Конспект урока по русскому языку в 4 классе "Местоимения"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) по теме
Урок посвящен изучению личных и указательных местоимений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_po_russkomu_yazyku.docx | 17.22 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока учителя начальных классов ГБОУСОШ №1002 Западного округа г.Москвы
Мокиевской Ирины Алекссевны.
Тема урока: «Местоимение как часть речи. Личные и указательные местоимения»
Цели: учить распознавать местоимения в речи;
учить определять лицо и число личных местоимений;
учить редактировать текст, заменяя местоимениями другие части речи;
развивать речь учащихся;
развивать фонематический слух;
прививать любовь к русскому языку;
работать над этикетом, правильно употреблять личные местоимения при общении
Оборудование: карточки, таблицы, интерактивная доска
Ход урока.
- Организационный момент.
- Фонетическая минутка.
На интерактивной доске:
Соедините слова с их транскрипцией: [йа] я [мы] он
она [ты] оно [вы] ты она
вы [он] [ана] [ано] [ани] мы они
-Что это за слова? (Это местоимения)
-Почему они так называются?
-К какому разряду местоимений они относятся? (Личные)
- Тема урока: Сегодня на уроке мы продолжим изучение части речи – «местоимение»
На доске запись, которую дети читают вслух:
Я о себе такого мнения:
Огромна роль местоимения!
Я делу отдаюсь сполна:
Я заменяю имена!
- Какие части речи может заменить местоимение? (Имена существительные, имена прилагательные, числительные)
- Грамматический разбор предложений:
1 ученик пишет на доске и полностью разбирает его:
У дома растут красивые цветы.
2 ученик записывает:
Цветы цветут всё лето.
-Нравится вам это предложение? Почему?
-Нужно заменить слово цветы на местоимение они.
Получилось предложение: Они цветут всё лето. (Разбор предложения).
3 ученик: Такие же цветы мы посадили на даче. ( Такие же - указывает на признак предмета: такие же красивые, как у дома).
- Наблюдение за ролью местоимений в речи. Сценка:
Одна девочка возмущенно говорит маме:
- Во дворе мальчишка – такой невежа! Он всё время называет меня «Галька!»
_ А ты как его зовёшь? – спрашивает мама.
- Я его вообще никак не зову!- отвечает девочка.- Я ему просто кричу: «Эй, ты!»
- Что можно сказать об этой девочке? Можно ли её назвать вежливой? Какие местоимения вы услышали?
Запишем их в таблицу: ед.ч. мн.ч.
1 лицо: сам говорящий
2 лицо: собеседник
3 лицо: человек, не участвующий в речи
- А какая форма обращения есть в русском языке ко взрослому человеку? (ВЫ)
- Как она выглядит на письме? (Вы) Дописываем в таблицу.
И ещё запомните правило этикета: «О присутствующих в третьем лице не говорят»
- Загадки:
-За какое местоимение можно спрятать букву «Ц», чтобы получилось животное породы грызунов?
на интерактивной доске картинка заЯц
- К какому местоимению надо прибавить слог ЛО, чтобы получился предмет для душа? Мыло
- Придумайте слово, в котором спрятались три личные местоимения – ВЫМЫТЫ
- Первый слог – личное местоимение, второй – слово лягушки – ТЫква
7. Физминутка
8. Редактирование текста. У каждого ученика карточка с текстом.
Ёлка.
Я увидел ёлку. Ёлка росла в тени, и оттого сучья у ёлки были опущены вниз. Теперь после рубки леса ёлка оказалась на свету. Каждый сук ёлки стал расти кверху. Под ёлкой был шалашик.
- О чём вы прочитали? Что случилось с сучьями ёлки? Что вас смущает в рассказе? (Повторяются слова)
- Отредактируйте текст. Запишите в тетрадь.
Проверка. На доске записан правильный текст.
-У кого получилось также?
Это отрывок из произведения М.М.Пришвина.
- Выпишите местоимения: я, она, у неё, её, под ней.
- Что вы заметили? Личные местоимения изменяются по падежам, определите род и падеж данных местоимений.
Об этом мы поговорим на следующем уроке, а сейчас послушайте стихотворение А.Фета:
Это утро, радость эта.
Эта мощь и дня и света,
Этот синий свод,
Этот крик и вереницы,
Эти стаи, эти птицы,
Это говор вод,
Эти ивы и берёзы,
Эти капли, эти слёзы,
Этот пух- не лист,
Эти горы, эти долы,
Этот зык и свист.
-Какие местоимения встретились? Этот, эта, эти …- Это указательные местоимения
Итог урока. Мир местоимений широк и многообразен.
- Для чего существуют местоимения?
Они создают речевое удобство, они как запасные игроки на футболе, как дублёры в театре.
Запишите предложение: «Местоимения экономят время».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по русскому языку "Роль этимологии в изучении русского языка"
Формировать представления детей о значении и происхождении слов русского языка, прививать любовь к родному языку....
Конспект урока по русскому языку. Использование здоровьесберегающих технологий на уроках русского языка. «Сравниваем части речи: имя существительное и имя прилагательное»
Урок - закрепление и обобщение знаний об имени существительном и имении прилагательном....
Русский язык. Конспект урока по русскому языку в 1 классе "Русский алфавит, или азбука".
Открытый урок по русскому языку в 1 классе "Русский алфавит, или азбука"...
Конспект урока по русскому языку на тему: " Вводный урок по курсу русского языка" 1 класс
Конспект урока по русскому языку на тему: " Вводный урок по курсу русского языка" 1 класс...
План - конспект урока по русскому языку (3 класс) . Открытый урок по русскому языку по теме "Двойные согласные"
Авторская разработка урока русского языка в 3 классе на тему "Двойные согласные" по учебнику С.В. Ивановой....
Конспект урока по русскому языку "Формирование чувства уважения к русскому языку, гордости за русский язык" 2 класс (УМК "Школа России")
Цели деятельности учителя: уточнение представления об имени прилагательном, как о части речи; формирование умений находить имена прилагательные в предложениях и тексте; установление связи имени прилаг...
Конспект урока по русскому языку (Русский язык. Учебник для 3 класса. Авторы: В.П. Канакина, В.Г. Горецкий) Тема: «Значение и употребление имён прилагательных в речи»(1 урок).
Конспект урока русского языка в 3 классе (УМК "Школа России") на тему "Значение и употребление имен прилагательных в речи" ....