Рабочая программа по письму и развитию речи
рабочая программа по русскому языку (4 класс) по теме

Ершова Ольга Александровна

Рабочая программа содержит: пояснительную записку, тематическое планирование, список литературы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pismo_i_razvitie_rechi_rabochaya_programma_4_klass.doc518 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными

возможностями здоровья «Зарубинская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида»

Утверждено педагогическим советом

МБСКОУ «ЗКШИ» Протокол №1 от 31.08.2012

Директор школы-интерната:

__________Л. А. Музыка

Обсуждено на МО учителей

Протокол № 1 от 30.08.2012 г.

Руководитель МО _________        

Рабочая программа

по предмету

«Письмо и развитие речи»

для 4 класса

на 170 часов

Составлено на базе программы:

Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений

VIII вида подготовительный, 1-4 классы.- Москва, «Просвещение», 2004.

Учебник: А.К.Аксенова, «Русский язык». Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида.- М:

«Просвещение», 2002.

Учитель – Ершова О.А.

2012-2013


РУССКИЙ ЯЗЫК

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Русский (родной) язык как учебный предмет является ведущим, так как от его усвоения во многом зависит успешность всего школьного обучения. Практическая и коррекционная направленность обучения языку  обусловливает его специфику. Все знания учащихся, получаемые ими в основном при выполнении упражнений, являются практически значимыми для их социальной адаптации и реабилитации. Необходимость коррекции познавательной и речевой деятельности умственно отсталых школьников обусловлена трудностями овладения ими русской (родной) фонетикой, графикой и орфографией, своеобразием их общего и речевого развития, имеющихся психофизических функций.

Задачи обучения русскому         языку:

- научить школьников правильно и осмысленно читать доступный их пониманию текст; выработать        элементарные навыки         грамотного        письма;

- повысить уровень общего и речевого развития учащихся; научить последовательно и правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме;

- формировать        нравственные        качества личности         школьников.

Русский язык в младших классах специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида для обучения детей с недостатками интеллекта включает следующие разделы и соответствующие программы: чтение, письмо, развитие устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности.

Умственно отсталые дети в большинстве случаев начинают говорить значительно позже, чем их нормально развивающиеся сверстники; период их дошкольной речевой практики более короткий. Процесс овладения речью у детей этой категории существенно затруднен вследствие неполноценности их психического развития. В результате к началу школьного обучения они не достигают такого уровня речевого развития, который обеспечивал бы успешное освоение знаний и навыков в области языка.

Характерное для детей с ОВЗ недоразвитие и нарушение речи обуславливают специфику обучения их русскому языку. Она выражается в том, что программа образования носит в основном элементарно-практический характер, при этом ведущим коррекционным принципом, объединяющим и организующим все разделы программы, является развитие речи.

Специальной задачей обучения русскому языку в 4 классе является коррекция речи и мышления учащихся с ОВЗ. Программа по русскому языку в 4 классе включает следующие разделы: развитие устной речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности; чтение; грамматика; правописание и развитие речи.

Тематическое планирование по письму и развитию речи 4 класс

Тема раздела

Кол-во

часов

Период

1

Повторение по теме «Предложение»

6

3.09-10.09

2

Звуки и буквы

4

11.09-14.09

3

Мягкий знак на конце и в середине слова

6

17.09-24.09

4

Разделительный мягкий знак

8

25.09-4.10

5

Гласные после шипящих

7

5.10-15.10

6

Правописание звонких и глухих согласных

11

16.10-30.10

7

Ударные и безударные гласные

37

31.10-27.12

8

Имя существительное

5

28.12-17.01

9

Глагол

6

18.01-25.01

10

Имя прилагательное

7

28.01-5.02

11

Имена собственные

8

6.02-15.02

12

Предлоги

5

18.02-22.02

13

Разделительный твердый знак

4

25.02-28.02

14

Родственные слова

16

1.03-22.03

15

Предложение

11

1.04-15.04

16

Знаки препинания в конце предложения

11

16.04 - 30.04

17

Главные и второстепенные члены предложения

14

1.05-20.05

18

Повторение

4

21.05-24.05

Итого:

170


№ п/п

Тема

Часы

Задачи

Понятийный аспект

Содержание учебной деятельности (знания и умения)

Дата

Повторение по теме предложение.

6

Практическое построение простого предложения.

1

- закрепить умения составлять простые предложения;- развивать орфографическую зоркость; пробудить интерес к предмету.

Простое

предложение

Уметь составлять простое предложение.

Составление предложений с употреблением слов в косвенных падежах по вопросам.

1

- закрепить составлять предложения, изменяя слова по вопросам; развивать орфографическую зоркость; пробудить интерес к предмету.

Уметь задавать вопрос к словам.

Составление предложений из слов, данных в начальной форме.

1

-закрепить составлять предложения, изменяя слова по смыслу; отрабатывать каллиграфическое письмо; пробудить интерес к предмету.

Уметь задавать вопрос к словам, изменяя слова по смыслу.

Восстановление нарушенного порядка слов в предложении.

1

- отрабатывать умения восстанавливать нарушенный порядок слов и предложений; развивать зрительную память; прививать интерес к изучению предмета.

Порядок

слов

Уметь составлять предложения со словами, данные в разброс.

Диктант по теме «Предложение».

1

-проверить знания, умения и навыки по данной теме; отрабатывать каллиграфическое письмо; воспитывать эмоциональную адекватность.

Уметь применять правила на практике.

Работа над ошибками.

1

- отработать навык в подборе проверочных слов; развивать письменную речь; прививать интерес к изучению предмета.

Уметь подбирать проверочные слова с помощью учителя.

Звуки и буквы.

4

Алфавит.

1

- дать разъяснение термину, что такое «алфавит»; развивать орфографическую зоркость; прививать интерес к изучению предмета.

Алфавит

Знать гласные и согласные буквы.

Слова в алфавитном порядке.

1

- разъяснить причины в расположении слов в алфавитном порядке; развивать зрительную память; прививать интерес к изучению предмета.

Алфавитный

порядок

Знать алфавит.

Запись слов в алфавитном порядке.

1

- формировать умение записывать слова в алфавитном порядке; развивать письменную речь; прививать интерес к изучению предмета.

Уметь записывать слова в алфавитном порядке.

Обобщение знаний об алфавите.

1

- обобщить знания о звукобуквенном составе слова; отрабатывать каллиграфическое письмо; прививать интерес к изучению предмета.

Уметь дать характеристику звуку.

Мягкий знак на конце и в середине слова.

6

Мягкий знак на конце слова.

1

- закрепить умения употреблять в словах ь; расширять словарный запас; воспитывать интерес к знаниям.

Уметь употреблять ь на конце и в середине слова.

Обозначение мягкости согласного на письме.

1

- на конкретных примерах показать обозначение мягкости согласного на письме; развивать зрительную память; воспитывать интерес к знаниям.

Уметь употреблять ь на конце и в середине слова.

Мягкий знак в середине слова. Составление предложений по картине.

1

- продолжить формировать умение писать и составлять предложения, используя слова с мягким знаком в середине слова; развивать орфографическую зоркость; воспитывать интерес к знаниям.

Уметь составлять предложения по картине.

Мягкий знак в середине слова.

1

- подчеркнуть роль мягкого знака в середине слова; развивать распределение внимания; воспитывать интерес к знаниям.

Уметь писать слова с мягким знаком в середине слова.

Правописание слов с мягким знаком на конце и в середине слова.

1

- формировать понимание учащихся, почему необходимо изучать правописание слов d мягким знаком; отрабатывать каллиграфическое письмо; воспитывать интерес к знаниям.

Уметь употреблять слова с мягким знаком .

Обобщение знаний о правописании слов с мягким знаком.

1

- обобщить знания о правописании слов с мягким знаком; развивать письменную речь; воспитывать культуру речи.

Уметь слышать, произносить и знать правописание слов с ь.

Разделительный мягкий знак.

8

Разделительный мягкий знак перед е, ё.

1

- научить правильно, употреблять разделительный мягкий знак в словах; развивать умение видеть главное; привлекать к самооценке своих знаний.

Знать правило употребления разделительного ь.

Разделительный мягкий знак перед ю, я.

1

- научить правильно, употреблять разделительный мягкий знак в словах; развивать зрительную память; привлекать к самооценке своих знаний.

Уметь использовать в письменной речи.

Разделительный мягкий знак перед и.

1

- научить правильно, употреблять разделительный мягкий знак в словах; учить выделять из общего частное; привлекать к самооценке своих знаний.

Уметь записывать слова с разделительным ь.

Правило переноса слов.

1

- повторить и закрепить знания о переносе слов в предложении; развивать орфографическую зоркость; привлекать к самооценке своих знаний.

Перенос

слов

Знать правила переноса слов.

Правило переноса слов с разделительным мягким знаком.

1

- познакомить с правилом переноса слов с разделительным мягким знаком; расширять словарный запас;

Знать правила переноса слов с разделительным ь.

Закрепить правило переноса слов с разделительным мягким знаком.

1

- отрабатывать умения переноса слов с разделительным мягким знаком; учить делать выводы; привлекать к самооценке своих знаний.

Уметь на практике применять правила.

Диктант по теме «Разделительный мягкий знак».

1

- контролировать знания по изученной теме; отрабатывать каллиграфическое письмо; вызвать интерес к изучаемому материалу.

Уметь применять знания на практике.

Работа над ошибками.

1

- проработать ошибки; развивать зрительную память; привлекать к самооценке своих знаний.

Умение применять правило с помощью учителя.

Гласные после шипящих.

7

Правописание жи-ши, ча-ща.

1

- формировать навык правописания гласных после шипящих; учить применять правила при выполнении упражнений; вызвать интерес к изучаемому материалу.

Шипящие звуки и буквы

Знать правило правописания гласных после шипящих.

* Правописание чу - щу.

1

- формировать навык правописания гласных после шипящих; учить применять правила при выполнении упражнений; ориентировать на обучение всех учащихся.

Уметь применять правило на письме.

Упражнения в написании слов с сочетаниями ча-ща, чу-щу.

1

- отрабатывать умения использовать на письме сочетания ча-ща, чу-щу; учить применять правила при выполнении упражнений;

Уметь вставлять в слова пропущенные буквы.

Обобщить знания о правописании гласных после шипящих.

1

- обобщить знания о правописании гласных после-шипящих; учить применять правила при выполнении упражнений;

Уметь вставлять подходящие слова в текст.

Дифференциация изученных орфограмм.

1

- повторить и закрепить изученную орфограмму; учить применять правила при выполнении упражнений;

Уметь писать зрительный диктант по изученной теме.

t Проверочный диктант по теме «Гласные после шипящих».

1

- контролировать знания по изученной теме; учить применять правила при выполнении упражнений;

Уметь применять знания на практике.

Работа над ошибками.

1

- проработать ошибки; развивать письменную речь; привлекать к самооценке своих знаний.

Умение применять правило с помощью учителя.

Правописание звонких и глухих согласных.

11

Парные звонкие и глухие согласные.

1

- познакомить с правописанием звонких и глухцк согласных; учить применять правила при выполнении упражнений; вызвать интерес к изучаемому материалу.

Звонкие,

глухие

согласные

Знать правило и уметь применять его на письме.

Звонкие и глухие согласные на конце слова.

1

- формировать умение проверять парные звонкие и глухие согласные на конце слова; развивать орфографическую зоркость; ориентировать

Уметь подбирать проверочные слова.

Звонкие и глухие согласные в середине слова.

1

- продолжить формировать умение проверять парные звонкие и глухие согласные в середине слова; расширять словарный запас; воспитывать мотивацию к учению.

Уметь объяснить пропущенную букву на данное правило.

Правописание звонких и глухих согласных в середине слова.

1

- на конкретных примерах использовать правило; развивать зрительную память; воспитывать мотивацию к учению.

Уметь выделять в тексте изученную орфограмму.

Проверка написания звонких и глухих , согласных путём изменения формы слова по образцу.

1

- на примерах показать путем изменения формы слова по образцу; учить применять правила при выполнении упражнений; воспитывать культуру речи.

Уметь объяснить вслух, как писать то или иное слово.

Написания звонких и глухих согласных путём изменения формы слова.

1

- систематизировать и закрепить правописание звонких и глухих согласных; развивать точность, прочность запоминания; воспитывать культуру речи.

Уметь выделять слова из текста на изученную орфограмму и объяснить написание слова.

Проверка написания звонких и глухих согласных путем подбора родственных слов.

1

- закрепить правило написания, путем подбора родственных слов; учить применять правила при выполнении упражнений; воспитывать культуру речи.

Уметь выделять слова из текста на изученную орфограмму, подбирать проверочные слова, правило.

Запись текста по плану.

1

- научить передавать текст по плану; развивать письменную речь; воспитывать культуру речи.

План

Уметь с помощью учителя записывать текст по плану.

Дифференциация изученных орфограмм.

1

- обобщить знания, усвоенные в процессе изучения темы, уметь применять знания на практике; учить применять правила при выполнении упражнений; воспитывать культуру речи.

Уметь видеть и запоминать всё предложение и отдельные его части дня записи.

Контрольный диктант за 1 четверть.

1

- контролировать знания по изученной теме; отрабатывать каллиграфическое письмо; воспитывать культуру речи.

Уметь применять знания на практике.

Работа над ошибками.

1

- проработать ошибки; учить применять правила при выполнении упражнений; привлекать к самооценке своих знаний.

Умение применять правило с помощью учителя.

Ударные и безударные гласные.

37

Ударные и безударные гласные в корне слова.

1

- показать отличия ударных и безударных гласных в корне слова; развивать орфографическую зоркость; вызвать интерес к изучаемому материалу.

Ударные,

безударные

гласные

Уметь находить в словах ударные и безударные гласные.

Ударные и безударные слоги.

1

Ударение. Знак ударения.

1

- закрепить умение распознавать ударный слог в словах; развивать письменную речь; ориентировать на обучение всех учащихся

Ударение

Уметь ставить ударение в словах.

Значение ударения в словах.

1

- помочь осознать *' значение ударения в словах; расширять словарный запас; воспитывать мотивацию к учению.

Уметь объяснять значение слов.

Ударные гласные.

1

- закрепить знания учащихся в написании ударных гласных; развивать правильное распределение внимания; воспитывать эмоциональную адекватность.

Уметь выделять слова на изученную орфограмму.

Написание ударных гласных.

1

Правописание безударных гласных.

1

- формировать умение осознанно проверять и писать слова с безударными гласными; учить применять правила при выполнении упражнений; воспитывать базовые эмоции личности.

Уметь применять на практике правила правописания безударных гласных.

Различение ударных и безударных гласных в словах.

1

- на конкретных примерах показать, различие ударных и безударных гласных в словах; развивать зрительную память; воспитывать базовые эмоции личности.

Умение распознавать в словах проверяемые гласные.

Правописание безударных гласных.

1

- формировать умение правильно обосновывать написание безударных гласных; развивать орфографическую зоркость; воспитывать базовые эмоции личности.

Уметь применять правило на письме, самостоятельно анализировать слова с данной орфограммой.

Правописание безударных гласных путём ’ изменения формы слова.

1

Безударные гласные в корне.

1

Правило проверки безударных гласных в корне.

1

- формировать умение проверять и писать слова с безударными гласными в корне; учить применять правила при выполнении упражнений; воспитывать мотивацию к учению.

Уметь применять на практике правила правописания безударных гласных в корне слова.

Правописание безударных гласных путём подбора родственных слов.

1

Уметь объяснять значение родственных слов.

Упражнения в написании безударных гласных в корне слова.

1

- совершенствовать умение проверять написание безударных гласных корня; развивать письменную речь; воспитывать базовые эмоции.

Уметь выделять слова из текста на изученную орфограмму, подбирать проверочные слова, правило.

Объяснение правописания безударных гласных.

1

Уметь записывать предложения по памяти.

Правописание гласных в корне слова.

1

- отрабатывать алгоритм проверки слов с безударной гласной; учить применять правила при выполнении упражнений; ориентировать на обучение всех учащихся.

Уметь объяснять орфограммы после записи предложения.

• Правописание слов с безударной гласной в корне.

1

Уметь выделять из текста изученную орфограмму.

Распознавание слов, которые различаются гласной буквой в корне.

1

- систематизировать и закрепить правописание слов с безударной гласной; развивать письменную речь; воспитывать базовые эмоции личности.

Знать правило и подбирать проверочные слова.

Правописание слов с безударной гласной в корне.

1

Уметь вставлять по смыслу слова в тексте.

Обобщение знаний о способе проверки безударных гласных.

1

- закрепить и обобщить знания, усвоенные в процессе изучения темы, уметь применять знания на практике; развивать орфографическую зоркость; воспитывать

эмоциональную

адекватность.

Уметь составлять фразы по графическим опорам.

Закрепление знаний о способе проверки безударных гласных.

1

Уметь объяснить вслух, как писать то или иное слово.

Повторение изученных орфограмм.

1

- обобщить знания, усвоенные в процессе изучения темы, уметь применять знания на практике; отрабатывать каллиграфическое письмо; воспитывать мотивацию к учению.

Уметь видеть и запоминать написание изученной орфограммы.

Дифференциация изученных орфограмм.

1

Уметь составлять предложения по «цепочке».

Проверочная работа по теме «Правописание слов с безударной гласной в корне слова».

1

- контролировать знания по изученной теме; учить применять правила при выполнении упражнений; ориентировать на обучение всех учащихся.

Уметь применять знания на практике.

Работа над ошибками.

1

- проработать ошибки; развивать

психофизиологические функции: мышление, мелкую мускулатуру пальцев рук; привлекать к самооценке своих знаний.

Умение применять правило с помощью учителя.

Непроверяемые безударные гласные.

1

- рассмотреть правописанием слов с непроверяемыми безударными гласными; учить применять правила при выполнении упражнений; вызвать интерес к изучаемому материалу.

Слова с непроверяемой гласной в корне.

1

Уметь распознать слова с непроверяемой гласной в корне.

Слова с безударной «е», проверяемой буквой «ё».

1

Уметь применять правило.

Работа со словарём.

1

- систематизировать и закрепить правописание словарных слов; расширить словарный запас учащихся; вызвать интерес к изучаемому материалу.

Словарь

Уметь подбирать синонимы.

Работа со словарными словами.

1

Уметь записывать слова в алфавитном порядке.

Словарный диктант.

1

- контролировать знания по изученной теме; развивать письменную речь; ориентировать на обучение всех учащихся.

Уметь применять знания на практике.

Работа над ошибками.

1

- проработать ошибки; привлекать к самооценке своих знаний.

Уметь применять правило с помощью учителя.

Закрепление изученных орфограмм.

1

- обобщить знания учащихся по правописанию непроверяемых орфограмм; учить применять правила при выполнении упражнений; воспитывать культуру речи. 1

Уметь видеть и запоминать написание изученной орфограммы.

Дифференциация изученных орфограмм.

1

- обобщить знания, усвоенные в процессе изучения темы, уметь применять знания на практике; развивать зрительную память; воспитывать базовые эмоции личности.

Уметь составлять словосочетание. Знать словарные слова.

Обобщение знаний о словах с непроверяемой гласной.

1

Уметь подбирать глаголы и прилагательные к картинкам.

Контрольная работа по теме «Безударные f гласные в корне слова».

1

- контролировать знания по изученной теме; развивать мелкую мускулатуру пальцев рук; ориентировать на обучение всех учащихся.

Уметь применять знания на практике.

Работа над ошибками.

1

- проработать ошибки; учить применять правила при выполнении упражнений; привлекать к самооценке своих знаний.

Уметь применять правило с помощью учителя.

Имя существительное.

5

Слово. Название предмета.

1

- формировать умение анализировать слова; развивать способность к тонкому зрительному анализу; вызвать интерес к изучаемому материалу.

Слова

предметы

Знать, что обозначает название предмета.

Уметь находить и называть предметы.

Постановка вопросов в текстах.

1

- формировать умение задавать вопросы к словам; расширять словарный запас; воспитывать мотивацию к учению.

Уметь задавать вопросы к словам.

Общее понятие о словах, отвечающих на вопросы Кто? Что?

1

- продолжить формировать умение находить в тексте существительные; учить применять правила при выполнении упражнений; воспитывать эмоциональную адекватность.

Уметь классифицировать слова одушевленные и неодушевленные и задавать вопросы.

Связь слов в предложении.

1

- продолжить формировать умение правильно объединять слова в предложении; развивать письменную речь; воспитывать базовые эмоции личности.

Уметь составлять предложения по графическим схемам.

Упражнения в классификации слов и постановки вопросов к словам.

1

- систематизировать и закрепить находить в предложении существительные и ставить к ним вопросы; отрабатывать каллиграфическое письмо; ориентировать на обучение всех учащихся.

Уметь описывать предмет.

Глагол.

6

Название действий предметов.

1

- формировать представление о словах действиях; развивать последовательность анализа, выделение и обобщение признаков; вызвать интерес к изучаемому материалу, вызвать интерес к изучаемому материалу.

Слова

действия

предметов

Знать, что обозначает действие предмета.

Уметь находить и называть действия предмета.

Понятие о словах, обозначающих действие * предмета.

1

- раскрыть существенные признаки о словах, обозначающих действие предмета; учить применять правила при выполнении упражнений; воспитывать культуру речи.

Уметь задавать вопросы к словам.

Постановка вопросов к словам, обозначающим действие предмета.

1

- на примерах показать постановку вопросов к словам; развивать внимание, наблюдательность; воспитывать базовые эмоции личности.

Уметь задавать вопрос от одного члена предложения к другому.

Слова, отвечающие на вопросы: Что делает? Что делают?

1

- показать отличие слов, отвечающие на вопросы ед . ч . и мн . ч ; активизировать и развивать различные стороны мыслительной деятельности: анализ, сравнение, обобщение; ориентировать на обучение всех учащихся.

Уметь классифицировать слова по вопросам.

Связь слов в предложении.

1

- продолжить формировать умение правильно объединять слова в предложении и в постановке вопроса; развивать орфографическую зоркость; воспитывать эмоциональную адекватность.

Уметь составлять предложения.

Упражнения в классификации слов и постановки вопросов к словам.

1

Уметь задавать вопрос от одного члена предложения к другому, классифицировать слова по вопросам.

Имя прилагательное.

7

Название признаков предмета.

1

- формировать представление о словах признаках; развитие логического мышления; вызвать интерес к изучаемому материалу.

Слова

признаки

предметов

Знать, что обозначает признак предмета.

Уметь находить и называть признаки предметов.

Понятие о словах, обозначающих признаки предметов.

1

- раскрыть существенные признаки о словах, обозначающих признак предмета; учить применять правила при выполнении упражнений; ориентировать на обучение всех учащихся.

Уметь задавать вопросы к словам.

Постановка вопросов к словам, обозначающих признаки предметов.

1

- на примерах показать постановку вопросов к словам; развивать зрительную память; воспитывать мотивацию к учению.

Уметь задавать вопрос от одного члена предложения к другому.

Связь слов в предложении.

1

- продолжить формировать умение правильно объединять слова в предложении и в постановке вопроса; отрабатывать каллиграфическое письмо; воспитывать культуру речи.

Уметь составлять предложения.

Различие слов, отвечающих на вопросы Какой? Какая? Какие?

1

Уметь составлять предложения, а из предложений текст - описания.

Диктант по теме «Части речи».

1

- контролировать знания по изученной теме; развивать орфографическую зоркость; воспитывать культуру речи.

Уметь применять знания на практике.

Работа над ошибками.

1

- проработать ошибки; отрабатывать каллиграфическое письмо; привлекать к самооценке своих знаний.

Уметь применять правило с помощью учителя.

Имена собственные.

8

Имена собственные.

1

- подвести к пониманию, что означают имена собственные; расширять словарный запас; вызвать интерес к изучаемому материалу.

Имена

собственные

Знать, что обозначают имена собственные.

Правописание имён собственных.

1

- продолжить формировать правописание имен собственных; учить применять правила при выполнении упражнений; воспитывать базовые эмоции личности.

Знать, правописание имен собственных.

Уметь находить и называть имена собственные.

Большая буква в именах, фамилиях, отчествах.

1

- способствовать воспроизведению в памяти правила о правописании имен собственных; учить применять правила при выполнении упражнений;

Знать правило и применять его на практике.

Большая буква в ФИО и в кличках животных.

1

- закрепить написание

имен собственных;

развивать

орфографическую

зоркость; воспитывать

эмоциональную

адекватность.

Уметь видеть и запоминать написание изученной орфограммы.

Название морей, рек, озёр, гор - имена собственные.

1

- показать отличие имен собственных от имен нарицательных; развивать письменную речь; воспитывать мотивацию к учению.

Уметь классифицировать слова собственные и нарицательные.

большая буква в названии городов, деревень, улиц.

1

Уметь применять на практике написание изученной орфограммы.

Диктант по теме «Имена собственные»

1

- контролировать знания по изученной теме;

-  учить применять правила при выполнении упражнений; ориентировать на обучение всех учащихся.

Уметь применять знания на практике.

Работа над ошибками.

1

- проработать ошибки; отрабатывать каллиграфическое письмо; привлекать к самооценке своих знаний.

Уметь применять правило с помощью учителя.

Предлоги.

5

Предлоги.

1

- формировать представление о словах, которым нельзя задать вопрос; развивать умение правильно употреблять предлоги в речи; вызвать интерес к изучаемому материалу.

Предлог

Знать , что такое «предлог».

Выделение предлогов из текста.

1

- на конкретных примерах показать и выделить правописание предлогов; учить применять правила при выполнении упражнений; воспитывать культуру речи.

Знать правило и применять его на практике.

Правописание предлогов.

1

Уметь находить слова на изученную орфограмму.

Отдельное написание предлогов до, без, под, над, около, перед с другими словами.

1

- систематизировать и закрепить раздельное и единообразное написание предлогов; отрабатывать каллиграфическое письмо; ориентировать на обучение всех учащихся.

Уметь употреблять предлоги с другими словами.

Упражнения в раздельном и единообразном написании предлогов.

1

Уметь применять правила орфографии на практике.

Разделительный твёрдый знак.

4

Правописание слов с разделительным твёрдым знаком.

1

- научить правильно, употреблять слова с ъ; развивать письменную речь; учить применять правила при выполнении упражнений; вызвать интерес к изучаемому материалу.

Знать правило написания разделительного твердого знака.

Умения употреблять слова с разделительным ъ и ь

1

- формировать умение вставлять в слова разделительный твердый знак; формировать речь; воспитывать базовые эмоции личности.

Уметь различать разделительный мягкий знак и разделительный твердый знак. Уметь восстанавливать текст по опорным словам.

Диктант по теме «Разделительный твёрдый знак».

1

- контролировать знания по изученной теме; учить* применять правила при выполнении упражнений; ориентировать на обучение всех учащихся.

Уметь применять знания на практике.

Работа над ошибками.

1

- проработать ошибки; развивать зрительную память; отрабатывать каллиграфическое письмо; привлекать к самооценке своих знаний.

Уметь применять правило с помощью учителя.

Родственные слова

16

Родственные слова.

1

- научить находить родственные слова в тексте; развивать самостоятельность и самоконтроль; вызвать интерес к изучаемому материалу.

Родственные

слова

Знать, что такое «родственные» слова.

Однокоренные слова.

1

- показать сходство родственных слов и однокоренных; развивать способность концентрировать внимание; воспитывать эмоциональную адекватность.

Однокоренн ые слова

Уметь подбирать однокоренные слова.

Корень - общая часть родственных слов.

1

- отрабатывать навык в выделении корня в однокоренных словах; учить применять правила при выполнении упражнений; воспитывать мотивацию к учению.

Корень

Уметь выделять корень в однокоренных словах.

Упражнения в выделении корня.

1

Уметь подбирать однокоренные слова.

Правописание слов с непроверяемыми написаниями в корне.

1

- подвести к пониманию правописание слов с непроверяемыми написаниями в корне; развивать орфографическую зоркость; воспитывать культуру речи.

Знать словарные слова.

Упражнения в написании корня в однокоренных словах.

1

- систематизировать и закрепить написания корня в однокоренных словах; отрабатывать каллиграфическое письмо; воспитывать культуру речи.

Уметь видеть и запоминать написание изученной орфограммы

Работа со словарём

1

Знать значение словарных слов и уметь подбирать к ним однокоренные слова.

Словарный диктант.

1

- контролировать знания по изученной теме; расширять словарный запас; ориентировать на обучение всех учащихся.

Уметь применять знания на практике.

Работа над ошибками.

1

- проработать ошибки; развивать

самостоятельность и самоконтроль; привлекать к самооценке своих знаний.

Уметь применять правило с помощью учителя.

Предложение.

1

- продолжить формировать умение составлять предложения из слов; развивать письменную речь; вызвать интерес к изучаемому материалу.

Уметь конструировать предложение.

Выделение предложений из текста.

1

- продолжить формировать умение определять границы предложения; развивать самостоятельность и самоконтроль; воспитывать базовые эмоции личности.

Уметь выделять границы предложений в тексте.

^Контрольный диктант по теме «Корень».

1

- контролировать знания по изученной теме; учить применять правила при выполнении упражнений; ориентировать на обучение всех учащихся.

Уметь применять знания на практике.

Работа над ошибками.

1

- проработать ошибки; развивать самостоятельность и самоконтроль; привлекать к самооценке своих знаний.

Умение применять правило с помощью учителя.

Составление предложений из слов, данных в разбивку.

1

- отрабатывать умение ставить знаки препинания в конце предложения; развивать письменную речь; воспитывать эмоциональную адекватность.

Знаки

препинания

Уметь различать предложения по интонации.

Составление предложения по картине.

1

- научить составлять связный рассказ; развивать зрительную память; ориентировать на обучение всех учащихся.

Уметь составлять предложения, а из предложений текст.

Составление предложения по вопросам.

1

- продолжить формировать умение составлять текст по вопросам; развивать письменную речь; воспитывать мотивацию к учению.

Уметь составлять последовательный связный рассказ.

Предложение.

11

Предложение.

1

- совершенствовать знания детей о предложении; развивать орфографическую зоркость; вызвать интерес к изучаемому материалу.

Предложение

Уметь строить связное высказывание.

Выделение в предложении слов, обозначающих, о ком или о чём говорится в предложении, что говорится.

1

- закрепить знания о главных членах предложения; развивать самостоятельность и самоконтроль; воспитывать культуру речи.

Уметь выделять главные члены предложения.

Упражнения в установлении связи между членами предложениями.

1

- закрепить знания о второстепенных членах предложения; отрабатывать каллиграфическое письмо; воспитывать культуру речи.

Уметь задавать вопросы от главных членов к второстепенным.

Составление простого предложения.

1

- закрепить знания в составлении простого предложения; расширять словарный запас; воспитывать базовые эмоции личности.

Уметь составлять текст- повествования по плану.

Распространение простого предложения второстепенными членами.

1

- научить составлять распространенные предложения; развивать самостоятельность и самоконтроль;

Уметь моделировать распространенное предложение с помощью учителя.

Составление рассказа по плану.

1

- формировать умение составлять рассказ по плану; развивать письменную речь; ориентировать на обучение всех учащихся.

Уметь составлять текст- описания по плану с помощью учителя.

Установление связи слов в предложениях по вопросам.

1

- систематизировать и закрепить правильное построение

предложений; развивать письменную речь; воспитывать культуру речи.

Уметь моделировать фразу.

Упражнения в правильном построении предложения.

1

Уметь устанавливать последовательности предложений в тексте.

Обобщение знаний о предложении.

1

- обобщить знания, усвоенные в процессе изучения темы, уметь применять знания на практике; отрабатывать каллиграфическое письмо; воспитывать эмоциональную адекватность.

Уметь находить главные и второстепенные члены предложения, конструировать предложения.

Диктант по теме «Предложение».

1

- контролировать знания по изученной теме; учить применять правила при выполнении упражнений; ориентировать на обучение всех учащихся.

Уметь применять знания на практике.

Работа над ошибками.

1

- проработать ошибки; развивать

самостоятельность и самоконтроль; привлекать к самооценке своих знаний.

Уметь применять правило с помощью учителя.

Знаки препинания в конце предложения

11

Знаки препинания в предложениях.

1

- повторить типы предложений по цели высказывания, интонации; развивать орфографическую зоркость; вызвать интерес к изучаемому материалу.

Знать типы предложений по цели высказывания.

Повествовательные предложения.

1

- отрабатывать умение ставить знаки препинания в конце предложения; отрабатывать каллиграфическое письмо; ориентировать на обучение всех учащихся.

Повествовательное

предложение

Уметь определять границы предложений в тексте.

Предложение выражает законченную мысль.

1

Составлять из предложений рассказ- повествования.

Вопросительные предложения.

1

- научить употреблять вопросительные предложения в своей речи; развивать зрительную память; воспитывать мотивацию к учению.

Вопросительное

предложение

Уметь составлять вопросы.

Знак вопроса в конце предложения.

1

Знать, когда используют предложения со знаком вопроса.

Восклицательные предложения.

1

- формировать умение правильно употреблять в устной и письменной речи разные по интонации предложения; расширять словарный запас; воспитывать культуру речи.

Восклицательное предложение

Уметь подбирать предложения по цели высказывания к картинкам.

Выделение из текста восклицательных предложений.

1

Уметь выделять предложения с восклицательным знаком.

Выделение из текста повествовательных, вопросительных предложений.

1

Уметь моделировать фразы.

Обобщение знаний о предложении, тексте.

1

- обобщить знания, усвоенные в процессе изучения темы, уметь применять знания на практике; развивать письменную речь; воспитывать базовые эмоции личности.

Уметь конструировать предложения. Установить последовательность предложений в тексте.

Диктант «Знаки препинания в конце предложения».

1

- контролировать знания по изученной теме; учить применять правила при выполнении упражнений; ориентировать на обучение всех учащихся.

Уметь применять знания на практике.

Работа над ошибками.

1

- проработать ошибки; развивать

самостоятельность и самоконтроль; привлекать к самооценке своих знаний.

Уметь применять правило с помощью учителя.

Главные и второстепенные члены предложения.

14

Главные члены предложения.

1

- отрабатывать умения находить в предложении главные члены, выписывать

словосочетание; вызвать интерес к изучаемому материалу.

Г лавные члены

Составлять предложения на основе демонстрируемых действий.

Подлежащее и сказуемое - главные члены предложения.

1

- систематизировать и закрепить умение

Подлежащее,

сказуемое

Уметь находить главные члены предложения.

Выделение подлежащего в предложении.

I

находить в предложении подлежащее и сказуемое; учить применять правила при выполнении упражнений; ориентировать на обучение всех учащихся.

Уметь задавать вопросы к словам.

Выделение сказуемого в предложении.

I

Уметь задавать вопросы к словам.

Упражнения в установлении связи слов в предложении.

1

- закрепить умения распознавать главные и второстепенные члены предложения; развивать орфографическую зоркость; воспитывать эмоциональную адекватность.

Уметь находить основную мысль предложения

Упражнения в установлении связи между

членами предложения.

I

Уметь задавать вопрос от главного члена предложения к второстепенному.

Установление связи между членами предложения.

I

Уметь задавать вопрос от главного члена предложения к второстепенному.

Второстепенные члены предложения.

I

- закрепить знания о второстепенных членах предложения; отрабатывать каллиграфическое письмо; воспитывать мотивацию к учению.

Уметь задавать вопросы к второстепенным членам предложения.

Нахождение второстепенных членов.

I

Выписывать словосочетания из предложения.

Упражнения в составлении предложения со второстепенными членами.

I

Составление предложений по опорам.

Обобщение знаний о предложении.

I

- обобщить знания, усвоенные в процессе изучения темы, уметь применять знания на практике; развивать зрительную память; вызвать интерес к изучаемому материалу.

Уметь применять знания на практике.

Изложение рассказа по вопросам.

I

- формировать умение письменно излагать рассказ по вопросам; развивать письменную речь; вызвать интерес к изучаемому материалу.

Изложение

Уметь составлять последовательный связный рассказ с помощью учителя.

Работа над ошибками.

I

- проработать ошибки; развивать

самостоятельность и самоконтроль; привлекать к самооценке своих знаний.

Уметь применять правило с помощью учителя.

Повторение пройденного материала по теме: «Главные и второстепенные члены предложения».

I

- закрепить знания по теме; развивать орфографическую зоркорть; ориентировать на обучение всех учащихся.

Уметь применять знания на практике.

Повторение.

4

Контрольный диктант за 4 четверть.

I

- контролировать знания по изученной теме; отрабатывать каллиграфическое письмо; учить применять правила при выполнении упражнений; ориентировать на обучение всех учащихся.

Уметь применять правило на письме.

Работа над ошибками.

I

- проработать ошибки; расширять словарный запас; привлекать к самооценке своих знаний.

Уметь применять правило с помощью учителя.

Повторение пройденного   материала. о предложении.

I

- обобщить знания, усвоенные в процессе изучения темы, уметь применять знания на практике; учить применять правила при выполнении упражнений; воспитывать культуру речи.'

Уметь применять знания на практике.

Повторение знаний о звуках и буквах

I

- обобщить знания, усвоенные в процессе изучения темы, уметь применять знания на практике; учить применять правила при выполнении упражнений; воспитывать культуру речи.'

Уметь применять знания на практике.

Повторение знаний о правописании звонких и глухих согласных

1

- обобщить знания, усвоенные в процессе изучения темы, уметь применять знания на практике; учить применять правила при выполнении упражнений; воспитывать культуру речи.'

Уметь применять знания на практике.

Повторение знаний об ударных и безударных гласных.

1

- обобщить знания, усвоенные в процессе изучения темы, уметь применять знания на практике; учить применять правила при выполнении упражнений; воспитывать культуру речи.'

Уметь применять знания на практике.

Повторение знаний об именах собственных.

1

- обобщить знания, усвоенные в процессе изучения темы, уметь применять знания на практике; учить применять правила при выполнении упражнений; воспитывать культуру речи.'

Уметь применять знания на практике.

Повторение знаний о предлогах.

1

- обобщить знания, усвоенные в процессе изучения темы, уметь применять знания на практике; учить применять правила при выполнении упражнений; воспитывать культуру речи.'

Уметь применять знания на практике.

Повторение изученного материала за год.

1

- обобщить знания, усвоенные в процессе изучения темы, уметь применять знания на практике; учить применять правила при выполнении упражнений; воспитывать культуру речи.'

Уметь применять знания на практике.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочие программы по письму и развитию речи, чтению и развитию речи, математике, развитию речи, изобразительному искусству, трудовому обучению для 2 класса

Рабочие программы составлены на основе Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIIIвида под редакцией доктора педагогических наук  В.В.Воронковой – М.; Просвеще...

Рабочие программы по письму и развитию речи, чтению и развитию речи, математике, развитию речи, изобразительному искусству, трудовому обучению для 3 класса

Рабочие программы разработаны на основе авторской учебной программы «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIIIвида подготовительный, 1-4 классы» под редакцией...

Рабочие программы по письму и развитию речи, чтению и развитию речи, математике, развитию речи, изобразительному искусству, трудовому обучению для 1 класса

Программы составлены на основе Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида под редакцией доктора педагогически...

Рабочая программа по письму и развитию речи для учащихся 4 класса по специальной (адаптированной) программе 8 вида, 5 часов в неделю

Рабочая программа уроков письма и развития речи для 4 класса составлена на основе программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией В.В. Воронковой. В начальном ...

Рабочая программа по письму и развитию речи для учащихся 4 класса по специальной (адаптированной) программе 8 вида, 5 часов в неделю

Рабочая программа уроков письма и развития речи для 4 класса составлена на основе программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией В.В. Воронковой. В начальном ...

Рабочие программы по письму и развитию речи, чтению и развитию речи, математике. 2 класс. VIII вид

Рабочие программы составлены для ученицы 2 класса по программе VIII вида....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по письму и развитию речи для 1 класса обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе начального общего образования для умственно отсталых детей.

Цели:приобретать  практические навыки устной и письменной речи;формировать  основные орфографические и пунктуационные навыки;воспитывать  интерес к родному языку.Основные задачи  п...