Урок обучения грамоте. Тема "Буквы Чч и Щщ"
план-конспект урока по русскому языку (1 класс) по теме
Конспект урока по теме, план-конспект по теме, презентация к уроку.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_chshch_i_plan-konspekt.docx | 150.02 КБ |
ch_shch.pptx | 2.81 МБ |
Предварительный просмотр:
Конспект открытого урока,
проведенного в 1 «А» классе 14 февраля 2012 года,
в рамках методической недели по итогам реализации проекта «Институциональная модель гражданского образования».
Учитель начальных классов МБОУ «Марковская СОШ»: Радченко Татьяна Геннадьевна.
Урок открытия новых знаний.
Предмет: Обучение грамоте. 1 класс, система РО Л,В.Занкова.
Тема: Буквы Ч и Щ, обозначающие всегда мягкие, глухие согласные звуки [ч], [щ] (слайд 1)
Цель: Развивать исследовательские умения и навыки. Формировать навык чтения.
Задачи:
- познакомить со звуками [ч], [щ] и буквами, которые их обозначают;
- развивать фонематический слух;
- обогащать словарный запас детей;
- развивать связную устную речь.
- формировать представление о словах, обозначающих признаки предметов (прилагательных) и многозначных словах.
- формирование универсальных учебных действий (УУД):
Личностные:
1. Использовать адекватную самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности. 2. Сохранять мотивацию к учебе, проявлять интерес к новому учебному материалу; 3. Развивать способность к самооценке.
Регулятивные:
1. Формировать умение высказывать своё предположение;
2. Формировать умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
3. Принимать и сохранять учебную задачу, учитывать выделенные учителем ориентиры действия, классифицировать.
4. Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.
5. Вести наблюдение. Проводить эксперименты. Делать выводы и умозаключения.
Познавательные:
1. Использовать знаково-символические средства для решения поставленных задач; 2. Проводить сравнение и классификацию по заданным критериям; 3. Формировать умение извлекать информацию из иллюстраций, текстов; 4. формировать умение представлять информацию в виде схемы; 5. Осуществлять анализ слов с выделением существенных признаков; 6. Устанавливать причинно - следственные связи, строить рассуждения об объекте, обобщать (выделять класс объектов по какому-либо признаку).
Коммуникативные:
1. Формировать умение слушать и понимать других; задавать вопросы.
2. Формировать умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;
3. Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности. 4. Владеть монологической и диалогической формой речи.
Оборудование:
- карточки с загадками для работы учащихся в паре,
- рисунки различных видов часов, часов с секретом и часовщика,
- печатные буквы Чч и Щщ, рисунки часов для этапа рефлексии,
- Азбука. Н.В.Нечаева. К.С. Белорусец.
- Презентация урока.
- Символы.
Ход урока.
- Организационный этап. Со звонком дети хором произносят слова:
Прозвенел сейчас звонок, Начинается урок. Ждут нас книжки и тетрадки.
Учитель: Вы готовы? Дети: Всё в порядке!
Учитель: Очень рада, что к уроку все готовы, что у всех хорошее боевое настроение.
Скажите, что мы изучаем на уроках обучения грамоте? (Мы изучаем звуки и буквы.)
Как вы думаете, что узнаем сегодня на уроке? (Высказывания детей)
- Этап подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала.
2.1.Фронтальная работа
- Давайте вместе вспомним то, что мы узнали. Поиграем в игру «Доскажи словечко». (На доске опорные схемы.)
- Звуки мы … (произносим и слышим)
- Буквы мы … (пишем и видим)
- Все звуки делятся на … (гласные и согласные)
- Если воздух проходит свободно то этот звук … (гласный)
- Если воздух встречает преграду то этот звук … (согласный)
- Гласные звуки могут быть … (ударными и безударными)
- Согласные звуки могут быть … (звонкими и глухими)
- Согласные звуки произносятся … (твердо и мягко)
- Звуки на письме обозначаем … (буквами)
2.2. Сегодня на урок к вам спешит необычный гость. Для того чтобы узнать его вам необходимо составить загадку, прочитать и отгадать ее. (Работа в парах)
Дидактическая игра в парах. (Дети получают конверты с карточками на которых написаны загадки)
1) Мы ходим ночью, ходим днём, 2) На руке и на стене
Но никуда мы не уйдем. И на башне в вышине
Мы бьём исправно каждый час, Ходим ночью, ходим днем
А вы друзья, не бейте нас. Но никуда мы не уйдем. (Слайд 2)
2.3. Словарная работа. Что такое часы? Что вы знаете о часах? Какие бывают часы? Почему так называются? (Слайд 3)
- А вот перед вами часы с секретом. Хотите открыть их секрет? Тогда отправимся в мастерскую, к мастеру по ремонту часов. Познакомимся с новыми буквами и откроем их секрет.
2.4. Классификация слов. Прочитайте (слайд 4) Часовщик прищурив глаз, Чинит часики для нас.
- Что это? (чистоговорка) Что заметили?
- Найдите родственные слова? (часовщик, часики) Почему? Работа над значением данных слов.
- Назовите другие родственные слова ЧАСОВОЙ. Подумайте о значении этого слова. Прочитайте.
(слайд 5) В городе есть ЧАСОВОЙ завод. Завод какой? Что значит часовой завод?
ЧАСОВОЙ стоит на посту. Кто стоит? Кто такой часовой?
2.5. Определение темы урока. Какие новые буквы встретились в чистоговорке? (Ч и Щ) Определите тему урока.
Проводится дидактическая игра «На что похожа буква?». (Дети говорят)
Физкультминутка . Изобразите букву Ч и Щ.
Тик—так, тик-так - тик-так, тик-так, тик-так.
Все часы идут вот так; Налево – раз, направо – раз
Тик-так. Мы тоже можем так.
Смотри скорей, который час: Тик-так.
- Этап открытия новых знаний.
3.1. Организация исследования.
А сейчас мы проведем исследование новых букв Ч и Щ и узнаем, какие звуки они могут обозначать.
Для начала нам надо определить тему исследования: (слайд 6)
Тема. Звуки [ч'] и [ щ'].
Цель. Выявить фонематические признаки звуков [ч'] и [щ'].
Задачи. 1. Наблюдать за произношением звуков [ч'] и [щ'].
2. Выяснить какие звуки обозначают буквы Ч и Щ.
3. Правильно читать слоги и слова с буквами Ч и Щ.
Гипотеза. Предположим, что буквы Ч и Щ обозначают согласные звуки.
- Как мы можем узнать что-то новое о звуках [ч'] и [ щ']?
Предлагаю вам выбрать методы исследования: (карточки со значками)
- Подумать самостоятельно;
- Посмотреть книги о том. что исследуешь;
- Спросить у других людей;
- Обратиться к компьютеру;
- Понаблюдать;
- Провести опыт, эксперимент.
План работы (слайд 7)
- Подумать самостоятельно;
- Понаблюдать за произношением звуков;
- Провести опыт, эксперимент.
- Спросить у других людей.
- Подготовить выступление.
- Все собранные сведения о звуках будете отражать на листах наблюдений при помощи различных знаков, которые помогут вам составить сообщение о звуках [ч'] и [ щ'].
Задание для девочек: исследуйте звук, который обозначает буква Ч.
Задание для мальчиков: исследуйте звук, который обозначает буква Щ (слайд 8)
К исследованию готовы? (Готовы!)
3.2. Исследование.
- Подумать самостоятельно (слайд 9)
Задай себе вопрос: Что я знаю об этом звуке?
Какие суждения я могу высказать?
(Запишите свои ответы)
- Понаблюдать (слайд 10)
Наблюдение за произношением звуков;
- -Чем мы можем воспользоваться для проведения наблюдений? (Зеркало)
Возьмите зеркало и произнесите звук.
- Что увидели? (Во рту образуется преграда из языка и зубов, губы чуть приоткрыты, воздух выходит несвободно)
- Что слышите? (голос не участвует в образовании звуков, слышится шум, шипение)
Сделайте вывод. Звуки [ч'] и [ щ'] – согласные.
Нарисуйте знак.
- Дидактическая игра «Назови словечко» (слайд 11)
Девочки называют слова, в которых встречается звук «Ч».
Мальчики называют слова, в которых встречается звук «Щ».
- Называем слова и слушаем, как произносится звук?
Вывод: Звуки [ч'] и [ щ'] – мягкие.
Запиши информацию, полученную с помощью наблюдений.
- Слоговое лото. Прочитайте слоги и разделите на две группы (слайд 12)
ЧА, ЖЕ, ЦЕ, ЩА, ШЕ, ЧУ, ЖИ, ЩУ, ШИ, ЩИ.
Почему? Сравните произношение согласных в слогах. Сделайте вывод.
Всегда твердые согласные: ЖЕ,ЦЕ,ШЕ,ЖИ,ШИ.
Всегда мягкие согласные: ЧА,ЩА,ЧУ,ЩУ, ЩИ.
Дополни слоги до слов.
Вывод: Звуки [ч'] и [ щ'] – всегда мягкие.
(Рисуют знак, например подушку или перо)
- Провести опыт, эксперимент (слайд 13)
Какой эксперимент по произношению звуков можем провести?
- Закройте уши руками и произнесите звук. Что услышали? (Ничего неслышно)
Вывод: Звуки [ч'] и [ щ'] – глухие. (Рисуют знак, например – ухо или шляпу)
- Спросить у других людей (слайд 14) (Дети обращаются к взрослым с вопросом, какие еще секреты есть у звуков [ч'] и [ щ']? (Записывают)
- Подготовить выступление (слайд 15)
3.3. Выступление детей с сообщением о звуках. Дети слушают, дополняют, задают вопросы.
Результаты исследования
Девочки: Буква Ч – обозначает согласный звук [ч'], всегда мягкий, непарный глухой.
Мальчики: Буква Щ – обозначает согласный звук [щ'], всегда мягкий, непарный глухой.
Молодцы! Поздравляю! Вы открыли секрет новых букв Ч и Щ.
Физкультминутка . Часовщик наш потянулся, раз нагнулся …
- Этап закрепления новых знаний.
4.1. Чтение слов с изученными буквами (слайд 16)
Прочитайте стих. В.Орлова «Часы». Говорят: « Часы стоят». Говорят: «Часы спешат». Говорят: «Часы идут,
Но немножко отстают». Мы смотрели с Мишкой вместе, Но часы стоят на месте.
- Как вы думаете, о каких часах говорится в стихотворении? Что значит «Часы стоят», «Часы спешат». «Часы идут». Про кого так говорят?
Вывод: Данные слова приобретают переносное значение.
4.2. Чтение текста с изученными буквами. Когда человек изобрел часы? Где можно об этом узнать? Откройте Азбуку с.99. Прочитайте текст.
- Что нового о часах вы узнали? Какие еще бывают часы? (Солнечные, водяные, песочные, часы из свечки, электронные, атомные)
4.3. Театрализация. «Наш театр», с.99.
- Рефлексия. - Что запомнилось больше всего? Что нового для себя узнали? Кто очень старался?
- У кого за урок не испортилось настроение?
Часовщику было приятно с вами работать, он благодарит вас за дружную работу и дарит вам вот такие часики. У него прекрасное настроение. А вы изобразите свое настроение на часиках.
План – конспект урока.
Этапы урока | Цель | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | У УД | |||
Лич-ные | Поз-ные | Ком-ные | Рег | ||||
1 Организационный | Нацелить на продуктивную работу. | Учитель: Вы готовы? Очень рада, что к уроку все готовы, что у всех хорошее боевое настроение. Что мы изучаем на уроках обучения грамоте? Как вы думаете, что узнаете сегодня на уроке? | Хором произносят слова: Прозвенел сейчас звонок, начинается урок. Ждут нас книжки и тетрадки. Всё в порядке! Высказывания детей. | 2 | 1,2 | 1 | |
2. Этап подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала. | Актуализировать знания необходимые для работы над новым материалом. Определить тему урока. | 2.1.Организует фронтальную работу. Игра «Доскажи словечко» 2.2. Работа в парах. Игра «Составь загадку» 2.3.Словарная работа. Задает вопросы, показывает слайды. (слайд ) Заинтересовывает необычным гостем, готовит к определению темы урока детьми. 2.4. Организует фронтальную работу по чтению чистоговорки и нахождению родственных слов. 2.5. Какие новые буквы встретились в чистоговорке? Определите тему урока. Проводит дидактическую игру «На что похожа буква?». | 2.1. Используют ранее полученные знания о звуках русского языка, хором договаривают слова. 2.2.Работают в парах, составляют из строк- загадки, читают, отгадывают. (жужжащее чтение, хоровое чтение, индивидуальное). 2.3. Отвечают на вопросы, используют личный опыт и знания, объясняют значения слова часы. 2.4. Читают чистоговорку. Наблюдают за произношением. Классифицируют слова. Используют ранее полученные знания при нахождении родственных слов. Доказывают. Объясняют значение слов: часики, часовщик. 2.5. Развивают воображение, говорят на что похожа буква. Определяют тему урока. | 2 | 1,2,3 5, 6 | 1,2,3 | 1.3 |
Физкульт минутка | Организация двигательной активности | Показывает движения. | Изображают букву Ч и Щ. Произносят слова и повторяют движения. | 1 |
| ||
3. Этап открытия новых знаний | Развивать исследовательские умения и навыки Познакомить со звуками [ч], [щ] и буквами, которые их обозначают; развивать фонематический слух; | 3.1. Организует исследовательскую деятельность. Совместно с детьми определяет тему, цель, задачи и гипотезу исследования. Предлагает карточки с методами исследования. 3.2. Показывает слайды. Направляет деятельность обучающихся. Помогает детям в проведении наблюдения, эксперимента, составлении выступления. | 3.1. Определяют тему исследования, предлагают гипотезы. Определяют методы исследования. Составляют план исследования. 3.2. Ведут самостоятельное исследование звуков: девочки Ч, мальчики Щ, по ранее составленному плану. Наблюдают за произношением звуков, классифицируют, оформляют запись при помощи условных знаков. Работают в парах, группируют слоги. Объясняют способ группировки. 3.3. Выступают с сообщениями. Задают вопросы. Дополняют, уточняют. | 1 | 1,2,3 4.6 | 1,2,3 4 | 3,4 5 |
Физкульт минутка | Снятие умств-го и физич-ого напряжения | Выполняют движения и произносят слова: «Часовщик потянулся …» | 1 | ||||
4. Этап закрепления новых знаний. | Формировать навык чтения. Обогащать словарный запас детей; формировать представление о словах с переносным значением. | 4.1. Показывает слайд. Задает вопросы, сообщает детям о переносном значении слов. 4.2. Задает вопросы. Предлагает узнать новое из Азбуки с.99. 4.3. Создает проблемную ситуацию. На с.99 Азбуки «Наш театр». | 4.1. Читают стихотворение с экрана доски, объясняют выражения, анализируют, узнают о переносном значении слов. 4.2. Ищут информацию об истории возникновения часов в Азбуке на с.99. Читают самостоятельно. Отвечают на вопросы по содержанию текста. 4.3. Решают проблемную ситуацию, путем театрализации. Предлагают пути решения проблемы. | 3,5 6 | 1,2 4 | 1.3 | |
5. Рефлексия. | Развивать адекватную самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности. | 5.1. Задает вопросы. | 5.1. Высказывают свое впечатление об уроке. Говорят. Что нового узнали, оценивают свою работу на уроке, отмечают настроение на часах сердечках. | 1,3 | 1.4 | 1,2 4 | 2, 5 |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
ЧАСЫ
КАКИЕ БЫВАЮТ ЧАСЫ? НАРУЧНЫЕ НАСТОЛЬНЫЕ НАСТЕННЫЕ НАПОЛЬНЫЕ КАРМАННЫЕ БАШЕННЫЕ
Часовщик прищурив глаз, Чинит часики для нас.
Прочитайте . В городе есть часовой завод. Часовой стоит на посту.
Тема. Звуки [ч'] и [ щ ']. Цель. Выявить фонематические признаки звуков [ч'] и [ щ ']. 1 . Наблюдать за произношением звуков [ч'] и [ щ ']. 2. Выяснить какие звуки обозначают буквы Ч и Щ. 3. Правильно читать слоги и слова с буквами Ч и Щ. Гипотеза. Предположим, что буквы Ч и Щ обозначают согласные звуки. Задачи.
План работы. Подумать самостоятельно; Понаблюдать за произношением звуков; Провести опыт, эксперимент. Спросить у других людей. Посмотреть книги. Подготовить выступление.
Подумать самостоятельно
Понаблюдать
Игра «Назови словечко» Ч Щ
Слоговое лото ЧА ЖЕ ЦЕ ЩА ШЕ ЧУ ЖИ ЩУ ШИ ЩИ ЖЕ,ЦЕ,ШЕ,ЖИ,ШИ. ЧА,ЩА,ЧУ,ЩУ, ЩИ.
Провести опыт, эксперимент
Спросить у других людей.
Раскрываем секреты букв: Щ Ч согласный звук [ч'], всегда мягкий, непарный глухой. согласный звук [ щ '], всегда мягкий, непарный глухой.
В.Орлов «Часы». Говорят: «Часы стоят». Говорят: «Часы спешат». Говорят: «Часы идут, Но немножко отстают». Мы смотрели с Мишкой вместе, Но часы стоят на месте.
Наш урок закончен. Спасибо за работу. МОЛОДЦЫ!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированный урок обучения грамоте и трудового обучения
УМК "Школа России", Русская азбука; Горецкий В. Г., Кирюшкин В. А., Шанько А. ФУрок проведен с упором на применением здоровьесберегающих технологий. ...
урок обучения грамоте "Планета знаний"Тема урока: Урок обучения грамоте Звук [щ\']. Буквы Щ, щ.
Ход урока. 1. Орг . момент . Снег порхает и сверкает В золотом сиянье дня. Словно пухом устилает Все дороги и дома. Сыплет, сыплет снег-снежок. Начинаем наш урок.-Ка...
Мастер - класс "Виды работы над звуком, буквой, словом на уроках обучения грамоте в системе развивающего обучения Л.В.Занкова в рамках ФГОС"
Целью данного мастер - класса является формирование представлений об организации работы на уроках обучения грамоте в соотетствии с требованиями нового образовательного стандарта с учётом УУД и ...
Проект урока обучения грамоте в развивающей системе обучения
В конспекте представлен материал по одной из сложнейших тем основного периода обучения грамоте "Йотированные гласные Е,Ё,Ю,Я" по развивающей системе обучения.Цель: изучить йотированные гласные буквы е...
УРОК ОБУЧЕНИЕ ГРАМОТЕ (ОБУЧЕНИЕ ЧТЕНИЮ) по ФГОС
Тема: Закрепление изученного по теме шипящие звуки ( букварь стр.99) -1 класс по программе «Планета знаний»Цель: создать условия для тренировки детей в осмысленном правильном и выра...
Урок обучения грамоте (чтение) в 1 классе по системе развивающего обучения Л.В.Занкова учитель начальных классов Кичигина Тамара Федоровна
Урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС НОО по системе развивающего обучения Л.В. Занкова....
Календарно-тематическое планирование уроков обучения грамоте(чтение) по УМК"Школа России" 1 класс и обучение письму
Календарно-тематическое планирование с УУД уроков обучения грамоте ( чтение) по УМК "Школа России" и обучение письму....