Урок русского языка в 3 классе «Способы образования имён существительных» Учител ь Верменик О.Г.
методическая разработка по русскому языку (3 класс) по теме
Урок русского языка в 3 классе ( автор С.В. Иванов № Начальная школа ХХ1 века»)
Учител ь Верменик О.Г.
Тема урока: «Способы образования имён существительных»
Тип урока: комбинированный, проблемно-диалогический урок
Технология: проблемного обучения и воспитания
Цели:
Образовательные:
· дать понятие нового способа образования имени существительного;
· закрепить знания о способах образования имён существительных;
· учить аргументировать свою точку зрения;
Развивающие:
· содействовать формированию умений и навыков в процессе учебной деятельности (практической и умственной) с учетом индивидуальных способностей учащихся,
· развивать познавательные процессы обучающихся (память, речь, мышление, внимание, восприятие),
· умение применять логические операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение).
Воспитывающие:
· содействовать воспитанию интереса к языку, слову;
· умение работать в парах, группе. самостоятельность, трудолюбие;
· создать благожелательную творческую атмосферу
Оборудование для учителя: магнитофон, диск с записью мелодии из м\ф «Следствие ведут Колобки», звуков аплодисментов , сигнала о помощи, словообразовательные словари, материалы к уроку.
Оборудование для учащихся: рабочий лист ходом урока и заданиями, цветные карточки, карточки со словами и заданиями разного уровня.
Ход урока
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
. 1.Самоопределение к деятельности
2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности
3. Постановка учебной задачи |
Ззвучит фрагмент м /ф «Следствие ведут Колобки» - звуки выстрелов, характерные слова, позволяющие узнать героев) - Кто спешит к нам сегодня на урок? Догадались? - Вероятно, трудное задание задержало их. Они прислали телеграмму.
- Ну что? Поможем? - Итак, перед нами задача – разгадать новую тайну слова. - Следствие ведут ученики 3 «А» класса. - Уважаемые коллеги, вы готовы к расследованию? - Прежде давайте узнаем тему сегодняшнего урока. Потерянные буквы могут находиться на вашем рабочем столе.
- Молодцы! А вот и наши коллеги Колобки, они ждут нашей помощи. (На доске появляется картинка сыщиков-Колобков) - Какие цели поставим перед собой?
Определение этапов урока. - Чтобы наше следствие не зашло в тупик, предлагаю составить план расследования. ( На доске появляются переставленные этапы урока.) 1. Итог расследования. 2. Открытие новой тайны слов. 3. Помощь пострадавшим. 4. Сбор известной информации. 5. Наблюдение за подозреваемыми (словами)
- В какой последовательности будем вести следствие?
|
( Это колобки-сыщики)
Текст телеграммы: Мы отправились в страну слов раскрывать новую тайну слова. Можем не справиться. Требуется помощь!
( На доске) Сп_с_б_ _бр_з_в_н_ _ _м_н с_щ_ств_т_льн_х (Способы образования имён существительных) (Ученики находят буквы и вставляют).
- научиться … - закрепить ….
(Дети предлагают свою последовательность этапов урока) 1.. Сбор известной информации 2. Наблюдение за подозреваемыми. (словами) 3. Открытие новой тайны слов. 4. Помощь пострадавшим. 5. Итог расследования. |
3.Построение проекта выхода из затруднения |
1. - Собираем известную информацию о способах образования имён существительных. Работать сегодня вы будете в рабочих листах в группах. 1 задание выполняете в поле цвета, соответствующего цвету карточки на столе.
- Прослушаем собранную вами информацию. Какой способ образования имени существительного представлен в красном поле (аналогично для остальных цветов).
Названия появляются на доске.
- Все ли известные нам способы образования имён существительных вспомнили?
2.Задание всему классу. ( одна пара работает у доски, остальные в рабочих листах на свободных строчках)
- Какой способ использовали - Итак подведём итог этапу сбора информации.
Какие способы образования имён существительных вы знаете? (Магнитофон-аплодисменты)
Следующий этап нашего расследования – наблюдение за подозреваемыми. Чтобы вести наблюдение надо быть очень внимательными. 3.Физминутка.( для глаз ) (В классе, в зоне видимости развешаны портреты сказочных героев.) -Найдите глазками героя загадки.
Красна девица грустна, Её не нравится весна, Ей на солнце тяжко. Слёзы льёт бедняжка. ( Снегурочка)
На сметане мешён, На окошке стужён, Круглый бок, румяный бок, Покатился … (Колобок)
Лечит он мышей и крыс, Крокодилов, зайцев, лис, Перевязывает раны Африканской обезьяне. И любой вам подтвердит, Это доктор … (Айболит)
Вы знаете девушку эту. Она в старой сказке воспета. Работала, скромно жила, Вокруг только грязь и зола. Не видела ясного солнышка,
А звали красавицы … (Золушка) Гармошка в руках, На макушке фуражка, А рядом с ним важно Сидит верный друг. Портрет у друзей Получился отменный. На нём Чебурашка, А рядом с ним … (Гена крокодил)
Много дней он был в пути, Чтоб жену свою найти. А помог ему клубок Его звали … (Иван-царевич)
-Из первых букв имён героев составьте слово. (сказки) -У меня тоже сегодня на уроке есть книга сказок. Возможно, она поможет найти подозреваемые слова.
- У меня тоже сегодня на уроке есть книга сказок. Возможно, она поможет найти подозреваемые слова.
4.Наблюдение (Из книги выпадает группа слов) – А вот и подозреваемые слова. Прочитайте.
- Определите, какой частью речи являются слова? - Вспомните, в сказках как звучат эти волшебные предметы. ( Дети образуют пары слов) - Что надо сделать, чтобы из двух слов получилось одно? ( предложения детей - на доске)
- Есть предположения, как пишутся слова? ( слитно, с соединительной гласной, через дефис) 5. Открытие -Мы выслушали результаты наблюдений и собираем оперативный совет. -Уважаемые коллеги, каким способом образовали слова? ( сложение, соединение) - Ваши предположения - как пишутся слова? - Сравним наши предположения с выводами учёных
- Какую же новую тайну образования имён существительных мы открыли (Магнитон-аплодисменты) |
1.Вспомните, с помощью каких частей слова могут образовываться новые слова Приставка корень суффикс окончание основа
Задание 2 • стол 1 (красная карточка) Определить способ образования имён существительных в группе. Докажите. Неудача, невезение, неуважение. Образец устного ответа: непогода – когда нет хорошей погоды. Не- + погода = непогода
• стол 2 (синяя карточка) Разобрать имена существительные по составу. Определить способ образования в группе. Докажите. Грибок, лесок, гномик. Образец устного ответа: дубок – маленький дуб. Дуб + -ок- = дубок
• стол 3 (зелёная карточка) Разобрать имена существительные по составу. Определить способ образования в группе. Докажите. Подстаканник, подоконник, подлокотник. Образец устного ответа: подсвечник – подставка под свечу. Под- + свеча + -ник- = подсвечник
- красная карточка- приставочный – синяя карточка- суффиксальный - зелёная карточка – приставочно – суффиксальный
Задание 3 Работа в парах. ( одна пара работает доски) -Образуйте имена существительные ещё одним способом. Запишите получившиеся слова. земл(я) - о - проводить вод(а) -о- мерить звёзд(ы) -е- падать везде -о- ходить
- способ сложения корней с соединительной гласной 0\е – Поработай в группе . Придумайте и запишите 5 слов на данный способ образования слов. . - Приставочный - Суффиксальный - Приставочно-суффиксальный - Сложение корней с соединительной гласной
Отгадывают загадки. Находят глазами сказочных героев
- сказки
Задание 4
самолёт скатерть самобранка сапоги скороходы ковёр
ковёр + самолёт скатерть + самобранка сапоги + скороходы
ковёр - самолёт скатерть - самобранка сапоги - скороходы
правило стр. 62
- сложение целых слов без соединительных гласных.
|
5. Первичное закрепление
|
Устно |
Назовите ещё несколько слов. Образованных сложением целых слов без соединительных гласных |
6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону |
. Работа по теме урока ( Магнитофон – сигнал о помощи) -Ребята, у нас оказались пострадавшие. (4 этап расследования) -Слова, образованные разными способами перепутались, требуется ваша помощь! -Попробуйте справиться самостоятельно Подбери слова к схемам
Игра «Магазин» Вездеход, выставка, подсказка, подснежник, самокат, кафе-ресторан, пароход, пришкольный, Кресло-кровать, шкаф- купе, диван – кровать. Вагон – ресторан, дудка – самогудка, заправка, кресло-качалка, самокат, пылесос, трубопровод, замазка, пробежка, , наливка, прогулка. Овощевод, подставка. Сталевар, выставка- продажа, зайчонок, навес.
-Все ли слова вы смогли определить в группы? - Докажите (разбор по составу). ( Магнитофон-аплодисменты) |
Задание51
Самостоятельная работа
Задание 2 Игра «Магазин» 1 группа – покупают существительные, образованные сложением целых слов без соединительных гласных; 2 группа - . существительные, образованные сложением с соединительными гласными; 3 группа - покупают существительные, образованные приставочно – суффиксальным способом
( Остались - , пришкольный, зайчонок. навес) (все – сущ., а пришкольный – прил.) |
.7.Рефлексия деятельности (итог урока) |
-- Итак, коллеги, наше расследование подошло к концу. - О каких итогах мы сообщим сыщикам? Какое новое открытие вы совершили? - Я думаю, что Колобки оценят вашу работу. (Магнитофон-аплодисменты) А вот как бы вы сами оценили свою работу на уроке? На рабочем листе прочитайте утверждения и отметьте то или те, которые отражают ваше состояние и работу на уроке
- Д/З Дома найдите в сказках ещё имена существительные, образованные сложением слов без соединительной гласной, выберите одно слово и сделайте к нему иллюстрацию.
- Я благодарю вас за урок и желаю раскрывать всё новые тайны русского языка.
|
- Узнал новый способ - Активно работал - Было трудно - Было интересно - Было легко. Отмечают себя на лесенке достижений |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка в 3 классе "Род имён существительных"
Урок проводится по ОС "Школа 2100".Цели урока: систематизировать все знания об имени существительном, как о самостоятельной части речи,совершенствовать умение находи...
Урок русскому языку на тему " Предложный падеж имён существительных для 4 класса"
Цель: познакомить с особенностями предложного падежа, его значением, предлогами; учить определять предложный падеж у слов и осознанно употреблять их в речи. Ход урока. 1. Организационный момен...
урок русского языка во 2 классе "Изменение имён существительных по вопросам""
Урок русского языка "Изменение имён существительных по вопросам", 2 класс адресован учителям начальных классов, работающих по УМК «Система Л.В.Занкова», содержит подробный план-конспект урока с ...
урок русского языка«Мягкий знак на конце имён существительных после
Современный урок русского языка по ФГОС в начальной школе...
Урок русского языка на тему: «Первое склонение имён существительных. Именительный и винительный падежи», 3 класс
Работа на уроке проводилась в группах.Основные цели урока:1) формировать умение определять именительный и винительный падежи по окончаниям и предлогам.2) тренировать умения определять падеж и склонени...
Конспект урока русского языка в 3 классе «Изменение имён существительных по падежам» (общее понятие о склонении).
Конспект урока, на котором учащиеся знакомятся с понятием "падеж". Работа проходит в парах и группах. Используются традиционные и нетрадиционные формы и методы обучения....
Урок русского языка в 4 классе "Склонение имён существительных. Несклоняемые имена существительные"
Познакомить с несклоняемыми именами существительными...