Конспект урока по русскому языку по теме: «Формирование умения выделять слабые позиции гласных непосредственно в процессе письма» 2 класс.
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)

Шумилкина Дарья Геннадьевна

Цели деятельности учителя: «Формирование умения выделять слабые позиции гласных непосредственно в процессе письма».

Планируемые результаты:

Предметные:

  • Уметь выделять сильные и слабые позиции у гласных;
  • Знать орфограмму слабой позиции;
  • Знать признаки сильных и слабых позиций гласных звуков.

Личностные:

  • оценивать свои достижения;
  • осознавать границу знания/незнания, стремиться преодолеть этот разрыв.

Тип урока: «открытие нового знания».

Оборудование: ПК, презентация, учебник В. В. Репкина, Е. В. Восторговой, Т. В. Некрасовой «Русский язык».

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дата: 2.10.2018                                                                                                          Учитель: Кожевникова Т.И.

Школа: №148                                                                                                             Студент: 42 группы, Шумилкина Д.

Класс: 2 «Б»                                                                                                             Методист: Батуева Л.И.

Кабинет:  221

Урок: 2

Конспект урока по русскому языку

Тема: «Формирование умения выделять слабые позиции гласных непосредственно в процессе письма».

Цели деятельности учителя: «Формирование умения выделять слабые позиции гласных непосредственно в процессе письма».

Планируемые результаты:

Предметные:

  • Уметь выделять сильные и слабые позиции у гласных;
  • Знать орфограмму слабой позиции;
  • Знать признаки сильных и слабых позиций гласных звуков.

Личностные:

  • оценивать свои достижения;
  • осознавать границу знания/незнания, стремиться преодолеть этот разрыв.

Тип урока: «открытие нового знания».

Оборудование: ПК, презентация, учебник В. В. Репкина, Е. В. Восторговой, Т. В. Некрасовой «Русский язык».

Челябинск, 2018

Этап урока

Методы и приемы

Хроно-

метраж

Содержание урока

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность ученика

I. Этап самоопределения к деятельности

1 мин.

-Здравствуйте, ребята! Меня зовут Дарья Геннадьевна. Сегодня я проведу у вас урок русского языка.

-Здравствуйте!

Р: личностное включение в учебную деятельность

II. Актуализация знаний и мотивация

Словесный:

беседа

5

мин.

-Сегодня на уроке нам предстоит очень важная и интересная работа. Мы с вами вместе сделаем открытие, будем исследователями.

-Чем вы занимались на прошлых уроках?

-Почему же в одном и том же слове появляются разные звуки?

-Какими звуками может обозначаться звук «а»?

-А какими буквами может быть обозначен безударный звук [и]? А безударный  [ы]?

-Можно ли обозначить безударные гласные  [а], [ы], [и] по слуху? Почему?

-Верно!

-Обозначали разные звуки одной буквой.

-Меняется число. Мы слышим одно, а пишем другое.

-Звуком  [о]

-Буквой Е.

-Нет, потому что это звуки «работают» только в ударных слогах, а в безударных вместо них появляются другие звуки.

П: Выделение известной информации и структурирование знаний

III. Постановка учебной задачи

Словесный:

Беседа

Наглядный:

презентация

4 мин.

-Итак, ребята, буквы, которые находятся под ударением называются сильными позициями, а буквы, которые без ударения – слабыми позициями.

- Ребята, кто догадался, о чём мы будем говорить на уроке? Кто назовёт тему урока?

- Верно! А какие цели мы поставим перед собой?

- Хорошо!

- Тема урока: «Умение выделять слабые позиции гласных в процессе письма»

- Цели:

1. Научиться находить слабые позиции у гласных;

2. Научиться выделять гласные в слабых позициях в процессе письма.

П: самостоятельное формулирование  темы и цели урока

Л: проявление активности в общей работе

IV. Открытие нового знания

Наглядный:

Презентация

Словесный:

Беседа

Наглядный:

Учебник

Практический:

Работа в тетради

Словесный:

Диалог

Динамическая пауза

14

мин.

- Ребята, посмотрите, Алёша записал слово [каравай’]

так:

КАРОВАЙ

Маша так:

КОРОВАЙ

А Петя написал:

КОРАВАЙ

-Ребята, скажите, кто же из них написал правильно?

-А чтобы у нас не возникало споров,  давайте поставим ударение в этом слове. На какой слог падает ударение?

-В какой позиции находится буква А в 3 слоге?

-А в каких позициях находятся первые 2 гласные буквы?
-Как вы это поняли?

-Всё верно, ребята. Обе первые буквы это орфограммы слабых позиций, которые мы проверять не умеем.

(правило на слайде)

Буквы, которые обозначают звуки в слабых позициях, - это орфограммы слабых позиций.

-И я вам предлагаю эти орфограммы пропускать, ставить вместо них чёрточки.

Вот так: К_Р_ВАЙ.

-А сейчас мы с вами поучимся находить в словах такие орфограммы.

-Откройте тетради, отступите 2 строчки от прошлой работы, напишите число, «в классе».

-Теперь откройте учебник на странице 37. Найдите упражнение 35,  найдите вот эти слова. (слайд)

-Какое первое слово?

-Правильно.

-На какой слог падает ударение?

-Записываю слово ребята, внимательно смотрим на доску.

Р_БЯТА
(ставлю ударение, выделяю слоги)

-Ребята, как вы думаете, почему я именно так записала это слово?

-Молодцы! Запишите это слово в тетрадь так, как написала я с красной строки.

-Кто запишет на доске следующее слово? Все остальные продолжают работать в тетрадях, пишите слова в строчку через запятую.

-Верно, объясни почему ты именно так написал?

-Кто напишет следующее слово с объяснением?

-Молодцы! А сейчас давайте отдохнём и выполним некоторые упражнения.

Динамическая пауза. 

Мы устали чуточку,

Отдохнём минуточку.

Поворот, наклон, прыжок,

Улыбнись давай, дружок.

Ещё попрыгай: раз, два, три!

На соседа посмотри,

Руки вверх и тут же вниз

И за парту вновь садись.

-Алёшa/Маша/Петя.

-КаравАй, на 3 слог.

-В сильной позиции.

-В слабых позициях.

-Эти буквы находятся не под ударением.

Смотреть на доску, слушать объяснения учителя.

Открыть тетради, записать число, «в классе»

Открыть учебник, найти упражнение.

-Ребята.

-На второй слог.

- Потому что это орфограмма слабой позиции.

Т_ВАРИЩИ

-Потому что это орфограмма слабой позиции.

УЧ_НИК

Д_ЖУРНЫЙ

С_Н_ТАР

УЧИТ_ЛЬ

ДЕВ_ЧКА

ЗВ_НОК

Р_ЗИНКА

СВ_Т_ФОР

Выполнять движения.

П: поиск и выделение  признаков предметов в общей работе;

П: структурирование знания;

П: анализ и доказательство признаков, нахождение взаимосвязей в предметах;

К: инициативность в общем поиске нового знания;

К: умение высказывать и аргументировать свои мысли;

Р: саморегуляция собственной практической работы, контроль её результатов

V.Первичное закрепление во внешней речи

Словесный:
Беседа

1

мин.

-Итак, какую букву мы называем орфограммой слабой позиции?

-Как мы записывает орфограмму слабой позиции?

-Безударную букву, которую мы не умеем проверять.

-Вместо буквы мы ставим чёрточку внизу.

Л: понимание и выражение в речи цели задания

Р: принятие учебной задачи  к исполнению

VI.Самостоятельная работа с самопроверкой

Практическое:

Работа с учебником в тетради

13 мин.

-Посмотрите на упражнение 36.

- Отступите 2 строчки от предыдущей работы, запишите упражнение 36.

-Запишите с пропуском орфограмм слабых позиций данные слова, то есть точно также, как мы делали это у доски.

-Работаем самостоятельно, не разговариваем.

Смотреть на упражнение 36.

Л: проявление понимания цели задания и выбор способов  творческого выполнения задания;

Р: саморегуляция и планирование времени, соблюдение  общего  темпа выполнения задания

VII. Включение в систему знаний

Словесный:

Беседа

1

мин.

-Заканчиваем работу.

-Итак, ребята, давайте вспомним, чем мы занимались сегодня на уроке?

-Как вы понимаете, что буква находится в слабой позиции?

-Верно, что ещё нового вы узнали на уроке?

-Учились  выделять сильные и слабые позиции у гласных;

-Она безударна, мы сомневаемся в написании буквы.

-Узнали орфограмму слабой позиции;

-Узнали  признаки сильных и слабых позиций гласных звуков.

П: обобщение и структурирование знаний в речи

VIII. Рефлексия деятельности

(по продукту)

1 мин.

-Ребята, а сейчас встаньте те, у кого сегодня на уроке были трудности, вы что-то не поняли.

-Хорошо, а теперь встаньте те, у кого сегодня всё получилось.

-Спасибо за урок, до свидания!

Вставать.

П: доказательство качества выполнения задания;

К: умение полно и точно выражать своё мнение


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку по теме "Правописание слов с проверяемыми безударными гласными, парными согласными, непроизносимыми согласными в корне слова". 3 класс

Конспект урока по русскому языку в 3 классе.Тема: Правописание слов с проверяемыми безударными гласными, парными согласными, непроизносимыми согласными в корне слова.Тип урока: обобщение знаний....

Конспект урока по русскому языку на тему "Развитие умения писать большую букву в именах сказочных героев"

Конспект урока по русскому языку на тему "Развитие умения писать большую букву в именах сказочных героев" (2 класс)...

Конспект урока по русскому языку на тему "Тематические группы слов. Классификация слов на основе лексического значения" 2 класс "Перспектива"

Тип урока: изучение нового материалаЦели деятельности учителя: развивать логическое мышление детей при классификации слов на основе лексического значения; активизировать словарный запас учащихся и обо...

Конспект урока по русскому языку по теме "Обощение правил о написании проверяемых гласных и согласных в корне слова".

Конспект урока по русскому языку по теме "Обобщение правил о написании проверяемых гласных и согласных в корне слова"...

Конспект урока по русскому языку на тему "Мягкий знак (ь) на конце имен существительных после шипящих." 3 класс УМК "Школа России"

Тема: Мягкий знак (ь) на конце имен существительных после шипящихКласс: 3Урок открытия нового знанияОборудование: учебник УМК «Школа России», часть 2, В.П. Канакина; презентация; раздаточн...