Рабочая программа по русскому языку 3 класс УМК "Перспектива"
рабочая программа по русскому языку (3 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Министерство образования и науки Республики Бурятия
МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №40»
«Рассмотрено» на заседании МО учителей начальных классов Протокол № __ от «__» сентября 20___ года Руководитель МО: ____________ | «Согласовано»: Заместитель директора по УВР ______________________ от «__» сентября 20___ года | «Утверждаю» Директор МАОУ СОШ №40 _____________________ от «____» сентября 20___года |
Рабочая программа
по русскому языку
для 3 класса
(УМК «Перспектива»)
Составила: учитель начальных классов
МАОУ СОШ №40
Антонова Инна Владимировна
Улан-Удэ
Пояснительная записка
Данная рабочая программа составлена на основе Федерального государственного стандарта начального общего образования, концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, а также программы курса «Русский язык» под редакцией Климановой Л.Ф., Бабушкиной Т.В.., «Просвещение» и учебного плана школы.
Рабочая учебная программа предназначена для общеобразовательных учреждений, разработана для общеобразовательного 3 класса МАОУ «СОШ №40» города Улан-Удэ Республики Бурятия.
Реализация программы предполагает использование УМК «Перспектива».
Новый курс русского языка направлен на развитие коммуникативно-речевых и интеллектуальных способностей учащихся, умения свободно пользоваться родным языком в различных ситуациях общения; воспитание любви к родному языку и формирование интереса к его изучению; духовно-нравственное развитие учащихся.
Цели обучения:
- формирование специальных умений и навыков по разделам программы;
- развитие речи, мышления, воображения, способности выбирать средства языка в соответствии с условиями общения, развитие интуиции и чувства языка;
- освоение первоначальных знаний по лексике, фонетике, грамматике русского языка, овладение элементарными способами анализа изучаемых явлений русского языка;
- овладение умениями правильно писать и читать; участвовать в диалогах, составлять несложные монологические высказывания;
- воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к родному языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты, пробуждение познавательного интереса к родному слову, стремления совершенствовать свою речь.
Задачи курса:
- развивать все виды речевой деятельности (умения писать, читать, слушать и говорить), а также речевое мышление учащихся;
- обеспечивать усвоение программного материала по языку (по фонетике, графике, лексике, грамматике, орфографии); стимулировать развитие коммуникативно-речевых умений и навыков;
- пользоваться формулами речевого этикета в различных ситуациях общения;
- формировать представление о языке как о жизненно важном средстве общения, которое предоставляет учащимся широкие возможности для выражения собственных мыслей в общении с другими людьми и для познания окружающего мира;
- обеспечивать развитие функциональной грамотности учащихся на основе интеграции в изучении языка и речи учащихся;
- развивать интерес к изучению русского языка, воспитывать чувство любви и уважения к языку как величайшей культурной ценности народа;
- развивать творческие способности детей, их стремление к созданию собственных текстов.
Место предмета в базисном учебном плане
В соответствии с базисным учебным планом рабочая программа составлена по программе авторов Л.Ф.Климановой, Т.В.Бабушкиной из расчета 5 часов в неделю, 170 часов в год. Программа состоит из разделов курса, темы различных учебных занятий. Каждый раздел темы имеет свою комплексно - дидактическую цель, в которой заложены специальные знания и умения. Принцип построения рабочей программы предполагает целостность и завершенность, полноту и логичность построения единиц учебного материала в виде разделов, внутри которых учебный материал распределен по темам. Из разделов формируется учебный курс по предмету.
Основные содержательные линии
Языковой материал представлен на основе федерального компонента государственного стандарта начального общего образования. Курс данной программы включает следующие содержательные линии: систему грамматических понятий, относящихся к предложению (предложение, виды предложений, составные части предложений), к слову (состав слова, части речи в их соотношении с членами предложений), к фонетике (звуки, разряды звуков, сильная и слабая позиция звуков, анализ звучащего звука и буквы, обозначение звуков буквами и т.д.), а также совокупность правил, определяющих написание слов (орфографию).
Речевое общение. Текст
Коммуникативно-речевые умения и навыки. Практическое представление о ситуации общения с использованием образно-символических моделей: партнеры по речевому общению (собеседники), тема, цель и результат общения.
Речевой и неречевой способы общения: наблюдения за ролью языка в общении людей, несловесные средства (интонация, жесты, мимика, выразительные движения), их значение в речевом общении.
Общее представление об устной и письменной речи как формах общения. Из истории письменной речи. Составление высказываний с учетом цели общения,
обстановки и ролевых отношений партнеров, реальных или воображаемых — героев произведений (по аналогии или по образцу).
Умение воспринимать речь партнера: понимать смысл высказывания, уточнять его с помощью вопросов, находить в высказывании опорные слова (с помощью учителя), чувствовать интонацию конца предложения, конца смысловой части
высказывания (текста).
Умение строить высказывание в устной и письменной форме: обдумывать предстоящий ответ; отбирать необходимые языковые средства, понимать цель общения: что-то сообщить, объяснить, описать; проверять и контролировать себя (с помощью учителя).
Совершенствование звуковой стороны речи, устранение недочетов в произношении. Развитие интереса к произносительной стороне речи на основе игр со звуками речи, чтения скороговорок и чистоговорок и наблюдения за звукописью в
стихотворениях.
Практическое овладение приемами интонационно-выразительной речи (громкость, темп и др.), умение использовать их в зависимости от ситуации и цели общения.
Текст. Общее представление о тексте (текст состоит из предложений, которые связаны по смыслу). Тема текста. Роль заглавия. Наблюдение за особенностями текстов (описание, рассуждение, повествование), их жанровым разнообразием (загадка, сказка, рассказ, стихотворение).
Наблюдение за ролью слова в художественном тексте. Умение находить в тексте главную мысль (с помощью учителя), подбирать заглавие к тексту. Самостоятельное изложение повествовательного (или описательного) текста по заданным вопросам. Составление и запись текста по предложенному началу, серии картинок на определенную тему из жизни детей, о любимой игрушке, о летних или зимних каникулах и др.
Составление текста делового стиля: письма, записки, объявления (с помощью учителя).
Речевой этикет. Использование формул речевого этикета
в процессе ведения диалога. Изменение форм речевого этикета в зависимости от ситуации и цели общения (здравствуйте, привет, рады приветствовать вас и др.).
Культура речевого общения (со взрослыми; со сверстниками при работе в парах, в коллективно-распределенной деятельности), умение слушать партнера, поддерживать диалог вопросами и репликами.
Концептуальной основой нового учебника является его коммуникативно-познавательная направленность. В новой системе изучения языка, его основных понятий и правил происходит в тесной взаимосвязи с коммуникативно-речевыми умениями и навыками, которые придают изучению языка практическую, функциональную направленность.
Новая система, базирующаяся на системно-функциональном подходе, обеспечивает интеграцию языка и речи в обучении. В различных коммуникативно-речевых ситуациях, в процессе чтения художественных, познавательных и деловых текстов ученики наблюдают, как основные единицы языка функционируют в речи. Школьники начинают осознавать русский язык, «добывая его из речи», учатся применять полученные знания о языке в своей речевой практике.
Обучение русскому языку строится по схеме: речь – язык – речь. Вопросы и задания учебника побуждают детей к осмыслению собственной речи. Школьники знакомятся с образцами использования родного языка, его выразительных средств в литературных произведениях русских писателей и поэтов (рубрика «Словесное творчество»).
Коммуникативная направленность обучения позволяет детям постепенно накапливать необходимые представления о языке как средстве общения, помогает ориентироваться в ситуации общения, обдумывать свой ответ, корректировать его в зависимости от цели общения и т.д. Новые принципы открывают возможности обучать детей письму не только как речевому навыку, но и как письменной речи и как письменной форме общения, стимулируют развитие творческих способностей детей, их стремление к созданию собственных текстов, которые практически являются своеобразной интеграцией всех речевых умений и навыков.
Познавательная направленность обучения создаёт предпосылки того, что ребёнок начинает накапливать представления о языке как средстве познания, как своеобразной знаковой системе, в которой знаком считаются только двусторонние единицы языка, такие, как слово и морфема.
Познавательная направленность обучения предполагает развитие не только логического мышления, но и образного мышления и воображения учащихся, без которых невозможна их творческая деятельность. С этой целью в учебнике используются художественные тексты.
Большое внимание уделяется развитию речевого мышления. В учебнике много заданий на сравнение слов (его формы и значения), на классификацию слов по разным основаниям (тематическая классификация, связанная с лексическим значением слова, классификация слов по грамматическим признакам, выделение группы слов с общим значением предметности, признака, действия).
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ (170 ч)
Данная программа рассчитана на 170 часов. Программа по русскому языку соответствует обязательному минимуму содержания учебного материала по данному предмету и отвечает требованиям к уровню подготовки учащихся, предусмотренным новым «Стандартом начального общего образования по русскому языку».
«Мир общения. Повторяем – узнаем новое»
Речевое общение. Диалог. Собеседники.
Слова с непроверяемыми написаниями и проверяемыми орфограммами.
Тема и главная мысль текста.
Разница между диалогом и спором.
Речевой этикет.
Связь главной мысли текста и его настроения.
Общение и его виды.
Речь устная и письменная.
Зависимость выбора речевых средств от ситуации общения.
Звуки и буквы.
Деление слов на слоги.
Ударение.
Орфограммы слова.
Имена собственные.
Безударная гласная в корне слова.
Правила переноса слов.
Парные согласные.
Непроизносимые согласные.
Разделительные твёрдый и мягкий знаки.
Правила написания буквосочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу, чн, чк, щн.
Правила написания буквосочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу, чн, чк, щн.
«Язык – главный помощник в общении»
Роль слова и жеста в речевом общении.
Основные функции слова.
Звуко-буквенная форма слова и его значение.
Как «устроено» словоКак возникают слова.
Откуда слово пришло.
Синонимы.
Антонимы.
Омонимы.
Многозначные слова.
Роль местоимений в тексте.
Слова с обобщающим значением.
Состав слова.
Корень. Однокоренные слова.
Сложные слова.
Орфограммы в корне слова.
Уменьшительно – ласкательные суффиксы.
Написание приставок и предлогов.
Разделительный твёрдый знак.
Словосочетание.
Связь слов в предложении.
Предложение. Отличие предложений от словосочетаний и слов.
Типы предложений по цели высказывания.
Главные члены предложения.
Составление предложений по схеме.
Распространённые и нераспространенные предложения.
Однородные члены предложения.
Тема и главная мысль текста.
Заголовок текста.
Виды текстов. Составные части текста.
«Части речи»
Определение частей речи с помощью вопросов.
Роль слов разных частей речи в тексте.
Имя существительное.
Собственные и нарицательные имена существительные.
Большая буква в именах собственных.
Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные.
Синонимы и антонимы.
Род имён существительных.
Число имён существительных.
Мягкий знак после шипящих в конце имён существительных женского рода.
Изменение имён существительных по падежам.
Морфологический разбор имени существительного.
Местоимение.
Глагол.
Изменение глаголов по временам.
Омонимичные формы глаголов и слов других частей речи.
Образование форм глаголов в будущем времени.
Изменение глаголов по числам.
Неопределённая форма глагола.
Мягкий знак после шипящих в конце глаголов в неопределённой форме.
Не с глаголами.
Морфологический разбор глагола.
Имя прилагательное.
Роль имён прилагательных в речи.
Образование имён прилагательных с помощью суффиксов.
Зависимость имени прилагательного от имени существительного.
Изменение имён прилагательных по родам.
Изменение имён прилагательных по числам.
Проверка безударных окончаний имён прилагательных.
Основные признаки изученных единиц речи.
Морфологический разбор имени прилагательного.
№ п/п | Раздел | Количество часов |
1. | Мир общения. Повторяем – узнаём новое. | 14 часов |
2. | Язык – главный помощник в общении | 42 часа |
3. | Состав слова. | 15 часов |
4. | Части речи. | 3 часа |
5. | Имя существительное. | 39 часов |
6. | Местоимение. | 3часа |
7. | Глагол. | 28 часов |
8. | Имя прилагательное. | 18 часов |
9. | Повторение. | 8 часов |
Итого | 170 часов |
Планируемые результаты обучения по курсу «Русский язык» 3 класс
(авт. Л. Ф. Климанова, Т. В. Бабушкина)
Личностные результаты
Обучающийся научится:
- испытывать чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России при работе с текстами об истории и культуре нашей страны, древних и современных городах, известных людях;
- осознавать свою этническую и национальную принадлежность;
- относиться с уважением к представителям других народов;
- уважительно относиться к иному мнению;
- понимать практическую значимость получаемых знаний по русскому языку;
- соблюдать правила поведения на уроке и в классе;
- развивать навыки сотрудничества с одноклассниками и со взрослыми;
- конструктивно разрешать проблемные ситуации;
- оценивать свои успехи в освоении языка.
Обучающийся получит возможность:
- сформировать целостный социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий; воспринимать окружающий мир как единый «мир общения»;
- эффективно общаться с окружающим миром (людьми, природой, культурой) для успешной адаптации в обществе;
- сформировать и использовать свои коммуникативные и литературно-творческие способности;
- осваивать духовно-нравственные ценности при работе с текстами о мире, обществе, нравственных проблемах;
- стремиться совершенствовать свою речь и общую культуру;
- сформировать эстетические чувства при работе с поэтическими и прозаическими произведениями.
Метапредметные результаты
Обучающийся научится:
- ориентироваться в пространстве учебника с помощью знаков навигации;
- понимать цели и задачи учебной деятельности;
- находить ответы на проблемные вопросы;
- пользоваться различными алгоритмами, предлагаемыми в учебнике (рубрики «Шаги к умению», «Узелки на память»);
- самостоятельно оценивать свои достижения или промахи;
- пользоваться знаково-символическими средствами в учебных целях (схема речевого общения, рисунок-схема состава слова, рисунок-схема частей речи);
- пользоваться справочной литературой (словарями);
- развивать логическое мышление при сравнении различных языковых единиц (слово, словосочетание, предложение; корневые и аффиксальные морфемы; главные и второстепенные члены предложения и др.) и при классификации языковых единиц по различным критериям;
- развивать речь при анализе художественных и научных текстов и при составлении собственных текстов различных видов.
Обучающийся получит возможность научиться:
- делать самостоятельные выводы;
- находить выход из проблемных ситуаций;
- определять цель и дидактическую значимость предлагаемых учебных заданий;
- выступать в разных ролевых функциях (учитель — ученик), предусмотренных заданиями;
Предметные результаты
Развитие речи. Речевое общение
Обучающийся научится:
- понимать, что язык является главным средством общения людей, помогающее выразить мысли и чувства;
- относиться к русскому языку как к великой ценности и культурному достоянию народа;
- анализировать речевую модель общения: речь партнера (собеседника) по общению, цель и тему общения, его результат;
- понимать речевые задачи общения: что-то сообщить (проинформировать, известить), одобрить (поддержать, похвалить, согласиться, подтвердить), возразить (оспорить, покритиковать, убедить), объяснить (уточнить, побудить, доказать, посоветовать, воодушевить);
- выбирать языковые средства в зависимости от ситуации общения;
- контролировать и корректировать своё высказывание в зависимости от ситуации общения;
- правильно использовать в общении вспомогательные средства: мимику, жесты, выразительные движения, интонацию, логические ударения, паузы в соответствии с культурными нормами;
- различать диалогическую и монологическую речь;
- составлять диалоги, основанные на известных правилах продуктивного общения;
- составлять устные тексты различных типов: повествование, описание, рассуждение;
- пересказывать текст с помощью опорных слов, с ориентировкой на главную мысль высказывания;
- писать изложения по составленному плану;
- составлять рассказы по серии картинок, на предложенную тему, по личным впечатлениям.
Обучающийся получит возможность научиться:
- совершенствовать свою устную речь на фонетическом, лексическом и синтаксическом уровнях;
- говорить выразительно, понятно, логично, чётко формулируя мысль в словесной форме; говорить связно в нормальном темпе, соблюдая необходимые нормы орфоэпии;
- делать полный и краткий пересказ текста;
- устранять в текстах шаблонные фразы и выражения, передавать своё отношение к высказанному;
- исключать из речи слова со значением неодобрения («кривляка», «худосочный», «здоровенный» и др.);
- совершенствовать культуру речевого общения: соблюдать нормы речевого этикета, уметь выразить просьбу, пожелание, благодарность, извинение; уметь поздравить или пригласить друзей, вести разговор по телефону, правильно обратиться к собеседнику;
- соблюдать культуру письменного общения: писать буквы, предложения в соответствии с правилами русской графики и орфографии, соблюдать аккуратность в ведении записей, чёткость и аккуратность выполнения письменных работ.
Главный помощник в общении — родной язык
Фонетика, графика, орфография
Обучающийся научится:
- проводить звукобуквенный анализ слов;
- определять ударение в словах;
- делить слова на слоги и на части для переноса;
- находить в тексте слова с девятью изученными ранее основными орфограммами (употребление прописной буквы, безударные гласные, звонкие и глухие согласные звуки в корнях слов, буквосочетания жи—ши, ча—ща, чу—щу, чк, чн, щн; непроверяемые написания; разделительные мягкий и твёрдый знаки, непроизносимые согласные звуки, удвоенные согласные в корне, перенос слов), применять нужный алгоритм для написания этих орфограмм;
- верно употреблять мягкий знак на конце имен существительных после шипящих с учётом рода имен существительных;
- правильно писать «не» с глаголами;
- использовать нужный алгоритм проверки всех изученных орфограмм;
- писать под диктовку тексты (55—65 слов), включающие слова с изученными орфограммами.
Обучающийся получит возможность научиться:
- верно произносить слова с «проблемным» ударением, с особенностями произношения, определяемым по орфоэпическому словарю;
- формировать представление о единообразии написания слова, морфем;
- писать мягкий знак на конце глаголов неопределенной формы после буквы ч.
Лексика
Обучающийся научится:
- различать лексическое значение и звукобуквенную форму слова;
- сравнивать слова по значению и по форме (синонимы, антонимы, омонимы);
- распознавать в тексте синонимы и антонимы;
- находить необходимую информацию о значении слова в лингвистических словарях;
- сопоставлять значения слов на основе их двусторонних моделей;
- объяснять прямое и переносное значение слова, понимать причины появления многозначности.
Обучающийся получит возможность научиться:
- понимать различие основной функции имён и личных местоимений;
- объяснять устройство и назначение толкового словаря, словаря синонимов и антонимов;
- различать мотивированные и немотивированные названия.
Состав слова (морфемика)
Обучающийся научится:
- разбирать слова по составу, выделяя в них приставку, корень, суффикс, окончание;
- выделять в слове основу и окончание;
- составлять с помощью условных обозначений схему состава слова;
- различать однокоренные слова и разные формы одного слова;
- объяснять значение, которое привносят в слово приставка и суффикс;
- образовывать новые слова с предложенными приставками и суффиксами;
- правильно писать приставки, формировать представление о единообразии их написания;
- понимать роль окончания для связи слов в предложении и словосочетании.
Обучающийся получит возможность научиться:
- находить в корнях слов исторические фонетические чередования согласных звуков (река — реченька, снег — снежок, бег — бежать);
- образовывать сложные слова на базе предложенных сочетаний слов, разбирать сложные слова по составу.
Морфология
Обучающийся научится:
- определять части речи (имя существительное, имя прилагательное, глагол) по обобщённому значению предметности, действия, признака и по вопросам;
- правильно употреблять слова разных частей речи в собственных высказываниях.
Имя существительное
Обучающийся научится:
- различать одушевлённые и неодушевлённые, собственные и нарицательные имена существительные;
- определять число имён существительных;
- определять род имён существительных, согласовывать с ними слова других частей речи;
- определять падеж имени существительного по предложенному алгоритму;
- изменять имена существительные по падежам.
Обучающийся получит возможность научиться:
- верно употреблять в речи имена существительные с «проблемным» определением рода;
- сопоставлять написание имён существительных женского и мужского рода с шипящими согласными на конце;
- образовывать формы множественного числа имён существительных при наличии вариантных окончаний;
- разбирать имя существительное как часть речи (начальная форма, собственное или нарицательное, одушевлённое или неодушевлённое, род, число, падеж).
Местоимение
Обучающийся научится:
- сравнивать по значению и по функции имена существительные и личные местоимения;
- употреблять личные местоимения в речи.
Обучающийся получит возможность научиться:
- устранять повторы слов в предложении, используя личные местоимения.
Глагол
Обучающийся научится:
- распознавать глаголы в тексте на основе их значения и грамматических признаков;
- определять времена глаголов;
- образовывать глагольные формы настоящего, прошедшего и будущего времени;
- определять число глаголов;
- верно писать частицу «не» с глаголами;
- писать мягкий знак в глаголах неопределенной формы.
Обучающийся получит возможность научиться:
- обоснованно применять нужные формы глаголов в собственных устных высказываниях и в письменной речи.
Имя прилагательное
Обучающийся научится:
- находить имена прилагательные в тексте на основе их значения и грамматических признаков;
- определять связь имени прилагательного с именем существительным;
- верно писать безударные окончания имён прилагательных, используя предложенный алгоритм.
Обучающийся получит возможность научиться:
- делать разбор имени прилагательного как части речи: определять род, число и падеж имени прилагательного;
- объяснять роль имён прилагательных в речи;
- использовать имена прилагательные в собственных речевых произведениях.
Синтаксис
Словосочетание
Обучающийся научится:
- объяснять различия слова, предложения и словосочетания на основе их главной функции — быть средством номинации или средством выражения законченной мысли;
- составлять словосочетания по заданным моделям;
- находить словосочетания в предложении.
Предложение
Обучающийся научится:
- определять тип предложения по цели высказывания и по интонации;
- находить главные члены предложения — подлежащее и сказуемое;
- находить второстепенные члены предложения (без их разграничения);
- устанавливать связь между членами предложения по вопросам;
- находить в предложении однородные члены.
Обучающийся получит возможность научиться:
- верно ставить знаки препинания при однородных членах предложения.
Текст
Обучающийся научится:
- отличать текст от простого набора предложений;
- устанавливать связь между предложениями в тексте;
- определять тему и основную мысль текста;
- озаглавливать текст;
- выделять в тексте вступление, основную часть и заключение;
- составлять план текста;
- распознавать типы текстов (описание, повествование, рассуждение).
Обучающийся получит возможность научиться:
- различать художественные и научные тексты;
- составлять тексты разных типов.
Основные требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся
Учащиеся должны иметь представление о том, что русский язык является культурным достоянием, великой ценностью русского народа; понимать, что язык (слова, предложения, тексты) — главное средство общения людей, средство, помогающее выразить мысль; обращать внимание на вспомогательные средства общения: мимику, жесты, выразительные движения, интонацию, паузы, осознавать их роль в общении культурных людей; понимать суть речевой модели общения: партнера по речевому общению, цель и тему общения, его результат.
Учащиеся должны знать:
- предложения по цели высказывания и интонации (повествовательные, вопросительные, побудительные и восклицательные);
- главные члены предложения (подлежащее и сказуемое), второстепенные члены предложения;
- однородные члены предложения;
- состав слова (корень, приставку, суффикс, окончание);
- правописание парных согласных в корне;
- правописание непроизносимых согласных;
- правописание слов с двойными согласными;
- изменение имен существительных по падежам (названия падежей и падежные вопросы), начальную форму имен существительных, три склонения имен существительных, падежные окончания;
- правописание имен существительных мужского и женского рода с шипящими на конце (рожь, вещь, сторож, плащ);
- имя числительное, правописание количественных числительных.
Учащиеся должны уметь:
- распознавать виды предложений по цели высказывания и интонации,
- ставить в конце предложения нужные знаки препинания;
- устанавливать связь слов в предложении; распознавать предложения с однородными членами;
- выделять главные и второстепенные члены предложения (без деления на виды);
- производить разбор предложения по членам предложения и частям речи (производить разбор слова как части речи в пределах изучаемого материала);
- производить разбор слова по составу;
- обозначать парные согласные в корне;
- писать слова с непроизносимыми согласными;
- писать слова с двойными согласными;
- изменять имена существительные по падежам;
- склонять существительные, писать падежные окончания существительных в форме единственного и множественного числа;
- писать имена существительные мужского и женского рода с шипящими на конце;
- писать диктанты различных видов (слуховые, зрительные, зрительно-слуховые, выборочные и т.п.);
- использовать интонацию, темп высказывания, голос, мимику, жесты в соответствии с конкретной ситуацией общения;
- пользоваться словарями и справочной литературой.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
- адекватно воспринимать звучащую речь – рассказ учителя, высказывания сверстников, детские радиопередачи, аудиозаписи и др.;
- создавать несложные монологические тексты на доступные детям темы в форме повествования и описания;
- соблюдать орфоэпические нормы;
- передавать в письменной форме несложные тексты по интересующей младшего школьника тематике;
- владеть нормами русского речевого этикета в ситуациях повседневного и учебного общения (приветствие, прощание, благодарность.).
Формы организации образовательного процесса.
Основной формой организации образовательного процесса является урок. При планировании уроков предусматривается:
- организация работы в парах;
- организация сюжетно-ролевых, дидактических игр;
- групповые и индивидуальные формы организации деятельности.
Типы уроков:
- урок овладения новыми знаниями
- урок формирования навыков и умений
- урок обобщения и систематизации
- урок повторения
- урок контроля и проверки знаний
- нетрадиционные уроки.
Технологии обучения: личностно-ориентированные, информационные, интерактивные технологии, исследовательские, методы проектной деятельности; тренинговые технологии.
Методы изучения предмета (курса):
а) объяснительно-иллюстративный,
б) репродуктивный,
в) проблемное изложение изучаемого материала,
г) частично-поисковый,
д) исследовательский метод.
Механизмы формирования ключевых компетенций обучающихся
Единые подходы (культурологический, познавательно-коммуникативный, информационный, деятельностный) и принципы (развития, вариативности, концентричности), способствуют формированию у детей ключевых компетенций (прочных знаний, умений, навыков и универсальных(метапредметных) умений; развитию способностей, готовности к обучению, сотрудничеству, саморазвитию.
Виды и формы контроля
Контролирующую функцию несут: контрольные диктанты, контрольное списывание, словарный диктант, различные виды диктантов, самостоятельная работа с проверкой по образцу, тестовые задания, фронтальные и индивидуальные опросы.
Объем письменных работ по русскому языку:
- словарный диктант – 10-12 слов.
- контрольный диктант в конце года: 55-65 слов.
Литература и средства обучения
1.Климанова Г.Ф., Бабушкина Т.В. Учебник «Русский язык» 3 класс, в двух частях, часть 1. М., «Просвещение», 2012 год.
2. Климанова Л.Ф., Бабушкина Т.В. Учебник «Русский язык» 3 класс, в двух частях, часть 2. М., «Просвещение», 2012 год.
3. Климанова Л.Ф., Бабушкина Т.В. « Рабочая тетрадь №1» по русскому языку, 3 класс М., «Просвещение», 2012 год.
4. Климанова Л.Ф., Бабушкина Т.В. «Рабочая тетрадь №2» по русскому языку, 3 класс. М., «Просвещение», 2012 год.
Информационные материалы (программно-методическое обеспечение )
1. Климанова Л.Ф., Бабушкина Т.В. Методическое пособие к учебнику «Русский язык». М., «Просвещение», 2011 год.
2. Нормативно-правовой документ. Контроль и оценка результатов обучения. — М., 2010.
3. «Перспектива»: Программы для начальной школы. — М.: Просвещение, 2010.
4. Климанова Л.Ф., Бабушкина Т.В. Методическое пособие к учебнику «Русский язык». Диктанты, срезовые работы. М., «Просвещение», 2011 год.
Дидактические материалы:
1. Игнатьева Т.В., Тикунова Л.И.. Контрольные, проверочные и творческие работы по русскому языку. М., «Экзамен», 2010 год.
2. Ракитина М.Г. Тесты. М., «Айрис-Пресс», 2011 год.
3. Шевердина Н.А., Сушинскас Л.Л. Новые олимпиады для начальной школы. Ростов-на-Дону, «Феникс», 2010 год.
- Грамматические таблицы по русскому языку
- Таблица «Алфавит»
- Карточки с заданиями
- Картинки, ребусы
Календарно-тематическое планирование по русскому языку 3 класс
№ урока | Раздел, тема уроков | Содержание, термины и понятия | Номера страниц учебника | Номера страниц тетради | Планируемый результат | Дата | ||
Личностные умения | Метапредметные умения | Предметные умения | ||||||
Мир общения.Повторяем – узнаём новое (14 ч) | ||||||||
1 2 3 4 5 6 | Собеседники. Диалог Входной диктант. | Изучение различий в ведении диалога и спора. Создание описательного тек-ста с использовани-ем текстов литера-турных произведе-ний. Диалог, дискуссия, общение, речь, собеседник, спор, ссора, текст, язык. | 4-5 6-7 8 9-10 11-12 | Проявлять: - интерес к изучению темы; -желание помочь Ване корректно вести диалог; - творческое от-ношение к сос-тавлению и оформлению ди-алога в соот-ветствии с этическими норма-ми общения. | Познавательные умения: - различать дискуссию и ссору в диалоговом общении и обосновывать своё мнение; - вести диалог в необ-ходимой ситуации на основе речевого этикета; - определять тему беседы и обосновывать своё мнение; - определять структуру письма и обосновывать своё мнение; - отбирать необходимую информацию из содержания литературных произведений и обосновывать своё мнение; - определять речевые ошибки в тексте и обосновывать своё мнение; - использовать приобретён-ные знания при составлении и оформлении диалога с раз-ными социальными служба-ми. Регулятивные умения: - планировать своё действие в соответствии с целью; - выполнять учебное задание в соответствии с планом; - выполнять учебное дейст-вие в соответствии с правилами; - учитывать характер оши-бок, вносить коррективы; - ориентироваться в разных способах выполнения зада-ния. Коммуникативные умения: - слушать мнение партнёра в рамках учебного диалога; - учитывать мнение партнёра при работе в паре; - использовать речь для регуляции своего действия в рамках учебного диалога; - адекватно использовать речь для представления результата. | - Формулировать правила позитив-ного диалога. - Строить диалог, используя вежли-вые слова. - Составлять и писать диалог с разными социальными службами, используя правила ведения диалога. - Составлять текст на заданную тему, используя содержание литератур-ных произведений. - Писать новые словарные слова. | ||
7 8 | Культура устной и письменной речи | Актуализация уме-ния определять зна-чимость речи в об-щении. Изучение пра-вил устной и письменной речи. Оформ-ление заявления. Заявление, культура речи, культурный человек, скороговорка, устная и письменная речь. | 13-14 15-16 | Проявлять: - интерес к изу-чению темы; -желание помочь Ане и Ване; - творческое от-ношение к про-цессу оформления своего заяв-ления; - понимание соб-ственных дости-жений при осво-ении учебной темы. | Познавательные умения: - определять цель, удобный способ общения и обосно-вывать своё мнение; - раскрывать значение слова «заявление»; - раскрывать смысл понятия «культурный человек» и обосновывать своё мнение; - определять открытый и закрытый слог в слове и обосновывать своё мнение; - использовать приобретён-ные знания при оформлении личного заявления. Регулятивные умения: - выполнять учебные задания в соответствии с правилом; - ориентироваться в разных способах выполнения зада-ния; - выполнять взаимопроверку и корректировку учебного задания; - выполнять самопроверку учебного задания. Коммуникативные умения: - взаимодействовать с парт-нёром в рамках учебного диалога; - адекватно использовать речь для представления ре-зультата; - осуществлять взаимный контроль, приходя к единому мнению. | - Составлять диа-лог, характерный для современных людей. - Формулировать определение поня-тия и представлять его в письменной форме. - Писать текст, следуя правилам оформления пись-ма. - Составлять и писать заявление в соответствии с общепринятой формой, используя изу-ченные орфограм-мы. | ||
9 10 11 12 | Текст | Актуализация зна-ний о тексте: тема, главная мысль, структура, содержа-ние. Актуализация знаний о типах тек-ста: сообщение, опи-сание, рассуждение. Освоение алгоритма определения назва-ния текста. Состав-ление плана текста. Изучение понятий «художественный текст» и «научный текст». Редактирова-ние текста. Состав-ление заметки для газеты. Заглавие текста, заметка, газета, тип текста, науч-ный текст, план текста, стиль тек-ста, художествен-ный текст. | 17-27 | Проявлять: - интерес к изу-чению темы; - эмоционально-ценностное от-ношение к про-блеме Вани; - творческое отношение к про-цессу создания и оформления за-метки для газеты; - понимание соб-ственных дости-жений при осво-ении учебной темы. | Познавательные умения: - определять тему, главную мысль текста и обосновывать своё мнение; - определять тип текста и обосновывать своё мнение; - объяснять значение выражений «основные части текста», «план текста», «художественный текст», «научный текст» и исполь-зовать их в активном сло-варе; - различать художественный и научный тексты и обосно-вывать своё мнение; - использовать приобретённые знания при создании и оформлении текста заметки для газеты. Регулятивные умения: - планировать своё действие в соответствии с целью; - соотносить учебное дейст-вие с известным алгоритмом; - выполнять взаимопроверку и самопроверку при выпол-нении учебного задания; - соотносить поставленную цель и полученный результат деятельности; - оценивать результат собст-венной деятельности. Коммуникативные умения: - формулировать понятные высказывания в рамках учебного диалога, используя термины; - использовать речь для коррекции своих действий при работе в паре и в группе; - конструктивно взаимодей-ствовать с партнёром в рамках учебного диалога; - адекватно использовать речь для представления результата. | - восстанавливать порядок частей тек-ста в соответствии с планом. - дописывать недо-стающую часть текста. - составлять и запи-сывать художест-венный (научный) текст, используя словосочетания и предложения. - определять тему текста, главную мысль текста и озаглавливать его. - составлять и писать текст заметки в газету по заданной теме. | ||
13 | Проверка знаний учащихся. Контрольный диктант по теме «Текст» | |||||||
14 | Работа над ошибками | 28-30 | ||||||
Язык - главный помощник в общении (42 ч) | ||||||||
15 | Язык — главный помощник в общении | Актуализация уме-ния определять зна-чимость речи в об-щении. Работа с ор-фограммами: безу-дарная гласная, пар-ная и непроизноси-мая согласная, удво-енная согласная, твёрдый и мягкий знаки и др., исполь-зуя алгоритм про-верки. Изучение деления слова на слоги на основе открытого и закрытого слога. | 31 | Проявлять: - интерес к изу-чению темы; -желание помочь Ане и Ване; - понимание соб-ственных дости-жений при осво-ении учебной темы. | Познавательные умения: - определять цель, удобный способ общения и обосно-вывать своё мнение; - определять открытый и закрытый слог в слове и обосновывать своё мнение; - раскрывать значение слов «орфограмма», «заявление» и обосновывать своё мнение; - определять ударную и безударную гласную и обосновывать своё мнение; - определять способ про-верки безударной гласной, парной звонкой — глухой и непроизносимой согласной и обосновывать своё мнение; - определять в слове место написания разделительного Ь и Ъ и обосновывать своё мнение; - определять слова, в напи-сании которых есть удвоенная согласная; - определять основание для написания слов с букво-сочетаниями: жи — ши, ча — ща, чу — щу, чк, чн, нщ и обосновывать своё мнение. Регулятивные умения: - выполнять учебные задания в соответствии с правилом; - ориентироваться в разных способах выполнения зада-ния; - выполнять взаимопроверку и корректировку учебного задания; - выполнять самопроверку учебного задания. Коммуникативные умения: - взаимодействовать с парт-нёром в рамках учебного диалога; - адекватно использовать речь для представления ре-зультата; - осуществлять взаимный контроль, приходя к единому мнению. | - писать слова с заглавной буквой, следуя правилу; - подбирать и пи-сать слова с орфограммой, следуя алгоритму; - делить слова для переноса, следуя правилу; - выделять корень и приставку в словах с разделитель-ными Ь и Ъ; - соотносить коли-чество звуков и букв в словах с удвоенной соглас-ной; - писать орфограм-мы в новых сло-варных словах. - писать текст, следуя правилам оформления пись-ма. | ||
16 17 18 | Звуки и буквы. Слог, ударение | 32-38 | ||||||
19 | Девять правил орфографии | 39-40 | ||||||
20 | Прописная буква в именах собственных | 41-42 | ||||||
21 | Буква безударных гласных | 43-44 | ||||||
22 23 | Проверяемые и непроверяемые безударные гласные в корне слова | |||||||
24 25 | Проверяемые и непроверяемые парные по глухости — звонкости согласные в корне слова | 45-46 | ||||||
26 27 | Непроизносимые согласные | 47-48 | ||||||
28 | Разделительные твердый (Ъ) и мягкий (Ь) знаки | 49 | ||||||
29 | Развитие речи. Обучающее изложение | 50 | ||||||
30 | Удвоенные согласные | 51-52 | ||||||
31 32 | Правописание буквосочетаний ЖИ—ШИ, ЧА—ЩА, ЧУ-ЩУ,ЧК,ЧН, ЩН | 53-55 | ||||||
33 | Перенос слова | 56-57 | ||||||
34 | Проверка знаний учащихся. Контрольный диктант | 58 | ||||||
35 | Работа над ошибками | |||||||
36 37 38 39 | Что рассказало слово | Актуализация зна-ний о классифика-ции слов на основе их лексического значения. Актуализация уме-ний работать со сло-варями разных ви-дов. Изучение мно-гозначных слов, имён собственных и нарицательных, си-нонимов, омонимов, антонимов и слов, служащих для заме-щения других слов (местоимений). Антонимы, имена собственные и нари-цательные, многоз-начность слова, омонимы, проис-хождение слов, си-нонимы, слова-за-местители (место-имения). | 59-72 | Проявлять: - интерес к изу-чению темы; -желание помочь Ване написать SМS-сообщение, понятное Ане; - творческое от-ношение к про-цессу составле-ния SMS-сооб-щения. Оценивать результат собст-венной деятель-ности. Осознавать собственные до-стижения при освоении учеб-ной темы. | Познавательные умения: - определять условия раз-вития русского языка и обосновывать своё мнение; - определять лексическое значение слова на основе этимологии и обосновывать своё мнение; - раскрывать смысл понятий «синонимы», «антонимы», «омонимы» и «многознач-ность слова» и обосновывать своё мнение; - использовать приобретён-ные знания при составлении SМS-сообщения. Регулятивные умения: - выполнять учебное задание в соответствии с целью; - ориентироваться в разных способах выполнения задания; - выполнять самопроверку и взаимопроверку учебного задания; - соотносить поставленную цель и полученный результат деятельности; - адекватно воспринимать оценку своих действий. Коммуникативные умения: - адекватно взаимодейство-вать с партнёром в рамках учебного диалога; - учитывать разные мнения в рамках учебного диалога; - договариваться и приходить к общему решению при работе в паре; - адекватно использовать речь для представления результата. | - Определять значе-ние слова, исполь-зуя «Словарь инос-транных слов», словарь В. И. Даля. - Использовать ан-тонимы и синони-мы для замены слов в тексте. - Располагать сино-нимы по степени возрастания приз-нака. - Писать фразеоло-гические обороты с антонимами. - вставлять и пи-сать понятное ад-ресату SМS-сооб-щение о назначении места встречи. | ||
40 41 | Синонимы | 73-75 | ||||||
42 | Антонимы | 76-77 | 59 | |||||
43 | Омонимы | 78 | 60-61 | |||||
44 | Многозначные слова | 79-80 | 62 | |||||
45 | Слово и его значение | 81-83 | 63 | |||||
46 | Проверка знаний учащихся | |||||||
47 | Работа над ошибками | 64-67 | ||||||
48 49 | Словосочетание | Актуализация знаний о типах предложений по интонации и по цели высказывания. Актуализация знаний о главных членах предложения. Изучение способов образования словосочетаний. Построение предложения с второстепенными и однородными членами. Второстепенные члены предложения, объявление, однородные члены предложения, словосочетание, типы предложений по интонации и по цели высказывания. | 84-85 | 67-69 | Проявлять: - интерес к изу-чению темы; -желание помочь Ване; - творческое отношение к процессу составления и оформления текста объ- явления; - понимание успешности при освоении темы. | Познавательные умения: - раскрывать значение понятий «словосочетание», «объявление» и использовать их в активном словаре; - раскрывать значение выра-жений «второстепенные чле-ны предложения», «однород-ные члены предложения» и обосновывать своё мнение; определять тип предложения по интонации и по цели высказывания и обосновы-вать своё мнение; - определять знаки препи-нания в предложении с одно-родными членами с союзом и без него и обосновывать своё мнение; - использовать приобретён-ные знания при составлении и оформлении текста объяв-ления. Регулятивные умения: - выполнять учебное задание в соответствии с целью; -выполнять учебное действие в соответствии с планом; -соотносить учебное дейст-вие с известным правилом; -выполнять самопроверку, взаимопроверку и корректи-ровку учебного задания; -соотносить поставленную цель и полученный результат деятельности. Коммуникативные умения: -формулировать понятное для партнёра высказывание в рамках учебного диалога, используя термины; - осуществлять взаимный контроль, приходить к единому мнению; - адекватно использовать речь для представления результата. | - Формулировать в словосочетании вопрос от основ-ного слова к зави-симому. - Выделять графи-чески основу пред-ложения. - Дополнять пред-ложение второсте-пенными членами. - Писать предложе-ния с однородными членами, оформляя соответствующими знаками препинания. - Писать текст объ-явления, используя второстепенные и однородные члены предложения; оформлять текст в соответствии с тре-бованиями. | |
50 | Предложение | 86-87 | 69-72 | |||||
51 52 | Главные члены предложения | 88-91 | 72-75 | |||||
53 54 | Предложения с однородными членами | 92-93 | 76-77 | |||||
55 | Контрольный диктант | |||||||
56 | Работа над ошибками | |||||||
Состав слова (15 ч) | ||||||||
57 | Состав слова. Корень | Актуализация уме-ния разбирать слова по составу без выде-ления основы, под-бирать однокорен-ные слова. Актуали-зация знания прави-ла употребления раз-делительных Ъ и Ь. Изучение состава слова с выделением основы. Изучение значения морфем. Освоение способов словообразования с помощью морфем. Изучение образования и написания сложных слов. Корень слова, нулевое окончание, основа слова, приставка, родственные слова, состав слова, суффикс, сложные слова, соединительная гласная в сложных словах, чередование согласных в корне слова. | 94-95 | 78-79 | Проявлять: - интерес к изу-чению темы; -желание помочь Ане и Ване соот-нести слово и схему. Творчески отно-ситься к процес-су работы над составом слова и словообразованием. Осознавать соб-ственные дости-жения при осво-ении учебной темы. | Познавательные умения: - определять основу слова, нулевое окончание в слове и обосновывать своё мнение; - раскрывать смысл правила о написании корня в однокоренных словах с чередованием согласных и без него и обосновывать своё мнение; - определять способы слово-образования с помощью суффикса и приставки и обосновывать своё мнение; - раскрывать значение поня-тия «сложные слова» и обосновывать своё мнение; - использовать приобретён-ные знания при выполнении учебного задания. Регулятивные умения: - выполнять учебное задание, используя правило; - выполнять самопроверку, взаимопроверку и взаимо-оценку при выполнении учебного задания; - ориентироваться в разных способах выполнения зада-ния; -соотносить поставленную цель и полученный результат деятельности. Коммуникативные умения: - действовать по правилам сотрудничества, принимая во внимание позиции партнё-ров; - формулировать понятные высказывания, используя термины, в рамках учебного диалога; - договариваться и приходить к общему решению при работе в паре и группе; - учитывать общепризнанные правила в совместной дея-тельности; - адекватно использовать речь для представления результата. | - Подбирать одно-коренные прове-рочные слова к орфограммам в корне слова. - Образовывать но-вые слова, исполь-зуя разные способы словообразования. - Устанавливать со-ответствие между словом и его схе-мой. - Писать орфограм-мы в новых словар-ных словах. - Писать текст, вставляя пропу-щенную орфограмму и раскрывая скобки. | |
58 59 | Корень | 96-98 | 80-81 | |||||
60 | Корневые орфограммы | 99-102 | 82-85 | |||||
61 | Развитие речи. Письменные ответы на вопросы по содержанию текста | 86 | ||||||
62 63 | Приставка | 103-108 | 87-89 | |||||
64 65 | Суффикс | 109-112 | 89-91 | |||||
66 67 | Окончание и ос-нова | 113-116 | 92-94 | |||||
68 69 | Как образуются слова | 117-120 | 94-96 | |||||
70 | Контрольный диктант по теме «Состав слова» | |||||||
71 | Работа над ошибками | |||||||
Части речи (Зч) | ||||||||
72 | Части речи | Актуализация зна-ний об имени сущес-твительном. Актуализация уме-ния определять час-ти речи. Изучение значимых (самосто-ятельных) и служеб-ных частей речи. Изучение рода име-ни существительно-го. Освоение прави-ла написания «Ь» на конце имён сущест-вительных после шипящих. Глагол, значимые части речи, имя существительное, имя прилагательное, мягкий знак, неоду-шевлённое, одушевлённое, предлог, род, служебные части речи, союз, частица, число, шипящие звуки. | 122-125 | II часть 4-9 | Проявлять: - интерес к изу-чению темы; - творческое отношение к составлению и оформлению ответа на письмо от имени Вани; - понимание ус-пешности при освоении учебной темы. | Познавательные умения: - раскрывать значение выра-жений «значимые части речи», «служебные части речи» и использовать их в активном словаре; - раскрывать значение поня-тий «мужской род», «жен-ский род», «средний род» и использовать их в активном словаре; - различать значимые и служебные части речи и обосновывать своё мнение; - различать род имён сущес-твительных и обосновывать своё мнение; - определять значение «Ь» в именах существительных женского рода с шипящим звуком на конце и обосновывать своё мнение; - использовать приобретён-ные знания при составлении и оформлении ответа на письмо от имени Вани. Регулятивные умения: - планировать и выполнять учебное задание в соответствии с целью; - соотносить учебное дейст-вие с известным правилом; - выполнять учебное задание, используя алгоритм; - выполнять самопроверку, взаимопроверку и взаимо-оценку учебного задания; - оценивать результат соб-ственной деятельности. Коммуникативные умения: - формулировать понятные высказывания в рамках учебного диалога, используя термины; - учитывать мнение партнёра в рамках учебного диалога и приходить к совместному решению; - адекватно воспринимать оценку своих действий и вносить коррективы; - адекватно использовать речь для представления результата. |
| |
73 | Развитие речи. Письменные ответы на вопросы по содержанию текста | 126-129 | 10-11 | |||||
74 | Контрольный диктант по теме «Части речи» | 130-133 | ||||||
Имя существительное (39 ч) | ||||||||
75 | Имя существительное | Актуализация знаний о понятиях «имя существитель-ное», «окончание». Изучение названий падежей и падежных вопросов. Освоение разбора имени существительного как части речи. Винительный па-деж, дательный падеж, именительный падеж, имя сущес-твительное, начальная форма слова, окончание, падеж, предложный падеж, родительный па-деж, склонение, творительный па-деж. | 134-137 | 11-12 | Проявлять: - интерес к изу-чению темы; -желание помочь друзьям Ани и Вани; - творческое от-ношение к сос- тавлению и оформлению надписи на по-дарке; - понимание сво-ей успешности при изучении темы. | Познавательные умения: - раскрывать значение поня-тий «склонение», «падеж», «начальная форма слова», «именительный падеж», «ро-дительный падеж», «датель-ный падеж», «винительный падеж», «творительный па-деж», «предложный падеж», «местоимение» и использо-вать их в активном словаре; - определять падежный воп-рос для существительного (одушевлённого, неодушев-лённого) и обосновывать своё мнение; - различать вопросы имени-тельного и винительного, родительного и винительного падежей и обосновывать своё мнение; - определять роль существи-тельного в предложении и обосновывать своё мнение; - использовать приобретён-ные знания и умения для составления и оформления надписи на подарке. Регулятивные умения: - выполнять учебное дейст-вие в соответствии с планом; - выполнять учебное дейст-вие, используя алгоритм; - ориентироваться в разных способах выполнения зада-ния; - выполнять самопроверку и взаимопроверку учебного задания; - соотносить поставленную цель и полученный результат деятель- ности. Коммуникативные умения: — формулировать понятные высказывания в рамках учебного диалога, используя термины; - учитывать мнение партнёра при принятии общего решения в рамках учебного диалога; - конструктивно взаимодей-ствовать с партнёром в рамках учебного диалога; — адекватно использовать речь для представления результата. | - определять в предложении (тек-сте) падеж сущест-вительного. - склонять сущест-вительное. - определять приз-наки существитель-ного; - рассказывать ал-горитм определе-ния падежа сущес-твительного; - писать названия падежей и вопросы к ним; - определять па-дежный вопрос к существительному (одушевлённому, неодушевлённому), используя таблицу; - определять падеж существительного, используя алгоритм; - рассказывать о роли падежа в постановке вопро-сов и определении окончаний; о роли существительного с падежным окон-чанием в предло-жении; - определять падеж существительного, используя вопрос или предлог; - различать имени-тельный и вини-тельный падежи, используя вопрос и определяя роль существительного в предложении; - составлять и писать предложе-ния, выделяя в них главные члены и указывая падеж каждого существи-тельного; - писать словосоче-тания по образцу; - писать словосоче-тания, в которых существительное стоит в родитель-ном, дательном, творительном или предложном паде-же с предлогом, выделяя окончание; - писать имя адре-сата в дательном падеже; - писать новые словарные слова; - вставлять в пред-ложение (текст) и писать подходящие по смыслу предло-ги. - разбирать сущест-вительное как часть речи. - составлять и оформлять надпись на подарке. | |
76 | Собственные и нарицательные имена существительные | 138-139 | 12-16 | |||||
77 78 | Одушевленные и неодушевленные имена существи-тельные | 140-141 | 17-19 | |||||
79 | Развитие речи. Сочинение-описа-ние с использованием приема олицетворения | 142-143 | ||||||
80 81 | Число имен существительных | 144-148 | 20-24 | |||||
82 | Развитие речи. Письменные отве-ты на вопросы по содержанию текста | 149 | ||||||
83 | Контрольный диктант по теме «Имя существительное» | |||||||
84 | Проверка знаний учащихся | 150-151 | ||||||
85 | Новогоднее путе-шествие с Дедом Морозом | |||||||
86 87 88 89 90 | Род имен существительных | II часть 3-12 | 25-32 | |||||
91 | Развитие речи. Обучающее изло-жение | |||||||
92 93 | Мягкий знак (Ь) после шипящих на конце имен сущес-твительных женского рода | 13-16 | 32-36 | |||||
94 | Контрольный диктант по теме «Мягкий знак (Ь) после шипящих на конце имен существи-тельных женского рода» | |||||||
95 | Работа над ошибками | 17 | ||||||
96 97 98 | Изменение имен существительных по падежам | 18-24 | 36-38 | |||||
99 | Изменение имен существительных по падежам. Именительный падеж | |||||||
100 101 | Изменение имен существительных по падежам. Роди-тельный падеж | 25-28 | 39-41 | |||||
102 | Изменение имен существительных по падежам. Да-тельный падеж | 29-30 | 41-43 | |||||
103 | Изменение имен существительных по падежам. Вини-тельный падеж | 31-32 | 44-45 | |||||
104 | Изменение имен существительных по падежам. Твори-тельный падеж | 33-34 | 46-47 | |||||
105 | Изменение имен существительных по падежам. Твори-тельный падеж | 35 | 48 | |||||
106 | Изменение имен существительных по падежам. Пред-ложный падеж | 36-37 | 48-50 | |||||
107 108 | Изменение имен существительных по падежам (скло-нение) | 38-41 | 51-53 | |||||
109 110 | Имя существительное | 42-45 | 53-55 | |||||
111 | Проверочная работа по теме «Имя существительное» | 46 | ||||||
112 | Контрольный диктант по теме «Имя существительное» | |||||||
113 | Работа над ошибками | |||||||
Местоимение (3 ч) | ||||||||
114 115 116 | Местоимение | Изучение местоимения как части речи. Редактирование текста с использованием личных местоимений. Местоимение, личное местоимение. | 47-51 | 56-58 | Проявлять: - интерес к изу-чению темы; -желание помочь друзьям Ани и Вани; - понимание сво-ей успешности при изучении темы. | Познавательные умения: - раскрывать значение поня-тий «личное местоимение» и использовать их в активном словаре - определять роль место-имения в предложении и обосновывать своё мнение. | - Определять и ука-зывать в тексте местоимения. - Редактировать и писать текст, заме-няя существитель-ное подходящим местоимением. | |
Глагол (28 ч) | ||||||||
117 118 119 | Глагол | Актуализация зна-ний о глаголе: зна-чение части речи, изменение по чис-лам. Изучение вре-менных форм глаго-ла, освоение правил определения време-ни глагола, рода и числа глагола про-шедшего времени. Изучение неопреде-лённой формы гла-гола и освоение правописания суф-фиксов глагола не-определённой фор-мы. Освоение пра-вила написания час-тицы не с глаголом. Освоение морфологического разбора глагола. Глагол, неопределён-ная форма, настоя-щее время, будущее время, простое бу-дущее время, сложное будущее время, прошедшее время, единственное и множественное число, род, формообразующий суф-фикс -л-, частица не. | 52-58 | 58-60 | Проявлять: - интерес к изу-чению темы; -желание помочь Ване понять смысл сказки; - творческое от-ношение к на-писанию окон-чания сказки; - осознание ус-пешности при изучении темы. | Познавательные умения: - раскрывать значение поня-тий и использовать их в активном словаре; - определять морфологичес-кие признаки глагола неоп-ределённой формы, настоя-щего, прошедшего и буду-щего времени и обосновывать своё мнение; - определять роль глагола в предложении и обосновывать своё мнение;
- использовать приобретён-ные знания при написании окончания сказки. Регулятивные умения: - планировать свои действия в соответствии с целью; - выполнять учебное дейст-вие, используя правило, алгоритм; - ориентироваться в разных способах выполнения зада-ния; - выполнять самопроверку и взаимопроверку учебного задания; - соотносить поставленную цель и полученный результат деятельности. Коммуникативные умения: - в рамках учебного диалога формулировать понятные высказывания, используя термины; - слышать и учитывать мнение партнёра при взаимопроверке учебного задания в рамках учебного диалога; - согласовывать своё мнение с партнёром для принятия общего решения в рамках учебного диалога; - адекватно использовать речь для представления результата | Определять: - морфологические признаки глагола; - глагол неопреде-лённой формы; - член предложе-ния, выраженный глаголом. Писать: - глаголы неопреде-лённой формы, настоящего, про-шедшего и буду-щего времени; - глаголы с час-тицей не. Составлять и пи-сать окончание сказки. | |
120 121 122 | Изменение глаголов по временам | 59-62 | 60-62 | |||||
123 | Глаголы настоящего времени | 63-65 | 63-66 | |||||
124 125 | Глаголы прошедшего времени | 66-67 | 67-68 | |||||
126 127 | Глаголы будущего времени | 68-71 | 68-71 | |||||
128 129 130 | Неопределенная форма глагола | 72-75 | 72-73 | |||||
131 | Закрепление. Изменение глаголов по временам. Неопределенная форма глагола | 76 | ||||||
132 133 | Изменение глаголов по числам | 77-79 | 74-75 | |||||
134 | Развитие речи. Обучающее изложение по теме «Глагол» | 80 | ||||||
135 | Развитие речи. Сочинение | 81 | ||||||
136 137 138 | Изменение глаголов прошедшего времени по родам | 82-87 | 76-79 | |||||
139 140 | НЕ с глаголами | 88-91 | 80-82 | |||||
141 142 | Глагол | 92-95 | ||||||
143 | Контрольный диктант по теме «Глагол» | 96 | ||||||
144 | Работа над ошибками | |||||||
Имя прилагательное (18 ч) | ||||||||
145 146 147 148 149 | Имя прилагательное | Актуализация зна-ний о прилагательном: значение части речи, изменение по числам. Изучение форм рода и падежа имени прилагатель-ного, освоение правила написания окончания прилагательного. Освоение морфологического разбора имени при-лагательного как части речи. Единственное и множественное число, имя прилагательное, падеж, окончание, признаки имени прилагательного, род, склонение. | 97-107 | 83-85 | Проявлять: - интерес к изучению темы; - желание помочь Ване; - творческое отношение к составлению и написанию поздравительного выступления; - осознание успешности при изучении темы. | Познавательные умения: - определять роль прилагательного в тексте и обосновывать свое мнение; - определять непостоянные признаки имени прилагательного и обосновывать свое мнение; - различать падежные вопросы имени прилагательного и существительного и обосновывать свое мнение; - использовать приобретенные знания при составлении текста поздравительного выступления. Регулятивные умения: - планировать свои действия в соответствии с целью; - выполнять учебное действие, используя правило, алгоритм; - ориентироваться в разных способах выполнения задания; - выполнять самопроверку и взаимопроверку учебного задания; - соотносить поставленную цель и полученный результат деятельности, и оценивать его. Коммуникативные умения: - использовать речь для регуляции своего действия в рамках учебного диалога; - осуществлять взаимный контроль, приходить к единому мнению при работе в паре, группе; - согласовывать свое мнение с партнёром для принятия общего решения в рамках учебного диалога; - адекватно использовать речь для представления результата. | Рассказывать: - алгоритм разбора прилагательного как части речи; - правило написания окончания прилагательного; - алгоритм определения непостоянных признаков имени прилагательного; Склонять прилагательное с существительным; Определять ошибки в морфологическом разборе прилагательного, вносить исправления и выделять графически окончание; Писать: - прилагательные-антонимы, прилагательные-синонимы; - текст поздравительного выступления, используя имена прилагательные. | |
150 151 | Изменение имен прилагательных по родам и числам | 108-110 | 86 | |||||
152 153 | Изменение имен прилагательных по числам | 111-113 | 87 | |||||
154 | Изменение имен прилагательных по родам, числам и падежам | 114-115 | ||||||
155 | Развитие речи. Сочинение-описание | 116 | ||||||
156 157 158 | Изменение имен прилагательных по родам, числам и падежам | 117-120 | 88-89 | |||||
159 | Имя прилагательное | 121-122 | ||||||
160 | Обучающее изложение по теме «Имя прилагательное» | 123-124 | ||||||
161 | Контрольный диктант по теме «Имя прилагательное» | 125 | ||||||
162 | Работа над ошибками | |||||||
Повторение (8 ч) | ||||||||
163 164 165 | Повторение. Слово. Предложение. Текст | Повторить материал всего учебного года | 126-130 | Проявлять: - интерес к изу-чению темы; -желание помочь друзьям Ани и Вани; - понимание сво-ей успешности при повторении пройденного | Регулятивные умения: - планировать свои действия в соответствии с целью; - выполнять учебное действие, используя правило, алгоритм; - ориентироваться в разных способах выполнения задания; - выполнять самопроверку и взаимопроверку учебного задания; - соотносить поставленную цель и полученный результат деятельности, и оценивать его. Коммуникативные умения: - использовать речь для регуляции своего действия в рамках учебного диалога; - осуществлять взаимный контроль, приходить к единому мнению при работе в паре, группе; - согласовывать свое мнение с партнёром для принятия общего решения в рамках учебного диалога; - адекватно использовать речь для представления результата. | |||
166 | Повторение изученных орфограмм | 131-132 | 91 | |||||
167 | Итоговый контрольный диктант с грамматическим заданием | |||||||
168 | Работа над ошибками | 92 | ||||||
169 | Повторение. Правила правописания | 133-135 | 93-94 | |||||
170 | Обобщающий урок. Игра «По океану Речи» |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по русскому языку составлена на основе авторской программы «Русский язык», 2 класс, авторы Л.Я.Желтовская, Т.М.Андрианова, В.Л. Илюхина – М.: «АСТ» и «Астрель», 2011.
Рабочая программа по русскому языку составлена на основе авторской программы «Русский язык», 2 класс, авторы Л.Я.Желтовская, Т.М.Андрианова, В.Л. Илюхина – М.: «АСТ» и ...
Рабочая программа по русскому языку 3 класса авторской программы Л.Ф. Климанова «Русский язык»
Рабочая программа разработана на основе авторской программы Л.Ф. Климанова «Русский язык» утвержденной в соответствие с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начал...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ Класс 1 Б
В системе предметов общеобразовательной школы курс «Русский язык» реализует познавательную и социокультурную цель.Познавательная цель предполагает ознакомление учащихся с основными положениями науки о...
Рабочая программа по русскому языку На основе авторской программы М.С.Соловейчик, Н. С.Кузьменко ( к курсу Русский язык для 1-4 классов общеобразовательных учреждений, 2-е изд. Смоленск: Ассоциация ХХ/ век, 2011 год.) (УМК «Гармония»)для 2 класса
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа по русскому языку разработана в соответствии с программой к курсу « Русский язык» для 1-4 классов общеобра...
Рабочая программа по русскому языку (4 класс) на тему: "Рабочая программа по русскому языку 4 коррекционный класс (8 вида).
Рабочая программа составлена на основе авторской программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...
Рабочая программа по русскому языку (3 класс) на тему: "Рабочая программа по русскому языку 3 коррекционный класс (8 вида).
Рабочая программа составлена на основе авторской программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издание - М.: Просвещение...
Рабочая программа по русскому языку. Класс: 3
Рабочая программа по русскому языку. Класс: 3 «А»...