Знакомство с однокоренными словами.
план-конспект урока по русскому языку (1 класс) по теме
Цель данного урока: Дать представление о понятиях «однокоренные слова», «корень слова». Представлен подробный конспект урока с ответами детей. В конспекте прописаны методы, которыми пользуется учитель при выдаче материала ребятам.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 93.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Класс: 1 класс по программе 1-4 «Школа XXI века».
Тема урока: Знакомство с однокоренными словами.
Цель: Дать представление о понятиях «однокоренные слова», «корень слова».
Задачи:
- Образовательные – 1) Сформировать умение правильно определять «корень слова».
2) Сформировать умение распознавать и подбирать однокоренные слова.
3) Сформировать умение видеть словарное слово.
4) Сформировать речевое умение общаться друг с другом на заданную тему, используя в речи новые слова.
5) Сформировать орфографическую зоркость.
6) Закрепить умения определять понятия «вымысел» и «фантазия».
- Воспитательные – 1) Воспитать чувство аккуратности при письме тетради.
2) Воспитать чувство трудолюбия в работе.
3)Обогащение словарного запаса.
4)Воспитать интерес к урокам русского языка.
5)Воспитать культуру общения.
- Развивающие – 1) Развить каллиграфический навык.
2) Развить грамотную речь, внимание, память.
3) Развить умение слушать и понимать друг друга.
4) Развить устную речь учащихся.
- Коммуникативные – 1) Научить общаться детей в парах.
2) Создать комфортную для общения ситуацию на уроке.
Литература:
- Для учителя – 1) Виноградова Н.Ф. Программа «Начальная школа 21
века». - М.: Вентана-граф, 2008.
2) Иванов С.В. Русский язык. Комментарии к урокам. 1
класс. Книга для учителя. – М.: Вентана-граф, 2009.
3) Иванов С.В. Учебник «Русский язык». 1 класс. – М.:
Вентана-граф, 2010.
4) Иванов С.В. Рабочая тетрадь «Русский язык». 1 класс.
Часть 2.– М.: Вентана-граф, 2010.
- Для учащихся – 1) Иванов С.В. Учебник «Русский язык». 1 класс. – М.:
Вентана-граф, 2010.
2) Иванов С.В. Рабочая тетрадь «Русский язык». 1
класс. Часть 2.– М.: Вентана-граф, 2010.
Оборудование: листочки для деревьев (средство оценки знаний учащихся), учебник, рабочая тетрадь, записи на доске
План урока:
1.Организация класса на работу.
2.Проверка домашнего задания.
3.Минутка чистописания.
4.Словарно-семантическая работа:
а) знакомство со словом;
б) выяснение лексического значения слова;
в) уточнение лексического значения слова;
г) активизация словаря.
5. Актуализация знаний:
а) наблюдение над языковым материалом;
б) репродуктивная беседа.
6. Изучение нового материала:
а) наблюдение над языковым материалом;
б) постановка проблемного вопроса;
в) слово учителя;
г) работа над правилом.
7. Закрепление изученного материала:
а) работа по развитию орфографической зоркости;
б) применение правила на практике.
8. Подведение итогов урока:
а) обобщающая беседа.
б) оценка работы детей на уроке.
9. Задавание домашнего задания.
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Примечание |
1. Орга -низация класса на работу. | М: слово учителя. (Слово-приветствие). - Здравствуйте, ребята! - Прозвенел уже звонок, Вот и начался урок! Вы за парты ровно сядьте И тетради раскрывайте! | -Здравствуйте! (дети садятся) | |
2.Проверка домашнего задания. | - Перед началом урока мы проверим, как вы справились с домашним заданием. М: опрос. (Фронтальный). - Какое было задание? - Все выучили? - Давайте проверим. М: опрос. (Индивидуальный). - Артем, расскажи нам правило! - Лиза, расскажи правило! -……………. - Все ребята, которые рассказали правило заработали по листочку к своему дереву. | - Надо было выучить определение «Что такое вымысел и фантазия». - Да! (дети рассказывают правило) | Выдать листочки ученикам. |
3. Минутка чистописания | М: слово учителя - Откройте тетради, отступите 2 строчки сверху, на следующей строчки отступите 2 пальчика сбоку, пропишите число. Сегодня 14 апреля. - Отступите 1 пальчик на следующей строчке и аккуратно пропишите букву, но какую вы сейчас сами догадаетесь, послушав стихотворение. - В этой букве нет угла! До того она кругла! До того она кругла, Покатиться бы смогла! - Кто догадался о какой букве идет речь? М: совершенствования почерка. - Пропишем заглавную букву О целую строчку. - На следующей строчке отступите 1 пальчик сбоку и пропишите строчную букву о в соединении с той буквой, на которую начинается ваше имя. - А теперь, ребята, самую красивую букву и самое красивое соединение букв обведите карандашом. - Молодцы! | (дети прописывают в тетрадях число). - Речь идет о букве О. (дети прописывают заглавную букву О. О О О О О) (дети прописывают соединение строчной буквы о с буквой, на которую начинается их имя. од од од од) (дети обводят) | |
4.Словарно-семантическая работа:
| М: беседа а) знакомство со словом - Посмотрите на доску. Запись на доске: Г . Р . Д - У меня куда-то «укатились» 2 буквы! - Кто догадался, какие буквы «укатились»? - Кто догадался, какое слово было записано? б) выяснение лексического значения слова. М: беседа -Кто знает, что такое город? М: работа со словарем -А теперь, давайте откроем «Толковый словарь русского языка» и прочитаем определение. -Лера, прочитай нам определение. в) уточнение лексического значения слова. М: беседа -В каком городе мы живем? - Какие города вы знаете? - Подберите рифму к слову ГОРОД. - Молодцы! Теперь вспомните поговорку или пословицу со словом ГОРОД. г) активизация словаря. М: слово учителя. -Сейчас, ребята, представьте такую ситуацию, что вы пишите письмо другу в Америку. Расскажите ему о нашем городе. Составьте текст из 3-4 предложений, с использованием слова город. -Запомните его! -Сейчас,ребята, представьте такую ситуацию, что вы пишите письмо другу в Америку. Расскажите ему о нашем городе. Составьте текст из 3-4 предложений, с использованием слова город. -Никита, расскажи свой текст. -Лера, расскажи свой текст. -Все ребята, которые рассказали текст, заработали по листочку к своему дереву. -Послушайте, как орфографически правильно произноситься слово «город». ГО-РОД! М: беседа -Давайте повторим все вместе: ГО-РОД -Запишите слово «город» у себя в тетради 4 раза. -На какой слог падает ударение? -Поставьте ударение. -Где здесь ошибкоопасное место? -Выделите орфограмму. -Это слово словарное, | - «укатились 2 буквы о». - Город. - ответы детей -Город - крупный населенный пункт. - Мы живем в городе Новокузнецке. -Москва, Киселевск, Прокопьевск,…….. -Город-Овод Город- Повод Город-Огород - Ни к селу, ни к городу. -Свинья скажет борову, а боров всему городу. (дети составляют текст) (дети пересказывают составленный текст) -ГО-РОД (записывают) -Ударение падает на первый слог. (ставят ударение) -Вторая буква о. (выделяют) | Выдать листочки |
Физ.минутка | - Давайте проведем физ.минутку. - Саша, выйди и проведи физ.минутку. -Остальные повторяют за Сашей. | (дети выполняют физ.минутку) | |
5. Актуализация знаний. | а) наблюдение над языковым материалом. М: работа с учебником. - Открываем учебник на стр. 89,упр.1 -Я читаю вам текст, а вы внимательно слушайте и следите. Я.м. учебник на стр. 89,упр.1 б) репродуктивная беседа. М: беседа. -Похожа ли эта история на те истории, с которыми мы познакомились на прошлом уроке? - Для чего ребята придумали эти истории? -Как называются такие истории? - Молодцы! | (дети слушают и следят). - Да. -Чтобы пофантазировать или развеселить кого-то. - вымысел или фантазия. | |
6. Изучение нового материала | М: наблюдение над языковым материалом а)наблюдение над языковым материалом. - Отгадайте загадку: - В воде она живет, Нет клюва, а клюет! Кто это? - А как называется маленькая рыба? - Как называется процесс, когда ловят рыбу? - Как называется человек, который ловит рыбу? - Как сказать по другому «ловить рыбу»? Я.м. Запись на доске Рыба Рыбка Рыбалка Рыбак Рыбачить М: беседа. Задание 1. Что общего во всех словах? Задание 2. Выдели общую часть. Задание 3. Что можно сказать о значении этих слов? - Верно, значит, они произошли от одного слова. - От какого слова произошли все эти слова? б)постановка проблемного вопроса. - Если люди происходят из одного рода, из одной семьи, они похожи друг друга. Их называют родственниками. М: проблемный вопрос. - Подходит ли название «родственные» к нашим словам? Докажите. в) слово учителя. -По-другому, родственные слова называются «однокоренными», а их общая часть называется «корнем». М: работа с учебником. г) работа над правилом. - Откройте учебник на стр.91, прочитайте правило и ответьте на вопрос: «Правильно ли мы вывели правило?» М: беседа. - Какие слова называются однокоренными? - Как называется общая часть однокоренных слов? - Как по-другому называются однокоренные слова? - Приведите примеры родственных слов. | - Рыба - Рыбка - Рыбалка - Рыбак - Рыбачить - Общая часть –рыб-. (выделяют общую часть) - Слова схожи по значению. - От слова «рыба» -Да, т.к. все слова произошли от слова «рыба»,и похожи они общей частью -рыб-. (читают правило) - Да! -Слова близкие по значению и имеющие общую часть называются однокоренными. - Общая часть однокоренных слов называется корнем. -Родственные слова. (дети приводят примеры). | Опознавательные признаки. 1.Общая часть(корень). 2.Схожи по значению. |
Физ.минутка. | - Давайте проведем физ.минутку. - Володя, выйди и проведи физ.минутку. -Остальные повторяют за Володей. | (дети выполняют физ.минутку) | |
7. Закрепление изученного материала | а) работа по развитию орфографической зоркости. Упражнение 1. М: слово учителя. - Ребята, сейчас я вам прочитаю текст, в котором встречаются однокоренные слова. Ваша задача найти «чужака» (т.е. не однокоренное слово). - Всем ясно задание? М: наблюдение над языковым материалом Я.м. - Собрались у воды родственники. Подводник с Водицей беседуют. Водолаз с Водопадом на солнышке греются. Водитель на гармошке наигрывает. Водомерка с Водорослями разыгралась. Водичка по камушкам на одной ножке скачет. Даже сам Водяной пожаловал. И все старуху воду ждут. Вышла мудрая Вода на крыльцо, глянула на гостей, сразу чужака приметила. Велела ему прочь идти, в свою семью. М: опрос. (Фронтальный). - Кто же оказался чужаком среди родственников воды? - Почему гости не сразу приметили чужака? - Подберите однокоренные слова к слову ВОДИТЕЛЬ. Упражнение 2. М: наблюдение над языковым материалом Я.м. Запись на доске -лис- -мор- -вод- Лиса Море Вода Лисичка Морской Водичка Лисий Моряк Водный Лист Мороз Водитель М: дидактическая игра. - Одновременно в 3 домика приехали «родственники».Проверим ,правильно ли родственные слова заселились в домики. -Я буду называть слова ,если это слово не однокоренное - вы хлопаете. - Всем ясно задание? - Начнем! б)применение правила на практике. Упражнение 3. М: работа с рабочей тетрадью. - Открываем рабочую тетрадь на стр. 3, упр. 3. Я.м.рабочая тетрадь,стр. 3, упр. 3. 1. Допиши слова. 2. Подбери однокоренные. -Выполняем самостоятельно. -Поменяйтесь тетрадями и проверьте друг у друга. - Молодцы! | - Да - Водитель - Т.к. слово водитель тоже имеет корень –вод- ,но произошло оно от другого слова. - Водить, водит. - Да -Слова ЛИСТ, МОРОЗ, ВОДИТЬ- не правильно расселились в домики. (дети открывают рабочие тетради) (дети выполняют задание) | Упражнение 1 Формирует орфографическую зоркость. Логическая операция- синтез. Упражнение 2 Формирует орфографическую зоркость. Логическая операция- сравнение. Упражнение 3 Формирует умение подбирать однокоренные слова Логическая операция- подведение под понятие. |
8. Подведение Итогов урока | а) обобщающая беседа. М: беседа. – У каждого из нас есть родня. Кого мы так называем? -А какая родня может быть у слов? - Какие слова называются однокоренными? - Как называется общая часть однокоренных слов? - Подберите однокоренные слова, к словарному слову с которым мы сегодня познакомились! б) оценка работы детей на уроке. - Все ребята, которые активно работали на уроке заработали по листочку к своему дереву. | -Это дяди, тёти, братья, сёстры, родители и другие родственники. - Это родственные или однокоренные слова. - Слова схожие по значению и имеющие общую часть. - Корень - Города, городской, | Выдать листочки ученикам. |
9. Задавание домашнего задания. | -Дома выучите определение на стр.91. - Спасибо за урок! |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Зартдинова Эльвира Мугалимовна Урок по теме "Заглавная буква В. Корень, однокоренные слова. Продолжение знакомства с суффиксами"
Разработка урока обучения грамоте и письму ОС "Школа 2100" по учебнику «Моя любимая Азбука» Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева, О.В.Пронина и прописи «Мои волшебные пальчики» О.В.Пронина....
Урок русского языка во 2 классе по теме "Закрепление знаний об однокоренных словах и единообразном написании корня в однокоренных словах»
Данный урок представлен в игровой технологии в форме игры "Счастливый случай" по учебнику А. В. Поляковой....

Урок обучения грамоте. Заглавная буква В. Продолжение знакомства с суффиксом и корнем. Наблюдение над однокоренными словами.
Урок формирует умение различать гласные и согласные звуки; умение понимать роль заглавных букв в русском языке; умение анализировать текст с учётом формирования личностных УУД. Продолжаетс...
Однокоренные слова. Корень слова. Единообразное написание корня в однокоренных словах
Технологическая карта урока по русскому языку во 2 классе. УМК "Школа России"...

Конспект урока по рускому языку, 3 класс, Школа России, "Однокоренные слова, обобщение, уточнение, представление об однокоренных (родственных) словах, о корне слова."
Конспект урока по рускому языку, 3 класс, Школа России, "Однокоренные слова, обобщение, уточнение, представление об однокоренных (родственных) словах, о корне слова."...
Русский язык 3 кл. УМК "Школа России" "Однокоренные слова. Обобщение и уточнение представлений об однокоренных словах, о корне слова"
Цели деятельности учителя:способствовать закреплению представлений об однокоренных словах; развивать умение распознавать однокоренные слова в тексте и самостоятельно их записывать.Планируемые результа...

Корень слова. Однокоренные слова. Написание корня в однокоренных словах. Толковый словарь О.Н. Трубачева.
На этом уроке ребята научатся находить корень в словах и пользоваться словарем О.Н. Трубачева....