"Образование имён существительных от основ существительных и глаголов"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Герасимова Елена Геннадьевна

               Урок русского языка в 3 классе по программе "Школа 2100" даётся в 3 четверти. Дети знакомятся со способами образования существительных с разными значениями от основ существительных и глаголов при помощи суффиксов. Это расширяет их словарный запас, воспитывает стремление к познанию.

               Используются элементы игровой технологии, групповая работа, технология здоровьесбережения, ИКТ.

               Разнообразные задания, элементы игры повышают интерес учащихся к изучаемой теме, мультимедийная презентация делает урок более ярким, насыщенным.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБОУ «Пролетарская средняя общеобразовательная школа»

г.п. Пролетарский

Серпуховского района Московской области

План-конспект

открытого урока русского языка

 на тему:

«Образование имён существительных от основ существительных и глаголов»

Проведён в 3 классе

Райсемёновской средней школы

учителем начальных классов

МБОУ «Пролетарская СОШ»

Герасимовой Е.Г.

2013 год

Предмет: Русский язык

Тема урока: Образование имён существительных от основ существительных и глаголов

Тип урока: комбинированный

Цель: познакомить  учащихся  со  способом  образования существительных  с  разными значениями  от  основ  существительных  и  глаголов  при  помощи суффиксов, расширять словарный запас, воспитывать стремление к познанию.

Задачи: 

 образовательные:

  • обеспечить в ходе урока повторение и закрепление  пройденного материала,
  • рассмотреть случаи словообразования существительных,

развивающие:

  • развивать словесно-логическое  мышление, умение анализировать свою деятельность;
  • развивать внимание, зрительную и слуховую память, речь учащихся;
  • развивать интерес у детей к предмету;
  • развивать общеучебные навыки;

воспитательные:

  • воспитывать самостоятельность, ответственность,
  • способствовать созданию эмоционально положительной основы для развития коммуникативных способностей и навыков коллективного сотрудничества;
  • формирование мотивации к учению;

оздоровительная:

  • Создание на уроке атмосферы непринужденности, психологического комфорта, предупреждение учебной перегрузки. 

Технологии:

 элементы игровой технологии, групповая работа, технология здоровьесбережения, ИКТ-технология.

Оборудование: учебник русского языка 3 класс, ч. 2 (авторы Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева, О. В. Пронина); тетради уч-ся, компьютер, мультимедийный проектор, экран;

Раздаточный и демонстрационный материал:  карточки с дифференцированными заданиями,  демонстрационный материал, презентация.

Ход урока

1. Организационный момент. Знакомство

2. Чистописание

Начнём с чистописания. Мы будем писать гласную букву, букву особенную. После согласного она обозначает звук [э], но в начале слова, после гласной или после разделительного ъ и ь может обозначать два звука. Что это за буква? Какие 2 звука она может обозначать?

Ее  (Слайд 1, 2).  Заглавную букву начинаем писать сверху, против часовой стрелки. Верхний полуовал меньше нижнего. Проводим соединительный штрих и пишем строчную е.  

Письмо буквы.

- Прочитайте слова (на доске).

 ежиха ежата  

- Какие соединения с буквой е встретились? Опасные места в словах есть? Как проверить безударную гласную е? (ёж)

- Допишем это слово впереди.

ёж ежиха ежата  

Письмо слов.

3. Актуализация новых знаний

- Что общего у этих слов? (Они однокоренные, во всех есть йотированные гласные, они стоят в начале слова и обозначают 2 звука)

- Хорошо. А какие слова называют однокоренными?

- Теперь найдём отличия.  Какое слово можно назвать лишним?

(Ёж, т.к. состоит из 1 слога, начинается на букву ё; ежата, т.к. обозначает детёнышей, а ёж и ежиха – взрослые животные).

- Составьте предложение со словами «ежиха» и «ежата». 

- Запишем предложение с комментированием. (Весной у ежихи появились маленькие ежата.)

- Ежата рождаются голые и слепые. Кожа покрыта мягкими белыми молочными иглами. Они постепенно выпадают и заменяются на постоянные темные острые иглы. Посмотрите на маленьких ёжиков.

- Выполним разбор по членам предложения, укажем части речи.

 На доске:  Ёж  

ежиха

ежонок

ежата

- Давайте посмотрим, почему однокоренные слова все же различаются по смыслу? (У них разные суффиксы).

- От какого существительного образовались слова ежиха, ежонок, ежата? (От существительного ёж).

- Какая основа в этом слове? (ёж). Выделим её.

- Слова образовались от основы имени существительного.

- При помощи какой части слова образовались новые слова? (При помощи суффиксов).

- Дайте определение суффикса.

- Какие суффиксы встретились? (Их, онок, ат)

4. Формулирование темы урока, постановка учебных задач

-  Кто уже догадался, о чём мы будем говорить на уроке?

- Кто поможет мне сформулировать тему урока? (Образование имён существительных от основ существительных и глаголов). Листы №1, №2 на доску

- На какой вопрос мы ответим? (Какие существительные образуются с помощью этих суффиксов и от каких основ?)

- Какие задачи стоят перед нами? Чему мы будем учиться?

- Для чего нам это нужно? (Чтобы наша речь была более интересной, выразительной, точной, чтобы любому собеседнику с нами было интересно).

 

5. Формирование новых знаний

5.1. Словарная работа

А теперь давайте вспомним правописание некоторых словарных слов, которые мы сможем использовать на уроке.

Презентация. Проверка.

5.2. Работа в парах

- Сейчас вы попробуете самостоятельно образовать новые существительные при помощи суффиксов. Работать будем в парах.

Задание на (карточках).

- По образцу на доске образуй названия животных и их детёнышей, выдели суффиксы.

Волк – волчица – волчонок –  волчата.

Олень – олениха – оленёнок – оленята.

Медведь – медведица –  медвежонок –  медвежата.

- Проверим. (Лист 3, выделяем суффиксы при проверке)

- Какие суффиксы использовали? (Таблица 1,2)

- Кого будут называть новые слова? (Животных и их детёнышей).

5.3. Работа с правилом

- Сделайте вывод: с помощью каких суффиксов образуются имена существительные, которые называют животных и их детёнышей?

- От основ какой части речи образуются эти существительные?

- Проверим по учебнику: правило с. 47. Мы были правы? Прочитайте правило ещё раз про себя, постарайтесь его запомнить.

-  Приведите свои примеры.

- Посмотрите на слова «волк-волчица-волчонок-волчата».

- Что вы можете сказать об этих словах? (Они однокоренные)

- Почему корни отличаются? (Согласные чередуются)

- В каких словах ещё заметили чередование? (Медведь – медвежонок)

– Подчеркните чередующиеся согласные.

5.4. Знакомство со школьным словарём образования слов русского языка

- Что делать, если затрудняешься определить, при помощи какого суффикса образовалось слово, есть ли чередования? (Нужно обратиться к словообразовательному словарю.) Дети находят примеры слов в словаре. (Автор - Баранов Михаил Трофимович).

- Посмотрите, как выглядит словарная статья. (Лист 4)

5.4. Работа в группах. (Физкультминутка)

№ 275

- А сейчас поиграем. «Кто быстрее?» Нужно образовать как можно больше слов от основ данных слов при помощи разных суффиксов. (Дети работают на доске, подбегая к ней по очереди, записывают однокоренные слова).

1 группа           2 группа

   кот                    лиса

5.6. Наблюдение за образованием слов при помощи суффикса -тель

- А сейчас давайте посмотрим, с каким суффиксом мы ещё не работали. (Лист 2)

№276. (Фронтальная работа – на доске.)

- Какие слова нужно вписать вместо точек?

- От основ каких частей речи они образовались?

4 пары слов.  Водить – водитель,

писать – писатель,

учить – учитель,

воспитать – воспитатель.

 - Как называется человек, который любит мечтать? (Мечтатель)

- Живёт в городе или селе? (Житель)

- Что у этих слов общего? (Они образованы от основы глагола и обозначают действия человека или его занятия).

- Сделаем вывод.

Правило с 48.

- Такие слова трудно разбирать по составу. Ваш помощник – словарь разбора по составу (Татьяна Леонидовна Фёдорова). Посмотрите на страницу. (Лист 5)

5.7. Самостоятельная работа

- А сейчас будьте внимательны, самостоятельная работа.

Карточки.

Образуй от основ существительных лось, лев названия животных и их детёнышей.

Образуй от основ глаголов читать, строить существительные, которые называют человека по его занятиям.

- Проверка.

6. Итог урока. (Лист 6)

- Над какой темой мы сегодня работали?

- Какую задачу мы перед собой ставили? (Научиться образовывать новые слова от основ существительных и глаголов).

- Научились?

- Кто может сказать, что он хорошо разобрался в теме?

- Кому ещё надо потренироваться?

 Понравился урок?

- Мне тоже очень приятно было с вами работать.

7. Домашнее задание.

- Давайте подумаем, что необходимо будет повторить к следующему уроку?  (Правила с. 42, 44, 45.)

- А ещё у вас будет творческое задание. Вы придумаете весёлую сказку о любой семейке животных, например: кот-кошка-котёнок-котята, олень – олениха, оленёнок, оленята, напишете её на альбомном листе и сделаете иллюстрацию.

 

8. Игра.

- А сейчас послушайте рассказ о двух девочках,

- Таня  и Лена сидят после дождя под «грибком»:

- Слон,- говорит Рая.

- Слонёнок, - отвечает Лена и продолжает, - лягушка.

- Лягушонок, - отвечает Рая и говорит, - белка.

- Бельчонок.

- Во что это вы играете? – спросила мама.

- В игру «Назови детёныша», - отвечают девочки. – Одна называет животное, а другая его детёныша. Если кто-то не ответит, другой – выиграл.

- Интересная игра, молодцы! – похвалила мама девочек.

- А сейчас и мы с вами сыграем в такую же игру. Я называю вам животное, а вы – его детёныша.

- Ворона - ...

- Пингвин - ...

- Овца - ... (ягнёнок)

- Всегда ли можно назвать детёныша однокоренным словом?

- Тигр - ...

 Собака - ... (щенок)

- Кот - котёнок

- Гусь- ...

- А теперь профессию или род занятий:

Писать – писатель, мечтать – мечтатель, строить - строитель,  воспитатель, делитель, держатель, житель, мечтатель, нарушитель, обитатель, обожатель, строитель, учитель, вредитель, грабитель, писатель, читатель, двигатель.

Рыбёнок-это рыбкина детка? (Так говорят малыши)  

Дополнительно №279

- Молодцы, ребята! Спасибо за урок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка. 3 класс. Программа «Школа 2100». Тема: Образование имён существительных с уменьшительно-ласкательным значением.

Цели: -- обобщить знания об имени существительном, как части речи;           -- научить образовывать существительные с уменьшительно-ласка...

Урок русского языка в 3 классе Способы образования имён существительных.

Урок русского языка в 3 классе  ( автор С.В. Иванов №Начальная школа ХХ1 века»)   Учитель Верменик О.Г. Тема урока:«Способы образования имён существительных» Тип урока:комбин...

Способы образования имён существительных. Урок русского языка в 3 классе

Урок русского языка в 3 классе  ( автор С.В. Иванов №Начальная школа ХХ1 века»)  Учитель Верменик О.Г.Тема урока:«Способы образования имён существительных»Тип урока:комбинированный, про...

Урок русского языка в 3 классе «Способы образования имён существительных» Учител ь Верменик О.Г.

Урок русского языка в 3 классе  ( автор С.В. Иванов № Начальная школа ХХ1 века»)    Учител ь Верменик О.Г. Тема урока: «Способы образования имён существительных» Тип урока: комбини...

урок русского языка в 3 классе "Способы образования имён существительных"

Урок русского языка в 3 классе (УМК «Начальная школа ХХIвека», автор учебника С.Иванов)Тип: урок исследовательской деятельности.Оптимальные методы обучения: мозговой штурм, групповая работа, про...

Образование имён существительных от основ существительных и глаголов (конспект урока)

Целью урока является рассмотрение способов словообразования существительных с разными значениями от основ имён существительных и глаголов при помощи суффиксов, стимулирование мотивации к учению....

Сценарий урока русского языка Тема: «Уменьшительно-ласкательные формы мужских и женских имён в русском языке. Образование имён существительных от основ существительных»

Предмет: «Русский язык»Авторы учебника: Р.Н.Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В.ПронинаКласс:3Тема: «Уменьшительно-ласкательные формы мужских и женских имён в русском языке. Образование имён существительных от ...