урок русского языка в 3 классе "Способы образования имён существительных"
презентация к уроку русского языка (3 класс) на тему
Урок русского языка в 3 классе (УМК «Начальная школа ХХIвека», автор учебника С.Иванов)
Тип: урок исследовательской деятельности.
Оптимальные методы обучения: мозговой штурм, групповая работа, проблемный метод обучения.
Основной акцент: обучение учащихся умению свободно ориентироваться информационном пространстве, опора на имеющиеся знания. Работа с разными источниками: энциклопедиями, произведениями устного народного творчества, толковым словарём.
Формат общения: учитель – консультант, ученики – соавторы урока.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
russkiy_yazyk_v_3_klasse_slovoobrazovanie.ppt | 1.73 МБ |
urok_russkogo_yazyka_v_3_klasse.doc | 43.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение гимназия №5 г. Морозовска
Цель урока: формирование понятий о различных способах образования имён существительных.
Задачи урока: углубление уровня понимания учебного материала, повышение мотивации к учебно-познавательной деятельности, создание здоровьесберегающей среды, побуждение к установлению конструктивных межличностных отношений, развитие личностных качеств (мышления, общения, эмоционально-чувственного восприятия), воспитание уверенности в своих силах, коммуникативности, взаимопомощи.
Оборудование урока: мультимедийное оборудование, карточки с заданиями для групповой и дифференцированной работы, листы с изображением «Лестницы успеха».
Ход урока
- Организационный момент.
- Развитие учебной мотивации.
1). Повторение знаний, полученных во 2 и в 3 классах.
Прочитайте пословицу (слайд № 2) «Грамоте учиться – всегда пригодится!». Как вы её понимаете? (ответы детей). На каком уроке можно стать грамотнее? (на уроке русского языка). Что нужно делать, чтобы стать грамотнее? (учиться). Прочитайте слова (на слайде № 2). Мороз, морозец, изморозь. Что вы можете сказать об этих словах? (однокоренные). Какой частью речи являются? Почему? Как вы думаете, какое слово является начальным (главным) в этой группе? С помощью чего образовано слово морозец? (суффикса). Как называется такой способ словообразования? (суффиксальный). Как образовано слово изморозь? (с помощью приставки из-). Как называется такой способ? (приставочный).
Посмотрите на эти картинки (слайд № 3 – снег и подснежник). Что изображено? (снег). Когда снег растает, под ним покажется первый весенний цветок. И это… (подснежник). Как образовано слово? (с помощью приставки и суффикса). Как называется этот способ образования слов? (приставочно-суффиксальный). Запишите эти слова (снег, подснежник). Какой частью речи являются? (сущ). А какой ещё способ образования существительных вам известен? (сложение с помощью соединительных гласных о и е). Как вы думаете, какой же будет тема нашего урока? Правильно (на слайде по щелчку появляется тема «Способы образования имён существительных»).
Составьте и запишите сложные слова, одним из корней которых будет слово «снег» (снегопад, снегоход и др.).
2). Обобщение знаний.
Руководитель группы берёт лист с заданием, читает его своим товарищам, все обсуждают и выполняют его.
Задания (слайд 5)
1 группа – составить с этими словами словосочетания
2 группа – составить предложение, используя слова снег, снегоход, снежный
3 группа – сочинить двустишие, используя слова снегопад, снегоход
4 группа – подобрать существительные с корнем снег для «рисования» зимней картинки
Проверка.
Докладчик группы сообщает результат.
- Актуализация знаний.
- Образование имён существительных путём сложения слов и соединительных гласных о и е.
1 группа – сгруппировать слова по одинаковому корню и записать их (при затруднении пользуйтесь «Толковым словарём»)
2 группа – составить сложные слова из данных слов и записать их в 2 столбика: с соединительной о и с соединительной е (при затруднении пользуйтесь «Толковым словарём»)
3 группа – составить сложные слова из данных и подобрать из получившихся слово к схеме (при затруднении пользуйтесь «Толковым словарём»)
4 группа – составить слова и записать в 2 столбика, добавить в каждый столбик по 2 слова (при затруднении пользуйтесь «Толковым словарём»)
Проверка.
Докладчики выступают с результатами работы.
Какая группа использовала Толковый словарь? Для чего? Для разрешения сомнений также можно пользоваться Этимологическим словарём (показываю). Найдём в словаре слово ПОГОДА и определим его происхождение.
2). «Путешествие в прошлое». Знакомство с историей слова ПОГОДА.
(слайд № 7).
4. Формирование новых знаний.
1). Образование слов с опорой на их значение. Разгадывание кроссворда. Ключевое слово «СЛОЖЕНИЕ».
- детёныш аиста
- специальная подставка для мыла
- человек, живущий в городе
- маленькая частичка снега
- человек, исполняющий песню
- устройство, которое надевают на уши, чтобы послушать музыку
- явление природы, при котором с деревьев опадают листья
- человек, передвигающийся пешком
Каким способом образованы последние два слова? (сложением с соед. гласными).
Много названий транспортных средств образованы путём сложения слов. Назовите, какие известны вам (ответы детей).
А на каких летательных аппаратах передвигались известные сказочные герои? Например, Баба Яга (слайд № 9). (Дети перечисляют).
Прочитайте название еще одного известного средства передвижения (сапоги – скороходы). Как образовано слово? Называет один предмет или несколько? А кто скажет, как это слово пишется?
2). Введение правила написания сложных слов.
(слайд № 10)
Дефис – маленькая чёрточка.
Обратите внимание на последовательность слов, на их совместимость. Может ли быть предмет тетрадь – ручка? Почему? (совмещаются несовместимые предметы).
3). Составление сложных слов путём сложения целых слов без соединительных гласных.
1, 3 группы – составить сложные слова из слов упр. 5 , записать, устно объяснить их значение.
2, 4 группы – придумать и записать слова, образованные путём сложения целых слов без соединительной гласной по началу: кресло - …, стол - …, перекати - …
4). Обобщение полученных знаний.
Упр. 6
1 группа – записать слова в два столбика, найти лишние и доказать. Проверка - устно
2 группа – со словами, образованными сложением с соединительной гласной, составить рассказ – историю (3-4 предложения). Проверка - устно
3 группа – упр. 7 – записать слова в порядке следования схем (схемы на карточках и на доске). Проверка – у доски
4 группа – объяснить, почему не может быть таких предметов: стол – стул, трава – бумага, потолок – диван.
5. Самооценка работ (в тетради) – слайд № 11. Включаю музыку.
(начальные классы гимназии работают по безотметочной системе, при которой дети самостоятельно оценивают свою работу в тетради, предваряя оценку учителя)
6. Рефлексия.
Какое новое знание сегодня открыли? Что было лёгким? Какие трудности возникали? Как вы думаете, мы с вами шли вперёд или двигались назад? А если это движение изобразить на лестнице, это движение вверх или вниз?
Перед вами «Лестница успеха» (слайд № 12). Как вы считаете, на сколько ступеней вы сегодня поднялись к своему успеху? Нарисуйте снежинку на этой ступени.
7. Итог урока.
Урок окончен. Всем спасибо за работу (слайд № 13).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка 3 класс "Род имён существительных и мён прилагательных"
Урок изучения нового материала. К данному уроку есть презентация....
урок русского языка по теме " Склонение имён существительных"
Урок- путешествие по теме " Склонение имён существительных" . Проводить желательно накануне Новогодних праздников....
Урок русского языка по теме "Род имён существительных". 3 класс. "Планета знаний"
Путешествие в страну "Речь"....
Конспект урока русского языка, 3 класс " Род имён существительных"
Урок посвящён 90-летию Кировского района Санкт-Петербурга....
Урок русского языка 4 класс «Образование имён прилагательных».
Цель: познакомить с образованием имён прилагательных, формировать умение образовывать имена прилагательные, развивать орфографическую зоркость....
Конспект открытого урока русского языка по теме «Изменение имён существительных по падежам» (образовательная система «Школа 2100». Учебник русского языка для 4 класса, часть 1. Авторы: Е.В. Бунеева, Р. Н. Бунеев, О. В. Пронина)
Конспект открытого урока русского языка по теме «Изменение имён существительных по падежам» (образовательная система «Школа 2100». Учебник русского языка для 4 класса, часть 1. Автор...