Урок по русскому языку в 4 классе УМК "Гармония"
план-конспект урока (русский язык, 4 класс) по теме
Урок-исследование по теме "Наречие" - "Знакомство с новой частью речи". С презентацией.
Ссылка на презентацию:
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Наречие. Знакомство с новой частью речи. | 8.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока по русскому языку в 4 «Б» классе. Учитель Каширина Е.Ф.
Тема урока: «Знакомство с наречием»
Цели:
- познакомить детей с новой частью речи – наречием;
- расширять морфологические понятия и представления;
- развивать орфографические навыки;
- расширять словарный запас учащихся.
Тип урока: введение нового материала.
Технология: исследование.
Планируемые результаты:
- знать, что такое наречие;
- уметь ставить вопросы к наречиям;
- знать, что наречие – неизменяемая часть речи;
- уметь находить в предложении слова, с которыми наречие связано;
- знать тип связи в словосочетаниях с наречием (примыкание);
- уметь определять, каким членом предложения является наречие;
- знать, что наречие обозначает.
1.Оргмомент.
2.Чистописание.
3.Словарная работа.
- Что вы можете сказать об этих словах? (слайд 1). – Словарные.(таять, заяц, строить, хорошо, завтра, огромный, красивый, диван)
- Прочитайте задание.
Задание: вставьте пропущенные буквы, распределите слова по группам, запишите, озаглавив столбики.
- Что надо сделать сначала?
- По какому признаку распределите слова по группам? (по частям речи)
- Озаглавьте столбики и запишите слова.
Проверка. Коллективно проверяют выполнения задания Артемом, затем сверяют с выполненным заданием на слайде 2.
- Почему остался не озаглавленным 4 столбик?
- Может, кто-нибудь знает, к какой группе относятся эти слова? (наречия, мы уже вскользь упоминали о них).
4.Сообщение темы урока.
- Как вы думаете, какова тема нашего сегодняшнего урока? Слайд 3.
- Надпишите название четвертого столбика. Проверьте. Слайд 4.
Сегодня на уроке вы станете учеными-исследователями.
- Что же будем исследовать? (наречие). Слайд 5
В ходе этого исследования вы узнаете много интересного об этой необычной части речи.
А именно: Слайд 6
То есть вы сами дадите научное объяснение понятию наречие.
- Кто-нибудь может сказать, что же такое наречие? (Н. – это часть речи…) Слайд 7
- Как выдумаете, почему на слайде после вашего ответа стоит много точек? (потому что этого мало для того, чтобы понять, что такое наречие). Слайд 8
- Давайте посмотрим на слайде, каков наш следующий шаг. (На какие вопросы отвечает наречие?). Слайд 9
- Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо выполнить задание. Слайд 10
- Запишите наречия в столбик и запишите рядом с ними вопрос, на который они отвечают
.
- Подумайте, как продолжить наше объяснение, что такое наречие.
Ответы детей, потом сверка по слайду 11 (Наречие – это часть речи, которая отвечает на вопросы Как? Когда? Откуда? Где?...).
- И опять многоточие!
- Следующий шаг? Слайд 12
Как могут изменяться имена существительные? (по числам).
- Проверим, изменяется ли по числам наречие.
Задание на слайде 14(Роза распускается … . Розы распускаются … .)
- Запишите предложения самостоятельно, вставив подходящее по смыслу наречие.
Проверка фронтальная.
-Какой вывод сделаете? (По числам наречия не изменяются.). Сверяют ответы с информацией на слайде 15.
- Вспомните, как могут изменяться имена прилагательные. (по родам).
- Проверим, изменится ли по родам наречие. (слайд 16:….. ….. здание. …. …. стена. …. …. дом.
Задание: вставьте в предложение слова высокий и очень, изменив их по родам.
- Артем, сделай вывод. (По родам наречия тоже не изменяются.) Слайд 17
- Все согласны?
- Как изменяются все имена? (по падежам).
- Попробуем сделать это с наречиями. Но сначала найдите наречие в словосочетании прогулка зимой.
(Слайд 18 : Им. прогулка зимой.
Р. прогулки …… и т.д.)
Хором склоняют словосочетание.
- Вывод? (По падежам наречия тоже не изменяются) Сверяют ответ со слайдом 19.
- А теперь вспомните, как изменяется глагол. (по временам).
- Давайте попробуем по временам изменить наречие.
- Измени по временам глагол писать и вставь его в предложение, добавив подходящее по смыслу наречие. ( Пишет прямо на слайде 20: «Маша пишет (писала, будет писать) красиво».).
- Что случилось с наречием? Сделай вывод. (наречие по временам не изменилось.).
- Согласны?. Слайд 21.
- А как еще может изменяться глагол наст. и буд. времени? ( по лицам).
- Как вы думаете, изменится ли по лицам наречие? Проверим после физминутки.
ФИЗМИНУТКА (танцуют под музыку).
На слайде 22 картинка с танцующими животными и словами: «Я танцую … . Ты танцуешь … . и т.д.)
- Давайте вспомним наш танец и скажем всем, кому хотим, как это происходило, но только в настоящем времени. Вместо имен употребляйте наречия.
Ответы детей.
- Вывод? Сверяют свои ответы со слайдом 23.
- А сейчас, внимание! Вы должны найти точное слово для характеристики наречия с точки зрения его изменения по родам, падежам, числам, временам, лицам.
- Подумайте и скажите, какая это часть речи? (неизменяемая)
- Какое же теперь определение наречию мы можем дать? (Наречие – это неизменяемая часть речи, которая отвечает …).
Сверяют свои выводы со слайдом 24.
- Кто-нибудь помнит, что еще мы должны узнать?
- Давайте посмотрим, каков наш следующий шаг. Слайд 25 (Каким членом предложения является наречие?).
Задание:
Запишите предложение (у каждого ряда свое), разберите по членам предложения.
Проверка. (разбирают свои предложения прямо на слайде 27).
- Что скажете? (в предложении является обстоятельством).
- Тогда давайте продолжим наше объяснение, что такое наречие.
Наречие – это неизменяемая часть речи, которая отвечает на вопросы ….. . В предложении является обстоятельством. Слайд 28
- Почему же опять многоточие? Чего еще не знаем о наречии? (вспоминают).
Сверяются со слайдом 29. (С какими словами и какой связью связаны наречия в словосочетании?).
Вернемся к вашим предложениям.
Выпишите словосочетания с наречием. Слайд 31
- Со словом какой части речи употреблено наречие? (с глаголом).
- А может ли наречие употребляться с другой частью речи? Посмотрите сегодняшние записи в тетради.
(с сущ. – прогулка зимой; с прил. – очень высокий)
- Наречия чаще всего примыкают к глаголу, но иногда и к другим частям речи.
- Какие виды связи вы знаете? (согласование и управление).
- Что такое согласование? Управление? Приведи примеры.
- А что приказывает наречию глагол?, Существительное? Прилагательное? (ничего).
- Кто из вас помнит слово, которое я произнесла, когда говорила о связи наречий с другими частями речи? (если нет, то смотрим на слайде)
-Тогда эта тайна сейчас раскроется. Слайд 32.
- А теперь посмотрим, все ли мы исследовали. Слайд 33.
- Чего еще не знаем? (что обозначают наречия). Слайд 34.
-Вспомните вопросы, на которые отвечают наречия и попробуйте определить, что же обозначают слова, отвечающие на такие вопросы. (место, время,…)
Сверяют ответ и свои выводы со слайдом 35.
5. Итог.
Ну, господа исследователи, расскажите, какие открытия вы сегодня сделали, что нового узнали, о чем расскажете дома.
Задание. Используя наречия, скажите о своих ощущениях на уроке.
Слайд 36
6. Д.З. Запишите 5 дней подряд, не называя их как дни недели или числа месяца.
+ к этому:
1ряд – 10 наречий времени;
2 ряд – 10 наречий места;
3 ряд – 10 наречий образа действия.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект урока по русскому языку 4 класс " Имя прилагательное", конспект урока по математике 4 класс "Деление многозначного числа на однозначное"
Конспект урока по русскому языку ( 4 класс). Автор учебника - Рамзаева. Тема урока - " Имя прилагательное". Тип урока - открытие новых знаний. Конспект урока по математике ( 4 класс). Автор -...
Конспект открытого урока по русскому языку. 4 класс. Учебник "К тайнам русского языка" М.С. Соловейчик
Тема урока:"Склонение существительных". На уроке разрешаются проблемные ситуации, составляется алгоритм рассуждения, решаются орфографические задачи....
Конспект урока по русскому языку в классе комплекте (1-2 класс) Тема урока: 1 класс Прописная буква З. 2 класс Проверяемые и не проверяемые гласные в корне слова
Конспект урока по русскому языку в классе комплекте (1-2 класс). По теме: 1 класс Правописание буквы З. 2 класс Проверяемые и непроверяемые гласные в корне слова. Поможет учителю при работе с двумя кл...
Урок по русскому языку, 2 класс "Упражнение в написании имён прилагательных" (обобщение) (учебник "Русский язык," 2 класс. Программа " Школа - России")
Цели урока: - формировать умение применять и точно употреблять имена прилагательные в устной и письменной речи, находить их в тексте, определять их род и число, формировать навыки правописания...
Конспект урока по русскому языку 1 класс "Русский алфавит, или Азбука" (2 урок)
Конспект урока по русскому языку 1 класс "Русский алфавит, или Азбука" (2 урок)...
Русский язык Конспект урока по русскому языку (3 класс) "Правописание слов с безударными гласными в корне слова"
Методическая разработка открытого урока по русскому языку для 3 класса, к учебнику Канакиной В.П., УМК «Школа России», с применением приёма технологии динамического оценивания.Тема: «...
План - конспект урока по русскому языку (3 класс) . Открытый урок по русскому языку по теме "Двойные согласные"
Авторская разработка урока русского языка в 3 классе на тему "Двойные согласные" по учебнику С.В. Ивановой....