Русский язык "Глагол"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) по теме
Тема урока
«Глагол».
Цели и задачи:
- познакомить с глаголами-исключениями;
- совершенствовать знания учащихся о глаголах;
- продолжать развивать умения распознавать глаголы I и II спряжения;
- продолжить формирование грамматической зоркости при письме;
-способствовать развитию коммуникативных способностей у учащихся:
Оборудование: мультимедийное оборудование, презентация, карточки с заданием, смайлики.
Ход урока.
- Эмоциональный настрой.
- Организационный момент.
Добрый день. Начинаем урок русского языка.
Быть должны у нас в порядке
Книжки, ручки и тетрадки.
А девиз у нас такой: «Все что надо под рукой».
Протяните друг другу руки и пожелайте удачи.
- Тему и задачи нашего урока вы сформулируете позже.
- Запишите, пожалуйста, число и классную работу в терадях.
3. Ситуация успеха.
- Я загадала слово.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkr_urok_rus.yaz_.doc | 62.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока
«Глагол».
Цели и задачи:
- познакомить с глаголами-исключениями;
- совершенствовать знания учащихся о глаголах;
- продолжать развивать умения распознавать глаголы I и II спряжения;
- продолжить формирование грамматической зоркости при письме;
-способствовать развитию коммуникативных способностей у учащихся:
Оборудование: мультимедийное оборудование, презентация, карточки с заданием, смайлики.
Ход урока.
- Эмоциональный настрой.
- Организационный момент.
Добрый день. Начинаем урок русского языка.
Быть должны у нас в порядке
Книжки, ручки и тетрадки.
А девиз у нас такой: «Все что надо под рукой».
Протяните друг другу руки и пожелайте удачи.
- Тему и задачи нашего урока вы сформулируете позже.
- Запишите, пожалуйста, число и классную работу в терадях.
3. Ситуация успеха.
- Я загадала слово.
Слайд № 1.
- Перед вам квадраты, здесь зашифровано слово. Я буду называть слова, вы будете записывать их, та буква которая является орфограммой - вы сразу ее подчеркиваете.
- Вы должны собрать это слово из букв, которые в названных мною словах являются орфограммами. Что такое орфограмма? (понятие)
- Итак, будьте внимательны.
1) Первый вопрос. Слово «страна», какая здесь орфограмма?
_ _ а _ _ _
2) Последняя буква этого слова является орфограммой в слове «солнце».
_ _ а _ _ л
3) Эта буква – орфограмма в слове «луг» - значение «пространство».
_ _ а г _ л
4) «Мосты» - о.
--лагол
5) Одинаковая орфограмма в словах «аллея», «коллекция».
_ л а г _ л
6) «Плуг» - г
Глагол
- Какое слово получилось? (Глагол)
- Сегодня мы будем говорить о …. (глаголе)
- Что вы знаете о глаголе? (об этой части речи)
Слайд № 2 (о глаголе)
- Посмотрите на слайд.
Рассмотрим таблицу.
2) Если скажут лишнее:
1) Если не всё сказали:
Что можно добавить к вашим ответам? На таблице этого нет. А вы знаете.
Молодцы. Вы знаете больше, чем
я предполагала.
Похлопайте себе.
- Ну что ж, мы вполне готовы к дальнейшей работе.
Слайд № 3
- Перед вами отрывок из стихотворения Николая Михайловича Языкова.
(Читает учитель.)
Из бездны морской белоглавая встала
Волна, и лучами прекрасного дня
Блестит подвижная громада кристалла,
И тихо, качаясь идет на меня.
Вот, словно в раздумьи , она отступила,
Вот берег она под себя покатила
И выше сама поднялась и падет;
И громом и пеной пучинная сила,
Холодная, бурно меня обхватила,
Кружит, и бросает, и душит, и бъёт,
И стихла…
- Что скажете? Что еще?
( Поделитесь вашими впечатлениями о прочитанном.)
- Давайте подумаем, поразмышляем над этим стихотворением, почему именно это стихотворение я вам приготовила?
- Каким образом этот текст связан с нашим уроком?
Д: В этом тексте много глаголов.
- Какую роль выполняют глаголы в тексте?
Д: передают движение, оживляют текст, что бы читатель представил картину. Мы представили огромную массу воды, как будто живую.
- У вас есть карточки с этим текстом (возьмите карточку)
а) – Подчеркните все глаголы. Поставьте ударение, выделите окончания (Можете поработать в парах, обсудить, если возникнет необходимость)
б) – Назовите глаголы, которые вам встретились.
Слайд № 4
в) – Сравните (Проверьте).
4. Постановка учебной задачи.
Слайд № 5
г) - Почему я оставила только эти глаголы? (на слайде только глаголы с безударными окончаниями)?
ж) – На какие 2 группы можно разделить эти глаголы?
Настоящее время I спряжение
Прошедшее время II спряжение
з) – Назовите глаголы настоящего времени с безударным окончанием, запишите их.
бросает,
душит
- Сравните окончания этих глаголов и скажите какое использовали правило при их написании (правило спряжения)
- У. Совершенно верно «слайд».
5. Физкультминутка.
- А теперь запишите слова бреет, стелет «уч. у доски» У: объясни почему так написали? Д: (брить, стелить- 2 спр).
Бреет, стелет? (слайд)
Слайд № 6
- Давайте посмотрим, как написаны эти слова в известных стихотворениях.
«Папа к зеркалу садится:
- Мне подстричься и побриться!
Старый мастер все умеет
Сорок лет стрижет и бреет».
( С.В Михалков)
«Скачет конь. Простору много.
Сыплет снег и стелет шаль.
Бесконечная дорога убегает лентой в даль»
(С.Есенин)
- Какова тема нашего урока?
- Почему в словах бреет, стелет пишется окончание –ет (дети читают правило, которые у них на листах)
- Что можно сказать об этих словах?
- Ребята, сегодня мы будем с вами работать с необычными глаголами. Они называются глаголы исключения
Слайд № 7
«Ко второму спряжению отнесем мы без сомнения
Все глаголы, что на –ить, исключая брить, стелить»
- К какому спряжению относятся эти глаголы?
- А если они относятся к 1 спр, то какое окончание нужно писать в словах?
Слайд № 8
Бреет, стелет.
6. Работа в группах.
( Ребята делятся на 3 группы).
В каждой группе дается несколько заданий, каждое задание в этом предложении учащиеся должны заменить одним глаголом. Таким образом, у каждой группы должны получиться несколько глаголов.
- Глагол «перегнать» без приставки…(гнать).
- Как сказать по-другому: «не говорить ничего лишнего, молча нужно»- «язык за зубам» (держать).
- Синоним к слову «сдерживаться» (терпеть).
- Хитрить, лукавить хвостом (вертеть).
- На вопрос Красной Шапочки «Бабушка почему у вас такие большие
уши?» Волк отвечал «чтобы лучше…слышать».
- «Бабушка, почему у вас такие большие глаза?» «Чтобы лучше…видеть».
- Антоним к слову «любить»…ненавидеть.
- Сознательно не замечать что-либо - сквозь пальцы…смотреть.
- Слово «дыхание» образовано от глагола…дышат.
- От существительного «обида» образуйте глагол…обидеть.
- Замените глаголом выражение «Находиться в зависимости»…зависеть.
(листочки прикрепляются на доску)
- Откроем в учебнике странице 75 и посмотрим 11 глаголов исключений.
- И сравним написание ваших ответов со словами в учебнике.
- Правильно ли вы их написали?
- Запомните эти глаголы-исключения, которые относятся ко II спряжению.
Слайд № 9
7. Заключительный этап. Рефлексия.
- Что вы думаете о сегодняшнем уроке?
- Перед вами лежат смайлики: грустный и весёлый, ребята, покажите с помощью смайликов ваше настроение.
- Запишите домашнее задание. (Учащиеся записывают домашнее задание в дневник.)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Русский язык. Конспект урока по русскому языку в 1 классе "Русский алфавит, или азбука".
Открытый урок по русскому языку в 1 классе "Русский алфавит, или азбука"...
"Русский язык – родной язык русского народа" Урок русского языка. 1класс.
На уроке учащиеся 1 класса обсуждают значение родного языка для русского народа....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету «Русский язык» (письмо, русский язык) 1 класс По учебнику «Русский язык» В.П. Канакина, В.Г. Горецкий
Рабочая программа по учебному предмету «Русский язык» разработана на основе:- Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образ...
Рабочая программа по русскому языку по образовательной системе «Школа России» Русский язык 2 класс. Канакина В. П. , Горецкий В. Г. Русский язык.
Рабочая прогр...
Урок русского языка. Тема: Вводный урок. Знакомство с новым учебником «Русский язык». Поэты и писатели о русском языке.
урок русского языка...
Программно-методическое сопровождение по русскому языку (УМК «Перспектива»): «Дидактические карточки для индивидуального опроса по русскому языку для 3-ого класса по учебнику Л.Ф. Климановой, Т.В. Бабушкиной «Русский язык»»
Дидактические карточки для индивидуального опроса по русскому языку для учеников 3-его класса...