результат.

Слушать речь собеседника, т. е. проводить элементарный анализ речи (с помощью учителя, понимать ее основную мысль, задавать вопросы. Говорить выразительно, понятно, логично, четко формулировать мысль в словесной форме говорить связно и в нормальном темп, соблюдать необходимые нормы орфоэпии.

6-8

7-8

3.09

3

Собеседники. Диалог. Спор

Уметь различать диалог и спор.

Анализировать речевую модель общения: речь партнера (собеседника) по речевому общению, цель и тему общения, его результат.

Слушать речь собеседника, т. е. проводить элементарный анализ речи (с помощью учителя, понимать ее основную мысль, задавать вопросы.

Составлять диалоги, основанные на известных учащимся правилах продуктивного общения

9-10

9-10

4.09

4

Собеседники. Диалог. Правила общения

Анализировать речевую модель общения: речь партнера (собеседника) по речевому общению, цель и тему общения, его результат.

Слушать речь собеседника, т. е. проводить элементарный анализ речи (с помощью учителя, понимать ее основную мысль, задавать вопросы. Составлять диалоги, основанные на известных учащимся правилах продуктивного общения

11-12

11-12

5.09

5

Культура устной

и письменной

речи. Вежливые слова

Выбирать языковые средства в зависимости от ситуации общения.

Следить за четкостью дикции, нужной громкостью языка, верной интонацией. Уметь пользовать орфоэпическим словарём

13-14

12-13

8.09

6

Культура устной

и письменной

речи. Нормы культуры речи

Выбирать языковые средства в зависимости от ситуации общения.

Писать буквы, слова и предложения в соответствии с требованиями правил каллиграфии.

Объяснять значение правильного написания слова  для лучшего восприятия письменной речи.

15-16

14-16

9.09

7

Культура устной

и письменной

речи. Выбор точного слова как средства выражения мысли

Выбирать языковые средства в зависимости от ситуации общения.

Писать буквы, слова и предложения в соответствии с требованиями правил каллиграфии

15-16

16-17

10.09

8

Текст. Тема. Главная мысль

П/п

Распознавать предложения, словосочетания, текст.

Отличать текст от набора предложений, устанавливать связи между предложениями в тексте.

Определять тему и главную мысль текста, озаглавливать текст.

П/п – стр.8 №7 – «Листопад» И.Бунин

17-18

18-19

11.09

9

Текст. Текст- описание. Текст- сообщение. Текст - рассуждение

Распознавать виды текстов: повествование, описание, рассуждение.

Составлять тексты – рассуждения на заданные темы.

19-20

12.09

10

Текст. Части текста: вступление, основная часть, заключение

Делить текст на части. Писать тексты по коллективно и самостоятельно составленному плану. Контролировать процесс письма, сверяя свою запись с исходным текстом или образцом.

21-22

15.09

11

Текст. План

Р/р Изложение по плану

Делить текст на части. Писать изложение по предварительно составленному плану.

(стр.23 №31 «Заяц» К.Паустовский)

Контролировать процесс письма, сверяя свою запись с исходным текстом или образцом.

23-24

19-20

16.09

12

Текст Научный и художественный текст

Определять тему и главную мысль текста, озаглавливать текст. Распознавать виды текстов.

25-26

20

17.09

13

Текст. Научный и художественный текст.

Определять тему и главную мысль текста, озаглавливать текст. Распознавать виды текстов

27

18.09

14

Текст Научный и художественный текст.

Определять тему и главную мысль текста, озаглавливать текст. Распознавать виды текстов.

Уметь

 соотносить тексты и заголовки, выбирать наиболее подходящий заголовок из ряда предложенных;

 создавать тексты по предложенному заголовку

25-27

19.09

15

Текст. Контрольная работа

К.р.(тема-тическая)

Уметь применять полученные знания.

28-30

22.09

16

Текст. Работа над ошибками. Обобщение

Уметь анализировать ошибки, классифицировать их по орфограммам.

28-30

23.09

17

Язык — главный

помощник в общении.

Доказывать, что язык является главным средством общения людей, помогающим выразить их мысли и чувства; что язык – это великая ценность и культурное достояние русского народа.

31

21

24.09

18

Звуки и буквы. Звуко – буквенный анализ слов.

Словар. р.

Проводить звуко – буквенный анализ слов. Уметь

 классифицировать звуки;

 находить буквы парных и непарных согласных звуков;

 самостоятельно осуществлять поиск различий между звуками и буквами.

32-33

22-23

25.09

19

Звуки и буквы

Проводить звуко – буквенный анализ слов.

34

23

26.09

20

Слог, ударение. Открытый и закрытый слоги

Определять самостоятельно ударение в словах, делить слова на слоги, переносить слова по слогам.

35-36

24

29.09

21

Слог, ударение.

Делить слова на слоги, переносить слова по слогам

37-38

24

30.09

22

Девять правил

орфографии. Что такое  орфограмма

К/р (входная)

Находить в тексте слова с изученными орфограммами.

Объяснять изученные орфограммы.

Использовать алгоритм проверки орфограмм.

Записывать под диктовку слова без ошибок, пропусков и искажений. Каллиграфически правильно списывать слова, предложения и тексты.

39-40

1.10

23

Девять правил

Орфографии .Составление заявления

Находить в тексте слова с изученными орфограммами.

Объяснять изученные орфограммы.

Использовать алгоритм проверки орфограмм.

Записывать под диктовку слова без ошибок, пропусков и искажений. Каллиграфически правильно списывать слова, предложения и тексты.

41-42

25-27

2.10

24

Девять правил

орфографии. Безударные гласные. Парные согласные

Находить в тексте слова с изученными орфограммами.

Объяснять изученные орфограммы.

Использовать алгоритм проверки орфограмм.

Записывать под диктовку слова без ошибок, пропусков и искажений. Каллиграфически правильно списывать слова, предложения и тексты.

43-46

28-42

3.10

25

Девять правил

орфографии. Непроизносимые согласные

П/п

Находить в тексте слова с изученными орфограммами.

Объяснять изученные орфограммы.

Использовать алгоритм проверки орфограмм.

Записывать под диктовку слова без ошибок, пропусков и искажений. Каллиграфически правильно списывать слова, предложения и тексты.

П/п – стр.34 №45 – «Уж трава желтеет в поле…» А. Плещеев

47-48

45-48

6.10

26

Девять правил

орфографии. Разделительный твердый знак. Разделительный мягкий знак

Р/р изложе-

ние по плану

Находить в тексте слова с изученными орфограммами.

Объяснять изученные орфограммы.

Использовать алгоритм проверки орфограмм. Производить звуко-буквенный анализ слов с разделительными мягким и твёрдым знаками.

Записывать под диктовку слова без ошибок, пропусков и искажений. Каллиграфически правильно списывать слова, предложения и тексты.

Р/р Изложение по коллективно составленному плану «Елочка» Н.Сладков

49-50

49-51

7.10

27

Девять правил

орфографии. Слова с удвоенными согласными

Находить в тексте слова с изученными орфограммами.

Объяснять изученные орфограммы.

Использовать алгоритм проверки орфограмм.

Производить звуко-буквенный анализ слов с удвоенной согласной.

Записывать под диктовку слова без ошибок, пропусков и искажений. Каллиграфически правильно списывать слова, предложения и тексты.

51-52

48-49

8.10

28

Девять правил

орфографии. Слова с «жи-ши», «ча-ща»

Находить в тексте слова с изученными орфограммами.

Объяснять изученные орфограммы.

Использовать алгоритм проверки орфограмм.

Записывать под диктовку слова без ошибок, пропусков и искажений. Каллиграфически правильно списывать слова, предложения и тексты.

53

43-45

9.10

29

Девять правил

орфографии. Слова с сочетаниями «чн», «чк»

Словар. р.

Находить в тексте слова с изученными орфограммами.

Объяснять изученные орфограммы.

Использовать алгоритм проверки орфограмм.

Записывать под диктовку слова без ошибок, пропусков и искажений. Каллиграфически правильно списывать слова, предложения и тексты.

54-55

44

10.10

30

Девять правил

орфографии. Правила переноса слов

Находить в тексте слова с изученными орфограммами.

Объяснять изученные орфограммы.

Использовать алгоритм проверки орфограмм.

Записывать под диктовку слова без ошибок, пропусков и искажений. Каллиграфически правильно списывать слова, предложения и тексты.

56-57

51-52

13.10

31

Девять правил

Орфографии .Контрольная работа

К/р тема-тическая

Уметь  

применять изученные правила.

58

14.10

32

Девять правил

орфографии. Работа над ошибками

Находить в тексте слова с изученными орфограммами.

Объяснять изученные орфограммы.

Использовать алгоритм проверки орфограмм.

Записывать под диктовку слова без ошибок, пропусков и искажений. Каллиграфически правильно списывать слова, предложения и тексты.

58

52-54

15.10

33

Слово

и его значение. Язык жестов

Сравнивать слова по значению и форме.

Находить в учебнике и других книгах необходимую информацию.

59-60

16.10

34

Слово и его значение. Фразеологизмы

Сравнивать слова по значению и форме

Находить в учебнике и других книгах необходимую информацию.

61-62

17.10

35

Слово и его значение. Звукопись

П\п

Сравнивать слова по значению и форме

Находить в учебнике и других книгах необходимую информацию.

П/п – стр.63 №98 «Шуршат осенние кусты…» А.Усачев

63-64

20.10

36

Слово и его значение. Порядок звуков

Сравнивать слова по значению и форме

Находить в учебнике и других книгах необходимую информацию.

Распознавать в тексте синонимы и антонимы.

Различать лексическое значение и звуко-буквенную форму слова

65

55-56

21.10

37

Слово и его значение. Звуко - буквенная форма и значение слова

Р/р изло-жение

Сравнивать слова по значению и форме

Находить в учебнике и других книгах необходимую информацию.

Различать лексическое значение и звуко-буквенную форму слова

Р/р – изложение по опорным словам «Чижик» Н.Сладков

66-68

54-55

22.10

38

Слово и его значение. Название предмета в разных языках

Сравнивать слова по значению и форме

Находить в учебнике и других книгах необходимую информацию.

Различать лексическое значение и звуко-буквенную форму слова

69-70

23.10

39

Слово и его значение. Синонимы

Словар.р.

Сравнивать слова по значению и форме ( синонимы, антонимы...)

Находить в учебнике и других книгах необходимую информацию.

Распознавать в тексте синонимы.

Различать лексическое значение и звуко-буквенную форму слова

71-74

60-63

24.10

40

Слово и его значение.  Антонимы

Сравнивать слова по значению и форме ( синонимы, антонимы...)

Находить в учебнике и других книгах необходимую информацию.

Распознавать в тексте синонимы и антонимы.

Различать лексическое значение и звуко-буквенную форму слова

75-77

63 64

27.10

41

Слово и его значение. Омонимы

Сравнивать слова по значению и форме ( синонимы, антонимы...)

Знать, какие слова называются  омонимами.

 Уметь

 приводить примеры слов- омонимов.

Находить в учебнике и других книгах необходимую информацию.

Различать лексическое значение и звуко-буквенную форму слова

78

64-66

28.10

42

Слово и его значение. Многозначные слова

К/р за

четвер.

Уметь

  определять значение многозначных слов в контексте;

 находить отличия между омонимами и многозначными словам.

 Сравнивать слова по значению и форме ( синонимы, антонимы...)

Находить в учебнике и других книгах необходимую информацию.

Различать лексическое значение и звуко-буквенную форму слова

79-80

66-67

29.10

43

Слово и его значение. Обобщающее значение

Сравнивать слова по значению и форме ( синонимы, антонимы...)

Находить в учебнике и других книгах необходимую информацию.

Распознавать в тексте синонимы и антонимы.

Различать лексическое значение и звуко-буквенную форму слова

81

56-57

30.10

44

Слово и его значение. Сочинение «В магазине»

П/п

Сравнивать слова по значению и форме

Находить в учебнике и других книгах необходимую информацию.

Различать лексическое значение и звуко-буквенную форму слова.

П/п – стр.91 №151 – «В синем небе звезды блещут..» А.Пушкин

82

31.10

45

Слово и его значение. Имена собственные и нарицательные

Знать

что называют имена собственные;

  что называют имена  нарицательные;

Уметь 

 называть слова с обобщающим значением;

 называть отличия имён нарицательных, имен собственных, слов с обобщающим значением.

Сравнивать слова по значению и форме ( синонимы, антонимы...)

Находить в учебнике и других книгах необходимую информацию.

Распознавать в тексте синонимы и антонимы.

Различать лексическое значение и звуко-буквенную форму слова

83

58

10.11

46

Словосочетание. Что такое словосочетание

Сравнивать слово , словосочетание и предложение на основе их главной функции – быть средством номинации или средством выражения законченной мысли.

84

67-68

11.11

47

Словосочетание.

Составлять словосочетания по заданным моделям.

Находить словосочетания в предложении.

85

68-69

12.11

48

Предложение.

Проводить синтаксический разбор предложений, определять их вид по цели высказывания и интонации, ставить знаки препинания в конце предложения.

86-87

69-72

13.11

49

Главные члены

предложения. Подлежащее и сказуемое

Р/р  сочи-нение

Выделять главные и второстепенные члены предложения, устанавливать связь между ними по вопросам.

Р/р – сочинение «Золотая осень»

88-89

72-73

14.11

50

Главные члены

предложения. Упражнение в нахождении главных членов предложения

Выделять главные и второстепенные члены предложения, устанавливать связь между ними по вопросам.

90

74-75

17.11

51

Главные члены

предложения.

Выделять главные и второстепенные члены предложения, устанавливать связь между ними по вопросам.

91

75-76

18.11

52

Предложения

с однородными

членами. Что такое однородные члены

Слов. р.

Обозначать на письме интонацию перечисления в предложениях с однородными членами

92

76

19.11

53

Предложения

с однородными

членами. Знаки препинания между однородными членами

Обозначать на письме интонацию перечисления в предложениях с однородными членами

93

76-77

20.11

54

Контрольная работа.

К/р тема-тическая

Уметь

применять полученные знания.

21.11

55

Работа над ошибками

Уметь

 выполнять работу над ошибками в словах с изученными орфограммами;

 подбирать примеры на изученную орфограмму.

24.11

56

Повторение значимых частей слова.

Разбирать слова по составу, выделяя в них приставку, корень, суффикс, окончание.

 Образовывать слова по заданным словообразовательным моделям.

 Объяснять значение морфем (корня, приставки, суффикса)

94

78

25.11

57

Корень. Что такое корень

Находить в слове орфограмму, определять ее тип, применять нужный алгоритм для ее проверки.

Переносить слова с удвоенными согласными в корне, на стыке приставки и корня, слова с мягким знаком.

Каллиграфически правильно списывать предложения и тексты, проверять написанное.

Писать правильно слова с непроверяемым написанием, при необходимости проверять их написание по орфографическому словарю.

Писать под диктовку тексты с изученными орфограммами: безударные гласные, звонкие и глухие согласные звуки в корнях слов, разделительные мягкий и твердый знаки, непроизносимые согласные звуки, удвоенные согласные в корне, мягкий знак после шипящих в конце имен существительных женского рода, не с глаголами, раздельное написание предлогов со словами; знаки препинания в конце предложения и при перечислении.

Самостоятельно определять ударение в словах, делить слова на слоги, переносить слова по слогам.

Составлять с помощью условных обозначений схему состава слова.

Образовывать слова по указанным схемам.

95

26.11

58

Корень. Чередующиеся согласные

Р/р излож.

Находить в слове орфограмму, определять ее тип, применять нужный алгоритм для ее проверки.

Каллиграфически правильно списывать предложения и тексты, проверять написанное.

Писать правильно слова с непроверяемым написанием, при необходимости проверять их написание по орфографическому словарю.

Писать под диктовку тексты с изученными орфограммами.

Составлять с помощью условных обозначений схему состава слова.

Образовывать слова по указанным схемам.

96-97

27.11

59

Корень. Однокоренные слова

Находить в слове орфограмму, определять ее тип, применять нужный алгоритм для ее проверки.

Каллиграфически правильно списывать предложения и тексты, проверять написанное.

Писать правильно слова с непроверяемым написанием, при необходимости проверять их написание по орфографическому словарю.

Писать под диктовку тексты с изученными орфограммами.

Составлять с помощью условных обозначений схему состава слова.

Образовывать слова по указанным схемам.

98-99

78-79

28.11

60

Корень. Безударные гласные

П/п

Находить в слове орфограмму, определять ее тип, применять нужный алгоритм для ее проверки.

Каллиграфически правильно списывать предложения и тексты, проверять написанное.

Писать правильно слова с непроверяемым написанием, при необходимости проверять их написание по орфографическому словарю.

Писать под диктовку тексты с изученными орфограммами.

Составлять с помощью условных обозначений схему состава слова.

Образовывать слова по указанным схемам.

П/п – стр.100 №169 «встает заря во мгле холодной…» А.Пушкин

100

80-83

1.12

61

Корень. Парные согласные. Непроизносимые согласные

Находить в слове орфограмму, определять ее тип, применять нужный алгоритм для ее проверки.

Каллиграфически правильно списывать предложения и тексты, проверять написанное.

Писать правильно слова с непроверяемым написанием, при необходимости проверять их написание по орфографическому словарю.

Писать под диктовку тексты с изученными орфограммами

Составлять с помощью условных обозначений схему состава слова.

Образовывать слова по указанным схемам.

101-102

83-87

2.12

62

Приставка. Что такое приставка

Списывание

Объяснять написание основных приставок русского языка. Объяснять значение, которое привносит в слово приставка.

Списывание – «Начало лета» С.Аксаков

103-104

87

3.12

63

Приставка. Разделительный твердый и мягкий знаки

Знать правила написания разделительного твердого и мягкого знаков.

105-106

88-89

4.12

64

Приставка. Написание приставок и предлогов

Слов. р.

Различать приставку и предлог.

Объяснять значение, которое привносит в слово приставка.

107-108

88

5.12

65

Суффикс. Что такое суффикс

Подбирать слова с указанными суффиксами.

Образовывать новые слова с помощью суффиксов. 

109-110

89-90

8.12

66

Суффикс. Значение суффиксов

Объяснять значение, которое привносит в слово суффикс. Образовывать новые слова с помощью суффиксов.

111-112

90-91

9.12

67

Окончание. Что такое окончание

Р/р Изло-жение

Находить окончание в изменяемых словах.

Р/р – изложение по плану «Ежи» (по И.Соколову – Микитову)

113-114

92-93

10.12

68

Окончание. Основа слова

Понимать роль окончания для связи слов в предложении.

115-116

93-94

11.12

69

Как образуются

слова. Образование слов при помощи приставки

П/п

Образовывать новые слова с помощью приставок.

П/п – стр.115 №203 2На дворах и домах…» И.Никитин

117

94-96

12.12

70

Как образуются

слова. Образование слов при помощи суффикса

Образовывать новые слова с помощью суффиксов.

118

95-96

15.12

71

Как образуются

слова. Сложные слова

Образовывать сложные слова  на базе предложенных сочетаний слов.

Разбирать сложные слова по составу

119-120

16.12

72

 Контрольная работа

К/р тема-тич.

Применять полученные знания.

121

17.12

73

Работа над ошибками

Выполнять работу над ошибками в словах с изученными орфограммами;

 подбирать примеры на изученную орфограмму.

121

96

18.12

74

Систематизация

знаний по разделу

«Части речи». Что такое «часть речи»

Словар.р.

Определять части речи (имя существительное, имя прилагательное, глагол) по обобщенному значению предметности, действия, признака и по вопросам; правильно использовать их в речи.

122-125

4-5

19.12

75

Систематизация

знаний по разделу

«Части речи». Определение частей речи

Определять части речи (имя существительное, имя прилагательное, глагол) по обобщенному значению предметности, действия, признака и по вопросам; правильно использовать их в речи

126-127

5-6

22.12

76

Систематизация

знаний по разделу

«Части речи». Общие правила написания

Определять части речи (имя существительное, имя прилагательное, глагол) по обобщенному значению предметности, действия, признака и по вопросам; правильно использовать их в речи

128-129

7-9

23.12

77

Систематизация

знаний по разделу

«Части речи». Проверь себя

К/р – чет-верт.

Определять части речи (имя существительное, имя прилагательное, глагол) по обобщенному значению предметности, действия, признака и по вопросам; правильно использовать их в речи

130-131

10-11

24.12

78

Систематизация

знаний по разделу

«Части речи». Однородные члены предложения

Определять части речи (имя существительное, имя прилагательное, глагол) по обобщенному значению предметности, действия, признака и по вопросам; правильно использовать их в речи

132-133

25.12

79

Имя существительное      как часть речи.

Повторяем, что знаем.

Имя существительное как часть речи.

П/п

Уметь                             - различать бытовое и грамматическое представление предмета;                          употреблять существительные со значениями «явления природы», «технические средства», «инструменты».

П/п – стр.125 №222

134-135

11-12

26.12

80

Имя существительное      как часть речи. 

Повторяем, что знаем Имена собственные и нарицательные.

     

Знать правила правописания имён собственных.

Уметь  различать смысловые отличия собственных и нарицательных имён существительных: называние одного (единичного) предмета лил группы однородных предметов.

136-137

12-16

12.01

81

Имя существительное      как часть речи.

Повторяем, что знаем. Одушевлённые и неодушевлённые имена.

Уметь:

различать одушевлённые и неодушевлённые имёна существительные;

 классифицировать одушевлённые существительные по группам. 

138-143

16-19

13.01

82

Число имен существительных. 

Употреблять имена существительные в составе словосочетаний и предложений.

Образовывать формы множественного числа имен существительных при наличии вариантных окончаний.

144-145

20-22

14.01

83

Число имен существительных. Имена существительные, которые по числам не меняются.

Р/р сочи-нение

Знать имена существительные, которые по числам не изменяются – только множественного числа, только единственного числа.

Р/р – сочинение «Веселый Новый год»

146-148

22-23

15.01

84

Число имени существительных. Проверь себя

Образовывать формы множественного числа имен существительных при наличии вариантных окончаний.

149-151

23-24

16.01

85

Род имён существительных.

Как определить род имен существительных

Словар.р.

Определять род имен существительных, согласовывать с ними другие части речи (имена прилагательные, глаголы прошедшего времени)

4-5

25-26

19.01

86

Род имён существительных. Составление словосочетаний

Определять род имен существительных, согласовывать с ними другие части речи (имена прилагательные, глаголы прошедшего времени)

6-9

27-31

20.01

87

Род имён существительных.

Р/р изло-жение

Употреблять в речи имена существительные с «проблемным» определением рода.

 Р/р -Краткое изложение»Как слон спас хозяина от тигра»

10-12

31-32

21.01

88

Мягкий знак (ь)

на конце имён

существительных

после шипящих.

Сопоставлять написание имен существительных женского и мужского рода, оканчивающихся на шипящие

13-14

32-33

22.01

89

Мягкий знак (ь)

на конце имён

существительных женского рода

после шипящих.

П/п

Сопоставлять написание имен существительных женского и мужского рода, оканчивающихся на шипящие.

П/п -

15-16

33-34

23.01

90

Мягкий знак (ь)

на конце имён

существительных

после шипящих.Обобщение знаний

Сопоставлять написание имен существительных женского и мужского рода, оканчивающихся на шипящие

17

34-35

26.01

91

Изменение имён

существительных

по падежам (склонение)

Называть падежи имен существительных по порядку.

Называть вопросы падежей имен существительных.

Изменять существительные по падежам.

Определять падеж имен существительных по предложенному алгоритму.

18-20

36-37

27.01

92

Изменение имён

существительных

по падежам (склонение). Упражнение в склонении имен существительных

Проверочный диктант

Изменять существительные по падежам.

Определять падеж имен существительных по предложенному алгоритму.

21-22

37-38

28.01

93

Изменение имён

существительных

по падежам (склонение). Именительный падеж

Уметь 

 определять именительный падеж

 находить имена существительные в именительном падеже в тексе и предложениях

23-24

38

29.01

94

Изменение имён

существительных

по падежам (склонение). Родительный падеж

Словар.р.

Уметь

 определять  родительный падеж;

 находить имена существительные в родительном падеже в тексе и предложениях;

 верно употреблять окончания существительных в родительном падеже.

25-26

39-40

30.01

95

Изменение имён

существительных

по падежам (склонение). Склонение имен существительных в родительном падеже

Уметь

 определять  родительный падеж;

 находить имена существительные в родительном падеже в тексе и предложениях;

 верно употреблять окончания существительных в родительном падеже.

27-28

40-41

2.02

96

Изменение имён

существительных

по падежам (склонение). Дательный падеж

Уметь

 определять  дательный падеж;

находить имена существительные в дательном падеже в тексе и предложениях;

 верно употреблять окончания существительных в дательном падеже.

29-30

41-43

3.02

97

Изменение имён

существительных

по падежам (склонение). Винительный падеж

Р/р излож.

Уметь

 различать в предложении имена существительные в именительном падеже и имена  существительные в винительном падеже;

 определять винительный падеж по вопросам, предлогам и окончанию имён существительных

31-32

44-45

4.02

98

Изменение имён

существительных

по падежам (склонение). Творительный падеж

Уметь 

 определять  творительный падеж;

находить имена существительные в творительном падеже в тексе и предложениях;

 верно употреблять окончания существительных в творительном падеже.

33-35

46-48

5.02

100

Изменение имён

существительных

по падежам (склонение). Предложный падеж

П/п

Уметь

 определять  предложный падеж;

 находить имена существительные в  предложном падеже в тексе и предложениях;

 верно употреблять окончания существительных в  предложном падеже.

П\п –стр.34 №61

36-37

48-49

6.02

101

Изменение имён

существительных

по падежам (склонение). Упражнение в склонении имен существительных

Изменять существительные по падежам.

Определять падеж имен существительных по предложенному алгоритму.

38-39

50-51

9.02

102

Изменение имён

существительных

по падежам (склонение). Упражнение в склонении имен существительных.

Изменять существительные по падежам.

Определять падеж имен существительных по предложенному алгоритму.

40-41

51-53

10.02

103

Как разобрать имя

существительное. Алгоритм разбора имени существительного

Словар.р.

Разбирать имя существительное как часть речи: называть начальную форму, определять, собственное оно или нарицательное, одушевленное или неодушевленное, указывать род, число, падеж.

42-43

53-55

11.02.

104

Как разобрать имя

существительное. Составление рассказа об имени существительном

Определять падеж имен существительных по предложенному алгоритму.

44-45

55

12.02

105

Контрольная работа.

К/р тема-тич.

Применять полученные знания.

46

13.02

106

Работа над ошибками.

Выполнять работу над ошибками в словах с изученными орфограммами;

 подбирать примеры на изученную орфограмму.

46

16.02

107

Местоимение. Местоимение как

часть речи

Сравнивать по значению и по функции имена существительные и местоимения.

47-48

56

17.02

108

Местоимение. Личные местоимения

П/п

Сравнивать по значению и по функции имена существительные и местоимения.

Редактировать тексты, используя личные местоимения.

П/п – стр.45 №80

49-50

56

18.02

109

Местоимение. Редактирование текстов, используя личные местоимения.

Редактировать тексты, используя личные местоимения.

51

57-58

19.02

110

Глагол как часть речи

Р/р сочи-нение

Знать вопросы, на которые отвечают глаголы.

Уметь

 распознавать глаголы в тексте и устной речи на основе их значения и грамматических признаков;

 использовать специальную терминологию при определении глагола как части речи.

Р/р -  сочинение «Мой папа»

52-53

58-59

20.02

111

Глагол как часть речи. Распознавание глаголов в текстах

Распознавать глаголы в тексте на основе их значения и грамматических признаков.

54-55

59-60

24.02

112

Глагол как часть речи Значение глаголов в речи.

Распознавать глаголы в тексте на основе их значения и грамматических признаков.

56-58

60

113

Изменение глаголов по временам

Уметь

 определять грамматический признак глагола – время;

 использовать специальную терминологию при определении времени;

 изменять глаголы по временам.

59-60

60-61

25.02

114

Изменение глаголов по временам. Упражнение в определении времени глагола

Словар.р.

Образовывать глагольные формы настоящего, прошедшего и будущего времени.

61

61-62

26.02

115

Изменение глаголов по временам. Упражнение в определении времени глагола

Образовывать глагольные формы настоящего, прошедшего и будущего времени.

62

62-63

2.03

116

Изменение глаголов по временам. Глаголы настоящего времени

Р/р излож.

Уметь

 определять грамматический признак глагола – время;

 использовать специальную терминологию при определении времени;

 изменять глаголы по временам;

 изменять глаголы настоящего времени по вопросам.

63-65

63-67

3.03

117

Изменение глаголов по временам. Глаголы прошедшего времени

Уметь

 определять грамматический признак глагола – время;

использовать специальную терминологию при определении времени;

изменять глаголы по временам;

  распознавать глаголы прошедшего времени по вопросу и суффиксу.

66-67

67-68

3.03

118

Изменение глаголов по временам. Глаголы будущего времени

Словар.р.

Уметь

 определять грамматический признак глагола – время;

  изменять глаголы по временам;

 образовывать глаголы будущего времени.

68-69

68-70

4.03

119

Изменение глаголов по временам. Работа с текстом

Образовывать глагольные формы настоящего, прошедшего и будущего

70-71

70-71

5.03

120

Неопределённая

форма глагола. 

Уметь

 распознавать в речи глаголы в неопределённой форме;

 находить глаголы в неопределённой форме в предложении, тексте;

 образовывать глаголы неопределённой формы.

72-73

72-73

10.03

121

Неопределённая

форма глагола. Мягкий знак после ч в глаголах неопределенной формы.

Р/р сочи-нение

Знать правило написания мягкого знака после шипящих в глаголах неопределённой формы. Р/р сочинение «Моя мама»

74-75

73

12.03

122

Неопределённая

форма глагола. Работа с текстом

Уметь

 распознавать в речи глаголы в неопределённой форме;

 находить глаголы в неопределённой форме в предложении, тексте;

 образовывать глаголы неопределённой формы. Знать правило написания мягкого знака после шипящих в глаголах неопределённой формы.

76

73

11.03

123

Изменение глаголов по числам.

П/п

Наблюдать за изменением глаголов по числам.

77-78

74

12.03

124

Изменение глаголов по числам. Упражнение в изменении глаголов по числам

Наблюдать за изменением глаголов по числам.

79

74-75

13.03

125

Изменение глаголов по числам. Работа с текстом

Р/р сочи-нение

Наблюдать за изменением глаголов по числам.

 Р/р домашнее сочинение – стр.81 №148

80-81

75

16.03

126

Изменение по родам глаголов прошедшего времени.

Наблюдать за изменением глаголов по лицам (без введения термина)

82-84

76

17.03

127

Изменение по родам глаголов прошедшего времени. Упражнение в изменении по родам глаголов прошедшего времени.

К/р за четверть

Наблюдать за изменением глаголов по лицам (без введения термина)

85

76-77

18.03

128

Изменение по родам глаголов прошедшего времени. Упражнение в изменении по родам глаголов прошедшего времени.

Наблюдать за изменением глаголов по лицам (без введения термина)

86-87

78-80

1.04

129

Не с глаголами.

Словар.р.

Знать  правило правописания НЕ с глаголами

Уметь

 писать раздельно не с глаголами.

 находить в тексте глаголы с орфограммой «Правописание НЕ с глаголом».

88-89

80

2.04

130

Не с глаголами. Упражнение в написании не с глаголами.

Знать  правило правописания НЕ с глаголами

Уметь

 писать раздельно не с глаголами.

 находить в тексте глаголы с орфограммой «Правописание НЕ с глаголом».

90

80-81

3.04

131

Не с глаголами Упражнение в написании не с глаголами..

Писать раздельно не с глаголами.

91

82

6.04

132

Разбор глагола

как части речи.

П/п

Определять грамматические признаки глаголов (время и число).

Использовать грамотно нужные формы глаголов в устных высказываниях и в письменной речи.

П/п – стр.89 №162

92-93

82

7.04

133

Разбор глагола

как части речи.

Определять грамматические признаки глаголов (время и число).

Использовать грамотно нужные формы глаголов в устных высказываниях и в письменной речи.

94-95

8.04

134

Контрольная работа.

К/р тема-тическая

Применять  полученные знания.

96

9.04

135

Работа над ошибками.

Уметь находить причины допущенных в работе ошибок.

96

10.04

136

Имя прилагательное как часть

речи.

Находить имена прилагательные в тексте на основе их значения и грамматических признаков.

97-102

83-85

13.04

137

Имя прилагательное как часть

речи. Антонимы

Уметь

 подбирать имена прилагательные, близкие и противоположные по значению;

 определять по суффиксу прилагательных оттенки значений;

 составлять предложения со словами-антонимами, синонимами;

 использовать имена прилагательные при составлении текстов-описаний

Уметь

  употреблять прилагательные в речи;

 использовать имена прилагательные при составлении текстов-описаний.

103-107

85

14.04

138

Изменение имён

прилагательных

по родам, числам

и падежам. Связь имени прилагательного с именем существительным.

Словар.р.

Применять алгоритм написания безударных окончаний имен прилагательных.

Определять связь имени прилагательного с именем существительным.

Анализировать роль имен прилагательных в художественных текстах.

Сравнивать тексты с именами прилагательными и без них.

Использовать имена прилагательные в собственной устной и письменной речи.

108-109

86

15.04

139

Изменение имён

прилагательных

по родам, числам

и падежам. Определение рода имен прилагательных

Применять алгоритм написания безударных окончаний имен прилагательных.

Определять связь имени прилагательного с именем существительным.

Анализировать роль имен прилагательных в художественных текстах.

Сравнивать тексты с именами прилагательными и без них.

110

86-87

16.04

140

Изменение имён

прилагательных

по родам, числам

и падежам. Определение числа имени прилагательного

Р/р сочи-нение по картине

Знать определение и  особенности каждой части речи.

Уметь  определять род и число имени прилагательного по вопросу;

 ставить вопрос от существительного к прилагательному.

111-112

87-88

17.04

141

Изменение имён

прилагательных

по родам, числам

и падежам. Изменение по числам.

Знать определение и  особенности каждой части речи.

Уметь  определять род и число имени прилагательного по вопросу;

 ставить вопрос от существительного к прилагательному.

113

88-89

20.04

142

Изменение имён

прилагательных

по родам, числам

и падежам. Изменение по падежам.

Знать алгоритм определения падежа имени прилагательного.

Уметь

 определять род, число и падеж имени прилагательного;

 ставить вопрос от существительного к прилагательному.

114-115

89-90

21.04

143

Изменение имён

прилагательных

по родам, числам

и падежам. Упражнение в определении падежа.

П/п

Знать алгоритм определения падежа имени прилагательного.

Уметь

 определять род, число и падеж имени прилагательного;

 ставить вопрос от существительного к прилагательному.

П/п – стр.116 №209

116

90

22.04

144

Изменение имён

прилагательных

по родам, числам

и падежам. Написание безударных окончаний имен прилагательных.

Знать алгоритм определения падежа имени прилагательного.

Уметь  определять род, число и падеж имени прилагательного ставить вопрос от существительного к прилагательному;

 правильно писать безударное окончание имён прилагательных.

117-118

23.04

145

Изменение имён

прилагательных

по родам, числам

и падежам. Алгоритм.

Провер.

диктант

Знать алгоритм определения падежа имени прилагательного.

Уметь 

 определять род, число и падеж имени прилагательного;

 ставить вопрос от существительного к прилагательному;

 правильно писать безударное окончание имён прилагательных.

119

24.04

146

Упражнение в изменении имён

прилагательных

по родам, числам

и падежам.

Знать алгоритм определения падежа имени прилагательного.

Уметь 

 определять род, число и падеж имени прилагательного;

 ставить вопрос от существительного к прилагательному;

 правильно писать безударное окончание имён прилагательных.

114-119

27.04

147

Упражнение в изменении имён

прилагательных

по родам, числам

и падежам.

Словар.р.

Знать алгоритм определения падежа имени прилагательного.

Уметь 

 определять род, число и падеж имени прилагательного;

 ставить вопрос от существительного к прилагательному;

 правильно писать безударное окончание имён прилагательных.

114-119

28.04

148

Упражнение в изменении имён

прилагательных

по родам, числам

и падежам.

Знать алгоритм определения падежа имени прилагательного.

Уметь

 определять род, число и падеж имени прилагательного;

 ставить вопрос от существительного к прилагательному;

 правильно писать безударное окончание имён прилагательных.

114-119

29.04

149

Разбор имени прилагательного как части речи

Применять алгоритм определения рода, числа и падежа имени прилагательного.

120-121

30.04

150

Разбор имени прилагательного как части речи

Применять алгоритм определения рода, числа и падежа имени прилагательного.

122-124

5.05

151

Контрольная работа.

К/р  тема-тическая

Применять  полученные знания.

125

6.05

152

Работа над ошибками.

Уметь

  выполнять работу над ошибками в словах с изученными орфограммами;

 подбирать примеры на изученную орфограмму.

125

7.05

153

Повторение изученного за год. Слово. Предложение. Текст.

Уметь

 отличать текст от набора предложений;

 определять тему и главную мысль текста;

 самостоятельно восстанавливать деформированный текст;

 находить в словах текста изученные орфограммы.

126

8.05

154

Повторение изученного за год. Слово. Предложение. Текст.

П/п

Уметь

 отличать текст от набора предложений;

 определять тему и главную мысль текста;

 самостоятельно восстанавливать деформированный текст;

 находить в словах текста изученные орфограммы.

127-128

91

11.05

155

Повторение изученного за год. Научный и художественный текст.

Определять тему и главную мысль текста, озаглавливать текст. Распознавать виды текстов

129-130

12.05

156

Повторение изученного за год. Девять правил

орфографии.

Р/р сочи-нение

Находить в тексте слова с изученными орфограммами.

Объяснять изученные орфограммы.

Использовать алгоритм проверки орфограмм.

Записывать под диктовку слова без ошибок, пропусков и искажений. Каллиграфически правильно списывать слова, предложения и тексты.

 Р/р сочинение «День Победы»

131-132

13.05

157

Повторение изученного за год. Девять правил

орфографии.

Находить в тексте слова с изученными орфограммами.

Объяснять изученные орфограммы.

Использовать алгоритм проверки орфограмм.

Записывать под диктовку слова без ошибок, пропусков и искажений. Каллиграфически правильно списывать слова, предложения и тексты.

133-134

14.05

158

Повторение изученного за год. Разбор имени существительного как части речи

Разбирать имя существительное как часть речи: называть начальную форму, определять, собственное оно или нарицательное, одушевленное или неодушевленное, указывать род, число, падеж.

135

93-94

15.05

159

Повторение изученного за год. Разбор имени существительного как части речи

Списыва-ние

Разбирать имя существительное как часть речи: называть начальную форму, определять, собственное оно или нарицательное, одушевленное или неодушевленное, указывать род, число, падеж.

Списывание «Бобровый гон» и.Соколов - микитов

18.05

160

Повторение изученного за год. Разбор имени прилагательного как части речи

Знать алгоритм определения падежа имени прилагательного.

Уметь 

 определять род, число и падеж имени прилагательного;

 ставить вопрос от существительного к прилагательному;

 правильно писать безударное окончание имён прилагательных.

93

19.05

161

Повторение изученного за год. Разбор имени прилагательного как части речи

Слов.р.

Знать алгоритм определения падежа имени прилагательного.

Уметь

 определять род, число и падеж имени прилагательного;

 ставить вопрос от существительного к прилагательному;

 правильно писать безударное окончание имён прилагательных.

91-93

20.05

162

Повторение изученного за год. Разбор глагола как части речи

Определять грамматические признаки глаголов (время и число).

Использовать грамотно нужные формы глаголов в устных высказываниях и в письменной речи.

21.05

163

Повторение изученного за год. Разбор глагола как части речи

П/п

Определять грамматические признаки глаголов (время и число).

Использовать грамотно нужные формы глаголов в устных высказываниях и в письменной речи. П/п – стр.121 №218

94

22.05

164

Повторение изученного за год. Изменение имён

существительных

по падежам (склонение). Упражнение в склонении имен существительных.

Изменять существительные по падежам.

Определять падеж имен существительных по предложенному алгоритму.

25.05

165

Повторение изученного за год. Изменение имён

существительных

по падежам (склонение). Упражнение в склонении имен существительных.

Изменять существительные по падежам.

Определять падеж имен существительных по предложенному алгоритму.

166

Повторение изученного за год. Изменение глаголов по временам

Образовывать глагольные формы настоящего, прошедшего и будущего

167

Повторение изученного за год. Изменение имён

прилагательных

по родам, числам

и падежам. Написание безударных окончаний имен прилагательных.

Знать алгоритм определения падежа имени прилагательного.

Уметь  определять род, число и падеж имени прилагательного ставить вопрос от существительного к прилагательному;

 правильно писать безударное окончание имён прилагательных.

168

Повторение изученного за год. Звуки и буквы. Звуко – буквенный анализ слов.

Проводить звуко – буквенный анализ слов. Уметь

 классифицировать звуки;

 находить буквы парных и непарных согласных звуков;

 самостоятельно осуществлять поиск различий между звуками и буквами

169

Повторение изученного за год. Девять правил

орфографии.

Находить в тексте слова с изученными орфограммами.

Объяснять изученные орфограммы.

Использовать алгоритм проверки орфограмм.

Записывать под диктовку слова без ошибок, пропусков и искажений. Каллиграфически правильно списывать слова, предложения и тексты.

170

Повторение изученного за год. Девять правил

орфографии.

Находить в тексте слова с изученными орфограммами.

Объяснять изученные орфограммы.

Использовать алгоритм проверки орфограмм.

Записывать под диктовку слова без ошибок, пропусков и искажений. Каллиграфически правильно списывать слова, предложения и тексты.

Материально-техническое обеспечение образовательного процесса

        

Учебно-методическое обеспечение для учащихся

Учебно-методическое обеспечение для учителя

  1. Климанова Л.Ф. Русский язык. 3 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений. С прил.на электрон. носителе. В 2 ч\ Л. Ф. Климанова, Т. В. Бабушкина; Рос. акад.наук, Рос.акад. образования, изд-во «просвещение».-2-е изд.-М.: Просвещение, 2013.-143 с.: ил.- (Академический школьный учебник) (Перспектива).
  2. Л.Ф. Климанова, Т.В. Бабушкина. Русский язык. Рабочая тетрадь.3 класс. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. В 2чю М., Просвещение, 2014

1.Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2 ч. Ч. 1. — 5-е изд., перераб. — М.: Просвещение, 2011.  с. 135—225 — (Стандарты второго поколения).

2.Планируемые результаты начального общего образования / [Л. Л. Алексеева, С. В. Анащенкова, М. З. Биболетова и др.] ; под ред. Г. С. Ковалевой, О. Б. Логиновой. – М. : Просвещение, 2009.

3. Климанова Л.Ф.,Бабушкина Т.В. «Русский язык. Методическое пособие с поурочными разработками». Москва. Просвещение. 2013 г.

4. Л.В. Савельева, Е.А. Офицерова .  Грамматико- орфографический словарь. Начальная школа. Санкт- Петербург.VICTORV. 2012 г.

5. Морфемно- словообразовательный словарь. «Как растет слово?» 1-4 классы.Москва. АСТ-ПРЕСС. 2012

6. сайт интернета http://www.prosv.ru/umk/perspektiva. Технологические карты для работы по УМК «Перспектива», 3 класс


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по русскому языку разработана на основе примерной программы по русскому языку (автор Л. Ф. Климанова)

Рабочая программа по русскому языку разработана на основе примерной программы по русскому языку (автор Л. Ф. Климанова), "Перспектива", издательство «Просвещение», 2011 год, рекомендованной Министерст...

Рабочая программа по русскому языку составлена на основе авторской программы «Русский язык», 2 класс, авторы Л.Я.Желтовская, Т.М.Андрианова, В.Л. Илюхина – М.: «АСТ» и «Астрель», 2011.

    Рабочая программа по русскому языку составлена на основе авторской программы «Русский язык», 2 класс, авторы Л.Я.Желтовская, Т.М.Андрианова, В.Л. Илюхина – М.: «АСТ» и  ...

Рабочая программа по русскому языку 3 класса авторской программы Л.Ф. Климанова «Русский язык»

Рабочая программа разработана на основе авторской программы Л.Ф. Климанова «Русский язык» утвержденной  в соответствие с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начал...

Рабочая программа по русскому языку На основе авторской программы М.С.Соловейчик, Н. С.Кузьменко ( к курсу Русский язык для 1-4 классов общеобразовательных учреждений, 2-е изд. Смоленск: Ассоциация ХХ/ век, 2011 год.) (УМК «Гармония»)для 2 класса

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА     Рабочая программа по русскому языку  разработана в  соответствии   с программой к курсу  « Русский язык» для 1-4 классов общеобра...

Рабочая программа по русскому языку (4 класс) на тему: "Рабочая программа по русскому языку 4 коррекционный класс (8 вида).

   Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...

Рабочая программа по русскому языку (3 класс) на тему: "Рабочая программа по русскому языку 3 коррекционный класс (8 вида).

Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издание - М.: Просвещение...