Урок обучения грамоте. Заглавная буква В. Продолжение знакомства с суффиксом и корнем. Наблюдение над однокоренными словами.
план-конспект урока по чтению (1 класс) по теме
Урок формирует умение различать гласные и согласные звуки; умение понимать роль заглавных букв в русском языке; умение анализировать текст с учётом формирования личностных УУД. Продолжается знакомство с суффиксом и корнем, ребята учатся выделять корень, подбирать однокоренные слова. При помощи суффиксов образуют новые слова.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
bukva_v_ageenko.docx | 26.85 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Заглавная буква В. Продолжение знакомства с суффиксами и корнем. Наблюдение над однокоренными словами.
Цели:
– формируем умение различать гласные и согласные звуки;
– формируем умение понимать роль заглавных букв в русском языке;
– умение анализировать текст с учётом формирования личностных УУД:
1) формируем умение выказывать своё эмоциональное отношение к героям;
2) формируем мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;
3) формируем умение оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.
- Организационный момент.
- Ребята, улыбнитесь друг другу, улыбнитесь мне.
С удовольствием вижу, что настроение у вас радостное,
- Актуализация знаний. Работа в «Букваре».
-Давайте вспомним, с какими звуками вы познакомились на прошлом уроке? Слайд 1 (назовите слова)
Дайте характеристику этих звуков.
- Какой буквой обозначают эти звуки? Чем отличается буква от звука? (Букву мы пишем, читаем, а звук мы произносим, слышим)
- Почему одни звуки твёрдые, а другие мягкие?
(Их смягчает гласный звук и)
Слайд 2
ΙΙΙ. Постановка учебной проблемы. Открытие нового знания.
1. Работа в «Букваре». (Открыли букварь).
1) Наблюдение над однокоренными словами.
-Какую мы можем выполнить учебную задачу? Подумайте. (Нам нужно найти корень)
– Давно это было. На одной волшебной полянке поселились корни слов. Они обладали удивительной способностью «разрастаться». Когда корень «разрастался», из него появлялись новые слова-веточки.
вод-, -трав-, -слов-, -сов-
– Прочитайте слова первого столбика про себя, выделите корень.
– Из какого корня выросли эти слова на вашей полянке?
– Прочитайте слова второго столбика.
– Выделите корень.
– Прочитайте слова третьего столбика.
– Какой корень?
– Прочитайте ещё раз слова.
– А какие слова ещё могут вырасти на каждом дереве? Приведите примеры.
2) – В каких словах увидели суффиксы?
– Выделите суффиксы.
– Прочитайте группы однокоренных слов.
Слайд 3 (Проверьте)
3) –Позовите слова к себе в гости, поставьте ударение.
–Прочитайте корни с ударным гласным.
–Прочитайте корни с безударным гласным.
– Что заметили? Какой вывод можно сделать?
(Вывод: корни однокоренных слов под ударением и без ударения пишутся одинаково)
2. Применение нового знания
1) Наблюдение над образованием новых слов.
–А какую ещё задачу мы должны поставить перед собой?
(Мы можем образовывать новые слова)
– А теперь давайте посмотрим, как можно образовать новые слова.
(Вы будете работать в парах, возьмите простой карандаш)
– Хочу задать вам хитрые вопросы:
– Как большой дом превратить в маленький? (Дом – домик.)
– Как ласково назвать сына? (Сын – сынок.)
– Какая часть слова помогает вам? (Суффиксы -ок-, -ик-.)
– Объедините слова в группы с разными суффиксами. Проверьте, так ли у вас получилось.
1-я группа 2-я группа
дом – домик сын – сынок
сад – садик сыр – сырок
плот – плотик дым – дымок
– Какой вывод можно сделать? (Суффиксы образуют новые слова)
– Для чего нужно уметь образовывать слова?
(Пополнять свой словарный запас, использовать их в своей речи)
Слайд 4 (Найдите лишнюю букву.)
- Какую мы можем выполнить учебную задачу? Какая будет тема нашего урока? (Правописание слов с заглавной буквы)
- Посмотрите и выберите букву, которую нужно написать в этих словах. Слайд 5, 7,
- Кто выполнил правильно?
Почему вы выбрали эту букву? Докажите. Проверка. Слайд 6, 8.
Вывод.
Правило: имена людей, названия городов, рек пишем с большой буквы.
– Прочитайте про себя имена в букваре
( Чтение слов, обозначающих имена собственные.)
Прочитайте слова, которые на доске. Что они обозначают?
(Они обозначают имена собственные)
– Прочитайте вслух имена девочек.
– Прочитайте имена мальчиков.
–Что вы здесь заметили? (Мы заметили, что слова написаны с заглавной буквы ). Почему? (Имена)
– Подчеркните заглавную букву в именах. (На доске и в тетради)
– Какая заглавная буква понадобилась для этих слов? (Буква В)
Подтвердилось ли наше предположение? Да. (Открываю тему урока)
Ребята, Выберите в столбиках те имена, которые произносятся ласково.
(Вадик, Владик)
ΙV. Физкультминутка.
Хомка, хомка, хомячок,
Полосатенький бочок,
Хомка раненько встаёт,
Щёчки моет, шейку трёт,
Подметает хомка хатку
И выходит на зарядку.
Раз, два, три, четыре, пять
Хомка хочет сильным стать.
Раз, два – выше голова.
Три, четыре – руки шире.
Пять, шесть – тихо сесть.
V. Применение нового знания
1. Прогнозирование содержания текста
1) Работа с текстом до чтения.
- Рассмотрите иллюстрацию. Можно сказать, кто автор этой выставки? Какую учебную задачу мы выполним?
(Нам нужно рассмотреть иллюстрации и предположить, что будет в тексте, высказать своё отношение к происходящему)
Высказывают предположения
- Ребята, как же называется наш текст? Прочитайте.
- А как вы понимаете слово «выставка»?
(Выставляются работы на обозрение)
– Что представлено на выставке?
– Кто автор этой выставки?
- А где она расположена?
– Как догадались?
- А что же нам теперь предстоит сделать? (Прочитать)
Чтение рассказа «Наша выставка» (с. 98).
Самостоятельное чтение текста про себя
- Подтвердилось ли ваше предположение?
- Выполнили мы учебную задачу?
2) Работа с текстом во время чтения.
– Из скольких частей состоит наш текст. (Я думаю, что в тексте 3 части).
Докажите. (3 раза встречается красная строка).
1- ый абзац читаем по цепочке.
- О ком вы прочитали в этой части?
- Какие слова здесь написаны с заглавной буквы. Почему?
(Имена детей.)
- Что можете сказать об этих ребятах?
(Они сами изготовили работы)
3) Выборочное чтение.
- Что изготовили Виктор и Владик?
- Объясните, что такое водопад?
Посмотрите на иллюстрацию: вода падает вниз с большой высоты.
- Кто вышил коврик с вигвамом? Что такое вигвам?
Жилище индейцев. Слайд 9
- А полочку кто сделал?
- Кому нравится печь торты и пироги?
- Подумайте, о чём может быть книга у Павлика? Ваши предположения.
- Догадайтесь, как зовут мальчика, который изображён на картинке?
Прочитайте предложение во второй части.
- Какой вопрос можно задать?
(- Что принёс Вова на выставку?)
- А как вы думаете, принимал ли Вова участие в выращивании кактуса? Как он помогал?
- Сколько ребят принимали участие в выставке? (8)
–Прочитайте все имена.
– Какая буква понадобилась для записи этих слов?
(Заглавная или большая)
–Прочитайте последнее предложение.
–Какой вопрос можно задать?
(Кто ещё мог прийти на выставку?)
Физкультминутка.
Если услышите имя собственное – хлопаете, если нет, то приседаете.
Виктор, ветер, Валя, ведро, витрина, Воронеж, вареник, Волгоград, Виктория, ворона, Василий, дверь, Вова, Владислав
- Давайте попробуем по нашему рассказу задать друг другу вопросы и проведём конкурс на самого лучшего “Почемучку”.
4) Творческое задание.
– Придумайте продолжение этого рассказа. Останутся ли довольны мамы и папы? А что скажет Вовина мама? Понравилась ли выставка посетителям?
ΙV. Итог
– Какая была тема урока?
– Что нового мы узнали об образовании слов в русском языке?
– Вспомните однокоренные слова, о которых мы говорили.
– А что из сегодняшнего урока пригодится нам и на других уроках?
V. Рефлексия
– Какая работа на выставке заинтересовала вас больше всех?
–Кто её выполнил?
– Кто доволен сегодня своей работой? Оцените свою работу. Отметьте настроение на смайлике.
Слайд 10
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
урок обучения грамоте "Заглавная буква Ю. Космическое путешествие. Упражнения в чтении.
На данном уроке дети, совершая космическое путешествие, знакомятся с заглавной буквой Ю. Учатся её печатать. Вся работа построена в интересной форме....
Презентация к уроку Обучение грамоте "Заглавная буква Ф"
Презентация к уроку по обучению грамоте 1 класс по программе "Школа 2100". Тема " Заглавная буква Ф" (чтение + письмо).....
урок обучение грамоте "Заглавные буквы ГРПТ" "Школа 2100"
Интегрированный урок обучение грамоте и презентаци к нему "Написание заглавных букв Г,П,Р,Т." " Заглавные буквы Г,П,Р,Т. Упражнени в чтении". В презентации даны иллюстрации к пониманию сложных с...
Урок обучения грамоте "Заглавная буква Э. Чтение слов, предложений, текста с изученными буквами"
Познакомиться с заглавной буквой Э, с людьми искусства, с энциклопедиями...
К уроку обучения грамоте "Заглавная буква З. Звонкие и глухие согласные"
Презентация с иллюстрациями к уроку....
Урок обучения грамоте Заглавная буква М"
Урок обучения грамоте "Заглавная бува М" составлен с применением игровой технологии....
Презентация к уроку обучения грамоте "Заглавная буква Ч. Слова- предметы кто?что?"
Презентация составлена на основе страницы темы урока с включением национально-регионального компонента (населёнными пунктами Республики Коми). Иллюстрационный материал поможет ученику лучше воспр...
Комментарии
Важно научить детей понимать
Важно научить детей понимать прочитанное, находить в тексте однокоренные слова, давать характеристику гласным и согласным звукам, понимать роль заглавных букв в русском языке.