Урок по русскому языку в 4 классе УМК "Гармония"
план-конспект урока (русский язык, 4 класс) по теме

Каширина Елена Фёдоровна

Урок-исследование по теме "Наречие" - "Знакомство с новой частью речи".  С презентацией.

Ссылка на презентацию:

http://yadi.sk/d/ugIswqsXCJLQf

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока по русскому языку в 4 «Б» классе.                                   Учитель Каширина Е.Ф.

Тема урока: «Знакомство с наречием»

Цели:

- познакомить детей с новой частью речи – наречием;

- расширять морфологические понятия и представления;

- развивать орфографические навыки;

- расширять словарный запас учащихся.

Тип урока: введение нового материала.

Технология: исследование.

Планируемые результаты:

- знать, что такое наречие;

- уметь ставить вопросы к наречиям;

- знать, что наречие – неизменяемая часть речи;

- уметь находить в предложении слова, с которыми наречие связано;

- знать тип связи в словосочетаниях с наречием (примыкание);

- уметь определять, каким членом предложения является наречие;

- знать, что наречие обозначает.

1.Оргмомент.

2.Чистописание.

3.Словарная работа.

- Что вы можете сказать об этих словах?  (слайд 1). – Словарные.(таять, заяц, строить, хорошо, завтра, огромный, красивый, диван)

- Прочитайте задание.

Задание:  вставьте пропущенные буквы, распределите слова по группам, запишите, озаглавив столбики.

- Что надо сделать сначала?

- По какому признаку распределите слова по группам? (по частям речи)

- Озаглавьте столбики и запишите слова.

Проверка. Коллективно проверяют выполнения задания Артемом, затем сверяют  с выполненным заданием на слайде 2.

- Почему остался не озаглавленным 4 столбик?

- Может, кто-нибудь знает, к какой группе относятся эти слова? (наречия, мы уже вскользь упоминали о них).

4.Сообщение темы урока.

- Как вы думаете, какова тема нашего сегодняшнего урока? Слайд 3.

- Надпишите название четвертого столбика. Проверьте. Слайд 4.

Сегодня на уроке вы станете учеными-исследователями.

- Что же будем исследовать? (наречие). Слайд 5

В ходе этого исследования вы узнаете много интересного об этой необычной части речи.

А именно: Слайд 6

То есть вы сами дадите научное объяснение понятию наречие.

- Кто-нибудь может сказать, что же такое наречие? (Н. – это часть речи…) Слайд 7

- Как выдумаете, почему на слайде после вашего ответа стоит много точек? (потому что этого мало для того, чтобы понять, что такое наречие). Слайд 8

- Давайте посмотрим на слайде, каков наш следующий шаг. (На какие вопросы отвечает наречие?). Слайд 9

- Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо выполнить задание. Слайд 10

- Запишите наречия в столбик и запишите рядом с ними вопрос, на который они отвечают

.

- Подумайте, как продолжить наше объяснение, что такое наречие.

Ответы детей, потом сверка по слайду 11 (Наречие – это часть речи, которая отвечает на вопросы Как? Когда? Откуда? Где?...).

- И опять многоточие!

- Следующий шаг? Слайд 12

Как могут изменяться имена существительные? (по числам).

- Проверим, изменяется ли по числам наречие.

Задание на слайде  14(Роза распускается  … .    Розы распускаются  … .)

- Запишите предложения самостоятельно, вставив подходящее по смыслу наречие.

Проверка фронтальная.

-Какой вывод сделаете? (По числам наречия не изменяются.). Сверяют ответы с информацией на слайде 15.

- Вспомните, как могут изменяться имена прилагательные. (по родам).

- Проверим, изменится ли по родам наречие. (слайд  16:…..   …..   здание.  ….   ….  стена.   ….  ….   дом.

Задание: вставьте в предложение слова высокий и очень, изменив их по родам.

- Артем, сделай вывод. (По родам наречия тоже не изменяются.) Слайд 17

- Все согласны?

- Как изменяются все имена? (по падежам).

- Попробуем сделать это с наречиями.  Но сначала найдите наречие в словосочетании прогулка зимой.

 (Слайд 18  : Им.  прогулка зимой.

                   Р.    прогулки  ……   и т.д.)

Хором склоняют словосочетание.

- Вывод? (По падежам наречия тоже не изменяются) Сверяют ответ со слайдом 19.

- А теперь вспомните, как изменяется глагол. (по временам).

- Давайте попробуем по временам изменить наречие.

- Измени по временам глагол писать и вставь его в предложение, добавив подходящее по смыслу наречие. ( Пишет прямо на слайде 20: «Маша пишет (писала, будет писать) красиво».).

- Что случилось с наречием? Сделай вывод. (наречие по временам не изменилось.).

- Согласны?. Слайд 21.

- А как еще может изменяться глагол наст. и буд. времени? ( по лицам).

- Как вы думаете, изменится ли по лицам наречие? Проверим после физминутки.

ФИЗМИНУТКА (танцуют под музыку).

На слайде 22 картинка с танцующими животными и словами: «Я танцую … .  Ты танцуешь … . и т.д.)

- Давайте вспомним наш танец и скажем всем, кому хотим, как это происходило, но только в настоящем времени. Вместо имен употребляйте наречия.

Ответы детей.

- Вывод?   Сверяют свои ответы со слайдом 23.

- А сейчас, внимание! Вы должны найти точное слово для характеристики наречия с точки зрения его изменения по родам, падежам, числам, временам, лицам.

- Подумайте и скажите, какая это часть речи?  (неизменяемая)

- Какое же теперь определение наречию мы можем дать? (Наречие – это неизменяемая часть речи, которая отвечает …).

Сверяют свои выводы со слайдом 24.

- Кто-нибудь помнит, что еще мы должны узнать?

- Давайте посмотрим, каков наш следующий шаг.   Слайд 25 (Каким членом предложения является наречие?).

Задание:

Запишите предложение (у каждого ряда свое), разберите по членам предложения.

Проверка.  (разбирают свои предложения прямо на слайде 27).

- Что скажете? (в предложении является обстоятельством).

- Тогда давайте продолжим наше объяснение, что такое наречие.

Наречие – это неизменяемая часть речи, которая отвечает на вопросы ….. . В предложении является обстоятельством. Слайд 28

- Почему же опять многоточие? Чего еще не знаем о наречии? (вспоминают).

Сверяются со слайдом 29. (С какими словами и какой связью связаны наречия в словосочетании?).

Вернемся к вашим предложениям.

Выпишите словосочетания с наречием.   Слайд 31

- Со словом какой части речи употреблено наречие? (с глаголом).

- А может ли наречие употребляться с другой частью речи? Посмотрите сегодняшние записи в тетради.

(с сущ. – прогулка зимой; с прил. – очень высокий)

- Наречия чаще всего примыкают к глаголу, но иногда и к другим частям речи.

- Какие виды связи вы знаете?  (согласование и управление).

- Что такое согласование? Управление? Приведи примеры.

- А что приказывает наречию глагол?, Существительное? Прилагательное? (ничего).

- Кто из вас помнит слово, которое я произнесла, когда говорила о связи наречий с другими частями речи? (если нет, то смотрим на слайде)

-Тогда эта тайна сейчас раскроется.  Слайд 32.

- А теперь посмотрим, все ли мы исследовали. Слайд 33.

- Чего еще не знаем?  (что обозначают наречия). Слайд 34.

-Вспомните вопросы, на которые отвечают наречия и попробуйте определить, что же обозначают слова, отвечающие на такие вопросы. (место, время,…)

Сверяют  ответ и свои выводы со слайдом 35.

 5. Итог.

Ну, господа исследователи, расскажите, какие открытия вы сегодня сделали, что нового узнали, о чем расскажете дома.

Задание. Используя наречия, скажите о своих ощущениях на уроке.

Слайд 36

6. Д.З. Запишите 5 дней подряд, не называя их как дни недели или числа месяца.

+  к этому:

1ряд – 10 наречий времени;

   2 ряд – 10 наречий места;

   3 ряд – 10 наречий образа действия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по русскому языку 4 класс " Имя прилагательное", конспект урока по математике 4 класс "Деление многозначного числа на однозначное"

Конспект урока по русскому языку ( 4 класс). Автор учебника - Рамзаева. Тема урока - " Имя прилагательное". Тип урока - открытие новых знаний.   Конспект урока по математике ( 4 класс). Автор -...

Конспект открытого урока по русскому языку. 4 класс. Учебник "К тайнам русского языка" М.С. Соловейчик

Тема урока:"Склонение существительных". На уроке разрешаются проблемные ситуации, составляется алгоритм рассуждения, решаются орфографические задачи....

Урок по русскому языку, 2 класс "Упражнение в написании имён прилагательных" (обобщение) (учебник "Русский язык," 2 класс. Программа " Школа - России")

Цели урока: - формировать умение применять  и точно употреблять имена прилагательные в устной и письменной речи, находить их в тексте, определять их род и число, формировать навыки правописания...

Конспект урока по русскому языку 1 класс "Русский алфавит, или Азбука" (2 урок)

Конспект урока по русскому языку 1 класс "Русский алфавит, или Азбука" (2 урок)...

Русский язык Конспект урока по русскому языку (3 класс) "Правописание слов с безударными гласными в корне слова"

Методическая разработка открытого урока по русскому языку для 3 класса, к учебнику Канакиной В.П., УМК «Школа России», с применением приёма технологии динамического оценивания.Тема: «...

План - конспект урока по русскому языку (3 класс) . Открытый урок по русскому языку по теме "Двойные согласные"

Авторская разработка урока русского языка в 3 классе на тему "Двойные согласные" по учебнику С.В. Ивановой....