Конспект урока по русскому языку в 4 классе "Местоимения"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) по теме

Урок посвящен изучению личных и указательных местоимений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_po_russkomu_yazyku.docx17.22 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока учителя начальных классов ГБОУСОШ №1002 Западного округа г.Москвы

Мокиевской Ирины Алекссевны.

Тема урока: «Местоимение как часть речи. Личные и  указательные местоимения»

Цели: учить распознавать местоимения в речи;

учить определять лицо и число личных местоимений;

учить редактировать текст, заменяя  местоимениями другие части речи;

развивать речь учащихся;

развивать фонематический слух;

прививать любовь к русскому языку;

работать над этикетом, правильно употреблять личные местоимения при общении

Оборудование: карточки, таблицы, интерактивная доска

                                                               Ход урока.

  1. Организационный момент.                      
  2. Фонетическая минутка.

 На интерактивной доске:

Соедините слова с их транскрипцией:  [йа]      я     [мы]     он

                                                               она         [ты]     оно   [вы]   ты    она

                                                           вы        [он]      [ана]   [ано]   [ани] мы они

-Что это за слова? (Это местоимения)

-Почему они так называются?

-К какому разряду местоимений они относятся? (Личные)

  1. Тема урока: Сегодня на уроке мы продолжим изучение части речи – «местоимение»

На доске запись, которую дети читают вслух:

Я о себе такого мнения:

Огромна роль местоимения!

Я делу отдаюсь сполна:

Я заменяю имена!

- Какие части речи может заменить местоимение? (Имена существительные, имена прилагательные, числительные)

  1. Грамматический разбор предложений:

1 ученик пишет на доске и полностью разбирает его:

У дома растут красивые цветы.

2 ученик записывает:

Цветы цветут всё лето.

-Нравится вам это предложение?  Почему?

-Нужно заменить слово цветы на местоимение они.

Получилось предложение: Они цветут всё лето. (Разбор предложения).

3 ученик: Такие же цветы мы посадили на даче. ( Такие же - указывает на признак предмета: такие же красивые, как у дома).

  1. Наблюдение за ролью местоимений в речи. Сценка:

Одна девочка возмущенно говорит маме:

- Во дворе мальчишка – такой невежа! Он всё время называет меня «Галька!»

_ А ты как его зовёшь? – спрашивает мама.

- Я его вообще никак не зову!- отвечает девочка.- Я ему просто кричу: «Эй, ты!»

- Что можно сказать об этой девочке? Можно ли её назвать вежливой? Какие местоимения вы услышали?

Запишем их в таблицу:    ед.ч.                              мн.ч.

1 лицо: сам говорящий

2 лицо: собеседник

3 лицо: человек, не участвующий в речи

- А какая форма обращения есть в русском языке ко взрослому человеку? (ВЫ)

- Как она выглядит на письме? (Вы) Дописываем в таблицу.

И ещё запомните правило этикета: «О присутствующих в третьем лице не говорят»

  1. Загадки:

-За какое местоимение можно спрятать букву «Ц», чтобы получилось животное породы грызунов?

 на интерактивной доске картинка        заЯц

- К какому местоимению надо прибавить слог ЛО, чтобы получился предмет для душа?          Мыло

- Придумайте слово, в котором спрятались три личные местоимения – ВЫМЫТЫ

- Первый слог – личное местоимение, второй – слово лягушки – ТЫква

7. Физминутка

8. Редактирование текста. У каждого ученика карточка с текстом.

                                       Ёлка.

 Я увидел ёлку. Ёлка росла в тени, и оттого сучья у ёлки были опущены вниз. Теперь после рубки леса ёлка оказалась на свету. Каждый сук ёлки стал расти кверху. Под ёлкой был шалашик.

- О чём вы прочитали? Что случилось с сучьями ёлки? Что вас смущает в рассказе? (Повторяются слова)

- Отредактируйте текст. Запишите в тетрадь.

Проверка. На доске записан правильный текст.

-У кого получилось также?

Это отрывок из произведения М.М.Пришвина.

- Выпишите местоимения: я, она, у неё, её, под ней.

- Что вы заметили? Личные местоимения изменяются по падежам, определите род и падеж данных местоимений.

Об этом мы поговорим на следующем уроке, а сейчас послушайте стихотворение А.Фета:

Это утро, радость эта.

Эта мощь и дня и света,

Этот синий свод,

Этот крик и вереницы,

Эти стаи, эти птицы,

Это говор вод,

Эти ивы и берёзы,

Эти капли, эти слёзы,

Этот пух- не лист,

Эти горы, эти долы,

Этот зык и свист.

-Какие местоимения встретились? Этот, эта, эти …- Это указательные местоимения

Итог урока. Мир местоимений широк и многообразен.

- Для чего существуют местоимения?

Они создают речевое удобство, они как запасные игроки на футболе, как дублёры в театре.

Запишите предложение: «Местоимения экономят время».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Русский язык. Конспект урока по русскому языку в 1 классе "Русский алфавит, или азбука".

Открытый урок по русскому языку в 1 классе "Русский алфавит, или азбука"...

Конспект урока по русскому языку на тему: " Вводный урок по курсу русского языка" 1 класс

Конспект урока по русскому языку на тему: " Вводный урок по курсу русского языка" 1 класс...

План - конспект урока по русскому языку (3 класс) . Открытый урок по русскому языку по теме "Двойные согласные"

Авторская разработка урока русского языка в 3 классе на тему "Двойные согласные" по учебнику С.В. Ивановой....

Конспект урока по русскому языку "Формирование чувства уважения к русскому языку, гордости за русский язык" 2 класс (УМК "Школа России")

Цели деятельности учителя: уточнение представления об имени прилагательном, как о части речи; формирование умений находить имена прилагательные в предложениях и тексте; установление связи имени прилаг...

Конспект урока по русскому языку (Русский язык. Учебник для 3 класса. Авторы: В.П. Канакина, В.Г. Горецкий) Тема: «Значение и употребление имён прилагательных в речи»(1 урок).

Конспект урока русского языка в 3 классе (УМК "Школа России") на тему "Значение и употребление имен прилагательных в речи" ....