"Образование имён существительных от основ существительных и глаголов"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему
Урок русского языка в 3 классе по программе "Школа 2100" даётся в 3 четверти. Дети знакомятся со способами образования существительных с разными значениями от основ существительных и глаголов при помощи суффиксов. Это расширяет их словарный запас, воспитывает стремление к познанию.
Используются элементы игровой технологии, групповая работа, технология здоровьесбережения, ИКТ.
Разнообразные задания, элементы игры повышают интерес учащихся к изучаемой теме, мультимедийная презентация делает урок более ярким, насыщенным.
Скачать:
Предварительный просмотр:
МБОУ «Пролетарская средняя общеобразовательная школа»
г.п. Пролетарский
Серпуховского района Московской области
План-конспект
открытого урока русского языка
на тему:
«Образование имён существительных от основ существительных и глаголов»
Проведён в 3 классе
Райсемёновской средней школы
учителем начальных классов
МБОУ «Пролетарская СОШ»
Герасимовой Е.Г.
2013 год
Предмет: Русский язык
Тема урока: Образование имён существительных от основ существительных и глаголов
Тип урока: комбинированный
Цель: познакомить учащихся со способом образования существительных с разными значениями от основ существительных и глаголов при помощи суффиксов, расширять словарный запас, воспитывать стремление к познанию.
Задачи:
образовательные:
- обеспечить в ходе урока повторение и закрепление пройденного материала,
- рассмотреть случаи словообразования существительных,
развивающие:
- развивать словесно-логическое мышление, умение анализировать свою деятельность;
- развивать внимание, зрительную и слуховую память, речь учащихся;
- развивать интерес у детей к предмету;
- развивать общеучебные навыки;
воспитательные:
- воспитывать самостоятельность, ответственность,
- способствовать созданию эмоционально положительной основы для развития коммуникативных способностей и навыков коллективного сотрудничества;
- формирование мотивации к учению;
оздоровительная:
- Создание на уроке атмосферы непринужденности, психологического комфорта, предупреждение учебной перегрузки.
Технологии:
элементы игровой технологии, групповая работа, технология здоровьесбережения, ИКТ-технология.
Оборудование: учебник русского языка 3 класс, ч. 2 (авторы Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева, О. В. Пронина); тетради уч-ся, компьютер, мультимедийный проектор, экран;
Раздаточный и демонстрационный материал: карточки с дифференцированными заданиями, демонстрационный материал, презентация.
Ход урока
1. Организационный момент. Знакомство
2. Чистописание
- Начнём с чистописания. Мы будем писать гласную букву, букву особенную. После согласного она обозначает звук [э], но в начале слова, после гласной или после разделительного ъ и ь может обозначать два звука. Что это за буква? Какие 2 звука она может обозначать?
Ее (Слайд 1, 2). Заглавную букву начинаем писать сверху, против часовой стрелки. Верхний полуовал меньше нижнего. Проводим соединительный штрих и пишем строчную е.
Письмо буквы.
- Прочитайте слова (на доске).
ежиха ежата
- Какие соединения с буквой е встретились? Опасные места в словах есть? Как проверить безударную гласную е? (ёж)
- Допишем это слово впереди.
ёж ежиха ежата
Письмо слов.
3. Актуализация новых знаний
- Что общего у этих слов? (Они однокоренные, во всех есть йотированные гласные, они стоят в начале слова и обозначают 2 звука)
- Хорошо. А какие слова называют однокоренными?
- Теперь найдём отличия. Какое слово можно назвать лишним?
(Ёж, т.к. состоит из 1 слога, начинается на букву ё; ежата, т.к. обозначает детёнышей, а ёж и ежиха – взрослые животные).
- Составьте предложение со словами «ежиха» и «ежата».
- Запишем предложение с комментированием. (Весной у ежихи появились маленькие ежата.)
- Ежата рождаются голые и слепые. Кожа покрыта мягкими белыми молочными иглами. Они постепенно выпадают и заменяются на постоянные темные острые иглы. Посмотрите на маленьких ёжиков.
- Выполним разбор по членам предложения, укажем части речи.
На доске: Ёж
ежиха
ежонок
ежата
- Давайте посмотрим, почему однокоренные слова все же различаются по смыслу? (У них разные суффиксы).
- От какого существительного образовались слова ежиха, ежонок, ежата? (От существительного ёж).
- Какая основа в этом слове? (ёж). Выделим её.
- Слова образовались от основы имени существительного.
- При помощи какой части слова образовались новые слова? (При помощи суффиксов).
- Дайте определение суффикса.
- Какие суффиксы встретились? (Их, онок, ат)
4. Формулирование темы урока, постановка учебных задач
- Кто уже догадался, о чём мы будем говорить на уроке?
- Кто поможет мне сформулировать тему урока? (Образование имён существительных от основ существительных и глаголов). Листы №1, №2 на доску
- На какой вопрос мы ответим? (Какие существительные образуются с помощью этих суффиксов и от каких основ?)
- Какие задачи стоят перед нами? Чему мы будем учиться?
- Для чего нам это нужно? (Чтобы наша речь была более интересной, выразительной, точной, чтобы любому собеседнику с нами было интересно).
5. Формирование новых знаний
5.1. Словарная работа
- А теперь давайте вспомним правописание некоторых словарных слов, которые мы сможем использовать на уроке.
Презентация. Проверка.
5.2. Работа в парах
- Сейчас вы попробуете самостоятельно образовать новые существительные при помощи суффиксов. Работать будем в парах.
Задание на (карточках).
- По образцу на доске образуй названия животных и их детёнышей, выдели суффиксы.
Волк – волчица – волчонок – волчата.
Олень – олениха – оленёнок – оленята.
Медведь – медведица – медвежонок – медвежата.
- Проверим. (Лист 3, выделяем суффиксы при проверке)
- Какие суффиксы использовали? (Таблица 1,2)
- Кого будут называть новые слова? (Животных и их детёнышей).
5.3. Работа с правилом
- Сделайте вывод: с помощью каких суффиксов образуются имена существительные, которые называют животных и их детёнышей?
- От основ какой части речи образуются эти существительные?
- Проверим по учебнику: правило с. 47. Мы были правы? Прочитайте правило ещё раз про себя, постарайтесь его запомнить.
- Приведите свои примеры.
- Посмотрите на слова «волк-волчица-волчонок-волчата».
- Что вы можете сказать об этих словах? (Они однокоренные)
- Почему корни отличаются? (Согласные чередуются)
- В каких словах ещё заметили чередование? (Медведь – медвежонок)
– Подчеркните чередующиеся согласные.
5.4. Знакомство со школьным словарём образования слов русского языка
- Что делать, если затрудняешься определить, при помощи какого суффикса образовалось слово, есть ли чередования? (Нужно обратиться к словообразовательному словарю.) Дети находят примеры слов в словаре. (Автор - Баранов Михаил Трофимович).
- Посмотрите, как выглядит словарная статья. (Лист 4)
5.4. Работа в группах. (Физкультминутка)
№ 275
- А сейчас поиграем. «Кто быстрее?» Нужно образовать как можно больше слов от основ данных слов при помощи разных суффиксов. (Дети работают на доске, подбегая к ней по очереди, записывают однокоренные слова).
1 группа 2 группа
кот лиса
5.6. Наблюдение за образованием слов при помощи суффикса -тель
- А сейчас давайте посмотрим, с каким суффиксом мы ещё не работали. (Лист 2)
№276. (Фронтальная работа – на доске.)
- Какие слова нужно вписать вместо точек?
- От основ каких частей речи они образовались?
4 пары слов. Водить – водитель,
писать – писатель,
учить – учитель,
воспитать – воспитатель.
- Как называется человек, который любит мечтать? (Мечтатель)
- Живёт в городе или селе? (Житель)
- Что у этих слов общего? (Они образованы от основы глагола и обозначают действия человека или его занятия).
- Сделаем вывод.
Правило с 48.
- Такие слова трудно разбирать по составу. Ваш помощник – словарь разбора по составу (Татьяна Леонидовна Фёдорова). Посмотрите на страницу. (Лист 5)
5.7. Самостоятельная работа
- А сейчас будьте внимательны, самостоятельная работа.
Карточки.
Образуй от основ существительных лось, лев названия животных и их детёнышей. Образуй от основ глаголов читать, строить существительные, которые называют человека по его занятиям. |
- Проверка.
6. Итог урока. (Лист 6)
- Над какой темой мы сегодня работали?
- Какую задачу мы перед собой ставили? (Научиться образовывать новые слова от основ существительных и глаголов).
- Научились?
- Кто может сказать, что он хорошо разобрался в теме?
- Кому ещё надо потренироваться?
Понравился урок?
- Мне тоже очень приятно было с вами работать.
7. Домашнее задание.
- Давайте подумаем, что необходимо будет повторить к следующему уроку? (Правила с. 42, 44, 45.)
- А ещё у вас будет творческое задание. Вы придумаете весёлую сказку о любой семейке животных, например: кот-кошка-котёнок-котята, олень – олениха, оленёнок, оленята, напишете её на альбомном листе и сделаете иллюстрацию.
8. Игра. - А сейчас послушайте рассказ о двух девочках, - Таня и Лена сидят после дождя под «грибком»: - Слон,- говорит Рая. - Слонёнок, - отвечает Лена и продолжает, - лягушка. - Лягушонок, - отвечает Рая и говорит, - белка. - Бельчонок. - Во что это вы играете? – спросила мама. - В игру «Назови детёныша», - отвечают девочки. – Одна называет животное, а другая его детёныша. Если кто-то не ответит, другой – выиграл. - Интересная игра, молодцы! – похвалила мама девочек. - А сейчас и мы с вами сыграем в такую же игру. Я называю вам животное, а вы – его детёныша. - Ворона - ... - Пингвин - ... - Овца - ... (ягнёнок) - Всегда ли можно назвать детёныша однокоренным словом? - Тигр - ... Собака - ... (щенок) - Кот - котёнок - Гусь- ... - А теперь профессию или род занятий: Писать – писатель, мечтать – мечтатель, строить - строитель, воспитатель, делитель, держатель, житель, мечтатель, нарушитель, обитатель, обожатель, строитель, учитель, вредитель, грабитель, писатель, читатель, двигатель. |
Рыбёнок-это рыбкина детка? (Так говорят малыши)
Дополнительно №279
- Молодцы, ребята! Спасибо за урок.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока русского языка. 3 класс. Программа «Школа 2100». Тема: Образование имён существительных с уменьшительно-ласкательным значением.
Цели: -- обобщить знания об имени существительном, как части речи; -- научить образовывать существительные с уменьшительно-ласка...
Урок русского языка в 3 классе Способы образования имён существительных.
Урок русского языка в 3 классе ( автор С.В. Иванов №Начальная школа ХХ1 века») Учитель Верменик О.Г. Тема урока:«Способы образования имён существительных» Тип урока:комбин...
Способы образования имён существительных. Урок русского языка в 3 классе
Урок русского языка в 3 классе ( автор С.В. Иванов №Начальная школа ХХ1 века») Учитель Верменик О.Г.Тема урока:«Способы образования имён существительных»Тип урока:комбинированный, про...
Урок русского языка в 3 классе «Способы образования имён существительных» Учител ь Верменик О.Г.
Урок русского языка в 3 классе ( автор С.В. Иванов № Начальная школа ХХ1 века») Учител ь Верменик О.Г. Тема урока: «Способы образования имён существительных» Тип урока: комбини...
урок русского языка в 3 классе "Способы образования имён существительных"
Урок русского языка в 3 классе (УМК «Начальная школа ХХIвека», автор учебника С.Иванов)Тип: урок исследовательской деятельности.Оптимальные методы обучения: мозговой штурм, групповая работа, про...
Образование имён существительных от основ существительных и глаголов (конспект урока)
Целью урока является рассмотрение способов словообразования существительных с разными значениями от основ имён существительных и глаголов при помощи суффиксов, стимулирование мотивации к учению....
Сценарий урока русского языка Тема: «Уменьшительно-ласкательные формы мужских и женских имён в русском языке. Образование имён существительных от основ существительных»
Предмет: «Русский язык»Авторы учебника: Р.Н.Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В.ПронинаКласс:3Тема: «Уменьшительно-ласкательные формы мужских и женских имён в русском языке. Образование имён существительных от ...