сценарий урока русского языка
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) по теме

Бурылова Елена Николаевна

 УМС "Планета знаний", 2 класс,  учебник Л.Я. Желтовской, О.Б. Калининой

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon stsenariy_uroka_russkogo_yazyka.doc248.5 КБ

Предварительный просмотр:

СЦЕНАРИЙ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА.

(Учебник «Русский язык», 2 класс, авторы: Л.Я. Желтовская, О.Б. Калинина )

Тема: «Однокоренные слова. Корень слова»

Ход занятия

  1. Обозначение темы урока «Родственные слова»

Умеете ли вы определять родственные слова?

Учитель поддерживает положительные ответы детей.

  1. Фиксация имеющихся знаний о родственных словах.

Что мы знаем о родственных словах?

       Что такое корень?




Можно ли сказать, что эти слова родственные?  Почему? Спишите. Обозначьте корень.

Слово, словечко, словесный, пословица, словарь.

А можно ли назвать эти слова назвать однокоренными? Почему?

Сбор информации о том, что известно и фиксация на доске.

Имеют общую часть (корень).

Корень — главная значимая часть слова.

В нём заключено общее значение слов

Дается задание, с которым дети справляются легко, удостоверяясь в правоте суждения, что они умеют определять родственные слова.

Вводится научное название .  Учитель даёт положительную оценку умению детей определять однокоренные слова .

  1. Диагностическое задание

Сравните значения слов в обеих строках. Выпишите однокоренные  слова.

Дедушка, отец, сын, внук.

Дедушка, дед, дедов (наказ), дедушкин (шарф).

Выполняя задание, дети различают слова, называющие родственников среди людей, и однокоренные слова.

Педагог фиксирует их внимание на то, что термин однокоренные помогает избежать путаницы в понятиях.  

Учитель даёт положительную оценку умению детей определять однокоренные слова.

Дедушка, дед, дедов (наказ), дедушкин (шарф).

  1. Задание «Ловушка»

Прочитайте  песенку Водяного из мультфильма. Можно  ли  считать   родственными   выделенные слова?

Я водяной, я водяной. 

Никто не водится со мной.

Внутри меня водица.

Ну что с таким водиться.

                                          (Ю. Энтин)

Выполняя работу самостоятельно, дети высказывают разные мнения. Кто- считает, что являются однокоренными, кто-то сомневается.

  1. Работа в группах.  

Задание Соберите  доказательства своего мнения. Поясните свой ответ рисунками.

Работая в группах дети не только высказывают свое мнение, но и ищут и записывают доказательства, основываясь на знаниях зафиксированных в начале урока.

  1. Коллективное обсуждение

1 группа – вод- одинаковый корень

2 группа – вод- со значением вода, вод- со значением «дружить»

Дети доказывают свои точки зрения. Задают вопросы.

В ходе обсуждения учитель фиксирует признаки, выделенные детьми:

Корень — главная значимая часть слова, пишется одинаково.

В нём заключено общее значение однокоренных слов.  Один корень должен иметь одно значение


Подводя детей, к пониманию:  молодцы, что выделили единое написание, но оказывается этого признака недостаточно,

нужно и единое значение

  1. Выведение способа определения однокоренных слов.

Выпишите родственные слова, обозначьте корень.

 - Какими двумя признаками должны обладать такие слова?

- Какими словами можно дополнить этот ряд?

 -Что нужно учитывать для определения однокоренных слов?

Как будем действовать, определяя однокоренные слова:

1 шаг- определить корень по одинаковому написанию.

2 шаг- проверить одинаковое ли значение он имеет в словах.





Для определения родственных слов надо учитывать два признака:

общий корень и общее значение слов


Фиксация способа на доске:

1 шаг- определить корень по одинаковому написанию.

2 шаг- проверить одинаковое ли значение он имеет в словах.

  1. Проверка способа

Задание: используя выведенный способ, определи являются ли слова однокоренными. Докажи.

Копать, капать

Лесник, перелесок

Летний (день), летательный (аппарат).

Работает наш способ?  Помогает определить

однокоренные слова?


Учащиеся доказывают, опираясь на выведенный способ.

  1. Подведение итогов урока

- В чём разница между нашими знаниями в начале урока и в конце урока? Какой прирост в знаниях мы получили?

-Что нового для себя вы поняли на этом уроке?

Как мы работали? Что важного внесла в курок каждая группа?

- Оцените  свое продвижение на сегодняшнем уроке (есть продвижение, нет  продвижения)

Объясните, в чём оно.



Фиксация полученного прироста в понимании.



 Учитель фиксирует продвижение каждой группы как достижение.

Самооценка по заданному критерию. Продвижение может быть не только в знаниях, но в деятельностном содержании.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий урока русского языка по теме: "Правописание суффиксов -ик-, -ек-". (Начальная школа XXI века)

Урок проведён во втором классе с использованием деятельностного метода....

Сценарий урока русского языка в 1 классе по системе развивающего обучения Занкова

Дидактическое обоснование1. Русский язык, 1 класс, Н.В. Нечаева, Н.К. Булычёва2. Тема урока: различие при письме строчных букв г, п, т.3. Дидактическая цель: создать условия для осознанной коррекции з...

Сценарий урока русского языка по теме: "Слова - антонимы" (Начальная школа XXI века)

Урок разработан в соответствии с деятельностным методом....

Сценарий урока русского языка во 2 классе"В гостях у Имени Существительного"

Урок русского языка во 2 классе, УМК "Школа России"...

Сценарий урока русского языка во 2 классе по теме "Наблюдение над словами-признаками"».

Сценарий урока к учебнику Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой "Русский язык" (2 класс) с использованием интерактивной доски....

Сценарий урока русского языка Тема: «Уменьшительно-ласкательные формы мужских и женских имён в русском языке. Образование имён существительных от основ существительных»

Предмет: «Русский язык»Авторы учебника: Р.Н.Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В.ПронинаКласс:3Тема: «Уменьшительно-ласкательные формы мужских и женских имён в русском языке. Образование имён существительных от ...