Урок обучения грамоте. Заглавная буква В. Продолжение знакомства с суффиксом и корнем. Наблюдение над однокоренными словами.
план-конспект урока по чтению (1 класс) по теме

Агеенко Тамара Андреевна

Урок формирует умение различать гласные и согласные звуки;  умение понимать роль заглавных букв в русском языке;  умение анализировать текст с учётом формирования личностных УУД. Продолжается знакомство с суффиксом и корнем, ребята учатся выделять корень, подбирать однокоренные слова. При помощи суффиксов образуют новые слова.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл bukva_v_ageenko.docx26.85 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Заглавная буква В. Продолжение знакомства с суффиксами и корнем. Наблюдение над однокоренными словами.

Цели:

– формируем умение различать гласные и согласные звуки;

– формируем умение понимать роль заглавных букв в русском языке;

– умение анализировать текст с учётом формирования личностных УУД:

1) формируем умение выказывать своё эмоциональное  отношение к героям;

2) формируем мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;

3) формируем умение оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

 

  1. Организационный момент.  

  - Ребята, улыбнитесь друг другу, улыбнитесь мне.

С удовольствием вижу, что настроение у вас радостное,

  1.  Актуализация знаний.  Работа в «Букваре».

-Давайте вспомним, с какими звуками вы познакомились на прошлом уроке? Слайд 1 (назовите слова)

Дайте характеристику этих звуков.

- Какой буквой обозначают эти звуки? Чем отличается буква от звука? (Букву мы пишем, читаем, а звук мы произносим, слышим)

- Почему одни звуки твёрдые, а другие мягкие?

(Их смягчает гласный звук и)

Слайд  2  

ΙΙΙ. Постановка учебной проблемы. Открытие нового знания.

              1. Работа в «Букваре». (Открыли букварь).

1)  Наблюдение над однокоренными словами.

 -Какую мы можем выполнить учебную задачу? Подумайте. (Нам нужно найти корень)

– Давно это было. На одной волшебной полянке поселились корни слов. Они обладали удивительной способностью «разрастаться». Когда корень «разрастался», из него появлялись новые слова-веточки.

вод-, -трав-, -слов-, -сов-

– Прочитайте слова первого столбика про себя, выделите корень.

– Из какого корня выросли эти слова на вашей полянке?

– Прочитайте слова второго столбика.

– Выделите корень.

– Прочитайте слова третьего столбика.

– Какой корень?

– Прочитайте ещё раз слова.

– А какие слова ещё могут вырасти на каждом дереве? Приведите примеры.

2) – В каких словах увидели суффиксы?

– Выделите суффиксы.

– Прочитайте группы однокоренных слов.

Слайд 3 (Проверьте)

3) –Позовите слова к себе в гости, поставьте ударение.

    –Прочитайте корни с ударным гласным.

    –Прочитайте корни с безударным гласным.

    – Что заметили? Какой вывод можно сделать?

(Вывод:   корни однокоренных слов под ударением и без ударения пишутся одинаково)

2. Применение нового знания

1) Наблюдение над образованием новых слов.          

–А какую ещё задачу мы должны поставить перед собой?

(Мы можем образовывать новые слова)

– А теперь давайте посмотрим, как можно образовать новые слова.

 (Вы будете  работать в парах, возьмите простой карандаш)

– Хочу задать вам хитрые вопросы:

– Как большой дом превратить  в  маленький? (Дом – домик.)

– Как ласково назвать сына? (Сын – сынок.)

– Какая часть слова помогает  вам? (Суффиксы -ок-, -ик-.) 

– Объедините слова в группы с разными суффиксами. Проверьте, так ли у вас получилось.

            1-я группа                                2-я группа

       дом – домик                              сын – сынок

       сад – садик                               сыр – сырок

       плот – плотик                         дым – дымок

– Какой вывод можно сделать? (Суффиксы образуют новые слова)

– Для чего нужно уметь образовывать слова?

(Пополнять свой словарный запас, использовать их в своей речи)

Слайд 4 (Найдите лишнюю букву.)

      - Какую  мы можем выполнить учебную задачу? Какая будет тема нашего урока? (Правописание слов с заглавной буквы)

- Посмотрите и выберите букву, которую нужно написать в этих словах. Слайд 5, 7,

- Кто выполнил правильно?  

Почему вы выбрали эту букву? Докажите. Проверка. Слайд  6,  8.

Вывод. 

Правило: имена людей, названия городов, рек пишем с большой буквы.

– Прочитайте про себя имена в букваре

( Чтение слов, обозначающих имена собственные.)

Прочитайте слова, которые на доске. Что они обозначают?

(Они обозначают имена собственные)

– Прочитайте вслух имена девочек.

– Прочитайте имена мальчиков.

–Что вы здесь заметили?  (Мы заметили, что слова написаны с заглавной буквы ). Почему? (Имена)

– Подчеркните заглавную букву в именах. (На доске и в тетради)

– Какая заглавная буква понадобилась для этих слов? (Буква В)

Подтвердилось ли  наше предположение? Да.  (Открываю тему урока)

  Ребята, Выберите в столбиках те имена, которые произносятся ласково.

     (Вадик, Владик)

ΙV. Физкультминутка.

Хомка, хомка, хомячок,

Полосатенький бочок,

Хомка раненько встаёт,

Щёчки моет, шейку трёт,

Подметает хомка хатку

И выходит на зарядку.

Раз, два, три, четыре, пять

Хомка хочет сильным стать.

Раз, два – выше голова.

Три, четыре – руки шире.

Пять, шесть – тихо сесть.

V. Применение нового знания

     

1. Прогнозирование содержания текста

1) Работа с текстом до чтения.

  - Рассмотрите иллюстрацию. Можно сказать, кто автор этой выставки? Какую учебную задачу мы выполним?

(Нам нужно рассмотреть иллюстрации и предположить, что будет в тексте, высказать своё отношение к происходящему)

Высказывают предположения

 - Ребята, как же называется наш текст? Прочитайте.

 - А как вы понимаете слово «выставка»?

(Выставляются работы на обозрение)

– Что представлено на выставке?

– Кто автор этой выставки?

 - А где  она расположена?

– Как догадались?

- А что же нам теперь предстоит сделать? (Прочитать)

     Чтение рассказа «Наша выставка» (с. 98).

Самостоятельное чтение текста про себя

 - Подтвердилось ли ваше предположение?

 - Выполнили мы учебную задачу?

2) Работа с текстом во время чтения.

Из скольких частей состоит наш текст. (Я думаю, что в тексте 3 части).

Докажите. (3 раза встречается красная строка).

 1- ый абзац читаем по цепочке.

 - О ком  вы прочитали в этой части?

-  Какие слова здесь написаны с заглавной буквы. Почему?

(Имена детей.)

- Что можете сказать об этих ребятах?

(Они  сами изготовили работы)

3) Выборочное чтение.

 - Что  изготовили Виктор и Владик?

 - Объясните, что такое водопад?

 Посмотрите на иллюстрацию: вода падает вниз с большой высоты.

- Кто вышил коврик с вигвамом?  Что такое  вигвам?

Жилище индейцев.  Слайд 9

 - А полочку кто сделал?

 - Кому нравится печь торты и пироги?

 - Подумайте, о чём может быть книга у Павлика? Ваши предположения.

- Догадайтесь, как зовут мальчика, который изображён на картинке?

Прочитайте предложение во второй части.

 - Какой вопрос можно задать?

(- Что  принёс Вова на выставку?)

- А как вы думаете, принимал ли Вова участие в выращивании  кактуса? Как он помогал?

- Сколько ребят принимали участие в выставке? (8)

Прочитайте все имена.

– Какая буква понадобилась для записи этих слов?

(Заглавная или большая)

Прочитайте последнее предложение.

–Какой вопрос можно задать?

(Кто ещё мог прийти на выставку?)

Физкультминутка.

Если услышите имя собственное – хлопаете, если нет, то приседаете.

Виктор, ветер, Валя, ведро, витрина, Воронеж, вареник, Волгоград, Виктория, ворона, Василий, дверь, Вова, Владислав

- Давайте попробуем по нашему рассказу задать друг другу вопросы и проведём конкурс на самого лучшего “Почемучку”.

4) Творческое задание.

– Придумайте продолжение этого рассказа. Останутся ли  довольны мамы и папы? А что скажет Вовина мама? Понравилась ли выставка посетителям?

ΙV. Итог

– Какая была тема урока?

– Что нового мы узнали об образовании слов в русском языке?  

– Вспомните однокоренные слова, о которых мы говорили.

– А что из сегодняшнего урока пригодится нам и на других уроках?

V. Рефлексия

– Какая работа на выставке заинтересовала вас больше всех?

–Кто её выполнил?

– Кто доволен сегодня своей работой? Оцените  свою работу. Отметьте  настроение на смайлике.

         Слайд 10

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок обучения грамоте "Заглавная буква Ю. Космическое путешествие. Упражнения в чтении.

На данном уроке дети, совершая космическое путешествие, знакомятся с заглавной буквой Ю. Учатся её печатать. Вся работа построена в интересной форме....

Презентация к уроку Обучение грамоте "Заглавная буква Ф"

Презентация к уроку по обучению грамоте 1 класс по программе "Школа 2100".  Тема " Заглавная буква Ф" (чтение + письмо).....

урок обучение грамоте "Заглавные буквы ГРПТ" "Школа 2100"

Интегрированный урок обучение грамоте и презентаци к нему "Написание заглавных букв Г,П,Р,Т." " Заглавные буквы Г,П,Р,Т. Упражнени в чтении". В  презентации даны иллюстрации к пониманию сложных с...

Урок обучения грамоте "Заглавная буква Э. Чтение слов, предложений, текста с изученными буквами"

Познакомиться с заглавной буквой Э, с людьми искусства, с энциклопедиями...

Урок обучения грамоте Заглавная буква М"

Урок обучения грамоте "Заглавная бува М" составлен с применением игровой технологии....

Презентация к уроку обучения грамоте "Заглавная буква Ч. Слова- предметы кто?что?"

Презентация составлена на основе страницы темы урока с включением национально-регионального компонента (населёнными пунктами Республики Коми). Иллюстрационный материал поможет ученику лучше воспр...


 

Комментарии

Агеенко Тамара Андреевна

Важно научить детей понимать прочитанное, находить в тексте однокоренные слова, давать характеристику гласным и согласным звукам, понимать роль заглавных букв в русском языке.